Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Главы г. Орска
Оренбургской области
от 17 декабря 2007 г. N 4733-р
Методика
расчета платежеспособности бюджета
Об утверждении методики расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств см. распоряжение Главы города Орска Оренбургской области от 17 декабря 2007 г. N 4734-р
I. Общие положения
1. Настоящая методика разработана в целях оценки способности бюджета города Орска (далее городской бюджет) полностью и в срок исполнять расходные и долговые обязательства города Орска.
2. В рамках настоящей методики оцениваются следующие расходные и долговые обязательства города Орска:
- кредитные соглашения и договоры;
- займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
- договоры и соглашения о получении городом Орском бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- договоры о предоставлении муниципальных гарантий;
- соглашения и договоры, заключенные от имени города Орска, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет;
- просроченная кредиторская задолженность муниципальных учреждений города Орска.
3. Долговые обязательства города Орска (далее долговые обязательства) классифицируются как прямые и условные.
4. Прямое обязательство определяется как совокупность всех обязательств, которые требуют выплаты процентов и основного долга должником кредитору в установленные сроки. В прямые обязательства включаются долговые обязательства, определенные статьей 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации, за исключением муниципальных гарантий, предоставляемых от имени города Орска.
5. Условное долговое обязательство определяется как обязательство города Орска по предоставленной муниципальной гарантии, предоставленной от имени города Орска.
6. Временной интервал, по которому оценивается платежеспособность городского бюджета, состоит из:
- фактического периода - включает два предыдущих финансовых года и прошедшую часть текущего года для расчета некоторых показателей;
- прогнозного периода - от начала текущего года до года, в котором производится погашение долгового обязательства с максимальным сроком погашения, а также на планируемый финансовый год (в целях использования для подготовки проекта бюджета) и предстоящий трехлетний период (в целях использования для подготовки перспективного финансового плана).
Интервал расчета платежеспособности городского бюджета разбивается на годовые периоды.
7. Настоящая методика применяется к следующим видам заимствований, классифицированным по целям их привлечения:
- инвестиционные заимствования - заимствования, привлекаемые для финансирования капитальных расходов городского бюджета;
- заимствования на рефинансирование - заимствования с целью рефинансирования, привлекаемые для погашения уже существующих обязательств. Рефинансирование может быть вынужденным, когда объемы обслуживания и погашения уже существующих обязательств превышают возможности городского бюджета в текущий период, или добровольным, когда оно осуществляется в целях улучшения условий обслуживания и погашения имеющихся прямых обязательств;
- заимствования на покрытие кассовых разрывов - краткосрочные заимствования в пределах финансового года на финансирование кассовых отзывов городского бюджета (далее заимствования).
8. Расчет платежеспособности городского бюджета проводится при формировании проекта городского бюджета на очередной финансовый год и при разработке перспективного финансового плана. Расчет платежеспособности городского бюджета может проводиться также при возникновении необходимости привлечения заимствований в течение года, а также при проведении операций рефинансирования, реструктуризации или досрочного выкупа действующих долговых обязательств.
9. Расчет платежеспособности городского бюджета осуществляется на основании:
- прогноза социально-экономического развития города Орска на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу;
- основных направлений бюджетной политики;
- прогноза основных показателей городского бюджета;
- графика-прогноза погашения и обслуживания долговых обязательств города Орска;
- предположений о состоянии кредитного рынка, доступного для города Орска;
- оценки возможных изменений стоимости заимствований (в случае наличия долговых обязательств с плавающей процентной ставкой).
Результатом расчета платежеспособности городского бюджета является систематическая ежегодная (ежеквартальная) оценка, позволяющая определить степень нагрузки долговых обязательств на городской бюджет.
10. В расчет оценки платежеспособности городского бюджета заложены следующие принципы:
- текущие расходы городского бюджета должны покрываться собственными доходами;
- новые заимствования должны привлекаться только для финансирования капитальных расходов или в целях рефинансирования долга.
Краткосрочные заимствования на финансирование кассовых разрывов городского бюджета допустимы в пределах финансового года.
II. Порядок расчета платежеспособности городского бюджета
11. Оценка платежеспособности городского бюджета проводится на основе расчета:
- долговой емкости городского бюджета,
- сводного графика обслуживания и погашения прямых обязательств и ожидаемых платежей по исполнению условных обязательств,
- доступной долговой емкости городского бюджета.
12. Долговая емкость городского бюджета (ДЕ) определяется как превышение доходов городского бюджета над его текущими расходами без учета расходов на обслуживание существующих прямых и условных обязательств в каждом периоде выбранного интервала времени. При этом интервал времени не может быть, короче длительности перспективного финансового плана, а период - превосходить финансовый год.
