Решение Оренбургского областного суда
от 26 мая 2009 г. N 3-21/2009
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Имамова Ю.М.,
при секретаре Родыгиной Е.Г.,
с участием прокурора Горнике Н.В.,
представителя Законодательного Собрания Оренбургской области Отрешко В.Ю., доверенность от 30 декабря 2008 года N 23-01/1112-И,
представителя Губернатора Оренбургской области Кудряшовой Л.О., доверенность от 21 мая 2009 года N 01/22-225,
рассмотрев 26 мая 2009 года в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Оренбургской области о признании недействующими и не подлежащими применению статьи 17.1 и части 3 статьи 75 Закона Оренбургской области от 1 октября 2003 года N 489/55-III-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области", с изменениями и дополнениями, установил:
Исполняющий обязанности прокурора Оренбургской области обратился в суд с вышеуказанным заявлением сославшись на то, что Закон Оренбургской области N 489/55-III-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" принят 1 октября 2003 года и был опубликован в газете "Южный Урал" 28 октября 2003 года. В последующем в данный Закон вносились изменения и дополнения, которые также для всеобщего сведения опубликовывались в газете "Южный Урал" и бюллетене Законодательного Собрания Оренбургской области.
В обоснование своего заявления прокурор указал, что в соответствии со статьями 1.1 и 1.3 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление перечня видов административных наказаний и правил их применения, установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 17.1 Закона Оренбургской области установлена административная ответственность за непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Оренбургской области.
Данная статья принята Оренбургской областью с превышением полномочий, поскольку статьей 19.6 КоАП РФ уже предусмотрена административная ответственность за непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В части 3 статьи 75 вышеуказанного Закона Оренбургской области установлено, что перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается соответствующими органами исполнительной власти Оренбургской области.
Данная норма областного Закона противоречит федеральному законодательству, поскольку, как указал прокурор, в соответствии с частью 1 статьи 1.1 и частью 6 статьи 28.3 КоАП РФ, а также пунктом "н" части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными на это субъектами Российской Федерации.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Горнике Н.В. просил заявление удовлетворить и признать недействующими и не подлежащими применению статью 17.1 и часть 3 статьи 75 Закона Оренбургской области от 1 октября 2003 года N 489/55-III-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" с момента вступления решения суда в законную силу.
Представители Законодательного Собрания и Губернатора Оренбургской области Отрешко В.Ю. и Кудряшова Л.О. с требованиями прокурора не согласились, полагая, что оспариваемые нормы Закона Оренбургской области приняты в пределах полномочий Оренбургской области.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц и проверив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ суд установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Установлено, что 1 октября 2003 года принят Закон Оренбургской области N 489/55-III-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области", который опубликован в газете "Южный Урал" 28 октября 2003 года. В последующем в данный Закон вносились изменения и дополнения, которые также опубликовывались для всеобщего сведения в средствах массовой информации.
Статьей 17.1 данного Закона установлена административная ответственность за непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Оренбургской области в виде штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.
Частью 3 статьи 75 Закона Оренбургской области установлено, что перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, устанавливается соответствующими органами исполнительной власти Оренбургской области.
Суд считает, что вышеуказанные нормы областного Закона действительно приняты с превышением полномочий Оренбургской области, в связи с чем подлежат признанию недействующими и не подлежащими применению на основании следующего.
Согласно пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство действительно находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В части 1 статьи 1.1 КоАП РФ также установлено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статьи 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской федерации, федеральными законами, договорами и разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями частей 2, 5 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Российской Федерации, в противном случае действуют федеральные законы.
В силу вышеуказанных требований федерального законодательства применению подлежат только те законы субъектов Российской Федерации, которые приняты с учетом разграничения предмета ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В области административных правоотношений применению подлежат те законы, которые приняты субъектами Российской Федерации с учетом положений статей 1.1 и 1.3 КоАП РФ, определяющих предмет ведения и исключительную компетенцию Российской Федерации в области административного законодательства. В частности, законом субъекта Российской Федерации не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 19.6 КоАП РФ установлено, что непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей. Данная статья связана со статьей 29.13 КоАП РФ и применяется в случаях непринятия мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Как видно ответственность за вышеуказанное правонарушение уже предусмотрена в самом Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем принятие такой же нормы, как это предусмотрено в статье 17.1 Закона Оренбургской области, является незаконным.
