Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Орского
городского Совета депутатов
от 30 августа 2011 г. N 14-178
Программа
комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Город Орск" на 2011 - 2015 годы
Паспорт программы
Наименование программы |
"Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Город Орск" на 2011 - 2015 годы" (далее - программа) |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; Федеральный закон от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г.N 190-ФЗ; Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"; Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Устав города Орска; решение Орского городского Совета депутатов от 24.12.2007 г. N 31-491/488 "Об утверждении Концепции развития города Орска до 2030 года и Стратегия развития города Орска до 2015 г."; решение Орского городского Совета депутатов от 04.02.2009 г. N 46-778 "Об утверждении генерального плана муниципального образования городского округа "Город Орск" |
Заказчик Программы |
Администрация города Орска |
Разработчики |
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Орска |
Руководитель Программы |
Заместитель главы администрации города по муниципальному хозяйству |
Основные цели и задачи Программы |
1. Обеспечение развития жилищного и промышленного строительства в городе Орске. 2. Строительство и модернизация системы коммунальной инфраструктуры города Орска. 3. Повышение качества предоставляемых коммунальных услуг потребителям. 4. Улучшение состояния окружающей среды, экологическая безопасность развития города, создание благоприятных условий для проживания горожан. 5. Энергосбережение и повышение энергоэффективности коммунального хозяйства |
Сроки реализации |
2011 - 2015 годы |
Основные направления Программы |
- развитие системы теплоснабжения; - развитие системы водоснабжения и водоотведения; - совершенствование существующей системы сбора, вывоза и утилизации ТБО; - снижение негативного воздействия твердых бытовых отходов на окружающую среду. |
Исполнители основных мероприятий |
УЖКХ ООО "Орск Водоканал", МУП "ОПТС" |
Организация контроля |
Контроль за реализацией программы осуществляет Орский городской Совет депутатов и администрация города Орска, а именно: - общий контроль - контроль сроков реализации программных мероприятий |
Ожидаемые результаты |
Модернизация и обновление коммунальной инфраструктуры города Орска; снижение эксплуатационных затрат; устранение причин возникновения аварийных ситуаций, угрожающих жизнедеятельности человека; улучшение экологического состояния городской окружающей среды; энергосбережение и повышение энергоэффективности |
Объемы и источники финансирования программы |
Объемы и источники финансирования программы определяются в соответствии с утвержденными инвестиционными программами |
2. Введение
Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Город Орск" на 2011 - 2015 годы (далее - программа) разработана на основе генерального плана города Орска, решение Орского городского Совета депутатов от 04.02.2009 г. N 46-778, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федеральным законом от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Уставом города Орска.
Программа является важнейшим инструментом реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и положений Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
В соответствии с действующим законодательством Орский городской Совет депутатов утверждает программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города, которая служит основанием для разработки инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Разработка Программы вызвана необходимостью освоения новых территорий для комплексного жилищного строительства, обеспечения ресурсосбережения, формирования рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для привлечения инвестиций, новых подходов к строительству жилых и социальных объектов, современной системы ценообразования, повышения эффективности градостроительных решений, развития конкуренции в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Программа в перспективе направлена на решение следующих основных задач:
- строительство и модернизация системы коммунальной инфраструктуры города Орска;
- повышение качества предоставляемых коммунальных услуг потребителям, обеспечение возможности наращивания и модернизации коммунальной инфраструктуры в местах существующей застройки для обеспечения целевых параметров улучшения их состояния и увеличения объемов жилищного строительства;
- улучшение состояния окружающей среды, экологическая безопасность развития города, создание благоприятных условий для проживания горожан;
- энергосбережение и создание эффективной системы тарифного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
3. Прогнозные показатели социально-экономического развития
3.1. Демографическое развитие города Орска
Среднегодовая численность постоянного населения муниципального образования г. Орск в 2009 году составила 249,4 тыс. чел, в 2010 году - 249,5 тыс. чел.
В последние годы сохраняется тенденция превышения смертности над рождаемостью в 1,2 - 1,5 раза. Наметившийся миграционный прирост в городе не перекрывает естественной убыли населения.
В 2010 году рождаемость увеличилась по сравнению с 2009 годом и составила 3050 чел., но смертность снижается более медленными темпами и по-прежнему опережает рождаемость на 850 чел., поэтому численность населения, с учетом миграционного прироста, в 2010 г. увеличилась на 115 чел. и составила 249,6 тыс. чел.
В 2011 - 2013 гг. прогнозируется дальнейшее увеличение рождаемости до 3-х тыс. чел. в год, но смертность будет снижаться более медленными темпами и по-прежнему опередит рождаемость на 835 - 805 чел. в год.
В 2011 - 2013 гг. прогнозируется миграционный прирост населения от 965 до 970 чел. в год значительно больше, чем 2008 - 2009 гг. за счет улучшающейся экономической ситуации в городе.
Численность населения в последующие три года практически останется на прежнем уровне, так как коэффициент смертности и миграции сохраняется на всем диапазоне прогноза.
3.2. Доходы населения
Баланс денежных доходов и расходов населения характеризует объем и источники денежных доходов населения, а также объем и структуру его денежных расходов.
