Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства области
от 31 августа 2012 г. N 750-пп
Областная целевая программа
"Развитие водохозяйственного комплекса Оренбургской области"
на 2013 - 2020 годы
31 июля, 2 декабря 2013 г.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 2 декабря 2013 г. N 1102-пп в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Паспорт Программы
Наименование Программы |
- |
областная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Оренбургской области" на 2013 - 2020 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- |
распоряжение Губернатора Оренбургской области от 09.07.2012 N 249-р "Об образовании рабочей группы по разработке областной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Оренбургской области" на 2013 - 2015 годы" |
Государственный заказчик Программы |
- |
министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области |
Основной разработчик Программы |
- |
министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области |
Исполнители Программы |
- |
министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, органы местного самоуправления, предприятия и организации Оренбургской области (на конкурсной основе) |
Цели Программы |
- |
гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Оренбургской области; обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод |
Задачи Программы |
- |
ликвидация локальных дефицитов водных ресурсов в вододефицитных районах Оренбургской области; строительство сооружений инженерной защиты; повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений (в том числе бесхозяйных) путем их приведения в безопасное техническое состояние; развитие и модернизация государственной системы мониторинга водных объектов |
Основные целевые индикаторы и показатели Программы |
- |
количество реконструированных гидроузлов на действующих водохранилищах комплексного назначения; численность населения, проживающего в районах возникновения локальных вододефицитов, надежность обеспечения водными ресурсами которого повышена; протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления; количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние; увеличение доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий, от общего количества населения, проживающего на таких территориях; увеличение доли гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, от общего количества гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности |
Срок реализации Программы |
- |
2013 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 869 705,4 тыс. рублей (прогнозно). Кроме того, планируется привлечение в рамках федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" средств федерального бюджета в сумме 1 475 310,4 тыс. рублей (прогнозно) и в рамках муниципальных программ - средств муниципальных бюджетов в сумме 148 661,9 тыс. рублей (прогнозно) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
- |
количество реконструированных гидроузлов на действующих водохранилищах комплексного назначения - 1 единица; численность населения, проживающего в районах возникновения локальных вододефицитов, надежность обеспечения водными ресурсами которого повышена, - 10151 человек; протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления - 28,44 километра; количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, - 3 единицы; увеличение доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий, от общего количества населения, проживающего на таких территориях, с 13,2 процента в 2010 году до 45,4 процента к 2020 году; увеличение доли гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, с 0,43 процента в 2010 году до 1,75 процента к 2020 году; повышение уровня комфортности проживания населения; предотвращение ущерба здоровью людей, снижение заболеваемости населения и затрат в сфере здравоохранения; увеличение рекреационных возможностей водных объектов; устранение причин, вызывающих деградацию, истощение и загрязнение водных объектов; снижение антропогенной нагрузки на водные объекты до экологически допустимых пределов; оздоровление и восстановление водных объектов; обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса |
Организация управления и система контроля за исполнением Программы |
- |
управление и контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляются министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области |
1. Характеристика проблемы
Оренбургская область является важным индустриально-аграрным регионом Российской Федерации, располагает ограниченными водными ресурсами. На одного жителя области приходится около 430 тыс. куб. метров воды, что значительно ниже средних показателей стока по стране. Всего Оренбургская область располагает 12,6 куб. километра воды в год, формирующейся речным стоком в средний год по водности.
Потенциальный ресурс поверхностных вод на территории Оренбургской области представлен бассейнами рек: Урала с главными притоками - Орь, Сакмара и Илек, которые формируют свой основной сток на территориях Республики Башкортостан, Челябинской области и Республики Казахстан; Самары (бассейн реки Волги) с притоками - Большой Уран, Ток, Бузулук, Большой Кинель, которые формируют свой сток на территории Оренбургской области; Тобол (бассейн реки Иртыш). На бассейн реки Урал приходится 63 процента территории области, на бассейн реки Волги - 31 процент, на бассейн реки Тобол - 2 процента, бессточная зона (восток области) - 4 процента.
На территории Оренбургской области протекает 3492 водотока общей протяженностью 31584 километра, из них 23,3 процента - мельчайшие водотоки длиной менее 10 километров, 21,7 процента - самые малые реки длиной от 10 до 25 километров, 21,1 процента - малые реки длиной от 26 до 100 километров, 16,3 процента - средние реки длиной от 101 до 500 километров и 17,6 процента больших рек длиной более 500 километров.
