Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Оренбургского
городского Совета
от 15 марта 2005 г. N 73
Программа
развития сферы образования г. Оренбурга на 2005-2009 годы
г. Оренбург 2004
Во исполнение настоящей Программы издано распоряжение Главы города Оренбурга от 23 мая 2006 г. N 2728-р
Паспорт программы развития сферы образования
на 2005-2009 годы
Наименование программы |
Программа развития сферы образования Оренбурга на 2005- 2009 годы |
Официальный заказчик Программы |
Администрация г.Оренбурга |
Основные разработчики Программы |
Управление образования администрации г.Оренбурга, Общественный совет по образованию, Союз родительской общественности, отделы образования административных округов, Оренбургский городской Совет, городской комитет профсоюза работников образования и науки, Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбургский государственный университет, Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования, Оренбургский государственный институт менеджмента |
Цель Программы | Развитие сферы образования, обеспечивающей повышение качества образования адекватно социальному запросу потребителей образовательных услуг, его гуманистическую направленность, приоритетность успешной жизни и здоровья человека, воспитание гражданственности и любви к Родине, труду, отражающего специфику социально-экономического и культурного развития города и выступающего в качестве одного из факторов его экономического и социального развития |
Задачи Программы |
- развитие правовых механизмов реализации государственной политики в сфере образования как гаранта качества образования; - стандартизация образования как правовой механизм развития содержания образования; - совершенствование организационно-правовых условий обеспечения безопасности детства и образовательных учреждений; - активизация социальной политики в сфере образования с целью обеспечения государственных гарантий равных возможностей в образовании; социально-педагогическая поддержка детства; - совершенствование социально-педагогического пространства города и защита его от воздействий, неадекватных гуманистическим целям и ценностям культуры; - развитие единой воспитывающей среды; - гражданско-патриотическое воспитание юных оренбуржцев; - диверсификация образовательной системы адекватно образовательным запросам социальных заказчиков; адаптивность сферы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся (воспитанников); - развитие механизмов, обеспечивающих рост и актуализацию профессионального педагогического потенциала сферы образования; - развитие единого информационного пространства муниципального образования как условие успешной интеграции образовательной системы города в отечественные и международные системы образования; - становление социального партнерства, развитие форм государственно-общественного управления образованием; - повышение инвестиционной привлекательности образования и роли экономических механизмов для обеспечения развития сферы образования города |
Сроки реализации Программы |
2005-2009 г.г. |
Перечень подпрограмм и социальных проектов |
Муниципальный компонент для учреждений повышенного уровня (Приложение 1) Типовые штатные расписания муниципальных общеобразовательных учреждений (Приложение 2) Развитие материально-технической базы (Приложение 3): - "Энергосбережение в системе образования города"; - "Школьные спортивные площадки"; - "Дворики ДОУ". "Безопасность и охрана труда в образовательных учреждениях" (Приложение 4) "Сельская школа" (Приложение 5) "Профильное обучение на старшей ступени образования в общеобразовательных учреждениях" (Приложение 6) "Педагогические кадры" (Приложение 7) |
Исполнители Программы |
- Управление образования администрации г.Оренбурга; - территориальные органы управления администрации города; - отделы образования административных округов; - образовательные учреждения различных типов и видов; - институты и организации научной, социальной, культурной сферы; - общественные объединения родителей; - детские общественные организации. Привлечение в качестве исполнителей организаций, не находящихся в муниципальной собственности по согласованию |
Координатор программы |
Общественный Совет по образованию г.Оренбурга, с функциями инициации, координации, экспертизы и официальной публичной оценки |
Система организации контроля за исполнением мероприятий |
Результаты поэтапного выполнения мероприятий Программы рассматриваются на совещаниях Администрации города, Управления образования, заседаниях Городского Совета, Общественного Совета по образованию |
Объемы и источники финансирования |
Объем финансирования определяется ежегодно при утверждении городского бюджета Источники финансирования: бюджет по отрасли "Образова- ние" и другие дополнительные источники |
Ожидаемые конечные результаты |
- Сохранение и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства - соответствие качества результата образования целям и задачам образования каждого уровня; - развитие сети образовательных учреждений (ОУ) для реализации образовательных потребностей всех субъектов сферы образования; - формирование воспитывающей среды с учетом специфики социокультурной обстановки города; модернизация системы управления образованием, основанной на государственно-общественном взаимодействии, эффективно и результативно обеспечивающей интеграцию совместной деятельности института образования с различными сферами общества |
Программа развития сферы образования Оренбурга на 2005-2009 годы в соответствии с российским законодательством об образовании является организационной основой муниципальной политики в области образования, которая определяет стратегию выбора приоритетных направлений развития образовательной сферы и обеспечивает ее реализацию.
Порядок организации выполнения Программы, ее ресурсного обеспечения, контроль за реализацией Программы устанавливается Оренбургским городским Советом.
Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов:
- перечня первоочередных мероприятий, вытекающих из содержания мероприятий Программы, с определением разграничения деятельности исполнителей, источников и объема финансирования;
- координационных планов совместных действий управления образования с другими управлениями, комитетами, отделами администрации города, заинтересованными ведомствами, учреждениями и организациями;
- целевых программ развития отдельных подсистем и направлений деятельности управления образования и учреждений образования;
- годовых планов работы управления и отделов образования.
Нормативно-правовые основания для разработки программы развития
Программа разработана в соответствии с
- Федеральным законом "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1,
См. также Закон Оренбургской области от 10 ноября 2006 г. N 717/144-IV-ОЗ "Об образовании в Оренбургской области"
- Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоупралвения# в Российской Федерации",
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "122-ФЗ"
- Федеральной программой развития образования, утвержденной Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования",
- Национальной Доктриной развития российского образования до 2021,
- Концепцией модернизации российского образования до 2010 года.