В доходной части отражены все денежные доходы населения: оплата труда, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, поступления от продажи продукции сельского хозяйства, доходы от собственности в виде дивидендов, процентов по вкладам, доходы населения на вторичном рынке жилья, от предпринимательской деятельности, от продажи иностранной валюты и другие поступления денег от государственных, коммерческих и общественных предприятий, организаций и учреждений, находящихся на территории города.
Около 65% в доходной части баланса составляют основные показатели, характеризующие уровень жизни населения: оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, пособия и стипендии.
В 2010 году наблюдалась положительная динамика темпов роста вышеперечисленных показателей.
Денежные доходы населения города в 2010 году выросли по сравнению с 2009 годом на 10,2% и составили 39086,3 млн. руб., в том числе, доходы от предпринимательской деятельности выросли на 8,3%, оплата труда - на 5,1%, социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии) - на 35,0%.
Средний размер заработной платы за 2010 год составил 13844 рубля. По сравнению с 2009 годом среднемесячная заработная плата одного работающего выросла на 9,6%.
Несмотря на рост заработной платы, по-прежнему сохранялась разница в размере оплаты труда работникам по отраслям. Наиболее высокий уровень оплаты труда сложился в промышленности - 15398 руб., на транспорте и в сфере связи - 18510 руб., в строительстве - 13149 руб. Самый низкий - в сфере торговли и общественного питания - 12246 руб., что на 11,5% ниже среднемесячной заработной платы по городу.
По состоянию на 01.01.2011 г. просроченная задолженность по выплате заработной платы отсутствовала.
В 2010 году рост денежных доходов населения (110,2%) опережал рост потребительских цен (106,0%), что повлияло на увеличение реальных доходов населения на 104,4% к уровню 2009 года. В 2010 году денежные доходы населения на 1 жителя в месяц составили 13049,6 рублей и увеличились на 110,1% к уровню 2009 года.
В 2011 году денежные доходы населения города возрастут к уровню 2010 года на 108,2% и составят 42297,7 млн. руб., что связано с повышением темпа роста всех составляющих денежных доходов: доходов от предпринимательской деятельности (110,0%), оплаты труда (107,5%), социальных выплат (109,9%). В результате этого, с учетом инфляции (105,9%), реальные денежные доходы населения составят 102,2% к уровню 2010 года.
В 2010 году индекс потребительских цен оценивался в размере 106,0%, что ниже уровня 2009 года на 4,1 п.п. Замедление роста цен на товары и услуги связано с относительно низким ростом потребительских расходов населения города, а также с реализацией мер, принятых Правительством области, по регулированию роста цен и тарифов естественных монополий.
В 2011 - 2012 годах индекс потребительских цен сохранится практически на уровне 2010 года и прогнозируется в размере 105,9% в 2011 году и 106,0% в 2012 году. Темп роста потребительских цен в 2013 году понизится до 105,4%.
В последующие 2011 - 2013 годы денежные доходы населения города стабильно будут возрастать и достигнут к 2013 году по отношению к 2010 году 28% роста что будет соответствовать приросту реальных денежных доходов 13%.
Денежные доходы на душу населения в месяц возрастут к 2013 году к уровню 2010 года на 27,9% и составят 16686,5 млн. руб.
В расходной части баланса отражены все расходы населения, связанные с платежами в государственные и общественные организации, а также сбережения в форме вкладов и в ценных бумагах.
Основными расходами, около 70%, являются покупка товаров населением и оплата услуг. Кроме того, в расходной части баланса учтены обязательные платежи и добровольные взносы населения, прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах, расходы на покупку недвижимости, на приобретение иностранной валюты.
Денежные расходы населения в 2010 году составили 35054,1 млн. руб. и выросли против 2009 года на 10,4%.
Расходная часть баланса денежных доходов и расходов населения города в 2011 году составит 37934,9 млн. руб. или к уровню 2010 года 108,2%, что связано с увеличением всех его составляющих: покупки товаров и оплаты услуг, обязательных платежей и взносов, прироста вкладов в банках, приобретения недвижимости, валюты. Причиной тому послужат возросшие денежные доходы населения города.
К 2013 году вместе с денежными доходами населения возрастут и расходы: по отношению к 2010 году расходы вырастут на 28,0%.
В 2010 году эмиссионная позиция сложилась в сумме 4032,2 млн. руб. или 108,1% к уровню 2009 года.
В 2011 году уровень эмиссионной позиции составит 108,2% к 2010 году.
В 2012 - 2013 годах ожидается дальнейшее превышение денежных доходов населения над его расходами.
3.3. Жилищно-коммунальный комплекс
К системам коммунальной инфраструктуры города относятся объекты и сети в области тепло-, водоснабжения, водоотведения и объекты, используемые для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Основными задачами комплексного развития систем коммунального комплекса является обеспечение подключения объектов нового строительства к эксплуатируемым системам теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, повышение надежности работы и эксплуатационной безопасности существующих систем коммунальной инфраструктуры, повышение качества услуг, улучшение экологической ситуации на территории муниципального образования, достижение энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Важной задачей администрации города является определение баланса между стоимостью, качеством и объемами предоставляемых услуг.
