Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению администрации
муниципального образования
Бузулукский район Оренбургской области
от 10 октября 2011 г. N 1274-п
Муниципальная целевая программа
"Развитие торговли в Бузулукском районе" на 2012 - 2014 годы
(далее - Программа)
Паспорт Программы
Наименование Программы - Муниципальная целевая программа "Развитие торговли в Бузулукском районе" на 2012 - 2014 годы.
Основание для разработки Программы - Распоряжение главы муниципального образования Бузулукский район от 10.10.2011 г. N 355 "Об образовании рабочей группы по разработке муниципальной целевой программы "Развитие торговли в Бузулукском районе" на 2012 - 2014 годы.
Муниципальный заказчик Программы - органы местного самоуправления муниципальных образований района, структурные подразделении администрации Бузулукского района.
Основные разработчики Программы - рабочая группа по разработке Программы, отдел экономики администрации Бузулукского района, иные исполнители Программы определяются.
Исполнители Программы - администрация Бузулукского района, организации торговли и индивидуальные предприниматели.
Цель и задачи Программы - развитие сферы торговли с целью наиболее полного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах торговли.
Задачами программы являются:
- содействие торговой деятельности и создание благоприятных условий для ее развития;
- удовлетворение потребностей населения в качественных товарах и услугах.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы - повышение индекса физического объема оборота розничной торговли;
- увеличение оборота розничной торговли на душу населения;
- увеличение обеспеченности населения района площадью торговых объектов.
Срок реализации Программы - 2012 - 2014 годы.
Механизм реализации - Программа реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями (приложение к программе).
Объемы и источники финансирования Программы - общий объем финансирования по Программе составляет прогнозно - 6925,6 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 6579,2 тыс. рублей, бюджет района - 346,4 тыс. рублей.
Финансирование Программы за счет средств областного бюджета осуществляется в пределах объемов средств, предусмотренных на эти цели в законе об областном бюджете на соответствующий год. В качестве дополнительных источников финансирования могут быть привлечены средства областного бюджета, российских кредитно-финансовых организаций, внебюджетных финансовых источников, организаций и индивидуальных предпринимателей.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности - ежегодное повышение индекса физического объема оборота розничной торговли до 5,0 процента: 2012 год - 105,5 процента, 2013 год - 105,3 процента, 2014 год- 106,0 процента;
ежегодное увеличение оборота розничной торговли на душу населения: 2012 год - 11926 рубля, 2013 год - 13205 рублей, 2014 год - 14610 рублей;
обеспеченность населения района площадью торговых объектов в 2014 году - 139,5 кв. метров на 1000 жителей.
Организация управления и системы контроля за исполнением Программы - Управление за исполнением и контроль за ходом реализации программы осуществляет заместитель главы администрации района по экономическим вопросам.
1. Характеристика торговой отрасли и обоснование проблемы
Реализация на территории Бузулукского района программы разработана во исполнение статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Торговля на протяжении последних лет является динамично развивающейся отраслью экономики Бузулукского района. В настоящее время в сфере торговли трудятся свыше 205 человек.
За последние годы в сфере торговли на территории муниципального района происходят позитивные количественные и качественные изменения.
На 1 января 2011 года количество действующих на территории муниципального района торговых объектов составило 154 единицы, в том числе 54 - продовольственных, 84 - смешанных, 14 - непродовольственных.
Оборот розничной торговли за 2010 год по району составил 279,7 млн рублей (107,5% в сопоставимых ценах к 2009 году).
Обеспеченность населения муниципального района площадью торговых объектов на 1 января 2011 года составила 437,1 кв. м. на 1 тыс. жителей. При достаточно высоком показателе имеет место неравномерность размещения торговых объектов в разрезе поселений и внутри городского поселения. Существует проблема обеспечения доступности торговых объектов для лиц с ограниченными возможностями.
В настоящее время отдельные показатели, характеризующие состояние розничной торговли на территории муниципального района, приобретают тенденцию к снижению.
На протяжении последних лет наблюдается положительная динамика оборота розничной торговли.
Для увеличения показателя оборота розничной торговли на душу населения, кроме повышения уровня доходов населения муниципального района в целях увеличения покупательной способности, необходимо способствовать развитию конкуренции на потребительском рынке района.
С 2010 года в п. Красногвардеец и п. Колтубановском проводятся ярмарки "выходного дня".
Необходимо дальнейшее развитие розничных рынков с расширением на них торговли продукцией сельхозтоваропроизводителей напрямую потребителям, минуя посредников, в целях обеспечения населения муниципального района продукцией высокого качества по доступным ценам.
К перспективным направлениям развития торговой деятельности на территории района относятся следующие:
- реализация инвестиционных проектов, направленных на строительство новых объектов торговой инфраструктуры;
- оптимизация размещения торговых объектов, повышение эффективности их деятельности;
- стимулирование деловой активности торговых предприятий путем организации и проведения выставок, ярмарок, иных мероприятий организационного характера.
