Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению администрации
муниципального образования
Бузулукский район
Оренбургской области
от 26 октября 2011 г. N 1351-п
Программа
развития конкуренции в Оренбургской области на 2010 - 2012 годы
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Муниципальная целевая программа "Развитие конкуренции в Бузулукском районе" на 2012 - 2014 годы
Паспорт Программы
Наименование программы |
Муниципальная целевая программа "Развитие конкуренции в Бузулукском районе" на 2012 - 2014 годы |
Дата и номер распоряжения о разработке Программы |
Распоряжение главы муниципального образования Бузулукский район от 10.10.2011 г. N 354 "О создании рабочей группы по разработке муниципальной целевой программы "Развитие конкуренции в Бузулукском районе" на 2012 - 2014 годы" |
Государственный заказчик Программы |
Администрация Бузулукского района |
Основные разработчики Программы |
Рабочая группа по разработке Программы, отдел экономики администрации Бузулукского района |
Цели и основные задачи Программы |
Основная цель Программы - совершенствование экономических, организационных, правовых и иных условий для формирования конкурентной среды на товарных рынках и рынках услуг Бузулукского района, благоприятной для ведения бизнеса и удовлетворения потребностей населения. Задачами Программы являются: - развитие инфраструктуры и оптимальное размещение объектов товарных рынков, обеспечивающее доступность товаров и услуг на всей территории района; - создание системы равного доступа потребителей и производителей к информации о товарах и рынках |
Важнейшие целевые индикаторы Программы |
Основными целевыми показателями Программы являются: - доля выпуска продукции субъектами малого предпринимательства в валовом региональном продукте; - различие между областными и среднерайонными ценами на отдельные виды товаров и услуг |
Сроки реализации Программы |
2012 - 2014 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Нет |
Ожидаемые коночные результаты реализации Программы |
Повышение конкуренции на территории Бузулукского района и выработка комплекса мер по интенсификации конкуренции; развитие малого и среднего предпринимательства в районе; повышение конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей на основе финансовой устойчивости, модернизации инфраструктуры |
Организация управления и система контроля за исполнением Программы |
Управление за исполнением и контроль за ходом реализации Программы осуществляет заместитель главы администрации района по экономическим вопросам |
1. Введение
Политика развития конкуренции является неотъемлемой составной частью процесса рыночных реформ, ее конечная цель - повышение эффективности экономики и обеспечение условий экономического роста.
На современном этапе необходимо не только увеличить внимание органов исполнительной власти и местного самоуправления Бузулукского района к проблеме развития конкуренции, но и задействовать внутренние механизмы саморазвития конкурентной среды.
В условиях кризиса эта задача приобретает первостепенное значение в связи с обострением борьбы предприятий за финансовые ресурсы, удовлетворение снижающегося спроса на товары и услуги. Программа развития конкуренции в Бузулукском районе (далее - Программа) является основой для реализации конкурентной политики и определяет ее приоритеты и основные направления до 2014 года.
2. Краткая характеристика
и оценка конкурентной среды на ключевых товарных рынках
Состояние конкуренции на отдельных товарных рынках обусловлено их структурой, наличием барьеров входа, а также их инвестиционной привлекательностью.
В целом конкурентная среда определяется условиями и факторами, обеспечивающими равную возможность хозяйствующих субъектов осуществлять деятельность на рынке.
Развитие конкуренции в агропромышленном комплексе
Сельское хозяйство в экономике Бузулукского района является ведущим звеном. По производству зерновых и подсолнечника район занимает одно из первых мест в области. В районе принята и работает программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы", одной из целей которой является повышение конкурентоспособности производимой продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства. Производством сельскохозяйственной продукции в районе занимаются 25 сельхозпредприятий, 108 крестьянских (фермерских) хозяйств. На развитие конкуренции в сельском хозяйстве значительное влияние оказывают особенности отрасли. Природно-климатические условия территории влияют на продуктивность земли, не позволяют ежегодно получать стабильный урожай по каждой возделываемой культуре.
