Решение Оренбургского областного суда
от 30 июня 2009 г. N 3-28/2009
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 сентября 2009 г. N 47-Г09-45 настоящее решение оставлено без изменения
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Имамова Ю.М.,
при секретаре Ивановой В.Г.,
с участием прокурора Горнике Н.В.,
представителя Гусевой И.А. - Васильева П.Ф., действующего по доверенности от 17 февраля 2009 года,
представителя Законодательного Собрания Оренбургской области Ефремовой О.Ю., действующей по доверенности от 30 декабря 2008 года N 23-01/1112-И,
представителя Правительства и Губернатора Оренбургской области Копыловой И.И., действующей соответственно по доверенностям от 1 июня 2009 года N 02/13-256 и 24 июня 2009 года N 02/13-306,
рассмотрев 30 июня 2009 года в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гусева И.А. о признании недействующими и неподлежащими применению статей 1, 2 Закона Оренбургской области от 12 января 2005 года N 1772/301-III-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области" (в редакции Закона Оренбургской области от 10 января 2007 года N 913/196-IV-ОЗ), установил:
Гусева И.А. через своего представителя Васильева П.Ф. обратилась в суд с заявлением признании недействующими и неподлежащими применению статей 1, 2 Закона Оренбургской области от 12 января 2005 года N 1772/301-III-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области" (в редакции Закона Оренбургской области от 10 января 2007 года N 913/196-IV-ОЗ).
В обоснование своих требований заявитель указала, что является медицинской сестрой Сакмарского психоневрологического интерната Государственного стационарного учреждения социального обслуживания. Оренбургским областным судом 13 марта 2006 года рассмотрено гражданское дело *** по заявлению прокурора Оренбургской области о признании недействующими и неподлежащими применению статей 1 и 2 Закона Оренбургской области от 12 января 2005 года N 1772/301-III-ОЗ (в прежней редакции), которым заявление было удовлетворено в полном объёме.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 23 августа 2006 года вышеуказанное решение суда в части признания противоречащим федеральному законодательству, недействующими и неподлежащими применению статей 1 и 2 Закона Оренбургской области об установлении в качестве меры социальной поддержки частичного возмещения расходов по оплате за наём жилого помещения, отопление и освещение, а также установления предельного размера компенсации в сумме 120 рублей в отношении врачей, провизоров, среднего медицинского и фармацевтического персонала, социальных работников с высшим и средним профессиональным (профильным) образованием, ветеринарных врачей, ветеринарных фельдшеров (ветеринарных техников) было отменено и в этой части постановлено новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора. В остальной части данное решение суда было оставлено без изменения.
После состоявшихся судебных решений Законом Оренбургской области от 10 января 2007 года N 913/196-IV-ОЗ в Закон Оренбургской области от 12 января 2005 года были внесены изменения, в частности: в статье 1 слова "отопление и освещение" заменены словами "и коммунальные услуги", статья дополнена словами "дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников", в статье 2 число "120" заменено числом "150".
В указанной редакции Закон Оренбургской области в судебном порядке не оспаривался.
Гусева И.А. считает, что статьи 1, 2 Закона Оренбургской области от 12 января 2005 года N 1772/301-III-ОЗ (в редакции Закона Оренбургской области от 10 января 2007 года N 913/196-IV-ОЗ и от 29 декабря 2007 года N 1834/378-IV-ОЗ) противоречит статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, производимых в натуральной форме врачам, провизорам, среднему медицинскому и фармацевтическому персоналу, социальным работникам с высшим и средним профессиональным (профильным) образованием, ветеринарным врачам, ветеринарным фельдшерам (ветеринарных техников), совокупный объём финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а их условия ухудшены.
До 31 декабря 2004 года льготники областных государственных учреждений работающих и проживающих в сельской местности пользовались бесплатным содержанием жилого помещения с отоплением и освещением в натуре. После изменения порядка реализации указанных льгот ежемесячный размер выплат по ним в 2004 году составил 91,60 рублей, в 2005 - 2006 годах - 120 рублей, а с 2007 года по настоящее время - 155 рублей. При этом фактический расход бюджетных средств на одного льготника составлял более 360 рублей в месяц. Так среднемесячный расход бюджетных средств Гусевой И.А. на компенсацию коммунальных услуг за отопление и освещение в 2004 году составил 357 рублей, а с 2005 года по 2008 год - 566 рублей.
Такой размер социальной поддержки, установленный Законом Оренбургской области от 10 января 2007 года N 913/196-IV-ОЗ, не возмещает всех расходов по коммунальным платежам и нарушает права сельских специалистов на возмещение расходов по коммунальным платежам.
