Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации города
от 10 ноября 2014 г. N 2672-п
Паспорт
муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Оренбурге на 2015 - 2019 годы"
Основание для разработки программы |
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; постановление администрации города Оренбурга от 22.05.2012 N 1083-п (в редакции от 27.08.2014 N 1937-п) "Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации муниципальных программ города Оренбурга"; Служебная записка на имя главы администрации города Оренбурга от 07.05.2014 N 1-9/2422 |
Заказчик программы |
Администрация города Оренбурга в лице комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города Оренбурга |
Ответственный исполнитель программы |
Комитет потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города Оренбурга |
Цели программы |
Активизация предпринимательской деятельности, повышение темпов развития малого и среднего предпринимательства, повышение конкурентоспособности продукции, выпускаемой субъектами малого и среднего предпринимательства. |
Задачи программы |
1. Формирование благоприятной среды, стимулирующей развитие предпринимательства. 2. Укрепление социального статуса, повышение престижа и этики предпринимательства. 3. Повышение (обеспечение) доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства и развитие эффективной финансово-кредитной поддержки бизнеса. 4. Повышение эффективности деятельности инфраструктуры и общественных организаций поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. 5. Создание системы, способствующей продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринимательства города Оренбурга на межрегиональные и международные рынки. 6. Содействие развитию молодежного предпринимательства. |
Основные мероприятия программы |
1. Мероприятия по совершенствованию механизмов регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. 2. Мероприятия по совершенствованию информационной поддержки и создания положительного имиджа субъектов малого и среднего предпринимательства. 3. Мероприятия по оказанию финансовой поддержки. 4. Мероприятия по повышению эффективности деятельности инфраструктуры и общественных организаций поддержки малого и среднего предпринимательства. 5. Мероприятия по продвижению продукции местных товаропроизводителей на международные и межрегиональные рынки. 6. Мероприятия по содействию деятельности начинающих предпринимателей. |
Целевые показатели (индикаторы) программы |
1. Количество мониторингов, направленных на совершенствование правового регулирования вопросов развития предпринимательства. 2. Количество руководителей, владельцев и работников субъектов малого и среднего предпринимательства, прошедших обучение по специальным программам подготовки и переподготовки, а также в рамках специальных семинаров, лекций, стажировок. 3. Количество проведенных публичных мероприятий по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. 4. Количество подготовленных информационных изданий. 5. Количество подготовленных радио- и телепрограмм. 6. Количество проведенных конкурсов. 7. Количество проектов субъектов предпринимательства, реализованных при участии администрации города Оренбурга. 8. Количество общественных организаций и организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, привлеченных к реализации программы. 9. Количество организованных выставок товаров местных товаропроизводителей. 10. Количество организованных встреч и мероприятий по обмену опытом. 11. Количество малых и средних предприятий, единиц. 12. Прирост числа малых предприятий, %. 13. Прирост общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства, %. 14. Прирост среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, %. 15. Доля занятых в малом и среднем бизнесе в общей среднесписочной численности занятых в муниципальном образовании, %. 16. Количество субъектов предпринимательства на 1 000 человек населения, единиц. 17. Объем налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в городской бюджет, млн. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства на 2 - 3% ежегодно, увеличение количества субъектов предпринимательства на 1 000 человек населения с 51 в 2013 году до 56 к 2019 году; - повышение доли субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих в сфере производства, с 13% в 2013 году до 17% к 2019 году; - создание не менее 4 000 новых рабочих мест ежегодно, увеличение занятых в малом и среднем предпринимательстве на 2 - 3% ежегодно; - увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на малых и средних предприятиях, в общей численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций до 73% в 2019 году; - рост объема выпущенной продукции, товаров, работ и услуг субъектами малого и среднего предпринимательства на 2% ежегодно; - достижение доли налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в налоговых доходах бюджета города с 53% в 2013 году до 55% в 2019 году; - привлечение к участию в программе поддержки 15 000 субъектов малого и среднего предпринимательства, оказание финансовой поддержки в реализации не менее 150 проектов субъектов малого и среднего предпринимательства (далее МСП); - оказание комплексных консалтинговых услуг по созданию и ведению бизнеса не менее чем 2 000 субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно. |
Сроки реализации программы |
Срок реализации 2015 - 2019 годы. |
Объемы и источники финансирования программы |
Общий объем финансирования программы за весь период реализации 66 600 тыс. руб., в том числе по годам: 2015 год - 12 500 тыс. руб.; 2016 год - 13 000 тыс. руб.; 2017 год - 13 500 тыс. руб.; 2018 год - 13 500 тыс. руб.; 2019 год - 14 100 тыс. руб. Источник финансирования - бюджет города Оренбурга. |
1. Характеристика проблемы
Развитие малого и среднего бизнеса является неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования, соответствующим цели экономических реформ в России - созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения.
Социальная значимость малого и среднего бизнеса определяется массовостью группы собственников - владельцев малых и средних предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно в секторе малого и среднего предпринимательства создается и находится в обороте основная масса материальных ресурсов.