К большим рекам относятся реки: Урал, Сакмара, Илек, Самара, их суммарная протяженность в пределах Оренбургской области составляет 5549 километров.
Наибольшей по протяженности является река Урал, ее общая длина составляет 2428 километров, в границах Оренбургской области - 856 километров.
В Оренбургской области насчитывается 53 озера. Наиболее богат озерами юго-восточный Светлинский район.
За последние десятилетия обострились экологические проблемы, обусловленные мощным антропогенным воздействием на природные системы. Множество технических и социальных факторов приводят к количественным и качественным изменениям природных и техногенных систем, влекущих за собой изменения условий жизнедеятельности человека как в природной среде, так и в социально-экономической сфере.
Многолетние наблюдения показывают, что качество вод поверхностных водных объектов Оренбургской области остается неудовлетворительным.
Классификация водных объектов по степени загрязнения
Класс качества и характеристика загрязнения |
Наименование водного объекта и створа |
2 класс - "слабо загрязненная" |
р. Урал - 5,4 километра ниже устья ручья Известковый Дол |
3 "а" класс - "загрязненная" |
р. Урал - пос. Березовский Ириклинское водохранилище - пос. Энергетик р. Урал - 1 километр выше г. Орска р. Урал - 5 километров ниже г. Оренбурга р. Урал - 1 километр ниже пос. Илек р. Большая Уртазымка - с. Сосновка р. Суундук - пос. Майский устье р. Сакмара - г. Оренбург р. Блява - 1 километр выше г. Медногорска р. Большой Ик - с. Спасское р. Салмыш - с. Буланово р. Самара - 1 километр выше г. Бузулука р. Ток - 1 километр ниже с. Ероховка р. Дема - 1 километр ниже с. Наурузово |
3 "б" класс - "очень загрязненная" |
р. Урал - 2,9 километра ниже впадения ручья Известковый Дол р. Урал - 0,5 километра ниже г. Оренбурга р. Сакмара - с. Татарская Каргала р. Бузулук - с. Перевозниково р. Самара - 1 километр ниже г. Бузулука р. Большой Кинель - г. Бугуруслан |
4 "а" класс - "грязная" |
р. Илек - пос. Веселый |
4 "б" класс - "грязная" |
р. Блява - 0,5 километра ниже г. Медногорска |
Реки Оренбургской области загрязнены соединениями меди, железа общего, азотом аммонийным и нитритным, сульфатами, нефтепродуктами, хлорорганическими пестицидами.
Значительное влияние на качество воды оказывают сбросы хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод.
В 2011 году сброс сточных и ливневых вод в водные объекты Оренбургской области составил 1790,41 млн. куб. метров.
В 2011 году со сточными водами в водные объекты Оренбургской области поступили загрязняющие вещества: нефтепродукты, взвешенные вещества, сульфаты, сульфиды, фенолы, фосфаты, азот аммонийный, нитриты, фосфор, железо общее, марганец, цинк, медь, фтор, хром+6, кобальт, магний.
Для очистки сточных вод в Оренбургской области функционирует 40 очистных сооружений канализации. Большинство очистных сооружений не обеспечивают очистку стоков до уровня соответствия установленным нормативам качества.
В результате хозяйственной деятельности и под воздействием природных и антропогенных факторов на поверхностных водных объектах развиваются негативные процессы: заиление, захламление, истощение и переформирование донного рельефа.
Возрастающее хозяйственное использование рек и водосборных площадей, изъятие части стока, отведение в реки загрязненных сточных вод приводит к загрязнению и заилению русел рек, уменьшению глубин в реках и невозможности безопасного пропуска повышенных расходов паводковых вод. В связи с уменьшением пропускной способности в период прохождения паводков вода выходит из русел рек и приводит к затоплению населенных пунктов, повреждению зданий и сооружений, разрушению инженерных коммуникаций. Высокие половодья и паводки в Оренбургской области повторяются один раз в 10-25 лет. В зону затопления паводками 1-процентной обеспеченности попадают населенные пункты и пойменные земли в основном сельскохозяйственного назначения. При бесконтрольном размещении хозяйственных объектов и жилья вблизи рек имеет место стеснение сечения живого потока вод, что приводит к изменению характера стока на хозяйственно освоенных и подвергнутых трансформациям водосборных территориях и нередко к наводнениям с нанесением значительного ущерба объектам экономики, жилищному фонду, инфраструктуре, здоровью людей.
