Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 26 декабря 2014 г. N 1012-пп в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Приложение
к постановлению Правительства области
от 2 апреля 2014 г. N 194-пп
Государственная программа
"Энергоэффективность и развитие энергетики Оренбургской области"
на 2015 - 2020 годы
26 декабря 2014 г.
Паспорт
государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики Оренбургской области" на 2015 - 2020 годы
(далее - Программа)
Наименование Программы |
государственная программа "Энергоэффективность и развитие энергетики Оренбургской области" на 2015 - 2020 годы |
Ответственный исполнитель Программы |
министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области |
Соисполнители Программы |
отсутствуют |
Основание для разработки Программы |
постановление Правительства Оренбургской области от 28 апреля 2011 года N 279-п "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Оренбургской области", распоряжения Губернатора Оренбургской области от 8 октября 2012 года N 373-р "Об утверждении перечня государственных программ Оренбургской области", от 12 июля 2013 года N 275-р "Об образовании рабочей группы по разработке государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики Оренбургской области" на 2013 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года" |
Подпрограммы Программы |
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Оренбургской области"; |
Программно-целевые инструменты Программы |
отсутствуют |
Цель Программы |
обеспечение рационального использования энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий, повышения энергетической эффективности в секторах экономики Оренбургской области и снижения энергоемкости валового регионального продукта Оренбургской области |
Задачи Программы |
содействие внедрению инновационных энергосберегающих технических средств и технологий, направленных на снижение удельного потребления топливно-энергетических ресурсов в экономике области; создание условий для расширения использования возобновляемых источников энергии |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
снижение стоимости энергоресурсов в валовом региональном продукте; ежегодное снижение энергоемкости валового регионального продукта; ввод мощностей генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, (МВт) (без учета гидроэлектростанций установленной мощностью свыше 25 МВт); доля производства электрической энергии генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, в совокупном объеме производства электрической энергии, процентов (без учета гидроэлектростанций установленной мощностью свыше 25 МВт) |
Срок реализации Программы |
2015 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований Программы |
объем бюджетных ассигнований Программы из средств областного бюджета составит 435 287,4 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2015 год - 10 000,0 тыс. рублей; 2016 год - 27 511,9 тыс. рублей; 2017 год - 50 975,5 тыс. рублей; 2018 год - 50 975,5 тыс. рублей; 2019 год - 50 975,5 тыс. рублей; 2020 год - 50 975,5 тыс. рублей. Для реализации мероприятий Программы могут привлекаться также средства хозяйствующих субъектов в соответствии с законодательством Российской Федерации |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
снижение энергоемкости валового регионального продукта Оренбургской области к 2020 году на 40 процентов по отношению к 2007 году; обеспечение доли производства электрической энергии на основе использования возобновляемых источников энергии до 4 процентов от общего объема электрической энергии, произведенной на территории Оренбургской области |
Список сокращений, используемых в Программе:
ВВП |
внутренний валовый продукт |
ВРП |
валовый региональный продукт |
ГРЭС |
государственная районная электрическая станция |
ТЭЦ |
теплоэлектроцентраль |
мини-ТЭЦ |
мини теплоэлектроцентраль |
микро-ГЭС |
мини гидроэлектростанция |
Руст |
установленная мощность |
т.у.т |
тонн условного топлива |
Сд |
степень достижения цели (решения задачи) |
Зф |
фактическое значение индикатора (показателя) государственной программы |
Зп |
плановое значение индикатора (показателя) государственной программы |
Уф |
уровень финансирования реализации основных мероприятий государственной программы |
Фф |
фактический объем финансовых ресурсов областного бюджета |
Фп |
плановый объем финансовых ресурсов областного бюджета на реализацию государственной программы на соответствующий финансовый период |
ГРБС |
главный распорядитель бюджетных средств |
ОЦП |
областная целевая программа |
ВИЭ |
возобновляемые источники энергии |
Сд |
степень достижения целей (решения задач) |
Зф |
фактическое значение индикатора (показателя) Программы |
Зп |
плановое значение индикатора (показателя) Программы |
Уф |
уровень финансирования реализации основных мероприятий Программы |
Фф |
фактический объем финансовых ресурсов областного бюджета, направленный на реализацию мероприятий Программы |
Фп |
плановый объем финансовых ресурсов областного бюджета на реализацию Программы на соответствующий финансовый период |
1. Общая характеристика, приоритеты и цели государственной политики, формулировки основных проблем сферы энергетики Оренбургской области, прогноз ее развития и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Программы
Оренбургская область - одна из крупнейших в Российской Федерации, входящая в состав Приволжского федерального округа (территория - 124 тыс. кв. км, население - 2025,0 тыс. человек). В недрах Оренбуржья разведано более 2500 месторождений 75 видов полезных ископаемых. Ее природные богатства служат базой для разработки и реализации экономически эффективных инвестиционных проектов. Электроэнергетика, наряду с другими базовыми отраслями экономики (газовой, нефтяной, металлургической, машиностроительной), составляет основу для экономического роста Оренбургской области. Энергетическая система области является частью Единой энергетической системы России, входит в состав Объединенной энергетической системы Урала, расположена на юго-востоке Европейской части Российской Федерации и граничит с энергетическими системами других субъектов Российской Федерации (Самарской областью, Республикой Татарстан, Республикой Башкортостан, Челябинской областью) и энергетической системой сопредельного государства - Республики Казахстан.
Электроэнергетика влияет на условия экономического и социального развития области. Реализация инвестиционных проектов, эффективность работы предприятий и организаций, улучшение качества жизни людей, достижение целей стратегии развития экономики области зависит от надежного, сбалансированного и безопасного функционирования электроэнергетики.
Государственная политика Правительства Оренбургской области направлена на создание в области организационно-финансовых механизмов взаимодействия и концентрации ресурсов субъектов экономики для построения функциональной системы управления в сфере энергетики области. Это позволяет обеспечить планомерное развитие электросетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей на основе повышения их энергоэффективности в целях удовлетворения долгосрочного и среднесрочного спроса на электрическую энергию и мощность, формирование стабильных и благоприятных условий для привлечения инвестиций в область.
В современных условиях ведения экономической деятельности требуется применение программно-целевых методов повышения уровня энергоэффективности отраслей экономики, в том числе энергетики. Настоящая Программа направлена на внедрение этих методов.
Особенности и проблемы текущего состояния электроэнергетики Оренбургской области заключаются в:
наличии отдельных частей энергосистемы, в которых имеются ограничения на технологическое присоединение потребителей к электрической сети;
недостаточной пропускной способности электрических сетей 110 кВ и выше для обеспечения передачи мощности в необходимых объемах;
отсутствии возможности обеспечения нормативных уровней напряжения (в том числе недостаточной возможности по регулированию уровней напряжения);
высокой степени морального старения (износа) энергоблоков на электростанциях;
низком коэффициенте использования установленной мощности электростанций;
недостаточном уровне развития альтернативной энергетики;
высоком уровне энергоемкости экономики области, что связано с преобладанием в структуре производства энергоемких отраслей и с особыми природно-климатическими условиями.
Снижение энергоемкости ВРП в области требует выработки и последовательного воплощения долгосрочной государственной стратегии развития энергетики, координации усилий органов исполнительной власти Оренбургской области, крупного, среднего и малого бизнеса, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия всех участников процесса в ходе ее реализации.
В рамках исполнения государственных полномочий по содействию в расширении использования возобновляемых источников энергии на территории области, снижении техногенной нагрузки на окружающую среду необходимо проведение комплекса мероприятий по:
повышению эффективности использования энергии и развитию энергосбережения в Оренбургской области;
выделению площадей земель на территориях муниципальных образований Оренбургской области для размещения энергетических установок, функционирующих на основе источников возобновляемой энергии (ветряных, солнечных электростанций, биоэнергетических установок и другого).
