Решение Оренбургского областного суда
от 20 апреля 2011 г. N 3-24/2011
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 июля 2011 г. N 47-Г11-22 настоящее решение оставлено без изменения
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Имамова Ю.М.,
при секретаре Ефимовой Ю.Г.,
с участием прокурора Устабаева Е.Т.,
рассмотрев 20 апреля 2011 года в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Васильева П.Ф. о признании недействующим Закона Оренбургской области от 16 ноября 2005 года N 2711/469-III-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" и признании недействительными выборов депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 8, установил:
Васильев П.Ф. обратился в суд с исковым заявлением к Законодательному Собранию Оренбургской области и Избирательной комиссии Оренбургской области, в котором просил признать недействующим Закон Оренбургской области от 16 ноября 2005 года N 2711/469-III-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области", признать недействительными выборы депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 8 и возместить ему моральный вред в размере 5 000 000 руб.
В обоснование своих требований истец указал, что 27 января 2011 года был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 8.
Закон Оренбургской области о выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области является коррупционным и нарушает требования Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", поскольку в подписных листах избиратели обязаны указывать свои паспортные данные.
Кроме того, сбором подписей должны заниматься только одномандатники - самовыдвиженцы, а кандидаты от политических партий от такой обязанности освобождены.
В нарушение принципа равенства кандидатов бесплатная печатная площадь в средствах массовой информации и телевидения для одномандатников - самовыдвиженцев установлена в размере 5%, а для политических партий - 10% от печатной площади газетной статьи.
Кандидаты от политических партий агитационные материалы печатают как в районных и областных газетах, так и в газетах самих политических партий, а он, как самовыдвиженец беспартийный, резко ограничен в печатной площади и эфирном времени, что свидетельствует об отсутствии равноправия и справедливости среди кандидатов.
В период предвыборной агитации не была обеспечена состязательность кандидатов перед избирателями, т.к. по всем трем районам, входящим в одномандатный избирательный округу N 8, на машинах разъезжали кандидаты Сало А.В., Д. и П., которым главы районов обеспечивали явку избирателей. В доме культуры Сакмарского района, где выступали указанные кандидаты, ему не дали возможности выступить перед избирателями.
Также был нарушен запрет на распространение оскорблений личности кандидата.
Нарушен порядок голосования по открепительным удостоверениям, поскольку выборы проходили в воскресенье 13 марта 2011 года в нерабочий и не учебный день для студентов. Однако в день голосования из города Оренбурга приезжали избиратели с открепительными удостоверениями на один бюллетень для голосования по политическим партиям, хотя такой необходимости у них не было.
Нарушен порядок регистрации кандидатов, поскольку кандидат Н. зарегистрирован кандидатом от КПРФ и одновременно кандидатом по партийному списку, и он подписи избирателей не собирал.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны были оказывать содействие кандидатам в организации и проведении агитационных публичных мероприятий, однако глава Сакмарского района Г. не дал ему возможности выступить перед избирателями в доме культуры Сакмарского района.
Работники печатных изданий не должны заниматься агитационной деятельностью. Однако оператор компьютерного набора редакции газеты "Сакмарские вести" В. заявила о своем желании голосовать за Сало А.В. и партию "Единая Россия". Главы районов, являясь членами партии "Единая Россия", использовали свое служебное положение для агитации в пользу кандидата Сало А.В. и партии "Единая Россия". В агитационный период в отношении него была применена "чернуха", порочащая его честь и достоинство.
Определением судьи от 29 марта 2011 года заявление Васильева П.Ф. в части оспаривания Закона Оренбургской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" и признании недействительными выборов депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 8 было принято к производству суда для рассмотрения в порядке, установленном для дел, возникающих из публичных правоотношений; к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Губернатор Оренбургской области, как должностное лицо, подписавшее и обнародовавшее оспариваемый Закон Оренбургской области, и окружная избирательная комиссия N 8 (л.д. 1 - 2).
Определениями судьи от 4 апреля 2011 года заявление Васильева П.Ф. к Законодательному Собранию Оренбургской области и Избирательной комиссии Оренбургской области о компенсации морального вреда возвращена в связи с неподсудностью спора Оренбургскому областному суду; к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Сало А.В., признанный избранным депутатом Законодательного Собрания Оренбургской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 8 (л.д. 22 - 23, 24 - 25).
