Кассационное определение Судебной коллегии
по гражданским делам Оренбургского областного суда
от 29 июня 2011 г. N 33-4041/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Капустиной Н.И.,
судей областного суда Федотовой Л.Б., Соловьевой Е.Ф.,
с участием прокурора Устабаева Е.Т., при секретаре Воронковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Оренбургского городского совета на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 27 апреля 2011 года по делу по заявлению прокурора г. Оренбурга о признании недействующими статей 73, 75, 86 Регламента Оренбургского городского Совета, утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 22.08.2006 года N 55, установила:
Прокурор г. Оренбурга обратился в суд с заявлением указав, что Решением Оренбургского городского Совета от 22.08.2006 года N 55 утвержден Регламент Оренбургского городского Совета, статьи 73, 75, 86 которого не соответствуют требованиям федерального и областного законодательства, содержат коррупциогенные факторы, в связи с чем должны быть признаны недействующими и не подлежащими применению.
Статьи 73 и 75 Регламента содержат коррупциогенный фактор, так как создают возможность к передаче муниципального имущества в пользование без проведения конкурсных процедур, в связи с чем противоречат ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой установлено, что заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, в отношении муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Статья 86 Регламента противоречит ст. 18 Закона Оренбургской области от 04.09.1996 года "О статусе депутата представительного органа муниципального образования в Оренбургской области", согласно которой должностное лицо, которому направлен депутатский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании представительного органа муниципального образования) или письменной форме в срок до 30 дней со дня его получения. Кроме того, содержание статьи 86 Регламента не является однозначным, может трактоваться с различным смыслом, то есть на усмотрение лиц, а также содержит коррупциогенный фактор, так как устанавливает возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления либо их должностных лиц.
На основании изложенного, прокурор просил суд признать статьи 73, 75, 86 Регламента Оренбургского городского Совета, утвержденного Решением Оренбургского городского Совета от 22.08.2006 года N 55 "Об утверждении регламента Оренбургского городского Совета" противоречащими Федеральному законодательству, Областному законодательству и недействующими с 02.07.2008 года (со дня вступления в силу Федерального закона от 30.06.2008 года N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Представитель прокуратуры г. Оренбурга Маслова О.Н. в судебном заседании заявление поддержала, просила его удовлетворить.
Представитель Оренбургского городского Совета Бахмутов В.М., действующий по доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления.
Решением суда заявление прокуратура г. Оренбурга удовлетворено, статьи 73, 75, 86 Регламента Оренбургского городского Совета, утвержденного Решением Оренбургского городского Совета от 22.08.2006 года N 55 "Об утверждении регламента Оренбургского городского Совета", признаны противоречащими Федеральному законодательству, Областному законодательству и недействующими с 02.07.2008 года (со дня вступления в силу Федерального закона от 30.06.2008 года N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Оренбургский городской Совет не согласился с решением суда, в кассационной жалобе просит решение отменить, поскольку судом не правильно применены нормы материального права.
Заслушав доклад судьи Федотовой Л.Б., представителя Оренбургского городского Совета Бахмутова В.М., действующего по доверенности, поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Устабаева Е.Т., просившую решение суда оставить в силе, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Решением Оренбургского городского Совета от 22 августа 2006 года N 55 был утвержден Регламент Оренбургского городского Совета. Указанное решение вступило в законную силу с момента его подписания.
В соответствии со статьей 73 Регламента депутату Оренбургского городского Совета, избранному по одномандатному избирательному округу, на территории его избирательного округа по его письменному обращению на имя главы администрации города Оренбурга, в течение 30 дней предоставляется служебное нежилое помещение (далее помещение) для размещения приемной граждан.
Помещения для размещения приемных граждан депутатов предоставляются в зданиях, являющихся собственностью города Оренбурга.
Помещения для размещения приемных граждан депутатов предоставляются безвозмездно в пределах 28 квадратных метров. По желанию депутата Совета ему может быть предоставлено помещение сверх предусмотренной нормы на платной основе, в порядке, установленном для сдачи в аренду муниципальных нежилых помещений.
Статья 75 Регламента устанавливает, что предоставление помещений депутатам осуществляется Комитетом по управлению имуществом города Оренбурга, из числа свободных в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, на основании правового акта администрации города Оренбурга.
Передача помещения депутату производится по акту приема-передачи, который подписывается депутатом и полномочным представителем Комитета по управлению имуществом города Оренбурга.
По окончании полномочий депутата Оренбургского городского Совета служебное помещение подлежит возврату депутатом Комитету по управлению имуществом города Оренбурга, по акту приема-передачи в состоянии, аналогичном состоянию в котором данное помещение было предоставлено ранее депутату для размещения приемной граждан.
Проанализировав оспоренные нормативные положения Регламента Оренбургского городского Совета об основаниях и порядке предоставления служебного нежилого помещения для размещения приемной граждан (статьи 73, 75), проверив их соответствие федеральному закону, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что они противоречат части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку создают возможность к передаче муниципального имущества в пользование без проведения конкурсных процедур.
В то время как, согласно ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество.
Указанной нормой не предусмотрено исключение в отношении депутатов представительного органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 86 Регламента должностные лица, к которым обращен запрос, признанный городским Советом депутатским, обязаны лично направить ответ на него в порядке и сроки, указанные в решении Совета по данному вопросу.
Согласно ст. 18 Закона Оренбургской области от 04.09.1996 года "О статусе депутата представительного органа муниципального образования в Оренбургской области", должностное лицо, которому направлен депутатский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании представительного органа муниципального образования) или письменной форме в срок до 30 дней со дня его получения.
Таким образом, судебная коллегия также соглашается с выводом суда о том, что статья 86 Регламента не может быть признана судом законной, поскольку указанной нормой Регламента устанавливается не предусмотренная законодательством возможность устанавливать сроки на усмотрение депутатов, с возможностью сокращения указанных сроков по усмотрению депутата.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При таких обстоятельствах, суд правильно признал оспоренные положения Регламента Оренбургского городского Совета противоречащими Федеральному законодательству, Областному законодательству и недействующими со 2 июля 2008 года.
Доводы кассационной жалобы об ошибочности выводов суда основаны на неправильном толковании норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела, и не могут служить поводом к отмене решения суда.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела суд правильно применил нормы материального права, нормы процессуального права не нарушены, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 360 - 366 ГПК РФ судебная коллегия определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 27 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Оренбургского городского Совета - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 29 июня 2011 г. N 33-4041/2011
Текст определения размещен на сайте Оренбургского областного суда http:\\www.oblsud.orb.sudrf.ru