В судебном заседании представитель Гусевой И.А. Васильев П.Ф. просил заявление удовлетворить в полном объеме по изложенным основаниям, представитель Законодательного Собрания Оренбургской области Ефремова О.Ю., представитель Правительства и Губернатора Оренбургской области Копылова И.И. с заявленными требованиями не согласились.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Горнике Н.В., полагавшего необходимым заявление Гусевой И.А. удовлетворить, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Установлено, что Закон Оренбургской области N 1772/301-III-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области" принят 12 января 2005 года и опубликован в газете "Южный Урал" от 5 февраля 2005 года N 27.
Решением Оренбургского областного суда от 13 марта 2006 года было удовлетворено заявление прокурора Оренбургской области о признании недействующими и неподлежащими применению статей 1 и 2 данного Закона.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 23 августа 2006 года вышеуказанное решение суда в части признания противоречащим федеральному законодательству, недействующим и неподлежащим применению статей 1 и 2 Закона об установлении в качестве меры социальной поддержки частичного возмещения расходов по оплате за наём жилого помещения, отопления, освещения и установления предельного размера компенсации в сумме 120 рублей в отношении врачей, провизоров, среднего медицинского и фармацевтического персонала, социальных работников с высшим и средним профессиональным (профильным) образованием, ветеринарных врачей, ветеринарных фельдшеров (ветеринарных техников) было отменено и в этой части вынесено новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора. В остальной части данное решение суда оставлено без изменения.
10 января 2007 года Законом Оренбургской области N 913/196-IV-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Оренбургской области от 12 января 2005 года N 1772/301-III-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области" в базовый Закон Оренбургской области от 12 января 2005 года N 1772/301-III-ОЗ внесены изменения и дополнения. В частности в статье 1 - слова "отопление и освещение" заменены словами "и коммунальные услуги", также данная статья дополнена словами "дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников"; в статье 2 Закона - число "120" заменено числом "150".
Данный Закон опубликован в газете "Южный Урал" от 3 февраля 2007 года N 24-27.
Поскольку статьи 1 и 2 Закона Оренбургской области от 12 января 2005 года N 1772/301-III-ОЗ ранее являлись предметом судебного разбирательства на основании доводов, аналогичных заявленным в настоящем гражданском деле и имеется вступившее в законную силу решение суда, то предметом настоящего судебного разбирательства является Закон Оренбургской области от 10 января 2007 года N 913/196-IV-ОЗ (л.д. 22), которым были изменены статьи 1 и 2 базового Закона.
Согласно пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Пунктом 9 статьи 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 года N 5487-I, действовавшем до 1 января 2005 года, устанавливалось право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
По смыслу данной нормы указанным категориям специалистов предоставлялось право на бесплатное предоставление отопления и освещения жилых помещений.
Согласно статье 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (в редакции Федерального закона N 122 от 22 августа 2004 года) меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таим образом, в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в отношении медицинских и фармацевтических работников на федеральном уровне изменилось правовое регулирование и по существу установлен иной объем и порядок предоставления льгот. При этом ранее действовавшее законодательство, устанавливающее льготы отдельным специалистам, проживающим в сельской местности, с 1 января 2005 года утратило силу, за исключением педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности.
Статья 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (в редакции Федерального закона N 122 от 22 августа 2004 года) предусматривает, что меры социальной поддержки медицинских, фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Каких-либо норм, устанавливающих бесплатное предоставление жилых помещений с отоплением и освещением указанным категориям специалистов, проживающих в сельской местности, после принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, не предусмотрено, а поэтому оспариваемые положения в отношении этих работников нельзя рассматривать как ограничивающие права на социальную поддержку, установленные федеральным законодательством. Следовательно, нельзя согласиться и с доводами о том, что статьи 1 и 2 Закона Оренбургской области противоречат федеральному законодательству.
В статье 153 Федерального закона N 122 от 22 августа 2004 года установлено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых до 1 января 2005 года возникло право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закреплённые в отменённых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплат пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Таким образом, после 31 декабря 2004 года субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют меры социальной поддержки данным категориям специалистов в сельской местности с соблюдением вышеуказанных положений.
Установлено, что Гусева И.А. работает медсестрой Государственного стационарного учреждения социального обслуживания "Сакмарский психоневрологический интернат".
Поскольку данное учреждение находится в ведении Министерства социального развития Оренбургской области, то она имеет право на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг дополнительно к мерам социальной поддержки в порядке, установленном Законом Оренбургской области от 12 января 2005 года N 1772/301-III-ОЗ (в редакции Закона Оренбургской области от 10 января 2007 года N 913/196-IV-ОЗ).
При этом положения статей 1 и 2 данного Закона не противоречат федеральному законодательству, в частности статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и статье 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (в редакции Федерального закона N 122 от 22 августа 2004 года), поскольку установленный совокупный объём финансирования соответствующих льгот и выплат после 31 декабря 2004 года не уменьшился, соответственно прежнее положение медицинских и фармацевтических работников в сельской местности не ухудшился по сравнению с порядком реализации льгот и выплат, предоставлявшихся до 31 декабря 2004 года.
