Решение Оренбургского областного суда
от 21 сентября 2010 г. N 3-53/2010
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 декабря 2010 г. N 47-Г10-32 настоящее решение оставлено без изменения
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего - судьи областного суда Хакимовой О.В.
при секретаре Ерш Е.Н.
с участием прокурора Устабаева Е.Т.
представителей Правительства Оренбургской области Левахина В.Г., действующего на основании доверенности N 01/22-611 от 14 сентября 2010 года и Попова А.Н., действующего по доверенности N 01/22-612 от 14 сентября 2010 года,
рассмотрев 21 сентября 2010 года заявление заместителя прокурора Оренбургской области о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункт 3 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 5 мая 2010 года N 314-п "О перечне должностных лиц, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах, государственный лесной контроль и надзор на землях лесного фонда Российской Федерации на территории Оренбургской области, являющихся государственными лесными инспекторами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в области охраны, защиты воспроизводства, использования лесов на землях лесного фонда Российской Федерации на территории Оренбургской области", установил:
Заместитель прокурора Оренбургской области обратился в Оренбургский областной суд с заявлением, указав, что Правительством Оренбургской области 5 мая 2010 года принято постановление N 314-п "О перечне должностных лиц, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах, государственный лесной контроль и надзор на землях лесного фонда Российской Федерации на территории Оренбургской области, являющихся государственными лесными инспекторами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в области охраны, защиты воспроизводства, использования лесов на землях лесного фонда Российской Федерации на территории Оренбургской области" (далее Перечень).
Указанным постановлением утвержден перечень должностных лиц, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах, государственный лесной контроль и надзор на землях лесного фонда Российской Федерации на территории Оренбургской области, являющихся государственными лесными инспекторами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в области охраны, защиты, воспроизводства, использования лесов на землях лесного фонда Российской Федерации на территории Оренбургской области.
Пунктом 3 перечня предусмотрено, что указанные функции возложены на руководителей, заместителей руководителей, участковых лесничих, инженеров лесопользования, охраны и защиты лесов в областных государственных учреждениях (лесничествах), находящихся в ведении министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области. Указанный пункт Перечня является незаконным и подлежит отмене.
В обоснование своего заявления прокурор указал, что согласно статьям 96, 97 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной контроль и государственный пожарный надзор в лесах могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 указанного кодекса.
Указанное положение закреплено в абзаце 2 пункта 3 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 394, и абзаце 2 пункта 3 положения об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2010 года N 595.
При этом в соответствии с пунктом 2.2 статьи 96 и пунктом 3 статьи 97 Лесного кодекса Российской Федерации особенности правового положения указанных государственных учреждений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
До настоящего времени соответствующее постановление Правительства Российской Федерации не принято и действующее законодательство не допускает возможности осуществления государственного контроля и надзора лесничествами. Лесничества, являющиеся согласно статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, не могут осуществлять контроль и надзор сами за собой, поэтому пункт 3 Перечня издан, по мнению прокурора, в нарушение федерального законодательства.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор заявление поддержал.
Представители заинтересованного лица - Правительства Оренбургской области Левахин В.Г. и Попов А.Н. с требованиями прокурора не согласились.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что 5 мая 2010 года Правительством Оренбургской области принято постановление N 314-п, пунктом 1 которого утвержден перечень должностных лиц, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах, государственный лесной контроль и надзор на землях лесного фонда Российской Федерации на территории Оренбургской области, являющихся государственными лесными инспекторами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в области охраны, защиты, воспроизводства, использования лесов на землях лесного фонда Российской Федерации на территории Оренбургской области согласно приложению.
Пункт 3 Приложения к вышеуказанному постановлению Правительства Оренбургской области указывает, что в Перечень включены в областных государственных учреждениях (лесничествах), находящихся в ведении министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области:
руководители (лесничие) - старшие государственные лесные инспекторы в лесничествах;
заместители руководителей (помощники лесничих) - заместители старших государственных лесных инспекторов в лесничествах;
участковые лесничие, инженеры лесопользования, охраны и защиты леса - государственные лесные инспекторы в лесничествах (л.д. 17 - 18)
Данное постановление и утвержденный Перечень должностных лиц является нормативным правовым актом. Постановление с приложением опубликовано в газете "Оренбуржье" N 72 от 18 мая 2010 года для всеобщего сведения.
В силу пунктов "д" и "к" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование, охрана окружающей среды, лесное законодательство.
В соответствии с п. 36 и п. 37 ст. 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений относится установление порядка осуществления контроля и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственного лесного контроля и надзора), а также установление порядка осуществления государственного пожарного надзора в лесах и осуществление государственного пожарного надзора и мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
Согласно п.п. 4, 6, 7 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
организацию использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;
осуществление на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса;
установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.
Следовательно, само постановление Правительства Оренбургской области N 314-п издано в пределах предоставленной законодательством субъекту Российской Федерации компетенции.