Также в 2009 году, в целях расчета населения за фактически потребленные ресурсы, стимулирование конечных потребителей к экономии ресурсов, установления точности, достоверности и единства измерения в части потребляемых ресурсов постановлением главы города Орска от 18.02.2009 г. N 471-п утверждена ведомственная адресная программа "Поэтапная установка приборов коммерческого учета энергоресурсов на многоквартирные жилые дома города Орска на 2009 - 2011 годы".
Существующее положение в коммунальном хозяйстве города, в частности: физический и моральный износ, мощность и пропускная способность, сдерживают дальнейшее развитие города. Поэтому городская система инженерного обеспечения нуждается в постоянном развитии и модернизации.
4. Строительство
В последние несколько лет в городе прослеживалось стабильный рост жилищного строительства, так общий объем жилищного строительства в 2009 году вырос на 35% по сравнению с 2007 годом и 23% по сравнению с 2008 годом.
Проявления мирового финансового кризиса в значительной мере отразилось на отрасли строительства. В 2010 году на территории г. Орска сданы в эксплуатацию за счет всех источников финансирования 36 тыс. 632 м2, что составляет 54,9% к уровню 2009 года (66751 м2).
Динамика ввода жилья по годам на территории г. Орска
год |
Ввод жилья, кв. м |
|||
Всего |
ИЖС |
Многоквартирные жилые дома |
||
2007 |
43382 |
40147 |
11408 |
|
2008 |
51430 |
36911 |
14519 |
|
2009 |
66751 |
49334 |
17417 |
|
2010 |
36632 |
31268 |
5364 |
Общее количество построенного и введенного жилья за период с 2007 по 2010 год составляет порядка 198195 кв. м, среднегодовой ввод составил 49548,75 кв. м. В структуре нового строительства преобладает индивидуальное жилищное строительство. До 2012 года планируется ввести жилье (около 45000 кв. м общей площади).
Стабилизация этого показателя и его планомерное увеличение к 2015 году требует скоординированных действий по следующим направлениям:
- разработка документации по планировке территории на районы нового строительства и реконструкции жилого фонда;
- развитие всех систем инженерного обеспечения;
- развитие транспортной инфраструктуры - строительство и реконструкция улично-дорожной сети;
- обеспечение районов нового строительства объектами социальной инфраструктуры - детскими садами, школами, поликлиниками, с учетом демографической ситуации.
В городе ведется активная работа по привлечению инвестиций в жилищное строительство, внедряется система ипотечного кредитования, сформирована первоначальная правовая и нормативная база ипотеки. Однако высокие ставки по кредитам, неразвитость банковской системы, низкий уровень доходов населения сдерживают ее развитие.
К наиболее благоприятным для массового многоэтажного жилищного строительства относятся жилые районы Х-С микрорайона, VIII микрорайон п. ОЗТП, п. Нагорный, жилые кварталы вдоль ул. Крайняя.
Наиболее благоприятными для нового индивидуального жилищного строительства по комплексу природно-экологических условий являются территории, расположенные в п. ОЗТП, п. Нагорный, п. Мостострой.
В 2004 - 2010 годы ликвидация непригодного для проживания жилищного фонда проводилась в рамках подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". В 2010 году сформирован реестр многоквартирных жилых домов, на территории муниципального образования "Город Орск", претендующего на получение финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
В дальнейшем после сноса ветхого фонда данные территории возможно использовать под строительство домов по договору о развитии застроенной территории.
На основании анализа демографического развития города Орска, значительного увеличения численности населения в ближайшие годы не ожидается, в связи с чем, объемы твердых бытовых отходов, принимаемых городской свалкой для утилизации, останутся на прежнем уровне.
5. Существующая схема тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов
5.1. Теплоснабжение
Система теплоснабжения потребителей муниципального образования "город Орск" включает:
- централизованный источник с транспортом тепла через магистральные и распределительные тепловые сети (ОАО "Оренбургская теплогенерирующая компания" Орской ТЭЦ-1);
- централизованное теплоснабжение от отопительных котельных различной принадлежности с транспортом тепла через локальные тепловые сети, примыкающие к котельным.
Основная часть потребителей г. Орска получает тепловую энергию от Орской ТЭЦ-1 и котельных, находящихся на обслуживании МУП "ОПТС" через присоединенные магистральные и квартальные тепловые сети.
Теплоснабжение жилищного фонда и промышленных объектов города Орска осуществляется от 15 основных источников тепла: Орской ТЭЦ-1; четырех ведомственных котельных и 11 котельных находящихся в хозяйственном ведении МУП "ОПТС". Общая установленная мощность котельных составляет 400,1 Гкал/час, которые обеспечивают тепловой энергией отдельные районы города Орска, такие как: пос. Вокзальный, пос. Степной, пос. Геологов, пос. Новая Биофабрика, пос. Нагорный, пос. Первомайский, психиатрическую больницу г. Орска и район Старого города.
Существенно увеличилась протяженность тепловых сетей, находящихся в муниципальной собственности - почти в 5 раз по сравнению с 1990 г.
Суммарный объем тепловой энергии, отпущенный потребителям всех категорий в 2010 г. составил 1614,145 тыс. Гкал.
На балансе МУП "ОПТС" находятся магистральные трубопроводы протяженностью 283,48 км (в двухтрубном исполнении, износ составляет 85%).
В эксплуатации находится 32 центральных тепловых пункта, обеспечивающие горячее водоснабжение и распределение тепловой энергии на отопление по потребителям.
5.2. Водоснабжение
По принципу экологической, ландшафтной и градообразующей значимости главной водной артерией Восточного Оренбуржья и основным источником водоснабжения г. Орска является р. Урал и его притоки. Основным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения являются подрусловые воды р. Урал, на долю которых приходится 97% хозяйственно-питьевого водопотребления.
Единым поставщиком водоснабжения более 80% для населения г. Орска является ООО "Орск Водоканал".
В настоящее время основным источником водоснабжения г. Орска является Кумакский водозаборный узел, расположенный в левобережной и правобережной пойме реки Урал и на Новоказачьем участке выше города, вдали от жилой застройки, в наиболее благоприятных санитарных условиях.
Кумакский водозаборный узел занимает площадь 460 га зон санитарной охраны (в постоянном пользовании 27 га) состоит из 85 скважин, в том числе на правом берегу реки Урал - 25 скважины, на левом берегу - 35 скважины, на Новоказачьем участке - 25 скважин. Глубина скважин колеблется от 17 до 30 метров. Скважины оборудованы погружными насосами типа ЭЦВ 10-65-65 ЭЦВ 10-65-110.
На территории МО "город Орск" эксплуатируются 14 водозаборов с учетом поселковых, включенных в состав г. Орска.
Суммарная производительность водозаборов - 168,47 тыс. куб. м/сут.
Протяженность водопроводных сетей, находящихся на техническом обслуживании и в эксплуатации ООО "Орск Водоканал", составляет 576,36 км.
Износ водопроводных сетей - 66,7%.
Централизованным водоснабжением охвачено более 80% населения города Орска.
5.3. Водоотведение
В настоящее время в г. Орске эксплуатируется централизованная система водоотведения, которая по функциональной принадлежности является раздельной (не допускается прием ливневых стоков).
Очистка 80% хозяйственно-бытовых стоков осуществляется на очистных сооружениях г. Орска, находящихся на обслуживании ООО "Орск Водоканал".
Сточные воды формируются в основном хозяйственно-бытовыми стоками.
Объем промышленных стоков составляет не более 13,5% от общего объема водоотведения.
Протяженность канализационных сетей, находящихся на техническом обслуживании ООО "Орск Водоканал", составляет 371,61 км, из них магистральных - 107,76 км. Износ сетей достигает 62,5%.
Проектная мощность очистных сооружений составляет 93 - 103 тыс. куб. м/сут., введенная в эксплуатацию мощность - 103 тыс. куб. м/сут., средняя фактическая производительность - 83 тыс. куб. м/сут. Фактически они являются первой очередью комплекса городских очистных сооружений состоящих из 1-ой (действующей) и 2-ой (не действующей) очередей строительства.
Первая очередь очистных сооружений канализации г. Орска введена в эксплуатацию в 1969 - 1975 г. на ней, на сегодня производится очистка более 80% стоков города.
Действующие очистные сооружения города Орска принимают хозяйственно-бытовые стоки населения, предприятий и организаций города, производственные сточные воды ОАО "Орскнефтеоргсинтез", ЗАО "Завод синтетического спирта".
С 01.01.2009 года очистные сооружения приняты в муниципальную собственность города и переданы на обслуживание ООО "Орск Водоканал".
Производственные сточные воды по коллектору ОАО "Орскнефтеоргсинтез" и сточные воды от населения и организаций города подаются на очистные сооружения отдельными потоками и проходят разные ступени очистки. Для улучшения качества биологической очистки производственных сточных вод в качестве биогенной подпитки к ним подмешиваются прошедшие механическую очистку городские сточные воды. Сооружения для очистки промышленных сточных вод состоят из следующих ступеней очистки: усреднителя производственного стока V = 6000 м3, аэротенка-смесителя 1 ступени, двух радиальных вторичных отстойников 1 ступени д = 28 м, аэротенка 2 ступени и 4 радиальных вторичных отстойников 2 ступени д = 28 м. Сооружения очистки сточных вод от населения и организаций города состоят из: сооружений механической очистки, включающих в себя, здания решеток, 4 песколовок д = 6 м и 4 радиальных первичных отстойников д = 28 м.; аэротенков - четырех секционных, двухкоридорных, размером 112,5 х 36 х 5 м; двух радиальных вторичных отстойников д = 28 м и д = 30 м. После прохождения разных ступеней очистки все сточные воды смешиваются в резервуаре и подаются на сооружения доочистки сточных вод на фильтрах, затем в буферные пруды для обеззараживания хлором, далее по отводящему коллектору д = 1500 мм сбрасываются в р. Урал. Сырой осадок первичных отстойников и избыточный активный ил пропуская стадию сбраживания в метантенках подаются на иловые площадки.
Строительство второй очереди очистных сооружений начатое в 1985 году до настоящего времени не завершено. Проектная мощность второй очереди очистных сооружений 100 тыс. м3/сут. Часть зданий и коммуникаций второй очереди очистных сооружений на сегодня построены но не введены в эксплуатацию и не участвуют в производственном процессе очистки городских сточных вод (не действуют).
При этом, на сегодня, техническое состояние построенных, но не действующих в течение 20 лет сооружений сомнительно и требует экспертизы.
Действующие очистные сооружения (первой очереди) обеспечивают прием и очистку сточных вод до проектных концентраций, однако, в связи с незаконченным строительством 2-й очереди очистных сооружений и незавершенностью технологического процесса очистки, достигаемое качество очищенных стоков не соответствует современным нормативным требованиям, предъявляемым к воде, сбрасываемой в поверхностные водные объекты высшей рыбохозяйственной категории водопользования, каким является река Урал.
5.4. Утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов
Утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов, поступающих от потребителей города Орска, осуществляется организацией ООО "ЭЦЕЗИС".
В соответствии с распоряжением администрации города N 1093-р от 04.04.2003 г. обществу с ограниченной ответственностью "ЭЦЕЗИС" из земель поселений производственной зоны представлен в аренду земельный участок площадью 0,025 тыс. га, расположенным севернее поселка Победа в Октябрьском районе г. Орска на период с 31.03.2003 г. до 31.03.2013 г., для размещения городской свалки.
Городская свалка твердых бытовых отходов введена в эксплуатацию ориентировочно в 60 - 70 годы.
Вместимость объекта - 4 500,0 тыс. куб. м
Мощность объекта - 400 тыс. куб. м/год
Размещено всего отходов - 3 097,8 тыс. куб. м.
6. Существующие ключевые проблемы в тепло-, водоснабжении, водоотведении утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов
6.1. Теплоснабжение
В связи с тем, что передача источников тепла - котельных проходила от различных предприятий и ведомств города Орска без проведения на них необходимых работ, по приведению оборудования этих котельных в соответствие с требованиями нормативных документов и без финансового обеспечения, оборудование котельных морально и физически устарело.
Кроме того, магистральные трубопроводы находящиеся на балансе МУП "ОПТС" требуют ремонта и частичной замены, с применением предварительно изолируемых труб, позволяющие применить бесканальную прокладку трубопроводов, значительно сократить тепловые потери в окружающую среду и увеличить срок эксплуатации трубопроводов.
Оборудование центральных тепловых пунктов также требует ремонта и частичной замены (трубопроводы ГВС и отопления, замена кожухотрубных водоподогревателей на пластинчатые).
Достижение поставленных целей возможно при реализации мероприятий на тепловых сетях и источниках теплоснабжения. Централизованные источники тепла (Орская ТЭЦ-1) в настоящее время, в большем своём количестве, недогружены. Установленная мощность источников в разы превышает присоединённые нагрузки потребителей - это Орская ТЭЦ -1, котельные N 1, 2, 3, 6, 7, 12. Но уже не позволяет пропускная способность трубопроводов тепловых сетей дальнейшее развитие инфраструктуры города. Кроме того, на это повлияла разрегулировка внутридомовых систем теплоснабжения из-за неквалифицированного вмешательства отдельных структур коммунального хозяйства города.
Для обеспечения увеличения отпуска тепла потребителям от источников централизованного теплоснабжения Орской ТЭЦ -1, муниципальных котельных N 7, 1, 5, 6 есть два пути решения данной проблемы:
1. Увеличение производительности сетевых насосов на источниках тепла и увеличение диаметров тепловых сетей с целью компенсации повышенного расхода теплоносителя от источников тепла, что даст возможность дальнейшего присоединения новых строившихся объектов (неэкономичный вариант).
2. Приведение внутридомовых систем согласно действующих норм и правил - т.е. проведение обследования системы теплоснабжения города (энергоаудит), на основании чего выполнить регулировку внутридомовых систем теплоснабжения, наладить гидравлику городской системы теплоснабжения и в отдельных случаях увеличить диаметры тепловых сетей (экономичный вариант).
В настоящее время готовится проведение обследования гидравлического режима от самого крупного незагруженного источника тепла - Орской ТЭЦ N 1. Реализация мероприятия позволит найти пути решения вопроса дальнейшего развития нового строительства с наименьшими затратами, а также снизит затраты на покупку тепла потребителями. Однако, без увеличения диаметров отдельных магистралей (Соцгород, Северная) не обойтись. В плане мероприятий по развитию системы теплоснабжения предусмотрено строительство муниципальной котельной в пос. Никель и модернизация котельной N 3 (Психбольница) для того чтобы перевести теплоснабжение посёлков Никель и Круторожино на собственные источники, приближённые к потребителю и уйти от ведомственных котельных, задача которых обеспечение собственного производства.