Сезонность производства продукции растениеводства приводит к неравномерной ее реализации в течение года, что в свою очередь сказывается на реализационной цене. Недостаток материальных и финансовых ресурсов также ограничивает развитие конкуренции в сельском хозяйстве района. Из-за недостатка хранилищ, а в некоторых хозяйствах, особенно крестьянско-фермерских, их отсутствия, сельхозтоваропроизводители вынуждены реализовывать произведенную продукцию по низким закупочным ценам, сложившимся в период массового поступления продукции. Значительная доля скоропортящейся продукции (овощи, молоко) требует ее скорейшей реализации, что обостряет конкуренцию в период массового поступления на рынок. Колхоз "Мир" имеет свою переработку молока. Своевременная переработка повышает качество реализуемой продукции. Реализация переработанной продукции через свою торговую сеть позволяет получить дополнительную прибыль предприятию.
Для сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового кооператива "Бузулукский" администрация района в 2010 году приобрела пастеризатор молока, который установлен в селе Сухоречка. Сбором молока от населения занимаются два кооператива: СПоК "Бузулукский" и СПоК "Русь". Охвачено сбором население 11 сел района. Реализация молока производится на шести торговых точках города Бузулука. В настоящее время рассматривается вопрос о возможности открытия в городе стационарной торговой точки по реализации молочной продукции. В качестве мер, направленных на стимулирование развития конкуренции в сельском хозяйстве, необходимо следующее:
- продолжить работу по организации торговли на площадках "выходного дня" в п. Красногвардеец и п. Колтубановский;
- расширить практику прямых продаж сельскохозяйственной продукции населению через ярмарки и рынки в городе Бузулуке;
- производить сельскохозяйственную продукцию, в отношении которой могут проводиться закупочные и товарные интервенции;
- повышать качество производимого зерна за счет приобретения элитных семян и внесения минеральных удобрений.
Развитие конкуренции в сфере розничной торговли
Администрация Бузулукского района проводится организационная работа по созданию условий для развития конкуренции в сфере торговли. Ежегодно возрастает показатель обеспеченности населения торговыми площадями: в 2010 году - 3493,5 кв. м., в 2011 году - 3888,0 кв. м.
В настоящее время в Бузулукском районе работает: 146 магазинов, имеющих торговую площадь 3778,1 кв. м, из них: 55 - реализуют продтовары (1096,3 кв. м), 77 - смешанные товары (2302,1 кв. м), 14 - непродовольственные товары (344,2 кв. м).
В 2010 году на территории района открылись 2 магазина "Магнит" сетевой торговли в п. Колтубановский и п. Красногвардеец.
На территории муниципальных образований проводятся ярмарки "выходного дня", на которых сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляется возможность самостоятельно реализовывать произведенную продукцию. Торговые места на ярмарках предоставляются всем желающим. За 2010 год проведено 85 таких ярмарок.
В Бузулукском районе развита инфраструктура потребительского рынка, обеспеченная различными формами организации торговой деятельности (торговые сети, магазины "шаговой доступности", ярмарки "выходного дня"), В настоящее время в отрасли наблюдается дефицит и недостаточная квалификация кадров. Недостаток трудовых ресурсов отмечается в низшем и среднем звеньях: продавцы, кассиры, руководители отделов. Решение данной проблемы возможно путем переподготовки и повышения квалификации кадров, проведения обучающих семинаров, корпоративных тренингов внутри торговых сетевых компаний.
Развитие торговли в Бузулукском районе сдерживает ряд факторов: недостаток собственных финансовых средств; высокий уровень налогов, арендной платы тарифов на энергоносители и коммунальные услуги; высокий процент кредитной ставки; значительные транспортные расходы; недостаточная платежеспособность населения. Для поддержки и стимулирования развития сферы торговли необходима реализация комплекса мер, направленных на дальнейшее развитие торговой инфраструктуры и решение отраслевых проблем.
