Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Оренбургской области
от 27 мая 2010 г. N 368-пп
Областная целевая программа
"Энергосбережение и повышение энергоэффективности
в Оренбургской области на 2010 - 2015 годы"
30 декабря 2010 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы |
|
областная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Оренбургской области на 2010 - 2015 годы" (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы |
|
Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; распоряжение Губернатора Оренбургской области от 31 июля 2009 года N 250-р "О разработке областной целевой программы "Повышение эффективности энергопотребления и энергосбережение в Оренбургской области на 2010 - 2015 годы" |
Государственный заказчик - координатор Программы |
|
министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области |
Государственные заказчики Программы |
|
органы исполнительной власти Оренбургской области |
Основные разработчики Программы |
|
министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области; министерство здравоохранения и социального развития Оренбургской области; министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области; министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области; министерство образования Оренбургской области; министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области; министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области; департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов; главное управление по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области; Управление внутренних дел по Оренбургской области (по согласованию) |
Исполнители Программы |
|
органы исполнительной власти Оренбургской области; администрации городов и районов Оренбургской области (по согласованию); хозяйствующие субъекты Оренбургской области (по согласованию) |
Цель и задачи Программы |
|
основная цель Программы - обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий, повышения энергетической эффективности в секторах экономики Оренбургской области и снижения энергоемкости валового регионального продукта. Основные задачи Программы: внедрение инновационных энергосберегающих технических средств и технологий, снижение удельного потребления топливно-энергетических ресурсов, расширение использования возобновляемых источников энергии, снижение техногенной нагрузки на окружающую среду, обеспечение энергетической безопасности, надежности и устойчивости энергообеспечения потребителей области, создание условий для внедрения энергосбережения |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
|
ежегодное снижение энергоемкости валового регионального продукта на 3,5 процента; снижение теплопотребления за 2010 - 2015 годы на 4762,5 тыс. Гкал, в том числе в: промышленном производстве - на 2571,1 тыс. Гкал; малом и среднем бизнесе - на 590,6 тыс. Гкал; агропромышленном комплексе - на 666,8 тыс. Гкал; жилищно-коммунальном хозяйстве - на 762,1 тыс. Гкал; бюджетной сфере - на 171,3 тыс. Гкал; снижение электропотребления за период 2010 - 2015 годы, всего на 3354,6 млн. кВтч., в том числе в: промышленном производстве - на 1811,6 млн. кВт.ч.; малом и среднем бизнесе - на 416,3 млн. кВт.ч; агропромышленном комплексе - на 459,6 млн. кВт.ч.; жилищно-коммунальном хозяйстве - на 536,5 млн. кВт.ч.; бюджетной сфере - на 130,6 млн. кВтч. |
Срок реализации Программы |
|
2010 - 2015 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
|
общий объем финансирования Программы - 48832062 тыс. рублей, в том числе: собственные средства хозяйствующих субъектов - 41002774 тыс. рублей; заемные средства хозяйствующих субъектов - 7479858 тыс. рублей; областной бюджет - 349430 тыс. рублей. Примечание. Собственные и заемные средства хозяйствующих субъектов привлекаются на договорной основе |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
|
экономический эффект в сумме 3653200 тыс. рублей от снижения энергоемкости валового регионального продукта в 2010 - 2015 годах за счет внедрения энергосберегающих мероприятий |
Организация управления и система контроля за исполнением Программы |
|
управление исполнением и контроль за ходом реализации Программы осуществляет министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Оренбургская область входит в число наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. В структуре производства валового регионального продукта в 2009 году доля промышленности составляет 55,0 процента, сельского хозяйства - 8,5 процента, транспорта и связи - 7,5 процента, торговли и услуг - 9,5 процента, строительства - 5,0 процента, прочих отраслей - 14,5 процента.
В отраслевой структуре регионального производства промышленной продукции сложилось следующее соотношение: добыча полезных ископаемых - 52,5 процента, доля обрабатывающих производств - 32,4 процента, производство, распределение электроэнергии, газа и воды - 15,1 процента.