Расчет долговой емкости городского бюджета осуществляется по следующей процедуре.
При среднесрочном и долгосрочном планировании долговая емкость городского бюджета строится с периодом, равным году, при краткосрочном планировании (в пределах одного финансового года) - равным кварталу, при оперативном - равным месяцу.
В каждом i-м периоде расчета на основе прогнозных данных рассчитывается превышение доходов над текущими расходами городского бюджета без учета расходов на обслуживание существующих долговых и условных обязательств, ДЕi:
Дi - доходы, поступившие в городской бюджет в i-м периоде;
Пi - поступления от приватизации - поступления в городской бюджет в i-м периоде от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
TPi - текущие расходы городского бюджета без учета расходов на обслуживание существующих долговых и условных обязательств, произведенные в i-м периоде.
Набор ДЕi для всех периодов (например, кварталов) представляет собой долговую емкость бюджета на выбранном интервале времени.
где n - число периодов в интервале расчета.
13. Сводный расчет (график) обслуживания и погашения прямых обязательств и ожидаемых платежей по исполнению условных обязательств составляется на основе данных об объеме и условиях привлечения прямых и условных обязательств.
Основной целью планирования погашения и обслуживания уже имеющихся прямых и условных обязательств является оценка возможности их исполнения за счет доходов городского бюджета в планируемом интервале времени.
Расчет сводного графика (СГ) осуществляется следующим образом:
- весь интервал времени, за который производится расчет, разбивается на периоды расчета. В зависимости от целей планирования (оперативное, краткосрочное или долгосрочное) периодом графика может быть день, неделя, месяц, квартал или год;
- для каждого периода расчета i определяется суммарный объем платежей по обслуживанию и погашению прямых обязательств и ожидаемых платежей по условным обязательствам в данном периоде:
СГi = SUMj (ПОГij + ОБСЛij) + SUMk OПik, где:
ПОГij - расходы на погашение долгового обязательства j в i-м периоде;
ОБСЛij - расходы на обслуживание долгового обязательства j в i-м периоде;
OПik - ожидаемый платеж по k-му условному обязательству в i-м периоде.
Набор СГi для всех периодов представляет собой сводный график обслуживания и погашения прямых обязательств и ожидаемых платежей по исполнению условных обязательств:
N - число периодов в интервале расчета.
14. Доступная долговая емкость (ДДЕ) для новых заимствований определяется как разность между долговой емкостью городского бюджета и сводным графиком обслуживания и погашения прямых обязательств и ожидаемых платежей по исполнению условных обязательств. Результатом является:
ДДЕi = ДЕi - СГi, где i = 1... n
ДEi - долговая емкость в i-м периоде;
СГi - платежи по исполнению уже принятого долга и условных обязательств;
i - период расчета;
n - число периодов расчета в интервале планирования.
Сумма ДДЕi для всех периодов представляет собой доступную долговую емкость городского бюджета для новых заимствований на выбранном интервале планирования:
При среднесрочном и долгосрочном планировании ДДЕ строится с периодом, равным году, а при оперативном и краткосрочном планировании - с меньшим временным периодом.
Если доступная долговая емкость для новых заимствований положительна на всем интервале планирования, то возможно привлечение новых заимствований.
Если доступная долговая емкость для новых заимствований отрицательна в каком-либо периоде, то в зависимости от длительности периода возможны два случая:
- если доступная долговая емкость отрицательна по итогам какого-либо года внутри интервала планирования, то необходимо провести рефинансирование или частичное досрочное погашение имеющихся обязательств с целью приведения их в пределы долговой емкости бюджета. Привлечение новых заимствований, увеличивающих расходы на погашение и обслуживание обязательств в выбранном году, до проведения рефинансирования или досрочного погашения не допускается;
- если доступная долговая емкость положительна для каждого планируемого года в целом, но отрицательна для какого-либо более короткого периода внутри какого-то года, то это означает, что возникает кассовый разрыв бюджета. Кассовый разрыв городского бюджета в этом случае может быть устранен с помощью рефинансирования или частичного досрочного погашения имеющихся обязательств либо профинансирован за счет привлечения в соответствующем году краткосрочного заимствования на финансирование кассового разрыва. Привлечение новых заимствований, увеличивающих расходы на погашение и обслуживание обязательств в выбранном году, допускается.
