Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 7 июля 2011 г. N 571-п
Комплекс мер
по модернизации общего образования
Оренбургской области на 2011 год
Комплекс мер по модернизации общего образования Оренбургской области (далее - комплекс мер) разработан в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В., данного на заседании Правительства Российской Федерации 4 апреля 2011 года, постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 года N 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования".
1. Цель и задачи комплекса мер
Цель комплекса мер - предоставление гражданам Оренбургской области доступного, современного и качественного образования в рамках модернизации системы общего образования.
Комплекс мер направлен на решение следующих задач:
обеспечение качественных условий обучения, развитие материально-технической базы школ;
создание условий для применения дистанционных технологий обучения в сети базовых (опорных) школ и ресурсных центров;
решение проблем малокомплектных школ в сельской местности;
пополнение фондов школьных библиотек;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей и руководителей школ для работы в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта;
повышение заработной платы учителей;
привлечение в отрасль молодых учителей;
энергосбережение.
Сроки реализации комплекса мер - август - декабрь 2011 года.
2. Основные предпосылки реализации комплекса мер
Мероприятия комплекса мер направлены на повышение качества общего образования и разработаны с учетом специфики образовательной сети Оренбургской области.
Образовательное пространство Оренбургской области включает в себя 1093 общеобразовательные школы, 82,0 процента которых (892 школы) находятся в сельской местности, в них обучаются 45,5 процента учащихся (92561 человек), 42,1 процента (460 школ) всех школ области - малочисленные), из них:
начальных школ с наполняемостью до 10 человек - 37 (47,4 процента);
основных школ с наполняемостью 40 и менее человек - 182 (58,7 процента);
средних школ с наполняемостью 100 и менее человек - 241 (34,2 процента).
В этих школах обучается 21 638 учащихся (10,6 процента от общего числа).
В 2010/2011 учебном году был организован подвоз более 9 тысяч учащихся из малочисленных сел (732 населенных пункта) в 402 базовые школы. На школьных маршрутах работали 411 автобусов.
Инновационная образовательная сеть Оренбуржья представлена 20 гимназиями, 20 лицеями, 12 школами с углубленным изучением предметов, 380 школами с классами профильного обучения, 53 ресурсными центрами.
Развитию отрасли способствует реализация в 2011 году 8 областных целевых программ, направленных на обеспечение безопасности и здоровья участников образовательного процесса, воспитание подрастающего поколения, создание более благоприятных условий обучения, на что выделено 461 733,6 тыс. рублей.
Значительные средства выделяются на проведение капитального и текущего ремонта образовательных учреждений. В 2010 году в рамках подготовки к новому учебному году отремонтировано 219 образовательных учреждений, на эти цели из областного бюджета выделено более 877 млн. рублей, из бюджетов муниципальных образований - 79,5 млн. рублей, из федерального бюджета - 3,79 млн. рублей.
В рамках подготовки к новому учебному году в 2011 году планируется осуществить ремонт 58 объектов системы общего образования и выделить из областного бюджета 339,331 млн. рублей, доля софинансирования из местных бюджетов составит 99,4 млн. рублей.
Качественно изменились материально-техническая и учебная базы образовательного процесса. В 2006 - 2010 годах в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" школы области получили за счет средств бюджетов всех уровней 1297 современных кабинетов физики, химии, биологии, географии, ОБЖ, русского языка, технологии и интерактивных аппаратно-программных комплексов.
В учебном процессе общеобразовательных учреждений области используются 16390 современных компьютеров, 1351 интерактивный аппаратно-программный комплекс, 3173 мультимедиапроектора, 2576 ноутбуков, 81 мобильный компьютерный класс. Уровень оснащенности общеобразовательных учреждений области учебной компьютерной техникой составляет 12,4 учащегося на 1 персональный компьютер (2009 год - 14 учащихся на 1 персональный компьютер, 2010 год - 13,5 учащегося на 1 персональный компьютер).