Исходя из этого, основной целью политики развития и поддержки предпринимательства является создание правовых и экономических условий для свободного развития малого и среднего предпринимательства.
В настоящее время предпринимательство, являясь одной из самых эффективных форм организации производственной и непроизводственной деятельности, оказывает существенное влияние на экономическое развитие города Оренбурга по следующим направлениям: насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами местного производства, решение проблем повышения уровня жизни и вопросов занятости населения, увеличение налоговых платежей в бюджетную систему. В связи с этим, дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего формирование конкурентной среды, самозанятость населения и стабильность налоговых поступлений, рассматривается администрацией города Оренбурга как одна из приоритетных стратегических задач.
Ценность малого бизнеса состоит в том, что он удовлетворяет первостепенные потребности и является фундаментом для среднего и крупного бизнеса, снимая тем самым нагрузку с государственного бюджета на содержание безработных, он держится на свежих идеях, предприимчивости, решая вопросы занятости населения, достойной заработной платы и формирования среднего класса, как основы политической и социальной стабильности общества.
В деятельность малых и средних предприятий вовлечены практически все социальные группы населения города Оренбурга.
В течение последних лет в отношении малого и среднего предпринимательства было достигнуто понимание значимости состояния и уровня развития малого и среднего бизнеса для качественного роста экономики города, его роли в решении поставленной задачи обеспечения структурной диверсификации и экономического развития по пути, предполагающему создание максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы.
Особое внимание в 2012 - 2014 годах уделялось контролю правоприменительной практики, которая показала, что запланированный результат мер поддержки малого и среднего бизнеса прямо обусловлен эффективностью их применения на практике.
Активная позиция малого и среднего бизнеса, получающего поддержку, во многом способствует постепенной стабилизации экономической ситуации, улучшению условий и состояния предпринимательства в целом.
По данным Управления федеральной налоговой службы по Оренбургской области в городе Оренбурге зарегистрировано 14 164 предприятия малого и среднего бизнеса и 14 983 предпринимателя без образования юридического лица. Общее количество субъектов предпринимательства составляет 29 147.
В секторе малого и среднего предпринимательства занято около 195 тысяч человек, а это более 71% общей численности занятых в экономике города.
Малый и средний бизнес города вносит свой серьезный вклад и в формирование городского бюджета, обеспечивая более 53% налоговых поступлений в муниципальную казну.
Вместе с тем, сложившаяся отраслевая структура малого и среднего бизнеса не полностью отвечает задачам модернизации экономики города.
Первое место по численности малых и средних предприятий занимает сфера оптовой и розничной торговли - 43 процента, которая многократно превышает доли малых и средних компаний в других отраслях, на втором месте - промышленность 13 процентов, на третьем - строительство 7 процентов.
Сложившаяся на сегодняшний день отраслевая структура малого предпринимательства свидетельствует, что непроизводственная сфера остается более комфортной для развития малого бизнеса Оренбурга и этот показатель значительно отстает от уровня развития малого и среднего предпринимательства в европейских странах, в которых количественный показатель и вклад производственных компаний значительно выше и доминирует неторговый сектор экономики.
Но, следует отметить что, в течение последних лет в г. Оренбурге отмечается увеличение количества предприятий производственной сферы и происходит процесс расширения и укрупнения производственных предприятий малого бизнеса. Значительная их часть за счет модернизации производства, приобретения новых линий по выпуску и переработке продукции существенно увеличивает штат сотрудников, расширяет производственные площади. Практически на всех предприятиях малого бизнеса отмечается рост заработной платы и дальнейшее возрастание роли производственного бизнеса в общественном развитии города в ближайшей перспективе неизбежно.
Практически во всех отраслях экономики деятельность малых предприятий оказывает существенное влияние на формирование конечных результатов хозяйственной деятельности, а результаты работы малых и средних предприятий свидетельствуют о закреплении положительных тенденций в их деятельности.
Сектор торговли является конечным звеном в цепи поставок товара от производителя к потребителю. От эффективности организации торговой деятельности (географической доступности товаров для населения, минимизации издержек системы торговли, оптимизации процесса продаж в торговых точках) напрямую зависит объем продаж производителей товаров. Дальнейшее планомерное развитие сектора торговли определяет долю местных товаров в ассортименте торговых предприятий города Оренбурга.
В целом, итоги развития предпринимательства города Оренбурга характеризуются увеличением объемов и видов выпускаемых и реализуемых товаров, производимых работ и оказываемых услуг, уровня заработной платы работающих на предприятиях малого и среднего бизнеса, и как следствие, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. В большой степени этому способствует целенаправленная политика администрации города Оренбурга по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства.
Реализация мероприятий, направленных на формирование благоприятной для развития предпринимательства среды, удовлетворение финансово-кредитных потребностей малого и среднего предпринимательства, развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства, подготовку и повышение квалификации кадров для сферы малого и среднего бизнеса, позволит повысить престиж предпринимательства.
Принимая во внимание существующие показатели, необходимо отметить, что потенциал предпринимательства значительно выше, поэтому развитие малого и среднего бизнеса в г. Оренбурге находится в числе основных приоритетов.
На основании анализа развития малого и среднего предпринимательства в городе Оренбурге в 2011 - 2013 годах следует отметить, что основными проблемами, препятствующими его дальнейшему развитию, являются:
- недостаточное количество нежилых помещений для ведения предпринимательской деятельности и доступности информации о свободных земельных участках и муниципальном имуществе;
- затрудненный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым и инвестиционным ресурсам;
- недостаток квалифицированных кадров рабочих специальностей на малых предприятиях города;
- недостаточный образовательный и информационный уровень предпринимателей;
- сложность в развитии инновационного и экспортно-ориентированного предпринимательства;
- недостаточность доступа к стартовому капиталу для начинающих предпринимателей;
- слабое развитие комплекса финансовых услуг для отдельных, социально-значимых категорий малых, средних и микро-предприятий (включая адресную поддержку предприятий в отдельных отраслях бизнеса, систему поддержки социально значимых проектов, совместное с банками финансирование инвестиционных проектов малых предприятий);
- недостаточная социальная защищенность наемных работников в сфере малого и среднего предпринимательства, наличие нарушений в трудовых отношениях работодателей с работающими по найму, вызывающих текучесть кадров в предпринимательской среде;
- высокие риски ведения предпринимательской деятельности.
Преодоление существующих препятствий и дальнейшее поступательное развитие предприятий малого и среднего бизнеса возможно только на основе целенаправленной работы на местах по созданию благоприятных условий для его развития путем оказания комплексной и адресной поддержки в различных направлениях - информационного, образовательного, консультационного, научно-технического, технологического, финансового, имущественного обеспечения, оказания целого спектра деловых услуг, налаживания деловых контактов и кооперации, а также в других аспектах, коллективная потребность в которых может возникнуть у предпринимателей.
При этом основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства будут являться:
1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;
2) равный доступ субъектов малого предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах;
3) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
4) открытость процедур оказания поддержки.
Основным инструментом реализации государственной политики по поддержке малого и среднего предпринимательства на среднесрочную перспективу для органов местного самоуправления является программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Оренбурге на 2015 - 2019 годы" (далее - Программа).
Учитывая, что из-за дефицита средств бюджета не все мероприятия Программы 2012 - 2014 гг. были реализованы в полном объёме, Программа на 2015 - 2019 годы включает в себя не потерявшие актуальность мероприятия (возмещение части затрат субъектам предпринимательства, создание системы льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, создание и развитие объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства) и является продолжением комплексной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, реализация которой в городе Оренбурге начата с 2006 года.
Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а также на основе анализа современного состояния малого и среднего предпринимательства в Оренбурге и с учетом результатов выполнения муниципальной программы "О развитии малого и среднего предпринимательства в г. Оренбурге на 2012 - 2014 г.г.".
При разработке Программы развития малого и среднего предпринимательства учитывались следующие факторы, отражающие существующую ситуацию:
- недостаточность сведений о состоянии бизнес-среды, отсутствие системы регулярного мониторинга и получения обратной связи от бизнес-сообщества, что затрудняет качественную оценку эффективности мероприятий Программы и своевременное принятие управленческих решений;
- недостаточная информированность населения и предпринимателей о действующих программах поддержки;
- неравномерное распределение малых и средних предприятий по сферам деятельности (большинство предприятий сосредоточено в оптовой и розничной торговле, мала доля инновационных предприятий);
- низкий уровень использования современных управленческих и информационных технологий;
- сложность доступа к финансовым ресурсам;
- недостаток квалифицированных кадров;
- сложности для начала бизнеса "с нуля";
- недостаточный уровень соблюдения норм трудового законодательства и охраны труда на малых предприятиях.
Активная позиция малого и среднего бизнеса, получающего государственную поддержку, во многом способствует стабилизации экономической ситуации и, как следствие, улучшению условий и состояния предпринимательства в целом.
Активизация действий администрации города в части поддержки малого и среднего предпринимательства является в настоящее время весьма актуальной, а нерешенность назревших проблем в этой области может оказать негативное влияние на дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса.
Таким образом, анализ проблем и потребностей предпринимательства города Оренбурга определил необходимость выстраивания системы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренной данной Программой, что является логическим продолжением предыдущей муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства на 2012 - 2014 годы.
2. Основные цели, задачи, сроки реализации Программы
Целью Программы является создание благоприятной среды для активизации предпринимательской деятельности и условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в городе Оренбурге, способствующих созданию, функционированию и развитию предприятий малого и среднего бизнеса для повышения эффективности и социальной направленности экономики города, обеспечивающих совершенствование и дальнейшее развитие сферы производства товаров, работ и услуг, стабилизацию и рост налоговых поступлений в бюджет, появление дополнительных возможностей занятости населения и роста его доходов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) формирование благоприятной среды, стимулирующей развитие предпринимательства;
2) укрепление социального статуса, повышение престижа и этики предпринимательства;
3) повышение (обеспечение) доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства и развитие эффективной финансово-кредитной поддержки бизнеса;
4) повышение эффективности деятельности инфраструктуры и общественных организаций поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
5) создание системы, способствующей продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринимательства города Оренбурга на межрегиональные и международные рынки;
6) содействие развитию молодежного предпринимательства.
