Решение Оренбургского областного суда
от 14 мая 2009 г. N 3-18/2009
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 июля 2009 г. N 47-Г09-43 настоящее решение оставлено без изменения
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Имамова Ю.М.,
при секретаре Бухтояровой Н.Ю.,
с участием прокурора Горнике Н.В.,
представителя Законодательного Собрания Оренбургской области Максимова Д.Ю., действующего по доверенности от 30 декабря 2008 года N 23-01/1112-И,
представителя Губернатора Оренбургской области Кудряшовой Л.О., действующей по доверенности от 12 мая 2009 года N 01/22-196,
рассмотрев 13 мая 2009 года заявление исполняющего обязанности прокурора Оренбургской области о признании недействующей и не подлежащей применению статьи 6.1 Закона Оренбургской области от 17 мая 2004 года N 1154/178-III-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области" (в редакции Закона Оренбургской области от 01 ноября 2008 года N 2533/521-IV-ОЗ),
установил:
исполняющий обязанности прокурора Оренбургской области обратился в суд с вышеуказанным заявлением сославшись на то, что в соответствии со статьей 6.1 Закона Оренбургской области от 17 мая 2004 года N 1154/178-III-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области" (в редакции Закона от 01 ноября 2008 года N 2533/521-IV-ОЗ) в муниципальных образованиях районов, городских округов, городских и сельских поселений предлагается установить безальтернативную мажоритарную избирательную систему выборов, а при выборах депутатов представительных органов городских округов с численностью избирателей более 300 000 человек - также безальтернативную смешанную (мажоритарно-пропорциональную) систему выборов.
В обоснование своего заявления прокурор указал, что данная статья областного Закона противоречит федеральному законодательству, поскольку в соответствии с частью 3 ст. 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании.
Такая же гарантия избирательных прав граждан закреплена в части 2 ст. 25 Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 года "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области".
По мнению прокурора вышеуказанные нормы федерального и областного законодательства предоставляют муниципальным образованиям право выбирать одну избирательную систему из нескольких, установленных субъектом Российской Федерации.
Установление только одной избирательной системы, применяемой при проведении муниципальных выборов, нарушает принцип верховенства федерального законодательства и интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Горнике Н.В. просил признать недействующей и не подлежащей применению оспариваемую статью Закона Оренбургской области по изложенным в заявлении основаниям.
Представители Законодательного Собрания и Губернатора Оренбургской области Максимов Д.Ю. и Кудряшова Л.О. с требованиями прокурора не согласились.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц и проверив материалы дела, суд находит заявление прокурора необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Судом установлено, что 17 мая 2004 года принят Закон Оренбургской области N 1154/178-III-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области", который подписан Губернатором Оренбургской области и опубликован для всеобщего сведения в газете "Южный Урал" 25 мая 2004 года N 95.
В настоящее время данный нормативный акт действует в редакции Закона Оренбургской области от 01 ноября 2008 года N 2533/521-IV-ОЗ, который также подписан и опубликован в газете "Южный Урал" 22 ноября 2008 года N 191-195.
Согласно части 1 статьи 6.1 указанного Закона выборы депутатов представительных органов муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений проводятся на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. При применении указанной избирательной системы депутаты избираются по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.
В части 2 данной статьи установлено, что выборы депутатов представительных органов городских округов с численностью избирателей более 300 000 человек проводятся с применением смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы в порядке, установленном законом области. При этом 50 процентов депутатов избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, остальные депутаты избираются по одномандатным избирательным округам.
Согласно пункта "н" части 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В статьях 1, 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что настоящий Федеральный закон определяет основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах; законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Кроме того, в части 1 ст. 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) прямо установлено, что правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, субъектам Российской Федерации предоставлено право принимать законы или иные нормативные правовые акты в области обеспечения прав граждан на участие в муниципальных выборах, и вышеназванный Закон принят в пределах полномочий Оренбургской области.
В соответствии с положениями частей 2, 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Российской Федерации, в противном случае действуют федеральные законы.
Суд в ходе рассмотрения дела не установил противоречия между оспариваемой прокурором статьей областного Закона и нормами федерального законодательства.
Так, в части 3 ст. 23 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Под избирательной системой в настоящей статье понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ).
