Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению
администрации города
от 21 июля 2011 г. N 4943-п
Положение
об организации, обеспечении и проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях
24 июня 2016 г.
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет основные задачи, требования к организации планирования, обеспечения и проведения эвакуационных мероприятий на территории города Оренбурга при возникновении чрезвычайных ситуаций.
2. Чрезвычайная ситуация (далее именуется - ЧС) - это обстановка на определенной территории города, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
3. Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
4. Эвакуация - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выходу) населения из зон ЧС или вероятной чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, а также жизнеобеспечение эвакуируемых в безопасных районах.
5. Безопасный район - территория, находящаяся вне пределов зоны вероятной чрезвычайной ситуации, подготовленная для размещения населения, материальных и культурных ценностей, эвакуируемых из зоны возможной чрезвычайной ситуации или из зоны чрезвычайной ситуации.
6. Жизнеобеспечение населения - совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций мероприятий, направленных на поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайной ситуации, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС.
7. Основные элементы жизнеобеспечения эвакуируемого населения:
- обеспечение жильем;
- обеспечение продуктами питания;
- обеспечение предметами первой необходимости;
- обеспечение коммунально-бытовыми услугами;
- охрана общественного порядка;
- противопожарное обеспечение;
- медицинское обеспечение;
- инженерное обеспечение;
- материально-техническое обеспечение;
8. Эвакуационные мероприятия планируются заблаговременно и осуществляются при угрозе возникновения или в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
9. Основные задачи эвакуационных мероприятий:
- сохранение жизни и здоровья населения;
- снижение возможных потерь населения и животных;
- сохранение материальных и культурных ценностей в чрезвычайных ситуациях;
10. Эвакуация населения муниципального образования "город Оренбург" планируется, организуется администрацией города в лице управления ГОЧС и ПБ администрации города и осуществляется по территориально-производственному принципу.
11. На территории муниципального образования "город Оренбург" особенности проведения эвакуации определяются характером чрезвычайной ситуации (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, затопление территории, землетрясение и т.д.), масштабами ее реализации и численностью вывозимого (выводимого) населения, охватом населения, временем и срочностью ее проведения.
12. Источниками ЧС, в результате которых может потребоваться эвакуация населения, являются:
- химически опасные объекты экономики, использующие или производящие аварийно химически опасные вещества (далее именуется - АХОВ);
- радиационно-опасные объекты экономики (на сопредельной территории);
- взрыво-, пожароопасные объекты;
- паводок;
- лесные и прочие пожары и т.п.;
13. В зависимости от времени и сроков проведения эвакуации в муниципальном образовании "город Оренбург" вводятся следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная).
Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС) проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия.
Упреждающая эвакуация в зависимости от прогнозных данных может проводиться в сроки от нескольких десятков минут до нескольких суток.
Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из опасных районов проводится в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза здоровью людей. Необходимость введения подобной защитной меры, а также сроки ее осуществления определяются комиссиями по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности соответствующего уровня. Вывоз (вывод) населения из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.
14. В зависимости от развития ЧС и численности выводимого из зоны ЧС населения вводятся следующие варианты эвакуации: (локальная, местная, региональная):
- локальная эвакуация проводится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эвакуируемого населения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах или непострадавших районах города (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС);
- местная эвакуация проводится в том случае, если в зону ЧС попадают отдельные районы округов города, сельские населенные пункты города. При этом численность населения может составлять от нескольких тысяч до десятков тысяч человек, которые размещаются, как правило, в безопасных районах, смежных с зоной ЧС;
- региональная эвакуация осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При проведении региональной эвакуации вывозимое из зоны ЧС население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.
15. В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, выделяют следующие варианты проведения (общая эвакуация и частичная эвакуация):
- общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС;
- частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны ЧС нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ и профессионально-технических училищ.
Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих факторов источника ЧС.
Постановлением администрации города Оренбурга от 24 июня 2016 г. N 1878-п в пункт 16 настоящего приложения внесены изменения
16. Решение на проведение эвакуации населения принимает Глава города Оренбурга - руководитель гражданской обороны.
В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, осуществляется по указанию (распоряжению) начальника диспетчерской (дежурной) службы потенциально опасного объекта. Оповещение и экстренную эвакуацию в безопасный район населения, попадающего в зону поражения, осуществляет руководство потенциально опасного объекта.