Настоящая Программа развития сферы образования города Оренбурга сохраняет преемственность:
- Программы "Основных направлений развития муниципальной образовательной системы г.Оренбурга на период до 2001 года", утвержденной Постановлением Оренбургского городского Совета N 155 от 26.06.97 г. и
- Комплексной программы социально-экономического развития муниципальной системы образования "Образование г.Оренбурга в 2001-2004 г.г.", утвержденной Постановлением Оренбургского городского Совета от 22.02.2001 N 33 и является стратегическим документом по развитию образования города Оренбурга до 2009 года.
Концептуальные основания для разработки программы
В современных условиях объективно возрастает ответственность системы образования за развитие других социальных институтов общества в целом. Социальным смыслом образования становится развитие личностного потенциала обучаемых, их социализации, способности самостоятельно определять цели деятельности и находить методы их эффективной реализации. Развитие таких способностей обеспечивает возможность устойчивой адаптации подрастающего поколения к меняющимся условиям жизни, готовность к конструктивной деятельности по развитию общества и созданию условий для жизненного благополучия самой личности.
Образование сегодня становится главным общенациональным приоритетом России. Об этом заявил Президент страны В.В. Путин в своем Послании к Федеральному собранию: "Российское образование - по своей фундаментальности - занимало и занимает одно из ведущих мест в мире. Утрата этого преимущества абсолютно недопустима. Условия глобальной конкуренции требуют от нас усиления практической направленности образования... Результативность реформ в этой сфере сегодня следует измерять по показателям качества образования, его доступности и его соответствия потребностям рынка труда".
Таким образом, образование выступает важнейшим фактором социально-экономического развития России, обеспечивающим становление рыночной экономики и формирование в социуме новых культурных ценностей: свободы выбора, самостоятельного действия, предприимчивости и ответственности за собственное благополучие и благополучие общества, что переносит акцент с традиционной образовательной миссии сферы образования на новую - социально значимую.
Направления муниципальной политики в сфере образования определяются особенностями регионального масштаба, рамками социально-экономической концепции развития города и спецификой местного образования.
Специфичность оренбургского образования по своему содержанию и своим организационным формам определяется не только конкретными целями и задачами образовательного процесса, но и реальным взаимодействием личности с социокультурной средой. В условиях крупного города это взаимодействие выстраивается как многомерные и многочисленные связи личности с различными институтами общества и государства. Иначе говоря, институты права, экономики, политики, науки, религии, искусства становятся реальной образовательной средой, определяющей развитие личности в крупном городе. Сфера оренбургского образования, нацеленная на развивающее взаимодействие личности, с развитой средой, представлена по преимуществу как элитная, где элитность достигается за счет целенаправленного включения этой личности в образовательные среды, содержание которых обладает высокой духовно-практической валентностью. Отличия сферы образования определяются многонациональным составом жителей Оренбурга, географической принадлежностью города к Южному Уралу, евразийской расположенностью территории, связями с соседними национальными республиками и областями в составе Российской Федерации, наличием конфессиональных общин.
В условиях общесистемного кризиса 90-х годов, когда положение образования в стране резко ухудшилось и оно оказалось на грани выживания, в Оренбурге, благодаря усилиям городских властей, удалось не допустить стагнации муниципального образования, сохранить его нормальное функционирование и, более того, обеспечить его поступательное развитие.
Основными характеристиками городской сферы образования являются целостность, стабильное и устойчивое развитие.
Целостность включает учет взаимозависимостей, составляющих города как многомерной социокультурной реальности; необходимость кооперации и единства действий всех систем и субъектов, имеющих отношение к образованию, в условиях общей недостаточности ресурсов.
Имеющаяся стабильность системы связана с устранением причин возникновения критических ситуаций в социуме, влияющих на функционирование системы образования; с инвентаризацией уже имеющихся в распоряжении ресурсов и опорой на их использование; с надежностью системы управления городскими процессами.
Устойчивое развитие основывается на создании многообразия возможностей и постоянном обновлении содержания и форм образования; учете ограниченности как имеющихся, так и будущих ресурсов; определении зоны ближайшего развития системы образования в целом и ее элементов в частности; необходимости ведения поэтапных преобразований и планирования переходных периодов между ними.
Вместе с тем, в оренбургском образовании, также как и в российском, наблюдаются процессы, сдерживающие синхронность развития образования с возрастающими требованиями современной жизни, сверхдинамично развивающегося мегаполиса, образовательными запросами социальных заказчиков.
Главными причинами выступают:
- крайнее несовершенство и противоречивость общефедеральных нормативных правовых и организационно-экономических механизмов в образовании, предельно устаревшее его научно-методическое обеспечение, особенно в ключевой сфере - в содержании образования (превалирование его предметно-содержательного ядра над деятельностным, практикоориентированным; отсутствие стандартизации; независимой аттестационной службы);
- недофинансирование сферы образования, создающее значительные затруднения в социально-педагогических преобразованиях, в проведении экспериментальной работы, материально-техническом обеспечении образовательного процесса;
- и как следствие - недостаточный для современных требований уровень профессионализма определенной части педагогических и управленческих кадров муниципальной сферы образования, объективные сложности разностороннего повышения квалификации педагогического корпуса.
Таким образом, задачи комплексного и всестороннего обновления образования, обозначенные в Федеральной программе развития образования, Концепции модернизации российского образования до 2010 года, Послании Президента к Федеральному Собранию, приобретают для Оренбурга особую актуальность. Их решение заключается в системных и органичных изменениях в образовании с целью приведения его в соответствие с требованиями современной жизни, создании культуры и механизмов постоянного обновления образования, его целенаправленной ориентации на актуальные и перспективные потребности личности, общества и государства, на запросы страны.