Подготовлены к использованию в профессиональной деятельности информационно-коммуникационных технологий 80,0 процента учителей и административных работников образовательных учреждений.
Особое внимание уделяется вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся области. Реализация областной целевой программы "Совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях области на 2008 - 2010 годы", аналогичных муниципальных программ, участие области в экспериментальном проекте "Школьное питание" в рамках приоритетного национального проекта "Образование" с общим объемом финансирования около 300 млн. рублей позволила охватить всеми видами питания 100,0 процента учащихся 1 - 11 классов, увеличить охват учащихся горячим питанием с 88,2 процента (2008 год) до 96,2 процента (2011 год).
Для дальнейшей систематизации работы по данному направлению утверждена и реализуется областная целевая программа "Совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях Оренбургской области на 2011 - 2013 годы" с общим объемом финансирования 965,4 млн. рублей.
В целях обеспечения учащихся области качественным медицинским обслуживанием в школах функционируют 271 кабинет врача (медсестры), 91 стоматологический кабинет. Кроме того, имеются 254 процедурных кабинета и 232 кабинета психолога.
В общеобразовательных учреждениях области работают 230 специальных медицинских групп (3428 человек), 98 процента учащихся охвачены дополнительными часами физической культуры и динамическими спортивными часами.
В области улучшилось обеспечение учащихся учебниками. Обеспеченность книжным фондом составляет 96,0 процента. В 2010 году на приобретение учебников из областного бюджета было направлено 80,5 млн. рублей (2009 году - 16 млн. рублей), в 2011 году выделено 80,47 млн. рублей.
Качественные изменения произошли и в кадровом составе. В общеобразовательных учреждениях области в 2010 - 2011 учебном году работают 23,0 тыс. педагогических работников, 80,0 процента из них имеют высшее образование, 85,0 процента - квалификационные категории.
Выросла активность педагогов в решении задач модернизации.
В целях обеспечения развития кадрового потенциала областной системы образования в условиях дальнейшей модернизации образовательной сферы системно реализуются ведомственная региональная программа "Педагогические кадры Оренбуржья на 2009 - 2015 годы" и региональная программа "Диссеминация инновационного опыта в системе образования на 2010 - 2015 годы".
В 2010 - 2011 учебном году 5092 педагога прошли подготовку на проблемных курсах по подготовке к итоговой аттестации выпускников школ, 2,4 тыс. педагогических работников прошли обучение по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Большая работа проводится по привлечению в отрасль молодых специалистов. В 30 муниципальных образованиях области молодым специалистам выплачиваются "подъемные" и производятся доплаты, предоставляются жилье или кредиты на его приобретение. Во всех территориях области учителям производится оплата коммунальных услуг. В 2010 году на эти цели из областного бюджета было направлено 208,286 млн. рублей, в 2011 году предусмотрено 231,747 млн. рублей.
Значительно увеличился в последние три года призовой фонд конкурсов профессионального мастерства работников образования: "Учитель Оренбуржья", "Лидер образования", "Сердце отдаю детям", конкурс лучших образовательных учреждений "Школа Оренбуржья" и в 2010 году составил 1,22 млн. рублей.
Возрастает среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников общеобразовательных учреждений. С 1 сентября 2008 года осуществлен переход общеобразовательных учреждений области на новую систему оплаты труда педагогических работников.
С 1 января 2011 года, на полгода раньше рекомендуемого Правительством Российской Федерации срока индексации, заработная плата работников образования области увеличилась на 6,5 процента.
В области проводится работа по созданию условий для перевода экономики бюджетной сферы на энергосберегающий путь развития.
Реализуется ведомственная целевая программа "Повышение эффективности энергопотребления и энергосбережения в образовательных учреждениях, подведомственных министерству образования Оренбургской области, на 2011 - 2013 годы", аналогичные программы разработаны и приняты в городских округах и муниципальных районах области.