Доступная долговая емкость первого финансового года в интервале планирования является свободными средствами городского бюджета, которые могут быть направлены на:
- инвестиционные заимствования, привлекаемые для финансирования капитальных расходов городского бюджета и погашаемые вне пределов финансового года, в котором они были привлечены;
- досрочное погашение долговых обязательств города Орска с целью снижения долговой нагрузки на городской бюджет будущих лет.
15. Значения доступной долговой емкости городского бюджета в последующие годы являются ограничениями по объему при планировании новых долговых обязательств города Орска.
III. Расчет уровня платежеспособности городского бюджета
16. Определяются четыре возможных уровня потенциальной платежеспособности городского бюджета:
А - абсолютный;
В - нормальный;
С - неустойчивый;
D - кризисный (критический).
17. Абсолютный уровень платежеспособности городского бюджета. Для каждого года прогнозного периода доходов городского бюджета достаточно для покрытия текущих расходов, погашения долга и обеспечения достаточно высокого уровня капитальных расходов или возможно привести бюджетные и долговые показатели к абсолютному уровню платежеспособности за счет проведения операций резервирования средств, досрочного погашения действующих долговых обязательств и осуществления новых заимствований при соблюдении соответствующих ограничений по долгу, допускаются незначительные краткосрочные (до месяца) заимствования на финансирование кассовых разрывов.
18. Нормальный уровень платежеспособности городского бюджета. Для каждого года прогнозного периода доходов городского бюджета достаточно для покрытия всех текущих расходов, погашения долга и обеспечения достаточного уровня капитальных расходов или возможно привести бюджетные и долговые показатели к нормальному уровню платежеспособности за счет проведения операций резервирования средств, досрочного погашения действующих долговых обязательств и осуществления новых заимствований при соблюдении соответствующих ограничений по долгу, допускаются незначительные краткосрочные (до квартала) заимствования на финансирование кассовых разрывов.
19. Неустойчивый уровень платежеспособности городского бюджета. Для каждого года прогнозного периода доходов городского бюджета достаточно для покрытия всех текущих расходов, погашения долга и обеспечения хотя бы минимального уровня капитальных расходов или возможно привести бюджетные и долговые показатели к неустойчивому уровню платежеспособности за счет проведения операций резервирования средств, досрочного погашения действующих долговых обязательств и осуществления значительного объема новых заимствований при соблюдении соответствующих ограничений по долгу, допускаются краткосрочные (до года) заимствования на финансирование кассовых разрывов.
20. Кризисный уровень платежеспособности городского бюджета. Доходов городского бюджета в каком-либо году прогнозного периода недостаточно для покрытия текущих расходов и (или) погашения долга (долговая емкость бюджета и (или) доступная долговая емкость отрицательна) и невозможно доведение бюджетных и долговых показателей до более высокого уровня платежеспособности за счет проведения операций резервирования средств, досрочного погашения действующих долговых обязательств и осуществления новых заимствований при соблюдении ограничений по долгу.
21. Уровень капитальных расходов определяется отношением объема капитальных расходов к доходам городского бюджета. Достаточность уровня капитальных расходов определяется следующими критериями:
Оценка уровня капитальных расходов городского бюджета | Критерий оценки |
Достаточно высокий уровень капитальных расходов | > 15% |
Достаточный уровень капитальных расходов | 5 - 15% |
Минимальный уровень капитальных расходов | 2 - 5% |
Уровень капитальных расходов ниже минимального | < 2% |
Указанные значения критериев оценки могут корректироваться исходя из текущих и ожидаемых потребностей городского бюджета в капитальных расходах.
22. Уровень потенциальной платежеспособности городского бюджета определяется отдельно по фактическому и прогнозному периодам.
23. Для расчета потенциальной платежеспособности городского бюджета по фактическому периоду вводится коэффициент платежеспособности (Yф), равный отношению суммы доступной долговой емкости городского бюджета и объема заимствований к доходам городского бюджета:
Yфi = (ДДЕi + заимствования i)/доходы i, где:
i - порядковый номер года фактического периода, i = 1,2;
ДДЕi - доступная долговая емкость городского бюджета в i-м году;
доходы i - доходы городского бюджета в i-м году;
заимствования i - объем заимствований городского бюджета в i-м году.
Указанное соотношение показывает, на каком уровне могут быть профинансированы капитальные расходы городского бюджета, осуществляемые как за счет доходов, так и за счет привлечения новых заимствований.