Данная Программа определяет целевые установки и основные направления развития оренбургской сферы образования на 2005-2009 годы и предназначается для обеспечения управляемого перевода школьного образования Оренбурга в новое состояние, обеспечивающее доступность, повышение качества и социальной значимости образования, адекватное потребностям развивающейся личности, социума и рынка труда.
Образование, будучи одним из социальных институтов общества, является механизмом, обеспечивающим устойчивое развитие города, поэтому в Программе развития образование рассматривается в двух аспектах: как цель и ценность городского сообщества, и как условие устойчивого развития города.
Совершенствование образования города не может быть обеспечено только усилиями и ресурсами самой системы образования. Необходимо выйти за границы системы образования и в качестве объекта стратегического управления выделить сферу образования города. Именно сферное строение образования позволяет эффективно организовывать процессы функционирования, обновления и развития дошкольного, общего, дополнительного, среднего и высшего профессионального образования, оно исходит из нужд истории и перспектив Оренбурга и учитывает интересы и цели его жителей. Поэтому программа развития образования города интегрирует ценности, цели, задачи, процессы, мероприятия и ресурсы всех организаций и ведомств, деятельность которых направлена на образование его населения.
Таким образом, социоориентированный характер сферного образования открывает путь к реальной, а не декларативной приоритетности образования.
Реализация концептуальных идей Программы делает необходимым дальнейшее развитие следующих оснований:
- оставаясь сферой межведомственного взаимодействия, школьное образование становится одним из лидеров общего процесса формирования комфортной для проживания культурной среды (обеспечивая ее развивающие и воспитывающие функции), в которой на основе социального партнерства всех субъектов образовательной политики будут созданы условия для жизни в крупном городе на уровне, соответствующем мировым стандартам;
- сохраняя свою роль инструмента социальной политики, образованию необходимо постепенно становиться системной социальной и одновременно экономической отраслью, обеспечивающей полноценную жизнедеятельность города.
Таким образом, развитие сферы образования - это не внутриотраслевая, а общесистемная задача социума, решаемая совместными усилиями всех структур городской власти совместно с общественностью. Именно объединение всех этих усилий позволит вывести образование на качественно новый уровень, обеспечить его необходимую доступность, высокое качество и эффективность.
Новое качественное состояние сферы образования предполагает:
1. Сущностные изменения отношений учреждений сферы образования с субъектами внешней среды. Эти отношения должны обеспечить:
- открытость сферы, ее мобильность и гибкость;
- ориентацию деятельности образовательных учреждений на основных "заказчиков и потребителей";
- развитие социального партнерства, активный поиск образовательными учреждениями деловых партнеров и дополнительных источников внебюджетного финансирования.
2. Сущностные изменения внутренней среды образовательных учреждений (уровень профессионализма кадров, образовательные технологии, организационная культура), которые должны обеспечить:
- безопасность учащихся и воспитанников в течение всего пребывания в образовательном учреждении;
- реализацию в учреждениях продуктивных образовательных технологий;
- оптимальное соотношение различных видов деятельности учащегося, его интеллектуальной, эмоциональной, физической и социальной активности;
- реализацию субъектной и гражданско-патриотической позиции учащегося, воспитанника и родителей в образовательном процессе;
- возможность выбора учащимися и воспитанниками видов деятельности и содержания образования (сверх обязательного государственного минимума);
- воспроизводство в образовательном процессе социально-экономических отношений, доминирующих в обществе.
3. Сущностные изменения структуры и управления муниципальной сферой образования, которые должны обеспечить:
- экономическую целесообразность системы образования;
- государственно-общественный характер управления учреждениями образования;
- самостоятельность и относительную автономность образовательных учреждений.
В качестве основополагающих принципов реализации Программы развития выступают:
- признание приоритета образования на территории города;
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- единство культурного и образовательного пространства города, защита и развитие культурных традиций и особенностей;
- светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
- ответственность органов местного самоуправления, образовательных учреждений всех форм собственности за реализацию гражданами права на получение образования;
- единство гражданских, государственных и муниципальных интересов в сфере образования;
- преемственность образовательного процесса и образовательных программ;
- обеспечение государственного контроля за соблюдением реализации гражданами права на образование;
- признание самостоятельности организаций образования и их права на государственную поддержку;
- развитие научных исследований в сфере образования и их практического применения;
- соблюдение интересов граждан при разработке и реализации программ развития образования;
- общедоступность образования, соответствие системы образования уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников.
Изменение условий, в которых происходят функционирование и развитие сферы образования города, становление нового педагогического мышления требуют уточнения своих ценностных ориентиров. Такими ориентирами выступают:
- реализация прав личности в сфере образования, возможность получения образования по выбору (права выбора образовательного учреждения, права на сохранение национального языка и т.д.);
- социально-педагогический подход, способствующий оптимизации организационно-педагогических условий функционирования образовательных учреждений и их взаимодействия с другими социальными институтами в целях социализации выпускников;
- индивидуально-личностный подход в образовании, обеспечивающий вариативность и разноуровневость предлагаемых и предоставляемых первичным клиентам системы образования образовательных услуг;
- ответственность субъектов системы образования, предоставляющих образовательные услуги, за качество результата педагогической деятельности перед потребителями.
Определив ценностные ориентиры городского педагогического сообщества, мы выделяем основные приоритеты Программы:
- формирование условий для развития индивидуальности и социализации личности в сложной общественно-экономической ситуации;
- стандартизация образования, являющаяся фактором обеспечения качественных образовательных услуг потребителю, с одной стороны, и условием развития творческой деятельности педагога, с другой;
- интенсификация обучающих и воспитывающих возможностей социально-педагогического пространства города;
- формирование системы управления на основе единого информационно-образовательного пространства;
- самоопределение образовательных учреждений в части реализации федеральной и региональной политики (выбор оптимальных педагогических технологий, разработка и реализация школьных компонентов содержания образования, юридическая субъектность);
- изменение требований к деятельности работников системы образования и результатам этой деятельности: выдвижение на первый план вопросов профессиональной педагогической компетентности и общей культуры в связи с изменениями, происходящими в жизни общества в целом и системы образования в частности;
- становление образовательной системы в рамках единого образовательного пространства региона и страны в целом;
- развитие форм образования педагога на протяжении всей профессиональной деятельности в связи с изменением ценностных ориентиров общества;
- развитие гражданского участия и социального партнерства как гарантии реализации прав граждан на качественное образование.
В соответствии с приоритетами образовательной политики Программой определены три основные направления развития сферы образования - доступность, качество, эффективность, по которым проведен краткий анализ ситуации в оренбургском образовании.
Программа развития сферы образования города, являясь инструментом управленческой деятельности, построена в логике теории и методологии управления проектами и рассматривается как совокупность комплексных целевых программ и локальных проектов, объединенных едиными концептуальными подходами, общими целями и ресурсами.
Согласованность действий всех заинтересованных сторон по реализации программы обеспечивается деятельностью Управления образования.
Управление процессом реализации Программы развития образования города предусматривает:
- осмысление назначения Программы всеми участниками образовательного процесса;
- последовательный анализ способности Программы и каждого проекта стимулировать, организовывать и обеспечивать развитие образования города;
- постоянную экспертизу программ и проектов, определение социальной значимости и экономической доступности предполагаемых результатов;
- определение возможных источников финансирования, стимулирования инвестиционных проектов;
- создание условий, необходимых для реализации программ и проектов;
- подбор и организацию труда исполнителей;
- создание необходимой управленческой (нормативно-правовой и ресурсно-кадровой) базы Программы;
- организацию поэтапного ресурсного обеспечения принятых к реализации проектов;
- выявление отклонений от заявленных целей, анализ причин их возникновения, внесение необходимых корректив.
Выполнение программы осуществляется в русле муниципальной социально-культурной политики с учетом демографических тенденций на основе взаимодействия различных ведомств, общеобразовательных и государственных организаций.
Аналитическое обоснование Программы
Для анализа состояния образования города Оренбурга были выбраны следующие направления:
- характеристика системы образования,
- система образования как субъект муниципального образования г.Оренбурга,
- система образования города как субъект региональной системы образования.
Содержательными критериями эффективности функционирования и развития системы образования являются выявленные выше тенденции развития системы образования.
Технологические критерии эффективности функционирования и развития системы образования включают: целевое назначение, внутреннее развитие системы образования, сопоставимость.
Целевое назначение: динамика качества образовательных услуг, удовлетворенность населения, рост спроса на образовательные услуги, предоставляемые системой образования, тенденции развития участников образовательных процессов (учреждения, кадры, обучающиеся).
Внутреннее развитие системы образования: тенденции развития всех подсистем и элементов системы образования, функционирование системы как целостной, открытой и развивающейся; интеграция подсистем.
Сопоставимость: соответствие принципам и направлениям развития региональной системы образования, сравнение с предыдущим состояниям# системы образования города.
Объект анализа: образовательные учреждения, субъекты образовательного процесса, ресурсы и содержание образования.
Стратегия развития муниципальной системы образования на предстоящие 5 лет направлена на создание необходимых предпосылок, условий и механизмов для постоянного самообновления образования Оренбурга в направлениях расширения его доступности, повышения качества и роста эффективности, обеспечения безопасной жизнедеятельности детей в образовательных учреждениях, их успешной социализации в обществе.
Результатом социоориентированной политики муниципальной сферы образования, лейтмотивом которой выступает "открытость, эффективность, сотрудничество", стали процессы демократизации системы управления образования, ее перевод на государственно-общественную основу управления, реально воплотившийся в создании Общественного совета по образованию.
В состав комиссий, чья деятельность охватывает все стороны образовательного процесса, вошли представители местных органов самоуправления, депутаты различных уровней, представители науки, СМИ, общественных организаций, педагогические и руководящие работники, родители и учащиеся.
Муниципальное образовательное пространство - это полисфера вариативных, высококачественных образовательных услуг и диверсифицированных образовательных программ, формирующих основы стабилизации и развития всего социального комплекса города Оренбурга.
В центре внимания городской образовательной политики находится личность, так как ее развитие, психическое и физическое здоровье, эффективная и успешная социализация - залог будущего развития города.
В г.Оренбурге проживает детей от 0 до 18 лет - 105,9 тысяч человек, из которых обучается в системе дошкольного, школьного образования - 78843 чел.
Инфраструктура муниципальной системы образования включает:
- 91 общеобразовательное учреждение с контингентом учащихся 55903 человек;
- 5 школ-интернатов, 3 вспомогательных школы и 2 детских дома с числом воспитанников 2163 человек;
- 6 вечерних сменных школ, в которых обучается 1687 чел.;
- 125 дошкольных образовательных учреждений с контингентом воспитанников 19090 чел.;
- 3 центра образования;
- 20 учреждений дополнительного образования детей, в числе которых 44 клуба по месту жительства, в которых занимаются 70% детей, проживающих в городе и 11 стационарных муниципальных загородных детских оздоровительных лагерей, в которых ежегодно оздоравливаются и отдыхают более 3 тысяч детей и подростков.
"Муниципальная система образования"
Развитие дошкольного образования - одно из приоритетных направлений деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений.
В 2004 г. процент охвата общественным дошкольным образованием достаточно возрос и составил 73%, что значительно выше показателя по РФ (53,8%) и региону (69%), 57% ДОУ работают с перегрузкой. В городе на фоне сокращения ведомственной сети количество муниципальных ДОУ увеличилось с 117 в 2002 году до 123 в 2004. (В 2004 году приняты на баланс 5 ДОУ).
Если до 2000 г. сеть муниципальных ДОУ была однообразна (в основном общеразвивающего вида), то на 1 января 2004 года она достаточно вариативна и подразделяется на следующие виды:
- детский сад (31 ДОУ);
- детский сад комбинированного вида (26 ДОУ);
- детский сад компенсирующего вида (4 ДОУ);
- детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (54 ДОУ);
- детский сад присмотра и оздоровления 1 ДОУ);
- детский сад - центр развития (6 ДОУ).
Для коррекции отклонений в психофизическом развитии детей в городе существует широкая сеть коррекционных ДОУ и групп компенсирующего вида:
ДОУ | Групп | Детей | |
- с нарушением речи | 15 | 55 | 598 |
- с нарушением зрения | 1 | 8 | 82 |
- с нарушением интеллекта | 5 | 12 | 128 |
- с нарушением опорно-двигательного аппарата |
3 | 5 | 22 |
- с туберкулезной интоксикацией | 27 | 29 | 441 |
- других профилей | 2 | 12 | 188 |
В настоящее время количество специализированных ДОУ и групп в основном удовлетворяет потребность населения в данном виде услуг, детям оказывается квалифицированная помощь специалистов. Всего охвачено специализированной помощью в 2002 году - 1168 чел., в 2003 году - 1459 чел., в 2004 году - 1980 чел.
Приоритетное направление деятельности дошкольных образовательных учреждений - вопросы сохранения и укрепления здоровья детей. Во всех ДОУ созданы условия для физкультурно-оздоровительной работы (77,5% ДОУ имеют спортивные залы, 42% - физиотерапевтические кабинеты, 80% - спортивные площадки, 20% - бассейны). Заболеваемость на 1000 детей в муниципальных ДОУ 1,19%, что не превышает областной показатель и ниже, чем показатель по России.
98% ДОУ реализуют современные образовательные программы, что позволяет признать деятельность дошкольных учреждений не только соответствующей требованиям государственного стандарта, но и в определенной степени превышающей их.
Сохранены и получили дальнейшее развитие традиции качественного, эффективного и доступного общего и дополнительного образования.
Исходя из особенностей города, учитывая его демографические, экономические, социокультурные особенности, запросы населения в 2001 году введены в строй три новых объекта образования на 1851 учебных места: лицей N 4, начальная школа N 77, пристрой к школе N 8.
С 2001 г. с целью модернизации структурно-содержательной деятельности ОУ, их статусного определения, более эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов проведена следующая реструктуризация сети ОУ:
- слияние малочисленных начальных школ с основными и средними школами:
МОУ "Начальная общеобразовательная школа N 146" с МОУ "Основная общеобразовательная школа N 14"; МОУ "Начальные общеобразовательные школы N 4 и 5" с МОУ "Основная общеобразовательная школа с.Краснохолм";
- Закрыта МОУ "Начальная общеобразовательная школа N 79".
- Изменили статус школы после слияния:
МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 36" и лицей N 2 "Лицей N 2";
МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 59" и "Гимназия N 5" "Гимназия N 5";
- Преобразована МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 26" в МОУ "Гимназия N 6".
- Повысили статус основные ОУ N 11, 17 (стали средними).
- Получили развитие инновационные общеобразовательные учреждения (в 2000 г. - гимназий и лицеев - 10 ОУ; в 2003 г. - гимназий и лицеев - 11 ОУ).
В целом относительно стабильна сеть специализированных учебных заведений для детей с отклонениями в здоровье, общеобразовательных школ-интернатов. Ежегодно в городе открывается более 60 классов для детей с задержкой психического развития, более 30 классов педагогической поддержки для детей с проблемами в общении.
Обучение в 79% школ ведется по Типовым государственным программам, соответствующим государственным образовательным стандартам; 21% ОУ реализуют программы повышенного уровня обучения, 20% - коррекционные.
Дополнительные часы, определенные Постановлением городского Совета N 33 от 22.02.2001 "Об утверждении "Комплексной программы социально-экономического развития системы образования "Образование г.Оренбурга на 2001-2004 г.г." инновационным школам были направлены для выявления реальных интересов учащихся и их возможностей, позволяли спроектировать для них индивидуальные образовательные программы, занятия с ведущими учеными ВУЗов города.
Стабильно высокими являются официальные показатели результативности обучения.
Статистика награждения выпускников медалями:
2000-2001 | 2001-2002 | 2002-2003 | 2003-2004 | |
Число учащихся, наг- ражденных золотыми медалями |
99 |
94 |
101 |
113 |
Число учащихся, наг- ражденных серебряны- ми медалями |
230 |
246 |
213 |
234 |
Общее число награж - денных |
329 | 340 | 314 | 347 |
В течение 3 последних лет выпускники школ города принимали активное участие в федеральном эксперименте по Единому государственному экзамену (ЕГЭ) - 55510 человек (99,8%) в 2004 г., 3900 человек (76,5% выпускников) в 2003 году, 2713 (54%) в 2002 году.
Расширенный диапазон сдаваемых предметов: (математика, русский язык, биология, физика, история, география, химия, литература) позволил выпускникам более полно реализовать свои способности и интересы.
Подавляющая часть выпускников, сдававших экзамен в форме ЕГЭ, подтвердили свои знания.
79% выпускников стали студентами ВУЗов а из лицеев, гимназий в ВУЗы поступили 100% выпускников.
В 2000-2004 г.г. в системе образования продолжалась работа по укреплению и совершенствованию кадрового потенциала. В образовательных учреждениях города работает около 10 тысяч педагогических работников, в том числе в общеобразовательных учреждениях 3844 педагогов, из которых 83,6% имеют высшее образование. Учителей начальных классов с высшим образованием 62,4%. Положительная динамика образовательного уровня наблюдается среди учителей музыки, ИЗО, технологии, физической культуры - 61,4% (2000 г. - 58,7%).
Среди педагогических работников дошкольных образовательных учреждений высшее образование имеют 26,2% педагогов (в 2001 г. - 19,8%), увеличилось количество педагогов с незаконченным высшим образованием 14% (в 2001 - 4,41%).
Большое внимание уделяется вопросам повышения управленческой компетентности руководящих работников, в практику работы управления образования с директорским корпусом вошли семинары-практикумы, круглые столы, консультации.
19 руководящих работников ОУ получили региональный диплом "Менеджер образования".
Для руководителей ОУ со стажем работы до 3-х лет по проблеме "Формирование управленческой компетентности" функционирует "Школа молодого руководителя".
Объединение педагогической науки в лице ООИПКРО, ОГПУ, ОГУ управленческой структуры и педагогической практики образовательных учреждений способствуют многообразию и эффективности подходов к повышению профессионализма работников образования, стимулирующей поддержки инноваций и нововведений.
Образователь- ные учреждения |
Прошли повышение квалификации |
Прошли аттестацию | ||||||
II категория | I категория | Высшая категория |
||||||
2003 | 2004 | 2003 | 2004 | 2003 | 2004 | 2003 | 2004 | |
дошкольные | 10% | 14% | 12,8% | 12,3% | 11,6% | 8,5% | 0,4% | 0,5% |
Общеобразова- тельные |
22% | 23,7% | 9% | 6,8% | 12% | 12,4% | 4% | 3,7% |
Дополнительно- го образования |
15% | 16% | 9% | 10% | 6% | 3,2% | 2% | 2,1% |
Под патронажем администрации города и при финансовой поддержке проводятся ежегодные конкурсы профессионального мастерства педагогов "Учитель года", "Сердце отдаю детям".
Педагоги и руководители достойно представляют родной город на областных и Всероссийских конкурсах профессионального мастерства.
Учитель русского языка и литературы МОУ "Гимназия N 1" Елена Викторовна Ивановна# участница Всероссийского конкурса "Учитель года" (октябрь 2003 г.).
Победителями областных конкурсов "Лидер образования - 2001, 2002, 2003" стали Попцов С.Б., директор МУДОД "Центр внешкольной работы "Подросток", Белоусов Е.А., директор МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 15", Корнева Н.Г., директор МУДОД "Дворец творчества детей и молодежи".
В областном конкурсе "Школа Оренбуржья-2001, 2002, 2003" победителями признаны педагогические коллективы МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением математики и химии N 77" (директор Стернов В.Г.), МОУ "Гимназия N 2" (директор Губарева Т.О.), МОУ "Гимназия N 4" (директор Шамардина Т.В.), МОУ "Гимназия N 3" (директор Михайленко Л.Л.).
В системе образования осуществлялись меры по повышению социального и материального положения работников системы образования.
В городе Оренбурге, в одном из немногих городов Уральского региона, учреждены муниципальные награды: "Заслуженный учитель г.Оренбурга", именные премии Заслуженных учителей РФ, ветеранов педагогического труда В.М. Барбазюка и А.И. Морозова, премии администрации города руководителям ОУ.
Воспитание детей и подростков всегда было приоритетным направлением в деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений.
Анализируя состояние воспитательной работы учреждений можно констатировать: первый этап реализации программы "Город как воспитательная система" завершен. Практически во всех школах сформированы воспитательные системы, определены приоритеты воспитания.
Создана система работы по патриотическому воспитанию молодежи, в которой задействованы все образовательные учреждения города, военные комиссариаты, общественность, городская и окружные администрации, средства массовой информации, учреждения культуры. Оренбургским городским Советом принята "Программа патриотического воспитания граждан г.Оренбурга на 2002-2005 г.г.", главной целью которой является развитие системы патриотического воспитания личности гражданина-патриота. Летом 2003 г. состоялась Всероссийская спартакиада школьников по военно-прикладным и техническим видам спорта "Отчизны верные сыны", посвященная 85-летию системы дополнительного образования детей. 48 команд из разных уголков России соревновались по 22 видам. Оренбург представляли 4 команды, они заняли в общей сложности 27 первых мест, 21 - второе, 7 - третьих.
В городе функционирует муниципальное учреждение дополнительного образования детей "Центр внешкольной работы "Подросток", традиционно являющийся центром по патриотическому воспитанию детей и юношества.
В 2004 году клуб "Альтаир" перепрофилирован и в настоящее время координирует деятельность по патриотическому воспитанию учащихся в Южном округе.
В течение 2001-2002 учебного года в образовательных учреждениях города введены 18 ставок ОУ города заместителей директоров общеобразовательных школ по вопросам патриотического и гражданского воспитания.
Одно из приоритетных направлений муниципальной системы образования - взаимодействие с детскими общественными объединениями. Сегодня их численность 40 тыс. школьников.