Суд считает, что статья 6.1 Закона Оренбургской области не противоречит федеральному законодательству, в том числе части 3 ст. 23 Федерального закона N 131-ФЗ, поскольку в указанной норме Федерального закона установлена обязанность субъекта Российской Федерации своим законом устанавливать для муниципальных образований один из существующих в Российской Федерации видов избирательной системы, и условия применения установленного вида избирательной системы в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.
С учетом этого в части 1 ст. 6.1 областного Закона для выборов депутатов представительных органов муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений установлена мажоритарная избирательная система относительного большинства, а в части 2 данной статьи установлено, что при выборах представительных органов городских округов с численностью избирателей более 300000 человек установлена смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система.
При этом уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении выборов депутатов представительного органа данного муниципального образования.
Порядок формирования представительного органа муниципального образования определен федеральным законодательством, в частности, статьям 23 и 35 Федерального закона N 131-ФЗ, согласно которым представительный орган местного самоуправления формируется только путем проведения муниципальных выборов, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Установление Законом Оренбургской области одного из существующих избирательных систем, которая применяется при проведении муниципальных выборов, не влечет изменения порядка формирования представительного органа местного самоуправления или структуры органов местного самоуправления.
Соблюдение такого порядка обеспечивает гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, при назначении, подготовки, проведении, установлении итогов и определении результатов муниципальных выборов, как это предусмотрено в части 3 ст. 23 Федерального закона N 131-ФЗ.
Суд не соглашается с доводами прокурора о том, что статьей 6.1 Закона Оренбургской области муниципальные образования необоснованно лишены права самостоятельно выбирать одну из нескольких видов избирательных систем, поскольку из анализа всей части 3 ст. 23 Федерального закона N 131-ФЗ следует, что субъекты Российской Федерации своим законом действительно обязаны определить для муниципальных образований виды существующих избирательных систем. Однако в этой же норме установлено, что законом субъекта Российской Федерации также устанавливается порядок и условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.
Из этого следует, что выборы представительных органов местного самоуправления проводятся по избирательной системе, которая установлена законом субъекта Российской Федерации, и учитывает особенности каждого муниципального образования.
Иное толкование части 3 ст. 23 Федерального закона N 131-ФЗ привело бы к неопределенности при её применении и необоснованно ограничивало бы права субъекта Российской Федерации своим законом определять порядок и условия проведения муниципальных выборов на своей территории.
Кроме того, право определять один из видов избирательной системы при проведении муниципальных выборов предоставлено субъектам Российской Федерации, а не муниципальным образованиям. В Уставах муниципальных образований определяется тот вид избирательной системы, который предусмотрен законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления, в силу части 5 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ, в рамках разрешения вопросов местного значения, обязаны лишь обеспечивать организационную и материально-техническую подготовку и проведение муниципальных выборов.
Вопрос о видах избирательных систем не является вопросом местного значения и муниципальные образования самостоятельно его не решают.
Федеральное законодательство не устанавливает, что для муниципальных образований должно быть установлено несколько видов избирательных систем, одну из которых они вправе выбрать самостоятельно. Вид избирательной системы с учетом численности избирателей в муниципальных образованиях, вида муниципального образования или других обстоятельств учитываются субъектом Российской Федерации и определяется в его законе.
В своем заявлении и в ходе рассмотрения дела прокурор просил признать недействующей ст. 6.1 Закона Оренбургской области только по тому основанию, что муниципальным образованиям безальтернативно предлагается только одна избирательная система. При этом прокурором не оспаривается, что установление указанных в данной статье избирательных систем является законным. По мнению прокурора незаконным является установление одного, а не нескольких видов избирательных систем, с чем суд не соглашается.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления прокурора суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253 ГПК Российской Федерации, суд решил:
исполняющему обязанности прокурора Оренбургской области в удовлетворении заявления о признании недействующей и не подлежащей применению статьи 6.1 Закона Оренбургской области от 17 мая 2004 года N 1154/178-III-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области" (в редакции Закона Оренбургской области от 01 ноября 2008 года N 2533/521-IV-ОЗ) - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Оренбургского областного суда |
Ю.М. Имамов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Оренбургского областного суда от 14 мая 2009 г. N 3-18/2009
Текст решения размещен на сайте Оренбургского областного суда http:\\www.oblsud.orb.sudrf.ru
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 июля 2009 г. N 47-Г09-43 настоящее решение оставлено без изменения