Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации г. Орска
Оренбургской области
от 10 августа 2010 г. N 6310-п
Городская целевая программа
"Реализация модели национальной политики в г. Орске на 2011 - 2015 годы"
(далее - программа)
9 марта 2011 г.
I. Паспорт программы
Наименование программы: городская целевая программа "Реализация модели национальной политики в г. Орске на 2011 - 2015 годы".
Наименование, дата и номер постановления администрации города о разработке программы: постановление администрации города Орска от 14.07.2010 г. N 5501-п "О разработке программы "Реализация модели национальной политики в г. Орске на 2011 - 2015 годы".
Заказчик программы: администрация города Орска
Заказчик-координатор программы: заместитель главы администрации города по социальной политике.
Разработчики программы: администрация г. Орска (комитет по делам молодежи, управление по информационным технологиям, общественным связям и национальной политике), Управление образования администрации г. Орска, отдел культуры администрации г. Орска.
Исполнители программы: Управление образования администрации г. Орска, отдел культуры администрации г. Орска, администрация г. Орска (комитет по делам молодежи, управление по информационным технологиям, общественным связям и национальной политике).
Основная цель программы: реализация государственной национальной политики и модели региональной национальной политики, направленной на сохранение стабильности в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений, повышение уровня толерантности и удовлетворение этнокультурных потребностей жителей города.
Основные задачи Программы:
1 Создание условий для сохранения, развития и пропагандирования этнокультурного наследия народов города Орска.
2. Совершенствование комплекса организационных мер, направленных на сохранение национальных культур народов города Орска.
3. Создание условий для развития системы этнокультурного образования и сохранения родных языков народов города Орска, формирование у детей и молодежи устойчивых позитивных этноконтактных установок.
4. Совершенствование информационной политики в сфере межэтнических отношений, пропагандирование культуры межнационального общения, уважения к истории и культуре народов города.
5. Профилактика национального и религиозного экстремизма.
6. Получение своевременной и достоверной информации об этнических процессах и состоянии межнациональных отношений.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели: приложение N 1 к программе.
Сроки и этапы реализации программы: 2011 - 2015 годы.
Объемы и источники финансирования за счет средств городского бюджета (тыс. руб.).
Объем финансирования мероприятий программы составит 750 тыс. (семьсот пятьдесят тысяч) рублей, из них:
- 2011 год - 150 тыс. (сто пятьдесят тысяч) рублей;
- 2012 год - 150 тыс. (сто пятьдесят тысяч) рублей;
- 2013 год - 150 тыс. (сто пятьдесят тысяч) рублей;
- 2014 год - 150 тыс. (сто пятьдесят тысяч) рублей;
- 2015 год - 150 тыс. (сто пятьдесят тысяч) рублей.
Объемы и источники финансирования за счет иных средств (тыс. руб.): нет
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности: снижение степени распространенности негативных этноконтактных установок, сохранение этнополитической стабильности в городе, повышение роли общественных институтов, в том числе национальных и религиозных объединений, гармонизация сферы межнациональных и этноконфессиональных отношений.
Организация управления и система контроля за исполнением программы: контроль за ходом выполнения и результатом реализации программы осуществляет заказчик-координатор (заместитель главы администрации города по социальной политике).
Список сокращений
ОК - отдел культуры администрации г. Орска.
УО - управление образования администрации г. Орска.
КДМ - комитет по делам молодежи администрации г. Орска.
УИТОС и НП - управление по информационным технологиям, общественным связям и национальной политике администрации г. Орска.
II. Основное содержание Программы
1. Характеристика проблемы.
Рост этнического самосознания, характерный для современного мира - это естественное явление и как показывает мировая практика, несмотря на развивающиеся процессы глобализации, этнический и религиозный фактор приобретают все большую значимость.
В современном, быстро изменяющемся мире, национальные культуры вступают в плодотворное взаимодействие, происходит их активное взаимопроникновение и взаимообогащение. Человек постоянно контактирует с представителями других национальностей, культур, конфессий, социальных слоев, поэтому важно научить его уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей других культур, религий, научить находить общие точки соприкосновения и взаимопонимания. Несоблюдение этих принципов общения, неприятие языка, традиций, обычаев, обрядов, являющихся привычной нормой существования для других людей, может привести к возникновению на национальной почве различного рода конфликтов, в том числе и межкультурных, и межнациональных. В крайних формах своего проявления эти явления находят выражение в экстремизме и терроризме, которые, в свою очередь, усиливают деструктивные процессы в обществе и ведут к его разобщению, нагнетанию социальной напряженности, препятствуют развитию демократических институтов.