Показателем экономического эффекта реализации принятых программ в период до 2013 года является снижение потребления топливно-энергетических ресурсов образовательными учреждениями области к уровню 2010 года не менее чем на 9,0 процента (с ежегодным снижением данного объема на 3,0 процента).
Вместе с тем в системе образования требуется решить ряд существующих проблем.
Оснащенность школ учебным и учебно-лабораторным оборудованием является недостаточной. В сфере школьного питания высок процент износа техологического и холодильного оборудования, в 105 общеобразовательных учреждениях (9,7 процента от общего числа школ) отсутствуют пищеблоки.
Из-за недостаточной оснащенности оборудованием лицензированы всего 77,6 процента школьных медицинских кабинетов.
Остается актуальной проблема 100-процентного обеспечения всех категорий учащихся учебной литературой. Необходимы значительные финансовые вливания для обеспечения учебниками школьников, обучающихся по новым федеральным государственным образовательным стандартам в последующие годы, а также для обеспечения детей, которые обучаются в общеобразовательных учреждениях, осуществляющих реализацию программ повышенного, инновационного и специального уровня (профильные классы общеобразовательных учреждений, гимназии, лицеи и т.д.).
Существенно снижает качество библиотечно-информационного обслуживания недостаточное количество экземпляров художественной, научно-популярной, методической, научно-педагогической, энциклопедической литературы, а также наглядных пособий и периодических изданий.
Совершенствование обучающего программного обеспечения, увеличение удельного веса мультимедийного контента, рост интерактивности как наиболее важного фактора при дистанционных формах обучения требуют приобретения и обновления компьютерного оборудования. В настоящее время 100,0 процента образовательных учреждений области имеют доступ к сети Интернет: около 6,0 процента на скорости более 1 Мбит/сек., 12,0 процента - от 256 Кбит/сек. до 1 Мбит/сек. и около 82,0 процента - до 256 Кбит/сек. Перевод части образовательного процесса в интерактивный режим требует дополнительных затрат на оплату более скоростного доступа в сеть Интернет образовательных учреждений, услуг хостинга, приобретение доменных имен.
Сохраняется проблема малокомплектности школ. В целях повышения доступности образования и организации подвоза детского населения малочисленных населенных пунктов в базовые школы в 2011 году необходимо приобретение дополнительных транспортных средств.
Имеются проблемы и в кадровом обеспечении системы образования. 10,0 процента учителей области - люди пенсионного возраста, 87,0 процента педагогов - женщины. На 10,0 процента сохраняется разрыв в уровне образования городских и сельских учителей; недостаточно эффективно решаются вопросы социальной поддержки молодых специалистов и их закрепления по месту работы (127 молодых специалистов (8,0 процента) выбыли из образовательных учреждений области в 2010 году); уровень средней заработной платы учителей не доведен до уровня средней заработной платы в сфере экономики и составляет 10 146 рублей.
В целях подготовки кадрового ресурса, способного решать инновационные образовательные задачи в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, необходимы модернизация региональной системы повышения квалификации работников образования и совершенствование модели аттестации педагогических кадров.
3. Механизм реализации и управления комплексом мер
по модернизации системы общего образования
Комплекс мер включает в себя следующие мероприятия:
приобретение учебно-лабораторного, учебно-производственного, спортивного и компьютерного оборудования, оборудования для организации медицинского обслуживания обучающихся, для школьных столовых;
приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся;
пополнение фондов школьных библиотек;
развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования);
повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей;
модернизация общеобразовательных учреждений путем создания в них дистанционного обучения для обучающихся (увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика, обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов);
осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования.
Перечень мероприятий комплекса мер приведен в разделе 6.
Комплекс мер реализуется за счет средств, поступающих из федерального бюджета в форме субсидий на софинансирование расходных обязательств Оренбургской области на осуществление мероприятий по модернизации общего образования.
