Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
МО г. Бузулук Оренбургской области
от 9 июня 2009 г. N 77
Муниципальная адресная программа
"Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры
города Бузулука в 2009 - 2011 годах"
(далее - Программа)
Паспорт
муниципальной адресной программы
Наименование муниципальной адресной Программы |
Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры города Бузулука в 2009 - 2010 годах |
Основание для разработки |
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865 "О дополнительных мерах по реализации Федеральной целевой программы" Жилище" на 2002 - 2010 годы" |
Муниципальный заказчик Программы |
Администрация города Бузулука |
Основной разработчик |
Управление градообразования и капитального строительства города Бузулука |
Исполнители |
Управление градообразования и капитального строительства города Бузулука, муниципальное унитарное предприятие "Водоканализационное хозяйство г. Бузулука", муниципальное унитарное предприятие Жилищно-коммунального хозяйства г. Бузулука |
Основные цели |
Повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению; улучшение экологической ситуации в городе; создание устойчивых и эффективных механизмов привлечения внебюджетных инвестиций для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры |
Основные задачи |
Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры; повышение эффективности управления коммунальной инфраструктурой; привлечение внебюджетных инвестиций для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры |
Важнейшие целевые показатели |
Снижение общего износа основных фондов коммунального сектора до уровня: к 2011 году - 53 процентов. Увеличение доли внебюджетных инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры: к 2011 году - до 26 процентов. Увеличение доли частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, от общего количества организаций коммунального комплекса: к 2011 году - до 95 процентов |
Срок реализации |
2009 - 2011 годы |
Объем и источники финансирования |
Общий объем финансирования Программы на 2009 - 2011 годы составит 407,6 млн. рублей, в том числе средства областного бюджета - 198,7 млн. рублей, из них: на капитальное строительство - 103,3 млн. рублей (сумма средств ежегодно корректируется исходя из объемов адресной инвестиционной Программы); на прочие расходы (капитальный ремонт) - 95,4 млн. рублей; на условиях софинансирования: средства городского бюджета - 120,6 млн. рублей; средства инвесторов - 88,3 млн. рублей |
Система организации контроля |
Контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляет глава города. Исполнители мероприятий Программы несут ответственность за их качественное и своевременное выполнение, рациональное использование выделяемых на их реализацию средств |
Ожидаемые результаты |
Снижение износа объектов коммунальной инфраструктуры; повышение качества предоставляемых потребителям коммунальных услуг; улучшение экологической ситуации; создание благоприятных условий для привлечения внебюджетных инвестиций в проекты по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры |
1. Введение
Программа разработана с целью повышения качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению. Программа действует в рамках реализации областной Программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Оренбургской области в 2008 - 2011 годах", утвержденной Законом Оренбургской области от 27 сентября 2007 г. N 1612, и подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры", являющейся составной частью федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, областных программ "Сбережение энергетических ресурсов в Оренбургской области" на 2005 - 2010 годы, "Переселение граждан Оренбургской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2005 - 2010 годы", городской программы "Обеспечение жителей города Бузулука чистой водой" (2005 - 2010 гг.).
Программа предусматривает решение следующих задач:
снижение сверхнормативного износа основных фондов объектов коммунальной инфраструктуры;
модернизация объектов коммунальной инфраструктуры за счет внедрения энергосберегающих технологий;
внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования коммунальных предприятий;
повышение качества предоставления коммунальных услуг для населения;
создание условий, необходимых для привлечения частного бизнеса в управление и внебюджетных инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры.
Принятие федеральных законов, направленных на повышение доступности жилья, в частности Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", создало четкие правовые предпосылки для формирования партнерских отношений власти и бизнеса в коммунальном секторе. В связи с этим возникла необходимость в проведении рыночных преобразований, ориентированных на модернизацию коммунальной инфраструктуры за счет привлечения кредитов и внебюджетных инвестиций.
Программа, направленная на повышение эффективности инвестиционных бюджетных расходов в коммунальный сектор экономики, позволит создать реальные финансовые инструменты привлечения внебюджетных инвестиций в коммунальный сектор. Программа соответствует приоритетам национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и является одним из инструментов их реализации и достижения поставленных целей.
2. Характеристика проблемы
Основными проблемами в деятельности жилищно-коммунального комплекса являются высокий уровень износа основных фондов коммунального комплекса и технологическая отсталость многих объектов коммунальной инфраструктуры.
Высокий уровень износа и технологическая отсталость основных фондов коммунального комплекса связаны с остаточным финансированием и проводимой в предыдущие годы тарифной политики государством. Действовавшая тарифная политика государства не обеспечивала реальных финансовых потребностей организаций коммунального комплекса в обновлении и модернизации основных фондов и не формировала стимулов к сокращению затрат. Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в коммунальном комплексе препятствует привлечению внебюджетных инвестиций в коммунальный сектор экономики. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры города составляет в настоящее время в среднем 62 процента.
Объектовый износ коммунальной инфраструктуры
города Бузулука на 01.01.2009
Котельные - 55 процентов
Сети водопроводные - 61 процент
Сети канализации - 62 процента
Сети тепловые - 65 процентов
Насосные станции водопровода - 67 процентов
Насосные станции канализации - 57 процентов
Очистные сооружения канализации - 72 процента
Отмечается несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных фондов коммунальной инфраструктуры даже минимальным потребностям.
В связи с этим планово-предупредительный ремонт коммунальных сетей и оборудования практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам, что ведет к падению надежности объектов коммунальной инфраструктуры и их безопасности, в результате чего происходят высокие потери воды и тепловой энергии в процессе производства и их транспортировки до потребителей.
Стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения в последние годы значительно возросла. Действующий в большинстве случаев порядок формирования тарифов на услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по фактическим затратам без учета необходимой рентабельности не дает возможности обновлять основные фонды, приводит к увеличению их износа.
Еще одной причиной высокой степени изношенности основных фондов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных кредитов для организаций коммунального комплекса. В связи с этим организациям коммунального комплекса остается возможность осуществить проекты по реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры только за счет бюджетов и повышения тарифов. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг за счет модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.
Для снижения уровня износа коммунальной инфраструктуры до 53 процентов необходимо направить в коммунальный комплекс инвестиции в объеме 388,1 млн. рублей, в том числе из областного бюджета - 198,7 млн. рублей, из местного бюджета - 120,6 млн. рублей.
Реализация инвестиционных проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры позволит:
повысить комфортность условий проживания населения на территории города за счет повышения качества предоставляемых коммунальных услуг;
снизить потребление энергетических ресурсов в результате снижения потерь в процессе производства и доставки энергоресурсов потребителям;
повысить рациональное использование энергоресурсов;
улучшить экологическое состояние города.
Одной из основных задач Программы является формирование условий, обеспечивающих вовлечение внебюджетных средств (в том числе заемных) в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры.
Реализация Программы позволит:
привлечь к модернизации объектов коммунальной инфраструктуры средства областного, местного бюджетов, внебюджетных средств и средств федерального бюджета (при условии участия и победы в конкурсе, проводимом Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству);
обеспечить направление бюджетных средств на реализацию инвестиционных проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
выявить и использовать доступные источники внебюджетных инвестиций для капитальных вложений в объекты коммунальной инфраструктуры;
стимулировать проведение преобразований, направленных на снижение рисков инвестирования в проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры внебюджетных инвестиций;
разрабатывать и развивать механизмы привлечения в коммунальный сектор экономики внебюджетных инвестиций и заемных средств.
3. Основные цели и задачи Программы
Целями Программы являются повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению, улучшение экологической ситуации в городе, создание устойчивых и эффективных механизмов привлечения внебюджетных инвестиций для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, условий, обеспечивающих вовлечение внебюджетных, в том числе заемных, средств для реализации на территории города инвестиционных проектов. Реализация мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры приведет к улучшению состояния коммунальной инфраструктуры и, как следствие, к повышению качества предоставляемых коммунальных услуг. Преобразования, проводимые в рамках Программы, обеспечат сдерживание темпов роста тарифов на коммунальные услуги и привлечение внебюджетных средств в проекты модернизации коммунальной инфраструктуры.