Последние десятилетия именно сфера межэтнических и конфессиональных отношений все более и более актуализируются и становятся одним из основных дестабилизирующих факторов. Информация о конфликтах, возникших на почве межэтнических и межконфессиональных отношений, не сходит со станиц газет и информационных выпусков всех телеканалов. И Россия здесь, к сожалению, не исключение. Поэтому внимание к этой сфере социальных отношений со стороны органов местного самоуправления, общественности не должно ослабевать. Лишь непрерывно совершенствуя систему обеспечения конституционных гарантий на свободное национально-культурное развитие народов России, мы можем противостоять основным вызовам современности: этническому сепаратизму, религиозному экстремизму и международному терроризму.
Задача совершенствования сферы регулирования этнических и конфессиональных отношений особенно актуальна для многонациональных и поликонфессиональных городов, одним из которых является г. Орск. Здесь не просто проходит граница между Европой и Азией, здесь происходит пересечение славянских, тюркских и фино-угорских культур, имеющих глубокие корни, богатых своими историческими традициями, своей самобытностью. При этом не следует забывать, что г. Орск - приграничная территория, через который активно проходят миграционные потоки. Это существенно влияет на демографическую и этнополитическую ситуацию.
В г. Орске по данным переписи 2002 г. в традиционном добрососедстве проживают 250963 человека 87 национальностей. Самая многочисленная из них - русские. Они составляют 80,5 % от общего числа населения города. Второе по численности место занимают украинцы - 4,1 %, затем следуют татары - 4,0%, казахи - 3,7 %, башкиры и немцы по 1,6%, мордва, азербайджанцы, белорусы и другие этнические группы. В городе активно работают 11 национальных общественных объединений, действуют 26 религиозных организаций, представляющих 5 конфессий.
Для такого многонационального и поликонфессионального города как Орск, формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют особую актуальность. Стратегия реализации модели национальной политики заключается в удовлетворении этнокультурных потребностей жителей города, содействии деятельности национально-культурных общественных объединений, направленной на сохранение этнокультурного наследия, содействии процессам формирования региональной и общероссийской идентичности на основе органичного сочетания этнического и гражданского самосознания.
Основная цель данной программы заключается в создании необходимых условий для сохранения в городе этнополитической стабильности. В г. Орске на протяжении многих лет не наблюдались межнациональные конфликты. Межэтнические и этноконфессиональные отношения остаются стабильными, но, тем не менее, по-прежнему требуют к себе самого пристального внимания. Процессы трансформации, происходящие в последние годы в российском обществе, события на Северном Кавказе, террористические акты прямо или косвенно влияют на этнополитический климат города. Возникают некоторые элементы скрытой напряженности.
По данным социологического опроса, проведенного в городе в июне 2008 года, национальная принадлежность является значимой для 78% участников опроса. Не испытывают недоброжелательности к представителям других национальностей 60% орчан. Половина участников опроса (50%) считают, что в г. Орске нет напряженности в межнациональных отношениях. Возможность открытых межнациональных столкновений не допускают 54% жителей города. Сохранение стабильного показателя уровня толерантности объясняется работой, проводимой структурами администрации города по удовлетворению национально-культурных запросов различных этнических групп. Осуществление комплекса мероприятий, закрепленных в предыдущей городской целевой программе реализации модели национальной политики, позволило создать организационную систему взаимодействия органов власти с различными этническими группами населения города, благодаря которой в полной мере удовлетворяются их конституционные права и свободы.
Вместе с тем, 28,6% респондентов признают существование напряженности в сфере межнациональных отношений, 10% лично сталкивались с проявлениями негативного отношения к людям своей национальности.
Почти 40,0% орчан испытывают недоброжелательное отношение к представителям других национальностей. 46% респондентов считают, что при определенных условиях открытые межнациональные столкновения возможны.
Распространенность негативных этноконтактных установок в орском социуме вызывает определенную тревогу. Ощущается присутствие в массовом сознании негативных стереотипов в восприятии религиозного фактора на общественную жизнь города. Особую тревогу вызывает развитие негативных этноконтактных установок в молодежной среде.
Тревожный уровень межнациональной напряженности и сложная этноконтактная ситуация в городе требуют применения различных управленческих стратегий. Особую актуальность приобретает адекватная решению насущных задач расстановка приоритетов и совершенствование механизмов деятельности, нацеленной на поддержание социальной стабильности, в том числе формированию оптимальной информационной среды, способствующей преодолению негативных установок в сфере межэтнического взаимодействия.
Постоянное внимание к проблемам межэтнических и межконфессиональных отношений является залогом бесконфликтного развития общества, а удовлетворение национально-культурных запросов населения способствует снижению уровня ксенофобии, преодолению экстремистских тенденций и, в конечном счете, позволяет сохранить в городе этнополитическую стабильность.
Настоящая программа является конкретным инструментом реализации основных направлений региональной национальной политики.
Реализация программы позволит сохранить стабильность в сфере этноконфессиональных отношений, будет способствовать развитию принципов толерантности у населения города. Комплекс мероприятий, заложенных в программе, направлен на осуществление мониторинга, прогнозирования и предупреждения конфликтов на национальной и религиозной почве и предполагает снижение уровня конфликтности в межнациональных и этноконфессиональных отношениях. Достижение основной цели и задач, заложенных в программе, позволит сформировать условия для социализации этнокультурных обществ, их интеграции в структуру гражданского общества, снижения уровня протестных настроений в национальной среде, преодоления этнического и религиозного изоляционизма и экстремизма.
2. Основные цели и задачи программы, сроки ее реализации, целевые индикаторы и показатели.
Целью программы является реализация государственной национальной политики и модели региональной национальной политики, направленной на сохранение стабильности в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений, повышение уровня толерантности и удовлетворение этнокультурных потребностей жителей г. Орска.
К основным задачам, направленным на достижение указанной цели относится:
1) создание условий для сохранения, развития и пропагандирования этнокультурного наследия народов г. Орска;
2) совершенствование комплекса организационно-технических мер, направленных на сохранение национальных культур народов г. Орска;
3) создание условий для развития системы этнокультурного образования и сохранения родных языков народов г. Орска, формирование у детей и молодежи устойчивых позитивных этноконтактных установок;
4) совершенствование информационной политики в сфере межэтнических отношений, пропагандирование культуры межнационального общения, уважения к истории и культуре народов г. Орска;
5) совершенствование системы профилактических мер, направленных на снижение уровня конфликтности в межнациональных и этноконфессиональных отношениях, профилактику национального и религиозного экстремизма, получение своевременной и достоверной информации об этнических процессах и состоянии межнациональных отношений.
Достижение основной цели программы и решение названных задач осуществляется проведением комплекса мероприятий, проводимых исполнителями программы (приложение N 2 к программе).
Реализация программных мероприятий рассчитана на срок с 2011 по 2015 год.
Основными целевыми индикаторами и показателями, характеризующими исполнение программы, являются:
- количество жителей города, принявших участие в этнокультурных, просветительских и профилактических мероприятиях;
- количество читателей библиотек города, принявших участие в мероприятиях;
- количество школьников города, принявших участие в мероприятиях;
- количество педагогов города, принявших участие в мероприятиях;
- количество подростков и молодежи города от 14 до 30 лет, вовлеченных в мероприятия;
- степень распространенности негативных этноконтактных установок.
3. Перечень программных мероприятий.
Программные мероприятия группируются в зависимости от основных направлений деятельности по реализации поставленных задач (приложение N 2 к программе). В программе выделяется 2 раздела, каждый из которых содержит перечень мероприятий, реализация которых направлена на достижение общей цели. Основные программные мероприятия предусматривают:
- совершенствование системы сохранения, развития и пропагандирования этнокультурного наследия народов города Орска;
- систему профилактических мер, направленных против национального и религиозного экстремизма.
Комплексная работа по основным направлениям программы позволит решить основные задачи и выполнить общую цель, стоящую перед программой.
4. Обоснование ресурсного обеспечения программы.
Реализация мероприятий программы осуществляется за счет средств городского бюджета. Общий объем финансирования мероприятий составляет 750 тыс. (семьсот пятьдесят тысяч) рублей, из них:
- 2011 год - 150 тыс. (сто пятьдесят тысяч) рублей;
- 2012 год - 150 тыс. (сто пятьдесят тысяч) рублей;
- 2013 год - 150 тыс. (сто пятьдесят тысяч) рублей;
- 2014 год - 150 тыс. (сто пятьдесят тысяч) рублей;
- 2015 год - 150 тыс. (сто пятьдесят тысяч) рублей.
Предельные (прогнозные) объемы финансирования программных мероприятий по основным направлениям и муниципальным заказчикам представлены в приложении N 3 к программе.
Программа не предусматривает привлечение иных средств и имеет социальную направленность.
5. Механизм реализации программы.
Механизм реализации программных мероприятий осуществляется в рамках действующей нормативно-правовой базы.
Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации программы ежеквартально исполнители представляют заказчику-координатору (заместителю главы администрации города по социальной политике) отчет о ходе выполнения программных мероприятий, а также достижении целевых индикаторов и показателей эффективности программы. Также исполнители ежегодно подготавливают в установленном порядке годовой отчет о реализации программы в форме докладов об основных результатах деятельности с расшифровкой по мероприятиям.
Исполнители несут ответственность за своевременную, качественную подготовку и реализацию мероприятий программы, обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию.
Привлечение в качестве исполнителей программы организаций, не входящих в структуру администрации города, осуществляется на договорной основе.
Национально-культурные общественные объединения содействуют реализации программы, а также активному участию населения в ее реализации.
6. Организация управления и система контроля за исполнением программы.
Организацию управления и контроль за исполнением программы осуществляет администрация города (заказчик программы) в соответствии с действующим законодательством, а также органами, осуществляющими муниципальный финансовый контроль.
Заказчик-координатор (заместитель главы администрации города по социальной политике) является руководителем Программы, осуществляет координацию деятельности по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по эффективному и целевому использованию средств городского бюджета, осуществляет контроль за ходом реализации программных мероприятий и информирует главу города о ходе реализации Программы на основании ежеквартальной и годовой отчетности.
7. Оценка социально-экономической эффективности Программы.
Основной социально-экономический эффект от реализации программы состоит в повышении эффективности работы структурных подразделений администрации города, национально-культурных общественных объединений по развитию процессов социализации этнокультурных сообществ, а также формированию у жителей города различной этнической и вероисповедной принадлежности, общероссийской идентичности, гражданской солидарности, духовного единства, культуры, мира и согласия (приложение N 4 к программе).
Особенностью этнокультурной сферы общественных отношений является сочетание глубинных многовековых национальных и религиозных традиций с современными социальными и политическими процессами. Комплекс мероприятий, обобщенных в программе, направлен на укрепление единого этнокультурного пространства города Орска. Основным результатом проведения этнокультурной политики является сохранение и развитие позитивного опыта межкультурного взаимодействия в условиях трансформации и модернизации российского социума.
Реализация комплекса мероприятий, вошедших в программу, будет способствовать консолидации многонационального населения города на основе базовых ценностей гражданского общества, преодолению негативных этностереотипов, связанных с этнической миграцией, позволит уменьшить межнациональную напряженность и существенно снизить долю орчан, негативно относящихся к представителям других национальностей.
Распространение и пропаганда базовых позитивных установок духовной культуры каждого народа позволит создать необходимые условия для цивилизованного этнокультурного взаимодействия жителей Орска, основанного на знании и уважительном отношении к этнической истории и культуре каждого народа. Все это, в конечном счете, приведет к укреплению атмосферы межнационального согласия.
В результате осуществления программы ожидается снижение степени распространенности негативных этноконтактных установок, сохранение этнополитической стабильности в обществе, повышение роли общественных институтов, в том числе национальных и религиозных объединений, гармонизация сферы межнациональных и этноконфессиональных отношений.
В условиях более благоприятных внешних факторов будет возможен оптимистический сценарий реализации программы, характеризующийся снижением степени распространенности негативных этноконтактных установок у орчан до 35 %, в том числе по годам: 2011 г. - 40 - 39%, 2012 г. - 39 - 38 %, 2013 г. - 38 - 37 %, 2014 г. - 37 - 36 %, 2015 г. - 36 - 35%.
Информация о мероприятиях, проводимых в рамках реализации программы, будет регулярно размещаться на сайте администрации города, в городских печатных и электронных средствах массовой информации.
Сохранение стабильности в такой важной социальной сфере как межнациональные и этноконфессиональные отношения позволит успешно решать социально-экономические задачи, станет благоприятным фактором для успешного развития экономики города и решения острых социальных проблем.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.