Решение Оренбургского областного суда
от 12 мая 2010 г. N 3-2/2010
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Имамова Ю.М.,
при секретаре Хвалевой Е.В.,
с участием прокурора Кобзарь А.П.,
представителя Правительства Оренбургской области Моисеева Я.И., действующего на основании доверенности N 02/16-253 от 30 апреля 2010 года, представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области Решетовой Н.Ю., действующей на основании доверенности N 1 от 11 января 2010 года,
рассмотрев 12 мая 2010 года в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Оренбургской области о признании недействующими и не подлежащими применению пункта 3 Приложения N 1 и Приложения N 2 к постановлению Правительства Оренбургской области от 4 августа 2006 года N 265-п "О совершенствовании порядка размещения государственного заказа Оренбургской области", в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 11 октября 2006 года N 333-п и 19 марта 2007 года N 100-п,
установил:
первый заместитель прокурора Оренбургской области обратился в суд заявлением, указывая, что 4 августа 2006 года Правительством Оренбургской области принято постановление N 265-п "О совершенствовании порядка размещения государственного заказа Оренбургской области", которое в настоящее время действует в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 11 октября 2006 года N 333-п и 19 марта 2007 года N 100-п (далее - постановление Правительства Оренбургской области N 265-п).
Данным постановлением утверждены "Порядок оплаты услуг специализированных организаций при выполнении организационно-технических работ, связанных с подготовкой и организацией размещения государственных заказов, финансируемых за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников финансирования" (Приложение N 1) и "Методика расчета стоимости услуг специализированных организаций при выполнении организационно-технических работ, связанных с подготовкой и организацией размещения государственных заказов, финансируемых за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников финансирования" (Приложение N 2), которыми установлены порядок оплаты и методика расчета стоимости услуг специализированных организаций при выполнении организационно-технических работ, связанных с подготовкой и организацией размещения государственных заказов, финансируемых за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников финансирования (государственный заказ Оренбургской области).
В обоснование своих требований прокурор указал, что Приложение N 1 и Приложение N 2 к постановлению Правительства Оренбургской области N 265-п противоречат федеральному законодательству, поскольку в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) вопросы, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, регулируются данным Федеральным законом.
Согласно части 1 ст. 6 Федерального закона N 94-ФЗ заказчик или уполномоченный орган вправе привлечь на основе государственного или муниципального контракта или на основе гражданско-правового договора юридическое лицо (специализированная организация) для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт - разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций.
Согласно части 2 ст. 6 Федерального закона N 94-ФЗ выбор специализированной организации осуществляется заказчиком, уполномоченным органом путем размещения заказа на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с данным Федеральным законом.
Таким образом, установление возможности взимания платы за оказание услуг специализированной организацией с победителя торгов, запроса котировок цен, единственного участника конкурса или аукциона, в том числе по согласованию с ними, противоречит статьям 1 и 6 Федерального закона N 94-ФЗ.
Кроме того, Приложения N 1 и N 2 содержат в себе внутреннее противоречие, поскольку в пункте 1 Порядка оплаты услуг специализированных организаций (Приложение N 1) установлено, что оплата выполненных работ взимается с победителя торгов, запроса котировок цен, единственного участника конкурса или аукциона по согласованию с ними, а в пункте 3 указанного Порядка установлено, что расчет суммы выполненных работ осуществляется в соответствии с Методикой расчета стоимости услуг специализированных организаций.
Установление Методики расчета стоимости услуг специализированных организаций директивным способом не допускается, так как это противоречит статьям 1, 6 и 10 Федерального закона N 94-ФЗ.
Регулирование вопросов оплаты услуг специализированных организаций, привлекаемых при размещении заказа способом запроса котировок цен также противоречит ст. 6 Федерального закона N 94-ФЗ, в силу которой заказчик или уполномоченный орган вправе привлекать специализированную организацию для осуществления функций по размещению заказа только путем проведения торгов (конкурс или аукцион). Способ размещения заказа запросом котировок цен в данном случае не предусмотрен.
Согласно пункту 7 ст. 42 Федерального закона N 94-ФЗ взимание с участника размещения заказа платы за участие в запросе котировок цен не допускается.
Определением суда от 16 декабря 2009 года заявление прокурора о признании недействующими и не подлежащими применению пункта 3 Приложения N 1 (кроме пунктов 1, 2, 4, 5) и Приложения N 2 к постановлению Правительства Оренбургской области N 265-п принято к производству суда для рассмотрения по существу л.д. 1 - 2).