Программа основана на следующих базовых принципах:
финансирование инвестиционных проектов из разных источников;
развитие различных форм государственно-частного партнерства с целью привлечения частных средств;
открытый конкурсный отбор проектов.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Направление инвестиций на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры.
Бюджетные средства и внебюджетные инвестиции направляются на реализацию инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, связанных с реконструкцией уже существующих объектов с высоким уровнем износа, а также строительством новых объектов, направленных на замещение объектов с высоким уровнем износа.
Муниципальное образование и организации коммунального комплекса для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры привлекают внебюджетные инвестиции, в том числе развивая механизм заимствований и кредитования инвестиционных проектов.
2. Повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры.
Данная задача не предполагает непосредственного целевого бюджетного финансирования. Одним из ключевых направлений для решения данной задачи является совершенствование системы тарифного регулирования организаций коммунального комплекса. Другим важным направлением является широкое привлечение к управлению объектами коммунальной инфраструктуры на конкурсной основе частных компаний и формирование органами местного самоуправления договорных отношений концессионного типа.
Программные мероприятия будут реализованы в период с 2009 по 2011 годы. Финансирование мероприятий Программы осуществляется из областного, местного и федерального бюджетов при условии участия и в случае победы проекта в конкурсе, а также финансирования инвестиционных потребностей за счет внебюджетных инвестиций в размере 26 и более процентов.
Основные мероприятия по реализации Программы представлены в приложении 1.
4. Перечень программных мероприятий
Программа включает в себя меры оказания бюджетной поддержки по реализации проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в виде капитальных вложений, проведение капитального ремонта, в том числе на принципах государственно-частного партнерства.
Финансовые средства городского бюджета предусматриваются для реализации инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры на условиях софинансирования средств областного бюджета, частных инвестиций и федерального бюджета (при условии участия и в случае победы в конкурсе, проводимом Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству).
Ежегодный перечень мероприятий предусматривает распределение средств и финансирование за счет средств Программы по двум направлениям: выделение средств на переходящие строительством объекты, ранее финансировавшиеся за счет средств областного бюджета; выделение средств на вновь начинаемые объекты, отбор которых осуществляется на конкурсной основе. Заказчик при формировании перечня объектов в пределах годовой суммы средств может осуществить перераспределение средств, выделяемых на переходящие строительством и вновь начинаемые объекты.
Программа предусматривает выделение средств на проведение проектно-изыскательских работ, капитальное строительство, проведение капитального ремонта по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Необходимым условием предоставления средств областного и городского бюджетов по данной Программе является софинансирование проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры со стороны участвующих в Программе инвесторов.
Объем средств, предоставляемых из областного и местного бюджетов для реализации всех проектов на территории города Бузулука, определяется с учетом следующих условий софинансирования, установленных областной Программой "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Оренбургской области в 2008 - 2011 годах":
2009 год - доля средств областного бюджета составляет до 65 процентов, местного бюджета - не менее 13 процентов, средства инвесторов - не менее 22 процентов;
2010 год - доля средств областного бюджета составляет до 65 процентов, местного бюджета - не менее 11 процентов, средства инвесторов - не менее 24 процентов;
2011 год - доля средств областного бюджета составляет до 65 процентов, местного бюджета - не менее 9 процентов, средства инвесторов - не менее 26 процентов.
При условии увеличения объема финансирования инвесторами объем финансовых средств из местного бюджета может быть снижен.
Общий объем финансирования проекта может быть увеличен за счет средств федерального бюджета на величину, предусмотренную на соответствующий год подпрограммой "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры", являющейся составной частью федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, при условии участия и в случае победы проекта в конкурсе.
Средства областного бюджета направляются на финансирование проектов, представленных администрацией города Бузулука и включенных в областную целевую программу "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Оренбургской области в 2008 - 2011 годах", на основании заключенных соглашений между Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства области и администрацией города Бузулука.
Средства федерального бюджета выделяются после заключения Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству соглашения с Правительством Оренбургской области при условии участия и в случае победы проекта в конкурсе, а также выделения средств областного и местного бюджетов на реализацию указанного проекта.
