Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к муниципальной программе
"Развитие системы образования
на территории муниципального
образования город Новотроицк
на 2015 - 2020 годы"
(с изменениями от 18 марта, 29 апреля,
10 сентября 2015 г.)
Постановлением администрации муниципального образования г. Новотроицк Оренбургской области от 10 сентября 2015 г. N 1735-п в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 4 июня 2015 г.
Паспорт подпрограммы
"Обеспечение доступности и качества дошкольного образования"
(далее - Подпрограмма N 1)
1. Характеристика состояния обеспечения доступности и качества дошкольного образования
В современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики, определено, что необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.
Подпрограмма N 1 разработана на основе анализа современного состояния образования муниципальном образовании город Новотроицка и определяет стратегические направления развития системы дошкольного образования на 2015 - 2020 годы. Анализ системы образования выявляет ряд положительных и отрицательных факторов, оказывающих прямое и косвенное влияние на процесс развития дошкольного образования в муниципальном образовании город Новотроицк.
Система дошкольного образования муниципального образования город Новотроицк представлена 36 образовательными учреждениями, реализующими основную общеобразовательную программу дошкольного образования, из них 35 - ДОУ, при МОАУ "Лицей N 1" организовано 11 дошкольных групп. ДОУ в муниципальном образовании город Новотроицк посещает 5 427 детей от 1,6 до 7 лет. Охват детей дошкольным образованием составляет 82% от общей численности дошкольников в муниципальном образовании город Новотроицк.
Большое внимание в течение последних пяти лет уделялось созданию благоприятных условий и обеспечению безопасности воспитанников. Результатами совместной деятельности педагогических коллективов, родителей и социальных партнеров можно считать:
- улучшение санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) дошкольных образовательных учреждений муниципального образования: к 1-й группе СЭБ отнесены 91,7% учреждений, ко 2-й группе СЭБ - 8,3%;
- укрепление материально-технической базы дошкольных учреждений;
- укрепление пожарной безопасности детских садов;
- своевременная подготовленность ДОУ к отопительному сезону, к началу нового учебного года. В последние годы уделяется должное внимание созданию условий для жизнедеятельности образовательных учреждений, однако, учитывая, что большинство учреждений были построены в 1960 - 1970 годы, проблема заключается в изношенности трубопроводов теплоснабжения и водоснабжения.
Реально оценивая ход выполнения комплекса мероприятий по реализации Концепции модернизации образования, необходимо обратить внимание на решение следующих проблем:
1. При наличии в муниципальном образовании широкой вариативности дошкольных образовательных учреждений сохраняется нехватка мест для детей, имеющих проблемы со здоровьем и развитием.
2. Для обеспечения государственных гарантий доступности дошкольного образования для всех слоев населения, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, требуется развитие и расширение видового разнообразия образовательных и иных услуг для детей, имеющих проблемы со здоровьем и развитием, детей-инвалидов.
3. Анализ возрастного ценза показывает, что в последние годы значительно возросло количество работников, достигших пенсионного возраста и продолжающих работать. В связи с этим актуальна проблема привлечения молодых педагогов. Введение новой системы оплаты труда, направленной на рост доходов педагогических работников и стимулирование достижения ими более качественных результатов, играет ключевую роль в повышении социального статуса педагога, привлечении в дошкольные учреждения молодых кадров.
4. С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) возникает потребность переподготовки педагогических кадров для работы в современных условиях.
5. Требует дополнительного оснащения предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС ДО в ДОУ муниципального образования на 55%.
6. В условиях превышения плановой наполняемости детей в группах ухудшаются показатели здоровья детей. Необходимо реализовывать комплекс мер по укреплению здоровья воспитанников ДОУ совместно с учреждениями здравоохранения.