Определением суда от 16 декабря 2009 года, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2010 года, в принятии к производству суда заявления прокурора в части оспаривания пунктов 1, 2, 4, 5 Приложения N 1 к постановлению Правительства Оренбургской области N 265-п отказано, поскольку имеется вступившее в законную силу решение Оренбургского областного суда от 22 марта 2007 года, которым прокурору отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими и не подлежащими применению вышеуказанных пунктов Приложения N 1 л.д. 3 - 5, 73 - 76).
Таким образом, предметом настоящего судебного рассмотрения являются пункт 3 Приложения N 1 и в целом Приложение N 2 к постановлению Правительства Оренбургской области N 265-п.
При этом Приложение N 3 "Порядок ведения реестра государственных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов" и Приложение N 4 "Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков" к постановлению Правительства Оренбургской области N 265-п на момент рассмотрения дела признаны утратившими силу.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Кобзарь А.П. просила признать недействующими и не подлежащими применению пункт 3 Приложения N 1 и Приложение N 2 к постановлению Правительства Оренбургской области N 265-п, ссылаясь на то, что между пунктами 1 и 3 Приложения N 1 и нормами Приложения N 2 имеется внутреннее противоречие, поскольку согласно пункта 1 Приложения N 1 оплата выполненных работ, связанных с подготовкой и организацией размещения государственных заказов, взимается в зависимости от процедуры размещения заказа с победителей конкурса, с единственного участника конкурса, с победителя в проведении запроса котировок по согласованию в ними, а в соответствии с пунктом 3 Приложения N 1 - расчет суммы оплаты выполненных работ, связанных с подготовкой и организацией размещения государственных заказов, осуществляется в соответствии с Методикой расчета стоимости услуг специализированных организаций. Сама Методика не допускает какое-либо согласование стоимости выполненных работ между специализированной организацией и победителем, поскольку безусловно предписывает ему оплатить услуги специализированной организации.
Представитель Правительства Оренбургской области Моисеев Я.И. с требованиями прокурора не согласился и пояснил, что в настоящее время пункт 1 Порядка оплаты услуг специализированных организаций (Приложение N 1) действует в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 19 марта 2007 года N 100-п, в соответствии с которым оплата выполненных работ, связанных с подготовкой и организацией размещения государственных заказов на территории Оренбургской области, взимается с победителей торгов, с победителей проведения запроса котировок только по согласованию с ними. Победители торгов (победители проведения запроса котировок) оплачивают расходы специализированной организации по проведению и техническому обслуживанию торгов на добровольных началах, т.е. вправе отказаться от такой оплаты. При этом отказ победителя конкурса (аукциона) от заключения договора на оплату услуг специализированной организации не будет являться основанием для отказа от заключения с ним договора на размещение государственного заказа. Кроме того, представитель Правительства Оренбургской области признал, что в соответствии с положениями Федерального закона N 94-ФЗ, действительно не допускается взимание с участников размещения заказа платы за участие в конкурсе, за исключением платы за предоставление конкурсной документации.
Представитель Управления ФАС по Оренбургской области Решетова Н.Ю. просила заявление прокурора удовлетворить и пояснила, что оспариваемые нормы постановления Правительства Оренбургской области N 265-п приняты с превышением полномочий, поскольку в соответствии с частями 1 и 2 ст. 2 Федерального закона N 94-ФЗ законодательство о размещении заказа основывается на положениях Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. Отношения, связанные с размещением заказов, в отдельных случаях могут регулироваться нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ. С принятием Федерального закона N 94-ФЗ субъекты Российской Федерации лишены возможности правового регулирования отношений, составляющих предмет регулирования данного Федерального закона. Кроме того, установление возможности взимания платы за оказание услуг специализированной организацией с победителя торгов, запроса котировок цен, единственного участника конкурса или аукциона, в том числе по согласованию с ними, противоречит статьям 1 и 6 Федерального закона N 94-ФЗ.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 ст. 253 ГПК Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Суд считает, что пункт 3 Приложения N 1 и Приложение N 2 к постановлению Правительства Оренбургской области N 265-п подлежат признанию недействующими и не подлежащими применению по следующим основаниям.
В пункте 1 ст. 525 Гражданского кодекса РФ установлено, что поставка товаров для государственных и муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно ст. 2 данного Федерального закона законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Таким образом, вопросы, непосредственно связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (размещение заказа), прежде всего, регулируются Федеральным законом N 94-ФЗ, в соответствии со ст. 2 которого субъектам Российской Федерации не предоставлено право принимать свои нормативные правовые акты по указанным вопросам.
