Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению администрации города
от 28 июля 2011 г. N 243-п
Долгосрочная целевая программа
"Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Бузулуке на 2012 - 2014 годы"
Решением городского Совета депутатов муниципального образования г. Бузулук Оренбургской области от 27 декабря 2011 г. N 207 приостановлено финансирование настоящей Программы из средств городского бюджета на 2012 год
I. Паспорт программы
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Бузулуке на 2012 - 2014 годы" |
Основание для разработки Программы |
Распоряжение администрации города от 28.06.2011 года N 25-р "О разработке долгосрочной целевой программы" |
Заказчик Программы |
Администрация города Бузулука |
Заказчик-координатор Программы |
Первый заместитель главы администрации города |
Основной разработчик Программы |
Управление экономического развития и торговли администрации города (далее по тексту - УЭРиТ) |
Исполнители Программы |
Администрация города Бузулука (УЭРиТ), Управление имущественных отношений города Бузулука (далее по тексту УИО), Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации города Бузулука (далее по тексту УЖКХиТ), Управление градообразования и капитального строительства города Бузулука (далее по тексту - УГиКС) |
Цель Программы |
Реалисация мер поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в городе Бузулуке, направленных на создание благоприятной среды для развития предпринимательской деятельности и решение задач социально-экономического развития города |
Задачи Программы |
1. Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность; 2. Устранение административных и организационных барьеров, препятствующих эффективному развитию и функционированию малого и среднего бизнеса; 3. Развитие системы информационной и консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее по тексту субъектов МСП); 4. Рост конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства на внутренних и внешних рынках; 5. Содействие развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе продвижению на региональные и межрегиональные рынки, поддержка выставочно-ярмарочной деятельности, участие в конкурсах |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
1. Рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства. 2. Прирост налоговых поступлений в местный бюджет от субъектов малого предпринимательства |
Сроки и этапы реализации Программы |
2012 - 2014 годы Программа реализуется в три этапа, соответствующие длительности каждого календарного и бюджетного года |
Объемы и источники финансирования за счет средств городского бюджета |
Всего - 3 700 тысяч рублей средств местного бюджета, в том числе: 2012 год -1 000 тысяч рублей; 2013 год -1 200 тысяч рублей; 2014 год - 1 500 тысяч рублей |
Методы реализации Программы |
Программно-целевой метод |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели эффективности |
В результате реализации мероприятий Программы в 2012 - 2014 годах планируется достижение следующих показателей: - содействие развитию малого и среднего предпринимательства; - насыщение товарного рынка конкурентоспособной продукцией и услугами местного производства; - повышение уровня занятых в сфере предпринимательства (создание новых рабочих мест) |
Система организации контроля за исполнением Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляет первый заместитель главы администрации города. Контроль за целевым использованием бюджетных средств в соответствии с действующим законодательством осуществляет финансовый отдел администрации города Бузулука.
II. Основное содержание Программы
1. Характеристика проблемы
Развитие малого и среднего предпринимательства является неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования, эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей повышение благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста.
В силу указанных причин поддержка малого и среднего бизнеса является первоочередной задачей развития экономики города.
Экономический эффект от деятельности малого и среднего бизнеса оценивается с точки зрения его вклада в повышение качества конкурентоспособности производимых товаров и услуг, уровня диверсификации деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также вклада в реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения.
Содействие деятельности и поддержка малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетов в социально-экономической сфере города Бузулука.
Анализ состояния развития малого и среднего предпринимательства в городе Бузулуке за последние годы свидетельствует о положительной динамике основных экономических показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
В малом и среднем предпринимательстве занято 15 216 чел. (34,3% от среднесписочной численности занятого населения), из них 4 721 чел. - работников малых предприятий, на предприятиях среднего предпринимательства занято 3 374 чел., индивидуальных предпринимателей - 3 521 чел., 3 600 чел. - работающих по трудовым договорам, заключенным с работодателями - индивидуальными предпринимателями.