В соответствии с ч. 2 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Пункт 2.1 части 2 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что государственный лесной контроль и надзор могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 настоящего Кодекса.
Особенности правового положения указанных в части 2.1 настоящей статьи государственных учреждений устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 2.2. ч. 2 ст. 96 ЛК РФ).
Порядок осуществления государственного лесного контроля и надзора устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 96 ЛК РФ).
Во исполнение требований ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 394 внесены изменения постановлением Правительства N 183 от 25 марта 2010 года.
Согласно абзаца второго пункта 3 утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 394 от 22 июня 2007 года (с изменениями от 25 марта 2010 года Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, государственный лесной контроль и надзор могут осуществлять государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Пункт 7 названного Положения предусматривает, что перечень должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящего Положения, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор и являющихся государственными лесными инспекторами, устанавливается указанными органами.
Указанное Положение устанавливает права и обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, порядок осуществления этого контроля.
Согласно части 2 ст. 97 Лесного кодекса Российской Федерации, государственный пожарный надзор в лесах может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 настоящего Кодекса.
Особенности правового положения указанных в части 2 настоящей статьи государственных учреждений устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 97 ЛК РФ).
Порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесах устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 97 ЛК РФ).
В соответствии со статьей 97 Лесного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации издано постановление N 595 от 3 августа 2010 года, пунктом 1 которого утверждено Положение об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах.
Согласно абзаца 2 пункта 3 Положения об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах государственный пожарный надзор в лесах могут осуществлять государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Пункт 7 вышеназванного Положения предусмотрел, что перечень должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах, устанавливается указанными органами.
Должностные лица государственных учреждений, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах в пределах полномочий этих органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляют соответствующие полномочия по государственному пожарному надзору в лесах на основании актов указанных органов.
Указанное Положение устанавливает права и обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах, порядок осуществления этого контроля.
Согласно части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых настоящим Кодексом отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Подпункты 8, 9 пункта 5 части 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установил право должностных лиц государственных учреждений, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор в лесах и пожарный надзор в лесах составлять протоколы об административных правонарушениях по определенным статьям.
Таким образом, Лесной кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, установили право органов исполнительной власти субъектов федерации устанавливать Перечень должностных лиц, которые могут осуществлять государственный пожарный надзор в лесах, государственный лесной контроль и надзор на землях лесного фонда на территории субъекта федерации, являющихся государственными лесными инспекторами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях и включать в этот перечень должностных лиц государственных учреждений, подведомственных органам государственной власти.
Отсутствие в настоящее время постановления Правительства, которым будут установлены особенности правового положения государственных учреждений, подведомственных органам государственной власти субъектов Российской Федерации не является основанием для признания оспариваемого пункта 3 постановления Правительства Оренбургской области недействительным, так как оспариваемое постановлением никаких особенностей правового положения указанных государственных учреждений не устанавливает.
Кроме того, каких-либо ограничений по осуществлению лесничествами определенной их уставами деятельности, до определения особенностей их правового положения (статуса), действующее законодательство не содержит.
Ссылка заявителя на Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2010 года по делу N 47-Г10-4 является необоснованной, так как кассационной коллегией проверялось решение, вынесенное судом до внесения изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отсутствия постановления Правительства Российской Федерации N 595 от 3 августа 2010 года и изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации N 183 от 25 марта 2010 года.
Вышеназванными нормативными актами установлен порядок осуществления контроля и надзора, государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и компетенция. Вопросы совмещения контрольных функций и какой-либо хозяйственной деятельности лесничествами оспариваемый прокурором пункт Перечня не регулирует и, следовательно, не относится к предмету рассмотрения в данном судебном заседании, поэтому довод заявителя о возможности лесничеств осуществления контроля самими за собой также является необоснованным.
Согласно части 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую илу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Пункт 3 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области N 314-п от 5 мая 2010 года, изложен в точном соответствии с вышеназванными нормами Лесного кодекса Российской Федерации, Кодекса об административных правонарушениях, постановлениями Правительства Российской Федерации.
У суда нет оснований признавать оспариваемый пункт Перечня не отвечающим требованиям законодательства.
На основании изложенного, требования прокурора удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253 ГПК Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении заявления прокурора Оренбургской области о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункт 3 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 5 мая 2010 года N 314-п "О перечне должностных лиц, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах, государственный лесной контроль и надзор на землях лесного фонда Российской Федерации на территории Оренбургской области, являющихся государственными лесными инспекторами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в области охраны, защиты воспроизводства, использования лесов на землях лесного фонда Российской Федерации на территории Оренбургской области" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение 10 дней.
Судья Оренбургского |
О.В. Хакимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Оренбургского областного суда от 21 сентября 2010 г. N 3-53/2010
Текст решения размещен на сайте Оренбургского областного суда http:\\www.oblsud.orb.sudrf.ru
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 декабря 2010 г. N 47-Г10-32 настоящее решение оставлено без изменения