Решение Оренбургского областного суда
от 20 мая 2010 г. N 3-1/2010
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 июля 2010 г. N 47-Г10-22 настоящее решение оставлено без изменения
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Имамова Ю.М.,
при секретаре Бухтояровой Н.Ю.,
с участием прокурора Омельченко Л.В.,
представителя ООО "Флагман" Харитоновой О.В., доверенность от 3 апреля 2009 года, представителя Правительства Оренбургской области Зыбиной Л.И., доверенность от 14 декабря 2009 года N 02/13-576,
рассмотрев 14 мая 2010 года в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "Флагман" о признании недействующим и не подлежащим применению пункта 1 постановления Правительства Оренбургской области от 30 ноября 2007 года N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" - в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Оренбургской области по состоянию на 1 января 2007 года в отношении земельного участка с кадастровым номером ...,
установил:
ООО "Флагман" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению пункта 1 постановления Правительства Оренбургской области от 30 ноября 2007 года N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" - в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Оренбургской области по состоянию на 1 января 2007 года в отношении земельного участка с кадастровым номером ... в размере ...
Также в своем заявлении ООО "Флагман" просило обязать Правительство Оренбургской области устранить нарушение его прав и законных интересов путём приведения кадастровой стоимости своего земельного участка в соответствие с 9 видом разрешённого использования и установления кадастровой стоимости земельного участка в размере ...
В обоснование своих требований заявитель указал, что согласно договора купли-продажи от 13 апреля 2005 года ему на праве собственности принадлежит земельный участок ... (первоначально в заявлении кадастровый номер земельного участка ... указан ошибочно), местоположение участка: ...
Постановлением Правительства Оренбургской области от 30 ноября 2007 года N 414-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Оренбургской области по состоянию на 1 января 2007 года. Данное постановление Правительства Оренбургской области было опубликовано 17 января 2008 года в газете "Оренбуржье" и вступило в законную силу с 1 января 2008 года.
В Приложении N 1 к указанному постановлению установлены 16 видов разрешенного использования земельных участков на территории Оренбургской области и приведен средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Оренбургской области.
Согласно кадастрового паспорта удельный показатель кадастровой стоимости принадлежащего ООО "Флагман" земельного участка составляет 4428,37 руб. за 1 квадратный метр, что соответствует 7 виду разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии". Согласно ответа Управления Роснедвижимости по Оренбургской области от 25 августа 2009 года указанный земельный участок имеет более чем один вид разрешенного использования: "размещение административных (7 вид) и производственных (9 вид) зданий", в связи с чем, согласно пункта 2.7.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, для такого земельного участка устанавливается кадастровая стоимость того вида разрешенного использования, для которого указанное значение является наибольшим.
Однако на земельном участке ООО "Флагман" расположены объекты недвижимости, относящиеся только к 9 виду разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок". Кроме того, общество не осуществляет те виды деятельности, которые предусмотрены 7 видом разрешенного использования. Согласно лицензии от 3 мая 2005 года N Д 564663 обществу разрешено осуществлять строительство зданий и сооружений и уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом. Для данного вида использования средний удельный показатель кадастровой стоимости установлен в размере 1 329 рублей за 1 квадратный метр площади.
Согласно пункту 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольны.
В соответствии с пунктом 3 ст. 391 Налогового кодекса РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности.
В силу пункта 2 ст. 394 Налогового кодекса РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Согласно пункту 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами. Вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В связи с этим ООО "Флагман" считает, что утвержденная оспариваемым постановлением Правительства Оренбургской области кадастровая стоимость его земельного участка в размере ... как необоснованно отнесенная к 7 виду разрешенного использования, является незаконным и необоснованно вводит для общества дополнительные обязанности по уплате земельного налога в большем размере.
Кроме того, заявитель полагает, что определение вида разрешённого использования земельного участка зависит от того, какие объекты недвижимости расположены на земельном участке, и какой вид деятельности осуществляет собственник земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.