Большое количество природных растворимых и нерастворимых загрязняющих веществ поступает в водные объекты весной с паводковыми водами: растительные остатки, продукты эрозии почвы, разрушения берегов, бытовой и строительный мусор, компоненты дорожных покрытий. Много взвесей и других загрязняющих веществ поступает в водоемы со стоками во время дождей и оттепелей. В результате засорения водных объектов происходит рост и размножение болотной растительности, которая вызывает "цветение воды", оказывающее негативное воздействие на экологическое состояние водотоков и водоемов.
Кроме природных загрязняющих факторов, большое значение на качество воды оказывает хозяйственная деятельность человека на водосборных площадях водных объектов, связанная с распашкой земель, применением гербицидов и удобрений, строительством дорог, мостов и газо-, нефтепродуктопроводов. Наличие этих сооружений влечет увеличение концентрации загрязняющих веществ, их аккумуляцию вдоль трасс с последующим смывом стоками дождевых и талых вод в водные объекты.
Большая часть органических и неорганических веществ, в том числе наиболее опасных и токсичных (тяжелые металлы, полициклические ароматические углеводороды, нефтепродукты, пестициды), накапливается в донных отложениях. При определенных условиях, приводящих к изменению гидродинамической обстановки, состава и свойств воды и других факторов, они могут стать источником вторичного загрязнения водных ресурсов. Кроме того, донные отложения являются средой обитания многочисленных классов бентофауны, и накопление токсичных загрязняющих веществ может привести к изменению их видового состава, разрушению кормовой базы рыб.
Часть населенных пунктов Оренбургской области находится в зонах, подверженных берегообрушению. Активизация процессов берегообрушения происходит, как правило, во время весеннего паводка и приводит к уничтожению и опасным разрушениям приусадебных участков, жилых и хозяйственных построек, коммуникаций (дорог, водопроводов, газопроводов, линий электропередачи) либо к значительному сокращению площадей террас - естественных площадок, наиболее благоприятных для перспективного освоения, и к выведению из землепользования значительных территорий сельскохозяйственных и лесных угодий.
Основными причинами размыва берегов в области являются меандрирование русел рек, переотложение руслового материала, а также легкая размываемость песков, слагающих надпойменные террасы, оврагообразование и площадной смыв почвенного покрова. Наиболее интенсивно берегопереработка проявляется на крупных реках: Урал, Сакмара, Илек, Большой Ик, Большой Юшатырь, Кумак, Самара, Большой и Малый Кинель, Ток, Большой Уран.
Переработка берегов водохранилищ в области вызывается деятельностью волн и прибрежных течений. Разрушаются, как правило, береговые участки, сложенные литологически неустойчивыми образованиями: глинистой корой выветривания, песками и глинами неогена и квартера. Размытый материал отлагается на пологих склонах вблизи берегов, вызывая обмеление водохранилищ.
В зоне опасных берегообрушений, представляющих большую угрозу населению, в области находятся следующие населенные пункты на реках:
Урал в районе Ивановского моста в г. Оренбурге у автодороги Оренбург-Уральск 119 километр, у с. Новоуральск Кувандыкского района; Большой Юшатырь у с. Разномойка Тюльганского района; с. Благословенка и пос. Караванного Оренбургского района;
Сакмара у с. Желтого (имеется рабочий проект по берегоукреплению), с. Федоровка Первая у мостового перехода автодороги Черный Отрог-Вторая Александровка, с. Биктимирово Саракташского района, д. Новосакмарск, с. Мухамедьярово, с. Большое Кувандыкского района;
Куруилка у д. Аскарово Кувандыкского района;
Бердянка у пос. Пугачевского Оренбургского района;
Кураганка в г. Кувандыке (имеется рабочий проект по берегоукреплению);
Чебенька в с. Вторая Александровка Саракташского района;
Илек в с. Затонном Илекского района;
Погромка у с. Погромного Тоцкого района;
Сорока у с. Кирсановка Тоцкого района;
Боровка в с. Колтубанка Бузулукского района;
Маньяжка в г. Сорочинске;
Большой Юшатырь у с. Октябрьского Октябрьского района.
