Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 9
к государственной программе
"Развитие системы образования
Оренбургской области" на 2014 - 2020 годы
Подпрограмма
"Развитие профессионального образования"
3 октября 2014 г., 3 февраля 2015 г.
Паспорт
подпрограммы "Развитие профессионального образования"
государственной программы "Развитие системы образования Оренбургской области" на 2014 - 2020 годы
(далее - подпрограмма)
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в сфере профессионального образования и прогноз ее развития
В настоящее время в Оренбургской области осуществляют деятельность 32 образовательные организации высшего образования, в том числе 1 образовательная организация высшего образования (далее - ОО ВО) регионального подчинения - ГБОУ ВПО "Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей", 63 образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня (далее - СПО). В ведении министерства образования Оренбургской области находится 31 организация.
Сеть профессиональных образовательных организаций (далее - ПОО) охватывает все муниципальные образования области. Это создает оптимальные условия доступности получения различных рабочих профессий и специальностей для обеспечения районов необходимыми кадрами.
Подготовка кадров ведется по 113 специальностям и 58 профессиям СПО для социальной сферы, сельского хозяйства, транспорта, строительства, сферы обслуживания населения, различных технических и производственных секторов экономики области.
При расчете показателей приема граждан в 2014 году в ПОО учитывались итоги приема 2013 года, результаты трудоустройства выпускников, потребность областного рынка труда в квалифицированных кадрах, статистическая информация по Оренбургской области.
Ежегодно система СПО выпускает для всех отраслей экономики около 12 тысяч специалистов и представителей рабочих профессий. Выпускники ПОО трудятся на многих предприятиях области.
В 2013 году выпуск ПОО составил 11538 человек, из них по программам подготовки специалистов среднего звена обучено 6667 человек, по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих - 4871 человек.
Педагогические и управленческие кадры являются важнейшим ресурсом инновационного развития системы профессионального образования. Всего в ПОО работают 12 469 педагогов, в том числе 56,0 процента - преподаватели, 17,0 процента - мастера производственного обучения. Имеют высшую квалификационную категорию 40,0 процента, первую - 28,0 процента педагогических кадров. Среди преподавателей 5 докторов наук и 116 кандидатов наук.
Проводится работа по повышению профессионального уровня инженерно-педагогических работников и руководящих кадров путем дальнейшего развития системы их аттестации, подготовки и переподготовки, создаются условия для профессионального становления молодых педагогов, их закрепления в образовательной организации.
Принцип концентрации ресурсов в сети реализуется через создание многофункциональных ресурсных центров на базе ПОО, обладающих уникальной ресурсной базой для подготовки специалистов определенного профиля и оказывающих образовательные услуги с использованием этой базы инженерно-педагогическими работниками других ПОО.
Для повышения профессионального уровня мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин организована стажировка на предприятиях, в ресурсных центрах ПОО.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей" - единственная образовательная организация регионального подчинения, которая осуществляет подготовку специалистов для укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 07400 "Культура и искусство". В организации обучается 312 человек, из них по очной форме обучения - 181 человек. Ежегодный выпуск составляет около 70 человек.
Профессорско-преподавательский состав образовательной организации высшего образования - 92 человека, из них с ученой степенью доктора наук - 16,0 процента, с ученой степенью кандидата наук - 55,0 процента.
Для выявления и поддержки талантливой и одаренной молодежи, приобщения ее к творческой деятельности, пропаганды достижений обучающихся 75 обучающимся организаций высшего и среднего профессионального образования, сочетающим успешную учебу с активной социально значимой, общественной и творческой деятельностью, выплачиваются областные стипендии (25 человек - ОО ВО, 50 человек - ПОО); ежегодно проводятся областная выставка научно-технического творчества молодежи "НТТМ", олимпиады профессионального мастерства. В данных мероприятиях наряду с обучающимися принимают участие и мастера производственного обучения.
На состояние системы профессионального образования оказывают влияние следующие факторы:
отсутствие целостной системы профориентационной работы, единой региональной политики в области профориентации молодежи органов исполнительной власти всех уровней, ПОО, работодателей;
отсутствие долгосрочного прогноза потребности в рабочих кадрах и специалистах для отраслей экономики области;
отсутствие сбалансированной системы управления формированием заказа на подготовку кадров разного уровня профессионального образования;
значительная затратность оснащения учебно-производственным и лабораторным оборудованием учебных мастерских, необходимых для открытия новых профессий, специальностей, востребованных экономикой области;
несоответствие состояния учебно-материальной базы организаций профессионального образования современным требованиям модернизации производства.
Решением проблем кадрового обеспечения экономики и социальной сферы в Оренбургской области должен стать сбалансированный государственный подход к регулированию различных уровней профессионального образования в соответствии с текущими и перспективными потребностями рынка труда.
2. Приоритеты государственной политики Оренбургской области в сфере профессионального образования на период до 2020 года, цели, задачи, показатели (индикаторы) и результаты реализации подпрограммы
Долговременными целевыми ориентирами системы профессионального образования Оренбургской области являются достижение высокого качества и современности образовательных услуг, создание максимально открытой и предельно доступной системы, активно реагирующей на сигналы рынка труда, семейные, общественные и государственные потребности, наращивание способности системы образования быть конкретно полезной в процессах социально-культурного и экономического развития Оренбургской области.
Принципиальные изменения в системе профессионального образования будут происходить в следующих направлениях:
модернизация профессионального образования для обеспечения индивидуальных траекторий развития жителей области: обновление структуры, содержания и технологий реализации образовательных программ; внедрение системы сертификации профессиональных квалификаций; создание условий для равного доступа всех граждан Оренбургской области к профессиональному образованию;
формирование механизмов обеспечения квалифицированными кадрами потребностей социально-экономического развития Оренбургской области: улучшение кадрового состава ПОО и ОО ВО; совершенствование моделей управления организациями профессионального образования, формирование резерва управленческих кадров и реализация программ развития участников резерва.
Долгосрочным приоритетом является пересмотр структуры, содержания и технологий реализации образовательных программ с учетом требований работодателей и студентов, прогноза рынка труда и социально-культурного и экономического развития. Должны быть развернуты гибкие программы с разными сроками обучения области. Для их реализации необходимо обеспечить взаимовыгодное сотрудничество организаций высшего и профессионального образования и работодателей путем разработки гибких учебных планов, изменяющихся с учетом требований работодателей, создания мест для проведения практики студентов, создания системы профессиональной сертификации специалистов объединениями работодателей.
Приоритетом является и решение проблемы массовой подготовки специалистов для рынка труда, чему будут способствовать внедрение образовательных программ, направленных на получение прикладных квалификаций, предполагающих обучение "на рабочем месте" продолжительностью от нескольких месяцев до года, создание многофункциональных центров прикладных квалификаций.
В этой связи предстоит обеспечить корректировку и согласование долгосрочных прогнозов, стратегий и программ инновационного развития отраслей области как базы для планирования развития системы непрерывного образования и осуществить стратегический комплексный подход к прогнозированию необходимых компетенций на межотраслевой основе.
Новой для системы профессионального образования Оренбургской области является задача обеспечения выпускников не только профессиональными, но и базовыми социальными и культурными компетенциями и установками, включая организацию коллективной работы, межкультурную коммуникацию, в том числе через радикальное обновление системы практик, вовлечение студенческой молодежи в позитивную социальную деятельность, занятия физической культурой и спортом.
Модернизация профессионального образования не произойдет без качественного обновления преподавательского корпуса, что потребует, наряду с мерами по повышению квалификации преподавателей и привлечению талантливых молодых специалистов в сферу профессионального образования, перехода на эффективный контракт между преподавателями и организациями высшего и профессионального образования. Основой эффективного контракта должен стать конкурентоспособный уровень заработной платы преподавателей в профессиональном образовании. С этой целью необходимо обеспечить доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения ПОО до средней заработной платы в регионе и средней заработной платы преподавателей ОО ВО до 200,0 процента от средней заработной платы в регионе (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики").
Введение эффективного контракта предполагает активное участие преподавателей в исследованиях и разработках, повышение ответственности за результаты работы. Эта задача связана с перестройкой системы повышения квалификации научно-педагогических кадров, повышением качества управления, переподготовкой руководителей системы профессионального образования.
Необходимо обеспечить доступность профессионального образования для всех граждан независимо от их социально-экономического положения и состояния здоровья. Это потребует повышения социальных стипендий до уровня прожиточного минимума, создания условий для дистанционного образования инвалидов.
Новой задачей для системы образования является построение эффективной системы обучения взрослых, базирующейся на современных форматах обучения и образовательных технологиях. В рамках этой системы должны быть поддержаны программы повышения квалификации и переподготовки кадров для государственного и корпоративного секторов экономики, а также системы неформального обучения взрослых всех возрастов.
Таким образом, в период реализации подпрограммы предстоит завершить процесс формирования системы профессионального образования, включающей в себя учреждения и организации с различными задачами, тесно связанной с развитием экономики и общества, обеспечивающей опережающее развитие конкурентоспособного человеческого капитала в области.
Целями подпрограммы являются существенное увеличение вклада профессионального образования в социально-культурную и экономическую модернизацию области, обеспечение востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося.
Перечень задач в сфере профессионального образования определен в соответствии с приоритетами стратегических документов и основными приоритетами Программы и включает в себя:
формирование современной структуры сети ПОО, учитывающей особенности региона, для обеспечения доступного качественного профессионального образования для всех жителей области;
модернизацию содержания и технологий профессионального образования для обеспечения их соответствия требованиям современной экономики и изменяющимся запросам населения;
улучшение кадрового состава ПОО;
развитие фундаментальных и прикладных научных исследований, создание ресурса для опережающего развития приоритетных направлений в научно-технической сфере.
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы представлены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Срок реализации подпрограммы - 2014 - 2020 годы. Достижение целей подпрограммы и решение поставленных в ней задач обеспечиваются реализацией мероприятий подпрограммы, представленных в приложении N 2 к Программе.
3. Характеристика мер правового регулирования в рамках подпрограммы
С целью реализации основных мероприятий подпрограммы, в том числе с учетом реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", планируются разработка и утверждение нормативных правовых актов в соответствии с принимаемыми федеральными правовыми актами (приложение N 3 к настоящей Программе).
4. Прогноз сводных показателей государственных заданий подпрограммы
В рамках подпрограммы будут обеспечены формирование и реализация государственных заданий на реализацию основных образовательных программ СПО, образовательных профессиональных программ переподготовки и повышения квалификации педагогических работников.
Прогноз сводных показателей государственных заданий представлен в приложении N 4 к настоящей Программе.
Достижение намеченных целей и конечных показателей будет зависеть в значительной степени от сбалансированности экономической, финансовой и социальной политики области, от темпов роста валового продукта и объема выпуска продукции и услуг базовых отраслей экономики области, расходов на социальные нужды.
5. Характеристика основных мероприятий, реализуемых муниципальными образованиями
Так как подпрограмма не направлена на достижение целей, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного управления, раздел не заполняется.
6. Информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации подпрограммы
Совместно с ведущими предприятиями и объединениями работодателей в настоящее время создается система оценки уровня квалификации и качества образования, а именно:
проводится работа по созданию областных центров оценки качества образования и сертификации квалификаций, в том числе создается система добровольной сертификации и стандартизации рабочих кадров для организаций и предприятий области;
определяется перечень профессий и специальностей, которые являются приоритетными для развития наиболее важных для области отраслей промышленности;
определяется перечень программ профессионального образования, которые будут разрабатываться совместно с предприятиями и организациями области при поддержке Правительства Оренбургской области как приоритетные для экономики области.
С целью создания условий для эффективной организации профессиональной подготовки рабочих кадров, обеспечения обучающимся возможности получать практические навыки профессии в реальных условиях производства, более легкого прохождения адаптационного периода при трудоустройстве действует постановление Правительства Оренбургской области от 14 января 2009 года N 1-п "О базовых организациях государственных областных образовательных организаций начального профессионального образования".
Организация производственного обучения и производственной практики на штатных рабочих местах, куда после окончания обучения придет дипломированный выпускник, является важным условием для его активного вхождения в трудовой процесс. Все большую актуальность приобретает создание условий для закрепления выпускников ПОО на производстве через установление приемлемой оплаты труда, гарантий социального пакета, возможностей дальнейшего карьерного роста. Таким образом, на рост популярности рабочих профессий во многом влияет деятельность работодателей по развитию системы СПО.
На ряде предприятий при прохождении производственной практики обучающимся выплачивается заработная плата, наиболее успешные из них получают от этих предприятий именные стипендии.
В рамках требований федеральных государственных образовательных стандартов СПО часть планируемых к освоению образовательных результатов формируется в Оренбургской области, что позволяет учесть особенности местного рынка труда.
В связи с этим особое внимание министерство образования Оренбургской области, руководители ПОО уделяют увеличению контрольных цифр приема граждан по договорам с предприятиями. Социальное партнерство должно способствовать повышению качества подготовки будущих специалистов, которое напрямую зависит от состояния учебно-материальной базы. Крайне важно участие социальных партнеров, прежде всего работодателей, в оснащении ПОО современным оборудованием, сырьем, материалами.
Определяющей задачей развития системы профессионального образования Оренбургской области является подготовка современных высококвалифицированных, конкурентоспособных рабочих кадров и специалистов. Первой ступенькой профессиональной карьеры для многих одаренных ребят становятся конкурсы профессионального мастерства, ежегодно организуемые министерством образования Оренбургской области совместно с ведущими работодателями области, Оренбургским областным союзом промышленников и предпринимателей: областное мероприятие "День сварщика", олимпиада профессионального мастерства по профессиям строительного профиля (совместно с группой компаний "СВС"), Всероссийский конкурс "Рабочие стипендиаты "Газпромбанка".
7. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы в 2014 - 2020 годах составит 20 190 075,2 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
в 2014 году - 2 425 692,1 тыс. рублей;
в 2015 году - 2 594 053,1 тыс. рублей;
в 2016 году - 2 672 316,2 тыс. рублей;
в 2017 году - 2 826 195,0 тыс. рублей;
в 2018 году - 3 084 114,8 тыс. рублей;
в 2019 году - 3 223 554,1 тыс. рублей;
в 2020 году - 3 364 149,9 тыс. рублей.
Основным источником финансирования реализации основных мероприятий подпрограммы являются средства областного бюджета, а также могут привлекаться средства федерального бюджета.
Общий объем расходов на реализацию основных мероприятий подпрограммы предусматривает затраты на:
формирование современной структуры сети ПОО, учитывающей особенности региона, для обеспечения доступного качественного СПО для всех жителей области;
модернизацию содержания и технологий профессионального образования для обеспечения их соответствия требованиям современной экономики и изменяющимся запросам населения;
развитие взаимодействия профессионального образования с рынком труда, приведение учебно-материальной базы ПОО в соответствие с требованиями современного производства;
улучшение кадрового состава ПОО и его продуктивности;
социальную поддержку талантливой молодежи.
Реализация подпрограммы предусматривает целевое использование денежных средств в соответствии с поставленными задачами, определенными мероприятиями.
Финансирование подпрограммы в заявленных объемах позволит достичь поставленных целей.
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы представлено с расшифровкой по главным распорядителям средств областного бюджета (по ответственному исполнителю и соисполнителям подпрограммы), по кодам бюджетной классификации и по годам реализации в приложении N 5 к настоящей Программе.
Объемы бюджетных ассигнований будут уточняться ежегодно при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
На реализацию основных мероприятий "Формирование современной структуры сети образовательных организаций профессионального образования", "Модернизация образовательных программ профессионального образования", "Развитие взаимодействия профессионального образования с рынком труда, местными сообществами", "Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для системы образования" финансирование не предусмотрено.
8. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками
Достижение намеченных целей и конечных показателей будет зависеть в значительной степени от сбалансированности экономической, финансовой и социальной политики области, темпов роста валового продукта, объема выпуска продукции, услуг базовых отраслей экономики области, расходов на социальные нужды.
Выполнению поставленных задач могут мешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в обществе социально-экономических проблем:
финансовые риски, которые связаны с финансированием подпрограммы в неполном объеме, возникают по причине полной зависимости ее успешной реализации от финансирования из областного бюджета;
непредвиденные риски связаны с кризисными явлениями в экономике Оренбургской области, природными и техногенными катастрофами и катаклизмами и могут привести к снижению темпов экономического роста доходов населения, а также потребовать направления бюджетных средств на преодоление последствий таких катастроф.
Меры по снижению финансовых рисков направлены на обеспечение сбалансированного распределения финансовых средств по мероприятиям подпрограммы в соответствии с ожидаемыми конечными результатами.
Меры по снижению непредвиденных рисков направлены на осуществление прогнозирования социально-экономического развития с учетом возможного ухудшения экономической ситуации.
Поскольку в рамках реализации подпрограммы практически отсутствуют рычаги управления непредвиденными рисками, наибольшее внимание следует уделить управлению финансовыми рисками, в связи с чем планируются мероприятия по снижению величины риска путем ежегодного уточнения финансирования подпрограммы. В рамках управления предусмотрены прогнозирование, регулирование и координация рисков путем уточнения и внесения необходимых изменений в подпрограмму.
9. Методика оценки эффективности подпрограммы
Методика оценки эффективности подпрограммы представлена в приложении N 8 к настоящей Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.