Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение изменено с 12 января 2018 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 26 декабря 2017 г. N 960-пп
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 30 апреля 2014 г. N 272-пп
Государственная программа
"Развитие транспортной системы Оренбургской области"
на 2015 - 2020 годы
13 марта, 15 июня, 20 августа, 30 ноября 2015 г., 17 августа, 26 декабря 2016 г., 20 февраля, 16 октября, 26 декабря 2017 г.
Паспорт государственной программы
"Развитие транспортной системы Оренбургской области" на 2015 - 2020 годы
(далее - Программа)
Список сокращений, используемых в Программе:
МСЖКиДХ - министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области;
МЭРППиТ - министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области;
МО - министерство образования Оренбургской области
1. Общая характеристика сферы реализации Программы
Оренбургская область - одна из крупнейших областей Российской Федерации площадью 124 тыс. кв. километров. Область располагает развитой транспортной инфраструктурой, которая включает предприятия железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта. Транспорт как инфраструктурная отрасль обеспечивает базовые условия жизнедеятельности и развития государства и общества. Для Оренбургской области состояние и развитие транспортной системы имеют первостепенное значение и являются необходимыми условиями реализации инновационной модели экономического роста и улучшения качества жизни населения.
Программа подготовлена с учетом роли и места транспорта в решении приоритетных задач социально-экономического развития Оренбургской области на период до 2020 года.
Несмотря на благоприятные тенденции в работе отдельных видов транспорта, транспортная система не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам развития Оренбургской области. Несбалансированное и несогласованное развитие отдельных видов транспорта и транспортной инфраструктуры в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов ограничивает развитие единого экономического пространства Оренбургской области и не позволяет в полной мере осваивать ресурсы муниципальных образований области.
Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной системы Оренбургской области. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог общего пользования, обеспечивающих связь между населенными пунктами области, а также выхода на дорожную сеть сопредельных регионов во многом зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста, улучшения условий для предпринимательской деятельности и повышения уровня жизни населения, проведения структурных реформ и интеграции транспортной системы области в транспортную систему России. Развитие дорожной сети должно соответствовать темпам социально-экономического развития Оренбургской области и обеспечивать потребность в перевозках в соответствии с ростом автопарка.
Несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки приводит к существенному росту расходов, снижению скорости движения, продолжительным простоям транспортных средств, повышению уровня аварийности. За последние 10 лет при росте уровня автомобилизации на 85,0 процента увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования составило лишь 15,7 процента, то есть темпы роста автомобилизации значительно опережают темпы роста протяженности сети автомобильных дорог.
В рамках приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги" запланировано обеспечить реализацию программ приведения в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние и развитие автомобильных и муниципальных дорог крупнейших городских агломераций.
Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры агломерации Оренбургского городского округа представлена в приложении N 10 к настоящей Программе.
В настоящее время социально-экономическое развитие области во многом сдерживается из-за ограничений при эксплуатации автомобильных дорог, так как исчерпана пропускная способность и высока степень износа значительной их части. Низкий технический уровень дорог обуславливает высокий размер транспортной составляющей в себестоимости продукции.
Одним из важнейших звеньев транспортного комплекса Оренбургской области является автомобильный пассажирский транспорт общего пользования. Большая мобильность, удобство перемещения и способность быстро реагировать на изменения спроса пассажиров позволяют рассматривать автомобильный транспорт как наиболее эффективный вид пассажирских перевозок в регионе.
Ежегодно автомобильный транспорт области перевозит около 30 млн. тонн грузов и 180 млн. пассажиров.
На регулярных автобусных маршрутах области работает более 550 перевозчиков, которые обслуживают около 500 городских, пригородных и междугородных маршрутов.
Правительством Оренбургской области и органами местного самоуправления муниципальных образований области принимаются меры по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению, организации транспортного обслуживания и обеспечению равной доступности пассажирских услуг для населения Оренбургской области.
Существует ряд вопросов и проблем в сфере автомобильного транспорта, которые требуют комплексного решения. Одной из таких проблем является высокий износ основных производственных фондов (подвижного состава) автомобильного транспорта (по отдельным группам до 50-80 процентов). Действующие финансово-экономические механизмы воспроизводства основных фондов недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям транспортной отрасли. В настоящее время объемы перевозок растут благодаря увеличению интенсивности использования существующих (морально и физически устаревших) транспортных средств.
Остро стоит вопрос повышения эффективности и конкурентоспособности автотранспортной деятельности, укрепления правовых основ формирования цивилизованного рынка транспортных услуг, системного реформирования в сфере городского общественного транспорта, кардинального снижения уровня дорожной аварийности.
Другим важным звеном транспортного комплекса Оренбургской области является железнодорожный транспорт.
На территории области функционируют 2 филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Южно-Уральская и Куйбышевская железные дороги.
В соответствии с соглашением между Правительством Оренбургской области и открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" о взаимодействии и сотрудничестве проводится совместная работа по обновлению объектов пассажирского комплекса, строительству и реконструкции объектов железнодорожной инфраструктуры.
По показателям погрузки и грузооборота железнодорожный транспорт Оренбургской области занимает одно из ведущих мест в Приволжском федеральном округе, а среди региональных структур России он входит в десятку крупнейших.
Доля перевезенных грузов железнодорожным транспортом в общем объеме грузоперевозок по области составляет свыше 67,0 процента, а грузооборота - 95,0 процента.
С 2011 года функции по перевозке пассажиров в пригородном сообщении переданы от железных дорог - филиалов открытого акционерного общества "Российские железные дороги" пригородным пассажирским компаниям. В этой связи Правительством Оренбургской области заключены договоры с открытыми акционерными обществами "Свердловская пригородная компания" и "Башкортостанская пригородная пассажирская компания" об организации обслуживания населения области в пригородном сообщении, в том числе о перевозке региональных льготников.
В условиях реформирования железнодорожного транспорта Российской Федерации остается неизменной задача повышения качества перевозки населения, обеспечения безопасности и уровня комфорта.
Все более существенное значение в развитии транспортной системы Оренбургской области приобретает воздушный транспорт. Устойчивое развитие авиаперевозок является гарантией свободного перемещения авиапассажиров и грузов, модернизации экономики, улучшения уровня жизни населения.
В Российской Федерации после обвального спада авиационных перевозок в 90-х годах (в основном в части внутрироссийских перевозок) наблюдается стабилизация их объемов и прогнозируется интенсивный восстановительный рост авиатранспортного рынка.
Реализация Концепции развития гражданской авиационной деятельности в Российской Федерации, одобренной на заседании Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 года, обеспечила устойчивое развитие магистральных авиационных перевозок. В настоящее время важнейшей задачей является обеспечение развития именно малой авиации, роста региональных и местных авиаперевозок.
При этом предпосылки для развития региональной авиации без использования системного подхода и реализации государственной поддержки за счет средств федерального и регионального бюджетов практически отсутствуют. Даже у авиакомпаний с эффективно организованной перевозочной деятельностью себестоимость на региональных маршрутах с относительно низкой величиной спроса более чем в 2 раза превышает величину рыночного тарифа на перевозки.
В сложившихся условиях перед Правительством Оренбургской области стоит задача по разработке концепции развития социально значимых региональных и местных авиаперевозок, предусматривающей правовые и экономические основы организации транспортного обслуживания населения воздушным транспортом в Оренбургской области, скоординированное развитие аэропортовой инфраструктуры и авиационной промышленности, обновление основных производственных фондов, приобретение воздушных судов, оптимально подходящих для организации региональных и местных авиаперевозок, и улучшение экономического положения организаций воздушного транспорта.
Негативными последствиями и рисками для развития транспортной системы Оренбургской области в условиях нестабильности и стагнации на мировых рынках являются:
приостановление государственных инвестиционных проектов и программ частных компаний;
снижение конкурентоспособности организаций вследствие дефицита финансового ресурса, сокращения внутреннего спроса, роста дешевого импорта на мировом рынке;
дефицит областного бюджета и бюджетов муниципальных образований области, рост государственного и муниципального долга;
ресурсная ограниченность развития реального сектора экономики Оренбургской области;
замедление темпов развития отраслей реального сектора: промышленности, аграрно-промышленного комплекса, строительной индустрии.
Анализ отдельных аспектов несоответствия транспортной системы потребностям социально-экономического развития области показывает, что они не являются проблемами отдельных видов транспорта, а носят комплексный характер. Целесообразность решения задачи дальнейшего развития транспортного комплекса с использованием программно-целевого метода управления определяется следующими факторами:
комплексный характер проблемы, обусловленный сложной структурой видов транспорта, объединяющей их в единую систему, и ролью транспорта в обеспечении условий для экономического роста, повышения качества жизни населения;
высокая капиталоемкость и длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов развития транспортной инфраструктуры, определяющие их низкую инвестиционную привлекательность для бизнеса и необходимость активного участия (в том числе финансового) государства в их реализации;
возможность концентрации ресурсов для решения приоритетных задач, направленных на снятие системной проблемы в целом и создание условий для комплексного развития всех видов транспорта;
необходимость системного подхода к формированию комплекса взаимосогласованных по ресурсам и срокам инвестиционных проектов развития транспортной системы, реализация которых позволит получить не только отраслевой эффект, но и приведет к существенным позитивным социально-экономическим последствиям для общества в целом.
Для решения проблем в сфере транспортной системы Оренбургской области предусмотрено активное воздействие на ситуацию с помощью программно-целевого метода управления, предполагающего разработку государственной программы "Развитие транспортной системы Оренбургской области" на 2015 - 2020 годы", направленной на решение задачи развития транспортной системы региона в целом.
Необходимость достижения целей социально-экономического развития Оренбургской области в условиях ограниченности бюджетных ресурсов требует разработки и реализации системы мер, направленных на обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования и целевого расходования бюджетных средств с мониторингом достижения заявленных целей, создание механизмов повышения эффективности бюджетных расходов.
2. Перечень показателей (индикаторов) Программы
Показателями (индикаторами) достижения цели Программы являются:
1) показатель Программы "Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального, местного значения - всего, в том числе: сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения; сети автомобильных дорог общего пользования местного значения" (вносится на основании статистических данных формы N 2-ДГ и формы N 3-ДГ (мо) соответственно);
2) показатель Программы "Количество перевезенных пассажиров на автомобильном и железнодорожном транспорте общего пользования по регулируемым тарифам".
Фактическое значение данного показателя (индикатора) рассчитывается по следующей формуле:
, где:
Па - количество перевезенных пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (по данным отчетов организаций - получателей субсидии);
Пж - количество перевезенных пассажиров на садоводческих автобусных маршрутах" (по данным отчетов муниципальных образований - получателей субсидии);
Пс - количество перевезенных пассажиров на межмуниципальных садоводческих маршрутах" (по данным отчетов муниципальных образований - получателей субвенции);
3) показатель Программы "Авиационная подвижность населения на региональных и местных авиалиниях".
Фактическое значение данного показателя (индикатора) определяется по формуле:
, где:
КАП - авиационная подвижность населения на региональных и местных авиалиниях;
ПАП - количество перевезенных пассажиров на субсидируемых региональных и местных маршрутах авиаперевозок (по данным специальной отчетности);
ЧН - численность населения области (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области (orenstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/orenstat/ru/statistics/popula tion/).
Сведения о показателях (индикаторах) Программы и их значениях представлены в приложении N 1 к настоящей Программе.
3. Перечень подпрограмм, ведомственных целевых программ и основных мероприятий Программы
Программа не включает в себя ведомственные целевые программы.
Подпрограммы Программы представлены в приложениях N 7 - 9 к настоящей Программе.
Перечень основных мероприятий, реализуемых в рамках подпрограмм Программы, представлен в приложении N 2 к настоящей Программе.
4. Ресурсное обеспечение реализации Программы
Ресурсное обеспечение реализации Программы представлено в приложении N 3 к настоящей Программе.
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств областного бюджета и прогнозная оценка привлекаемых на реализацию Программы средств федерального бюджета представлены в приложении N 4 к настоящей Программе.
5. План реализации Программы
План реализации Программы представлен в приложении N 6 к настоящей Программе.
6. Обоснование необходимости применения и описание применяемых налоговых, таможенных, тарифных, кредитных и иных инструментов (налоговых и неналоговых расходов) для достижения цели и (или) ожидаемых результатов государственной программы
В соответствии с Законом Оренбургской области от 16 ноября 2002 года N 322/66-III-ОЗ "О транспортном налоге" организации автотранспорта, осуществляющие пассажирские перевозки на муниципальных, межмуниципальных, межрегиональных и междугородных маршрутах, соблюдающие единые условия перевозки пассажиров, у которых наибольший удельный вес доходов составляют доходы от пассажирских перевозок, по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме легкового такси и автобусов (микроавтобусов), работающих в платном режиме маршрутных такси), уплачивают транспортный налог в размере 50,0 процента.
Налоговая льгота в отношении уплаты транспортного налога организациям автотранспорта, осуществляющим пассажирские перевозки, предоставляется в целях оказания экономической поддержки в решении приоритетной социальной задачи - обеспечении доступности для населения услуг автомобильного транспорта.
Применение данного инструмента способствует снижению налоговой нагрузки на организации пассажирского транспорта и не несет негативных последствий для консолидированного бюджета Оренбургской области.
Данная льгота влияет на достижение следующих показателей:
количество перевезенных пассажиров в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования с использованием социальных проездных документов;
количество перевезенных пассажиров на межмуниципальных садоводческих маршрутах.
Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет налоговых и неналоговых расходов представлено в приложении N 5 к настоящей Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.