Энергоемкость экономики достаточно высока. Это связано с преобладанием в структуре производства энергоемких отраслей и с особыми природно-климатическими условиями, поэтому снижение энергоемкости валового регионального продукта (далее - ВРП) в Оренбургской области требует выработки и последовательного воплощения долгосрочной государственной стратегии, координации усилий органов исполнительной власти, крупного, среднего и малого бизнеса, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия всех участников процесса.
Программа направлена на создание в Оренбургской области организационно-финансовых механизмов взаимодействия, концентрацию ресурсов субъектов экономики и построение функциональной системы управления в сфере энергосбережения. Программно-целевой метод позволяет последовательно решать вопросы повышения уровня энергоэффективности во всех сферах экономической деятельности.
Исполнение Программы носит долгосрочный характер, что обусловлено необходимостью изменения системы отношений на рынках энергоносителей, модернизации значительной части производственной, инженерной, социальной инфраструктуры и их развития на новой технологической базе.
Реализация программных мероприятий требует привлечения значительных финансовых средств. Это собственные средства хозяйствующих субъектов, кредитные и другие заемные ресурсы. Предусматривается субсидирование из областного бюджета расходов на уплату части процентов по кредитам, привлекаемым хозяйствующими субъектами.
Государственная поддержка окажет значительное стимулирующее влияние на реализацию мероприятий по энергосбережению и позволит задействовать значительные внебюджетные источники финансирования.
Настоящая Программа является одним из инструментов, способствующих формированию базы для повышения энергоэффективности и инвестиционной привлекательности Оренбургской области.
2. Основная цель, задачи Программы, целевые индикаторы
и показатели эффективности реализации Программы
Основная цель Программы - обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий, повышения энергетической эффективности в секторах экономики Оренбургской области и снижения энергоемкости валового регионального продукта.
В ходе реализации Программы необходимо решить следующие задачи:
внедрение инновационных энергосберегающих технических средств и технологий, снижение удельного потребления топливно-энергетических ресурсов в экономике области;
расширение использования возобновляемых источников энергии;
снижение техногенной нагрузки на окружающую среду;
обеспечение энергетической безопасности, надежности и устойчивости энергоснабжения потребителей области;
создание условий для внедрения энергосбережения в Оренбургской области.
Важнейшим целевым индикатором Программы является ежегодное снижение энергоемкости валового регионального продукта на 3,5 процента. Пороговые значения ежегодной экономии в сфере теплоснабжения и электроснабжения заданы исходя из индикативного метода расчета и приведены в таблице N 1.
Целевые индикаторы и показатели, достижение которых обеспечивается в результате реализации Программы, приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Таблица N 1
Пороговые значения
показателей снижения энергоемкости ВРП Оренбургской области
N п/п |
Наименование |
2007 г. (отчет ЦСУ) |
2008 г. (отчет) |
2009 г. (оценка) |
Прогноз |
|||||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. |
Валовый региональный продукт* (в основных ценах), млн. рублей (статистические данные и прогноз) |
375072,7 |
473900,0 |
427270,0 |
459600,0 |
500500,0 |
547100,0 |
596339,0 |
650000,0 |
708501,0 |
1а. |
Валовый региональный продукт* (в ценах 2007 г.), млн. рублей (статистические данные и прогноз) |
375072,7 |
395701,6 |
364045,6 |
367686,0 |
372465,9 |
378052,9 |
384101,8 |
390631,5 |
397662,9 |
2. |
Электропотребление, млн. кВтч (статистические данные и прогноз) |
16105,2 |
16185,0 |
15376,0 |
15530 |
15685 |
15873 |
16064 |
16257 |
16452 |
3. |
Теплопотребление, тыс. Гкал (статистические данные и прогноз) |
22862,0 |
22976,3 |
21827,5 |
22046 |
22266 |
22533 |
22803 |
23076 |
23352 |
4. |
Энергопотребление**, тыс. тонн условного топлива (далее - т.у.т.) (без топливной составляющей) Стр 4 = Стр 2 х 0,123 + Стр 3 х 0,142 |
5227,3 |
5253,3 |
4990,7 |
5040,7 |
5113,3 |
