Решение Оренбургского областного суда
от 15 июня 2010 г. N 3-35/2010
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Федотовой Л.Б.,
при секретаре Терёхиной О.Г.,
с участием прокурора Кобзарь А.П.,
представителей Правительства Оренбургской области Кречетова Е.И., предъявившего доверенность от 27 мая 2010 года N 02/16 - 328, Трофимова Д.Ю., предъявившего доверенность от 12 мая 2010 года N 02/16-302,
рассмотрев 15 июня 2010 года в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Оренбургской области о признании недействующим и не подлежащим применению постановления Правительства Оренбургской области от 26 февраля 2010 года N 113-п "Об утверждении перечня должностных лиц министерства здравоохранения и социального развития Оренбургской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях",
установил:
Заместитель прокурора Оренбургской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению постановления Правительства Оренбургской области от 26 февраля 2010 года N 113-п "Об утверждении перечня должностных лиц министерства здравоохранения и социального развития Оренбургской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", опубликованное в газете "Оренбуржье" N 38 от 16.03.2010 года.
В обоснование своих требований сослался на то, что указанным постановлением утвержден перечень должностных лиц министерства здравоохранения и социального развития Оренбургской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3, 4 статьи 14.1 и частями 2, 3 статьи 19.20 КоАП РФ. По мнению заместителя прокурора, постановление противоречит требованиям федерального законодательства и подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы административного, административно-процессуального законодательства отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (милиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 и частями 2 и 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
На основании части 6 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 и частями 2 и 3 статьи 19.20 КоАП РФ в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.
Данной нормой прямо установлено, что должностные лица, в компетенцию которых входит составление протоколов о правонарушениях в области лицензирования, приведенных в части 6 статьи 28.3 КоАП РФ, должны быть уполномочены на то субъектом Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закреплено положение о том, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ осуществляет законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту "п" статьи 35 Устава (Основного Закона) Оренбургской области законом области регулируются вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом области, законами области к ведению и полномочиям Оренбургской области.
По смыслу приведенного правового регулирования перечень должностных лиц министерства здравоохранения и социального развития Оренбургской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 и частями 2 и 3 статьи 19.20 КоАП РФ должен быть установлен законом Оренбургской области.
Поскольку Законом Оренбургской области от 01.10.2003 N 489/55-III-03 "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" перечень таких должностных лиц не установлен, то Правительство Оренбургской области не вправе утверждать перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 и частями 2 и 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
В связи с чем, заместитель прокурора Оренбургской области просил суд признать постановление Правительства Оренбургской области от 26.02.2010 N 113-п "Об утверждении перечня должностных лиц министерства здравоохранения и социального развития Оренбургской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления его в силу.
Прокурор Кобзарь А.П. в судебном заседании заявление поддержала, просила его удовлетворить.
В судебном заседании представители Правительства Оренбургской области Кречетов Е.И., действующий по доверенности от 27 мая 2010 года N 02/16-328, и Трофимов Д.Ю., действующий по доверенности от 12 мая 2010 года N 02/16-302, с заявлением заместителя прокурора не согласились и просили в его удовлетворении отказать.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с частью 2 статья 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Правительством Оренбургской области принято постановление от 26 февраля 2010 года N 113-п "Об утверждении перечня должностных лиц министерства здравоохранения и социального развития Оренбургской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", опубликованное в газете "Оренбуржье" N 38 от 16 марта 2010 года.
Указанным постановлением утвержден перечень должностных лиц министерства здравоохранения и социального развития Оренбургской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3, 4 статьи 14.1 и частями 2, 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы административного, административно-процессуального законодательства отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 1.3 КоАП РФ определены предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (милиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 и частями 2 и 3 статьи 19.20 настоящего Кодекса РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 и частями 2 и 3 статьи 19.20 настоящего Кодекса в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.
Указанной нормой прямо установлено, что должностные лица, в компетенцию которых входит составление протоколов о правонарушениях в области лицензирования, приведенных в части 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должны быть уполномочены на то субъектом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ осуществляет законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 34 Устава (Основного Закона) Оренбургской области Законодательное Собрание области осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Оренбургской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и Оренбургской области в пределах полномочий Оренбургской области.
Согласно пункту "п" статьи 35 Устава (Основного Закона) Оренбургской области законом области регулируются вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом области, законами области к ведению и полномочиям Оренбургской области.
Исходя из изложенного законом Оренбургской области должен быть установлен перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 и частями 2 и 3 статьи 19.20 КоАП РФ в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Законом Оренбургской области от 01 октября 2003 года N 489/55-III-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" перечень таких должностных лиц не установлен.
Довод представителей Правительства Оренбургской области о том, что при системном толковании положений части 6 статьи 28.3 КоАП РФ слова "соответствующими субъектами Российской Федерации" следует понимать как указание на территориальную принадлежность, а не субъект правотворчества, не может быть принят во внимание, поскольку он основан не неправильном толковании норм права.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Правительство Оренбургской области не наделено федеральным и областным законодательством компетенцией по осуществлению нормативного правового регулирования по вопросам определения перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области лицензирования деятельности, предусмотренной частями 3, 4 статьи 14.1, частями 2, 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
В связи с чем, постановление Правительства Оренбургской области от 26 февраля 2010 года N 113-п "Об утверждении перечня должностных лиц министерства здравоохранения и социального развития Оренбургской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" является незаконным и подлежит отмене.
Таким образом, заявление заместителя Прокурора Оренбургской области является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253 ГПК Российской Федерации, суд решил:
Заявление заместителя прокурора Оренбургской области удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Оренбургской области от 26 февраля 2010 года N 113-п "Об утверждении перечня должностных лиц министерства здравоохранения и социального развития Оренбургской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях".
Поручить Правительству Оренбургской области после вступления решения суда в законную силу опубликовать в газете "Оренбуржье" соответствующее сообщение о решении суда.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение 10 дней.
Судья Оренбургского областного суда |
Федотова Л.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Оренбургского областного суда от 15 июня 2010 г. N 3-35/2010
Текст решения размещен на сайте Оренбургского областного суда http:\\www.oblsud.orb.sudrf.ru
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника