Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Оренбургской области
от 4 августа 2006 г. N 264-п
Положение
по созданию и составу учебно-материальной базы
по гражданской обороне, защите от чрезвычайных ситуаций,
обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей
на водных объектах на территории Оренбургской области
См. Примерную программу обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и Оренбургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области и его филиалах, утвержденную постановлением Правительства Оренбургской области от 20 ноября 2006 г. N 382-п
См. правила охраны жизни людей на водных объектах в Оренбургской области, утвержденные постановлением администрации Оренбургской области от 12 августа 2005 г. N 225-п
I. Общие положения
1. Учебно-материальная база по гражданской обороне, защите от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее - УМБ по безопасности жизнедеятельности) - это комплекс учебных объектов, оснащенных техническими средствами, наглядными и учебными пособиями, предназначенными для эффективного обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны (далее - ГО) и Оренбургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ОТП РСЧС), личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб (далее - формирования и службы), работников организаций, не вошедших в состав формирований и служб, учащейся молодежи, а также неработающего населения.
Учебно-материальная база по безопасности жизнедеятельности оказывает прямое воздействие на процесс обучения, способствует улучшению методики подготовки обучаемых и повышению качества обучения, позволяет выработать методы формирования у людей морально-психологической устойчивости к стрессовому воздействию факторов чрезвычайных ситуаций, навыков управления своим психическим состоянием, а также устойчивости к длительным физическим нагрузкам.
2. Учебный объект - учебный городок, учебный кабинет, уголок в области безопасности жизнедеятельности, передвижной учебный пункт (автоклуб), информационный стенд - (уголок гражданской обороны, терроризм - угроза обществу, противопожарная безопасность и безопасность людей на водных объектах), объект безопасности жизнедеятельности и другие объекты, на которых проводятся занятия по тематике безопасности жизнедеятельности (далее - объект организации).
3. Учебный городок в области безопасности жизнедеятельности является основой учебно-материальной базы. Он представляет собой территорию со специально оборудованными площадками, различными сооружениями, элементами объектов промышленного, сельскохозяйственного и другого производства, городского хозяйства, а также элементами, имитирующими участки очагов поражения в зонах чрезвычайных ситуаций и зонах воздействия современных средств поражения.
4. Учебный кабинет в области безопасности жизнедеятельности - помещение с учебной мебелью, оснащенное техническими средствами обучения, учебно-методической литературой, учебным имуществом, оборудованием, стендами и макетами для проведения занятий по тематике в области безопасности жизнедеятельности.
Учебный кабинет включает в себя класс (аудиторию, лабораторию, и т.д.) и лаборантскую комнату. В классе, в котором одновременно могут обучаться не менее 25 человек, проводятся занятия по программам обучения в области безопасности жизнедеятельности, в лабораторной комнате хранятся учебно-методическая литература, учебное имущество и оборудование, отчетно-плановая документация.
5. Объект организации - действующий элемент промышленного, сельскохозяйственного и другого производства, городского хозяйства, на которых проводятся занятия, учения и тренировки в области безопасности жизнедеятельности.
6. Уголок безопасности жизнедеятельности - это часть помещения, оборудованная стендами, раскрывающими основные вопросы защиты работников организации, применительно к условиям конкретного цеха, отдела и специфики данной организации, с учебно-методической литературой, техническими средствами обучения, учебным имуществом для проведения занятий по программам обучения. Он может создаваться в кабинетах техники безопасности, охраны труда и в других служебных помещениях.
Уголок безопасности жизнедеятельности создается (оформляется), как правило, в организациях независимо от форм собственности с численностью работающего персонала 30-120 человек.
7. Передвижной учебный пункт (автоклуб) создается на базе 2-3 специально оборудованных автомобилей "Газель" и предназначен для проведения занятий в области безопасности жизнедеятельности (при отсутствии или значительной удаленности других учебных объектов), а также для оперативного обучения в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций, распространения информации о достижениях науки и техники, пропаганды знаний в области безопасности жизнедеятельности, проведения бесед, лекций, вечеров вопросов и ответов, консультаций, показа учебных фильмов и т.д.
8. Учебно-материальная база в области безопасности жизнедеятельности создается в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области и его филиалах (далее - УМЦ по ГОЧС области), учебных заведениях повышения квалификации и подготовки кадров организаций (далее - УЗПК и ПК), учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (далее - УКП по ГОЧС), учреждениях общего и профессионального образования.