Определением судьи от 12 апреля 2011 года возвращено дополнительное заявление Васильева П.Ф. о компенсации морального вреда (л.д. 26, 27 - 28).
В своих заявлениях от 18 апреля 2011 года Васильев П.Ф. указывал на то, что в судебном заседании должны участвовать все 6 кандидатов по одномандатному избирательному округу N 8 (Ш., К., Васильев П.Ф., Н., А., Сало А.В.); требование о компенсации морального вреда подсудно Оренбургскому областному суду; всего по открепительным удостоверениями проголосовали 591 избиратель, из которых всего 354 избирателя проголосовали за кандидатов по одномандатному избирательному округу; суду не представлены копии всех открепительных удостоверений (303 вместо 591); имеются открепительные удостоверения, выданные 11 или 12 марта 2011 года, что является незаконным, поскольку они могут выдаваться только за 3 дня до выборов; печати на некоторых открепительных удостоверениях нечитаемые; на открепительных удостоверениях стоит печать окружной избирательной комиссии (л.д. 73 - 75).
В судебном заседании Васильев П.Ф. свои требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Председатель одномандатного избирательного округа N 8 Тушканов В.Н., а также представители Законодательного Собрания Оренбургской области и Губернатора Оренбургской области Миркитанова Н.Н. (доверенность от 31 марта 2011 года N 23-01/205-И) и Иванова Н.С. (доверенность от 11 апреля 2011 года N 01/22-312) с требованиями заявителя не согласились.
Представитель Избирательной комиссии Оренбургской области Чукарина Л.Г. и депутат Сало А.В., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Устабаева Е.Т., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления Васильеву П.Ф. отказать, суд приходит к следующему.
Согласно пунктов 2 и 4 части 1 ст. 26 ГПК Российской Федерации, пункту 2 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) требования Васильева П.Ф. в части оспаривания Закона Оренбургской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" и признании недействительными выборов депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 8 подсудны Оренбургскому областному суду.
Указанные требования заявителя являются взаимосвязанными и в целях экономии процессуального времени суд считает целесообразным их совместное рассмотрение.
В соответствии с частью 1 ст. 253 ГПК Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Согласно пунктам "б" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу указанных конституционных норм законодательство субъектов Российской Федерации, в том числе регулирующие вопросы образования законодательных (представительных) органов государственной власти и выборов депутатов различного уровня не должно противоречить федеральному законодательству.
В статье 77 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что после установления итогов голосования, определения результатов выборов вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом. Если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения настоящего Федерального закона, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, суд может признать итоги голосования, результаты выборов недействительными (пункт 1.2).
Основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства:
а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;
б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 ст. 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.
Установлено, что постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 6 декабря 2010 года N 4056 на 13 марта 2011 года были назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области пятого созыва (том 1, л.д. 30).
Постановлениями Избирательной комиссии Оренбургской области от 25 ноября 2010 года NN 99/627-4 и 99/628-4 сформирована территориальная избирательная комиссия Сакмарского района Оренбургской области в составе 10 человек, председателем которой назначен Тушканов В.Н. (том 1, л.д. 31 - 33).
Для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области пятого созыва образована одномандатная избирательная комиссия N 8 в составе Сакмарского, Саракташского и Тюльганского районов Оренбургской области, председателем которой также является Тушканов В.Н.
Выборы депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области пятого созыва 13 марта 2011 года проводились по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе: из 47 депутатов - 24 депутата избрано по единому областному избирательному округу, где Оренбургское региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия" набрала 41,54% голосов избирателей, Оренбургское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" - 21,44%, Региональное отделение политической партии "Справедливая Россия" - 17,01%, Оренбургское региональное отделение политической партии "ЛДПР" - 15,46%, которые были допущены к распределению депутатских мандатов.
По одномандатным избирательным округам избрано 23 депутата (том 1, л.д. 49 - 53).
В одномандатном избирательном округе N 8 было зарегистрировано 6 кандидатов: Ш., К., Васильев П.Ф., Н., А., Сало А.В., и постановлениями окружной избирательной комиссии от 14 марта 2011 года NN 59 и 59/1 выборы по избирательному округу признаны состоявшимися, избранным депутатом признан Сало А.В. (том 1, л.д.36, 44).