В ходе реализации Программы целевые показатели могут быть по достигнуты вследствие неблагоприятных внешних и внутренних условий развития экономики (рост инфляции, падение денежных доходов населения, рост безработицы, сокращение инвестиционного спроса).
В настоящее время в отрасли наблюдается дефицит и недостаточная квалификация кадров. Недостаток трудовых ресурсов отмечается в низшем и среднем звеньях: продавцы, кассиры, руководители отделов. Решение данной проблемы возможно путем переподготовки и повышения квалификации кадров, проведения обучающих семинаров, корпоративных тренингов внутри торговых сетевых компаний.
Развитие торговли в Бузулукском районе сдерживает ряд факторов:
- недостаток собственных финансовых средств;
- высокий уровень налогов, арендной платы тарифов на энергоносители и коммунальные услуги;
- высокий процент кредитной ставки;
- значительные транспортные расходы;
- недостаточная платежеспособность населения.
Для поддержки и стимулирования развития сферы торговли необходима реализация комплекса мер, направленных на дальнейшее развитие торговой инфраструктуры и решение отраслевых проблем.
Реализация Программы будет способствовать выполнению задач, определенных Стратегией развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России N 422 от 31 марта 2011 года, и позволит наиболее полно удовлетворять потребности населения района в товарах и услугах, обеспечить их экономическую и физическую доступность, улучшить торговое обслуживание сельских жителей.
2. Цель и задачи Программы
Реализация государственной политики в области торговой деятельности в целях создания условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары по доступным ценам в пределах территориальной доступности, обеспечения прав потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров.
Создание на территории района современной торговой инфраструктуры, основанной на принципах достижения установленных нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов, равномерное и цивилизованное развитие различных форм торговой деятельности.
Создание организационно-экономических условий для эффективной деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, по удовлетворению потребностей населения района в товарах и услугах, а также потребностей в реализации потребителям производимой продукции.
Формирование конкурентной среды.
Развитие розничных рынков, как одного из основных путей по расширению возможностей реализации продукции сельхозтоваропроизводителей напрямую потребителям, в целях обеспечения населения района качественной продукцией по доступным ценам.
Повышение качества обслуживания населения района.
Поощрение организаций торговли, достигших высоких показателей в сфере торговли, распространение положительного опыта ведения торговой деятельности.
3. Перечень мероприятий Программы
Программа включает в себя разделы, в которых определены мероприятия, направленные на достижение поставленной цели.
Мероприятиями предусмотрено проведение мониторинга состояния торговой отрасли с целью оптимизации и формирования современной торговой инфраструктуры, обеспечение экономической и территориальной доступности товаров и услуг торговли населению района.
Для решения задачи содействия торговой деятельности и создания благоприятных условий для ее развития в Программе предусмотрены мероприятия по совершенствованию государственной координации и правового регулирования в сфере торговли и развитию торговой инфраструктуры.
Перечень программных мероприятий приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.
Мероприятия раздела 1. Развитие торговой инфраструктуры потребительского рынка.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду мероприятия раздела 2
Этот раздел предусматривает проведение мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры потребительского рынка в Бузулукском районе.
Срок проведения - 2012 - 2014 годы.
Финансирования мероприятия не потребуется.
Результативность - проведение анализа состояния сферы торговли, оказание муниципальным образованиям методической и консультативной помощи, разработка и принятие органами местного самоуправления муниципальных программ развития торговли.
Задача 2. Удовлетворение потребностей населения в качественных товарах и услугах торговли.
Мероприятия раздела 3. Обеспечение экономической и территориальной доступности товаров и услуг торговли для населения района.
Предоставление субсидий из областного бюджета на осуществление расходов, связанных с возмещением стоимости горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ) при доставке автомобильным транспортом социально значимых товаров в отдаленные, труднодоступные и малонаселенные пункты.
Мероприятие предусматривает организацию по доставке основных продовольственных товаров в отдаленные, труднодоступные и малонаселенные пункты Бузулукского района с использованием средств местных бюджетов и субсидий из областного бюджета на возмещение стоимости ГСМ при доставке этих товаров организациям торговли и индивидуальным предпринимателям, привлекаемым к организации торгового обслуживания.
Порядок предоставления субсидии на возмещение транспортных расходов по доставке социально значимых товаров в отдаленные, труднодоступные, малонаселенные пункты разрабатывается министерством.
В соглашении о предоставлении субсидии муниципальному образованию на софинансирование расходов, связанных с возмещением стоимости ГСМ при доставке социально значимых товаров в отдаленные, труднодоступные и малонаселенные пункты, предусматривается:
- целевое назначение субсидии;
- сведения о размере субсидии, предоставляемой муниципальному образованию;
- сведения об объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных в местном бюджете на соответствующий финансовый год на возмещение стоимости ГСМ при доставке социально значимых товаров в отдаленные, труднодоступные и малонаселенные пункты, исходя из установленного уровня софинансирования;
- обязательство муниципального образования обеспечить достижение целевых показателей в результате реализации Программы;
- показатели эффективности использования субсидий из областного бюджета;
- порядок осуществления контроля за соблюдением условий, установленных для предоставления и расходования субсидии;
- порядок, форму и сроки представления отчетности об осуществлении расходов местного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия;
- порядок приостановления и прекращения предоставления субсидии в случае нарушения органами местного самоуправления условий и обязательств, предусмотренных указанным соглашением;
- иные условия, определяемые по соглашению сторон в рамках действующего законодательства.