Для защиты населенных пунктов Оренбургской области от затопления высокими паводковыми водами необходимо проведение обваловки территорий путем ограждения их защитными дамбами: построена защитная дамба в районе "Старый город" города Орска и ведется строительство II очереди. Имеются проекты: "Противопаводковые мероприятия по устройству защитной дамбы для ст. Новоорск" и "Противопаводковые мероприятия по устройству защитной дамбы в пос. Светлом" (имеют положительные заключения Главгосэкспертизы), "Реконструкция защитной дамбы обвалования от затопления с. Кабанкино Саракташского района".
Необходимо проведение противопаводковых мероприятий с устройством защитных дамб на реках: Кураганка в г. Кувандыке, Сорока у с. Кирсановка Тоцкого района, Урал в районе пос. Кузнечный и пос. Ситцовка в г. Оренбурге; Ускалык у с. Андреевка Саракташского района (отвод реки в старое русло с расчисткой зарослей в нем), в г. Медногорске (дамба, спрямление русла), в пос. Адамовка, Большой Кинель у с. Красноярка Бугурусланского района, р. Сакмара у с. Биктимирово Саракташского района.
Обострение проблемы наводнений в Оренбургской области непосредственно связано и с прогрессирующим старением основных фондов водного хозяйства вследствие постоянного уменьшения объемов капиталовложений в водную отрасль в течение последних 20 лет. Значительную часть составляют напорные сооружения малых и средних водохранилищ, многие из которых эксплуатируются без ремонта и реконструкции и являются объектами повышенной опасности.
Отсутствие финансовых средств у владельцев гидротехнических сооружений привело к тому, что 70 процентов гидроузлов нуждаются в ремонте и резко увеличен риск их разрушений во время паводков и половодий. С 2010 года ведется капитальный ремонт Кулагинских прудов в Новосергиевском районе. Разрушения гидротехнических сооружений Донгузского, Николаевского, Красночабанского и Ушкотинского водохранилищ вызывают опасения возникновения аварийных ситуаций и могут привести к тяжелым последствиям.
В области необходимо проведение защитных мероприятий от паводковых вод на р. Урта-Буртя у с. Жанаталап Беляевского района, в качестве мероприятий по защите от затопления пос. Буртинского Беляевского района необходимо предусмотреть организацию отвода поверхностного стока.
Полномасштабная реализация вышеизложенных мероприятий позволит максимально ослабить проявление негативного воздействия вод, значительно сократить ущерб от вредного воздействия вод в паводковый период, повысить водность рек и существенно улучшить условия жизнедеятельности значительного количества жителей Оренбургской области на паводкоопасных территориях и на участках возможных берегообрушений.
Одной из важных причин возникновения проблемы ухудшения состояния водных объектов является также отсутствие комплексной системы наблюдений - мониторинга за состоянием дна, берегов, изменениями морфометрических особенностей, состоянием водоохранных зон водных объектов или их частей, позволяющей получить данные для принятия решений по улучшению состояния водных объектов.
Улучшение экологического состояния поверхностных водных объектов, восстановление народно-хозяйственного значения и увеличение водности, уменьшение негативного воздействия паводков на прибрежные территории - важные проблемы, решение которых необходимо для повышения уровня благосостояния и комфортности проживания населения и создания условий, способствующих стабильному социально-экономическому развитию Оренбургской области.
Реализация мероприятий Программы позволит своевременно реагировать на нарушения водопользователями водного законодательства, что в конечном итоге позволит снизить негативное воздействие промышленного освоения территории на водные объекты, сохранить условия жизни населения Оренбургской области.
Программа является продолжением реализации государственной политики по улучшению экологической обстановки на территории Оренбургской области в части выполнения мероприятий, предусмотренных Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 года N 219 "Об утверждении положений об осуществлении государственного мониторинга водных объектов".
К рискам реализации Программы, которыми может управлять государственный заказчик, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие:
1. Институционально-правовые риски, связанные с отсутствием законодательного регулирования основных направлений Программы на региональном уровне и (или) недостаточно быстрым формированием механизмов и инструментов реализации основных мероприятий Программы.
2. Организационные риски, связанные с ошибками управления реализацией Программы, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовности организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных Программой, что может привести к нецелевому и (или) неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению мероприятий Программы или задержке в их выполнении.