Сало А.В. был выдвинут в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области пятого созыва Оренбургским региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия"; Васильев П.Ф. - в порядке самовыдвижения.
По результатам голосования Сало А.В. набрал 46,82% голосов избирателей, что в абсолютных числах составляет 17029 голосов; Васильев П.Ф. - 6,73% голосов или 2449 голосов (том 1, л.д. 37-об.)
Суд не соглашается с требованиями Васильева П.Ф. и оснований для удовлетворения его заявления не усматривает.
В обоснование своих доводов о коррупционности оспариваемого Закона Оренбургской области Васильев П.Ф. указывал, что он противоречит Федеральному закону от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", поскольку в подписных листах избиратели обязаны указывать свои паспортные данные.
В соответствии с частью 8 ст. 35 Закона Оренбургской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" при сборе подписей избирателей действительно предусмотрено указывать паспортные данные избирателей.
Согласно части 1 ст. 3 Федерального закона N 152-ФЗ персональные данные - это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, года, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
В соответствии с общими нормами данного Федерального закона обработка персональных данных граждан может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных.
Однако в статье 6 этого же Федерального закона установлено, что обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (часть 1).
В части 2 данной статьи установлено, что согласия субъекта персональных данных, предусмотренного частью 1 настоящей статьи не требуется в случаях обработки персональных данных на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора.
Следовательно, с согласия субъектов персональных данных, а в случаях, предусмотренных законом и без их согласия, допускается обработка персональных данных граждан.
При проведении избирательной кампании федеральным законодательством предусмотрена возможность обработки персональных данных граждан без их согласия.
Так, в пункте 8 ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.
Согласно пункту 52.1 ст. 2 данного Федерального закона информационный ресурс ГАС "Выборы" должен содержать совокупность персональных данных об избирателях, участниках референдума.
В пункте 7 части 1 ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 года N 20-ФЗ "О государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" персональные данные должны содержаться в ГАС "Выборы", что позволяет идентифицировать личность гражданина.
Федеральным законодательством предусмотрены и иные случаи, когда обработка персональных данных осуществляется без согласия субъекта персональных данных.
При таких обстоятельствах суд не соглашается с указанным доводом заявителя. Кроме того, персональные данные избирателя заносятся в подписной лист с его согласия, в противном случае он вправе отказаться от поддержания выдвинутого кандидата и не сообщать сборщику подписей свои персональные данные, следовательно, нельзя утверждать, что сведения об избирателе собираются без его согласия.
В своем заявлении Васильев П.Ф указывает на то, что в нарушение принципа равенства кандидатов сбором подписей избирателей должны заниматься только кандидаты, выдвинутые в порядке самовыдвижения, а кандидаты по партийным спискам от такой обязанности освобождены.
Суд с таким доводом не соглашается и противоречий с федеральным законодательством не усматривает.
В части 1 ст. 36 Закона Оренбургской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" действительно предусмотрено, что для регистрации кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, представляет в соответствующую избирательную комиссию подписи избирателей, поддержавших его выдвижение.
Согласно части 5 данной статьи областного Закона представление подписей избирателей не требуется для регистрации кандидата, областного списка кандидатов, выдвинутых политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации допущен к распределению депутатских мандатов. Регистрация такого кандидата, списка кандидатов осуществляется на основании решения о выдвижении этого кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, её региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленным федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 ст. 34 Федерального закона N 67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
В пунктах 1, 16 ст. 38 указанного Федерального закона также предусмотрено, что регистрация кандидата осуществляется, в том числе, при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации допущен к распределению депутатских мандатов, а также регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых региональными отделениями или иными структурными подразделениями такой политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей при условии, что указанное официальное опубликование состоялось раньше представления в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов. Регистрация такого кандидата, списка кандидатов осуществляется на основании решения о выдвижении этого кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом. На основании указанного решения без сбора подписей избирателей осуществляется также регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, списки кандидатов которой были допущены к распределению депутатских мандатов (спискам кандидатов которой переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона) в действующих на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов законодательных (представительных) органах государственной власти не менее чем в одной трети субъектов Российской Федерации, и регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых региональными отделениями или иными структурными подразделениями такой политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии).