Особое направление это - работа с родительской общественностью. 27 ноября 2001 года создана общественная организация "Союз родительской общественности г.Оренбурга". В течение 2-х лет работает общественная приемная родительской общественности, горячий телефон. Союз родительской общественности г.Оренбурга на конкурсе социальных и культурных проектов (Нижний Новгород-2003) за проект "Организация социального партнерства между общественной организацией "Союз родительской общественности и образовательными учреждениями" награжден дипломом III степени.
Проект лицея N 2 "Совместная деятельность семьи и школы по проектированию образовательных программ" на форуме "Школа-2003" г.Москва получил диплом 1 степени.
На протяжении последних лет в городе стабильно решаются вопросы организации летнего отдыха детей.
В 2003 году принят на баланс и отремонтирован загородный детский оздоровительный лагерь "Факел", в 2004 г. - ДОЛ "Космос", "Связист".
Тенденции в организации оздоровительной кампании за последние 4 года благоприятные. Количество оздоровительных лагерей в общем увеличилось со 186 (в 2000 году) до 192 (в 2002 г.).
Показатель количества детей, охваченных различными формами организованного отдыха повысился с 89% в 2000 г. до 92% в 2004 г.
В августе 2004 года институтом менеджмента совместно с управлением образования при содействии торгово-промышленной палаты Оренбургской области на базе ДОЛ "Факел" была организована первая экспериментальная смена профильного лагеря "Город менеджеров". Программа лагеря являлась частью профориентационной работы среди учащихся 9 классов и была направлена на формирование устойчивого интереса к профессии менеджера и осознанного выбора будущей профессиональной деятельности.
Особое внимание в системе мер по социальной защите детства уделяется проблеме выявления и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2002 году внедрена форма жизнеустройства детей, как патронатное воспитание.
С 1 августа 2002 г. переданы по договору 13 детей в возрасте от 2 до 3,5 лет в 10 семей патронатных воспитателей. Учитывая социальную значимость труда патронатных воспитателей, Постановлением Оренбургского городского Совета от 03.12.2003 г. введены надбавки к заработной плате патронатных воспитателей, в размере 5 минимальных размеров оплаты труда.
В целях решения проблем выпускников интернатных учреждений, организации их последующего обучения, трудоустройства в 2003 г. создан Координационный Совет по охране прав несовершеннолетних и лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет.
Немало сделано по укреплению материально-технической базы учреждений образования.
За 2001-2004 годы приобретена школьная мебель, технологическое оборудование, технические средства обучения на сумму 11,1 млн. руб.
В рамках целевой Федеральной программы "Компьютеризация городских и поселковых школ РФ" в 2002-2004 г.г. поставлено в общеобразовательные учреждения 73 компьютерных класса последнего поколения, компьютеры для 8 коррекционных школ и 2 детских домов. В 2004 году получено 54 библиотеки (медиатеки) с выходом в Интернет.
В рамках целевой федеральной программы "Дети-инвалиды" специальные (коррекционные) общеобразовательные школы-интернаты N 1, 2, ДЦП получили новое оборудование (аппаратура для слухоречевых классов, автомобили "Газель", спортивный комплекс здоровья и др.).
Во исполнение программы по энергосбережению:
- в 2003-2004 году приобретено и установлено 177 приборов учета тепла и 196 приборов учета воды.
Переведены на индивидуальное газовое отопление:
- в 2002 году школа N 70 села Самородово,
- в 2003 году школа N 80 пос.Пруды,
- в 2004 году школа-интернат N 6 и основная школа с.Краснохолм.
Следует отметить положительную динамику финансирования статьи "Капитальный ремонт" и увеличение числа отремонтированных зданий.
В 2003-2004 г.г. особое внимание было уделено противопожарной безопасности объектов образования. В рамках "Целевой программы по обеспечению противопожарной защиты объектов образования" на данные цели затрачено 27,898 млн. руб., в том числе из бюджета города 9,893 млн. руб.
Бюджетные расходы на образование по сравнению с 2000 г. в 2004 г. возросли в 2 раза и составили 823 млн. руб. На реализацию мероприятий Программы "Образование 2001-2004 г.г." привлечено свыше 70 млн. руб. из внебюджетных источников.
Несмотря на достигнутые результаты реализации Комплексной программы социально-экономического развития системы образования "Образование г.Оренбурга на 2001-2004 г.г.", целевых программ по проблемам детства существует ряд нерешенных проблем.
- превышение норматива наполняемости групп в ДОУ, особенно детьми раннего возраста в ДОУ;
- обозначилась нехватка мест в ДОУ и рост неудовлетворенных заявлений от разных слоев населения;
- отсутствует практика открытия групп в ДОУ для детей из семей социального риска;
- недостаточно уделяется внимания оказанию квалифицированной помощи родителям в воспитании и образовании детей от 1 года до 7 лет на дому (гувернерское воспитание);
- ряд образовательных учреждений не имеет лицензии на право ведения образовательной деятельности из-за несоответствия имеющихся условий государственным и региональным требованиям;
- низкий уровень материальной базы учреждений общего образования сказывается на содержании образовательного процесса;
- не достаточно организована в образовательных учреждениях работа по внедрению эффективных технологий обучения, в том числе здоровьесберегающих;
- высокий процент учащихся обучается в 2 смены;
- продолжается отчисление учащихся из образовательных учреждений, не получивших основного общего образования;
- в банке данных города не уменьшается число учащихся периодически уклоняющихся от учебы;
- низкий процент охвата горячим питанием учащихся в образовательных учреждениях;
- в большинстве школ введение третьего часа по физической культуре не обеспечено материальной базой и кадрами;
- уровень профессиональной компетентности ряда педагогических работников недостаточно соответствует требованиям новой парадигмы образования;
- не всегда существующая система переподготовки и повышения квалификации отвечает индивидуальным потребностям педагогов;
- существующая система аттестации не является комплексной системой стимулирования процесса непрерывного профессионального роста педагога;
- существует проблема кадрового обеспечения специалистами (логопед, психолог, дефектолог в ДОУ, преподавателями-организаторами ОБЖ, учителями английского языка, физической культуры, технологии);
- недостаточно ведутся серьезные научные исследования детской, подростковой среды в городе;
- недостаточно развита система психологической поддержки детей, подростков и семьи;
- остаются трудности в социализации интеграции в общество выпускников школ интернатов и детских домов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вызванные противоречиями между нормативно-закрепленных прав и гарантий для детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей и полнотой практической реализации этих прав и гарантий;
- недостаточно финансирование статьи "Капитальный ремонт" и мероприятий по противопожарной безопасности образовательных учреждений.