Срок реализации мероприятия - 2012 - 2014 годы.
Для финансирования мероприятия потребуется прогнозно - 2197,6 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета 2087,7 тыс. рублей, из бюджета муниципального образования - 109,9 тыс. рублей.
Результативность - организация тортового обслуживания жителей отдаленных, труднодоступных и малонаселенных пунктов Бузулукского района.
Мероприятие 3.4. Проведения на территории района ярмарок "выходного дня".
Срок реализации - 2012 - 2014 годы.
Финансирования мероприятия не потребуется.
Результативность - обеспечение населения района товарами по более низким ценам, ежегодное увеличение оборота розничной торговли на душу населения на 5,0 процента.
Мероприятия раздела 4. Поддержка и продвижение продукции местных товаропроизводителей на потребительском рынке.
Срок реализации - 2012 - 2014 годы.
Финансирования мероприятия не потребуется.
Результативность - продвижение сельскохозяйственной продукции на потребительский рынок района.
Мероприятие 4.1. Проведение выставочно-ярмарочных мероприятий.
Срок реализации - 2012 - 2014 годы.
Финансирования мероприятия не потребуется.
Эффективность проводимых выставочных мероприятий анализируется посредством анкетирования участников выставок.
Результативность - насыщение потребительского рынка района потребительскими товарами.
Мероприятия раздела 5. Повышение качества товаров и услуг.
Мероприятие 5.1. Мониторинг качества, безопасности пищевых продуктов на потребительском рынке.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2000 года N 883 "Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения" мониторинг проводится в целях предотвращения поступления на потребительский рынок и оборота на нем некачественной и опасной пищевой продукции.
Срок реализации 2012 - 2014 годы.
Финансирование мероприятия не потребуется.
Результативность - снижение доли товаров ненадлежащего качества на потребительском рынке области.
Мероприятие 5.2. Мониторинг объектов торговли, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции.
Срок реализации - 2012 - 2014 годы.
Финансирования мероприятия не потребуется.
Результативность - отсутствие фальсифицированной и нелегальной алкогольной продукции в розничной торговой сети.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета и бюджета муниципального образования.
Сумма финансирования ежегодно корректируется в соответствии с суммой средств, выделенных на соответствующие цели в каждый год реализации программы. Финансирование программных мероприятий за счет средств областного бюджета осуществляется в пределах сумм, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
В ходе реализации Программы объемы и источники их финансирования могут уточняться на основе анализа полученных результатов выполнения мероприятий, достижения целевых индикаторов с внесением изменений в Программу. Министерство при формировании перечня мероприятий в пределах годовой суммы средств может осуществлять перераспределение средств между мероприятиями Программы.
5. Организация управления и система контроля за исполнением Программы
Контроль и управление за реализацией Программы осуществляются заместителем главы администрации района по экономическим вопросам.
Для обеспечения контроля и оценки эффективности реализации Программы отдел экономики администрации района обеспечивает мониторинг и анализ хода реализации Программы и в установленном порядке представляет отчеты и доклады о выполнении программных мероприятий, достижении целевых индикаторов и показателей эффективности Программы.
6. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы
Выполнение системы намеченных мероприятий позволит усовершенствовать нормативную правовую базу для осуществления торговой деятельности, приведет к развитию инфраструктуры потребительского рынка. Это позволит увеличить индекс физического объема оборота розничной торговли до 5 процентов ежегодно (в 2012 году - 105,5 процента; в 2014 году - 106,0 процента), обеспеченность населения района площадью торговых объектов.
Принимая во внимание, что торговля является одной из сфер экономики, стимулирующих функционирование других отраслей (туризм, транспорт, связь, производство потребительских товаров, строительство и другие), реализация Программы будет способствовать укреплению и развитию экономики района, сохранению и созданию новых рабочих мест, увеличению финансовых поступлений в бюджеты всех уровней.
Социально-экономический эффект реализации Программы - создание условий для удовлетворения потребностей населения района в товарах и услугах торговли, повышение конкурентоспособности потребительских товаров.
Экологическое воздействие Программы оценивается как результат мероприятий, направленных на повышение уровня торгового обслуживания и соблюдение действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.
7. Оценка рисков Программы
Внешние риски:
- неблагоприятная природно-экологическая и санитарно-эпидемиологическая ситуация на территории Бузулукского района;
- стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации;
- изменения в законодательстве, регулирующем сферу торговой деятельности;
- значительный рост цен на тарифы и услуги, существенное увеличение налоговых платежей и другие экономические факторы;
- колебания рыночной конъюнктуры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.