7. Требует модернизации материально-техническая база дошкольных ДОУ:
- более чем в 50% ДОУ требуется проведение ремонта кровель;
- в целях обеспечения безопасности, во избежание травматизма среди детей и сотрудников необходима замена линолеума;
- детская мебель обветшала и не соответствует эргономическим, гигиеническим и эстетическим требованиям, что влечет за собой негативное воздействие на формирование опорно-двигательного аппарата у детей;
- в части ДОУ осветительные приборы не соответствуют установленным нормативам искусственной освещенности, что отрицательно влияет на зрение детей;
- в 10 ДОУ необходим ремонт теневых навесов;
- в 30 ДОУ необходимо частичное восстановление асфальтового покрытия, разрушенного при проведении аварийных работ на системах жизнеобеспечения;
- требует значительных финансовых вложений выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в ДОУ;
- изношенность систем тепло-и водоснабжения приводят к росту затрат на содержание систем жизнеобеспечения.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья функционируют 2 детских сада компенсирующего вида, 11 - комбинированного вида. В ДОУ муниципального образования имеется выстроенная система психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями и особыми образовательными потребностями. Но в настоящий момент отмечается тенденция к увеличению данной категории детей, что вызывает потребность внедрения альтернативных форм коррекционной помощи детям данной категории и их родителям, не посещающим детские сады (лекотеки, инклюзивное образование, консультативные пункты, группы кратковременного пребывания, дистанционное обучение, организация обучения на дому).
Изучение социального запроса субъектов образовательного процесса позволило выявить отсутствие потребности в группах кратковременного пребывания в функционирующих ДОУ.
Кадровая обеспеченность системы дошкольного образования муниципалитета - одно из приоритетных направлений деятельности управления образования и учреждений образования.
Качество образовательных услуг напрямую зависит от качественных характеристик педагогических кадров. Формальными показателями оценки кадрового потенциала являются уровень образования, стаж работы и наличие квалификационной категории у педагогов образовательных учреждений.
В системе повышения квалификации педагогических работников активно используются внешние и внутренние ресурсы:
- Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Оренбургского государственного университета;
- конкурсное движение;
- организация городских творческих площадок на базе ДОУ.
Система дошкольного образования муниципального образования город Новотроицк обеспечена узкими специалистами: учителями-дефектологами, учителями-логопедами, музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре, что составляет 18% от общей численности педагогического состава.
Анализ научно-методических ресурсов муниципальной системы дошкольного образования показал, что в 100% ДОУ имеется основная общеобразовательная программа, структура которой требует приведения в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО (вариативная часть)).
Программно-методическое обеспечение основной общеобразовательной программы (инвариантная и вариативная часть) не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям (таблица).
Показатели на начало 2013 - 2014 учебного года |
в % |
Наличие основной общеобразовательной программы дошкольного образования |
100 |
Программно-методическое обеспечение первой (инвариантной) части основной общеобразовательной программы (программы по направлениям развития ребенка-дошкольника) |
100 |
Программно-методическое обеспечение второй части (части, формируемой участниками образовательного процесса) основной общеобразовательной программы (авторские программы по направлениям развития ребенка-дошкольника) |
85 |
Программы учебные и учебно-методические пособия, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. |
80 |
Соблюдение требований ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования |
60 |
В ходе анализа качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО были выявлены следующие особенности. В образовательных учреждениях реализуется личностно ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников (88%), происходит пересмотр содержания дошкольного образования в соответствии с образовательными областями (30%). Однако по-прежнему отмечается наличие трудности в организации детской деятельности по принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей (игровая, совместная партнерская деятельность, самостоятельная) - 95%. Сохраняется ориентир на предметное обучение, обеспечивающее специальную готовность детей к школе. В связи с переуплотнением групп нарушается допустимая нагрузка на ребенка по СанПиН, что приводит к переутомлению и снижению качества дошкольного образования. Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ муниципального образования город Новотроицк показал недостаточность оснащения необходимым материалом и оборудованием в соответствии с ФГОС ДО.
Анализ материально-технического ресурса муниципальной системы дошкольного образования показал наличие специализированных помещений в дошкольных учреждениях: кабинеты педагогов-психологов, физкультурные залы, бассейны, методические кабинеты, музыкальные залы, изостудии, кабинеты учителя-логопеда. Из них на достаточном уровне оснащены методические кабинеты, музыкальные залы, кабинеты изобразительной деятельности.
Необходимо дополнительное оснащение спортивным оборудованием, развивающим материалом кабинетов учителей-логопедов.
С целью обеспечения доступности, открытости, обмена информацией, создания электронной базы диагностических данных необходимо оснастить автоматизированное рабочее место педагогов в 50% ДОУ. Во всех учреждениях на 01.09.2013 оборудовано автоматизированное рабочее место старшего воспитателя. В 44% учреждений созданы автоматизированные рабочие места для административного персонала, имеющего программное обеспечение.
В 45% ДОУ в образовательном процессе широко используются технические средства обучения: магнитофон, DVD-проигрыватель, видеомагнитофон, музыкальный центр, телевизор.