Данная статья областного Закона также противоречит части 5 статьи 4.1 КоАП РФ, поскольку допускает возможность дважды привлекать к административной ответственности виновное должностное лицо, т.е. по статье 19.6 КоАП РФ и по статье 17.1 Закона Оренбургской области, что является недопустимым в силу общих принципов назначения наказания.
Суд не может признать обоснованными доводы представителей Законодательного Собрания и Губернатора Оренбургской области, которые пояснили, что статья 17.1 Закона Оренбургской области применяется только за правонарушения в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Оренбургской области, т.к. аналогичная норма имеется в КоАП РФ. Кроме того, статья 19.6 КоАП РФ связана не только с непринятием мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений в сфере управления или распоряжения государственной собственностью, поскольку она расположена в главе 19 КоАП РФ - "Административные правонарушения против порядка управления", где объектом правонарушения является установленный порядок управления. Объектом правонарушения по статье 19.6 КоАП РФ является установленный порядок производства по всем делам об административных правонарушениях, поскольку она в целом связана с нарушениями в сфере осуществления государственных управленческих полномочий.
При таких обстоятельствах у регионального законодателя не было оснований для установления нормы по вопросу, урегулированному Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, статья 17.1 Закона Оренбургской области практически дублирует статью 19.6 КоАП РФ, что также является недопустимым.
Частью 3 статьи 75 Закона Оренбургской области установлено, что перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, устанавливается соответствующими органами исполнительной власти Оренбургской области. Таким образом, в соответствии с данной нормой перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается не законом Оренбургской области, а органами исполнительной власти Оренбургской области, которыми могут быть различные министерства, комитеты, департаменты, другие органы. Причем данная норма предоставляет право на установление такого перечня должностных лиц по собственному усмотрению самого органа исполнительной власти Оренбургской области без какого-либо ограничения.
Между тем органы исполнительной власти Оренбургской области не обладают полномочиями субъекта Российской Федерации и не принимают законы Оренбургской области. Данная норма прямо противоречит статьям 1.1 и 1.3 КоАП РФ, устанавливающих, что законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. В силу вышеуказанного законодательство об административных правонарушениях не может состоять из нормативных (индивидуальных) правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, как это предусмотрено в части 3 статьи 75 Закона Оренбургской области.
Кроме того, в силу общих правил, закрепленных в части 1 статьи 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа. В части 6 данной статьи предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, а также протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 и частями 2 и 3 статьи 19.20 в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд считает, что статья 17.1 и часть 3 статьи 75 Закона Оренбургской области приняты с превышением полномочий и заявление прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
Суд также полагает, что часть 3 статьи 75 Закона Оренбургской области находится в противоречии с частями 1 и 2 данной статьи, в которых установлено, что протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, либо сотрудниками милиции общественной безопасности органов внутренних дел, т.е. перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях уже установлен этой же статьей Закона. Установление органами исполнительной власти Оренбургской области иного перечня должностных лиц, которые бы уполномочивались составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1 и 2 статьи 75 Закона Оренбургской области не соответствовали бы самой указанной статье.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199, 253 ГПК Российской Федерации, суд решил:
Заявление исполняющего обязанности прокурора Оренбургской области удовлетворить.
Признать недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу статью 17.1 и часть 3 статьи 75 Закона Оренбургской области от 1 октября 2003 года N 489/55-III-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области", с изменениями и дополнениями.
Поручить Законодательному Собранию Оренбургской области после вступления решения суда в законную силу опубликовать в газете "Южный Урал" соответствующее сообщение о решении суда.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья Оренбургского |
Ю.М. Имамов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Оренбургского областного суда от 26 мая 2009 г. N 3-21/2009
Текст решения размещен на сайте Оренбургского областного суда http:\\www.oblsud.orb.sudrf.ru
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника