Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства области
от 31 августа 2012 г. N 752-пп
Областная целевая программа
"Мелиорация земель и повышение продуктивности мелиорируемых угодий для устойчивого и эффективного развития Оренбургской области" на 2013 - 2020 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы |
- |
областная целевая программа "Мелиорация земель и повышение продуктивности мелиорируемых угодий для устойчивого и эффективного развития Оренбургской области" на 2013 - 2020 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- |
распоряжение Губернатора Оренбургской области от 15 июля 2011 года N 273-р "Об образовании рабочей группы по разработке областной целевой программы "Мелиорация земель и повышение продуктивности мелиорируемых угодий для устойчивого и эффективного развития Оренбургской области" на 2013 - 2020 годы" |
Государственный заказчик Программы |
- |
министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области |
Основные разработчики Программы |
- |
министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Оренбургский государственный аграрный университет", государственное научное учреждение Оренбургский научно-исследовательский институт сельского хозяйства, государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт мясного скотоводства, федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Оренбургской области", федеральное государственное бюджетное учреждение государственный центр агрохимической службы "Оренбургский" |
Исполнители Программы |
- |
министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Оренбургской области" (по согласованию), федеральное государственное бюджетное учреждение государственный центр агрохимической службы "Оренбургский" (по согласованию), органы местного самоуправления, сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и предприятия, ведущие сельскохозяйственное производство (по согласованию) |
Цель Программы |
- |
создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции независимо от климатических изменений и аномалий средствами комплексной мелиорации, сохранения и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения |
Задачи Программы |
- |
реконструкция, восстановление и развитие мелиоративного фонда области; агролесомелиорация |
Важнейшие целевые индикаторы Программы |
- |
ввод в эксплуатацию 7,0 тыс. гектаров мелиорируемых земель; проведение агролесомелиоративных работ на площади 2,5 тыс. гектаров |
Сроки реализации Программы |
- |
2013 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования |
- |
общий объем финансирования Программы на период 2013 - 2020 годы из областного бюджета составляет 569 857,40 тыс. рублей (прогнозно), в том числе по годам: 2013 год - 10 000,00 тыс. рублей; 2014 год - 10 000,00 тыс. рублей; 2015 год - 59 875,80 тыс. рублей; 2016 год - 68 875,00 тыс. рублей; 2017 год - 79 772,90 тыс. рублей; 2018 год - 104 110,00 тыс. рублей; 2019 год - 111 519,80 тыс. рублей; 2020 год - 125 703,90 тыс. рублей; из внебюджетных источников - 854 786,1 тыс. рублей (прогнозно), предполагается также привлечение средств федерального бюджета |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- |
прирост сельскохозяйственной продукции за годы реализации Программы предполагается на уровне 1208,8 тыс. тонн зерновых единиц |
Организация управления и система контроля за исполнением Программы |
- |
управление и контроль за исполнением Программы осуществляет министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области |
1. Содержание проблемы, на решение которой направлена Программа
Климат Оренбуржья характеризуется континентальностью, что объясняется значительной удаленностью области от океанов и морей. Показателем континентальности климата является большая амплитуда колебаний средних температур воздуха, которая в Оренбуржье достигает 34 - 38 градусов Цельсия. В связи с этим отмечается недостаточность атмосферных осадков, годовая сумма которых колеблется от 250 миллиметров на юге и юго-востоке, до 400 миллиметров на северо-западе области. За вегетационный период (май - сентябрь) выпадает 125 - 195 миллиметров осадков и распределение их крайне неравномерное. Испаряемость с поверхности водоема за год составляет 750 - 900 миллиметров, почвы - 250 - 350 миллиметров. Гидротермический коэффициент (ГТК) изменяется от 0,8 на северо-западе до 0,5 на юго-востоке, указывая на засушливость вегетационного периода. Засухи развиваются в антициклонах, где формируется ясная и малооблачная погода, при которой происходит быстрая трансформация арктического воздуха: он прогревается, температура его возрастает, а влажность резко падает. Засушливые условия погоды наблюдаются в трех годах из пяти, а суховейные ежегодно и по несколько раз в течение вегетационного периода. Засухи и суховеи угнетают рост и развитие растений, снижают урожайность.
В засушливых условиях Оренбуржья орошение сельскохозяйственных культур является наиболее эффективным средством развития растений. Системы агроприемов смягчают влияние засухи, поливное земледелие обеспечивает получение высоких урожаев независимо от климатических условий
Имеющиеся в области площади орошаемых земель 63,4 тыс. гектаров при невысокой их продуктивности из-за почти полной амортизации не могут оказывать существенного влияния на нейтрализацию риска неблагоприятных погодных условий, обеспечение населения продовольствием и животноводства кормами. В связи с полным износом насосно-силового оборудования, дождевальных машин, сети трубопроводов в настоящее время используются 17,0 тыс. гектаров орошаемых земель.
В области 2,47 млн. гектаров, или 41 процент пашни подвержены эрозии. Наибольшее распространение получила водная эрозия на площади 2,2 млн. гектаров. В результате эрозионных процессов наблюдается резкое уменьшение мощности гумусового горизонта и содержания в нем гумуса.
С учетом данных последних почвенных обследований и проведенной работы установлено, что 612,7 тыс. гектаров пашни являются низкопродуктивными, из них 611,6 тыс. гектаров подлежит залужению, а 1,1 тыс. гектаров - залесению.
Федеральные законы "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", "О мелиорации земель", Водный кодекс Российской Федерации и Земельный кодекс Российской Федерации, а также постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 99 "О федеральной целевой программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года", Концепция федеральной целевой программы "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года" и данные обследования почв определили необходимость разработки областной целевой программы "Мелиорация земель и повышение продуктивности мелиорируемых угодий для устойчивого и эффективного развития Оренбургской области" на 2013 - 2020 годы.
В настоящее время назрела необходимость:
выполнения технического перевооружения, восстановления, реконструкции существующих и строительства новых мелиоративных систем;
осуществления агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий;
освоения современных систем земледелия и землеустройства с учетом перспективы развития земель сельскохозяйственного назначения.
Программа должна создать благоприятные условия для функционирования агропромышленного комплекса Оренбургской области, наиболее полного и рационального использования природно-климатического и экономического потенциала, направленного на повышение продуктивности отечественного сельскохозяйственного производства, его экологизацию в целях обеспечения населения страны качественным продовольствием и улучшения социальной обстановки и жизни на селе, включая сохранение существующих и создание новых рабочих мест.
Реализация Программы связана со следующими рисками:
природные и техногенные, обусловленные природными явлениями, высокой степенью износа мелиоративного фонда;
нарушение или изменение научно-обоснованной системы земледелия или отказ в проведении агротехнических мероприятий;
безопасность функционирования гидротехнических сооружений;
недостаточное и несвоевременное финансирование Программы из областного и федерального бюджетов;
недостаточное участие в Программе сельскохозяйственных товаропроизводителей;
снижение цен на производимую продукцию;
дефицит органических удобрений в связи с недостаточным развитием животноводства;
ухудшение мелиоративного состояния орошаемых земель.
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции независимо от климатических изменений и аномалий средствами комплексной мелиорации, сохранения и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.
Основные задачи Программы:
реконструкция, восстановление и развитие мелиоративного фонда области;
агролесомелиорация.
Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
ввод в эксплуатацию 7,0 тыс. гектаров мелиорируемых земель;
агролесомелиоративные работы на площади 2,5 тыс. гектаров для защиты сельскохозяйственных угодий от водной и ветровой эрозии.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели реализации Программы приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Перечень мероприятий Программы и объемы финансирования из областного бюджета приведены в приложении N 2 к настоящей Программе.
3. Система программных мероприятий
Для повышения продукционного потенциала в Программе предусмотрены мероприятия, выполняемые в организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и предприятиях, ведущих сельскохозяйственное производство.