Современное состояние информационно-образовательной среды муниципальной системы дошкольного образования находится в стадии развития. В 95% ДОУ имеется доступ к сети Интернет. Информационные ресурсы широко используются педагогическими кадрами для диссеминации опыта работы учреждения и педагогов, создания и использования медиатеки в образовательном процессе, электронной базы данных детей дошкольного возраста, обмена информацией с использованием электронной почты, представления информации на сайте управления образования. В 55% ДОУ созданы сайты.
Мониторинг качества услуг дошкольного образования выявил, что 100% ДОУ имеют лицензию на образовательную деятельность.
Во всех ДОУ необходимо совершенствование системы мониторинга промежуточных и итоговых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.
2. Основные цели и задачи Подпрограммы N 1
Основной целью Подпрограммы N 1 является повышение доступности и качества дошкольного образования на территории муниципального образования город Новотроицк.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
1. Развитие инфраструктуры учреждений, обеспечивающих доступность образовательных услуг в сфере дошкольного образования.
2. Совершенствование организационных структур дошкольного образования, обеспечивающих воспитание и обучение детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ.
3. Обеспечение удовлетворенности населения доступностью услуг дошкольного образования.
4. Внедрение эффективных механизмов управления качеством дошкольного образования.
5. Совершенствование системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров для дошкольного образования, обеспечивающей распространение современных моделей доступного и качественного дошкольного образования.
6. Соблюдение законодательства при начислении платы за содержание ребенка в ДОУ.
7. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, развитие коррекционного образования.
8. Внедрение новых организационно-финансовых механизмов развития системы дошкольного образования муниципального образования город Новотроицк.
9. Создание благоприятных условий и обеспечение безопасности воспитанников и сотрудников ДОУ.
10. Обеспечение условий для бесперебойной жизнедеятельности ДОУ.
3. Сроки реализации Подпрограммы N 1
Срок реализации Подпрограммы N 1 - 2015 - 2020 годы.
Предусмотрено выделение двух этапов:
1. 2015 - 2016 гг. - внесение изменений в действующие нормативные правовые акты в связи с обновлением регулирующих документов по отдельным направлениям развития системы дошкольного образования (примерный регламент и порядок проведения оценки качества образовательных условий в ДОУ, направленных на развитие способностей, стимулирующих инициативность, самостоятельность и ответственность у детей дошкольного возраста; положение по стимулированию руководителей ДОУ, направленное на установление взаимосвязи между показателями качества предоставляемых муниципальных услуг учреждением и эффективностью деятельности руководителя ДОУ).
Приоритетным для данного периода является внедрение информационных технологий с целью родительского просвещения, презентация деятельности образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования.
2. 2016 - 2020 гг. - обновление и развитие материально-технической базы ДОУ муниципального образования, что позволит повысить социально-экономическую эффективность Программы и обеспечить 90% охват детей независимо от их места жительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья доступным и качественным дошкольным образованием, соответствующим ФГОС ДО. Объем финансирования за счет бюджета муниципального образования город Новотроицк.
Постановлением администрации муниципального образования г. Новотроицк Оренбургской области от 10 сентября 2015 г. N 1735-п раздел 4 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 4 июня 2015 г.
4. Объемы финансирования Подпрограммы N 1
Объемы финансирования за счет средств местного бюджета (тыс. руб.) с разбивкой по годам:
2 041 047,63 тыс. рублей, в том числе:
2015 год - 336 371,73 тыс. руб.;
2016 год - 336 536,15 тыс. руб.;
2017 год - 339 220,15 тыс. руб.;
2018 год - 342 973,20 тыс. руб.;
2019 год - 342 973,20 тыс. руб.;
2020 год - 342 973,20 тыс. руб.
Иных средств Программой не предусмотрено.
5. Перечень целевых индикаторов Подпрограммы N 1
Перечень целевых индикаторов Подпрограммы N 1 с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации представлен в Приложении N 1 к Подпрограмме N 1.
6. Перечень основных мероприятий Подпрограммы N 1
Перечень основных мероприятий Подпрограммы N 1 с указанием сроков их реализации и объемов их финансирования представлен в Приложении N 2 к Подпрограмме N 1.
7. Методика оценки эффективности Подпрограммы N 1
Оценка эффективности Подпрограммы N 1 проводится в соответствии с разделом V "Реализация муниципальных программ и оценка их эффективности" Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования город Новотроицк, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Новотроицк от 18 августа 2014 года N 1398-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования город Новотроицк".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.