По значению коэффициента платежеспособности городского бюджета определяется уровень потенциальной платежеспособности городского бюджета в соответствии с таблицей:
Значение коэффициента платежеспособности городского бюджета |
Уровень потенциальной платежеспособности городского бюджета |
|||
абсолютный | нормальный | неустойчивый | кризисный | |
Отношение суммы доступной долговой емкости и объема заимствований к доходам городского бюджета |
> 15% | 5 - 15% | 2 - 5% | < 2% |
Вышеприведенные уровни потенциальной платежеспособности городского бюджета соответствуют уровням капитальных расходов, определенным в пункте 21 настоящей методики, поскольку коэффициент платежеспособности городского бюджета равен отношению капитальных расходов к доходам городского бюджета при условии неизменности остатков на счетах городского бюджета и незначительности поступлений в городской бюджет от продажи акций и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
24. Для расчета потенциальной платежеспособности городского бюджета по прогнозному периоду вводится коэффициент платежеспособности (Yп), равный отношению суммы доступной долговой емкости и объема заимствований к объему доходов бюджета для каждого года прогнозного периода:
Yпi = (ДДЕi + заимствования i)/доходы i, где:
i - порядковый номер года, i = 1,..., N, где N - число лет в прогнозном периоде;
ДДЕi - доступная долговая емкость городского бюджета в i-м году;
доходы i - доходы городского бюджета в i-м году;
заимствования i - объем заимствований городского бюджета в i-м году.
Уровень потенциальной платежеспособности городского бюджета в прогнозном периоде определяется как максимально достижимое значение коэффициента платежеспособности по всем годам прогнозного периода с учетом возможности проведения операций резервирования средств, досрочного погашения действующих долговых обязательств и привлечения новых заимствований.
25. Расчет потенциальной платежеспособности городского бюджета проводится в два этапа:
а) определение исходного уровня потенциальной платежеспособности городского бюджета;
б) определение возможности повышения исходного уровня потенциальной платежеспособности городского бюджета с помощью проведения операций резервирования, досрочного погашения и осуществления новых заимствований.
26. Исходный уровень потенциальной платежеспособности городского бюджета определяется с помощью коэффициента исходной платежеспособности (Yи), равного отношению доступной долговой емкости к доходам для каждого года прогнозного периода:
i - порядковый номер года, i = 1,..., N, где N - число лет в прогнозном периоде;
ДДЕi - доступная долговая емкость в i-м году;
доходы i - доходы городского бюджета в i-м году.
Для каждого года прогнозного периода по полученным значениям данного коэффициента определяется уровень исходной платежеспособности городского бюджета в текущем году в соответствии с таблицей:
Значение коэффициента платежеспособности городского бюджета |
Уровень потенциальной платежеспособности городского бюджета |
|||
абсолютный | нормальный | неустойчивый | кризисный | |
Отношение суммы доступной долговой емкости и объема заимствований к доходам городского бюджета |
> 15% | 5 - 15% | 2 - 5% | < 2% |
27. Возможность повышения уровня потенциальной платежеспособности городского бюджета осуществляется путем последовательного применения операций резервирования средств, досрочного погашения действующих долговых обязательств и привлечения новых заимствований с учетом результатов, полученных при расчете исходного уровня платежеспособности городского бюджета.
28. Возможность повышения уровня платежеспособности городского бюджета с помощью резервирования средств осуществляется следующим образом. Проводится поиск двух соседних лет, для которых коэффициент исходной платежеспособности в первом году выше, чем во втором. Осуществляется резервирование средств с первого года на второй в объеме, выравнивающем коэффициенты исходной платежеспособности для этих лет. Данная операция отражается в расчетах как уменьшение доходов городского бюджета в первом году и увеличение его доходов на эту же сумму во втором году. Причем каждый год может быть задействован в данной операции только один раз.
29. Возможность повышения уровня платежеспособности городского бюджета с помощью проведения досрочного погашения действующих долговых обязательств осуществляется следующим образом. Производится поиск двух лет (не обязательно соседних), начиная с текущего года, для которых значение коэффициента исходной платежеспособности в первом году выше, чем во втором. Осуществляется досрочное погашение действующих долговых обязательств на сумму, выравнивающую коэффициенты исходной платежеспособности для этих лет. Данная операция отражается в расчетах как корректировка графика платежей: удаляются досрочно погашенное обязательство (или его часть) и платежи по его обслуживанию (или их часть).
30. На каждом этапе повышения уровня платежеспособности городского бюджета производится проверка соблюдения ограничений, соответствующих уровням платежеспособности в порядке, определяемом главой города Орска.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Главы города Орска Оренбургской области от 17 декабря 2007 г. N 4733-р "Об утверждении методики расчета... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.