Таким образом, установленный оспариваемым Законом Оренбургской области порядок выдвижения и регистрации кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения, и выдвинутых политическими партиями, их региональными отделениями, соответствует положениям Федерального закона N 67-ФЗ, в том числе в части сбора подписей избирателей, в связи с чем указанный довод является несостоятельным.
Согласно части 3 ст. 52 Закона Оренбургской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" объем печатной площади, предоставляемой редакцией государственного периодического печатного издания избирательному объединению, зарегистрировавшему областной список кандидатов, должен быть в 2 раза больше объема печатной площади, предоставляемой этой редакцией зарегистрированному по одномандатному избирательному округу кандидату. При этом указанные редакции периодических печатных изданий предоставляют равный объем платной печатной площади зарегистрированным по одномандатным избирательным округам кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим областные списки кандидатов, с учетом указанного соотношения.
В соответствии с общими положениями статей 51 и 52 Федерального закона N 67-ФЗ бесплатное эфирное время на телевидении и радио и бесплатные печатные площади в периодических печатных изданиях, а в предусмотренных законом случаях платное эфирное время и платная печатная площадь, предоставляется зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, на равных условиях.
Однако в пункте 10 ст. 51 и в пункте 8 ст. 52 вышеуказанного Федерального закона установлено, что иные условия и порядок проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на телевидении и радио, а также в периодических печатных изданиях, регулируются законом.
Законом, согласно пункту 17 ст. 2 Федерального закона N 67-ФЗ, понимается, в том числе, закон субъекта Российской Федерации.
Порядок и размер предоставляемой печатной площади кандидатам по одномандатному избирательному округу и избирательному объединению, зарегистрировавшему областной список кандидатов, установлен Законом Оренбургской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" (статья 52).
Поскольку право определения иных условий и порядка проведения предвыборной агитации посредством использования средств массовой информации (телевидение, радио, периодические печатные издания), Федеральным законом N 67-ФЗ предоставлено самим субъектам Российской Федерации, то суд не усматривает противоречий между федеральным законодательством и Законом Оренбургской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" в указанной части.
Кроме того, суд соглашается с доводами представителей Законодательного Собрания и Губернатора Оренбургской области Миркитановой Н.Н. и Ивановой Н.С. о том, что установленный в статье 52 Закона Оренбургской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" порядок предоставления печатной площади, согласно которому объем печатной площади, предоставляемой избирательному объединению, должен быть в 2 раза больше объема печатной площади, предоставляемой кандидату по одномандатному избирательному округу, не нарушает принцип равенства кандидатов, поскольку последний в периодических печатных изданиях представляет только себя, а избирательное объединение выступает от имени всего зарегистрированного списка кандидатов.
В обоснование своего заявления Васильев П.Ф. также указывал на то, что в период предвыборной агитации не было состязательности кандидатов перед избирателями, главы районов обеспечили кандидатам Сало А.В., Д. и П. явку избирателей, в доме культуры Сакмарского района ему не дали возможности выступить перед избирателями в присутствии указанных кандидатов.
В судебном заседании заявитель дополнительно указал, что 18 февраля 2011 года в доме культуры глава Сакмарского района Г. организовал встречу медицинских работников района с кандидатами Сало А.В., Д. и П., где ему не дали возможности выступить перед избирателями. В связи с этим через неделю в этом же доме культуры он вынужден был сам организовать встречу с медицинскими работниками центральной районной больницы поселка Сакмара.
Указанные доводы основанием для удовлетворения заявления Васильева П.Ф. не являются на основании следующего.
Согласно ст. 53 Федерального закона N 67-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления действительно обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума в организации и проведении агитационных публичных мероприятий (пункт 1).
По заявке зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, зарегистрировавшего список кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума помещение, пригодное для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний и находящееся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляется собственником, владельцем помещения на время, установленное определяемой законом комиссией, зарегистрированному кандидату, его доверенным лицам, представителям избирательного объединения для встреч с избирателями. При этом комиссия обязана обеспечить равные условия проведения указанных мероприятий для зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума (пункт 3).
Если указанное помещение, а равно помещение, находящееся в собственности организации, имеющей на день официального опубликования решения о назначении выборов в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, было предоставлено одному зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, собственник, владелец помещения не вправе отказать другому зарегистрированному кандидату, избирательному объединению в предоставлении помещения на таких же условиях в иное время в течение агитационного периода. В случае предоставления помещения зарегистрированному кандидату, избирательному объединению собственник, владелец помещения не позднее дня, следующего за днем предоставления помещения, обязаны уведомить в письменной форме определенную законом комиссию о факте предоставления помещения, об условиях, на которых оно было предоставлено, а также о том, когда это помещение может быть предоставлено в течение агитационного периода другим зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (пункт 4).
Комиссия, получившая уведомление о факте предоставления помещения зарегистрированному кандидату, избирательному объединению в течение двух суток с момента получения уведомления обязана разместить содержащуюся в нем информацию в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет" или иным способом довести ее до сведения других зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений (пункт 4.1).
Заявки на выделение помещений для проведения встреч зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, с избирателями рассматриваются собственниками, владельцами этих помещений в течение трех дней со дня подачи указанных заявок (пункт 5).
Кандидаты и избирательные объединения вправе арендовать на основе договора здания и помещения, принадлежащие гражданам и организациям независимо от формы собственности, для проведения агитационных публичных мероприятий (пункт 6).
Положения статьи 53 оспариваемого Закона Оренбургской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" соответствуют статье 53 Федерального закона N 67-ФЗ, в связи с чем оснований для признания её недействующей не имеется.
Указанный довод заявителя также не является основанием для признания недействительными выборов депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области по избирательному округу N 8.
В судебном заседании установлено, что 18 января 2011 года, а не 18 февраля 2011 года, как ошибочно указал Васильев П.Ф., в доме культуры поселка Сакмара действительно состоялась встреча председателя Законодательного Собрания Оренбургской области Д. и депутата Сало А.В. с главами муниципальных образований и депутатами Совета депутатов Сакмарского района Оренбургской области. Данная встреча проводилась не в рамках агитационных мероприятий кандидатов Д. и Сало А.В., а как реализация Соглашения о сотрудничестве Законодательного Собрания Оренбургской области и Совета депутатов муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области.
Из Программы семинара-совещания Законодательного Собрания Оренбургской области с депутатами представительных органов муниципальных образований Сакмарского района Оренбургской области и пояснений Миркитановой Н.Н., участвовавшей в работе семинара, видно, что мероприятия агитационного характера в пользу какого-либо кандидата или партии на этой встрече не проводились. Встреча состоялась по утвержденной повестке дня, при этом выступление Васильева П.Ф. с агитацией избирателей не предусматривалось (том 1, л.д. 76 - 93).
С учетом указанного являются необоснованными доводы о том, что при проведении данной встречи был нарушен принцип равенства кандидатов. Кроме того, из пояснений самого Васильева П.Ф. следует, что примерно через неделю в этом же доме культуры он сам организовал встречу с медицинскими работниками центральной районной больницы и агитировал их за свою кандидатуру. Таким образом, ему была предоставлена возможность проведения публичных мероприятий в виде организации встречи с избирателями и принцип равенства кандидатов не был нарушен.
Ограничения при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума установлены в статье 56 Федерального закона N 67-ФЗ. В Законе Оренбургской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" такие ограничения установлены в статье 55.
Васильев П.Ф. представил суду газету ...", где имеются сведения, которые действительно затрагивают его честь и достоинство (том 1, л.д. 8).
В судебном заседании установлено, что газета выпущена с выходными данными Оренбургского регионального отделения политической партии ... и тиражом 10000 экземпляров.
Однако согласно ответа от 4 апреля 2011 года N 109 данный материал является подложным и Оренбургское региональное отделение политической партии ... не причастна к его изготовлению и распространению (том 1, л.д. 9).
У суда нет оснований не доверять указанному ответу, следовательно, данная газета действительно является подложным, а сведения о тираже газеты вымышленными.
Суд считает, что выпуск и распространение данной газеты произведен в противоречии со статьей 56 Федерального закона N 67-ФЗ и статьей 55 Закона Оренбургской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области".
Вместе с тем данное обстоятельство не может являться основанием для удовлетворения заявления Васильева П.Ф. о признании недействующим оспариваемого Закона Оренбургской области, поскольку противоречий между статьями 56 Федерального закона N 67-ФЗ и статьей 55 Закона Оренбургской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" не имеется.