3. Финансовые риски, которые связаны с финансированием Программы не в полном объеме. Данный риск возникает по причине полной зависимости ее успешной реализации Программы от финансирования из федерального, областного и местных бюджетов.
4. Непредвиденные риски, связанные с кризисными явлениями в экономике Оренбургской области, природными и техногенными катастрофами и катаклизмами, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения, а также потребовать концентрации бюджетных средств на преодоление последствий таких катастроф.
Вышеуказанные риски можно распределить по уровням их влияния на реализацию Программы:
Наименование риска |
Уровень влияния |
Меры по снижению риска |
Институционально-правовые риски: отсутствие правового регулирования основных мероприятий Программы; недостаточно быстрое формирование механизмов и инструментов реализации мероприятий Программы |
умеренный |
принятие нормативных правовых актов Оренбургской области, регулирующих сферу строительства; разработка и реализация нормативных правовых актов Оренбургской области, предусматривающих механизмы и инструменты реализации мероприятий Программы |
Организационные риски: неактуальность прогнозирования и запаздывание разработки, согласования и выполнения мероприятий Программы; пассивное сопротивление отдельных организаций проведению основных мероприятий Программы |
умеренный |
повышение квалификации и ответственности персонала государственного заказчика и исполнителей для своевременной и эффективной реализации предусмотренных мероприятий; координация деятельности персонала государственного заказчика и исполнителей, налаживание административных процедур для снижения данного риска |
Финансовые риски: дефицит бюджетных средств, необходимых на реализацию основных мероприятий Программы |
высокий |
обеспечение сбалансированного распределения финансовых средств по мероприятиям Программы в соответствии с ожидаемыми конечными результатами |
Непредвиденные риски: резкое ухудшение состояния экономики вследствие финансового и экономического кризиса; природные и техногенные катастрофы и катаклизмы |
высокий |
осуществление прогнозирования социально-экономического развития с учетом возможного ухудшения экономической ситуации |
Таким образом, из вышеперечисленных рисков наибольшее отрицательное влияние на реализацию Программы могут оказать финансовые и непредвиденные риски, которые содержат угрозу срыва реализации Программы. Поскольку в рамках реализации Программы практически отсутствуют рычаги управления непредвиденными рисками, наибольшее внимание будет уделяться управлению финансовыми рисками.
В целях управления финансовыми рисками планируются мероприятия по организации разрешения и снижения величины риска путем ежегодного уточнения финансирования Программы. В рамках управления предусмотрены прогнозирование, регулирование и координация рисков путем уточнения и внесения необходимых изменений в Программу.
2. Цели, задачи и сроки реализации Программы
Основными целями Программы являются:
гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Оренбургской области;
обеспечение защищенности населения и объектов экономики Оренбургской области от наводнений и другого вредного воздействия вод;
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
ликвидация локальных дефицитов водных ресурсов в вододефицитных районах Оренбургской области;
обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод сооружениями инженерной защиты;
повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений (в том числе бесхозяйных) путем их приведения в безопасное техническое состояние;
развитие и модернизация государственной системы мониторинга водных объектов.
Достижение этих целей позволит обеспечить необходимыми водными ресурсами, благоприятные условия жизнедеятельности населения, снижение размера возможного ущерба от негативного воздействия вод.
Реализацию Программы предлагается осуществить в 2013 - 2020 годах в один этап.
Целевые индикаторы и показатели реализации Программы приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 2 декабря 2013 г. N 1102-пп в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
3. Перечень мероприятий Программы
В целях решения задач по повышению эффективности и надежности функционирования водохозяйственной системы Оренбургской области предусмотрено выполнение программных мероприятий по следующим основным направлениям:
1. Гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Оренбургской области.
В области находится 3 действующих водохранилища комплексного назначения с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением. В период реализации Программы планируется реализация одного проекта реконструкции гидроузла на действующем водохранилище с целью повышения его водоотдачи и работы на проектных мощностях.
Источники финансирования:
средства областного бюджета - 32 940,0 тыс. рублей (прогнозно);
привлеченные средства (федеральный и местные бюджеты) - 54 560,0 тыс. рублей (прогнозно).
Срок реализации 2015 - 2016 годы.
2. Защита от негативного воздействия вод населения и экономики и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.
В рамках реализации мероприятий Программы предусмотрен комплекс мер по строительству сооружений инженерной защиты, капитальному ремонту гидротехнических сооружений.