Определением судьи Оренбургского областного суда от 4 декабря 2009 года заявление ООО "Флагман" в части требований о возложении на Правительство Оренбургской области обязанностей по устранению нарушений прав и законных интересов путём приведения кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с 9 видом разрешённого использования и установления кадастровой стоимости земельного участка в размере ... рубля возвращено в связи с неподсудностью требований Оренбургскому областному суду л.д. 3 - 4).
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2010 года указанное определение судьи отменено и в принятии заявления ООО "Флагман" в этой части отказано л.д. 95 - 98).
В судебном заседании представитель ООО "Флагман" Харитонова О.В. просила заявление удовлетворить в полном объёме по изложенным основаниям.
Представитель Правительства Оренбургской области Зыбина Л.И. с требованиями заявителя не согласилась.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав прокурора Омельченко Л.В., полагавшую необходимым в удовлетворении заявления отказать, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 ст. 253 ГПК Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Установлено, что 30 ноября 2007 года Правительством Оренбургской области принято постановление N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов", в пункте 3 которого установлено, что оно вступает в силу с 1 января 2008 года (в действующей на момент рассмотрения дела редакции данный пункт под номером "4").
Данное постановление опубликовано в газете "Оренбуржье" 17 января 2008 года. В настоящее время оно действует в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 11 апреля 2008 года N 157-п, от 30 января 2009 года N 25-п.
Пунктом 1 данного постановления утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Оренбургской области по состоянию на 1 января 2007 года согласно приложениям 1 - 3.
В Приложении N 1 к указанному постановлению действительно установлены 16 видов разрешенного использования земельных участков на территории Оренбургской области и приведен средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Оренбургской области.
В Приложении N 2 приведены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Оренбургской области.
Приложением N 3 оспариваемого Постановления утверждена кадастровая стоимость земельных участков.
Собственником земельного участка ... с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., является ООО "Флагман", что подтверждается договором купли-продажи земельного участка от 13 апреля 2005 года N 8 и свидетельством о государственной регистрации права от 10 ноября 2005 года ... л.д. 38 - 40, 45).
Согласно кадастровой выписки о земельном участке кадастровая стоимость данного земельного участка определена в размере ..., соответственно удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м составляет 4428,37 руб., вид разрешенного использования - "размещение административного и производственного зданий" л.д. 59).
Согласно пунктов "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно пункта 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 (с последующими изменениями) утверждены "Правила проведения государственной кадастровой оценки земель", в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценки земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены "Методические указания по государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов". Согласно пункту 1.3 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации. В пункте 2.7.1 Методических указаний установлено, что расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования в соответствии с пунктами 2.2 - 2.6 настоящих Методических указаний. По результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельного участка того вида разрешенного использования, для которого указанное значение наибольшее. Исключение составляют земельные участки в составе земель населенных пунктов, одним из видов разрешенного использования которых является жилая застройка.
Согласно пункта 4 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215, исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пунктов 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии Отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта нормативного акта названного органа исполнительной власти. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью. После чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Установлено, что постановлением Правительства Оренбургской области от 1 ноября 2006 года N 365-п Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Оренбургской области было рекомендовано организовать работу по совершенствованию государственной кадастровой оценки всех категорий земель на территории Оренбургской области (пункт 1), образована областная комиссия по рассмотрению хода работ и результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 2), утверждено положение об областной комиссии по рассмотрению работ и результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 3).
Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 6 февраля 2007 года N П/0017 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель в 2007 году" утверждён перечень мероприятий по государственной кадастровой оценке земель на 2007 год.
27 июля 2007 года на официальном сайте Оренбургской области размещено сообщение о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Оренбургской области для нужд Оренбургской области.
Для выполнения работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Оренбургской области был заключен государственный контракт N 91 от 20 августа 2007 года по итогам открытого конкурса 1-1-1000-13-0368-07 с ФГУП ФКЦ "Земля" (Пермский филиал).
Приложением к данному контракту является техническое задание на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Оренбургской области.
За ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков был организован контроль Управлением Роснедвижимости по Оренбургской области.
