Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства области
от 26 июля 2011 г. N 647-пп
Областная целевая программа
"О развитии малого и среднего предпринимательства
в Оренбургской области" на 2012 - 2014 годы
5 мая, 17 августа, 6, 30 ноября, 3 декабря 2012 г., 25 февраля, 24 мая, 31 июля, 27 сентября, 6 ноября, 4 декабря 2013 г.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 4 декабря 2013 г. N 1121-пп в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Паспорт Программы
Наименование Программы |
- |
областная целевая программа "О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области" на 2012 - 2014 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- |
распоряжение Губернатора Оренбургской области от 05.05.2011 N 161-р "Об образовании рабочей группы по разработке областной целевой программы "О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области" на 2012 - 2014 годы" |
Государственный заказчик Программы |
- |
министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области |
Разработчик Программы |
- |
министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области |
Исполнители Программы |
- |
министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, заинтересованные органы исполнительной власти области, субъекты малого и среднего предпринимательства, органы местного самоуправления, иные исполнители Программы определяются государственным заказчиком Программы в соответствии с законодательством Российской Федерации и Оренбургской области |
Цель и задачи Программы |
- |
реализация государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области, направленной на создание благоприятной среды для активизации предпринимательской деятельности и решение задач социально-экономического развития области. Основные задачи Программы: усовершенствование нормативно-правовой базы Оренбургской области, регулирующей деятельность субъектов МСП и предусматривающей реализацию основных направлений государственной поддержки МСП, равноправное взаимодействие субъектов МСП и органов государственной власти, защиту прав и законных интересов предпринимателей; сокращение административных барьеров при развитии МСП, обеспечение улучшения внешней среды организации деятельности субъектов МСП, упрощение административно-разрешительной и контролирующей практики, предполагающие преодоление бюрократических барьеров. Создание технологии упрощения административно-разрешительной практики направлено на дальнейшее развитие МСП, в основу которой будут положены юридически равные права малого предприятия и государственных органов, то есть нормативная база должна "работать" на бизнес; расширение доступа субъектов МСП к ресурсной поддержке (финансово-кредитной и имущественной) путем совершенствования механизмов ее использования, привлечения дополнительных инвестиций в малый и средний бизнес, в том числе за счет активизации межрегионального и международного сотрудничества; обеспечение развития инфраструктуры поддержки МСП путем создания недостающих объектов инфраструктуры в функциональном и территориальном разрезе, а также укрепление материально-технической базы действующих инфраструктурных организаций, в том числе создание центров консультационно-правовой поддержки МСП, инновационных, ремесленных, маркетинговых и учебных центров для субъектов МСП; обеспечение поддержки и развития деятельности созданных ранее центров консультационно-правовой поддержки МСП, инновационных, ремесленных, маркетинговых и учебных центров; повышение профессионализма кадров в предпринимательской среде, а также работников организаций инфраструктуры поддержки МСП; развитие новых, совершенствование и наращивание существующих механизмов предоставления финансово-кредитной поддержки |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
- |
достижение к 2014 году следующих показателей: создание 10 экономически устойчивых малых предприятий в структуре бизнес-инкубаторов и технопарка; предоставление грантов на создание собственного бизнеса 210 субъектам МСП; предоставление кредитными кооперативами займов 211 субъектам МСП; обеспечение доступа к кредитам кредитных организаций не менее чем для 14 субъектов МСП, не обладающих собственными активами для залога; создание не менее чем 4 новых и развитие действующих центров консультационно-правовой поддержки МСП, инновационных, ремесленных, маркетинговых и учебных центров для субъектов МСП; проведение 28 публичных мероприятий по вопросам развития МСП. |
Срок реализации Программы |
- |
2012 - 2014 годы |
Объем и источники финансирования Программы |
- |
общий объем финансирования Программы составляет прогнозно 650 599,0 тыс. рублей, из них: областной бюджет - 391 594,0 тыс. рублей; федеральный бюджет прогнозно - 259 005,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
- |
в результате реализации мероприятий Программы в 2012 - 2014 годах будут достигнуты следующие социально-экономические показатели, характеризующие экономическую, бюджетную и социальную эффективность мероприятий Программы: 1) показатели экономической эффективности: увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства до 19,0 процента по сравнению с предыдущим периодом; увеличение объемов оборота малых предприятий в сопоставимых ценах на 56,8 процента по сравнению с предыдущим периодом; 2) показатели бюджетной эффективности: увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от организаций и субъектов МСП - до 20,0 процента (при условии сохранения нормативов отчислений в консолидированный бюджет области, а также круга плательщиков единого налога на вмененный доход и налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения); 3) показатели социальной эффективности: снижение социальной напряженности в сфере МСП и сокращение конфликтов между субъектами МСП и контролирующими организациями, выражающееся в форме сокращения количества письменных обращений (жалоб) на действия контролирующих организаций, не менее чем на 10,0 процента ежегодно; повышение информационной прозрачности и гласности в сфере МСП, выражающееся в форме проведения публичных мероприятий по вопросам развития МСП, а также заседаний координационных и совещательных органов в области развития МСП с поддержанием темпов прироста числа участников не менее чем на 10,0 процента ежегодно (по каждому мероприятию, проводящемуся на регулярной основе); создание не менее чем 3500 дополнительных рабочих мест; сохранение не менее чем 10 тыс. рабочих мест на предприятиях субъектов МСП, получающих формы поддержки в рамках Программы; обеспечение доступности профессиональных знаний по вопросам организации деятельности и управления в сфере МСП за счет предоставления центрами консультационно-правовой поддержки МСП, инновационными, ремесленными, маркетинговыми и учебными центрами консультаций для граждан и субъектов МСП в общем объеме не менее 5000 часов; создание региональной системы поддержки субъектов МСП в инновационной и научно-технической сферах на базе Оренбургского областного бизнес-инкубатора |
Организация управления и система контроля за исполнением Программы |
- |
управление и контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляются министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области |
Список сокращений
МФОО - министерство финансов Оренбургской области;
МЭРППТОО - министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области;
МСП - малое и среднее предпринимательство;
ИП - индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность без образования юридического лица;
СМИ - средства массовой информации
СМП - субъект малого предпринимательства
МП - малое предприятие (субъект малого предпринимательства, являющийся юридическим лицом);
НФКО - небанковские финансово-кредитные организации;
ПФО - Приволжский федеральный округ Российской Федерации
I. Характеристика проблемы
Малое и среднее предпринимательство как явление социальное, экономическое и политическое, охватывающее почти все отрасли деятельности, должно решать следующие основные задачи развития Оренбургской области в:
социальном аспекте - способствовать обеспечению занятости и материальному благополучию населения, его духовному и культурному развитию, удовлетворению материальных потребностей через расширение рынка потребительских товаров и сферы услуг;
экономическом аспекте - содействовать развитию конкурентной рыночной экономики, увеличению валового регионального продукта, повышению доходов консолидированного бюджета области и внебюджетных фондов;
политическом аспекте - обеспечить формирование среднего класса - основного гаранта социальной и политической стабильности общества.
Выполнить свою социально-экономическую и политическую роль сектор МСП сможет лишь при наличии благоприятных условий для его деятельности, что в конечном итоге определяет задачи органов государственной власти в отношении МСП. В последние четыре года в российской политике и экономике наметились положительные тенденции к улучшению общей среды деятельности субъектов МСП. Меры Правительства Российской Федерации по дебюрократизации экономики и созданию условий для развития МСП способствовали расширению предпринимательской инициативы, росту количества субъектов МСП, увеличению объемов оборота и инвестиций в основной капитал субъектов МСП.
Основной задачей на предстоящий период должно стать не только поддержание сложившегося уровня количественного воспроизводства субъектов МСП, но и осуществление комплекса мер, направленных на повышение эффективности их деятельности и статуса, реализацию в полной мере предпринимательского ресурса. Программно-целевой метод поддержки МСП обеспечит комплексное решение проблемных вопросов в предпринимательстве, а также определит приоритеты в развитии МСП области.
1. Общий анализ состояния малого предпринимательства
Динамика изменений в состоянии сферы малого предпринимательства в Оренбургской области за период с 2009 по 2011 год представлена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика развития малого предпринимательства
в Оренбургской области в 2009 - 2010 годах
Показатель |
2009 год |
2010 год |
Юридические лица (количество предприятий) |
2703 |
2637 |
Среднесписочная численность работников (человек) |
88241 |
84032 |
Оборот малых предприятий (млн рублей) |
71 668,5 |
56 974,1 |
Доля малых предприятий в общем обороте организаций области (процентов) |
12,5 |
11,4 |
Инвестиции в основной капитал (млн рублей) |
3 283,1 |
2 587,1 |
Уплачено единого налога на вмененный доход и по упрощенной системе (млн рублей) |
1 620,07 |
1 386 |
Число предприятий на 1000 жителей |
1,27 |
1,24 |
Средняя численность работников на одно малое предприятие (человек) |
33 |
32 |
Оборот на одно малое предприятие (тыс. рублей) |
26 514,4 |
21 605,6 |
Объем инвестиций в основной капитал на одно малое предприятие (тыс. рублей) |
1 214,6 |
981,1 |
Индивидуальные предприниматели (количество предпринимателей, человек) |
58634 |
60374 |
Анализ развития СМП за последние два года в Оренбургской области указывает на воздействие кризиса на данный сектор экономики, тем не менее в сложившихся условиях продолжается реализация мер государственной поддержки МСП.
Число СМП (включая индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица) за указанный период (к уровню 2009 года) возросло на 2,7 процента, при этом наибольший прирост достигнут по индивидуальным предпринимателям - 15,1. По юридическим лицам снижение - на 2,4 процента. По состоянию на 1 января 2010 года в области зарегистрировано 63 тыс. СМП, в том числе 2,6 тыс. (4,18 процента) юридических лиц и 60,4 тыс. человек (95,82 процента) индивидуальных предпринимателей.
Прирост к уровню прошлого года по индивидуальным предпринимателям составил 1740 человек (2,9 процента). По юридическим лицам количество предприятий уменьшилось на 66, то есть на 2,4 процента.
Численность населения, занятого на малых предприятиях, уменьшилась в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 6,0 процента.
Объемы оборота малых предприятий снизился в 0,2 раза.
Прирост инвестиций в основной капитал малых предприятий за 2010 год снизился на 21,0 процента от уровня 2009 года.
Вклад СМП в доходную часть консолидированного бюджета Оренбургской области оценивается органами статистики только по результатам учета поступления налогов от СМП по специальным налоговым режимам, включающим единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, и единый налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения. По данным направлениям в бюджет области за 2009 - 2010 годы от СМП поступило доходов в сумме более 3 млрд рублей. СМП в 2010 году перечислено в консолидированный бюджет области 1386 млн рублей налоговых доходов. Удельный вес налоговых поступлений от СМП в общей сумме доходов области составил 3,5 процента.
Более информативными являются показатели развития малых предприятий по основным видам деятельности. Сводные показатели развития малых предприятий Оренбургской области по видам деятельности представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели развития малых предприятий
по основным видам деятельности за 2009 - 2010 годы
N п/п |
Наименование показателя |
2009 год |
2010 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Количество малых предприятий (единиц) |
2703 |
2637 |
в том числе по отраслям: |
|
|
|
промышленность |
445 |
398 |
|
сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство и рыболовство |
341 |
217 |
|
строительство |
467 |
408 |
|
транспорт и связь |
164 |
166 |
|
торговля, бытовое обслуживание, общественное питание и гостиничные услуги |
687 |
762 |
|
прочие виды обслуживания населения и предприятий |
564 |
651 |
|
здравоохранение, физическая культура, социальное и коммунальное обеспечение |
30 |
28 |
|
образование |
5 |
7 |
|
2. |
Численность занятых на малых предприятиях (человек) |
88241 |
84032 |
в том числе по отраслям: |
|
|
|
промышленность |
14154 |
13809 |
|
сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство и рыболовство |
14945 |
8325 |
|
строительство |
15929 |
13799 |
|
транспорт и связь |
5852 |
4853 |
|
торговля, бытовое обслуживание, общественное питание и гостиничные услуги |
16640 |
19603 |
|
прочие виды обслуживания населения и предприятий |
19909 |
22699 |
|
здравоохранение, физическая культура, социальное и коммунальное обеспечение |
751 |
807 |
|
образование |
61 |
137 |
|
3. |
Оборот малых предприятий (млн. рублей) |
71 668,5 |
56 974,7 |
в том числе по отраслям: |
|
|
|
промышленность |
6 636,1 |
7 294,7 |
|
сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство и рыболовство |
2 690,4 |
1 804,3 |
|
строительство |
11 515,6 |
7 163,1 |
|
транспорт и связь |
1 496,1 |
1 897,4 |
|
торговля, бытовое обслуживание, общественное питание и гостиничные услуги |
48 459,9 |
33 522,1 |
|
прочие виды обслуживания населения и предприятий |
510,7 |
4 968,1 |
|
здравоохранение, физическая культура, социальное и коммунальное обеспечение |
317,8 |
290 |
|
образование |
41,3 |
35 |
|
4. |
Объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях (млн. рублей) |
3 283,1 |
2 587,1 |
в том числе по отраслям: |
|
|
|
промышленность |
1 817 |
1 323,9 |
|
сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство и рыболовство |
289,0 |
439,0 |
|
строительство |
195,2 |
141,4 |
|
транспорт и связь |
310,1 |
279,3 |
|
торговля, бытовое обслуживание, общественное питание и гостиничные услуги |
502,2 |
300,5 |
|
прочие виды обслуживания населения и предприятий |
19,3 |
2,7 |
|
здравоохранение, физическая культура, социальное и коммунальное обеспечение |
150,3 |
100,3 |
|
образование |
- |
- |
Основная сфера деятельности малых предприятий связана с тремя отраслями: торговлей (включая общественное питание), строительством и промышленностью. На указанные отрасли к концу анализируемого периода приходится в среднем 80,8 процента малых предприятий (торговых - 28,9 процента, строительных - 15,5 процента, промышленных - 15,1 процента). На долю малых предприятий приходится 56,2 процента занятого населения (торговли - 23,3 процента, промышленности - 16,5 процента, строительства - 16,4 процента). Оборот составил 82,69 процента (в торговле - 57,35 процента, промышленности - 12,8 процента, строительстве - 12,57 процента). Инвестиционные вложения в основной капитал малых предприятий - 68,3 процента (промышленности - 51,2 процента, торговли - 11,6 процента, строительства - 5,5 процента).
Под воздействием кризиса к уровню 2009 года произошло уменьшение числа малых предприятий по Оренбургской области на 2,4 процента против увеличения на 1,5 процента по ПФО и уменьшения на 5,6 процента по Российской Федерации в целом. Среднесписочная численность работников малых предприятий по области снизилась на 6,0 процента, в то время как по ПФО снизилась на 4,4 процента, а по Российской Федерации - на 4,3 процента.
Следует также отметить, что Оренбургская область по отдельным показателям развития малых предприятий, используемым Минэкономразвития России при принятии решений о выделении субсидий из федерального бюджета для поддержки МСП, не достигла результатов, соответствующих уровню средних показателей по ПФО и Российской Федерации в целом, как это показано в таблице 3.
Таблица 3
Показатели
развития малых предприятий в Оренбургской области, ПФО и в целом по Российской Федерации в 2009 - 2010 годах
Наименование показателя |
Оренбургская область |
ПФО |
Российская Федерация |
|||
2009 год |
2010 год |
2009 год |
2010 год |
2009 год |
2010 год |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Число малых предприятий на тысячу жителей (единиц) |
1,27 |
1,24 |
1,55 |
1,58 |
1,6 |
1,55 |
Удельный вес инвестиций в малые предприятия в общем объеме инвестиций на развитие экономики (процентов) |
3,7 |
2,7 |
7,17 |
4,34 |
4,36 |
2,82 |
Реализация продукции малыми предприятиями в расчете: |
|
|
|
|
|
|
на одно малое предприятие (тыс. рублей) |
26 514,4 |
21 605,6 |
9 036,8 |
6 043 |
10 456 |
6 349,7 |
одного жителя (рублей) |
33 915 |
26 961 |
91 534,3 |
61 311,2 |
118 905,1 |
72 205,8 |
Качество работы областной инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства по выполнению областной целевой программы "О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области на 2009 - 2011 годы" привлекло бюджеты муниципальных образований к совместному инвестированию. Это, в частности, выражается в прямом вложении средств в сумме 4,6 млн рублей в 2009 году со стороны администрации г. Оренбурга в гарантийный фонд Оренбургского областного фонда поддержки малого предпринимательства.
Общая результативность деятельности по поддержке МСП наиболее ярко видна по результатам работы всей инфраструктуры поддержки МСП. Итоги Программы представлены ниже.
За счет субсидирования процентной ставки по кредитам в малый бизнес привлечено около 250 млн. рублей.
В результате реализации программы микрокредитования Оренбургского областного фонда поддержки малого предпринимательства создано 780 новых рабочих мест, сохранено более 2450, профинансировано более 500 проектов на общую сумму 133,6 млн рублей.
Применение льготного коэффициента при расчете арендной платы за использование областного имущества на 20,0 процента снизило субъектам малого предпринимательства расходы по арендным платежам.
Таблица 4
Показатели эффективности развития
субъектов малого предпринимательства в Оренбургской области в 2010 году
N п/п |
Наименование показателя |
Планируемое значение |
Фактическое значение |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Увеличение общего количества субъектов малого предпринимательства |
не менее чем на 4 процента |
2,7 процента (2009 год - 61,3 тыс. единиц; 2010 год - 63 тыс. единиц) |
2. |
Увеличение численности работников малых предприятий (по сопоставимому кругу предприятий) |
не менее чем на 8,9 процента |
1,7 процента (2009 год - 146,9 тыс. человек; 2010 год - 144,4 тыс. человек) |
3. |
Прирост объемов реализации товаров и услуг по малым предприятиям (в сопоставимых ценах по сопоставимому кругу предприятий) |
не менее 20,45 процента |
20,5 процента (2009 год - 71 668,5 млн. рублей; 2010 год - 56 974,1 млн. рублей) |
Осуществление мер государственной поддержки МСП позволило в 2010 году выполнить программные показатели эффективности развития МСП, за исключением показателя удельного веса оборота малых предприятий в валовом региональном продукте. Так, увеличение количества субъектов малого предпринимательства на 2,7 процента обеспечено приростом индивидуальных предпринимателей на 1,74 тыс. человек (2,9 процента). Число малых предприятий (юридических лиц) уменьшилось на 66 единиц (2,4 процента). Произошло снижение рабочей силы на малых предприятиях за счет уменьшения товарного производства и реализации продукции на 1,7 процента к уровню 2009 года.
Причина этого - кризисная ситуация в экономике, которая охватила весь мир, резкий рост мировых цен на энергоносители, с одной стороны, и недостаточный темп роста малых предприятий, с другой стороны, в совокупности с достаточно большой "теневой" составляющей.
2. Проблемы, препятствующие развитию МСП
Развитие МСП продолжает сдерживаться следующими основными проблемами:
недостаточная ориентированность нормативно-правовой базы на стимулирование развития МСП. В правовой плоскости лежит решение проблем формирования системы страхования от потенциальных рисков, совершенствование системы защиты прав субъектов МСП. Нормативно-правового закрепления требуют и многие меры государственной поддержки МСП, касающиеся кредитной деятельности, создания благоприятных условий для инвестирования;
основной внутренний ограничитель развития МСП - недостаточность финансовой базы. Основной источник финансирования развития - доходы от собственной деятельности. Внешнее банковское финансирование в настоящий момент не решает проблем развития МСП. Основная проблема связана с особенностями самого МСП - невозможностью предоставить гарантии, непрозрачностью финансовых потоков, а со стороны банковской системы - слабым владением технологиями кредитования микро- и малых предприятий;
ограниченность финансовых средств снижает конкурентоспособность МСП на рынке труда, оборудования, недвижимости. Дефицит работников необходимой квалификации, качественного оборудования, помещений - ситуация, типичная для большинства субъектов малого и среднего предпринимательства;
масштабы микрофинансирования, финансового лизинга на несколько порядков ниже уровня спроса на них, что в условиях чрезвычайно низкой суммарной капитализации микробизнеса затрудняет переход от стадии старта к стадии роста;
ограниченный доступ к внешним ресурсам, а также ограниченность внутренних финансовых возможностей ведут к ухудшению финансово-экономических показателей МСП, а значит, и их конкурентных характеристик. Накануне вступления в ВТО такое положение следует рассматривать как одну из серьезных проблем национальной экономики;
наличие на практике административных барьеров во взаимоотношениях малого бизнеса и власти на всех уровнях, сдерживающих развитие МСП;
социальная незащищенность наемных работников в сфере МСП, допущение нарушений в трудовых отношениях работодателей с работающими по найму, вызывающих текучесть кадров в предпринимательской среде.
Решение этих проблем программными методами осуществляется на основе выделения целевых групп поддержки: стартующих, действующих и растущих субъектов МСП.
Для стартующих субъектов МСП наиболее острой является проблема первоначального капитала. Инструменты - микрофинансирование, франчайзинг, лизинг. Расчетные цели - рост числа субъектов МСП, рационализация структуры промышленности (по размеру предприятий), устойчивость и маневренность производственного комплекса.
Для стартующего малого бизнеса следует существенно облегчить доступ к аренде и лизингу. По аренде - повысить прозрачность сделок на рынке аренды помещений, находящихся в собственности государства, муниципальных образований, путем формирования банка данных; обеспечить дифференцированные ставки арендной платы по государственной собственности; поддерживать создание и развитие бизнес-инкубаторов. Расчетная цель - увеличение числа субъектов МСП.
Для действующих субъектов МСП необходимо улучшить доступ к банковскому кредитованию. Основной рычаг - разработка и применение гарантийных схем; наложение их на существующую инфраструктуру и создание недостающих звеньев; наполнение схем финансовым потоком, где бюджетные средства играют роль катализатора, аккумулятора. Расчетные цели - развитие и повышение устойчивости МСП.
Эта категория МСП нуждается в снижении барьеров при долгосрочной аренде или выкупе земли, при получении разрешений на строительство. Актуально расширение прав по аренде с выкупом; комплекс мер, гарантирующих субъектам МСП, арендующим помещение и оборудование у государственных предприятий и организаций, стабильность бизнеса при банкротстве или смене арендодателя. Расчетная цель - развитие МСП, возможность диверсификации, переход в следующую размерную группу.
Для растущих субъектов МСП, помимо общих гарантий по банковским кредитам, важна гарантийная поддержка инвестиционных проектов. Расчетная цель - снижение барьеров перехода из малого бизнеса в средний, рациональная структура экономики по размерным группам предприятий, поддержка точек роста нового частного бизнеса до масштабов, достаточных для отраслевой структурной перестройки, рост конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 30 ноября 2012 г. N 1023-пп в раздел II настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
II. Цель, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Целью Программы является реализация государственной политики поддержки и развития МСП в Оренбургской области, направленной на создание благоприятной среды для активизации предпринимательской деятельности и решение задач социально-экономического развития области.
Основные задачи Программы:
совершенствование нормативно-правовой базы Оренбургской области, регулирующей деятельность субъектов МСП и предусматривающей реализацию основных направлений государственной поддержки МСП, равноправное взаимодействие субъектов МСП и органов государственной власти, защиту прав и законных интересов предпринимателей, что предполагает расширение имущественной поддержки малых предприятий посредством качественного улучшения информационно-методической базы и инвентаризации бездействующих производственных площадей предприятий, разработку и распространение на этой основе различных экономических и правовых механизмов использования данных объектов субъектами малого и среднего предпринимательства. Разработка различных инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства должна опираться на соответствующую информацию и аналитические разработки. В этой связи необходимо проведение исследований общих проблем малого и среднего предпринимательства;
развитие новых, совершенствование и наращивание существующих механизмов предоставления финансово-кредитной поддержки;
сокращение административных барьеров при развитии МСП, обеспечение улучшения внешней среды организации деятельности субъектов МСП, упрощение административно-разрешительной и контролирующей практики, создание благоприятного предпринимательского климата;
расширение доступа субъектов МСП к ресурсной поддержке (финансово-кредитной и имущественной) путем совершенствования механизмов ее предоставления, привлечения дополнительных инвестиций в региональный малый бизнес, в том числе за счет активизации межрегионального и международного сотрудничества. Решение данной задачи будет способствовать росту числа субъектов МСП на 5,0 процента, численности работников, занятых на малых предприятиях, - на 17,0 процента, объемов оборота на малых предприятиях в сопоставимых ценах - на 58,3 процента;
обеспечение развития инфраструктуры поддержки МСП путем создания недостающих объектов инфраструктуры в функциональном и территориальном разрезе, а также укрепления материально-технической базы действующих инфраструктурных организаций, в том числе центров консультационно-правовой поддержки МСП, инновационных, ремесленных, маркетинговых и учебных центров для субъектов МСП; обеспечение поддержки и развития деятельности созданных ранее центров консультационно-правовой поддержки МСП, инновационных, ремесленных, маркетинговых и учебных центров;
повышение профессионализма кадров в предпринимательской среде, а также работников организаций инфраструктуры поддержки МСП.
Приоритетными направлениями для развития малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области в целях реализации мер государственной поддержки в соответствии со стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года N 551-пп, являются следующие:
сельское хозяйство;
рыбоводство;
обрабатывающие производства;
строительство объектов производственного и социально-культурного назначения;
услуги населению, в том числе бытовые;
общественное питание, включая социально ориентированные пункты питания (рабочие, студенческие, диетические столовые, детские кафе), за исключением ресторанов, баров, кафе;
деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий;
освоение и внедрение наукоемких инновационных технологий;
ремесленная деятельность;
развитие туризма.
Выполнение Программы рассчитано на три календарных года (с 2012 по 2014 год).
Условием досрочного прекращения Программы могут быть изменение социально-экономической ситуации в стране и выявление новых приоритетов при решении общегосударственных задач.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 4 декабря 2013 г. N 1121-пп в раздел III настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
III. Система программных мероприятий
Направление I. Совершенствование внешней среды для развития предпринимательства
Мероприятие 1. Пропаганда предпринимательства и самоорганизация бизнеса
Цель мероприятия - информирование населения и предпринимательского сообщества о политике Правительства Оренбургской области в области государственного регулирования МСП, механизмах государственной поддержки и общественного содействия развитию МСП.
Срок реализации - 2012 - 2014 годы.
Реализация мероприятия - выпуск печатных и электронных периодических изданий. Проведение рекламных кампаний с использованием средств электронной, наружной и печатной рекламы, включая изготовление и распространение презентационных материалов и рекламно-сувенирной продукции. Подготовка радио- и видеопрограмм. Осуществление пресс-конференций и других публичных мероприятий по проблемам малого и среднего предпринимательства. Организация и осуществление взаимодействия со СМИ, освещающими вопросы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Издание информационно-справочной литературы по вопросам малого предпринимательства, ведение рубрик по тематике малого и среднего предпринимательства в областных и муниципальных изданиях, ведение и наполнение сайтов по малому и среднему предпринимательству в сети Интернет.
Высокая актуальность мероприятия обусловлена требованиями статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", основными целями которой являются государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства.
Финансирование мероприятия - 4 093 тыс. рублей за счет средств областного бюджета (832 тыс. рублей - в 2012 году, 1 261 тыс. рублей - в 2013 году, 2 000 тыс. рублей - в 2014 году).
Результативность мероприятия:
формирование благоприятного общественного мнения о предпринимательской деятельности;
популяризация идей предпринимательства, вовлечение в предпринимательскую деятельность экономически активных граждан Оренбургской области;
привлечение внимания общественности к наиболее острым проблемам малого бизнеса.
Количество публикаций в СМИ: 2012 год - 12; 2013 год - 19; 2014 год - 30.
Количество подготовленных видеоматериалов: 2012 год - 8; 2013 год - 13; 2014 год - 20.
Мероприятие 2. Привлечение муниципальных образований области, включая монопрофильные муниципальные образования, к развитию малого и среднего предпринимательства.
Цели мероприятия - развитие поддержки субъектов МСП в муниципальных образованиях области; внедрение в практику муниципальных образований передовых и перспективных форм и механизмов поддержки субъектов МСП; повышение качества разработки муниципальных программ развития предпринимательства; распространение передового опыта поддержки субъектов МСП.
Срок реализации - 2012 - 2014 годы.
Реализация мероприятия - ежегодное проведение конкурса среди органов местного самоуправления на предоставление субсидий на реализацию муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства в порядке, утвержденном соответствующим нормативным правовым актом Правительства Оренбургской области.
Высокая актуальность мероприятия обусловлена конкурсным финансированием муниципальных программ развития МСП за счет средств областного и федерального бюджетов, которые соответствует приоритетам Минэкономразвития России.
Объем финансирования мероприятия составляет прогнозно 47 591 тыс. рублей, из них: областной бюджет - 17 000 тыс. рублей (5 000 тыс. рублей - в 2012 году, 7 000 тыс. рублей - в 2013 году, 5 000 тыс. рублей - в 2014 году); федеральный бюджет прогнозно - 30 591 тыс. рублей (11 666 тыс. рублей - в 2012 году, 18 925 тыс. рублей - в 2013 году).
Результативность мероприятия:
ежегодное проведение конкурсов среди органов местного самоуправления на предоставление субсидий на реализацию муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства за счет средств областного и федерального бюджетов;
внедрение в практику муниципальных образований передовых и перспективных форм и механизмов поддержки субъектов МСП;
повышение качества разработки муниципальных программ развития предпринимательства.
Количество проведенных конкурсов муниципальных программ - 3 (по одному ежегодно).
Мероприятие 3. Проведение научно-исследовательских работ по проблемам развития МСП.
Цель мероприятия - проведение анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития МСП и эффективности применения мер по его развитию, подготовка прогноза развития МСП в Оренбургской области и предложений по повышению эффективности мер поддержки МСП.
Срок реализации - 2012 - 2014 годы.
Реализация мероприятия - сбор, агрегирование и обработка данных о субъектах МСП на территории Оренбургской области (в том числе по г. Оренбургу и отдельным муниципальным районам). Проведение анкетирования, опросов, интервью, фокус-групп и других аналогичных мероприятий для выявления проблем развития МСП и путей их устранения. Подготовка отчетов и докладов по результатам проведенных исследований, проведение их презентаций. Подготовка рекомендаций и предложений по итогам проведенных исследований. Выделение в составе результатов исследований отдельных блоков для предприятий, действующих в сфере инноваций и промышленного производства, а также ремесленной, внешнеэкономической и (или) сельскохозяйственной деятельности. Проведение наряду с прочими исследованиями регулярного мониторинга с соблюдением вышеуказанных требований по следующим направлениям:
мониторинг потребностей субъектов МСП в создании организаций инфраструктуры поддержки МСП на муниципальном уровне;
мониторинг потребностей субъектов МСП в финансовых услугах (с выработкой рекомендаций по адекватному применению мер финансовой поддержки МСП);
мониторинг потребностей субъектов МСП в консультационных услугах (в том числе по кредитному, маркетинговому и юридическому консультированию);
анализ возможностей и разработка механизмов продвижения продукции субъектов МСП Оренбургской области на рынки других регионов России и зарубежья с учетом особенностей деятельности России в составе Всемирной торговой организации;
мониторинг тенденций развития субъектов МСП в зависимости от их финансового состояния (в том числе с определением темпов роста числа предприятий с ухудшающимся финансовым состоянием и выработкой рекомендаций по изменению ситуации).
Высокая актуальность мероприятия обусловлена следующими факторами:
в соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" организация проведения исследований в сфере МСП является одной из основных функций органов исполнительной власти области в части реализации мер государственной поддержки МСП;
в связи с отсутствием систем мониторинга и сплошного статистического учета деятельности субъектов МСП выявление показателей финансового состояния, тенденций развития и потребностей субъектов МСП может проводиться только в рамках адресных конъюнктурных или научных исследований;
принятие МЭРППТОО любых решений в части корректировки содержания, условий и (или) порядка реализации мероприятий Программы, а также проведения оценки результативности мероприятий Программы должно строиться на основе результатов соответствующих исследований, формирующих базу для принятия решений, выставления качественных оценок, формулирования выводов и предложений по дальнейшей реализации мер государственной поддержки МСП.
Финансирование мероприятия - 600 тыс. рублей за счет средств областного бюджета (100 тыс. рублей - в 2013 году, 500 тыс. рублей - в 2014 году).
Результативность мероприятия:
Количество проведенных исследований по проблемам развития МСП - 2 (по одному в 2013 и 2014 годах).
Направление II. Информационное (в том числе маркетинговое) обеспечение субъектов МСП
Мероприятие 4. Организация проведения публичных мероприятий по вопросам предпринимательства: семинаров, совещаний, конференций, "круглых столов", съездов, конкурсов, "горячих линий".
Цели мероприятия - обмен опытом, расширение применения прогрессивных технологий поддержки малого бизнеса, показ достижений субъектов МСП, укрепление экономических, научных и торгово-производственных связей между субъектами МСП; выработка перспективных направлений в развитии предпринимательства.
Срок реализации - 2012 - 2014 годы.
Реализация мероприятия - обучающие семинары; проведение организационно-технических и координационных работ при подготовке и организации публичных мероприятий; проведение пресс-конференций по итогам мероприятий; проведение конкурсов среди журналистов областных, городских и районных СМИ; ежегодное празднование профессиональных праздников предпринимателей в соответствии с программой проведения, формируемой МЭРППТОО.
Высокая актуальность мероприятия обусловлена следующими факторами:
результаты исследований, проведенных ЗАО "Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса", свидетельствуют о высокой значимости обмена опытом и передовыми профессиональными знаниями между субъектами МСП для целей сохранения и наращивания их конкурентоспособности. Наиболее оптимальной формой организации обмена опытом при одновременной демонстрации достижений субъектов МСП и информационном освещении мер государственной поддержки МСП являются вышеуказанные публичные мероприятия для субъектов МСП;
празднование профессионального праздника субъектов МСП - Дня предпринимателя определено Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года N 1381 "О Дне российского предпринимательства" и в полной мере соответствует поставленным целям Программы.
Объем финансирования мероприятия составляет прогнозно 25 887 тыс. рублей, из них: областной бюджет - 9 437 тыс. рублей (3 437 тыс. рублей - в 2012 году, 1 000 тыс. рублей - в 2013 году,
5 000 тыс. рублей - в 2014 году); федеральный бюджет прогнозно - 16 450 тыс. рублей (16 450 тыс. рублей - в 2012 году).
Результативность мероприятия:
регулярное проведение публичных мероприятий для субъектов МСП, в том числе семинаров, совещаний, конференций, "круглых столов", "горячих линий";
ежегодное проведение профессионального праздника предпринимателей.
Мероприятие 5. Подготовка и тиражирование информационных изданий для субъектов МСП.
Цели мероприятия - распространение передового опыта организации, ведения и поддержки МСП, укрепление экономических, научных и торгово-производственных связей между субъектами МСП.
Срок реализации - 2012 - 2014 годы.
Реализация мероприятия - подбор и систематизация материалов по проблемам развития МСП и направлениям государственной поддержки МСП, формирование на их базе оригинал-макетов информационных изданий (в том числе брошюр, справочников, каталогов, пособий и т.п.); верстка и тиражирование указанных изданий; организация распространения указанных изданий (в том числе с использованием адресной почтовой рассылки).
Высокая актуальность мероприятия обусловлена следующими факторами:
результаты анализа выполнения аналогичной программы за 2009 - 2011 годы позволяют констатировать полноценное выполнение данного мероприятия в течение указанного периода;
экспресс-опросы предпринимателей и представителей организаций инфраструктуры поддержки МСП свидетельствуют о заинтересованности субъектов МСП в любых информационных изданиях, материалах и публикациях по проблемам развития МСП. Это обусловлено значительным информационным вакуумом в сфере передовых достижений и приемов ведения бизнеса в большинстве отраслей, а также постоянно растущей потребностью субъектов МСП в самой последней новостной и профессиональной информации для обеспечения своей конкурентоспособности.
Финансирование мероприятия - 2 700 тыс. рублей за счет средств областного бюджета (1 000 тыс. рублей - в 2012 году, 700 тыс. рублей - в 2013 году, 1 000 тыс. рублей - в 2014 году).
Результативность мероприятия - обеспечение составления и выпуска не менее чем 3 издания ежегодно по достижениям и проблемам МСП Оренбургской области.
Мероприятие 6. Продвижение продукции субъектов МСП Оренбургской области на региональные и международные рынки с использованием инструментов маркетинга.
Цели мероприятия - содействие субъектам МСП Оренбургской области в развитии межрегиональных и международных деловых связей. Продвижение товаров и услуг оренбургских субъектов МСП на российские региональные и зарубежные рынки. Оказание содействия субъектам МСП в эффективном поиске торговых и производственных партнеров.
Срок реализации - 2012 - 2014 годы.
Реализация мероприятия - организация отбора заявок субъектов МСП на получение субсидий на возмещение части затрат, связанных с участием в зарубежных и российских выставочно-ярмарочных мероприятиях, в порядке, утвержденном соответствующим нормативным правовым актом Правительства Оренбургской области. Осуществление проектов продвижения товаров субъектов МСП Оренбургской области, в том числе под коллективными брендами, на рынки регионов Российской Федерации и за рубеж с использованием инструментов исследовательского и практического маркетинга, IT-технологий. Организация и проведение деловых миссий субъектов МСП Оренбургской области в регионы Российской Федерации и зарубежные страны. Поиск и подбор партнеров для субъектов МСП Оренбургской области в регионах Российской Федерации и за рубежом. Разработка и продвижение коллективных брендов субъектов МСП Оренбургской области. Разработка и реализация специальных отраслевых маркетинговых программ поддержки экспорта на внешние рынки. Проведение маркетинговых исследований городских и региональных товарных рынков, подготовка маркетинговых обзоров.
Высокая актуальность мероприятия обусловлена экспресс-опросами предпринимателей и представителей организаций инфраструктуры поддержки МСП и свидетельствует о заинтересованности субъектов МСП в маркетинговых услугах. Это обусловлено значительными проблемами по продвижению продукции субъектов МСП на рынки других регионов Российской Федерации по причине недостаточности маркетинговой информации.
Финансирование мероприятия - 2 300 тыс. рублей за счет средств областного бюджета (300 тыс. рублей - в 2012 году, 500 тыс. рублей - в 2013 году, 1 500 тыс. рублей - в 2014 году).
Результативность мероприятия - количество субъектов МСП, получивших субсидии: 2012 год - 3, 2013 год - 5, 2014 год - 15.
Направление III. Финансово-кредитная поддержка МСП
Мероприятие 7. Развитие региональной сети кредитных потребительских кооперативов.
Цели мероприятия - расширение предложения микрофинансовых ресурсов со стороны кредитных потребительских кооперативов и увеличение совокупного объема предоставляемых ими микрофинансовых услуг.
Срок реализации - 2012 - 2014 годы.
Реализация мероприятия - субсидирование части процентной ставки по кредитам, предоставленным кредитными организациями кредитным потребительским кооперативам (в том числе сельскохозяйственным) на цели предоставления займов субъектам МСП, в порядке, утвержденном соответствующим нормативным правовым актом Правительства Оренбургской области.
Высокая актуальность мероприятия обусловлена следующими факторами:
в соответствии с результатами исследований, ежегодно проводимых ООП "ОПОРА РОССИИ", высокий уровень требований банков к объектам залога и уровню экономических знаний субъектов МСП является основным препятствием при доступе субъектов МСП к кредитным услугам российских банков. Указанную проблему решают кредитные потребительские кооперативы, предъявляющие облегченные требования к заемщикам. Одним из наиболее надежных источников финансирования для кредитных кооперативов являются банковские кредиты. Выполняя функцию финансовых посредников, кооперативы устанавливают определенную финансовую маржу и снижение итоговых процентных ставок по микрозаймам, предоставляемым субъектам МСП, которые возможны при снижении стоимости заемных средств для кооперативов;
мероприятие соответствует основным приоритетным направлениям государственной поддержки МСП.
Финансирование мероприятия - 6 320 тыс. рублей за счет средств областного бюджета (1 500 тыс. рублей - в 2012 году, 1 820 тыс. рублей - в 2013 году, 3 000 тыс. рублей - в 2014 году).
Результативность мероприятия - количество субъектов МСП, получивших микрозаймы в кредитных кооперативах - получателях субсидий: 2012 год - 50, 2013 год - 61, 2014 год - 100.
Мероприятие 8. Развитие системы гарантийного обеспечения обязательств субъектов МСП.
Цель мероприятия - стимулирование кредитования субъектов МСП коммерческими банками.
Срок реализации - 2012 - 2014 годы.
Реализация мероприятия - пополнение гарантийного фонда для целей предоставления поручительств по обязательствам субъектов МСП с применением субсидиарной ответственности в порядке, утвержденном соответствующим нормативным правовым актом Правительства Оренбургской области.
Высокая актуальность мероприятия обусловлена следующими факторами:
в соответствии с результатами исследований, ежегодно проводимых Ассоциацией российских банков, высокий уровень требований банков к объектам залога субъектов МСП является наиболее важным препятствием при доступе субъектов МСП к кредитным услугам российских банков. Указанную проблему решают гарантийные фонды, созданные в структуре активов региональных и муниципальных фондов поддержки МСП, обеспечивающие часть кредитных обязательств субъектов МСП перед кредитными организациями, имеющими соответствующие соглашения о сотрудничестве с фондами поддержки МСП;
требованиями статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Объем финансирования мероприятия составляет прогнозно 42 752 тыс. рублей, из них: областной бюджет - 40 000 тыс. рублей (10 000 тыс. рублей - в 2013 году, 30 000 тыс. рублей - в 2014 году); федеральный бюджет прогнозно - 27 037 тыс. рублей (2 752 тыс. рублей - в 2013 году).
Результативность мероприятия - количество субъектов МСП, получивших кредиты кредитных организаций под поручительство гарантийного фонда, при выделении субсидий только из областного бюджета - 14, в том числе в 2013 году - 4, в 2014 году - 10.
Мероприятие 9. Субсидирование процентных ставок по кредитам, получаемым субъектами МСП в кредитных организациях.
Цель мероприятия - привлечение средств кредитных организаций к финансированию перспективных проектов субъектов МСП.
Срок реализации - 2012 - 2014 годы.
Реализация мероприятия - организация постоянного отбора заявок субъектов МСП на получение субсидий для компенсации части процентных платежей по кредитам кредитных организаций.
Субсидии предоставляются в порядке, утвержденном соответствующим нормативным правовым актом Правительства Оренбургской области.
Финансирование мероприятия - 24 000 тыс. рублей за счет средств областного бюджета (6 000 тыс. рублей - в 2012 году, 8 000 тыс. рублей - в 2013 году, 10 000 тыс. рублей - в 2014 году).
Результативность мероприятия - количество субъектов МСП, получивших кредиты банков с соответствующими субсидиями из областного бюджета: 2012 год - 6, 2013 год - 8, 2014 год - 10.
Мероприятие 10. Микрофинансирование субъектов предпринимательства.
Цель мероприятия - расширение доступа субъектов предпринимательства к финансовым ресурсам путем предоставления им микрозаймов.
Срок реализации - 2012 - 2014 годы.
Реализация мероприятия - предоставление субсидий некоммерческим организациям на выделение микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства Оренбургской области.
Средства предоставляются в порядке, утвержденном соответствующим нормативным правовым актом Правительства Оренбургской области.
Высокая актуальность мероприятия обусловлена расширением доступа субъектов предпринимательства к финансовым ресурсам и увеличением совокупного объема предоставляемых им микрофинансовых услуг.
Объем финансирования мероприятия составляет прогнозно 135 800 тыс. рублей, из них: областной бюджет - 65 800 тыс. рублей (30 000 тыс. рублей - в 2012 году, 25 800 тыс. рублей - в 2013 году, 10 000 тыс. рублей - в 2014 году); федеральный бюджет прогнозно - 70 000 тыс. рублей (70 000 тыс. рублей - в 2012 году).
Результативность мероприятия - 66 субъектов предпринимательства, получивших микрозаймы за счет средств областного бюджета (30 - в 2012 году, 26 - в 2013 году, 10 - в 2014 году).
Мероприятие 11. Программы поддержки начинающих - гранты начинающим на создание собственного бизнеса.
Цель мероприятия - стимулирование развития предпринимательской деятельности, в том числе увеличение количества субъектов предпринимательства на территории Оренбургской области путем создания системы грантовой поддержки начинающих предпринимателей.
Срок реализации - 2012 - 2014 годы.
Реализация мероприятия - организация отбора заявок начинающих предпринимателей.
Порядок предоставления грантов начинающим предпринимателям утверждается соответствующим нормативным правовым актом Правительства Оренбургской области.
Высокая актуальность мероприятия обусловлена напряженной ситуацией на рынке труда Оренбургской области.
Объем финансирования мероприятия составляет прогнозно 168 827 тыс. рублей, из них: областной бюджет - 63 050 тыс. рублей (21 050 тыс. рублей - в 2012 году, 21 000 тыс. рублей - в 2013 году, 21 000 тыс. рублей - в 2014 году); федеральный бюджет прогнозно - 105 777 тыс. рублей (49 000 тыс. рублей - в 2012 году, 56 777 тыс. рублей - в 2013 году).
Результативность мероприятия - 210 субъектов малого предпринимательства, получивших гранты за счет средств областного бюджета (70 - в 2012 году, 70 - в 2013 году, 70 - в 2014 году).
Мероприятие 12. Содействие развитию лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства.
Цель мероприятия - расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к лизинговым услугам.
Срок реализации - 2012 - 2014 годы.
Реализация мероприятия - разработка и внедрение системы субсидирования затрат, связанных с лизингом оборудования, проведение конкурсного отбора заявок субъектов МСП на получение субсидий.
Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с лизингом оборудования, утверждается соответствующим нормативным правовым актом Правительства Оренбургской области.
Высокая актуальность мероприятия обусловлена проблемой доступа малых предприятий к дополнительным финансовым и имущественным средствам для обеспечения своей деятельности.
Объем финансирования мероприятия составляет прогнозно 17 489 тыс. рублей, из них: областной бюджет - 5 823 тыс. рублей (3 510 тыс. рублей - в 2012 году, 313 тыс. рублей - в 2013 году, 2 000 тыс. рублей - в 2014 году); федеральный бюджет прогнозно - 11 666 тыс. рублей
(11 666 тыс. рублей - в 2012 году).
Результативность мероприятия - 12 субъектов МСП, получивших субсидии по договорам финансовой аренды (лизинга) (7 - в 2012 году, 1 - в 2013 году, 4 - в 2014 году).
Мероприятие 13. Поддержка начинающих малых инновационных компаний - гранты на создание инновационной компании.
Цели мероприятия - увеличение количества субъектов малого предпринимательства в инновационной сфере на территории Оренбургской области и снижение напряженности на рынке труда.
Срок реализации - 2012 - 2014 годы.
Реализация мероприятия - организация конкурсного отбора среди малых инновационных компаний.
Порядок предоставления грантов малым инновационным компаниям утверждается соответствующим нормативным правовым актом Правительства Оренбургской области.
Высокая актуальность мероприятия обусловлена тем, что малый бизнес, который должен быть основным элементом инновационного развития региона, хотя и обладает определенным потенциалом, но не оказывает какого-либо значимого влияния в сфере инноваций.
Финансирование мероприятия - 4 000 тыс. рублей за счет средств областного бюджета (1 000 тыс. рублей - в 2012 году, 1 000 тыс. рублей - в 2013 году, 2 000 тыс. рублей - в 2014 году).
Результативность мероприятия - 8 субъектов МСП, получивших гранты (2 - в 2012 году, 2 - в 2013 году, 4 - в 2014 году).
Направление IV. Развитие региональной инфраструктуры МСП
Мероприятие 14. Поддержка действующих инновационных компаний - субсидирование затрат, связанных с инновациями.
Цель мероприятия - увеличение количества инновационных проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства Оренбургской области.
Срок реализации - 2013 год.
Реализация мероприятия - предоставление субсидий субъектам МСП в целях возмещения части затрат, связанных с реализацией инновационных проектов, в порядке, утвержденном соответствующим нормативным правовым актом Правительства Оренбургской области.
Высокая актуальность мероприятия обусловлена проблемой доступа малых предприятий к дополнительным финансовым средствам для обеспечения инновационной деятельности.
Объем финансирования мероприятия составляет прогнозно 6 407 тыс. рублей, из них: областной бюджет - 1 000 тыс. рублей (1 000 тыс. рублей - в 2013 году); федеральный бюджет прогнозно - 5 407 тыс. рублей (5 407 тыс. рублей - в 2013 году).
Результативность мероприятия - 1 субъект МСП, получивший субсидию за счет средств областного бюджета (1 - в 2013 году).
Мероприятие 15. Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми.
Цель мероприятия - стимулирование организации и создания групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми в Оренбургской области.
Срок реализации - 2013 год.
Реализация мероприятия - отбор субъектов МСП и предоставление им субсидий на создание и развитие групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных видов деятельности по уходу и присмотру за детьми в порядке, утвержденном соответствующим нормативным правовым актом Правительства Оренбургской области.
Высокая актуальность мероприятия обусловлена необходимостью решения социальной проблемы дневного времяпрепровождения детей путем вовлечения в данную сферу субъектов малого и среднего предпринимательства.
Объем финансирования мероприятия составляет прогнозно 6 407 тыс. рублей, из них: областной бюджет - 1 000 тыс. рублей (1 000 тыс. рублей - в 2013 году); федеральный бюджет прогнозно - 5 407 тыс. рублей (5 407 тыс. рублей - в 2013 году).
Результативность мероприятия - 1 субъекта МСП, получивших субсидию за счет средств областного бюджета (1 - в 2013 году).
Мероприятие 16. Предоставление грантов муниципальным образованиям Оренбургской области в целях содействия развитию малого и среднего предпринимательства.
Цель мероприятия - активизация деятельности муниципальных образований Оренбургской области, направленной на развитие малого и среднего предпринимательства.
Срок реализации - 2013 год.
Реализация мероприятия - проведение конкурса муниципальных образований с целью предоставления грантов в порядке, утвержденном соответствующим нормативным правовым актом Правительства Оренбургской области.
Высокая актуальность мероприятия обусловлена необходимостью развития малого и среднего предпринимательства на территории каждого муниципального образования области.
Финансирование мероприятия - 2 400 тыс. рублей за счет средств областного бюджета (2 400 тыс. рублей - в 2013 году).
Результативность мероприятия - 6 муниципальных образований, получивших гранты за счет средств областного бюджета (6 - в 2013 году).
Мероприятие 17. Развитие системы комплексной имущественной поддержки субъектов МСП в структуре бизнес-инкубаторов и технопарка.
Цель мероприятия - стимулирование создания новых предприятий.
Срок реализации - 2012 - 2014 годы.
Реализация мероприятия - выделение объектов, пригодных для создания бизнес-инкубаторов и технопарка; строительство, реконструкция, ремонт, техническое оснащение помещений бизнес-инкубаторов и технопарка; приобретение оборудования для использования в бизнес-инкубаторах и технопарке; отбор и размещение субъектов МСП на площадях бизнес-инкубаторов и технопарка; осуществление контроля за предоставлением льготных условий аренды помещений бизнес-инкубаторов и технопарка для субъектов МСП, а также льготных условий обслуживания этих субъектов МСП в структуре бизнес-инкубаторов и технопарка; консультирование и обучение субъектов МСП - арендаторов по использованию механизмов субконтрактации и организации промышленных кластеров.
Высокая актуальность мероприятия обусловлена следующими факторами:
создание и поддержка (в том числе имущественная и финансовая) организаций инфраструктуры содействия МСП (в том числе бизнес-инкубаторов и технопарков) являются важной функцией региональных органов исполнительной власти в соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Финансирование мероприятия - 130 000,0 тыс. рублей за счет средств областного бюджета (130 000 тыс. рублей - в 2014 году).
Результативность мероприятия - создание в 2014 году 10 новых, экономически устойчивых малых предприятий в структуре бизнес-инкубаторов и технопарка при выделении субсидий только из областного бюджета.
Размещение субъектов МСП на территории бизнес-инкубаторов и технопарка производится только при условии заключения договоров.
Обязательным условием заключения договора является превышение налоговых и арендных платежей от субъектов МСП за годы размещения в бизнес-инкубаторах, технопарке над суммой арендной платы, определяемой в соответствии с Законом Оренбургской области от 14 июля 2006 года N 370/78-IV-ОЗ "О порядке сдачи в аренду нежилых помещений (зданий, сооружений, встроенно-пристроенных помещений в жилых домах), расположенных на территории Оренбургской области и находящихся в государственной собственности Оренбургской области", без учета льготного коэффициента.
Мероприятие 18. Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе сети центров консультационно-правовой поддержки МСП, инновационных, ремесленных, маркетинговых и учебных центров для субъектов МСП).
Цель мероприятия - охват всей территории области сетью многопрофильных консультационно-образовательных организаций, предоставляющих предпринимателям муниципальных образований широкий спектр услуг, в том числе по налоговому планированию, бизнес-обучению, инвестиционному проектированию, информационному и юридическому сопровождению предпринимательской деятельности.
Срок реализации - в течение 2012 - 2014 годов.
Реализация мероприятия - проведение мониторинга и анализа деятельности существующей областной и муниципальной инфраструктуры поддержки МСП, подготовка предложений по повышению ее эффективности; рассмотрение МЭРППТОО предложений действующих центров консультационно-правовой поддержки МСП, инновационных, ремесленных, маркетинговых и учебных центров по развитию их услуг. Организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников центров (курсы, семинары, тренинги, конференции и т.п.).
Высокая актуальность мероприятия обусловлена следующими факторами:
создание и поддержка (в том числе имущественная и финансовая) организаций инфраструктуры содействия МСП (в том числе центров консультационно-правовой поддержки МСП, инновационных, ремесленных, маркетинговых и учебных центров для субъектов) являются важной функцией региональных органов исполнительной власти в соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
статья 20 вышеуказанного закона прямо определяет возможности развития системы консультационных центров для субъектов МСП.
Финансирование мероприятия - 2 000 тыс. рублей за счет средств областного бюджета (2 000 тыс. рублей - в 2014 году).
Результативность мероприятия - создание 4 новых консультационных центров для субъектов МСП (4 - в 2014 году).
Мероприятие 19. Обеспечение деятельности представительства Российского Европейского Информационного Корреспондентского центра в Оренбургской области.
Цель мероприятия - развитие объектов инфраструктуры поддержки экспортноориентированных малых и средних предприятий Оренбургской области.
Срок реализации - 2012 - 2014 годы.
Реализация мероприятия - обеспечение деятельности Европейского Информационного Корреспондентского центра в Оренбургской области.
Высокая актуальность мероприятия обусловлена:
сложностями с поиском партнеров для международного делового сотрудничества с европейскими странами;
недостаточным уровнем информированности субъектов малого и среднего бизнеса о программах и проектах Европейского Союза;
неразвитостью инфраструктуры поддержки экспортноориентированных малых и средних предприятий Оренбургской области.
Объем финансирования мероприятия составляет прогнозно 2 882 тыс. рублей, из них: областной бюджет - 1 260 тыс. рублей (360 тыс. рублей - в 2012 году, 600 тыс. рублей - в 2013 году, 300 тыс. рублей - в 2014 году); федеральный бюджет прогнозно - 1 622 тыс. рублей (1 622 тыс. рублей - в 2013 году).
Результативность мероприятия - обеспечение деятельности представительства Российского Европейского Информационного Корреспондентского центра в Оренбургской области.
Мероприятие 20. Поддержка деятельности бизнес-инкубаторов (развитие процессов бизнес-инкубирования).
Цель мероприятия - оказание поддержки действующим бизнес-инкубаторам Оренбургской области, реализация проектов их развития.
Срок реализации - 2012 - 2014 годы.
Реализация мероприятия - информирование населения и предпринимательского сообщества о деятельности действующих бизнес-инкубаторов Оренбургской области путем размещения материалов в средствах массовой информации, создания сайтов в сети Интернет; проведение мероприятий по продвижению продукции, работ и услуг резидентов бизнес-инкубаторов, ее демонстрации для широкого круга заинтересованных лиц; обеспечение участия персонала и резидентов бизнес-инкубаторов Оренбургской области в обучающих мероприятиях, а также семинарах, форумах, конференциях и других подобных мероприятиях по обмену опытом.
Высокая актуальность проекта обусловлена нехваткой эффективной инфраструктуры, обеспечивающей деятельность малых предприятий.
Финансирование мероприятия - 811 тыс. рублей за счет средств областного бюджета (111 тыс. рублей - в 2012 году, 700 тыс. рублей - в 2014 году).
Результативность мероприятия - 4 реализованных проекта (2 проекта - в 2012 году, 2 проекта - в 2014 году).
Мероприятие 21. Содействие развитию молодежного предпринимательства в Оренбургской области.
Цели мероприятия - популяризация идеи предпринимательства, повышение предпринимательских компетенций среди молодежи, системное вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, ее информирование о потенциальных возможностях развития, сопровождение и поддержка молодых предпринимателей.
Срок реализации - 2012 - 2014 годы.
Реализация мероприятий - организация и проведение обучающих семинаров, "круглых столов", обзорных лекций с целью вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность.
Высокая актуальность проекта обусловлена необходимостью вовлечения в предпринимательскую деятельность инициативной молодежи, информационным взаимодействием, ознакомлением с передовым опытом, обменом знаниями в молодежной среде.
Объем финансирования мероприятия составляет прогнозно 17 333 тыс. рублей, из них: областной бюджет - 8 000 тыс. рублей (4 000 тыс. рублей - в 2013 году, 4 000 тыс. рублей - в 2014 году); федеральный бюджет прогнозно - 9 333 тыс. рублей (9 333 тыс. рублей - в 2012 году).
Результативность мероприятия - 400 молодых людей, привлеченных к участию в общественных мероприятиях (2013 год - 200 молодых людей, 2014 год - 200 молодых людей).
Постановлением Правительства Оренбургской области от 4 декабря 2013 г. N 1121-пп в раздел IV настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Реализацию мероприятий Программы предполагается осуществить за счет средств:
областного бюджета:
2012 год - 74 100 тыс. рублей;
2013 год - 87 494,0 тыс. рублей;
2014 год - 230 000 тыс. рублей;
федерального бюджета (прогнозно):
2012 год - 168 115 тыс. рублей;
2013 год - 90 890 тыс. рублей.
В процессе реализации Программы планируется привлечение средств федерального бюджета, местных бюджетов, внебюджетных финансовых источников, а также собственных средств субъектов МСП.
Объем средств местных бюджетов определяется ежегодными соглашениями между МЭРППТОО и органами местного самоуправления. Средства направляются на создание и развитие объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства, на проведение обучающих семинаров для МСП, конференций, конкурсов.
Средства федерального бюджета могут быть привлечены в пределах объемов, предусмотренных в федеральном бюджете на данные цели на условиях, определенных Министерством экономического развития Российской Федерации.
Средства, полученные в 2011 году на условиях софинансирования из федерального бюджета на развитие малого и среднего предпринимательства и не использованные по состоянию на 1 января 2012 года, потребность в которых подтверждена, могут быть использованы на аналогичные мероприятия в текущем году.
Средства внебюджетных источников привлекаются на основе участия в мероприятиях Программы некоммерческих фондов, предприятий, учреждений, общественных организаций и кредитных кооперативов.
V. Механизм реализации Программы
В целях создания благоприятных условий для выполнения поставленных задач развития и поддержки регионального сектора МСП определен следующий механизм реализации Программы.
1. Организационные меры, направленные на выполнение Программы:
а) подготовка МЭРППТОО предложений (для согласования с ведомствами и органами местного самоуправления) по:
развитию и поддержке субъектов МСП в соответствии с отраслевыми целевыми программами и программами социально-экономического развития городских округов и муниципальных районов области;
порядку и условиям передачи государственного и муниципального имущества, в том числе объектов незавершенного строительства, субъектам МСП (на условиях выкупа, долгосрочной аренды, передачи в лизинг и др.);
развитию системы профессионального и дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов по проблемам МСП, включая организацию курсов подготовки, переподготовки;
б) развитие инфраструктуры поддержки МСП, являющейся связующим звеном между предпринимательством и органами муниципальной и региональной власти и обеспечивающей условия для интенсивного роста числа субъектов МСП. Подготовка методических рекомендаций по оптимизации деятельности организаций инфраструктуры поддержки МСП;
в) участие в проведении зарубежной выставочно-ярмарочной деятельности для продвижения продукции малых предприятий на региональные и внешние рынки;
г) организация взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества с целью привлечения инвестиций в региональный сектор МСП;
д) проведение работ по объединению предпринимателей в союзы, ассоциации, другие общественные объединения и обеспечению взаимодействия региональных органов власти и предпринимательской общественности;
е) обеспечение развития инфраструктуры поддержки МСП путем:
создания организаций инфраструктуры в районах области, где они отсутствуют;
развития существующих организаций инфраструктуры (включая совершенствование их методической, кадровой и технической базы).
2. Экономические меры:
обеспечение финансово-кредитной поддержки МСП, включая:
полномасштабное развитие областной системы микрокредитования с привлечением коммерческих и частных источников финансирования;
разработку и внедрение новых схем финансово-кредитной поддержки отдельных категорий предприятий:
механизма предоставления гарантий за счет активов гарантийного фонда по кредитам кредитных организаций;
механизма прямого финансирования инновационных проектов субъектов МСП - арендаторов технопарка, создаваемого в рамках Программы;
механизма льготного займового финансирования производственных предприятий - арендаторов технопарка, создаваемого в рамках Программы, в рамках их проектов, основанных на принципах субконтрактации и участия в промышленных кластерах;
освоение механизмов взаимодействия с частными инвесторами, заинтересованными в развитии рыночных отношений и борьбе с бедностью на территории Оренбургской области;
совершенствование существующей системы финансирования субъектов МСП на конкурсной основе.
3. Правовые меры:
а) проведение анализа эффективности действующего законодательства Оренбургской области, регламентирующего меры развития МСП; подготовка предложений по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты Оренбургской области; приведение областных нормативных правовых актов в соответствие федеральному законодательству;
б) подготовка предложений по созданию нормативно-правовой базы Оренбургской области, позволяющей унифицировать действия территориальных подразделений федеральных и областных органов исполнительной власти во взаимоотношениях с субъектами МСП, направленные на сокращение административных барьеров;
в) совершенствование действующих нормативных правовых актов Оренбургской области, регулирующих и стимулирующих предпринимательскую деятельность и учитывающих местные условия в осуществлении деятельности предпринимателей области (приложение N 4 к настоящей Программе).
VI. Организация управления и система контроля за исполнением Программы
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик Программы - МЭРППТОО.
Выделяются следующие основные направления в организации управления и контроля за реализацией Программы:
организация заказчиком Программы отбора исполнителей работ (услуг) на основе рассмотрения предложений и запросов по выполнению мероприятий Программы в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов; дальнейшая реализация данных мероприятий на основе договоров заказчика мероприятий с исполнителями работ (услуг), заключаемых в установленном порядке и определяющих права и обязанности сторон, а также регулирующих иные отношения;
осуществление межведомственной координации работ по выполнению программных мероприятий развития и государственной поддержки МСП в регионе;
проведение мониторинга реализации мероприятий Программы и проведение финансового контроля за целевым использованием бюджетных средств в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
Неотъемлемым элементом управления Программой станет организация мониторинга результативности отдельных ее мер и проектов, в том числе с целью оперативного выявления наиболее эффективных инструментов и соответствующего перераспределения средств внутри Программы. В целом эффективность реализации Программы поддержки МСП будет оцениваться на основе эффективности:
реализации отдельных программных направлений и включенных в их состав мероприятий;
управления Программой.
Дополнительным источником информации об эффективности выполнения Программы будут служить отчеты исполнителей Программы, в том числе представителей инфраструктуры поддержки, органов исполнительной власти, администраций муниципальных образований.
Предполагается внешняя оценка Программы как на стадии ее разработки и внедрения, так и на стадии промежуточных отчетов о реализации с привлечением инфраструктуры поддержки, предпринимательских союзов и ассоциаций, независимых экспертов.
Ежегодная общая оценка реализации Программы будет даваться в отчетах МЭРППТОО.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 6 ноября 2013 г. N 955-пп в раздел VII настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
VII. Оценка социально-экономической эффективности Программы
В результате реализации мероприятий Программы в 2012 - 2014 годах будут достигнуты следующие социально-экономические показатели, характеризующие экономическую, бюджетную и социальную эффективность развития МСП.
1. Показатели экономической эффективности:
обеспечение реализации проектов развития не менее чем 24 субъекта МСП с привлечением кредитов кредитных организаций с субсидируемыми процентными платежами;
обеспечение доступа к кредитам кредитных организаций не менее чем для 14 субъектов МСП, не обладающих собственными активами для залога;
создание региональной системы поддержки субъектов МСП в инновационной и научно-технической сферах на базе Оренбургского областного бизнес-инкубатора;
создание не менее чем 10 экономически устойчивых субъектов МСП в структуре бизнес-инкубаторов и технопарка;
предоставление микрозаймов не менее чем 211 субъектам МСП, не имеющим доступа к кредитам коммерческих банков из-за малых масштабов бизнеса, отсутствия экономических знаний, кредитной истории и залога;
создание не менее чем 4 новых и развитие действующих центров консультационно-правовой поддержки МСП, инновационных, ремесленных, маркетинговых и учебных центров для субъектов МСП.
2. Показатель бюджетной эффективности: увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от организаций и субъектов МСП - до 20,0 процента (при условии сохранения нормативов отчислений в консолидированный бюджет области, а также круга плательщиков единого налога на вмененный доход и налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения).
Постановлением Правительства Оренбургской области от 31 июля 2013 г. N 659-пп в пункт 3 раздела VII настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
3. Показатели социальной эффективности:
снижение социальной напряженности в сфере МСП и сокращение конфликтов между субъектами МСП и контролирующими организациями, выражающиеся в форме сокращения количества письменных обращений (жалоб) на действия контролирующих организаций, не менее чем на 10,0 процента ежегодно;
повышение информационной прозрачности и гласности в сфере МСП, выражающееся в форме проведения не менее 28 публичных мероприятий по вопросам развития МСП, а также заседаний координационных и совещательных органов в области развития МСП с поддержанием темпов прироста числа участников не менее чем на 10,0 процента ежегодно (по каждому мероприятию, проводящемуся на регулярной основе);
создание не менее чем 3 253 дополнительных рабочих мест;
сохранение не менее чем 23,7 тыс. рабочих мест на предприятиях субъектов МСП, получающих формы поддержки в рамках Программы;
обеспечение доступности профессиональных знаний по вопросам организации деятельности и управления в сфере МСП за счет предоставления центрами консультационно-правовой поддержки МСП, инновационными, ремесленными, маркетинговыми и учебными центрами консультаций для граждан и субъектов МСП в общем объеме не менее 5 000 часов.
Кроме того, достигнутые количественные показатели развития МСП в значительной степени трансформируются в качественные социальные результаты:
снижение безработицы, обеспечение занятости молодежи, уволенных в запас военнослужащих и трудоустройство других социально незащищенных категорий населения; повышение благосостояния населения, снижение общей социальной напряженности в регионе;
насыщение потребительского рынка товарами и услугами, удовлетворение потребительского спроса населения;
совершенствование отраслевой структуры региона путем заполнения малыми предприятиями "свободных ниш" по организации новых производств и услуг; технологическое взаимодействие крупных, средних и малых предприятий по оказанию последними всевозможных услуг и производству комплектующих изделий для крупных и средних предприятий; эффективное и, как следствие, общее увеличение предприятиями объемов производства продукции и рост валового регионального продукта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.