Выделение финансовых средств планируется как на переходящие объекты строительства, так и на вновь начинаемые.
Источники финансирования:
средства областного бюджета - 801 765,4 тыс. рублей (приложение N 3 к настоящей Программе);
привлеченные средства (федеральный и местные бюджеты) - 1 569 412,3 тыс. рублей (прогнозно).
Срок реализации 2013 - 2020 годы.
Результаты планируемых мероприятий:
общая протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления - 28,44 километра;
количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, - 3 единицы;
увеличение доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, от общего количества населения, проживающего на таких территориях, до 45,5 процента в 2020 году;
3. Развитие и модернизация государственной системы мониторинга водных объектов.
В составе мероприятий:
мониторинг за состоянием дна, берегов, изменениями морфометрических особенностей, за состоянием водоохранных зон водных объектов или их частей, в которых проявляются негативные гидроморфологические процессы;
мониторинг безопасности водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений.
Мониторинг водных объектов необходимо осуществлять для экологически ориентированного использования прибрежных земель с целью уменьшения площадей размыва берегов по территориям, прилегающим к населенным пунктам, транспортным магистралям и инженерным сооружениям, с целью разработки мероприятий по охране водных объектов, берегов от негативного воздействия вод и улучшению их экологического состояния.
Полученные информационные данные по водным объектам будут использованы для предоставления сведений по водным объектам Оренбургской области водопользователям при заключении договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование, для внесения сведений в государственный водный реестр в соответствии с Порядком предоставления сведений органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для внесения в государственный водный реестр, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21 августа 2007 года N 215.
Источники финансирования:
областной бюджет - 35 000 тыс. рублей (прогнозно).
Срок реализации 2014 - 2020 годы.
Перечень мероприятий Программы и объемы финансирования из областного бюджета представлены в приложении N 2 к настоящей Программе.
Кроме этого, с целью сокращения негативного антропогенного воздействия, охраны и экологической реабилитации водных объектов ежегодно будут осуществляться мероприятия за счет средств федерального бюджета, направляемых в виде субвенций, выделяемых на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений.
В том числе в 2013 - 2020 годах планируются руслоочистительные и дноуглубительные работы, определение и установка границ водоохранной зоны и прибрежных защитных полос рек, расположенных на территории Оренбургской области.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 2 декабря 2013 г. N 1102-пп в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств областного бюджета с привлечением средств федерального и местных бюджетов.
Прогнозируемое распределение объемов финансирования Программы по источникам и годам (приложения N 4, N 6, N 7 к настоящей Программе):
Привлечение средств федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" для финансирования мероприятий Программы планируется путем подготовки и направления в Федеральное агентство водных ресурсов документов, необходимых для предоставления из федерального бюджета бюджету Оренбургской области:
субвенций на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений;
субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной, муниципальной собственности в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах";
субсидий на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений, а также на ликвидацию бесхозяйных гидротехнических сооружений.
Привлечение средств местных бюджетов планируется по согласованию с органами местного самоуправления не ниже объемов, определенных с учетом установленного уровня софинансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета.
5. Механизм реализации мероприятий Программы
Реализация Программы осуществляется министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (далее - министерство) с участием органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, предприятиями и организациями на конкурсной основе (далее - участники).
Министерство обеспечивает:
нормативно-правовое и методологическое руководство Программой;
определение приоритетов в финансировании Программы;
мониторинг Программы;
реализацию мероприятий Программы, предусмотренных в приложении N 5 к настоящей Программе;
представление отчетности по выполнению мероприятий Программы.
Отбор проектов (мероприятий) в области использования и охраны водных объектов осуществляется ежегодно в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на очередной финансовый год.