Суд считает данные доводы представителя заявителя Васильева П.Ф. не основанными на законе. Положения статьи 1 Закона Оренбургской области от 12 января 2005 года N 1772/301-III-ОЗ (в редакции Закона Оренбургской области от 10 января 2007 года N 913/196-IV-ОЗ) предоставляет право на выплату ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате коммунальных услуг самим специалистах, при том, что ранее положениями пункта 9 статьи 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" такое право предоставлялось также и членам их семей.
Оспаривая статьи 1 и 2 Закона Оренбургской области представитель заявителя Васильев П.Ф. полагал, что размер компенсации подлежит установлению из расчёта реально произведённых специалистами расходов, которые в среднем в 2004 году составили 350 рублей в месяц, а с 2005 года по настоящее время 550 рублей в месяц.
Суд с такими доводами не соглашается, поскольку после 31 декабря 2004 года совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не уменьшился. Статьями 1 и 2 Закона Оренбургской области устанавливается в качестве меры социальной поддержки выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги в размере 120 рублей, а с 1 января 2007 года - в размере 155 рублей для врачей, провизоров, среднего медицинского и фармацевтического персонала, социальных работников с высшим и средним профессиональным образованием, ветеринарным врачам, ветеринарным фельдшерам (ветеринарным техникам). Из представленных в суд отчетов Главного управления здравоохранения, Главного управления социальной защиты населения, департамента образования и Оренбургского областного управления ветеринарии видно, что количество работников, являющихся получателями льгот в целом составляет 1 752 человека, а общая сумма расходов за последние 4 года соответственно составила 69 000 рублей, 479 000 рублей, 246 000 рублей и 1 106 000 рублей. Таким образом, установив компенсацию расходов на льготы специалистам областных государственных учреждений, работающим в сельской местности в сумме 120 рублей, а с 1 января 2007 года в сумме 155 рублей в месяц Закон Оренбургской области действительно не ухудшил, а улучшил положение указанных специалистов, следовательно, требования статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не нарушены.
Кроме того, как ранее указывалось, установление размера возмещения в сумме 120 рублей в месяц медицинским и фармацевтическим работникам, работникам социальной сферы в сельской местности уже было предметом судебного рассмотрения и не признано противоречащим федеральному законодательству. После принятого Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации решения от 23 августа 2006 года данная сумма только возросла до 155 рублей в месяц.
Оспаривая статьи 1 и 2 Закона Оренбургской области от 12 января 2005 года N 1772/301-III-ОЗ (в редакции Закона Оренбургской области от 10 января 2007 года N 913/196-IV-ОЗ) Гусева И.А. и её представитель Васильев П.Ф. фактически ссылаются на те же доводы, которые ранее проверялись судом и признаны несостоятельными.
Суд также не соглашается с доводами участвующего в деле прокурора Горнике Н.В., который в своем заключении сослался на то, что согласно новой редакции статьи 1 Закона Оренбургской области мера социальной поддержки отдельным категориям квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области устанавливается в качестве дополнения к уже установленным федеральным законодательством мерам, т.к. само по себе установление дополнительной меры поддержки к существующим не может противоречить федеральному законодательству и ухудшать положение граждан. Кроме того, устанавливая такие дополнительные меры поддержки отдельным категориям специалистов в сельской местности Оренбургская область действовала в рамках своих полномочий.
При таких обстоятельствах суд не усматривает каких-либо противоречий между статьями 1 и 2 Закона Оренбургской области от 12 января 2005 года N 1772/301-III-ОЗ (в редакции Закона Оренбургской области от 10 января 2007 года N 913/196-IV-ОЗ) и нормами федерального законодательства, в частности со статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан".
Следовательно, оснований для признания недействующими и неподлежащими применению статей 1 и 2 Закона Оренбургской области от 12 января 2005 года N 1772/301-III-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области" (в редакции Закона Оренбургской области от 10 января 2007 года N 913/196-IV-ОЗ) не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253 ГПК Российской Федерации, суд решил:
Гусева И.А. в удовлетворении заявления о признании недействующими и не подлежащими применению статей 1 и 2 Закона Оренбургской области от 12 января 2005 года N 1772/301-III-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области" (в редакции Закона Оренбургской области от 10 января 2007 года N 913/196-IV-ОЗ) - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение 10 дней.
Судья Оренбургского областного суда |
Ю.М. Имамов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Оренбургского областного суда от 30 июня 2009 г. N 3-28/2009
Текст решения размещен на сайте Оренбургского областного суда http:\\www.oblsud.orb.sudrf.ru
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 сентября 2009 г. N 47-Г09-45 настоящее решение оставлено без изменения