В ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступившей в силу для России с 15 сентября 1990 года указано, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Конвенция о правах ребенка прямо называет того, кто выступает гарантом любых прав несовершеннолетнего. Данная обязанность возлагается на государство.
Одним из принципов, закрепленных, в Конвенции о правах ребенка гласит, что ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
Часть 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В силу п. 2 ст. 5 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относится реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов.
Таким образом, действующее законодательство устанавливает обязанности государства по предоставлению им жилых помещений, однако реализация прав на жилье детей-сирот на практике может быть затруднена ввиду злоупотреблений должностными полномочиями на местах. При этом стоит отметить, что лишь малая часть дел подобной категории доходит до судов.
Из проведенного судами Оренбургской области (далее судами) мониторинга ситуации соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение за период с 2009 года по 1 марта 2012 года, известно, что за анализируемый период рассмотрено одно уголовное дело, ввиду чего разбивка по годам выглядит следующим образом:
В 2012 году (по состоянию на 1 марта 2012 года) уголовные дела указанной категории в суды не поступали и не рассматривались.
В 2011 году, судами дела данной категории не рассматривались.
В 2010 году дела данной категории не рассматривались.
В 2009 году окончено производством 1 уголовное дело. По результатам рассмотрения дела вынесен обвинительный приговор.
Так, приговором Шарлыкского районного суда от 25.09.2009 года признаны виновными в совершении преступлений (11 эпизодов) предусмотренных ч. 3 ст. 159, ч. 1 ст. 237 УК РФ Я. и К.
Преступление совершено при следующих обстоятельствах:
Я. являясь главным специалистом по инвестициям и управлению имуществом администрации МО, обладая административно-хозяйственными и организационно-распорядительными функциями, связанными с полномочиями по постановке на учет граждан, нуждающихся в жилье и улучшению жилищных условий, а так же в целом, имея полномочия составлять, в соответствии с решением жилищной комиссии, списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в получении субсидий, сертификатов, кредита на покупку или строительства жилья, и в силу своих должностных обязанностей, действуя незаконно, умышленно, из корыстных побуждений путем обмана и злоупотребления доверием граждан, используя свое служебное положение, в нарушение распоряжения главы администрации Оренбургской области от 20.02.1997 г. N 156-р "Об утверждении Положения "О предоставлении гражданам Оренбургской области, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья", совершала по предварительному сговору с К. хищения чужого имущества, подделывала для этих целей собственноручно и с К. официальные документы при следующих обстоятельствах.
Действуя в группе лиц по предварительному сговору с К., умышленно, из корыстных побуждений, незаконно, используя свое служебное положение, реализуя преступный умысел, направленный на хищение денежных средств, предназначенных С. в качестве безвозмездной субсидии на приобретения жилья за счет средств областного бюджета в соответствии с Постановлением Администрации Оренбургской области N 156-п от 14.06.2005 года "Об утверждении Положения о порядке и размере предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей", путем обмана и злоупотребления доверием С., используя подделанные ими официальные документы, похитили денежные средства в размере 140 600 рублей, принадлежащие последней, чем причинили С. значительный материальный ущерб.
Я., находясь в своем рабочем кабинете, составила от имени С. заявление, предварительную заявку на получение субсидии, фиктивный акт проверки жилищных условий С., после чего совместно с другими необходимыми документами, которые ей предоставила С., неосведомленная о преступных намерениях Я., для получения безвозмездной субсидии на приобретение жилья за счет средств областного бюджета передала их в Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.
На основании предоставленных Я. документов, работниками Министерства, неосведомленными о преступных намерениях Я., изготовлено свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья за счет средств областного бюджета на сумму 270 600 рублей на имя С.
Я., достоверно зная о том, что условием перечисления денежных средств, выделенных в виде безвозмездной субсидии на приобретение жилья С. является наличие договора купли-продажи, заключенного в соответствии с действующим законодательством и зарегистрированного в УФРС изготовила фиктивный договор купли-продажи квартиры, в котором фиктивным продавцом указала К., а покупателем С. Расшифровку подписи и подпись от имени С. в договоре купли-продажи выполнила Я., а расшифровку подписи и подпись от имени К., в графе "продавец" выполнил К., выступивший в качестве фиктивного продавца по указанному договору.
В 2006 году Я., достоверно зная о фиктивности договора купли-продажи заключенного между К. и С., предоставила его в Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, откуда впоследствии было перечислено на лицевой счет К. денежные средства в сумме 270 600 рублей.
К., продолжая общий с Я. преступный умысел, направленный на хищение денежных средств, снял со своего лицевого счета данные денежные средства, после чего открыл на имя С. лицевой счет, на который внес сумму 130 000 рублей.
С., введенная в заблуждение Я. неосведомленная о действительном размере жилищной субсидии, из денежных средств в сумме 270 600 рублей, со своего лицевого счета получила денежные средства в размере 130 000 рублей, а денежные средства в размере 140 600 рублей были похищены Я. и К.
Я. в период с ... 2007 года по ... 2007 года, по аналогичной схеме совершено хищение денежных средств в размере 142 700 рублей предназначенных ребенку-сироте И. в качестве безвозмездной субсидии на приобретение жилья.
Она же в период с ... 2008 года по ... 2008 года, действуя в группе лиц по предварительному сговору, с К.., по аналогичной схеме совершила хищение денежных средств в размере 74 500 рублей, предназначенных ребенку-сироте Е. в качестве безвозмездной субсидии на приобретения жилья.
По результатам рассмотрения уголовного дела Я. осуждена к лишению свободы сроком на 5 лет и 6 мес. с отбыванием наказания в ИК общего режима, К. к лишению свободы сроком на 2 года 6 мес. с отбыванием наказания в ИК строгого режима.
В кассационном порядке приговор суда по эпизоду в отношении потерпевшей Г. изменен - исключен квалифицирующий признак с причинением значительного ущерба гражданину, заменено на причинение ущерба государству. В остальной части приговор оставлен без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.
Заместитель председателя Оренбургского областного суда |
Ю.В. Мишин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обобщение судебной практики Оренбургского областного суда об уголовных делах о преступлениях в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа
Текст обобщения размещен на сайте Оренбургского областного суда http:\\www.oblsud.orb.sudrf.ru