Теплоснабжение пос. Строитель г. Орска осуществляется от тепломагистрали ОАО "ОЗМК". По результатам осмотра тепломагистрали "ЗЛМК" специалистами МУП "ОПТС", выявлено, что в течение длительного времени не проводились необходимые работы по техническому обслуживанию и ремонту трубопроводов тепломагистрали, отсутствует порядка 90% тепловой изоляции. В настоящее время состояние ее оценивается как близкое к критическому. Кроме того, имея договор на проведение аварийных работ по данной магистрали, у МУП "ОПТС" возникают трудности, и затрачивается значительное время на организацию доступа ремонтного персонала на охраняемые территории собственников предприятий и производственных площадок, что недопустимо в случае необходимости ликвидации аварийной ситуации в отопительный период.
Предприятием МУП "ОПТС" эксплуатируется котельная, находящаяся на территории ООО "МО "Сармат" и обеспечивающая тепловой энергией пос. ОЗТП. Теплопроводы подающие сетевую воду для нужд отопления посёлка проложены от котельной по технологическому туннелю, проходящему под территорией и производственными корпусами завода. Обслуживание и ремонт трубопроводов теплосети в туннеле, который проходит под территориями разных собственников, ведущих непрерывные судебные и административные споры, что приводит к значительным затратам времени на оформление и согласование допусков к коммуникациям, завозу-вывозу необходимого оборудования и материалов для проведения ремонтных работ, сопряжено со значительными трудностями в виду того, что они проложены в стеснённых условиях совместно с другими заводскими трубопроводами и кабельными трассами.
Для обеспечения решения проблем теплоснабжения пос. Строитель и пос. ОЗТП МУП "ОПТС" представляется необходимым прокладка новых участков трубопроводов тепломагистрали "ЗЛМК" и магистральной тепловой сети от котельной N 7 пос. ОЗТП с выносом их из промышленной зоны, что тем самым позволит повысить качество и надежность предоставляемых услуг населению.
С 2010 г. на обслуживание предприятию передана газовая отопительная котельная, обеспечивающая тепловой энергией милицейский городок и школу N 7 г. Орска. Основное и вспомогательное оборудование котельной морально и физически устарело, два раза в котлах происходил взрыв газа с разрушением обмуровки. При существующем едином тарифе на тепловую энергию котельная является убыточной из-за высоких эксплуатационных затрат. Для приведения котельной к требованиям нормативных документов и правил необходимы значительные средства сопоставимые со стоимостью приобретения нового котельного оборудования. Для обеспечения надёжного теплоснабжения потребителей и безопасной эксплуатации котельной, считаем, что целесообразно установить газовую автоматическую котельную блочного типа, вместо существующей, что позволит значительно снизить эксплуатационные затраты, повысить качество и надёжность теплоснабжения школы и милицейского городка.
В ряде муниципальных котельных требуется замена морально и физически устаревших котлов с низким КПД и отработавшим свой срок оборудования (котельные N 2, переданная УВД г. Орска и N 5, переданная от РЖД).
План мероприятий в рамках данной программы сформирован на пять календарных лет и соответствует сроку реализации производственной программы МУП "Орское предприятие тепловых сетей".
N п/п |
Наименование мероприятий |
Примечание |
1 |
Проведение энергетического обследования системы теплоснабжения города |
Определит задачи |
2 |
Замена квартальных тепловых сетей отопления и ГВС с применением предварительно изолированных трубопроводов для систем отопления и полипропиленовых трубопроводов для систем ГВС |
Повышение надежности и безопасности теплоснабжения |
3 |
Строительство блочно-модульной котельной мощностью 20МВт в пос. Никель |
Повышение качества теплоснабжения |
4 |
Присоединение системы теплоснабжения пос. Круторожино к котельной N 3 |
Повышение качества теплоснабжения |
5 |
Замена элеваторных узлов домов на индивидуальные тепловые пункты с комплексной автоматизацией и внедрением телемеханики |
Улучшение гидравлического режима работы тепловых сетей |
6 |
Увеличение диаметра тепломагистрали "Северная" с Ф = 700 мм до Ф = 1000 мм на участке от Орской ТЭЦ до пересечения ул. Тагильская и пр. Ленина |
Улучшение гидравлического режима работы тепловых сетей |
7 |
Увеличение диаметра тепломагистрали "Соцгород" с Ф = 600 мм до Ф = 800 мм на участке от Орской ТЭЦ до ТК-320 |
Улучшение гидравлического режима работы тепловых сетей |
8 |
Замена котлов морально и физически устаревших на современные с КПД = 92% в котельной N 2 |
Экономия энергоресурсов, повышение качества услуги теплоснабжения и ГВС |
9 |
Строительство тепломагистрали на пос. Строитель |
Повышение надежности и качества теплоснабжения |
10 |
Строительство тепломагистрали от котельной N 7 на пос. ОЗТП |
Повышение надежности и качества теплоснабжения |
11 |
Строительство блочно-модульной котельной милицейского городка и школы N 7 г. Орска |
Повышение качества теплоснабжения |
6.2. Водоснабжение
Системы водоснабжения и водоотведения являются важнейшей неотъемлемой частью коммунальной инфраструктуры и имеют решающее значение в обеспечении жизнедеятельности и развития городского хозяйства. Необходимость дальнейшего строительства и модернизации систем водоснабжения и водоотведения обусловлена потребностями жилищного и промышленного строительства, ужесточающимися требованиями к качеству услуг, экологическим последствиям их предоставления. Повышение устойчивого развития города и высокого качества жизни населения могут быть обеспечены при условии сбалансированного социально-экономического и экологического развития, сохранения природных систем, обеспечения населения питьевой водой и поддержания требуемого качества питьевой воды.