Система мероприятий включает в себя:
3.1. Ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель и противопаводковые работы
В области имеется 63,4 тыс. гектаров орошаемых земель, из них поливается в настоящее время 27 процентов.
Продуктивность орошаемого гектара превышает продуктивность богарного в 4,5 - 5,0 раза. В засушливые годы с поливного гектара получают больше продукции, чем с богарного, в частности, кукурузы в 10 - 15 раз, сеяных трав - в 5 - 10 раз, картофеля - в 7 - 12 раз.
В последние годы произошло довольно резкое снижение эффективности орошаемого земледелия. Сокращены работы по реконструкции и ремонту оросительных систем, недостаточно обновляется парк дождевальных машин и насосно-силового оборудования, в хозяйствах не хватает средств для оплаты электроэнергии и горюче-смазочных материалов, необходимых для проведения полива. В результате площадь полива сократилась на 47 тыс. гектаров, орошаемые площади под картофелем и овощами сократились с 11,0 до 2,0 тыс. гектаров.
При условии комплексного проведения орошения и других видов мелиорации обеспечивается наиболее полная реализация биоклиматического потенциала продуктивности почв земель сельскохозяйственного назначения при сохранении их плодородия без проявления деградационных процессов.
Ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель осуществляется за счет:
восстановления и ремонта оросительных систем;
реконструкции оросительных систем;
нового строительства оросительных систем.
Работы будут производиться в соответствии с проектно-сметной документацией, подготовленной проектными организациями, имеющими свидетельство саморегулируемой организации, за исключением восстановления и ремонта оросительных систем.
Планируется ввести в эксплуатацию орошаемых земель на площади 7,0 тыс. гектаров. За счет средств областного бюджета планируется компенсировать до 40 процентов затрат по выполненным в текущем финансовом году работам по созданию, восстановлению, реконструкции и модернизации внутрихозяйственных мелиоративных сетей. Объем внебюджетных средств, привлекаемых для выполнения работ, составит 741 006,0 тыс. рублей (прогнозно).
3.2. Агролесомелиоративные мероприятия
Агролесомелиоративное обустройство земель сельскохозяйственного назначения следует рассматривать как важную задачу, решение которой в комплексе с другими видами мелиорации и агротехническими приемами обеспечит сохранение и восстановление плодородия почв, улучшение жизни сельского населения, экологическую устойчивость территорий, особенно в малолесных и безлесных районах области.
На территории области более 4 млн. гектаров расположены на склонах от 1 до 7 градусов и нуждаются в противоэрозионной защите. Идет оврагообразование в северных, западных, центральных районах и опустынивание в южных и восточных районах области. Отсутствие эффективных мер по регулированию стока и накоплению почвенной влаги, физическая деградация почв от интенсивной механической обработки и тяжелой техники являются основными причинами развития эрозионных процессов.
По материалам государственного учета лесного фонда, лесистость области составляет 4,6 процента. Для восстановления климаторегулирующей и защитной функций доля защитных и иных насаждений (включая естественные леса области) должна быть доведена как минимум до 10 процентов.
Агролесообустройство способствует улучшению гидротермического режима, сокращению более чем в 4 раза поверхностного стока, обеспечению полноводности рек и водоемов, чистоты воды, а также оптимизации фитосанитарного состояния агроландшафтов.
Средняя урожайность сельскохозяйственных культур под защитой лесных полос выше, чем на открытых полях:
на 18 - 23 процента - по зерновым культурам;
на 20 - 26 процентов - по техническим культурам;
на 29 - 31 процент - по кормовым культурам.
Работы по посадке противоэрозионных лесных насаждений проводятся специализированными лесотехническими предприятиями с привлечением работников сельскохозяйственных и промышленных предприятий.
В целях получения максимального эффекта от защитного лесоразведения в 2015 - 2020 годах предусматривается создание лесных насаждений, включая закладку лесов при организации контурно-ландшафтного земледелия на мелковсхолмленных и сильнопересеченных участках местности с почвами легкого механического состава, на площади 2,5 тыс. гектаров. Это позволит защитить 300 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий.