В Оренбургской области отдельного закона или иного нормативного правового акта, регулирующего вопросы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд не имеется, и непосредственно применяется вышеуказанный Федеральный закон.
Установлено, что постановлением Правительства Оренбургской области от 4 августа 2006 года N 265-п "О совершенствовании порядка размещения государственного заказа Оренбургской области", которое на день рассмотрения дела действует в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 11 октября 2006 года N 333-п и 19 марта 2007 года N 100-п, утвержден "Порядок оплаты услуг специализированных организаций при выполнении организационно-технических работ, связанных с подготовкой и организацией размещения государственных заказов, финансируемых за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников финансирования - Приложение N 1, и "Методика расчета стоимости услуг специализированных организаций при выполнении организационно-технических работ, связанных с подготовкой и организацией размещения государственных заказов, финансируемых за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников финансирования - Приложение N 2 л.д. 9 - 16).
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Оренбургской области от 30 января 2006 года N 28-п "О порядке размещения государственного заказа Оренбургской области", в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 24 ноября 2006 года N 384-п, от 28 декабря 2009 года N 671-п, Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области является органом исполнительной власти Оренбургской области, уполномоченным на осуществление функций по размещению заказов для всех государственных заказчиков Оренбургской области (уполномоченный орган).
На момент рассмотрения дела в Оренбургской области размещение государственного заказа осуществляют ГУП "Оренбургснабсбыт" и ГУП "Оренбургоблпродконтракт" (специализированные организации).
Газета "Вестник закупок Оренбуржья" является официальным печатным изданием для опубликования информации о размещении заказов для государственных нужд Оренбургской области.
В соответствии с оспариваемым прокурором пунктом 3 Приложения N 1 - расчет суммы оплаты выполненных работ, связанных с подготовкой и организацией размещения государственных заказов, финансируемых за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников финансирования, осуществляется в соответствии с Методикой расчета стоимости услуг специализированных организаций.
В Методике расчета стоимости услуг специализированных организаций указано, что она применяется для расчета стоимости услуг специализированных организаций, проведения конкурсных и внеконкурсных процедур, выполняемых специализированными организациями - техническими исполнителями, связанных с размещением государственных заказов; приводятся формулы, согласно которым определяется стоимость услуг специализированной организации по разработке, согласованию и утверждению конкурсной документации - раздел I; расчет стоимости услуг специализированной организации при выполнении организационно-технических работ, связанных с разработкой, согласованием, утверждением конкурсной документации на торги (конкурсы) - раздел II; расчет стоимости услуг специализированной организации при выполнении организационно-технических работ, связанных с организацией, подготовкой и проведением торгов и по размещению государственного заказа методом котировок - раздел III; приведены таблицы расчета базового норматива стоимости организационно-технических работ, связанных с разработкой конкурсной документации; таблицы расчета базового норматива стоимости организационно-технических работ, связанных с организацией, подготовкой и проведением торгов; таблицы расчета базового норматива стоимости организационно-технических работ, связанных с размещением заказа методом запроса котировок цен.
До заключения государственного контракта по итогам проведения процедуры размещения государственного заказа специализированная организация и победитель подписывают договор на выполнение организационно-технических работ и акт выполненных работ, связанных с размещением заказа, по утвержденной форме.
На основании договора и акта выполненных работ специализированная организация выписывает счет и направляет его победителю для оформления платежного документа на перечисление суммы оплаты услуг специализированной организации.
Таким образом, расчет стоимости услуг специализированных организаций при выполнении организационно-технических работ, связанных с подготовкой и организацией размещения государственных заказов, должен производится в соответствии с данной Методикой, которая действительно не допускает согласование оплаты услуг специализированной организации с победителем конкурса, единственным участником конкурса или с победителем в проведении запроса котировок цен, как это установлено в пункте 1 Приложения N 1.
Следовательно, имеются противоречия и внутренняя несогласованность между указанными положениями нормативного акта, что противоречит общим требованиям, предъявляемым при нормотворческой деятельности, в частности ст. 3 Закона Оренбургской области от 14 марта 2002 года N 455/380-II-ОЗ "О правовых актах органов государственной власти Оренбургской области", в которой установлено, что при осуществлении правотворческой деятельности в Оренбургской области в качестве основных принципов должны соблюдаться принципы законности, системности и внутренней согласованности нормативных правовых актов.
Внутренняя несогласованность пункта 1 Приложения N 1 с Приложением N 2 к постановлению Правительства Оренбургской области N 265-п усматривается ещё и в том, что в пункте 1 Приложения N 1 говориться о взимании платы с победителей конкурса, единственного участника конкурса, с победителя в проведении запроса котировок. О взимании платы с победителей аукциона здесь не говориться, а в Приложении N 2 устанавливается методика расчета стоимости услуг специализированных организаций при размещении заказа путем проведения торгов, что включает в себя размещение заказа также путем проведения аукциона.
Между тем понятия "конкурс" и "аукцион" не являются равнозначными. В соответствии с частью 1 ст. 10 Федерального закона N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона.
Кроме того, пункт 1 Приложения N 1 и Приложение N 2 к постановлению Правительства Оренбургской области N 265-п противоречат нормам Федерального закона N 94-ФЗ.
Так, в соответствии с частью 3 ст. 20 Федерального закона N 94-ФЗ не допускается взимание с участников размещения заказа платы за участие в конкурсе, за исключением платы за предоставление конкурсной документации в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В части 4 ст. 32 данного Федерального закона также установлено, что не допускается взимание с участников размещения заказа платы за участие в аукционе, за исключением платы за предоставление документации об аукционе в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 7 ст. 42 этого же Федерального закона не допускается взимание с участника размещения заказа платы за участие в запросе котировок.
В нарушение указанных требований Федерального закона N 94-ФЗ в пункте 1 Приложения N 1 и в Приложении N 2 к постановлению Правительства Оренбургской области N 265-п предусматривается возможность взимания платы за услуги специализированной организации с победителя торгов (конкурса, аукциона), с единственного участника конкурса и с победителя в проведении запроса котировок. При этом установлено, что согласно данной Методике рассчитывается не стоимость услуг специализированных организаций, связанных с оплатой за предоставление конкурсной документации, а производится расчет стоимости услуг, непосредственно связанных с проведением торгов.
В соответствии с пунктом 1 Приложения N 1 и Приложением N 2 специализированная организация оказывает услуги также при размещении заказа путем запроса котировок.
Данное положение противоречит части 1 ст. 6 Федерального закона N 94-ФЗ, согласно которой заказчик или уполномоченный орган вправе привлечь на основе государственного или муниципального контракта или в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, на основе гражданско-правового договора юридическое лицо (специализированная организация) для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона, для разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций.
Таким образом, специализированная организация не вправе оказывать услуги при размещению заказа путем запроса котировок.
В ходе рассмотрения дела также установлено, что заинтересованные организации обращались в Управление ФАС по Оренбургской области с жалобами по поводу того, что их обязывали оплачивать услуги специализированных организаций при размещении государственного заказа Оренбургской области. Так, суду были представлены решения и предписания Управления ФАС по Оренбургской области от 12 февраля 2008 года N 371, от 25 августа 2008 года N 08-07-127/2008, N 3035 и N 3037 по жалобам ООО "Арго", от 7 августа 2008 года N 2825 по жалобе ООО "Байгон", от 1 ноября 2008 года N 4539 по жалобе индивидуального предпринимателя Максимова С.В., от 5 декабря 2008 года N 08-07-208/08 по жалобе МОВО при ОВД по муниципальному образованию "Соль-Илецкий район" Оренбургской области и от 22 декабря 2008 года N 08-07-216/2008 по жалобе ООО "МагнитогорсСтройПроект", согласно которых жалобы заявителей признавались обоснованными, требования Министерства экономического развития и торговли Оренбургской области об оплате услуг специализированных организаций признавались незаконными и выносились соответствующие предписания.
В судебном заседании со слов представителей Правительства Оренбургской области Моисеева И.Я. и Управления ФАС по Оренбургской области Решетовой Н.Ю. установлено, что указанные решения и предписания Правительством Оренбургской области признавались и исполнялись, что подтверждает обоснованность заявления прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253 ГПК Российской Федерации, суд решил:
заявление первого заместителя прокурора Оренбургской области удовлетворить.
Признать недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу пункт 3 Приложения N 1 и Приложение N 2 к постановлению Правительства Оренбургской области от 4 августа 2006 года N 265-п "О совершенствовании порядка размещения государственного заказа Оренбургской области", в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 11 октября 2006 года N 333-п и 19 марта 2007 года N 100-п.
Поручить Правительству Оренбургской области опубликовать в газете "Оренбуржье" соответствующее сообщение о решении суда после вступления его в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение 10 дней.
Судья Оренбургского областного суда |
Имамов Ю.М. |
Мотивированное решение изготовлено 17 мая 2010 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Оренбургского областного суда от 12 мая 2010 г. N 3-2/2010
Текст решения размещен на сайте Оренбургского областного суда http:\\www.oblsud.orb.sudrf.ru