Программные мероприятия направлены на сбалансированное решение экологических проблем, задач социально-экономического и демографического развития, обеспечение благоприятного состояния окружающей среды для удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений в питьевой воде, а также в улучшении ее качества.
С 2002 года в муниципальную собственность города Орска принимались системы водоснабжения прилегающих к городу поселков. Все они были переданы на обслуживание ООО "Орск Водоканал".
Системы водоснабжения поселков Джанаталап, пос. Урпия, пос. Крыловка, пос. Ора, пос. Тукай, пос. Мостострой, пос. Степной, пос. Мирный, пос. Строитель, пос. Биофабрика, пос. Круторожино, скважин N 5 и N 23 приняты в муниципальную собственность с полным физическим износом.
Для улучшения качества питьевой воды на указанных объектах необходимо установить оборудование для умягчения воды.
Качество воды поднимаемой из скважин не соответствует установленным нормативам по показателям: жесткость общая, сухой остаток, нитраты. Системы водоснабжения поселков, состоящие из водозаборных скважин, водопроводных сетей и водонапорных башен не имели сооружений водоподготовки для доведения качества поднятой воды до нормативов.
В настоящее время, в связи с ужесточением контроля со стороны природоохранных органов и Роспотребнадзора за соответствием качества воды требованиям нормативов необходима установка на скважинах поселков станций водоподготовки и умягчения.
Эксплуатация Кумакского водозаборного узла начата в 1950 году, с этого времени ежегодно вводилось в эксплуатацию по 2 - 4 скважины согласно проекту "Расширение и реконструкция водоснабжения г. Орска". Соответственно в настоящее время более 50% скважин заилены и требуют капитальной прочистки. Прочистка скважин увеличивает утраченную производительность в среднем на 15 - 30%. В связи с этим планируется прочистить 29 водозаборных скважин. В связи с тем, что скважины водозаборов города и прилегающих поселков построены в 50 - 70-е годы, они постепенно выходят из строя, поэтому требуется восстановление дебита скважин.
Одна из основных проблем состоит в бесперебойном обеспечении населения питьевой водой, а также отсутствие противопожарных и аварийных запасов воды. Незначительная емкость резервуаров всего 8 тыс. куб. м на Кумакском водозаборе приводит к недостатку воды в некоторых районах города в часы максимального водоразбора при значительном свободном напоре в большинстве точек нижней зоны города.
В связи с тем, что действующие магистральные водоводы города построены в 50 - 60-е годы из стальных и чугунных труб и имеют высокую степень износа (более 70%) необходима замена изношенных сетей на новые полиэтиленовые трубы.
Особо остро стоит проблема увеличения мощности существующих водопроводных сетей на вновь застраиваемой территории города.
В настоящее время проблемы по улучшению ситуации в области качества питьевой воды и обеспечения питьевой водой населения города на сегодня достаточно сложные.
Разработаны программные мероприятия, которые направлены на решение поставленных задач.
N п/п |
Наименование мероприятий |
Примечание |
1 |
Оборудование станций водоподготовки, умягчения на локальных скважинах (в т.ч. ПИР) |
В связи с несоответствием качества воды санитарным нормам на локальных скважинах пос. Джанаталап, пос. Урпия, пос. Крыловка, пос. Ора, пос. Тукай, пос. Мостострой, пос. Степной, пос. Мирный, пос. Строителей, пос. Биофабрика, пер. Цимлянский, пос. Карьероуправление, а также на скважинах N 5, N 23 необходимо установить оборудование для умягчения воды, которое доведет качество воды подаваемой в поселки до соответствия нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01, утверждённым Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 г. N 24 "О введении в действие санитарных правил" (с изменениями от 7 апреля 2009 г.) |
2 |
Восстановление зон санитарной охраны водозаборов |
Для сохранения природного состава воды в источнике на территории водозабора путем устранения и предупреждения возможности ее загрязнения, а также максимальное снижение микробного и химического загрязнения воды необходимо обеспечение зон санитарной охраны водозаборов в соответствии с требованием строительных норм и правил (далее - СНиП) и санитарных правил и норм (далее - СанПиН); охраны водоисточников от проникновения посторонних лиц и предупреждения чрезвычайных ситуаций |
3 |
Реконструкция водопроводных сетей (в т.ч. ПИР) |
Ввиду того, что действующие магистральные водоводы, построенные в 50 - 60х годах из стальных и чугунных труб, имеют высокую степень физического износа (более 70%), а срок службы стальных трубопроводов составляет 20 - 25 лет, для восстановления пропускной способности магистральных сетей и уменьшения перебоев с водоснабжением крупных микрорайонов города необходима реконструкция изношенных сетей на новые с применением полиэтиленовых труб, которые наиболее надежны и долговечны в эксплуатации |
4 |