Развитие конкуренции в сфере строительства
На территории Бузулукского района работает около десятка строительных организаций.
В 2009 - 2010 годах в условиях мирового финансового кризиса наблюдалось снижение объемов выполненных строительно-монтажных работ. Темпы жилищного строительства увеличились по сравнению с 2008 годом. Так в 2008 году объем ввода жилья за счет всех источников финансирования составил 6456,5 кв. м, в 2009 году - 6787,1 кв. м, в 2010 году - 8670,5 кв. м. Это обусловлено капитальными вложениями в обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой, подготовкой исходно-разрешительной и проектно-сметной документации.
Администрация Бузулукского района активно участвует в областных и федеральных программах. Так, например, в 2011 году по областной целевой программе "Обеспечение населения Оренбургской области питьевой водой" на 2011 - 2016 годы ведется строительство хозяйственно-питьевого водоснабжения в пос. Колтубановский. Работы планируются продолжить в 2012 - 2014 годах. По федеральной и областной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" в 2010 году осуществлялось строительство газопровода к 90 жилым домам по ул. Половой с. Палимовка. В 2011 году по этой же программе производится реконструкция существующего водопровода в с. Елшанка Первая, которая продлится в ближайшие годы.
В 2007 - 2008 гг. разработан и прошел необходимые согласования на различных уровнях "Эскизный вариант проекта планировки жилых районов в пос. Искра" и на его основании разработан и также прошел необходимые согласования "Проект планировки жилых районов в пос. Искра" (софинансирование из областного и местного бюджетов). По данному вопросу прошли публичные слушания.
В 2008 году выполнены инженерно-геологические изыскания под наружные инженерно-коммуникационные сети жилых районов I и II очередей застройки.
В 2009 году разработана и прошла Промэкспертизу проектно-сметная документация на внутрипоселковые газопроводные сети низкого давления 1-й очереди застройки и проектно-сметная документация на подводящий газопровод высокого давления (финансирование на оба объекта - из местного бюджета).
В 2009 году разработана и сдана к прохождению Госэкспертизы проектно-сметная документация на внутрипоселковые водопроводные сети 1-й очереди застройки (финансирование также из местного бюджета).
В августе 2010 года администрация района с ОАО "МРСК Волги" - "Оренбургэнерго" заключила договор на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, необходимый для дальнейшего проектирования сетей электроснабжения.
По мере изыскания денежных средств будет выполнена проектно-сметная документация на строительство водозабора и очистных сооружений. Площадки под них изысканы.
Однако ситуация в строительном комплексе остается достаточно сложной. Отчасти это объясняется и недостаточной конкуренцией на строительном рынке Бузулукского района.
Участвуя в программах, администрация района привлекает федеральные и областные финансовые средства. Проводятся аукционы, конкурсы, что благоприятно сказывается на конкуренции, соответственно увеличиваются темпы и качество строительно-монтажных работ.
Развитию добросовестной конкуренции в Бузулукском районе способствует деятельность саморегулирующих организаций (НП "Альянс строителей Оренбуржья" и НП "Альянс проектировщиков Оренбуржья"), созданных в Оренбургской области. У организаций, вступивших в СРО, повышается ответственность за качество и безопасность работ. Кроме того, ограничивается присутствие "недобросовестных" исполнителей на территории района.
Среди факторов, препятствующих развитию конкуренции в строительном комплексе Бузулукского района, также является недостаточность земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой, высокая плата за технологическое подключение к электрическим, газовым сетям, системам тепло- и водоснабжения, длительность процедуры присоединения.
Развитие конкуренции в сфере здравоохранения
Администрация Муниципального учреждения здравоохранения "Бузулукская центральная районная больница" имеет такое наименование с 04 сентября 2001 года. Учредителем Учреждения является муниципальное образование Бузулукский район. Учреждение является некоммерческой организацией.
Предметом деятельности Учреждения является оказание амбулаторной и стационарной медицинской помощи.
Учреждение осуществляет следующие виды деятельности:
- медицинскую деятельность;
- фармацевтическую деятельность;
- деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах";
- деятельность, связанную с оборотом психотропных веществ, внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах".
В учреждении формирование конкурентных отношений затронуло родовспоможение в рамках программы родовых сертификатов. Качественные услуги позволяют учреждению привлечь большее число родовых сертификатов и, соответственно, больше финансов на расходные материалы, лекарственные препараты, заработную плату персоналу. Общий объем финансовых сегментов за 2011 год оценивается в 894 000,00 рублей, в том числе 637 280,00 рублей - на заработную плату медицинскому персоналу.
В качестве механизма конкуренции в последнее время получил развитие аутсорсинг бюджетных учреждений, то есть лечебные учреждения покупают услуги путем проведения конкурса и торгов. Это позволяет нам не заниматься несвойственными учреждению видами деятельности (охрана).
Внедрение одноканального финансирования приведет к развитию конкуренции между страховыми компаниями, а также между медицинскими учреждениями.
МУЗ "Бузулукская ЦРБ" занимается фармацевтической деятельностью и имеет в своем составе 1 аптеку и 46 филиалов, которые занимаются розничной торговлей аптечными препаратами.
Основными факторами, сдерживающими развитие конкуренции в сфере здравоохранения, являются:
- недостаточная и неравномерная технологическая оснащенность медицинских учреждений (неравные конкурентные условия различных медицинских учреждений);
- транспортная доступность населения до центральных районных больниц и высокотехнологичных медицинских центров;
- недостаточное развитие сектора малого бизнеса в здравоохранении.
Развитие конкуренции в сфере информационно-коммуникационных технологий и связи
Отрасль информационно-коммуникационных технологий и связи остается наиболее динамично развивающейся сферой экономики, в том числе и на территории Бузулукского района.
Росту объема доходов способствуют увеличение спроса на рынке телекоммуникаций и возможность альтернативного выбора той или иной услуги связи.
Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" предусмотрено обеспечение равных условий конкуренции организациям связи, независимо от форм собственности.
В соответствии с лицензиями Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций услуги на территории района оказывают 116 операторов связи по 278 лицензиям на различные виды деятельности в области связи. Операторы связи по видам услуг распределены следующим образом:
междугородная и международная телефонная связь на рынке Оренбургской области представлена 2 операторами, крупнейшие из них - ОАО "Ростелеком";
внутризоновая телефонная связь представлена 5 операторами - ОАО "ВолтаТелеком", ОАО "РТЦ-Оренбург", ОАО "ВымпелКоммуникации", ОАО "МегаФон", ОАО "МТС";
местная телефонная связь представлена оператором ОАО "ВолгаТелеком";
подвижная (сотовая) связь представлена 4 операторами - ОАО "ВымпелКоммуникации", ОАО "МТС", ЗАО "Оренбург-GSM", ОАО "МегаФон";
услуги доступа в сеть Интернет предоставляют 4 оператора - ОАО "ВолгаТелеком", ОАО "ВымпелКоммуникации", ОАО "МТС", ОАО "МегаФон";
почтовая связь представлена 2 операторами - ФГУП "Почта России", ООО "СПСР-Экспресс".
Изменился основной принцип взаимоотношений абонентов с операторами связи - появилась возможность самостоятельного выбора услуг местной, междугородной, подвижной связи, почтовой связи, доступа в сеть Интернет, кабельного телевидения, сети передачи данных и других видов связи.
Важнейшими факторами развития конкуренции являются открытость и доступность информации о тарифах, наличие технической возможности перехода от одного оператора связи к другому, привлекательность услуги по качеству и цене.
Количественным показателем обеспеченности телефонами фиксированной связи жителей области является плотность телефонных аппаратов на 100 человек населения, которая составляет 16 аппаратов.
Взаимные претензии операторов регулируются нормативными правовыми документами, определенными Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" и принятыми федеральными органами. Кроме того, по некоторым видам услуг, оказываемых субъектами естественных монополий (ОАО "ВолгаТелеком", ОАО "Ростелеком"), тарифная политика регулируется Федеральной службой по тарифам.
Рынок информационно-коммуникационных технологий и связи имеет высокий уровень конкуренции. Вместе с тем существует ряд факторов, препятствующих развитию конкуренции на этом рынке:
наличие недобросовестной конкуренции на рынке информационно-коммуникационных технологий;
монополистическая конкуренция в некоторых сегментах рынка услуг;
недостаточно высокий уровень платежеспособного спроса на продукты и услуги информационно-коммуникационных технологий, невысокий уровень инвестиций в нематериальные активы;
низкий уровень компетенции руководителей в практике применения решений в сфере информационно-коммуникационных технологий для повышения эффективности управления;
присутствие незаконного использования объектов интеллектуальной собственности.
Развитие конкуренции в сфере жилищно-коммунального комплекса
В сфере жилищно-коммунального хозяйства района работают 11 организаций, 10 обществ с ограниченной ответственностью и других организаций. Все взаимоотношения с частным бизнесом строятся на арендных принципах. В жилищно-коммунальный комплекс Бузулукского района входит РМУП ЖКХ Бузулукского района, обслуживающее 80% населения района.
Развитию конкуренции в жилищной сфере способствует то, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации собственники помещений многоквартирных домов должны сами выбирать способ управления домом и управляющую организацию.
В настоящее время в 86 процентов многоквартирных домов Бузулукского района собственники помещений выбрали способ управления, из них: 36 процентов - управляющей организацией, 9 процентов - товариществом собственников жилья, жилищными или жилищно-строительными кооперативами.
В области товарищество собственников жилья является одним из самых эффективных способов управления жилыми домами. Эти формы позволяют создавать конкурентную среду и привлечь к процессу самих жильцов, что дает возможность эффективнее использовать средства, значительно улучшать содержание и сохранность жилищного фонда.
Как показала практика работы жилищно-коммунального комплекса Бузулукского района, только долгосрочная передача муниципального имущества частным фирмам может дать ожидаемые результаты.
Заключение долгосрочных договоров аренды или концессии дают предприятиям возможность провести работу по структурной реорганизации, внедрять новые технологии при реконструкции сетей и сооружений, проводить мониторинг прямых и косвенных затрат с целью снижения непроизводительных расходов. Все это гарантирует качественное и бесперебойное предоставление коммунальных услуг потребителям. При этом муниципальные объекты коммунальной инфраструктуры, находясь в управлении частных операторов, остаются муниципальной собственностью.
Муниципалитет не принимает прямого участия в хозяйственной деятельности указанных коммунальных предприятий, но сохраняет законодательно установленные функции контроля как за поставкой коммунальных услуг потребителям, так и за использованием и модернизацией муниципального имущества, переданного в долгосрочную аренду. С каждым предприятием разрабатывается порядок взаимодействия в части мониторинга производственных и инвестиционных программ, участия предприятий в федеральных и областных целевых программах в целях модернизации и реконструкции коммунальной инфраструктуры, в работе по тарифообразованию и софинансированию инвестиционных программ предприятий из бюджетов всех уровней.
Основными проблемами в работе жилищно-коммунального хозяйства области являются высокая затратность отрасли, связанная с изношенностью основных фондов, недостаточный уровень качества предоставляемых услуг.
Для решения этих проблем необходимо привлечение в жилищно-коммунальный комплекс конкурентоспособных частных компаний.
Развитие конкуренции в сфере пассажирских городских и междугородных перевозок
В Бузулукском районе открыто: 41 регулярный пригородный и междугородный маршрут, 20 внутрипоселковых маршрутов, на которых работает 15 автобусов, в том числе муниципального транспорта - 36 единиц.