В учреждениях общего и профессионального образования для организации учебного процесса в области безопасности жизнедеятельности рекомендуется иметь учебно-методическую литературу, учебное имущество и оборудование согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
УМЦ по ГОЧС области, УЗПК и ПК, УКП по ГОЧС и организациям для учебного процесса в области безопасности жизнедеятельности рекомендуется иметь учебно-методическую литературу, учебное имущество и оборудование согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
9. Учебно-материальную базу УЗПК и ПК составляют:
учебные городки в области безопасности жизнедеятельности;
учебные кабинеты в области безопасности жизнедеятельности;
объекты организаций;
информационный стенд.
10. Учебно-материальную базу по безопасности жизнедеятельности УМЦ по ГОЧС области составляют:
учебные городки в области безопасности жизнедеятельности;
учебные кабинеты в области безопасности жизнедеятельности;
объекты организаций на основании заключенных договоров;
передвижной учебный пункт (автоклуб) в области безопасности жизнедеятельности.
11. Учебно-материальную базу в области безопасности жизнедеятельности предприятий, организаций и учреждений (далее - организации) составляют:
учебные городки в области безопасности жизнедеятельности;
учебные кабинеты в области безопасности жизнедеятельности;
объекты организаций;
уголки в области безопасности жизнедеятельности;
информационный стенд.
12. Учебно-материальную базу в области безопасности жизнедеятельности общеобразовательных учреждений составляют:
учебные кабинеты в области безопасности жизнедеятельности;
уголки в области безопасности жизнедеятельности;
защитные сооружения гражданской обороны (при наличии);
информационный стенд;
полосы препятствий.
13. Учебно-материальную базу в области безопасности жизнедеятельности учреждений профессионального образования составляют:
учебные городки в области безопасности жизнедеятельности;
учебные кабинеты в области безопасности жизнедеятельности;
уголки в области безопасности жизнедеятельности;
информационный стенд.
14. Учебно-материальную базу в области безопасности жизнедеятельности УКП по ГОЧС составляют:
учебные кабинеты в области безопасности жизнедеятельности;
уголки в области безопасности жизнедеятельности;
информационный стенд.
УКП по ГОЧС могут создаваться органами местного самоуправления при жилищно-эксплуатационных организациях, товариществах собственников жилья, в сельской местности - в клубах, библиотеках, общеобразовательных учреждениях (по договоренности администрации общеобразовательного учреждения и администрации сельского поселения), а также в виде самостоятельных учебно-консультационных пунктов.
15. Создание современной УМБ по безопасности жизнедеятельности, отвечающей всем требованиям эффективной подготовки должностных лиц и специалистов ГО и ОТП РСЧС, работников организаций, является одной из важнейших обязанностей руководителей органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и организаций, председателей комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ПБ) органа исполнительной власти области, органов местного самоуправления и организаций, начальника главного управления по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайных ситуаций Оренбургской области, начальников (руководителей) органов управления и структурных подразделений, уполномоченных на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны. Они должны проявлять заботу о создании УМБ по безопасности жизнедеятельности, развитии, совершенствовании и содержании в постоянной готовности для проведения занятий, учений и тренировок по тематике согласно программам обучения населения в области безопасности жизнедеятельности.
См. порядок организации обучения населения по вопросам безопасности жизнедеятельности на территории Оренбургской области, утвержденный постановлением Правительства Оренбургской области от 26 мая 2006 г. N 183-п
16. Создание и совершенствование УМБ по безопасности жизнедеятельности осуществляется на основе утвержденных перспективных и годовых планов.
В организациях эти планы разрабатываются под руководством председателей комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
II. Учебный городок в области безопасности жизнедеятельности
17. Учебный городок в области безопасности жизнедеятельности предназначен для практической подготовки должностных лиц и специалистов ГО и ОТП РСЧС, а также населения в области безопасности жизнедеятельности, в том числе отработки нормативов по выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР), защите от поражающих факторов оружия массового поражения, аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также проведения учений и тренировок по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
18. Вся территория учебного городка в области безопасности жизнедеятельности делится на участки, предназначенные для отработки тем учебных занятий (групп учебных вопросов). Для отработки отдельных учебных вопросов на участках оборудуются учебные места.
В учебном городке в области безопасности жизнедеятельности целесообразно иметь 1-2 учебных кабинета, макет объекта (участка местности и т.п.) для отработки вопросов управления действиями личного состава формирований и служб при выдвижении их в зону чрезвычайной ситуации, для инженерного оборудования района расположения и др.
19. Учебный городок в области безопасности жизнедеятельности УМЦ по ГОЧС области может иметь следующие участки:
оперативно-тактической подготовки;
аварийно-спасательных работ;
инженерной защиты;
химической и радиационной защиты;
противопожарной подготовки;
защиты сельскохозяйственных животных, растений и источников воды;
безопасности на водных объектах.
Учебный городок филиала УМЦ по ГОЧС области в области безопасности жизнедеятельности может иметь следующие участки:
инженерной защиты;
химической и радиационной защиты;
противопожарной подготовки;
безопасности на водных объектах.
Учебный городок организаций в области безопасности жизнедеятельности может иметь следующие участки:
аварийно-спасательных работ;
аварийно-восстановительных работ;
инженерной защиты;
химической и радиационной защиты;
противопожарной подготовки.
В учебном городке в области безопасности жизнедеятельности учреждений профессионального образования могут оборудоваться учебные места:
по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим и их транспортировке по различным формам рельефа, через различные преграды (в том числе и водные);
для эвакуации по пожарным лестницам с использованием спасательных веревок, спасательных рукавов, "кубов жизни" и т.д.;
для работы с первичными средствами пожаротушения;
противорадиационное укрытие;
открытая и перекрытая щели.
Полоса препятствий общеобразовательных учреждений может включать элементы, в ходе преодоления которых отрабатываются практические вопросы по действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, а также в условиях воздействия опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, в соответствии с примерной программой курса "Основы безопасности жизнедеятельности".
20. Участок "Аварийно-спасательные работы" предназначен для обучения технологии ведения аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в условиях воздействия опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Участок может включать в себя учебные места:
с элементами двух- и трехэтажного поврежденного здания, с завалом из обломков строительных конструкций для обучения поиску пострадавших и извлечению их из поврежденных зданий, завалов, загазованных, затопленных и задымленных помещений;
по выносу пострадавшего из убежища;
по проведению аварийно-спасательных работ на транспорте (железнодорожном, метро, автомобильном, воздушном, водном);
по транспортировке пострадавших по различным формам рельефа через различные преграды (в том числе и водные).
21. Участок "Аварийно-восстановительные работы" предназначен для обучения технологии ведения аварийно-восстановительных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в условиях воздействия опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Участок может включать в себя учебные места:
с лесным, каменным завалом, завалом из обломков строительных конструкций на маршруте движения, на котором отрабатывается проделывание проходов и проездов в очаге разрушения;
с водопроводной сетью, с хозяйственно-фекальной и ливневой канализацией, газопроводом, кабельной силовой линией, участком воздушной линии электропередачи, проводной кабельной линией связи, подземной кабельной линией связи;
для развертывания подвижных пунктов питания, продовольственного и вещевого снабжения;
с элементами разрушенного технологического оборудования, производственных коммуникаций в соответствии со спецификой деятельности организации.
22. Участок "Инженерная защита" предназначен для изучения устройства защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО), а также обучения технологии применения аварийно-спасательного инструмента (далее - АСИ), средств малой механизации (далее - СММ) и инженерной техники.
Участок может включать в себя учебные места:
с противорадиационными укрытиями различных типов, подвалом жилого дома с простейшим оборудованием и фильтром из подручных материалов (элементы жилого дома могут быть только обозначены), отдельно стоящим или встроенным убежищем с заводским фильтровентиляционным оборудованием;
с имитацией заваленного убежища, позволяющее отрабатывать порядок вскрытия убежища, подачи воздуха в заваленные убежища с поврежденной фильтровентиляционной системой;
по отработке вопросов приспособления имеющихся помещений под противорадиационное укрытие, строительства быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны, простейших укрытий;
для работы с аварийно-спасательным инструментом и средствами малой механизации;
для работы с инженерной техникой.
23. Участок "Химическая и радиационная защита" предназначен для обучения способам локализации, нейтрализации и ликвидации очагов заражения и загрязнения, а также защиты от аварийно химически опасных веществ (далее - АХОВ), боевых отравляющих веществ (далее - БОВ), радиоактивных веществ (далее - РВ), биологических средств (далее - БС), обеззараживания техники, оборудования, одежды, санитарной обработки людей и др.
Участок может включать в себя учебные места:
для отработки вопросов приготовления дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих растворов;
для отработки вопросов локализации, нейтрализации и ликвидации очагов заражения и загрязнения АХОВ, БОВ, РВ и БС. Данное место должно обеспечивать отработку вопросов постановки водяных и нейтрализующих завес, нейтрализации проливов АХОВ, устройства обвалования;
для отработки вопросов обеззараживания техники и оборудования, дорожного покрытия, одежды, обуви и средств индивидуальной защиты;
для отработки вопросов санитарной обработки людей, оборудованное по типу санитарного пропускника;
для отработки вопросов дозиметрического и химического контроля, ведения радиационного и химического наблюдения и разведки, использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
24. Участок "Противопожарная подготовка" предназначен для обучения приемам и способам тушения очагов возгораний, пожаров в зонах чрезвычайных ситуаций, в очагах поражения современными средствами поражения, технологии проведения спасательных работ в условиях пожаров.
Участок может включать в себя учебные места:
для работы с первичными средствами пожаротушения;
по тушению пожаров с использованием пожарной и трубопроводной техники;
для эвакуации по пожарным лестницам с использованием спасательных веревок, спасательных рукавов, "кубов жизни".
25. Участок "Защита сельскохозяйственных животных, растений и источников воды" предназначен для обучения приемам и способам хранения, укрытия, обработки и обеззараживания сельскохозяйственных продуктов, защиты животных и растений от поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций, а также современных средств поражения.
Участок может включать в себя учебные места:
для защиты сельскохозяйственной продукции, воды и фуража;
макет животноводческой фермы с показом способов ее герметизации (способы защиты животных отрабатываются на фермах);
для обучения способам обеззараживания зерна, фуража, овощей, фруктов и корнеплодов;
ветеринарной обработки животных;
полевой убойный пункт.
26. Участок "Оперативно-тактическая подготовка" предназначен для отработки вопросов управления нештатными аварийно-спасательными формированиями при решении задач гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Учебные места данного участка должны обеспечивать проведение занятий по организации ведения разведки, выходу в район сбора, размещению личного состава с учетом защитных свойств местности, организации наблюдения, оповещения и связи, преодолению препятствий на маршрутах движения, ремонту и обслуживанию техники в полевых условиях.
27. Участок "Безопасность на водных объектах" предназначен для обучения вопросам безопасности на водных объектах, в том числе в местах массового скопления людей.
Участок может включать в себя учебные места:
по оборудованию участков для купания в местах массового отдыха на водоемах;
по оказанию помощи утопающему;
по водолазному поиску пострадавших и подводному обследованию объектов. Такой участок может оборудоваться как на водоемах, так и на местности с обозначением отдельных элементов водных объектов при наличии бассейна для отработки водолазных работ.
28. Размеры учебного городка в области безопасности жизнедеятельности должны позволять проводить занятия одновременно с несколькими учебными группами или тактико-специальное учение с нештатными аварийно-спасательными формированиями и спасательными службами.
29. Председателями комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, начальниками (руководителями) органов управления по делам ГОЧС органов местного самоуправления и организаций определяется количество необходимых учебных городков в области безопасности жизнедеятельности, их размещение, порядок строительства, исходя из численности и местоположения групп обучаемых. Они должны обеспечить проведение в течение учебного года всех занятий при минимальных затратах времени на движение к учебным городкам.
30. При строительстве учебных городков в области безопасности жизнедеятельности следует стремиться к минимальным затратам, используя строительные отходы, некондиционные и дешевые материалы, трубы, кабель, списанную автомобильную и другую технику без нарушения требований техники безопасности.
31. При невозможности строительства учебных городков в области безопасности жизнедеятельности оборудуются отдельные учебные места для отработки наиболее важных учебных вопросов.
Для этого целесообразно использовать подлежащие сносу полуразрушенные строения с коммуникациями, убежища и укрытия, незастроенные участки территории.
32. Занятия в учебном городке могут проводиться одновременно с несколькими группами обучаемых, но на различных учебных местах.
33. Для повседневного руководства деятельностью учебного городка в области безопасности жизнедеятельности может назначаться начальник учебного городка. Он проверяет готовность учебных мест к проведению занятий, учений и тренировок, следит за соблюдением правил техники безопасности, регистрирует проводимые мероприятия в журнале учета занятий, учений и тренировок, контролирует приведение в порядок учебных мест после окончания занятий, учений и тренировок и организует охрану учебного городка.
III. Учебный кабинет в области безопасности жизнедеятельности
34. В соответствии с тематикой программ обучения должностных лиц и специалистов ГО и ОТПР РСЧС, населения в области безопасности жизнедеятельности могут оборудоваться следующие учебные кабинеты:
нормативно-правовой и методической подготовки;
специальной подготовки;
оперативно-тактической подготовки;
гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
зашиты# животных, растений и источников воды (в сельской местности);
пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
безопасности жизнедеятельности.
В учреждениях общего и профессионального образования в обязательном порядке создается учебный кабинет безопасности жизнедеятельности.
В зависимости от региональных особенностей, состава потенциально опасных объектов, специфики решаемых задач в области безопасности жизнедеятельности и других факторов в конкретных территориях области (город, район) могут оборудоваться дополнительные учебные кабинеты (аварийно-спасательных работ в условиях горной местности, снежных заносов, защиты населения и территорий от наводнений, радиационной и химической защиты и др.).
35. Учебный кабинет "Нормативно-правовая и методическая подготовка" может иметь следующие тематические разделы:
виды чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, причины их возникновения, основные характеристики, характерные особенности экологической и техногенной обстановки на территории области, муниципального образования, организации;
требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий гражданской обороны, мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;
организация, формы и методы обучения населения в области безопасности жизнедеятельности;
организация, формы и методы пропаганды знаний в области безопасности жизнедеятельности среди населения;
результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области безопасности жизнедеятельности.
36. Учебный кабинет "Специальная подготовка" может иметь следующие тематические разделы:
действия руководителей аварийно-спасательных формирований при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
организация всестороннего обеспечения и взаимодействия между аварийно-спасательными формированиями в ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ, защиты личного состава при проведении АСДНР;
приемы и способы спасения людей, находящихся под завалами и на верхних этажах поврежденных и горящих зданий, при наводнениях и затоплениях местности, в условиях радиоактивного и химического заражения, оказания первой медицинской помощи (далее - ПМП) пораженным и эвакуации их в безопасные места и лечебные учреждения;
действия личного состава аварийно-спасательных формирований по обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны и устранению аварий и повреждений в них;
действия личного состава аварийно-спасательных формирований при проведении специальной обработки, при ликвидации аварий на химически опасных объектах;
применение приборов радиационной и химической разведки (далее - ПР и ХР), контроля радиоактивного заражения и облучения, а также средств индивидуальной защиты;
порядок проведения специальной и санитарной обработки, дозиметрического и химического контроля;
проведение мероприятий по защите сельскохозяйственных животных и растений, продуктов растениеводства и животноводства, а также фуража;
действия личного состава аварийно-спасательных формирований при тушении пожаров;
проведение мероприятий по обеспечению безопасности на водных объектах.
37. Учебный кабинет "Оперативно-тактическая подготовка" может иметь следующие тематические разделы:
порядок создания в интересах гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций запасов финансовых, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, их объемы, условия содержания и пополнения;
порядок создания и применения аварийно-спасательных формирований;
организация и проведение учений и тренировок в области безопасности жизнедеятельности;
действия по приведению аварийно-спасательных формирований в готовность;
действия по выдвижению аварийно-спасательных формирований в район выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ и подготовке к выполнению задач;
действия должностных лиц гражданской обороны и РСЧС по организации оповещения населения, обеспечения средствами индивидуальной защиты, выполнения инженерных и медицинских мероприятий защиты, эвакуации и т.п.;
разработка планирующих документов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
анализ, оценка обстановки и принятие решений в области безопасности жизнедеятельности в объеме занимаемой должности;
осуществление мер по выполнению заданий мобилизационного плана;
деятельность органов, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при различных режимах функционирования ОТП РСЧС и степенях готовности гражданской обороны.
38. Учебный кабинет "Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций" может иметь следующие тематические разделы:
причины, поражающие факторы, последствия возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, присущих области;
ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
основные принципы, приемы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях, организация радиационной, химической и другой защиты населения.
39. Учебный кабинет "Защита животных, растений и источников воды" может иметь следующие тематические разделы:
организация защиты животных, растений, продуктов растениеводства, воды и фуража, продуктов питания в условиях воздействия опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях;
повышение устойчивости функционирования объектов сельского хозяйства в условиях воздействия опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, при чрезвычайных ситуациях;
обеззараживание воды, фуража, продуктов питания.