Срок реализации программы 2015 - 2019 годы в один этап.
3. Перечень и описание программных мероприятий
Мероприятия разработаны, исходя из необходимости решения задач по обеспечению дальнейшего стабильного развития малого и среднего предпринимательства, равноправного взаимодействия субъектов предпринимательства и органов власти, защиты прав и законных интересов предпринимателей с учетом финансовых ресурсов, выделяемых на финансирование Программы, и полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления действующим законодательством.
Мероприятия Программы разработаны на основе анализа реализации пяти аналогичных программ, реализованных в городе Оренбурге с 2006 года, тенденций развития сферы МСП и существующей практики поддержки бизнеса и объединены в шесть разделов в соответствии с их содержанием и направленностью:
1) раздел 1 "Мероприятия по совершенствованию механизмов регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства" включает в себя комплекс мероприятий, направленных на формирование благоприятной правовой среды, стимулирующей развитие предпринимательства, проведение плановых ежегодных мониторингов (разработка вопросов для включение в анкеты, оплата тиражирования анкетных материалов, привлечение общественных распространителей для распространения анкет среди субъектов предпринимательства, анализ результатов, связанных с проведением мониторингов:
- совершенствования правового регулирования в части обеспечения систематизации нормативных правовых актов, выявления коллизий между нормативными правовыми актами, факторов, снижающих эффективность нормативных правовых актов, восполнения пробелов в нормотворческой деятельности, контроля за исполнением нормативных правовых актов, совершенствования правотворческой деятельности;
- улучшения предпринимательского климата, оптимизации условий ведения бизнеса, снижения административных барьеров, предоставления преференции).
2) раздел 2 "Мероприятия по оказанию информационной поддержки и созданию положительного имиджа субъектов малого и среднего предпринимательства" включает в себя комплекс мероприятий, направленных на информирование субъектов малого и среднего предпринимательства, укрепление социального статуса и повышение престижа и этики предпринимательства (создание телепередач, публикаций в прессе по вопросам развития малого и среднего бизнеса, актуализация информации на официальном сайте администрации, проведение заседаний Совета по предпринимательству, освещение в средствах массовой информации (далее СМИ) передового опыта субъектов малого и среднего предпринимательства, организация и проведение конференций, семинаров, совещаний, круглых столов, организация мероприятий по повышению квалификации, подготовке и переподготовке субъектов малого и среднего предпринимательства);
3) раздел 3 "Мероприятия по оказанию финансовой поддержки" включает в себя комплекс мероприятий, направленных на частичное возмещение затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в производственной сфере:
- субсидирование процентных ставок по кредитам, получаемым в кредитных организациях в размере 1/2 или 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на дату заключения кредитного договора, но не более 1,0 млн. рублей в год на один субъект предпринимательства;
- возмещение части затрат по договорам лизинга в размере 30 процентов первого взноса (авансового платежа) по договору лизинга, но не более 1,0 млн. рублей в год на один субъект предпринимательства;
- возмещение части затрат за пользование офисными и производственными помещениями при реализации бизнес-проектов, отобранных на конкурсной основе для целей оказания муниципальной поддержки, в размере 50% произведенных в течение года затрат, но не более 100 тысяч рублей на одного получателя субсидии;
- субсидирование части затрат, связанных с оплатой консультационных, экспертных услуг при разработке и реализации бизнес-проектов в области инноваций и промышленного производства, в размере не более 50% произведенных затрат в течение финансового года, но не более 20 тысяч рублей на один субъект малого и среднего предпринимательства;
- субсидирование в размере 2/3 от суммы расходов, произведенных на оплату регистрационного сбора за участие в выставках (ярмарках), а также на оплату аренды выставочной площади на выставках (ярмарках), имеющих статус межрегиональных, всероссийских или международных и проводившихся на территории Российской Федерации и за её пределами;
- компенсация затрат, связанных с оплатой услуг по прохождению сертификации, необходимой в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством страны-импортера, для экспорта товаров (работ, услуг);
- компенсация затрат в связи с повышением квалификации работников;
- возмещение части затрат, связанных с технологическим присоединением к инженерным сетям и сооружениям;
- субсидирование части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением основных средств, семян, минеральных удобрений и средств защиты растений для сельскохозяйственного производства;
4) раздел 4 "Мероприятия по повышению эффективности деятельности инфраструктуры и общественных организаций поддержки малого и среднего предпринимательства" включает в себя комплекс мероприятий, направленных на содействие организации и деятельности общественных организаций малого и среднего предпринимательства, проведение мониторингов, организацию и проведение семинаров и встреч представителей инфраструктуры и общественных организаций поддержки малого и среднего предпринимательства (аренда помещений для проведения встреч, подготовка раздаточного материала);
5) раздел 5 "Мероприятия по продвижению продукции местных товаропроизводителей на международные и межрегиональные рынки" включает в себя комплекс мероприятий, направленных на создание системы, способствующей продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринимательства города Оренбурга на межрегиональные и международные рынки (организация и проведение выставок местных товаропроизводителей);
6) раздел 6 "Мероприятия по содействию деятельности начинающих предпринимателей" включает в себя комплекс мероприятий, направленных, в том числе, и на развитие молодежного предпринимательства (организация и проведение встреч, семинаров, круглых столов, аренда помещений для проведения встреч, подготовка раздаточного материала).
Условия и порядок предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которым в соответствии с Программой оказывается поддержка, определяются нормативным правовым актом администрации города Оренбурга.
Субсидии из бюджета города Оренбурга предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, зарегистрированным в установленном в Российской Федерации порядке на территории муниципального образования "город Оренбург" и отвечающим критериям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Условиями предоставления субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства являются:
1) осуществление производства товаров, выполнения работ и оказания услуг (кроме оптовой, оптово-розничной и розничной торговли, транспортных, парикмахерских, медицинских и эстетических услуг, ногтевых студий и услуг спортивно-развлекательного характера);
2) создание новых производств, расширение, реконструкцию и модернизацию действующих производств;
3) внедрение новых технологий, направленных на создание новых видов продукции, расширение ассортимента выпускаемой продукции и повышение ее качества.
Субсидии не предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства:
1) являющимся кредитными организациями, страховыми организациями, инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
2) являющимся участниками соглашений о разделе продукции;
3) осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
4) являющимся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
5) осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
6) представившим заведомо ложные и/или неточные сведения.
Обязательными условиями для получения субсидий являются:
1) постановка на налоговый учет субъекта предпринимательства в качестве налогоплательщика на территории города Оренбурга;
2) внесение вида деятельности, представляемого на получение субсидии, в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
3) отсутствие на дату подачи заявки проведения в отношении субъекта предпринимательства процедуры реорганизации, ликвидации или банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) отсутствие у субъекта предпринимательства задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды, а также соблюдение установленных законодательством сроков уплаты налога на доходы физических лиц на дату подачи заявки;
5) отсутствие у субъекта предпринимательства задолженности по заработной плате работникам на дату подачи заявки;
6) размер среднемесячной заработной платы работников не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Отбор субъектов предпринимательства на право получения субсидии осуществляется комиссией по реализации мероприятий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства города Оренбурга (далее - Комиссия) в соответствии с муниципальным правовым актом администрации города Оренбурга, определяющим порядок предоставления субсидии.
Решение Комиссии по результатам рассмотрения заявления субъекта малого и среднего предпринимательства и представленных документов принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии и оформляется протоколом. В случае равенства голосов голос председательствующего Комиссии является решающим.
Комиссия вправе принять решение о выплате субсидий по ранее возникшим обязательствам в пределах бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, при условии действия обязательства на 1 января соответствующего года.
Субсидии предоставляются на основании договора о предоставлении субсидии, заключаемого администрацией города Оренбурга с получателем субсидии.
Размер субсидии определяется на заседании Комиссии на основании анализа предоставленных документов и критериев, определенных муниципальным правовым актом администрации города Оренбурга.
Решение Комиссии оформляется протоколом заседания комиссии и подписывается председателем и секретарем. В отсутствие председателя протокол подписывается заместителем председателя Комиссии.
При принятии Комиссией решения о предоставлении субсидий, на основании подписанного протокола заседания Комиссии, комитет потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города Оренбурга составляет сводный реестр получателей субсидии и направляет в финансовое управление администрации города Оренбурга ежемесячно (один раз в месяц) до 15 числа.
Финансовое управление администрации города Оренбурга производит проверку расчетов и передает сводный реестр в отдел бухгалтерского учета и отчетности администрации города Оренбурга для перечисления субсидий на расчетные счета получателей.
На основании решения Комиссии администрацией города Оренбурга с получателем субсидии заключается договор о предоставлении субсидии.
По обязательствам, возникшим в рамках реализации муниципальной программы "О развитии малого и среднего предпринимательства в городе Оренбурге на 2012 - 2014 годы", на основании договоров о предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат на уплату процентов по кредитам, получаемым субъектами малого и среднего предпринимательства в российских кредитных организациях, субсидии предоставляются в размере части затрат на уплату процентов, понесенных в период действия кредитного договора, в рамках финансирования настоящей муниципальной программы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете города Оренбурга на реализацию муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Оренбурге на 2015 - 2019 годы".
При принятии Комиссией решения об отказе в предоставлении субсидии комитет потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города Оренбурга в течение 5 (пяти) дней со дня подписания протокола Комиссии направляет субъекту предпринимательства мотивированный отказ и выписку из протокола решения Комиссии.
Отказ субъекту предпринимательства в допуске к рассмотрению предоставленных документов на право получения субсидии не препятствует повторному обращению после устранения обстоятельств (оснований), послуживших причиной для отказа.
Финансирование программных мероприятий осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и органов местного самоуправления в виде предоставления субсидий субъектам предпринимательства (производителям товаров, работ, услуг) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат в соответствии с порядком, определенным нормативным правовым актом администрации города Оренбурга.
Реализация мероприятий Программы осуществляется, в том числе, и на основании договоров, заключаемых согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Комитетом потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города Оренбурга разрабатываются в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы.
Объемы финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодному уточнению с учетом объема финансовых средств в бюджете города на соответствующий финансовый год, предусматривающего средства на реализацию Программы.
Реализация мероприятий Программы обеспечит создание благоприятных условий для активизации и устойчивого развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Оренбурге. Перечень мероприятий, необходимые ресурсы (объемы финансирования) с указанием направлений расходования средств, источники финансирования, сроки реализации каждого мероприятия приведены в приложении 1 к настоящему приложению.
4. Ожидаемые результаты реализации Программы
Результат реализации Программы выразится в:
- увеличении ежегодного прироста числа субъектов малого и среднего предпринимательства на 2 - 3% ежегодно;
- повышении доли субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих в сфере производства, с 13% в 2013 году до 17% к 2019 году;
- увеличении количества субъектов предпринимательства на 1 000 человек населения с 51 в 2013 году до 56 к 2019 году;
- увеличении занятых в малом и среднем предпринимательстве на 2 - 3% ежегодно;
- увеличении доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) занятых на малых и средних предприятиях в общей численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций до 73% в 2019 году;
- создании не менее 4 000 новых рабочих мест ежегодно;
- увеличении оборота розничной торговли с 135,4 млрд. рублей в 2013 году до 210 млрд. рублей к 2019 году;
- увеличении оборота розничной торговли на душу населения с 249,6 тыс. рублей в 2013 году до 410 тыс. рублей к 2019 году;
- увеличении объема выпущенной продукции, товаров, работ и услуг субъектами малого и среднего предпринимательства на 2% ежегодно;
- увеличении объема налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет области с 2,3 млрд. рублей в 2013 году до 2,8 млрд. рублей в 2019 году;
- достижении доли налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в налоговых доходах бюджета города с 53% в 2013 году до 55% в 2019 году;
- привлечении к участию в программе поддержки 15 000 субъектов малого и среднего предпринимательства;
- оказании финансовой поддержки в реализации не менее 150 проектов субъектов МСП;
- оказании комплексных консалтинговых услуг по созданию и ведению бизнеса не менее чем 2 000 субъектам малого и среднего предпринимательства в год.
Для достижения показателей планируется:
- проведение 15 мониторингов в целях выявления и устранения проблем в развитии малого и среднего предпринимательства, анализа состояния предпринимательской среды в городе Оренбурге;
- проведение 80 публичных мероприятий по вопросам предпринимательства, оказание содействия 5 общественным организациям в проведении ими публичных мероприятий;
- подготовка 5 000 информационных изданий для субъектов МСП;
- подготовка к участию в 50 радио- и телепрограммах;
- проведение 24 конкурсов среди субъектов малого и среднего предпринимательства;
- размещение 3500 объектов потребительского рынка на электронной карте города;
- оказание финансовой поддержки в реализации 150 проектов субъектов малого и среднего предпринимательства;
- организация обучения по специальным программам подготовки и переподготовки, а также в рамках специальных семинаров, лекций и стажировок, для 700 человек ежегодно (руководителей, владельцев и работников субъектов малого и среднего предпринимательства);
- участие в проведении 19 выставок товаров местных производителей.
Целевые показатели (индикаторы) Программы приведены в приложении 2 к настоящему приложению.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Оренбурга.
Общий объем финансирования Программы составляет 66 600,0 тыс. руб., в том числе по годам реализации: 2015 год - 12 500,0 тыс. руб., 2016 год - 13 000,0 тыс. руб., 2017 год - 13 500,0 тыс. руб., 2018 год - 13 500,0 тыс. руб., 2019 год - 14 100,0 тыс. руб.