5152,1 |
5213,9 |
5276,4 |
5339,5 |
5. |
кВтч/рублей Стр 5 = стр 2 / стр 1 (стр 2/стр 1а) |
0,0429 |
0,0409 |
0,0422 |
0,0422 |
0,0421 |
0,0419 |
0,0418 |
0,0416 |
0,0413 |
6. |
т.у.т./тыс. рублей Стр 6 = стр 4/стр 1 (стр. 4/стр 1а) |
0,0139 |
0,0133 |
0,0137 |
0,0137 |
0,0137 |
0,0136 |
0,0136 |
0,0135 |
0,0134 |
7. |
Энергоемкость ВРП с учетом планируемого ежегодного ее снижения на 3,5 процента за счет реализации мероприятий ОЦП (по отношению к 2007 г.), т.у.т./тыс. рублей |
0,0139 |
0,0133 |
0,0137 |
0,0132 |
0,0127 |
0,0122 |
0,0117 |
0,0112 |
0,0108 |
8. |
Ежегодное снижение энергоемкости ВРП, т.у.т./тыс. рублей |
- |
- |
- |
0,0007 |
0,0005 |
0,0005 |
0,0005 |
0,0005 |
0,0004 |
9. |
Экономический эффект от снижения энергоемкости ВРП в основных ценах***, (млн. рублей) Строка 9 = стр. 1 х стр. 8 х 2085 руб/т.у.т. |
- |
- |
- |
670,8 |
521,8 |
570,4 |
621,7 |
677,6 |
590,9 |
* Показатели валового регионального продукта и индекса промышленного производства взяты на основании прогноза социально-экономического развития Оренбургской области (постановление Правительства Оренбургской области от 01.10.2009 N 516-пп).
** 0,123 - коэффициент перевода кВтч в т.у.т.; 0,142 - коэффициент перевода Гкал в т.у.т.
*** Стоимость 1 т.у.т. = 2085 руб/т.у.т. рассчитана по среднегодовой розничной цене 1000 куб. метров природного газа = 2512 рублей (без учета НДС)
3. Перечень мероприятий Программы
Система мероприятий по достижению цели и показателей Программы сформирована по принципу обеспечения комплексного подхода к решению поставленных задач. Это позволит в процессе повышения энергоэффективности отдельных секторов экономики, бюджетной и социальной сфер добиться повышения энергоэффективности экономики области в целом.
Для решения задачи по внедрению инновационных технологий и повышению эффективности энергопотребления необходимо:
провести модернизацию и повышение энергетической эффективности действующей энергетической базы, внедрение энергосберегающих технологий, материалов и оборудования на предприятиях области;
расширить использование малых генерирующих установок, автономных систем энергосбережения и других возможностей малой энергетики;
обеспечить строительство газопоршневых мини-ТЭЦ и мини-котельных;
способствовать замещению природного газа бурым углем Тюльганского угольного разреза как более дешевым видом топлива на качественно новом уровне развития технологий;
организовать проведение обязательных комплексных энергетических обследований организаций бюджетной сферы в соответствии с существующей законодательной базой.
Для расширения использования возобновляемых источников энергии на территории области необходимо проведение комплекса мероприятий, направленных на:
модернизацию тепловой энергетики, в том числе с внедрением в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и возобновляемых источников энергии (ветра, солнечной энергии и др.);
строительство ветроэнергетических парков и электростанций гибридной системы на основе возобновляемых источников энергии;
проведение изыскательских работ и технико-экономических обоснований использования альтернативных возобновляемых источников энергии по районам области, проектирование изготовление и проведение испытаний опытных образцов ветрогенератора и безнапорной погружной микроГЭС;
приобретение, производство и внедрение малогабаритных ветроэлектростанций.
Для повышения экологической безопасности и снижения техногенной нагрузки на окружающую среду необходимо:
внедрить проекты по сокращению выбросов парниковых газов в рамках Киотского протокола;
обеспечить снижение выбросов в атмосферу попутного нефтяного газа на предприятиях нефтяной отрасли, за счет использования его в электроэнергетике и технологиях комприрования.
Для обеспечения энергетической безопасности, надежности и устойчивости снабжения энергоресурсами потребителей предусмотрены мероприятия по:
внедрению автоматизированных систем коммерческого учета энергоресурсов;
проведению государственной экспертизы проектно-сметной документации для бюджетных учреждений области;
внедрению техно-рабочего проекта "Информационно-аналитическая система топливно-энергетического баланса Оренбургской области";
организации мониторинга потребления энергоресурсов и созданию комплекса нормативных правовых актов.