40. Учебный кабинет "Безопасность жизнедеятельности" должен иметь тематические разделы в соответствии с программой обучения курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" в учреждениях общего и профессионального образования.
При его оснащении могут использоваться методические рекомендации по оборудованию кабинета (класса) "Основы безопасности жизнедеятельности" в образовательном учреждении.
41. Тематическое оформление учебных кабинетов в области безопасности жизнедеятельности выполняется с использованием:
плакатов, стендов и других наглядных пособий;
видеоаппаратуры, проекционной аппаратуры (мультимедиапроекторов, диапроекторов, кодоскопов и др.) и персональных компьютеров;
макетов и образцов аварийно-спасательных инструментов и оборудования;
средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, связи и оповещения, пожаротушения, первой медицинской помощи и приборов радиационной, химической и биологической разведки;
макетов местности, зданий, сооружений, муляжей (пораженных людей, животных), многофункциональных тренажеров для обучения навыкам оказания первой медицинской помощи пострадавшим в экстремальных ситуациях (роботы-тренажеры типа "Гоша").
IV. Уголок в области безопасности жизнедеятельности
42. Оформление уголков в области безопасности жизнедеятельности целесообразно выполнять по следующим тематическим разделам:
информация о вероятных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, применительно к конкретным условиям, а также об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, характеристика поражающих факторов;
способы защиты от поражающих факторов, характеристика средств индивидуальной и коллективной защиты;
противопожарная защита и безопасность людей на водных объектах;
сигналы гражданской обороны, порядок действия населения по сигналам гражданской обороны, маршруты движения к конкретным защитным сооружениям гражданской обороны, порядок подготовки и проведения эвакуации, адрес сборного эвакуационного пункта на схеме, маршрут движения (транспорта или пешей колонны), пункты посадки и высадки населения, пункт размещения рассредоточиваемых и эвакуируемых, порядок движения к пункту.
43. В уголке в области безопасности жизнедеятельности для сельской местности дополнительно оформляется тематический раздел по организации приема эвакуированного населения и мероприятий, проводимых по защите сельскохозяйственных животных, растений и продуктов сельскохозяйственного производства.
44. Тематическое оформление уголков в области безопасности жизнедеятельности выполняется с использованием:
плакатов, стендов и других наглядных пособий;
видеоаппаратуры, проекционной аппаратуры (мультимедиапроекторов, диапроекторов, кодоскопов и др.) и персональных компьютеров;
макетов и образцов аварийно-спасательных инструментов и оборудования;
средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической и биологической разведки, средств связи и оповещения, средств пожаротушения, средств первой медицинской помощи;
макетов местности, зданий, сооружений, муляжей (пораженных людей и животных), многофункциональных тренажеров для обучения навыкам оказания первой медицинской помощи пострадавшим в экстремальных ситуациях (роботы-тренажеры типа "Гоша").
V. Порядок использования объектов в области безопасности
жизнедеятельности и объектов в организации в учебном процессе
45. Объекты организаций наряду с их прямым назначением могут являться объектами учебно-материальной базы.
В качестве объектов учебно-материальной базы подбираются образцово содержащиеся и не сдаваемые в аренду убежища и противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, имеющие необходимое оборудование, аварийно-спасательный инструмент, средства связи и оповещения и т.п., соответствующую документацию. Они используются при изучении порядка применения средств коллективной защиты, хранения имущества гражданской обороны, проведения санитарной обработки и других вопросов.
Помещения (кабинеты, камеры, отсеки и т.п.) объектов гражданской обороны могут оформляться в соответствии с темами занятий, проводимых на данных объектах.
При необходимости могут составляться графики использования объектов гражданской обороны.
46. Лица, отвечающие за обучение различных групп обучаемых в области безопасности жизнедеятельности, должны заблаговременно сообщать на объекты организаций дату и время прибытия обучающихся, темы и места проведения занятий (учений, тренировок), фамилии руководителей занятий.
Количество учебных мест на объектах организаций определяется с учетом специфики их производственной деятельности, отрабатываемых учебных вопросов, а также численности обучающихся.
VI. Требования безопасности на объектах учебно-материальной базы
в области безопасности жизнедеятельности
47. Выполнение требований безопасности при использовании учебно-материальной базы достигается правильной эксплуатацией учебных объектов, учебного имущества и оборудования, точным выполнением обучаемыми требований нормативных документов по организации процесса обучения, инструкций по применению и использованию учебного имущества и оборудования.