Указанный довод также не является основанием для признания недействительными выборов депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 8, поскольку из пояснений самого Васильева П.Ф. следует, что он видел эту газету только в одном месте (...) примерно в 20 экземпляров, которых он сразу же изъял.
Из показаний свидетеля Р. следует, что газету ... в одном экземпляре ему передал Н. в Оренбургском региональном отделении политической партии ... в городе Оренбурге. После этого он сообщил об этом Васильеву П.Ф. Каким тиражом была изготовлена газета и кто её распространял он не видел.
Пояснения Васильева П.Ф. и Р. о том, что газета распространялась и в других местах являются их предположениями, т.к. доказательств этому суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд не считает установленным факт массового распространения газеты на территории избирательного округа, что могло бы повлиять на волю избирателей при голосовании. Суд также принимает во внимание, что общее число избирателей на территории округа составляет 73786 человек, из них 17029 избирателей проголосовали за Сало А.В. (46,82%), а за Васильева П.Ф. проголосовали только 2449 избирателей (6,73%). При таком соотношении голосов между Сало А.В. и Васильевым П.Ф. распространение данной газеты не могло существенно повлиять на результаты выборов.
Доводы Васильева о том, что в целях создания в отношении него отрицательного отношения со стороны сотрудников милиции от его имени было изготовлено фальшивое обращение в телевидение о незаконных действиях начальника милиции и его подчиненных (л.д. 15).
Указанный довод основанием для удовлетворения заявления не является, поскольку он также основаны лишь на предположениях заявителя. Фактов незаконных действий или бездействия со стороны сотрудников милиции в отношении Васильева П.Ф. не установлено.
Суд не соглашается с доводами о том, что в ходе выборов 13 марта 2011 года был нарушен порядок голосования по открепительным удостоверениям.
В соответствии со ст. 62 Федерального закона N 67-ФЗ законом может быть предусмотрено, что избиратель, участник референдума, который в день голосования не сможет прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, участка референдума, где он включен в список избирателей, участников референдума, вправе в установленные законом сроки получить в определяемой законом комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании (в пределах избирательного округа, округа референдума, где избиратель, участник референдума обладает активным избирательным правом, правом на участие в референдуме) на том избирательном участке, участке референдума, на котором он будет находиться в день голосования.
Открепительные удостоверения являются документами строгой отчетности и имеют единую нумерацию на всей территории проведения выборов, референдума. Текст открепительного удостоверения, число открепительных удостоверений, форма реестра выдачи открепительных удостоверений утверждаются организующей выборы, референдум комиссией в сроки, установленные законом. Указанной комиссией определяются также способы защиты открепительных удостоверений от подделки при их изготовлении.
Открепительное удостоверение выдается комиссией на основании письменного заявления избирателя, участника референдума с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение. Открепительное удостоверение выдается лично избирателю, участнику референдума либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. Председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член комиссии с правом решающего голоса, осуществляющий выдачу открепительного удостоверения, вносит в него фамилию, имя и отчество избирателя, участника референдума, серию и номер его паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, номер избирательного участка, участка референдума, где избиратель, участник референдума включен в список избирателей, участников референдума, адрес участковой комиссии, наименования муниципального образования и субъекта Российской Федерации, номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа (если выборы проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам), на территории которых образован избирательный участок, участок референдума, наименование комиссии, выдавшей открепительное удостоверение. При получении открепительного удостоверения избиратель, участник референдума в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений или списка избирателей, участников референдума указывает серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и расписывается. В реестре выдачи открепительных удостоверений должен быть указан адрес места жительства избирателя, участника референдума. Председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии) с правом решающего голоса, выдавший избирателю, участнику референдума открепительное удостоверение, в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений указывает номер выданного открепительного удостоверения и расписывается. Территориальная комиссия (избирательная комиссия муниципального образования, окружная избирательная комиссия) за 20 дней до дня голосования направляет в участковые комиссии вместе с первым экземпляром списка избирателей, участников референдума заверенные выписки из реестра выдачи открепительных удостоверений, в которых указываются сведения о получивших открепительные удостоверения избирателях, участниках референдума, зарегистрированных на территориях соответствующих избирательных участков, участков референдума. На основании соответствующей выписки член участковой комиссии в графе "Особые отметки" списка избирателей, участников референдума делает отметку: "Получил в территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии) открепительное удостоверение N" с указанием номера выданного открепительного удостоверения и расписывается.
