Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 10. Рассмотрение жалоб граждан Уполномоченным
1. Уполномоченный рассматривает письменные жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - заявители), находящихся на территории области, на решения или действия (бездействие) органов и должностных лиц, государственных и муниципальных служащих Оренбургской области, руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, если ранее заявитель уже исчерпал возможные способы защиты своих прав и свобод в административном и судебном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
Уполномоченный не принимает к рассмотрению жалобы на решения Законодательного Собрания.
Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным.
2. Уполномоченный принимает к рассмотрению жалобы, поданные заявителем лично или через его законного представителя.
3. Жалоба подается Уполномоченному в срок не позднее 12 месяцев со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.
4. Жалоба должна быть подана в письменной форме и содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушавших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.
5. Получив жалобу, Уполномоченный имеет право:
принять жалобу к рассмотрению;
передать жалобу органу или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу. Не допускается передача жалобы органу или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются;
отказать в принятии жалобы к рассмотрению с разъяснением заявителю причин отказа;
разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод.
О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок письменно уведомляет заявителя. В случае рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также орган или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
6. При проведении проверки по принятой к рассмотрению жалобе заявителя Уполномоченный вправе:
беспрепятственно посещать органы государственной власти Оренбургской области, органы местного самоуправления Оренбургской области, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать организации, общественные объединения, за исключением случаев, установленных законодательством;
обращаться к компетентным государственным органам или должностным лицам с предложением провести проверку фактов, изложенных в жалобе заявителя;
запрашивать и получать в установленном порядке необходимые для рассмотрения жалобы сведения, документы, материалы и объяснения от органов и должностных лиц;
проводить самостоятельно или совместно с компетентными органами и должностными лицами проверку деятельности органов и должностных лиц, относительно которых он располагает информацией о допущенных ими грубых или массовых нарушениях прав и свобод человека и гражданина.
7. По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов государственной власти Оренбургской области, органов местного самоуправления Оренбургской области и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
8. При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить органу или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки.
9. В случае установления факта нарушения прав заявителя Уполномоченный направляет органу или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению нарушенных прав и свобод.
10. Орган или должностное лицо, получившие запрос, предложение, ходатайство или заключение Уполномоченного, обязаны в течение 30 дней рассмотреть их и в письменной форме сообщить Уполномоченному о результатах рассмотрения.
11. В случае, если орган или должностное лицо, получившие заключение Уполномоченного, не сообщили своевременно о принятых ими мерах по восстановлению нарушенных прав и свобод заявителя, а также в других случаях Уполномоченный вправе:
направить государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;
обратиться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
обратиться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи.
12. О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан письменно известить заявителя не позднее 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
13. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.
14. Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
15. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.