Для обеспечения безопасной деятельности для каждого учебного объекта разрабатывается инструкция по эксплуатации учебного объекта (далее - Инструкция). Инструкция разрабатывается инженером по технике безопасности (ответственным за эксплуатацию объекта), утверждается вышестоящим руководителем и вносится в формуляр объекта.
48. Инструкция должна содержать следующие разделы:
а) общие сведения, включающие географическое ориентирование учебного объекта с привязкой к близлежащему населенному пункту и указанием основных крайних точек границ объекта; характера местности, грунта и окружающей среды; наличия вблизи объекта взрывоопасных предприятий, складов, газопроводов, газовых станций, дамб, обрывов;
б) мероприятия по предотвращению проникновения посторонних лиц на учебный объект, включающие порядок проезда, прохода на учебный объект; наименование и требования к создаваемым ограждениям и препятствиям, предназначенным для предотвращения проникновения людей и техники в опасные места.
В этом же пункте должна содержаться запись о том, что за все несчастные случаи, происшедшие по причинам несоблюдения установленных правил поведения на учебном объекте (самовольное проникновение на территорию учебного объекта, нарушение границ разрешенного для выполнения работ участка, работа на учебном объекте в неуказанное время), ответственность несут непосредственные нарушители;
в) требования безопасности при выходе групп обучаемых на учебный объект и проведении учений и тренировок;
места разгрузки и маршруты передвижения;
требования к мероприятиям, обеспечивающим экологическую и противопожарную безопасность;
распорядок работы учебного объекта и требования по безопасности при проведении учений и тренировок;
сроки и периодичность составления графика использования объекта, а также должностные лица, ответственные за его составление;
местонахождение руководителя занятий, схема связи с руководителем;
требования техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей, обязанности руководителя занятий;
г) требования по обеспечению экологической безопасности учебного объекта;
краткая характеристика экологической обстановки в районе расположения объекта;
действия должностных лиц при ухудшении экологической обстановки, а также возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с нанесением ущерба окружающей среде и природным ресурсам в ходе проведения занятий;
правила пользования водоемами и лесными массивами, наличие в них флоры и фауны, степень их ценности;
участки, на которых запрещено движение техники, размещение подразделений и другие мероприятия;
д) требования безопасности при эксплуатации сооружений учебного объекта, оборудования, электротехнических и других средств.
На основании действующих правил эксплуатации электроустановок потребителей и правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей, технических условий на оборудование - в данном разделе определяются и указываются:
обеспеченность всех объектов достаточной мощностью электроэнергии и электросетей с указанием первичных трансформаторных подстанций (источников) электроэнергии, их мощности, состояния, принадлежности к электросетям и установленного порядка эксплуатации;
правила использования электроэнергии в конкретных условиях с учетом ограничений мощности; порядок охраны, доступа и содержания высоковольтных и низковольтных подстанций;
порядок взаимодействия с органами управления местными электросетями с указанием связи с ними (порядок вызова в аварийных случаях);
должностные лица, ответственные за содержание, правильную эксплуатацию и выполнение требований безопасности всего электрохозяйства и за отдельные участки;
правила и особенности эксплуатации на каждом объекте электроприводов, электросиловых и коммутационных распределительных щитов на пунктах управления;
периодичность проверки заземляющих устройств с оформлением паспортов, проверки средств электрозащиты с указанием правил и учреждений освидетельствования;
порядок и периодичность проверки знаний личным составом требований электробезопасности и проведения инструктажа;
мероприятия по улучшению состояния и эксплуатации электроустановок, выполнению требований энергонадзора.
49. В целях предотвращения несчастных случаев с обучаемыми, порчи техники, оборудования, гибели животных и других происшествий на учебных объектах проводятся следующие мероприятия:
организация и обеспечение выполнения требований безопасности при подготовке и проведении занятий;
оцепление территории учебного объекта;
защита обучаемых от поражения электрическим током и организация безопасного производства работ;
выполнение требований безопасности;
медицинское обслуживание;
проведение разъяснительной работы среди местного населения;
организация выполнения требований обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования.
50. Допуск групп обучаемых к проведению любых мероприятий на учебном объекте осуществляется только при условии, что преподаватель (старший группы) изучил инструкцию по эксплуатации учебного объекта. Он несет ответственность за точное выполнение группой требований безопасности и порядка, установленных на данном учебном объекте.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.