17. Эвакуируемое население размещается в безопасных районах до особого распоряжения, в зависимости от обстановки.
18. Эвакуация считается завершенной, когда все подлежащее эвакуации население, материальные и культурные ценности будут вывезены за границы зоны действия поражающих факторов источника ЧС в безопасные районы. По мере устранения опасности проводятся мероприятия по возвращению населения в места постоянного проживания.
II. Организация планирования эвакуации населения, эвакуационные органы, их структура и задачи
Постановлением администрации города Оренбурга от 24 июня 2016 г. N 1878-п в пункт 19 настоящего приложения внесены изменения
19. Общее руководство эвакуацией населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории муниципального образования "город Оренбург" осуществляют руководитель гражданской обороны - Глава города, комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
20. Планирование, организация и проведение эвакуации населения в случае чрезвычайных ситуаций возлагаются на эвакуационные органы отраслевых (функциональных) и территориальных органов муниципального образования "город Оренбург" и организаций. Эвакуационные органы работают во взаимодействии с управлением по ГОЧС и ПБ администрации города.
Эвакуационные органы, совместно с комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, несут ответственность за выполнение всего комплекса эвакуационных мероприятий.
21. В зависимости от обстановки на территории муниципального образования "город Оренбург" могут вводиться следующие режимы функционирования эвакуационных органов:
- режим повседневной деятельности - функционирование при нормальной радиационной, химической, пожарной, медицинской и гидрометеорологической обстановке;
- режим повышенной готовности - функционирование при угрозе возникновения ЧС;
- режим чрезвычайной ситуации - функционирование при возникновении и ликвидации ЧС.
22. Основные задачи эвакуационных комиссий:
а) в режиме повседневной деятельности:
- разработка планов эвакуации населения муниципального образования "город Оренбург" в безопасную зону с управлением по ГОЧС и ПБ администрации города, ежегодное уточнение этих планов;
- оказание помощи в разработке планов обеспечения эвакуационных мероприятий и мероприятий по подготовке к размещению эвакуируемого населения в безопасных районах, контроль за выполнением этих мероприятий;
- контроль за созданием, комплектованием и подготовкой подчиненных эвакуационных органов;
- периодическое проведение заседаний, на которых рассматривать планы эвакуации населения, разработанные подчиненными эвакуационными органами, результаты проверок состояния планирования эвакуационных мероприятий на объектах экономики;
- учет общественных площадей, используемых под пункты временного размещения, под пункты длительного проживания на соответствующей территории;
- учет и распределение транспорта для обеспечения эвакуационных мероприятий;
- организация взаимодействия с органами военного командования по вопросам оказания всесторонней помощи при эвакуации;
- периодическое проведение штабных тренировок с подчиненными эвакуационными органами с целью проверки готовности их по предназначению;
- разработка и учет документов по проведению эвакуационных мероприятий;
б) в режиме повышенной готовности:
- контроль за приведением в готовность подчиненных эвакуационных органов;
- уточнение категорий и численности населения;
- уточнение плана эвакуации населения, контроль за проведением этой работы в подчиненных эвакуационных органах;
- контроль подготовки к эвакуации населения, пунктов посадки и высадки населения;
- контроль подготовки транспортных средств для перевозки людей;
- уточнение совместно с управлением пассажирского транспорта администрации города порядка использования всех видов транспорта, выделяемого для вывоза населения из опасных районов в безопасные районы, в пункты временного размещения и пункты длительного проживания;
- осуществление контроля за приведением в готовность имеющихся защитных сооружений;
в) в режиме чрезвычайной ситуации (при проведении эвакуационных мероприятий):
- поддержание связи с подчиненными эвакуационными органами и управлением пассажирского транспорта администрации города;
- контроль хода оповещения населения и подачи транспорта в пункты посадки;
- руководство работой подчиненных эвакуационных органов по сбору эвакуируемого населения и отправке его в безопасные районы;
- информирование эвакоприемных комиссий, администраций пунктов временного размещения и пунктов длительного проживания о количестве выводимого (вывозимого) населения по времени и видам транспорта;
- сбор и обобщение данных о ходе эвакуации населения;
- организация первоочередного жизнеобеспечения и защиты населения.
23. Планы эвакуации населения в случае возникновения ЧС с приложением расчетов, схем разрабатываются эвакуационными комиссиями совместно с управлением по ГОЧС и ПБ администрации города.
Структура планов эвакуации определена в методических рекомендациях главного управления по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области (далее - ГО, ПБ и ЧС Оренбургской области) по организации планирования, обеспечения и проведения эвакуации населения в военное время и в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в мирное и военное время.
Корректировка планов эвакуации проводится ежегодно, по состоянию на 1 января последующего года, с последующим докладом в вышестоящие органы.
24. Экстренная эвакуация населения из зон ЧС осуществляется, как правило, без развертывания сборных эвакуационных пунктов.
Их задачи в этих случаях возлагаются на оперативные группы, за которыми закрепляются соответствующие административно-территориальные единицы. Задачи оперативных групп:
- оповещение, сбор, учет и организация посадки эвакуируемого населения на транспорт по местонахождению (месту жительства или работы);
- распределение эвакуируемого населения по транспортным средствам, формирование эвакуационных колонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам эвакуации;
- осуществление контроля за ходом проведения эвакуации и информирования вышестоящих эвакуационных органов;
- организация и поддержание общественного порядка в зоне их ответственности.
Постановлением администрации города Оренбурга от 24 июня 2016 г. N 1878-п в пункт 25 настоящего приложения внесены изменения
25. Для организации движения пеших эвакуационных колонн создаются группы управления во главе с начальниками маршрутов эвакуации, назначаемыми решением Главы города Оренбурга.
Основными задачами групп управления на маршрутах эвакуации пешим порядком являются:
- организованная отправка пеших колонн;
- поддержание порядка и обеспечение управления на маршруте;
- подготовка и поддержание маршрута в исправном состоянии;
- ведение радиационной и химической разведки на маршруте;
- оказание медицинской помощи эвакуируемому населению.
26. В случае введения чрезвычайного положения на территории муниципального образования "город Оренбург" предусматриваются следующие меры:
- временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;
- эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.
III. Организация проведения эвакуационных мероприятий.
27. При получении достоверного прогноза возникновения ЧС организуются и проводятся мероприятия, цель которых заключается в создании благоприятных условий для организованного вывоза или вывода населения из зоны ЧС.
Подготовительные мероприятия:
- приведение в готовность эвакуационных органов и уточнение порядка их работы;
- уточнение численности населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и транспортом, оборудование мест привалов;
- распределение транспортных средств;
- подготовка маршрутов эвакуации населения, установка дорожных знаков и указателей;
- подготовка к развертыванию пунктов временного размещения, пунктов длительного проживания и пунктов посадки (высадки);
- проверка готовности систем оповещения и связи;
- приведение при необходимости в готовность имеющихся защитных сооружений;
- организационные мероприятия (с получением сигнала на проведение эвакуации населения):
- оповещение населения о начале и порядке проведения эвакуации;
- развертывание и приведение в готовность эвакуационных органов в безопасных районах;
- сбор и подготовка к отправке в безопасные районы населения, подлежащего эвакуации (отселению);
- подача транспортных средств к пунктам посадки населения;
- организация первоочередного жизнеобеспечения пострадавших предметами первой необходимости;
Эвакуируемое население из зон ЧС размещается на общественные площади (пункты временного размещения, пункты длительного проживания). Под пункты временного размещения используются кинотеатры, учебные заведения, клубы и другие соответствующие помещения. Под пункты длительного проживания используются санатории, профилактории, дома отдыха, пансионаты, турбазы, гостиницы, оздоровительные лагеря и другие соответствующие помещения, а также не исключается возможность подселения на жилую площадь.
Постановлением администрации города Оренбурга от 24 июня 2016 г. N 1878-п в пункт 28 настоящего приложения внесены изменения
28. В случае аварии на химически опасных объектах области проводится экстренный вывод (вывоз всеми видами транспорта) населения, попадающего в зону заражения, за границы распространения облака АХОВ. Население, проживающее в непосредственной близости от химически опасного объекта, ввиду быстрого распространения облака АХОВ, как правило, не выводится из опасной зоны, а укрывается в жилых (производственных и служебных) зданиях и сооружениях с проведением герметизации помещений на верхних или нижних этажах в зависимости от характера распространения АХОВ.