Для участия в отборе проектов (мероприятий) уполномоченные органы муниципальных образований Оренбургской области направляют в министерство в сроки и по форме, установленной министерством, заявку на участие в отборе с приложением следующих документов и сведений (далее - заявка):
копии муниципальной программы, включающей аналогичные мероприятия в области охраны и восстановления водных объектов, реализуемой за счет средств местного бюджета;
выписки из решения представительного органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, подтверждающей наличие бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходного обязательства муниципального образования по реализации мероприятия с учетом установленного уровня софинансирования из областного бюджета, оформленной в установленном законодательством порядке;
документов об утверждении проектной документации на объекты капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации или копии договоров о подготовке проектной документации, заключенных застройщиком или заказчиком;
положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для такой проектной документации (в случае, если проведение такой экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным) - представляется при наличии проектной документации на момент предоставления заявки;
сводных сметных расчетов стоимости строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
положительного заключения о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства;
титульных списков вновь начинаемых и переходящих объектов капитального строительства, утвержденные заказчиком;
положительных заключений по результатам проверок инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, областного бюджета и местных бюджетов, проводимых в порядке, установленном Правилами проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 года N 590, порядком оценки эффективности инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять за счет средств областного бюджета, утвержденным постановлением Правительства Оренбургской области от 30 июня 2009 года N 320-п;
документов, необходимых для отбора в части мероприятий по капитальному ремонту гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности (далее - гидротехнические сооружения), и капитального ремонта и ликвидации бесхозяйных гидротехнических сооружений (далее - бесхозяйные гидротехнические сооружения), в том числе:
выписки из реестра имущества муниципального образования об объектах, подлежащих капитальному ремонту за счет субсидий. По бесхозяйным гидротехническим сооружениям представляются выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о постановке объекта в качестве бесхозяйного на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, а при отсутствии выписок - заверенные в установленном порядке копии документов, предусмотренных пунктом 7 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года N 580 "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей";
документов об утверждении проектно-сметной документации на объекты капитального ремонта в соответствии с законодательством Российской Федерации или копии договоров о подготовке проектной документации, заключенных заказчиком. Копия договора о подготовке проектной документации представляется в случае отсутствия проектной документации на момент представления заявки;
сводные сметные расчеты стоимости капитального ремонта;
положительные заключения предусмотренных законодательством Российской Федерации государственных экспертиз проектно-сметной документации;
сведения об остатках сметной стоимости работ на объектах, капитальный ремонт которых подлежит завершению в очередном финансовом году, а также копии заключенных государственных контрактов (договоров) на выполнение работ (оказание услуг) по капитальному ремонту этих объектов и отчетную документацию о выполнении условий конкурсного отбора подрядных организаций, выполняющих такой ремонт;
справки о начисленном износе объектов, подлежащих капитальному ремонту, составленные на основании бухгалтерской отчетности организаций, на балансе которых находятся объекты, на 1 января текущего года (кроме бесхозяйных гидротехнических сооружений).
Отбор проектов (мероприятий) осуществляется из числа допущенных к оценке в составе заявок проектов (мероприятий) в следующем порядке:
для каждого проекта (мероприятия) производится расчет значений следующих оценочных показателей:
по направлению "Гарантированное обеспечение водными ресурсами":
"Количество населения, надежность обеспечения водными ресурсами которого повышена/Объем средств на финансирование проекта (мероприятия)";
по направлению "Защита от негативного воздействия вод населения и объектов экономики":
"Размер предотвращенного вероятного ущерба/Объем средств на финансирование проекта (мероприятия)";
"Численность защищенного населения/Объем средств на финансирование проекта (мероприятия)";
"Протяженность построенного или реконструированного сооружения инженерной защиты/Объем средств на финансирование проекта (мероприятия)";
"Количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние/общее количество гидротехнических сооружений.
Все допущенные к оценке проекты (мероприятия) ранжируются в порядке снижения их значения.
Проекты, прошедшие отбор, в установленном порядке включаются в перечень строек и объектов, предлагаемых к финансированию на очередной финансовый год и плановый период за счет средств областного бюджета, который утверждается Правительством Оренбургской области.
Реализация Программы осуществляется исполнителями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Субсидии городским округам и муниципальным районам предоставляются на условиях софинансирования расходного обязательства. Уровень софинансирования из областного бюджета расходного обязательства органа местного самоуправления не должен превышать:
Уровень бюджетной обеспеченности муниципального образования |
Доля средств областного бюджета, процентов (не более) |
до 1,0 |
95,0 |
свыше 1,0 |
60,0 |
Уровень бюджетной обеспеченности определяется в порядке, установленном Законом Оренбургской области от 30 ноября 2005 года N 2738/499-III-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Оренбургской области".