Для создания условий по внедрению энергосбережения в Оренбургской области предусматриваются:
осуществление финансовой поддержки хозяйствующих субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность, в виде предоставления грантов на реализацию социально значимых инвестиционных проектов;
См. также постановление Правительства Оренбургской области от 28 февраля 2011 г. N 120-п "О порядке предоставления из областного бюджета грантов хозяйствующим субъектам, осуществляющим инвестиционную деятельность, на реализацию социально значимых инвестиционных проектов в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности"
разработка цикла учебных программ и осуществление специализированными учебными организациями образовательной деятельности (подготовка и переподготовка кадров, повышение квалификации) специалистов различных отраслей экономики области;
производство и продажа энергетических устройств с высокой энергетической эффективностью;
информационное обеспечение и организация конкурсов по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Программой предусматривается активное вовлечение внебюджетных финансовых, трудовых и материально-технических ресурсов, которые необходимы для выполнения запланированных мероприятий.
Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства областного бюджета, заемные и собственные средства предприятий и организаций, производящих и потребляющих топливно-энергетические ресурсы (приложение N 3 к настоящей Программе).
К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования мероприятий Программы, относятся инвестиционные составляющие тарифов регулируемых организаций, собственные средства предприятий и организаций, заинтересованных в осуществлении программ; кредиты банков и другие поступления.
Перечень мероприятий Программы, финансируемых из областного бюджета, приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.
Ежегодно при формировании областного бюджета на текущий финансовый год и плановый период объемы ассигнований из областного бюджета и внебюджетных источников уточняются с учетом уровня цен, ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации и оценки результативности мероприятий Программы, достижения целевых индикаторов и показателей.
Государственный заказчик Программы имеет право в течение года в пределах выделенных средств областного бюджета перераспределять объемы финансирования программных мероприятий в части возмещения затрат на уплату процентов по кредитам банков между предприятиями исходя из итогов конкурсного отбора инвестиционных проектов.
5. Механизм реализации Программы
Государственная поддержка в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности заключается в стимулировании и содействии в разработке энергоэкономичных проектов для последующей их реализации, достижения лучших в отраслях экономики показателей энергоэффективности.
Механизм реализации Программы включает в себя следующие основные составляющие:
возмещение части расходов на уплату процентов по кредитам (займам), полученным в кредитных организациях на осуществление инвестиционной деятельности (проектов) в области энергосбережения и повышения энергоэффективности (за исключением организаций производящих и передающих энергетические ресурсы);
мониторинг целевых показателей эффективности использования энергетических ресурсов;
государственная поддержка научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ по тематике энергосбережения;
организация работы по реализации ресурсосберегающих инвестиционных проектов и расширению практики применения энергосберегающих технологий во всех отраслях экономики;
подготовка кадров во всех секторах экономики, малого и среднего бизнеса и в муниципальных образованиях;
проведение мероприятий по информационному обеспечению и пропаганде энергосбережения.
Меры стимулирующего характера реализуются с помощью инструментов для мотивации энергосбережения:
освобождение от налога на прибыль инвестиций, направленных на осуществление организационных и целевых технологических мер по экономии топлива и энергии;
предоставление государственных гарантий для поддержки энергосберегающих проектов;
возмещение процентной ставки по заемным средствам хозяйствующим субъектам, осуществляющим реализацию энергосберегающих проектов;
финансовая поддержка и предоставление субсидий для схем реализации энергосберегающих мероприятий (лизинг энергоэффективного оборудования);
введение действенной системы материального стимулирования персонала всех уровней, в том числе из средств, сэкономленных в результате внедрения мероприятий по энергосбережению;
введение статьи по финансированию энергосберегающих мероприятий в бюджеты всех уровней;
учет при установлении тарифов инвестиционных затрат на осуществление энергосберегающих мероприятий. Введение дифференциации тарифов на электрическую энергию по часам суток, выходным и рабочим дням;
оформление соглашений между органами исполнительной власти и организациями частного бизнеса, направленных на повышение эффективности использования топлива и энергии, снижение выбросов парниковых газов и расширение производства электроэнергии на основе возобновляемых источников;
информационная и техническая поддержка при проведении энергосберегающих мероприятий;
организация областного конкурса "Лидер экономики" в номинации "Лидер энергоэффективности";
организация мониторинга и оценка деятельности муниципальных образований по итогам социально-экономического развития в соответствии с показателями энергоемкости товарной продукции и оснащения приборами учета энергоресурсов;
дисциплинарная, гражданская и административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации лиц, ответственных за нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов.