При выдаче избирателю, участнику референдума открепительного удостоверения в участковой комиссии председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса, выдавший избирателю, участнику референдума открепительное удостоверение, в графе "Особые отметки" списка избирателей, участников референдума делает отметку: "Получил открепительное удостоверение N" с указанием номера открепительного удостоверения и расписывается.
Избиратель, участник референдума, которому выдано открепительное удостоверение (в том числе через его представителя на основании доверенности), исключается участковой комиссией из списка избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума на данных выборах, референдуме и не учитывается в числе зарегистрированных избирателей, участников референдума при составлении протокола участковой комиссии об итогах голосования.
В день голосования до наступления времени голосования неиспользованные открепительные удостоверения погашаются. Сведения о погашении неиспользованных открепительных удостоверений и отрывных талонов с указанием их числа, а также номеров открепительных удостоверений вносятся соответствующей комиссией в акт, составленный по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
По предъявлении открепительного удостоверения в день голосования избиратель, участник референдума дополнительно включается в список избирателей, участников референдума на том избирательном участке, участке референдума, на котором он будет находиться в день голосования. Участковой комиссией в графе "Особые отметки" списка избирателей, участников референдума делается отметка: "Проголосовал по открепительному удостоверению N" с указанием номера открепительного удостоверения, предъявленного избирателем, участником референдума. После этого открепительное удостоверение изымается у избирателя, участника референдума, за исключением случая, когда законом предусмотрено повторное голосование. Открепительные удостоверения (отрывные талоны), на основании которых избиратели, участники референдума включены в список избирателей, участников референдума, хранятся вместе с указанным списком.
Аналогичная норма содержится в статье 66 Закона Оренбургской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области".
Из протокола N 1 окружной избирательной комиссии о результатах выборов по одномандатному избирательному округу N 8 видно, что получено 1000 открепительных удостоверений. Участковыми избирательными комиссиями получено 999 открепительных удостоверений. Из них выдано избирателям 8-го избирательного округа - 763. (том 1, л.д. 37). Эти избиратели могли проголосовать не только на территории указанного округа.
На территории избирательного округа N 8 всего по открепительным удостоверениям проголосовало 591 избиратель. Из них 354 избирателя проголосовали только по одномандатному избирательному округу. Остальные не обладали активным избирательным правом для голосования по открепительному удостоверению на территории данного округа, и голосовали только по единому областному избирательному округу.
Суду представлены заверенные копии всех открепительных удостоверений, по которым избиратели голосовали на территории избирательного округа N 8 (том N 2).
При голосовании по открепительным удостоверениям нарушений установленного порядка суд не усматривает, поскольку выдача открепительных удостоверений производится по заявлению самого избирателя; открепительные удостоверения могут выдаваться до дня, предшествующего дню голосования, а не за 3 дня, как указывает Васильев П.Ф.; количество выдаваемых открепительных удостоверений законом не ограничен. Выдача открепительных удостоверений обусловлен только тем, что избиратель в день голосования он не сможет участвовать в выборах на том избирательном участке, где он включен в список избирателей. Причем не имеет значения, по какой причине избиратель не сможет участвовать в выборах на своем избирательном участке.
Суд не соглашается с доводами заявителя о том, что открепительные удостоверения выдаются только тем избирателям, которые по характеру своей работы не смогут в день голосования находиться на территории своего избирательного участка, и их выдача должна прекращаться за 3 дня голосования, поскольку законом такие ограничения не предусмотрены.
Доводы о том, что из 591 избирателя, проголосовавших по открепительным удостоверениям, все они должны были голосовать и по одномандатному избирательному округу и по единому областному списку являются необоснованными, поскольку по одномандатному избирательному округу, т.е. за кандидатов по избирательному округу N 8 (Сакмарский, Саракташский. Тюльганский районы Оренбургской области), голосуют только те избиратели, которые обладают на территории этого избирательного округа активным избирательным правом. Единый избирательный округ является областным и по этому округу активным избирательным правом обладают все избиратели Оренбургской области, которые независимо от места своего нахождения имеют право голосовать на всей территории Оренбургской области.