Перечень основных направлений финансирования из областного бюджета мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, на которые планируется направить инвестиции областного бюджета, представлен в приложении 2.
5. Ресурсное обеспечение Программы
В рамках Программы предусматривается финансирование мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с привлечением средств областного бюджета, городского бюджета и внебюджетных инвестиций, привлекаемых на договорной основе.
Объемы финансирования Программы приведены в приложении 3.
6. Механизм реализации Программы
Управление градообразования и капитального строительства города Бузулука ежегодно в установленном порядке представляет Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области предложения:
по реализации на территории города Бузулука инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в двух направлениях: на переходящие строительством объекты, ранее финансировавшиеся за счет средств областного бюджета (при наличии), и на вновь начинаемые объекты;
по проведению капитального ремонта объектов коммунальной инфраструктуры.
Отбор вновь начинаемых объектов и объектов коммунальной инфраструктуры, требующих капитального ремонта, осуществляется Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства области на конкурсной основе. Одним из основных критериев отбора является отношение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры (по отраслям инфраструктуры) в городе Бузулуке к соответствующему уровню в среднем по области.
Отбор предложений, представленных Управлением градообразования и капитального строительства города Бузулука для участия в мероприятиях областной Программы по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, производится с учетом их соответствия условиям участия в Программе и оценочным критериям.
Управление градообразования и капитального строительства города Бузулука осуществляет:
общее руководство и управление реализацией Программы;
отбор проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, удовлетворяющих условиям и критериям отбора инвестиционных проектов, на условиях финансирования со стороны областного и местного бюджетов и заключение соглашений с Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства области и юридическими лицами по совместному финансированию отобранных инвестиционных проектов;
координацию юридических лиц по реализации Программы в части исполнения ими положений Программы и контроль за использованием выделенных за счет всех источников средств для реализации проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Управление градообразования и капитального строительства города Бузулука ежегодно по проектам, включенным в областную программу "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в 2008 - 2011 годах", и (или) проектам, финансируемым инвесторами, и которые по условиям подходят для включения в федеральную целевую программу "Жилище", совместно с Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства области подготавливает материалы на получение финансирования предлагаемых проектов из федерального бюджета в рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Правительство Оренбургской области в установленном порядке представляет подготовленные материалы на конкурс инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, проводимый Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
7. Система организации контроля исполнения Программы
Контроль за исполнением мероприятий Программы, предусмотренных областной программой "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Оренбургской области в 2008 - 2011 годах", осуществляется Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.
Исполнители мероприятий Программы несут ответственность за их качественное и своевременное выполнение, рациональное использование выделяемых на их реализацию средств.
Управление градообразования и капитального строительства города Бузулука ежеквартально предоставляет информацию о реализации Программы Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, управлению жилищно-коммунального хозяйства и водных ресурсов Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.
Управление градообразования и капитального строительства города Бузулука по итогам года представляет главе города отчет о реализации Программы.
8. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Эффективность реализации Программы и использование выделенных на нее средств областного и городского бюджетов обеспечиваются за счет:
исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
прозрачности прохождения средств областного и городского бюджетов;
привлечения средств из внебюджетных источников в проекты по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
создания эффективных механизмов оценки и управления инвестиционными рисками.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе следующих индикаторов:
снижения общего износа основных фондов коммунального сектора;
увеличения доли частных инвестиций в общем объеме инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры;
увеличения доли частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры, от общего количества всех организаций коммунального комплекса.
Успешное выполнение мероприятий Программы к 2012 году обеспечит:
снижение уровня общего износа основных фондов коммунального сектора с 62 процентов в 2007 году до 53 процентов в 2011 году;
рост доли внебюджетных инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры с 7 процентов в 2007 году до 30 процентов в 2011 году;
повышение качества и надежности коммунальных услуг;
улучшение экологической ситуации в городе;
широкие возможности для участия частного капитала в финансировании инвестиционных проектов и в управлении объектами коммунальной инфраструктуры.
Система индикаторов оценки социально-экономической эффективности представлена в приложении 4.
Ожидаемые результаты реализации Программы представлены в приложении 5.
Заместитель Главы администрации |
А.В.Лоскутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.