Высвободившиеся в результате замещения из федерального бюджета средства областного бюджета направляются на повышение заработной платы учителей. Рост заработной платы учителей общеобразовательных учреждений осуществляется путем повышения фонда оплаты труда учителей на 30,0 процента с 1 сентября 2011 года. Общий размер средств бюджета Оренбургской области, направляемый на повышение заработной платы учителей, за 4 месяца 2011 года составит 326,0 млн. рублей.
Реализация комплекса мер позволит в итоге обеспечить развитие материально-технической базы общеобразовательных учреждений, привлечь и закрепить в областной системе образования высококвалифицированных специалистов, повысить доступность и качество образования.
Управленческое сопровождение хода реализации комплекса мер будет осуществлять на областном уровне министерство образования Оренбургской области, на муниципальном уровне - муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования, за счет следующих механизмов:
разработки в пределах своих полномочий нормативных правовых актов, финансовых планов, необходимых для реализации комплекса мер;
проведения на областном уровне управленческого мониторинга с целью отслеживания и оценки эффективности реализуемых мероприятий;
проведения семинаров-совещаний областного уровня по проблемам модернизации общего образования;
информирования общественности о ходе и результатах реализации комплекса мер, в том числе с использованием СМИ, при помощи размещения информации на сайте министерства образования Оренбургской области, муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, и государственного бюджетного учреждения "Региональный центр развития образования".
Организационно-техническое сопровождение и функции регионального оператора осуществляет государственное бюджетное учреждение "Региональный центр развития образования".
В целях обеспечения взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациями при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией проекта модернизации областной системы общего образования, создан межведомственный совет.
4. Ресурсное обеспечение комплекса мер
Расчет потребности в ресурсном обеспечении реализации комплекса мер основан на оценке объемов финансовых средств, необходимых для выполнения каждого мероприятия.
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию комплекса мер, составляет 402,263 млн. рублей, в том числе 326,883 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, 75,380 млн. рублей за счет средств областного бюджета. Финансирование комплекса мер осуществляется в пределах средств, предусмотренных в консолидированном бюджете Оренбургской области.
5. Оценка эффективности
и ожидаемые результаты реализации комплекса мер
Реализация комплекса мер позволит достичь таких результатов, как обеспечение более качественных условий обучения, развитие материально-технической базы школ, создание центров дистанционного образования, повышение заработной платы учителей, решить проблему малокомплектных школ в сельской местности и обеспечить достижение значений следующих показателей:
соотношение среднемесячной заработной платы учителей в Оренбургской области за IV квартал 2011 года к аналогичному показателю за I квартал 2011 года должно составить к концу года не менее 30,0 процента;
доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников предполагается на уровне 11,7 процента;
доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты) к концу IV квартала 2011 года возрастет на 5,8 процента и составит 17,1 процента;
доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей возрастет на 1,7 процента и составит 16,0 процента;
доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений увеличится на 3,0 процента и составит 8,6 процента;
динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов - положительная.
Результатом реализации комплекса мер должны стать повышение доступности и качества общего образования на основе создания современных условий обучения и повышения эффективности учительского труда, рост удовлетворенности населения Оренбургской области качеством общего образования.
6. Перечень мероприятий комплекса мер
N п/п |
Наименование мероприятия |
1 |
2 |
1. |
Приобретение оборудования, в том числе: учебно-лабораторное оборудование; учебно-производственное оборудование; спортивное оборудование; компьютерное оборудование; оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся; оборудование школьных столовых |
2. |
Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся |
3. |
Пополнение фондов библиотек общеобразовательных учреждений (в том числе учебников) |
4. |
Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также подготовки помещений для установки оборудования) |
5. |
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей |
6. |
Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, в том числе: увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика; обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов |
7. |
Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Оренбургской области от 7 июля 2011 г. N 571-п "Об утверждении комплекса мер, направленных на... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.