Также являются необоснованными доводы о том, что на некоторых открепительных удостоверениях печать не читаемая, на некоторых - проставлена печать окружной избирательной комиссии, т.к. открепительные удостоверения, участвовавшие в выборах, были представлены суду и исследовались в судебном заседании, в ходе чего указанные доводы не нашли своего подтверждения.
Из пояснений председателя окружной избирательной комиссии N 8 Тушканова В.Н. следует, что на избирательном участке N 1416 было одно открепительное удостоверение со смазанной печатью и на избирательном участке N 1419 было два открепительных удостоверения с печатью школы Сакмарского района, однако по этим открепительным удостоверениям бюллетени не выдавались и они в голосовании не участвовали.
В обоснование своих требований Васильев П.Ф. указал, что был нарушен порядок регистрации кандидатов, т.к. Н. был зарегистрирован от политической партии "КПРФ" в одномандатный избирательный округ и одновременно зарегистрирован по партийному списку.
Суд не соглашается с такими доводами, поскольку кандидат может быть выдвинут политической партией для участия в выборах по одномандатному избирательному округу и одновременно может быть включен в партийный список для участия в выборах по единому областному списку.
Из газеты "Оренбургская правда" от 21 февраля 2011 года видно, что Н. включен в партийный список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением "Оренбургское областное отделение "КПРФ" (том 1, л.д. 10). Однако в судебном заседании установлено, что Н. участвовал в выборах только одномандатному избирательному округу и в партийный список не включался.
В обоснование своих требований Васильев П.Ф. также указывал, что в нарушение закона в агитации за кандидата Сало А.В. и партию "Единая Россия" принимали участие главы Сакмарского, Саракташского и Тюльганского районов, оператор компьютерного набора редакции газеты В., а также служители культа - отец Василий и настоятель "Караван-сарая", председатель мусульманского объединения Сакмары С. и представил суду печатный материал "Родная Земля" и газету "Наш округ" (том 1, л.д. 11, 13).
Суд не соглашается с такими доводами заявителя по следующим основаниям.
В подпунктах "г", "ж" пункта 7 ст. 48 Федерального закона N 67-ФЗ действительно установлено, что запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления; лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, кроме случая, предусмотренного пунктом 8.1 настоящей статьи, и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения; благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний; представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности.
Однако, как прямо установлено в данной статье, указанные лица не имеют права заниматься агитационной деятельностью при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей; с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения; при совершении культовых обрядов и церемоний; при осуществлении профессиональной деятельности.
Аналогичные ограничения для указанных лиц установлены в части 7 ст. 48 Закона Оренбургской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области".
Газета "Родная Земля" является официальным агитационным материалом кандидата Сало А.В., изготовлена за счет средств его избирательного фонда, в связи с чем содержащиеся в ней сведения призваны агитировать избирателей за данного кандидата. При этом суд не усматривает нарушений закона со стороны работника редакции газеты В., отца Василия и председателя мусульманского объединения С., поскольку их выступления не связаны с осуществлением профессиональной деятельности. Фактов использования преимуществ должностного или служебного положения не имеется. Вне рамок установленных законом ограничений указанные лица вправе заниматься агитационной деятельностью.
По этой же причине суд не усматривает нарушений закона и в выступлениях глав Саракташского, Сакмарского и Тюльганского районов Оренбургской области Б., Г. и И. в газете "Наш округ".
При таких обстоятельствах требования Васильева П.Ф. о признании недействующим Закона Оренбургской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" и признании недействительными выборы депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области по одномандатному избирательному округу N 8 полностью являются необоснованными и оснований для удовлетворения его заявления не имеется.
Ходатайство Васильева П.Ф. о привлечении к участию в деле всех 6-х зарегистрированных по избирательному округу N 8 кандидатов судом отклонено, поскольку решение суда не может затрагивать права не избранных кандидатов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, частью 1 ст. 253 ГПК Российской Федерации, суд решил:
Васильеву П.Ф. в удовлетворении заявления о признании недействующим Закона Оренбургской области от 16 ноября 2005 года N 2711/469-III-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" и признании недействительными выборов депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 8 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Оренбургского |
Имамов Ю.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Оренбургского областного суда от 20 апреля 2011 г. N 3-24/2011
Текст решения официально опубликован не был