Программой предусмотрено возмещение из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным предприятиями в российских кредитных организациях в 2010 - 2015 годах на срок до пяти лет на реализацию инвестиционных проектов, в размере 0,5 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора, но не более фактических произведенных затрат заемщика, при условии уплаты заемщиками начисленных процентов в соответствии с кредитными договорами, заключенными с банками, и отсутствия у заемщиков просроченной задолженности по средствам, предоставленным из областного бюджета на возвратной основе, налоговым и иным платежам в бюджетную систему Российской Федерации.
Отбор инвестиционных проектов и возмещение из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию проектов по энергосбережению, производится в порядке, устанавливаемом Правительством Оренбургской области.
Прочие мероприятия Программы осуществляются исполнителями Программы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", на основании государственных контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
Перечень нормативных правовых актов для осуществления институциональных преобразований в рамках Программы изложен в приложении N 5 к настоящей Программе.
Государственный заказчик - координатор может на договорной основе привлекать соответствующие предприятия, организации и учреждения для разработки методик, регламентирующей документации и нормативных правовых актов, сбора, систематизации, анализа и экспертизы статистической и иной информации о реализации программных мероприятий.
6. Организация управления и система контроля за исполнением Программы
Государственным заказчиком - координатором Программы является министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области.
Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Программы, а также подготовки доклада на заседание Правительства Оренбургской области государственные заказчики ежеквартально представляют государственному заказчику - координатору Программы отчеты о ходе выполнения программных мероприятий, достижении целевых индикаторов и показателей эффективности Программы, по форме и в сроки, установленные государственным заказчиком - координатором Программы.
Руководитель министерства, определенный государственным заказчиком - координатором Программы, несет ответственность за реализацию и конечные результаты, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы.
Управление и контроль за ходом реализации Программы осуществляются государственным заказчиком - координатором Программы, который:
координирует работу исполнителей программных мероприятий и проектов;
разрабатывает обосновывающие материалы по ежегодному бюджетному финансированию мероприятий Программы;
осуществляет финансирование программных мероприятий из областного бюджета в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Оренбургской области;
осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, выделенных на реализацию Программы;
осуществляет координацию взаимодействия исполнителей Программы для осуществления программных мероприятий;
проводит мониторинг реализации программных мероприятий, организует сбор периодической отчетности о ходе выполнения программных мероприятий, осуществляет контроль за качеством проводимых мероприятий путем экспертных оценок, соблюдением сроков реализации мероприятий, подготовку отчетов о ходе реализации Программы и представляет их в соответствующие органы.
Кроме того, государственный заказчик - координатор Программы осуществляет подготовку:
проектов решений органов законодательной и исполнительной власти Оренбургской области по вопросам реализации Программы;
предложений, связанных с корректировкой целевых показателей, сроков исполнения, исполнителей и объемов ресурсов по Программе.
7. Оценка социально-экономической
и экологической эффективности Программы
Реализация политики повышения энергетической эффективности экономики области позволит:
обеспечить начиная с 2010 года ежегодное снижение энергоемкости на 0,5 т.у.т. на 1 рубль продукции и сократить в 2010 - 2015 годах потребление энергетических ресурсов в сфере:
теплоснабжения - на 4762,4 тыс. Гкал;
сфере электроснабжения - на 3354,6 млн. кВт час;
обеспечить энергобезопасность региона, устойчивое снабжение потребителей энергоресурсами в соответствии с их потребностями;
уменьшить техногенную нагрузку на окружающую среду, ежегодно снижая объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на 50 тыс. тонн;
снизить на 3 процента ежегодные расходы областного бюджета и бюджетов органов местного самоуправления на энергоснабжение бюджетных организаций.
Показатели эффективности работы по снижению энергоемкости валового регионального продукта, которые предполагается получить в результате реализации данной Программы по видам экономической деятельности, приведены в приложении N 6 к настоящей Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.