После завершения всех необходимых работ 6 июня 2008 года Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) рассмотрело отчет и согласовало результаты государственной кадастровой оценки земель, указав в акте проверки, что отчет об определении государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Оренбургской области соответствует Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель.
Таким образом, при определении государственной кадастровой оценки земель на территории Оренбургской области была соблюдена вся процедура, предусмотренная для принятия такого акта и Правительством Оренбургской области нарушений законодательства при принятии постановления N 414-п суд не усматривает.
Суд не может согласиться с доводами ООО "Флагман" о том, что на момент принятия оспариваемого постановления результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Оренбургской области не соответствовали Методическим указаниям, поскольку на момент рассмотрения дела суду представлено положительное заключение Роснедвижимости о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков указанным Методическим указаниям.
Суд считает необоснованными ссылки заявителя на факты нарушения Правительством Оренбургской области процедуры исполнения государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, поскольку в соответствии с вышеуказанными нормативными актами названная государственная функция фактически исполняется Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а компетенция субъекта Российской Федерации по этому вопросу закреплена статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации и находит свое выражение в утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Следовательно, Правительство Оренбургской области приняло оспариваемое постановление, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель в составе земель Оренбургской области в пределах своих полномочий и с соблюдением всей необходимой процедуры.
Данных об утверждении Правительством Оренбургской области иных результатов кадастровой стоимости земель населенных пунктов Оренбургской области, чем было согласовано с Роснедвижимостью, а также, что в процессе контрольной проверки Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости отчета были выявлены нарушения Методических указаний и Технических рекомендаций, ставящих под сомнение достоверность величины кадастровой стоимости земельных участков, судом не установлено.
Суд также не соглашается с доводами ООО "Флагман" о том, что принадлежащий ему земельный участок должен относится к 9 виду разрешённого использования - "размещение производственных и административных задний", поскольку на этом земельном участке располагаются не только производственные, но и административные здания.
Согласно пункта 2.7.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов расчёт кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов с более чем одним видом разрешённого использования осуществляется для каждого из видов разрешённого использования в соответствии с пунктами 2.2 - 2.6 настоящих методических указаний. По результатам расчётов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешённого использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее.
Ввиду чего, расчёт кадастровой стоимости осуществляется путём расчёта кадастровой стоимости земельного участка для каждого из видов разрешённого использования, и выбора максимального значения кадастровой стоимости земельного участка.
Следовательно, принадлежащий ООО "Флагман" земельный участок имеет более чем один вид разрешённого использования: "размещение административных зданий" - 7 вид разрешённого использования земель, и "размещение производственных и административных зданий" - 9 вид разрешённого использования земель.
Поскольку для 7 вида разрешённого использования земель значение кадастровой стоимости земельного участка выше чем по 9 виду разрешенного использования, то расчёт кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ... в размере ... произведён правильно.
При этом, при определении кадастровой стоимости земельного участка вид экономической деятельности собственника земельного участка не имеет значения.
Также для определения вида разрешенного использования земельного участка не имеет значения каких административных или производственных зданий больше располагается на этом земельном участке.
Поскольку оспариваемое постановление Правительства Оренбургской области принято надлежащим органом, в пределах предоставленных ему федеральным законодательством полномочий и с соблюдение установленной процедуры, то суд оснований для удовлетворения заявления ООО "Флагман" не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253 ГПК Российской Федерации, суд решил:
ООО "Флагман" в удовлетворении заявления о признании недействующим и не подлежащим применению пункта 1 Постановления Правительства Оренбургской области от 30 ноября 2007 года N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" (в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 11 апреля 2008 года N 157-п, от 30 января 2009 года N 25-п) - в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Оренбургской области по состоянию на 1 января 2007 года в отношении земельного участка с кадастровым номером ... в размере ..., - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение 10 дней.
Судья Оренбургского областного суда |
Имамов Ю.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Оренбургского областного суда от 20 мая 2010 г. N 3-1/2010
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 июля 2010 г. N 47-Г10-22 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения размещен на сайте Оренбургского областного суда http:\\www.oblsud.orb.sudrf.ru