Цели, задачи, ожидаемые конечные результаты
реализации программы развития сферы образования
на 2005-2009 годы
Главная цель Программы - развитие сферы образования, обеспечивающей повышение качества образования адекватно социальному запросу потребителей образовательных услуг, его гуманистическую направленность, приоритетность успешной жизни и здоровья человека, воспитание гражданственности и любви к Родине, труду, отражающего специфику социально-экономического и культурного развития города и выступающего в качестве одного из факторов его экономического и социального развития.
Цели Программы:
- Обеспечение условий для реализации равных прав граждан на получение качественного образования всех уровней и ступеней, способствующих их духовному, физическому и интеллектуальному развитию;
- обеспечение соответствующего уровня содержания образования, организационных форм, педагогических методов и технологий;
- достижение высокого качества образования во всех типах и видах образовательных учреждений;
- повышение статуса воспитательной работы в образовательных учреждениях;
- развитие научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности в муниципальной сфере образования, направленной на повышение качества образования;
- совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
- развитие системы непрерывного педагогического образования;
- усиление взаимодействия сферы образования и рынка труда, сложившегося в городе и регионе;
- разработка комплексных мер по социальной поддержке работников и обучающихся муниципальной сферы образования;
- развитие партнерских отношений с системами образования зарубежных стран, в том числе с СНГ;
- совершенствование нормативной базы образования;
- формирование и реализация экономических механизмов, обеспечивающих сферу образования финансовыми, материально-техническими, информационными ресурсами.
Задачи Программы:
- развитие правовых механизмов реализации государственной политики в сфере образования как гаранта качества образования;
- стандартизация образования как правовой механизм развития содержания образования;
- совершенствование организационно-правовых условий обеспечения безопасности детства и образовательных учреждений;
- активизация социальной политики в сфере образования с целью обеспечения государственных гарантий равных возможностей в образовании; социально-педагогическая поддержка детства;
- совершенствование социально-педагогического пространства города и защита его от воздействий, неадекватных гуманистическим целям и ценностям культуры;
- развитие единой воспитывающей среды; гражданско-патриотическое воспитание юных оренбуржцев;
- диверсификация образовательной системы адекватно образовательным запросам социальных заказчиков; адаптивность сферы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся (воспитанников);
- развитие механизмов, обеспечивающих рост и актуализацию профессионального педагогического потенциала сферы образования;
- развитие единого информационного пространства муниципального образования как условие успешной интеграции образовательной системы города в отечественные и международные системы образования;
- становление социального партнерства, развитие форм государственно-общественного управления образованием;
- повышение инвестиционной привлекательности образования и роли экономических механизмов для обеспечения развития сферы образования города.
Главным результатом Программы должно стать повышение степени гарантированности прав граждан на получение полноценного образования.
Результатами реализации программных мероприятий должны стать:
- соответствие качества результата образования целям и задачам образования каждого уровня;
- развитие сети образовательных учреждений (ОУ) для реализации образовательных потребностей всех субъектов сферы образования;
- формирование воспитывающей среды с учетом специфики социокультурной обстановки города;
- модернизация системы управления образованием, основанной на государственно-общественном взаимодействии, эффективно и результативно обеспечивающей интеграцию совместной деятельности института образования с различными сферами общества.
Ожидаемый социальный эффект реализации Программы:
- обеспечение условий для 100% реализации равных прав граждан на образование;
- достижение оптимального уровня социальной компетентности обучающимся (выпускником) как гарантия его социальной защищенности, развития личной инициативы и гражданской ответственности;
- повышение уровня правового самосознания и правовой ответственности граждан-субъектов сферы образования в вопросах образования и образовательной политики;
- максимальное удовлетворение образовательных потребностей граждан, формирование социального запроса на качество образования, отвечающего уровню развития общества;
- повышение качества образования учащихся образовательных учреждений до 45%, успеваемости до 99%;
- увеличение адаптивных возможностей сферы образования в условиях социально-экономического развития города;
- развитие средствами образования гражданской ответственности и форм гражданской коммуникации;
- расширение гарантий прав обучающихся на выбор основных и дополнительных образовательных программ;
- создание условий, не допускающих возникновения, поддержки и роста социальной напряженности и асоциальных проявлений, снижение уровня подростковой преступности на 30%;
- социальная интеграция и адаптация средствами образования детей с проблемами в развитии, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей в трудной жизненной ситуации, выпускников учреждений государственного воспитания;
- совершенствование системы непрерывного педагогического образования, повышение образовательного ценза педагогических работников до 95%, квалификационного уровня до 80%;
- обновление на 35% материально-технической базы учреждений образования, использование энергосберегающих технологий;
- развитие полноправного партнерства системы образования г.Оренбурга с системами образования Союза Российских городов, Стран СНГ, зарубежья.
Нумерация приложений приводится в соответствии с источником
Нумерация приложений приводится в соответствии с источником
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.