Широко развивается полиграфическое обслуживание и увеличивается рост предприятий и индивидуальных предпринимателей, оказывающих клининговые и оздоровительные услуги, услуги садоводов и проектирование ландшафта; осуществляющих изготовление витражей и художественное оформление стекла; художественную ковку металла. Увеличивается объем услуг в сфере информационно-компьютерного обслуживания, ремонта и техобслуживания транспортных средств, услуг гостиниц, салонов-парикмахерских и спа-услуг, услуг по ремонту жилья.
Наибольшее количество малого и среднего предпринимательства сосредоточено в сфере оптовой и розничной торговли (35,1% от их общего количества малых предприятий, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 14,5%, обрабатывающее производство 11,2%, добыча полезных ископаемых 0,3%, другие виды деятельности 18,4%).
Объём производства продукции (работ, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам 2010 года составил 8 640,61 млн рублей, в том числе по субъектам малого предпринимательства - 3 339,5 млн рублей.
По итогам 2010 года продолжается динамика роста среднемесячной заработной платы в малом бизнесе: 10 432 руб. - по малым предприятиям, 6 500 руб. - по индивидуальным предпринимателям и 16 631 руб. - в среднем бизнесе. Однако это ниже средней заработной платы работников по городу (19 220 руб.).
С развитием предпринимательства растут и поступления в бюджет города Бузулука, что способствует развитию экономики города. Доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в общей сумме налогов, поступающих в местный бюджет, по итогам 2010 года - 33,1%.
Растет банковская сеть, предлагающая предпринимательству различные программы кредитования - от краткосрочных займов до долгосрочных инвестиционных кредитов.
Субъекты малого и среднего предпринимательства активно вступают в кредитные отношения с банками, развивается деятельность лизинговых компаний, субъектов МСП привлекаются к выполнению муниципальных заказов.
Несмотря на положительно сложившуюся ситуацию в сфере малого бизнеса, в городе Бузулуке существует и ряд проблем, препятствующих развитию субъектов МСП:
- недостаток финансовых ресурсов и ограниченный доступ к ним;
- несовершенство нормативно-правовой базы в области предпринимательства и системы налогообложения;
- сложности при получении кредита и высокие процентные ставки по ним;
- нехватка производственных площадей для осуществления деятельности субъектов МСП;
- высокие риски ведения предпринимательской деятельности;
- недостаточная социальная защищенность наемных работников в сфере малого и среднего предпринимательства, сохранение нарушений в трудовых отношениях работодателей с работающими по найму, вызывающими текучесть кадров в предпринимательской среде.
Преодоление существующих препятствий и дальнейшее поступательное развитие малого и среднего предпринимательства в городе Бузулуке возможно только на основе целенаправленной работы по созданию благоприятных условий путем оказания комплексной и адресной поддержки по различным направлениям.
2. Правовое обоснование создания Программы
Правовым основанием для принятия настоящей Программы является Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 24.07.2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а также Распоряжение администрации города Бузулука от 28.06.2011 года N 25-р "О разработке долгосрочной целевой программы".
3. Основные цели и задачи
Программа направлена на реализацию мер поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в городе Бузулуке, направленных на создание благоприятной среды для развития предпринимательской деятельности и решение задач социально-экономического развития.
Задачи Программы заключаются в:
1. Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность;
2. Устранение административных и организационных барьеров, препятствующих эффективному развитию и функционированию малого и среднего бизнеса;
3. Развитие системы информационной и консультационной поддержки субъектов МСП;
4. Рост конкурентоспособности субъектов МСП на внутренних и внешних рынках;
5. Содействие развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе продвижению на региональные и межрегиональные рынки, поддержка выставочно-ярмарочной деятельности, участие в конкурсах.
Срок реализации Программы - 2012 - 2014 годы.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы отражены в приложении N 1 к настоящей Программе.
4. Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий для решения указанных целей и задач приведен в Приложении N 2 к Программе. Предлагаемый Программой комплекс мероприятий должен быть реализован влечение 2012 - 2014 годов. Сроки реализации Программы обусловлены объемом предстоящих работ и средств, выделенных на реализацию Программы. Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям:
1. Совершенствование механизмов регулирования деятельности субъектов МСП и информационной поддержки. Содействие развитию малого и среднего предпринимательства. Повышение общественного статуса предпринимательской деятельности.
1.1. Создание Общественного совета предпринимателей при главе города. Привлечение малого и среднего предпринимательства к реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, привлечение граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реализации права граждан на предпринимательскую деятельность.
1.2. Анализ действующих муниципальных правовых актов, регламентирующих деятельность субъектов МСП Своевременное информирование субъектов предпринимательства города Бузулука об изменениях нормативно-правового характера, регулирующих деятельность малого и среднего предпринимательства, для обеспечения благоприятных условий развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
1.3. Подготовка и публикация информационных материалов и аналитических обзоров о состоянии и развитии малого предпринимательства в городе Бузулуке. Подбор, подготовка информации по проблемам развития и направлениям государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
1.4. Бесплатные консультации по вопросам применения нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность МСП. Информирование субъектов МСП об изменениях в налоговом законодательстве, об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в качестве, поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; о мерах по обеспечению прав и законных интересов субъектов при осуществлении государственного контроля (надзора); о мерах по обеспечению финансовой поддержки субъектов МСП.
1.5. Организация проведения публичных мероприятий по вопросам предпринимательства: семинаров, совещаний, конференций, "круглых столов", конкурсов. Оформление информационно-аналитических материалов в соответствии с тематикой мероприятия; организация и проведение семинаров для МСП; участие в конференциях по вопросам МСП, проведение ежегодных праздников: День российского предпринимательства; День работников торговли, бытового обслуживания населения и коммунального хозяйства и конкурса "Оформление витрин и торговых залов к Новому году".
2. Поддержка субъектов МСП в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Повышение профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств субъектов МСП, устранение административных барьеров, вовлечение общественных организаций в процессы разработки, реализации, оценки эффективности мероприятий по развитию малого и среднего бизнеса
3. Поддержка приоритетных направлений развития субъектов МСП. Развитие инфраструктуры МСП.
Одним из определяющих факторов развития малого и среднего предпринимательства и осуществления результативных мер его поддержки на всех уровнях является его эффективная инфраструктура.
Для дальнейшего развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Бузулуке в рамках Программы предполагается осуществление следующего комплекса мероприятий:
- проведение анализа деятельности инфраструктуры поддержки предпринимательства;
- проведение заседаний Общественного совета предпринимателей при главе города, организаций, субъектов МСП, направленных на поддержку предпринимательства.
3.1. Предоставление льгот в виде освобождения или снижения суммы арендной платы за аренду нежилых муниципальных помещений, находящихся в муниципальной собственности города Бузулука.
Поддержка субъектов МСП, оказывающих социальные услуги населению и имеющие минимальные доходы от своей деятельности (ремонт обуви, пошив одежды, организация питания в школьных и дошкольных учреждениях города Бузулука).
3.2. Оказание материальной помощи субъектам МСП, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории города Бузулука, в экстренных случаях вследствие причиненного ущерба оборудованию и помещению в результате катастроф, пожаров и других стихийных бедствий.
Поддержка субъектов МСП, пострадавших от стихийных бедствий.
4. Поддержка выставочно-ярмарочной деятельности.
Усиление рыночных позиций субъектов малого предпринимательства на межрегиональном и международных рынках путем поддержки выставочно-ярмарочной деятельности субъектов малого предпринимательства.
4.1. Организация и проведение выставок товаров местных товаропроизводителей.
Содействие развитию рынка сбыта для субъектов МСП в городе Бузулуке и повышения статуса предпринимательской деятельности.
Организация и проведение выставок-ярмарок: - 26 мая - День российского предпринимателя;
- третье воскресенье марта - День работников торговли, бытового обслуживания населения и коммунального хозяйства.