Приоритеты эффективности использования энергоресурсов распространяются на все сферы производственного и бытового потребления и предполагают реализацию стимулов и возможность оптимизировать способы и качество энергоснабжения, включая:
стимулирование использования всеми потребителями экологических и энергоэффективных технологий и возобновляемых источников энергии;
поддержку практики энергетического аудита;
обеспечение поддержки со стороны государства реализации инвестиционных проектов в энергетической сфере, предусматривающих внедрение энергосберегающих технологий нового поколения;
ликвидацию безучетного пользования энергоресурсами, полное оснащение приборами учета расхода энергии потребителей розничного рынка, в первую очередь бытовых потребителей;
развитие автоматизированных систем коммерческого учета электрической и тепловой энергии розничного рынка;
реализацию специальных мер по повышению энергетической эффективности жилищно-коммунального комплекса;
активизацию всего потенциала организационного и технологического энергосбережения, составляющего до 40 процентов общего объема внутреннего энергопотребления.
Правительством Оренбургской области для решения существующих проблем в энергетике реализуется целый ряд мероприятий нормативного и организационного характера, направленных на обеспечение устойчивого развития топливно-энергетического комплекса:
принят Закон Оренбургской области от 2 июля 2008 года N 2293/468-IV-ОЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в Оренбургской области";
в период с 2010 по 2014 годы мероприятия в области энергосбережения реализовывались в рамках постановления Правительства Оренбургской области от 27 мая 2010 года N 368-пп "Об утверждении областной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Оренбургской области на 2010 - 2015 годы и целевые установки на период до 2020 года".
В ходе реализации областной целевой программы оказана государственная финансовая поддержка 30 предприятиям Оренбургской области на сумму более 117 млн рублей, привлечено собственных и заемных средств хозяйствующих субъектов области на сумму более 300 млн рублей. Из федерального бюджета оказана финансовая поддержка в сумме 6,2 млн рублей в виде предоставления гранта открытому акционерному обществу "МК Ормето-ЮУМЗ" по проекту "Реконструкция электроосвещения на объектах открытого акционерного общества "МК Ормето-ЮУМЗ" в целях снижения затрат на покупку электрической энергии и повышения энергоэффективности производства".
Государственная поддержка оказывает значительное стимулирующее влияние на реализацию мероприятий по энергосбережению в Оренбургской области и позволяет привлечь значительные внебюджетные источники для их финансирования.
2. Цель, задачи, показатели (целевые индикаторы) достижения цели и основные ожидаемые результаты Программы
Основная цель Программы - обеспечение рационального использования энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий, повышения энергетической эффективности в секторах экономики Оренбургской области и снижения энергоемкости ВРП.
В ходе реализации Программы необходимо решить следующие задачи:
содействие внедрению инновационных энергосберегающих технических средств и технологий, направленных на снижение удельного потребления топливно-энергетических ресурсов в экономике области;
создание условий для расширения использования возобновляемых источников энергии.
Одним из основных целевых индикаторов Программы является ежегодное снижение энергоемкости ВРП на 3,5 процента, при этом необходимо достичь снижения энергоемкости ВРП к 2020 году на 40 процентов по отношению к 2007 году. Сведения о показателях (целевых индикаторах) Программы приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Срок реализации Программы - 2015 - 2020 годы.
3. Перечень основных мероприятий Программы
Система мероприятий по достижению цели и показателей Программы сформирована по принципу обеспечения комплексного подхода к решению поставленных задач. Это позволит в процессе повышения энергоэффективности отдельных секторов экономики, бюджетной и социальной сфер добиться повышения энергоэффективности экономики области в целом.
Для решения задачи по содействию внедрению инновационных энергосберегающих технических средств и технологий, снижению удельного потребления топливно-энергетических ресурсов в экономике области необходимо:
способствовать проведению модернизации за счет привлечения собственных и заемных средств организаций по повышению энергетической эффективности действующей энергетической базы, внедрению энергосберегающих технологий, материалов и оборудования на предприятиях области;
содействовать расширению использования малых генерирующих установок, автономных систем энергосбережения и других возможностей малой энергетики путем строительства мини-котельных и мини-ТЭЦ, приобретения, производства, внедрения малогабаритных ветроэлектростанций;
способствовать замещению природного газа бурым углем Тюльганского угольного разреза как более дешевого вида топлива на качественно новом уровне развития технологий;
организовать проведение обязательных комплексных энергетических обследований организаций бюджетной сферы;
организовать оценку уровня энергоэффективности многоквартирных домов и выявление многоквартирных домов, требующих реализации первоочередных мер по повышению этого уровня;
организовать проведение технических и технологических мероприятий, включающих применение энергоэффективных систем освещения, установку современного энергосберегающего оборудования домов, внедрение энергосберегающих технологий.
оказывать содействие органам местного самоуправления в выявлении бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), в организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и признании права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
оказывать содействие хозяйствующим субъектам в управлении бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности, за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами;
способствовать хозяйствующим субъектам в осуществлении мероприятий энергосбережения в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности, в том числе замещение бензина и дизельного топлива, используемых транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом, газовыми смесями, сжиженным углеводородным газом, электрической энергией с учетом доступности использования, близости расположения к источникам природного газа, газовых смесей, электрической энергии и экономической целесообразности такого замещения;
Для решения задачи по созданию условий расширения использования возобновляемых источников энергии необходимо проведение комплекса мероприятий, направленных на:
модернизацию тепловой энергетики, в том числе с внедрением в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и возобновляемых источников энергии (солнечной энергии и других);
строительство ветроэнергетических парков и электростанций гибридной системы на основе возобновляемых источников энергии;
проведение изыскательских работ по использованию альтернативных возобновляемых источников энергии по районам области, проектирование, изготовление и проведение испытаний опытных образцов ветрогенераторов и безнапорной погружной микро-ГЭС;
приобретение, организацию производства и внедрение малогабаритных ветроэлектростанций;
оснащение общедомовыми приборами и внедрение автоматизированных систем коммерческого учета энергоресурсов, в том числе по установке поквартирных приборов учета энергоресурсов малоимущим гражданам;
организацию мониторинга потребления энергоресурсов и подготовку регламентирующих документов.
Для создания условий надежного функционирования энергосистемы Оренбургской области в составе Единой энергетической системы России с целью устойчивого энергоснабжения потребителей Оренбургской области предусматриваются:
предоставление из областного бюджета грантов хозяйствующим субъектам, осуществляющим инвестиционную деятельность, на реализацию социально значимых инвестиционных проектов в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности;
О порядке предоставления из областного бюджета грантов хозяйствующим субъектам, осуществляющим инвестиционную деятельность, на реализацию социально значимых инвестиционных проектов в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, см. постановление Правительства Оренбургской области от 28 февраля 2011 г. N 120-п
содействие в разработке цикла учебных программ и осуществлении образовательной деятельности с целью пропаганды передовых методов работы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
содействие в производстве и продаже энергетических устройств с высокой энергетической эффективностью;
информационное обеспечение и организация конкурсов по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должно осуществляться посредством:
создания региональной информационной системы в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
организации выставок объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность.
Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.
4. Меры правового и государственного регулирования и управления рисками
Действия по достижению цели и решению задач, определенных настоящей Программой в 2015 году и на перспективу до 2020 года, базируются на результатах оценки рисков, свойственных отраслям и экономике в целом. Особое внимание привлекает идентификация так называемых "системных рисков", способных, "передаваясь" по производственной цепочке сложившихся хозяйственных связей, серьезно влиять на функционирование как отдельных отраслей, так и экономики области в целом. Основными системными рисками, свойственными энергетическому сектору экономики, являются:
1. Техногенные и экологические риски
С учетом износа основных фондов в энергетике до 60 - 70 процентов вероятность техногенной аварии является довольно высокой, при этом велика и вероятность нанесения существенного ущерба окружающей среде. Любая крупная техногенная или экологическая катастрофа, возможные лавинообразные отказы действующего оборудования потребуют серьезных дополнительных капиталовложений и приведут к отвлечению средств других объектов энергетического сектора. В последние годы риски подобных происшествий повысились в связи с увеличением вероятности террористических действий. К числу последствий таких происшествий относится снижение инвестиционной привлекательности энергетики области и рейтинга доверия со стороны кредитных организаций и международных финансовых институтов.
Минимизировать риски техногенных аварий возможно за счет обновления основных фондов, перехода к прогрессивным технологиям и реализации мероприятий по повышению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
2. Финансовые риски
Вероятность возникновения финансовых рисков в электроэнергетической отрасли существует, но она крайне низка. Государственное регулирование деятельности главных игроков рынка электроэнергии - открытого акционерного общества "Российские сети", открытого акционерного общества "ФСК ЕЭС", общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО - Электрогенерация", закрытого акционерного общества "Комплексные энергетические системы", открытого акционерного общества "ФСК ЕЭС", открытого акционерного общества "Оренбургская теплогенерирующая компания", филиала открытого акционерного общества "ИНТЕР РАО - Электрогенерация" - "Ириклинская ГРЭС", филиала открытого акционерного общества "МРСК Волги" - "Оренбургэнерго" - служит важным обстоятельством, влияющим на финансовую устойчивость электроэнергетического сектора экономики области. Все перечисленные организации являются вертикально интегрированными компаниями.
Следует учитывать возможность наступления финансового риска исходя из вероятности возникновения ущерба в результате проведения каких-либо операций в финансово-кредитной и биржевой сферах, совершения операций с фондовыми ценностями (риск, вытекающий из природы этих операций). Имеет место риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполучения или недополучения прибыли) в результате наступления страхового события - остановки производства (торговли) из-за утраты, повреждения имущества. Этот риск угрожает, прежде всего, производственным предприятиям сферы энергетики.
Минимизировать финансовые риски возможно за счет имущественного и неимущественного страхования. Экономическое назначение страхования заключается в возмещении ущерба, возникшего вследствие наступления страхового случая. В электроэнергетической отрасли широко применяются все действующие виды страхования.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Программы представлены в приложении N 3 к настоящей Программе.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Постановлением от 26 декабря 2014 г. N 1012-пп приложение "Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Программы" исключено
5. Перечень подпрограмм
Программа включает в себя 2 подпрограммы:
подпрограмма 1. "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Оренбургской области" (приложение N 5 к настоящей Программе);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приложение N 4 к настоящей Программе
подпрограмма 2. "Развитие использования возобновляемых источников энергии" (приложение N 6 к настоящей Программе).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приложение N 5 к настоящей Программе
6. Ресурсное обеспечение Программы
Объем финансирования Программы составит 435 287,4 тыс. рублей. Финансирование осуществляется за счет средств областного бюджета, в том числе по годам реализации:
2015 год - 10 000,0 тыс. рублей;
2016 год - 27 511,9 тыс. рублей;
2017 год - 50 975,5 тыс. рублей;
2018 год - 50 975,5 тыс. рублей;
2019 год - 50 975,5 тыс. рублей;
2020 год - 50 975,5 тыс. рублей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "2018 год - 50 975,5 тыс. рублей; 2019 год - 50 975,5 тыс. рублей; 2020 год - 50 975,5 тыс. рублей" имеется в виду "2018 год - 115 600,0 тыс. рублей; 2019 год - 115 600,0 тыс. рублей; 2020 год - 115 600,0 тыс. рублей"
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств областного бюджета представлено в приложении N 4 к настоящей Программе.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приложение N 3 к настоящей Программе
План реализации Программы на 2015 год представлен в приложении N 7 к настоящей Программе.
Планируется активное вовлечение внебюджетных финансовых, трудовых и материально-технических ресурсов, которые необходимы для выполнения запланированных мероприятий.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приложение N 6 к настоящей Программе
В качестве дополнительного источника финансирования мероприятий Программы могут привлекаться субсидии, предоставляемые из федерального бюджета бюджету Оренбургской области на условиях, определенных федеральным законодательством.
Ежегодно при формировании областного бюджета на текущий финансовый год и плановый период объемы ассигнований из областного бюджета и внебюджетных источников уточняются с учетом уровня цен, ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации и оценки результативности мероприятий Программы, достижения целевых индикаторов и показателей.
Оказание финансовой поддержки мероприятий в сфере энергосбережения Правительством области предусмотрено постановлениями Правительства Оренбургской области:
от 28 февраля 2011 года N 120-п "О порядке предоставления из областного бюджета грантов хозяйствующим субъектам, осуществляющим инвестиционную деятельность, на реализацию социально значимых инвестиционных проектов в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности";
от 20 мая 2011 года N 348-п "О порядке отбора проектов по энергосбережению и возмещения из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на их реализацию".
7. Методика оценки эффективности Программы
Методика оценки эффективности Программы и входящих в ее состав подпрограмм представлена в приложении N 8 к настоящей Программе.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приложение N 7 к настоящей Программе
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.