Экстренный вывод (вывоз) населения планируется по данным предварительного прогноза и производится из тех домов и учреждений (объектов экономики), где создалась или может создаться, в зависимости от изменения метеорологических условий, опасная химическая обстановка.
Очередность вывода (вывоза) населения планируется заблаговременно, маршруты движения определяются складывающейся химической обстановкой. Размещение населения производится в заранее назначенные места (пункты временного размещения, пункты длительного проживания). Учитывая кратковременный характер аварии с АХОВ, подселение населения в дома местных жителей не планируется.
Производится отгон сельскохозяйственных животных в заранее спланированные места размещения.
Порядок оповещения и размещения населения, рабочих и служащих доводится управлением ГОЧС и ПБ администрации города, через муниципальное учреждение "Муниципальный диспетчерский центр "города Оренбурга" до всех категорий населения.
Эвакуационные органы на период экстренного вывода населения не развертываются. Ответственность за проведение экстренного вывода (вывоза) населения возлагается на руководителей организаций и жилищных органов, расположенных в зоне заражения, во взаимодействии с МУ МВД России "Оренбургское".
При необходимости по решению соответствующего руководителя органа управления регистрация эвакуируемого населения производится непосредственно в местах размещения.
В случае аварии на химически опасном объекте, в результате которой образуется значительная площадь заражения и потребуется вывоз большого количества населения, мероприятия по экстренному выводу (вывозу) населения производятся с развертыванием эвакуационных органов. Размещение населения и транспортное обеспечение осуществляются не только по заранее отработанным планам, но и производятся в оперативном порядке.
При аварии с АХОВ на транспорте экстренный вывод (вывоз) населения из зоны заражения и временное его размещение производится в оперативном порядке без развертывания эвакуационных органов под руководством руководителей организаций и жилищных органов, расположенных в зоне заражения.
При аварии на магистральном газопроводе население, проживающее в радиусе до 5 км, подлежит временному отселению за пределы зоны заражения.
В зависимости от масштабов аварии с выбросом АХОВ в окружающую среду, их вида продолжительность пребывания эвакуируемого населения в районах временного размещения может составить от нескольких часов до нескольких суток.
Для локализации аварии, оказания помощи пострадавшим и вывоза населения из районов заражения, в зависимости от обстановки, органы военного командования по плану взаимодействия могут выделить специальные подразделения и технику.
Решение на проведение реэвакуации населения принимается после проведения работ по обеззараживанию территории и ликвидации последствий химического заражения.
29. Эвакуация населения из зон катастрофического затопления (наводнения) проводится при угрозе или в случае разрушения гидротехнических сооружений и повышения уровня паводковых вод в реках и других водоемах, а также при разрушении объектов жизнеобеспечения вследствие возникновения данного стихийного явления.
При наличии достоверного прогноза о прорыве гидротехнического сооружения проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация. При достаточном времени упреждения эвакуация проводится по производственно-территориальному принципу с развертыванием сборных эвакуационных пунктов. При небольшом периоде упреждения эвакуация проводится по территориальному принципу в один или два этапа. Во втором случае эвакуируемое население вывозится (выводится) на промежуточные пункты эвакуации на границе зоны катастрофического затопления (наводнения), а затем доставляется в места временного размещения.
При угрозе прорыва гидротехнического сооружения проводится экстренная эвакуация из зоны 4-часового добегания волны прорыва.
При непосредственной угрозе катастрофического (природного или техногенного характера) затопления эвакуация населения может проводиться без развертывания сборных эвакуационных пунктов. При этом оперативные группы, сформированные из личного состава сборных эвакуационных пунктов, организуют вывоз (вывод) эвакуируемого населения на границу зоны ЧС с последующей отправкой к местам временного размещения.
30. Вывод населения при наводнениях (паводке) планируется и производится заблаговременно из тех домов и учреждений, которые могут подвергнуться затоплению в соответствии с прогнозом максимального уровня подъема воды в реках.
Размещение населения производится в заранее назначенных местах (гостиницах, домах отдыха, школах, кинотеатрах, спортивных сооружениях и других общественных и культурно-просветительных учреждениях).
Ответственность за проведение экстренного вывода (вывоза) населения возлагается на руководителей организаций и жилищных органов, расположенных в зоне возможного затопления.
31. Решение на проведение реэвакуации населения принимает председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям города после ликвидации угрозы ЧС, выполнения работ по ликвидации последствий аварий.
IV. Обеспечение эвакуационных мероприятий
Постановлением администрации города Оренбурга от 24 июня 2016 г. N 1878-п в пункт 32 настоящего приложения внесены изменения
32. В целях создания условий для организованного проведения эвакуации планируются и осуществляются мероприятия по следующим видам обеспечения:
оповещения и связи, транспортному, торговли и питания, инженерному.
Организация и порядок подготовки к проведению мероприятий по видам обеспечения возлагаются на соответствующие структуры Оренбургского городского звена, Оренбургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), а координацию действий осуществляет управление по ГОЧС и ПБ администрации города Оренбурга.
33. Обеспечение оповещения и связи при осуществлении эвакуационных мероприятий возлагается на службу ГО по обеспечению оповещения и связи.
Обеспечение связи в период эвакуации заключается в оснащении пунктов временного размещения, пунктов длительного проживания, органов управления эвакуационными мероприятиями стационарными или передвижными средствами связи, в организации и осуществлении бесперебойной связи на всех этапах эвакуации.
Информация и инструктирование населения в ходе проведения эвакуации проводится через электронные средства массовой информации.
Постановлением администрации города Оренбурга от 24 июня 2016 г. N 1878-п в пункт 34 настоящего приложения внесены изменения
34. Транспортное обеспечение эвакуационных перевозок возлагается на службу ГО по автотранспортному обеспечению, а также на организации, имеющие автомобильный транспорт, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Работа общественного транспорта в ходе эвакуации населения предполагает различные варианты его возможного использования: доставка населения от мест жительства к пунктам временного размещения, пунктам длительного проживания, доставка от мест жительства до мест размещения, вывоз (вывод) эвакуируемого населения из зоны ЧС в безопасные районы.
Для организованного осуществления автотранспортных перевозок и создания условий устойчивого управления ими на всех этапах эвакуации формируются автомобильные колонны от транспортных организаций, предусмотренные планом эвакуации, а также из транспорта частных владельцев.
Личный транспорт владельцев объединяется в группы (отряды) на договорной основе в случае добровольного согласия его владельцев. Транспортные средства личного пользования заблаговременно регистрируются, учитываются.
Автотранспортные средства частных владельцев сводятся в самостоятельные колонны, которые формируются управлением ГИБДД УМВД России по Оренбургской области, по месту регистрации автотранспортных средств.
36. Служба ГО по обеспечению торговли и питания организовывает обеспечение продуктами питания и предметами первой необходимости подвижные пункты питания, подвижные пункты продовольственного снабжения, подвижные пункты вещевого снабжения.
На всех маршрутах эвакуации организуются пункты водоснабжения. В районах размещения эвакуированных при недостаточности имеющихся пунктов водоснабжения создаются запасы воды в защищенных емкостях.
39. Инженерное обеспечение эвакуационных мероприятий возлагается на службу ГО по инженерному обеспечению. Инженерное обеспечение создает необходимые условия для эвакуации населения из зон ЧС путем обустройства объектов инженерной инфраструктуры в местах сбора эвакуируемого населения и в районах размещения. Характер и объемы выполняемых задач инженерного обеспечения зависят от условий обстановки, вида и масштаба эвакуации населения, наличия сил и средств.
Инженерное оборудование районов и размещение эвакуируемого населения включает в себя:
- оборудование общественных зданий, сооружений и устройство временных сооружений для размещения эвакуируемых;
- оборудование сооружений для временных торговых точек, медицинских пунктов, полевых хлебопекарен, бань и других объектов быта;
- оборудование пунктов водоснабжения.
40. Проведение администрацией города мероприятий по эвакуации при чрезвычайных ситуациях на территории муниципального образования "город Оренбург" является расходным обязательством администрации города Оренбурга.
Проведение организацией мероприятий по эвакуации является расходным обязательством организации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.