4.2. Продвижение продукции субъектов МСП на межрегиональные и международные рынки с использованием инструментов маркетинга.
Содействие расширению рынка сбыта для субъектов МСП и повышению статуса предпринимательской деятельности, содействие субъектам МСП города Бузулука в развитии межрегиональных и международных деловых связей, продвижение товаров и услуг субъектов МСП на российские региональные и зарубежные рынки.
5. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Источником финансирования Программы является бюджет города Бузулука. Объем финансирования Программы составляет 3 700 тыс. рублей, в том числе:
2012 год -1 000 тысяч рублей;
2013 год -1 200 тысяч рублей;
2014 год - 1 500 тысяч рублей.
Объемы бюджетного финансирования ежегодно уточняются при формировании местного бюджета на очередной финансовый год.
6. Механизм реализации программных мероприятий
Управление комплексом работ по реализации Программы осуществляет УЭРиТ администрации города Бузулука, которое определяет первоочередность выполнения мероприятий Программы с учетом приоритетных направлений и наличия средств, выделенных на реализацию мероприятий Программы, во взаимодействии со структурными подразделениями администрации города Бузулука и организациями-соисполнителями Программы.
Заказчик-координатор Программы по мере необходимости готовит предложения о корректировке перечня мероприятий Программы на очередной финансовый год, представляет заявки на финансирование мероприятий Программы.
К реализации мероприятий Программы в установленном законом порядке могут привлекаться по согласованию и иные организации.
7. Управление реализацией и контроль за ходом исполнения Программы
Непосредственный контроль за реализацией Программы осуществляет первый заместитель главы администрации города.
Исполнители Программы направляют:
- ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным, представляют в УЭРиТ и финансовый отдел администрации города сведения об оценке эффективности Программы за отчетный год.
УЭРиТ по согласованию с финансовым отделом администрации города на основании представленных отчетов осуществляет оценку эффективности Программы за отчетный год и осуществляет подготовку аналитической записки на имя главы в срок до 10 апреля, следующего за отчетным.
На основании представленного заключения главой города принимается решение о дальнейшей реализации Программы и о необходимости внесения в нее соответствующих изменений и дополнений.
8. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Выполнение Программы позволит закрепить позитивные изменения в сфере малого и среднего бизнеса, расширить круг субъектов малого и среднего предпринимательства и лиц, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью, повысить благосостояние и уровень жизни населения, обеспечить внутренний рынок качественными товарами и услугами, увеличить доходную часть местного бюджета.
В результате реализации мероприятий Программы в 2012 - 2014 годах должны быть достигнуть следующие социально-экономические показатели, характеризующие экономическую, бюджетную и социальную эффективность развития МСП:
1. Показатели экономической эффективности:
- содействие обучению работников субъектов МСП в рамках специальных семинаров, лекций, совещаний, конференций, "круглых столов";
2. Показатели бюджетной эффективности:
- создание дополнительного бюджетного эффекта в виде роста налоговых поступлений в городской бюджет от субъектов МСП к 2014 году (не менее 5 %).
3. Показатели социальной эффективности:
- повышение информационной прозрачности и гласности положения дел в сфере малого и среднего предпринимательства, выражающееся в форме организации проведения не менее 4 публичных мероприятий по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, а также заседаний координационных и совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства с приростом числа участников не менее чем на 10% ежегодно;
- обеспечение доступности профессиональных знаний по вопросам организации деятельности и управления в сфере малого и среднего предпринимательства за счет предоставления консультаций для граждан и субъектов МСП.
Кроме того:
- обеспечить благоприятный климат для предпринимательской деятельности, активное включение предпринимательских структур в решение проблем социально-экономического развития города;
- оптимизировать отраслевую структуру малого и среднего предпринимательства;
- обеспечить среднегодовой рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства (не менее 1%);
- обеспечить товарный рынок города конкурентоспособной продукцией и услугами местного производства;
- повысить эффективность деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- повысить общественный статус предпринимательской деятельности и социальной ответственности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.