Общий объем расходов в разрезе мероприятий:
1) раздел 1 "Мероприятия по совершенствованию механизмов регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства":
- анализ действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, Оренбургской области и органов местного самоуправления в сфере регулирования направлений, условий и форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (проведение мониторингов совершенствования правового регулирования) - 50 тыс. руб. (2015 год - 10 тыс. руб., 2016 год - 10 тыс. руб., 2017 год - 10 тыс. руб., 2018 год - 10 тыс. руб., 2019 год - 10 тыс. руб.);
- подготовка правовых актов администрации города Оренбурга по механизмам поддержки предпринимательства (мониторинг потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства, необходимый для подготовки правовых актов администрации города Оренбурга по вопросам поддержки предпринимательства) - 50 тыс. руб. (2015 год - 10 тыс. руб., 2016 год - 10 тыс. руб., 2017 год - 10 тыс. руб., 2018 год - 10 тыс. руб., 2019 год - 10 тыс. руб.);
- организация, проведение и участие в заседаниях координационных и совещательных органов в области развития МСП, в том числе в проводимых за пределами города Оренбурга - 150 тыс. руб. (2015 год - 30 тыс. руб., 2016 год - 30 тыс. руб., 2017 год - 30 тыс. руб., 2018 год - 30 тыс. руб., 2019 год - 30 тыс. руб.);
2) раздел 2 "Мероприятия по совершенствованию информационной поддержки и создания положительного имиджа субъектов малого и среднего предпринимательства":
- организация проведения публичных мероприятий по вопросам предпринимательства: семинаров, совещаний, форумов, конференций, круглых столов, съездов, горячих телефонных линий - 3900 тыс. руб. (2015 год - 700 тыс. руб., 2016 год - 800 тыс. руб., 2017 год - 800 тыс. руб., 2018 год - 800 тыс. руб., 2019 год - 800 тыс. руб.);
- подбор, систематизация материалов по вопросам развития Малого и среднего предпринимательства, формирование на их базе информационных изданий - брошюр, справочников, каталогов; подготовка и тиражирование информационных изданий для субъектов малого и среднего предпринимательства - 580 тыс. руб. (2015 год - 100 тыс. руб., 2016 год - 120 тыс. руб., 2017 год - 120 тыс. руб., 2018 год - 120 тыс. руб., 2019 год - 120 тыс. руб.);
- создание положительного имиджа субъектов малого и среднего предпринимательства (подготовка радио- и телепрограмм, публикации в печатных изданиях о развитии малого и среднего предпринимательства, проведение конкурсов) - 5147 тыс. руб. (2015 год - 907 тыс. руб., 2016 год - 1 060 тыс. руб., 2017 год - 1 060 тыс. руб., 2018 год - 1 060 тыс. руб., 2019 год - 1 060 тыс. руб.);
- технологическое усовершенствование модуля учета объектов потребительского рынка в соответствии с требованиями и изменениями действующего законодательства - 1 000 тыс. руб. (2015 год - 200 тыс. руб., 2016 год - 200 тыс. руб., 2017 год - 200 тыс. руб., 2018 год - 200 тыс. руб., 2019 год - 200 тыс. руб.);
3) раздел 3 "Мероприятия по оказанию финансовой поддержки":
- возмещение части затрат субъектам предпринимательства - 53 923 тыс. руб. (2015 год - 10 323 тыс. руб., 2016 год - 10 450 тыс. руб., 2017 год - 10 850 тыс. руб., 2018 год - 10 850 тыс. руб., 2019 год - 11 450 тыс. руб.);
4) раздел 4 "Мероприятия по повышению эффективности деятельности инфраструктуры и общественных организаций поддержки малого и среднего предпринимательства":
- анализ деятельности объектов инфраструктуры и общественных организаций поддержки предпринимательства на муниципальном уровне, содействие организации и деятельности общественных организаций малого и среднего предпринимательства, проведение мониторингов, семинаров, встреч - 50 тыс. руб. (2015 год - 10 тыс. руб., 2016 год - 10 тыс. руб., 2017 год - 10 тыс. руб., 2018 год - 10 тыс. руб., 2019 год - 10 тыс. руб.);
5) раздел 5 "Мероприятия по продвижению продукции местных товаропроизводителей на международные и межрегиональные рынки":
- организация и проведение выставок товаров местных товаропроизводителей - 1 700 тыс. руб. (2015 год - 200 тыс. руб., 2016 год - 300 тыс. руб., 2017 год - 400 тыс. руб., 2018 год - 400 тыс. руб., 2019 год - 400 тыс. руб.);
6) раздел 6 "Мероприятия по содействию деятельности начинающих предпринимателей":
- содействие деятельности начинающих предпринимателей, проведение встреч с наиболее успешными предпринимателями, создание Советов - 50 тыс. руб. (2015 год - 10 тыс. руб., 2016 год - 10 тыс. руб., 2017 год - 10 тыс. руб., 2018 год - 10 тыс. руб., 2019 год - 10 тыс. руб.).
Объем финансирования Программы рассчитан на основании финансирования мероприятий программ предыдущих лет и с учетом цен в 2014 году. Ежегодно, при формировании бюджета города Оренбурга на очередной финансовый год и плановый период, объемы ассигнований уточняются с учетом прогнозного индекса роста цен, оценки результативности мероприятий Программы, достижения целевых показателей (индикаторов).
6. Механизм реализации, система управления реализацией Программы и контроль хода ее реализации
Мониторинг хода реализации Программы осуществляется комитетом потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города Оренбурга. Комитет потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города Оренбурга как ответственный исполнитель Программы:
1) разрабатывает в пределах своих полномочий проекты муниципальных правовых актов, иных документов, необходимых для выполнения Программы (составление смет расходов в соответствии с перечнем мероприятий и объемами финансирования Программы);
2) обеспечивает подготовку документов для размещения муниципального заказа в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
3) осуществляет экспертный и финансовый контроль, общую координацию выполнения Программы с учетом выделяемых на реализацию мероприятий финансовых средств (согласовывает объемы финансирования на очередной финансовый год, осуществляет корректировку перечня мероприятий, принятие мер по привлечению внебюджетных источников для финансирования Программы при сокращении объемов финансирования, контроль за эффективным и целевым использованием выделяемых финансовых средств), ежегодно уточняет затраты по мероприятиям Программы, оценочные показатели;
4) проводит оценку эффективности реализации Программы в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Оренбурга, утвержденным постановлением администрации города Оренбурга от 22.05.2012 N 1083-п;
5) готовит отчет о ходе реализации Программы по итогам отчетного финансового года и направляет в управление экономики и перспективного развития администрации города Оренбурга до 01 марта года, следующего за отчетным, для анализа оценки эффективности программ;
6) по запросам управления экономики и перспективного развития администрации города Оренбурга и/или финансового управления администрации города Оренбурга подготавливает дополнительную статистическую, справочную, аналитическую и иную информацию по специфике Программы.
Для целей реализации муниципальной политики в сфере предпринимательства сформирован Совет предпринимателей города Оренбурга (далее - Совет). В состав Совета входят: представители отраслевых (функциональных) органов администрации города, депутаты Оренбургского городского Совета, представители бизнес-сообщества.
Совет организует сбор необходимой информации о реализации программных проектов, исследования предпринимательской среды, обеспечивает анализ эффективности мероприятий, анализ предложений представителей общественности, представителей малого и среднего бизнеса, рассматривает вопросы, связанные с финансированием программных мероприятий, в том числе из внебюджетных источников, проводит общественную экспертизу проектов правовых актов местного самоуправления, регламентирующих деятельность и затрагивающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства.
Совет инициирует предложения по внесению изменений и дополнений в Программу, включая уточненные приоритеты, перечень направлений поддержки, технические задания и конкурсные условия, бюджет Программы.
Рекомендации по внесению изменений основываются на оценке эффективности реализации Программы.
Организационные меры, направленные на выполнение Программы:
- подготовка предложений по развитию системы профессионального и дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов по проблемам малого и среднего предпринимательства, включая организацию курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого и среднего предпринимательства;
- повышение эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, являющейся связующим звеном между предпринимательством и органами муниципальной власти и обеспечивающей условия для интенсивного роста числа субъектов малого и среднего предпринимательства;
- участие в проведении выставочно-ярмарочной деятельности для продвижения продукции малых и средних предприятий на внешних рынках;
- проведение работ по объединению предпринимателей в союзы, ассоциации, другие общественные объединения и обеспечению взаимодействия органов власти и предпринимательской общественности;
- организация взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества с целью привлечения инвестиций.
Экономические меры, направленные на выполнение Программы:
- совершенствование существующей системы финансирования проектов субъектов малого и среднего предпринимательства на конкурсной основе: поддержание объемов предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях компенсации процентных платежей по кредитам, предоставляемым банками г. Оренбурга и договорам финансовой аренды (лизинг) субъектам малого и среднего предпринимательства, развитие системы микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, субсидирование части затрат по арендной плате за помещения и др.;
- обеспечение эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства путем развития существующих организаций инфраструктуры (включая совершенствование их методической, кадровой и технической базы) и создания общественных объединений предпринимателей.
Правовые меры, направленные на выполнение Программы:
- проведение анализа эффективности действующего законодательства, регламентирующего развитие малого и среднего предпринимательства, подготовка предложений по дополнениям и изменениям в действующие законодательные и нормативные правовые акты;
- совершенствование действующих правовых актов, регулирующих и стимулирующих предпринимательскую деятельность.
7. Ожидаемый (планируемый) эффект от реализации Программы
Социально-экономический эффект от реализации программы, направленной на развитие малого и среднего предпринимательства, заключается в обеспечении социальной стабильности общества, уменьшении численности малоимущих слоев населения, сокращении бюджетных расходов на социальную поддержку и трудоустройство граждан, увеличение объемов производства конкурентоспособной продукции местных производителей, содействие продвижению продукции на межрегиональные и мировые рынки, развитие инновационного предпринимательства.
Оценка эффективности программы осуществляется путем сопоставления плановых показателей ожидаемых результатов реализации программы с фактическими результатами по каждому году в течение всего срока реализации программы.
Скоординированные решения и практические действия по реализации мероприятий Программы позволят закрепить позитивные изменения в сфере малого и среднего бизнеса г. Оренбурга, расширить круг субъектов малого и среднего предпринимательства и лиц, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью, улучшить положение на рынке труда, повысить благосостояние и уровень жизни населения, обеспечить внутренний рынок качественными товарами и услугами, увеличить доходную часть местного бюджета.
Заместитель главы администрации города Оренбурга по экономике и финансам |
Е.А. Ремизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.