В соответствии с действующими нормативами каждый гектар полезащитной лесной полосы защищает 120 гектаров сельскохозяйственных угодий.
В 2016 - 2020 годах Программой предусмотрено проведение уходных работ в защитных лесных насаждениях, посаженных в 2015 - 2019 годах на площади 10,5 тыс. гектаров. За счет средств областного бюджета предусматривается возмещение до 40 процентов затрат на проведение агролесомелиоративных и уходных работ. Объем внебюджетных средств, привлекаемых для выполнения работ, составит 113 780,1 тыс. рублей (прогнозно).
4. Ресурсное обеспечение Программы
Объем финансирования из областного бюджета на реализацию Программы в 2013 - 2020 годах составит 569 857,40 тыс. рублей (прогнозно), в том числе по годам:
2013 год - 10 000,00 тыс. рублей;
2014 год - 10 000,00 тыс. рублей;
2015 год - 59 875,80 тыс. рублей;
2016 год - 68 875,00 тыс. рублей;
2017 год - 79 772,90 тыс. рублей;
2018 год - 104 110,00 тыс. рублей;
2019 год - 111 519,80 тыс. рублей;
2020 год - 125 703,90 тыс. рублей.
Финансирование мероприятий Программы ежегодно будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных на реализацию Программы в областном бюджете на соответствующий год.
Объем внебюджетных средств, привлекаемых для реализации мероприятий Программы, составит 854 786,1 тыс. рублей (прогнозно).
Кроме того, для софинансирования программных мероприятий в рамках соглашений, заключенных с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, планируется привлекать финансовые средства из федерального бюджета.
5. Механизм реализации мероприятий Программы
Реализация мероприятий Программы осуществляется министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления при непосредственном участии землепользователей.
Руководителем Программы является министр сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, который несет ответственность за реализацию Программы в целом, достижение целей, задач Программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления.
Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов осуществляют прием выполненных работ в рамках реализации мероприятий Программы.
Предоставление субсидий сельскохозяйственным предприятиям и организациям на выполнение мероприятий Программы осуществляется в порядке, установленном Правительством Оренбургской области.
6. Организация управления и система контроля за исполнением Программы
Управление и контроль за исполнением Программы осуществляет министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области:
является ответственным за реализацию Программы в целом, за достижение целей, задач Программы, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в Программе;
осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления, участвующими в реализации Программы;
осуществляет финансирование программных мероприятий;
осуществляет мониторинг реализации Программы;
представляет ежеквартальный отчет о ходе реализации программных мероприятий в министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области и ежегодно, до 1 февраля, доклад о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств;
организует размещение в сети Интернет текста утвержденной в установленном порядке Программы, нормативных правовых актов, принятых для ее реализации, а также информации о ходе ее реализации.
Задачей контроля за реализацией Программы является обеспечение выполнения предусмотренных в ней показателей, соблюдения собственниками, владельцами и пользователями, включая арендаторов земельных участков, требований законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственной деятельности в части мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, рационального использования водных ресурсов и улучшения экологической обстановки.
Учет этих показателей осуществляется федеральным государственным бюджетным учреждением "Оренбургмелиоводхоз" и станциями агрохимической службы в соответствии с правилами государственного учета показателей состояния мелиорируемых земель.
Правовое обеспечение деятельности в области сохранения и воспроизводства плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения будет осуществляться по направлениям, определенным федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
7. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы
Реализация Программы:
будет способствовать переводу отрасли растениеводства на преимущественно интенсивный путь развития;
позволит достичь прироста сельскохозяйственной продукции за годы реализации Программы в объеме не менее 1 208,8 тыс. тонн зерновых единиц;
обеспечит привлечение на реализацию мероприятий, направленных на мелиорацию земель, агролесомелиорацию, средств в сумме 1 424 643,37 тыс. рублей, в том числе выделение из областного бюджета - 569 857,40 тыс. рублей;
создаст в области благоприятную экологическую обстановку за счет уменьшения объемов ветровой и водной эрозии, увеличения облесенности территории области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.