На территории Бузулукского района действует 3 регулярных автобусных маршрута между субъектами Российской Федерации, связывающих города области с другими регионами Российской Федерации, в города: Тольятти, Бугуруслан, Набережные Челны, Уральск.
Всего в сфере автомобильных пассажирских перевозок работает 67 перевозчиков различных организационно-правовых форм.
Кроме муниципального транспорта, существуют 5 индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию по перевозке пассажиров на территории района и утвержденные маршруты движения пассажирского транспорта, 14 индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку пассажиров между районными центрами области (Бугуруслан, Грачевка, Курманаевка).
Рынок услуг в сфере пассажирских городских и междугородных перевозок является конкурентным.
3. Основная цель и задачи Программы
Целью Программы является создание конкурентной среды на рынках товаров и услуг Бузулукского района, а также благоприятных условий для ведения бизнеса, обеспечивающих равный доступ к ограниченным ресурсам, состязательность хозяйствующих субъектов и создание экономически эффективных условий для обеспечения потребностей населения и организации в товарах и услугах. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач: создание условий для равного доступа потребителей и производителей к информации о ведении бизнеса, состоянии товарных рынков, о ценовых индикаторах;
развитие рыночной инфраструктуры и оптимальное размещение объектов товарных рынков, обеспечивающее доступность товаров и услуг на всей территории района;
формирование максимально прозрачной конкурсной системы размещения муниципальных заказов. В результате проведенного анализа на товарном рынке района запланировано решение следующих актуальных задач по развитию конкуренции:
Агропромышленный комплекс:
устранение барьеров для входа на рынок новых сельхозтоваропроизводителей; развитие взаимодействия, сотрудничества производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции.
Розничная торговля:
обеспечение конкурентной среды на потребительском рынке, обеспечение равных условий доступа всех хозяйствующих субъектов на потребительский рынок;
развитие торговой инфраструктуры (строительство новых торговых объектов).
Здравоохранение:
привлечение в установленном законодательством порядке частных учреждений здравоохранения к участию в реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам на территории района бесплатной медицинской помощи;
развитие системы доступа субъектов предпринимательства и населения к информации об организации здравоохранения в районе и планах по его реформированию;
развитие государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения.
Жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ):
обеспечение участия граждан в управлении жилищной сферой;
стимулирование развития рынка услуг энергосервисных, управляющих компаний, обеспечение привлечения частного капитала и малых предприятий в сферу ЖКХ.
Транспортные перевозки:
обеспечение равного доступа и условий работы перевозчиков всех форм собственности, совершенствование системы регулирования рынка городских, пригородных и междугородных перевозок.
4. Система программных мероприятий
Перечень мероприятий представлен в приложении к настоящей Программе и включает следующие основные направления:
а) мероприятия, направленные на организацию сбора о потребительских рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей;
б) меры по повышению информационной прозрачности деятельности органов местного самоуправления Бузулукского района.
Настоящая Программа действует в целях обеспечения населения района качественными продуктами питания по доступным, экономически обоснованным ценам и развития конкуренции на продовольственном рынке.
5. Ожидаемые результаты реализации Программы и индикаторы развития конкуренции в Бузулукском районе
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
а) выработка комплекса мер по интенсификации конкуренции;
развитие конкурентной среды и предотвращение монополизации приоритетных товарных рынков в Бузулукском районе;
б) развитие малого и среднего предпринимательства в районе;
в) повышение конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей на основе финансовой устойчивости, модернизации инфраструктуры.
6. Организация управления и контроль за ходом реализации Программы
Контроль и управление за реализацией Программы осуществляются заместителем главы администрации района по экономическим вопросам. Для обеспечения контроля и оценки эффективности реализации Программы администрация Бузулукского района обеспечивает мониторинг и анализ хода реализации Программы и в установленном порядке представляет отчеты и доклады о выполнении программных мероприятий, достижении целевых индикаторов и показателей эффективности Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.