Строительство резервуара для воды емкостью 9000 куб. м на территории Кумакского водозабора |
Резервуар объемом 9000 куб. м крайне необходим городу, так как существующие резервуары 2 шт. Объемом 1000 куб. м и 6000 куб. м не позволяют использовать установление на насосной станции второго подъема более мощное насосное оборудование (запас воды в резервуарах на 1 час работы насосного оборудования в обычном режиме). Кроме того отсутствуют противопожарный и аварийные запасы воды. Строительство резервуара также решит проблему часовой неравномерности водопотребления |
5 |
Восстановление дебита скважин на водозаборах г. Орска, электрооборудования трансформаторной подстанции N 3. (в т.ч. ПИР) |
За последние годы в муниципальную собственность принято 15 локальных водозаборов города, в том числе прилегающих поселков. Так как скважины, построенные в 50 - 70-х гг., постепенно выходят из строя, снижается дебит скважин требуется их восстановление. В связи с тем, что финансирование восстановительных работ по электроснабжению трансформаторной подстанции N 3 было приостановлено, готовые к эксплуатации скважины XII куста были запитаны по временной схеме от существующей трансформаторной подстанции N 2. Однако куст не может работать в полную мощность и происходят большие потери напряжения из-за отдаленности трансформаторной подстанции N 2. Восстановление электроснабжения трансформаторной подстанции N 3 необходимо закончить для того, чтобы запитать по постоянной схеме 4 скважины XII куста, а также иметь резерв для запитки новых скважин Новоказачьего водозабора |
6 |
Завершение строительства водовода диаметром 1020 мм, прокладка водовода от пл. Гагарина до Трикотажной фабрики |
Для увеличения мощности существующих водопроводных сетей, а также замены водоводов, питающих город и имеющих значительный износ (более 60%), проектом предусмотрено строительство водовода диаметром 1020 мм от пл. Гагарина до Парковой площади. Планируется завершить строительство водовода Д = 1020 мм от пл. Гагарина до Парковой площади. Это позволит исключить из работы еще один проблемный участок (участок 3-его водовода) |
7 |
Строительство насосной станции N 4 с резервуаром объемом 6000 куб. м (в т.ч. проект) |
В связи с проектируемой застройкой 8-го восточного планировочного района п. ОЗТП сорока пятью 12-ти, 9-ти и 5-ти этажными жилыми домами и объектами соцкультбыта необходимо развитие системы водоснабжения пос. ОЗТП. Проектом "Расширение и реконструкция города Орска" предусматривалось на перспективу при развитии застройки и росте населения поселка для обеспечения водоснабжением новых микрорайонов строительство насосной станции подкачки воды N 4 и резервуара объемом 6000 куб. м с магистральными трубопроводами |
8 |
Строительство НС-5 с 2-мя резервуарами объемом 3900 куб. м (в т.ч. ПИР) |
В связи со слабым давлением в верхних точках водоводов Северной части города, не позволяющих увеличить объем подачи воды для планируемой застройки 14-С, 15-С, 16-С, 18-С и 19-С микрорайонов Северной части города, необходимо строительство НС-5 с резервуарами в районе п. Победа г. Орска |
9 |
Строительство водовода по ул. Энергетиков от ул. Рижской до ул. Крафта Д = 300 мм |
Для увеличения мощности существующих водопроводных сетей и для обеспечения водоснабжением жителей вновь застраиваемой территории города необходимо строительство водовода |
10 |
Реконструкция системы водоснабжения пос. Мясокомбинат, пос. Казачий (в т.ч. ПИР) |
Ввиду того, что действующие водоводы пос. Мясокомбинат и пос. Казачий имеют высокую степень износа (более 70%) для восстановления пропускной способности магистральных сетей, увеличения мощности существующих сетей и уменьшения перебоев с водоснабжением особенно в летний период, а также для возможности обеспечения водоснабжением жителей вновь застраиваемой территории пос. Мясокомбинат и обеспечения водоснабжением с Кумакского водозабора жителей пос. Казачий необходима реконструкция системы водоснабжения пос. Мясокомбинат и пос. Казачий |
11 |
Телемеханизация скважин |
Зона 1-го пояса санитарной охраны Кумакского водозабора в пределах которой размещены скважины - 85 шт. занимают территорию в 460,7 га. Кроме того имеется 37 локальных скважин, расположенных в удаленных районах города и прилегающих поселках. Такая удаленность и разрозненность скважин и отсутствие системы, позволяющей из диспетчерского пункта наблюдать за функционированием и управлением скважинами, затрудняет своевременное определение неработающих скважин и увеличивает время восстановления мощностей. Современные технологии позволяют установить на скважинах Кумакского водозабора и на сборных водоводах приборы телемеханизации с автоматизированным диспетчерским постом, находящимся в операторной насосной. Данная система обеспечит: контроль расхода воды, контрол |
<< Назад |
||
Содержание Решение Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 31 августа 2011 г. N 14-178 "Об утверждении "Программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.