Муниципальные образования определяют объемы финансовых средств, направляемых из местных бюджетов на финансирование мероприятий Программы, с учетом установленного уровня софинансирования из областного бюджета, потребностей в проведении мероприятий и сроков их выполнения.
Объем субсидии, предоставляемой из областного бюджета в очередном финансовом году бюджету муниципального образования на реализацию каждого мероприятий Программы, рассчитывается по следующей формуле:
Ci = Si x Yi, где:
Ci - объем субсидий бюджету i-го муниципального образования на софинансирование мероприятий Программы;
Si - стоимость работ по исполнению мероприятия в i-м муниципальном образовании, предлагаемых к финансированию в текущем финансовом году;
Yi - уровень софинансирования i-го муниципального образования (дифференцирован в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования).
Объемы финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению с учетом состава мероприятий Программы, достижения целевых показателей, сроков реализации проектов и других факторов.
Условиями предоставления муниципальным образованиям области субсидий на реализацию мероприятий Программы являются:
наличие муниципальной программы, включающей аналогичные мероприятия в области охраны и восстановления водных объектов, реализуемой за счет средств местного бюджета;
наличие проектно-сметной документации, утвержденной и прошедшей государственную экспертизу в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
наличие в местном бюджете ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования области в объеме, соответствующем установленному уровню софинансирования из областного бюджета;
обязательство муниципального образования обеспечить достижение целевых показателей в результате реализации Программы.
Предоставление субсидий из областного бюджета муниципальным образованиям области осуществляется на основании заключенных соглашений между министерством и администрациями муниципальных образований области.
В соглашении предусматриваются:
целевое назначение субсидии;
сведения о размере субсидии;
сведения об объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных в местном бюджете на финансовое обеспечение расходного обязательства;
значение целевых показателей эффективности использования субсидии;
обязательство органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по достижению установленных целевых показателей эффективности использования бюджетных средств в результате реализации мероприятий Программы;
обязательство муниципального района заключить соглашение с органами местного самоуправления городских и сельских поселений о предоставлении субсидии местным бюджетам городских и сельских поселений на софинансирование мероприятий;
порядок осуществления контроля за соблюдением условий, установленных для предоставления и расходования субсидии;
порядок, сроки и формы представления отчетности об осуществлении расходов местного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия;
порядок приостановления и прекращения предоставления субсидии в случае нарушения органом местного самоуправления условий и обязательств, предусмотренных соглашением;
иные условия, определяемые по соглашению сторон.
6. Организация управления и система контроля за исполнением Программы
Управление и контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляются министерством.
В министерстве рассматривается информация о ходе выполнения программных мероприятий, корректируется перечень мероприятий в зависимости от приоритетности и объема выделяемых бюджетных средств, достижения целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы.
Исполнители Программы несут ответственность за качественное и своевременное исполнение мероприятий, рациональное и эффективное использование выделяемых средств.
Ежегодно в первом квартале года, следующего за отчетным годом, в министерстве рассматривается информация об итогах выполнения мероприятий Программы за отчетный год.
В министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области представляется ежеквартальная информация, а по итогам года - доклад о ходе выполнения Программы и эффективности использования бюджетных средств.
Информация о ходе выполнения Программы размещается на официальном сайте министерства в сети Интернет.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 2 декабря 2013 г. N 1102-пп в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
7. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий реализации Программы
Эффективность реализации программных мероприятий оценивается на основе системы целевых показателей и индикаторов, характеризующих непосредственный и конечный результат ее осуществления при плановых объемах и источниках финансирования.
Показатели непосредственного результата характеризуют выраженный в количественных измеримых значениях итог реализации как отдельных мероприятий, так и всего комплекса мероприятий Программы.
В качестве показателей непосредственного результата используются абсолютные целевые показатели, соответствующие направлениям реализации Программы, согласно поставленным целям и задачам.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
количество реконструированных гидроузлов на действующих водохранилищах комплексного назначения - 1 единица;
численность населения, проживающего в районах возникновения локальных вододефицитов, надежность обеспечения водными ресурсами которого повышена, - 10151 человек;
протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления - 30,33 километра;
количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, - 3 единицы;
увеличение доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, от общего количества населения, проживающего на таких территориях, с 13,2 процента в 2012 году до 45,5 процента в 2020 году;
увеличение доли гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, от общего количества гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности с 0,43 процента в 2012 году до 1,75 процента в 2020 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.