Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации города Орска
Оренбургской области
от 25 января 2012 г. N 371-п
Долгосрочная целевая программа
"Повышение эффективности бюджетных расходов города Орска
на 2012 - 2014 годы"
(далее - программа)
13 июня, 12 июля, 20 августа 2012 г.
Постановлением администрации города Орска Оренбургской области от 20 августа 2012 г. N 5247-п в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
Паспорт программы
Наименование программы |
"Повышение эффективности бюджетных расходов города Орска на 2012 - 2014 годы" |
Наименование, номер и дата постановления администрации города Орска о разработке программы |
Постановление администрации города Орска от 30 ноября 2011 г. N 8038-п "О разработке долгосрочной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов города Орска" на 2012 - 2014 годы" |
Заказчик программы |
Администрация города Орска |
Заказчик - координатор программы |
Заместитель главы администрации города по финансово-экономической политике |
Разработчики программы |
Финансовое управление администрации города Орска (далее - финансовое управление) |
Исполнители программы |
Администрация города Орска, органы администрации города Орска, наделенные правами юридического лица |
Цели программы |
Повышение эффективности бюджетных расходов города Орска |
Задачи программы |
По направлению 1 "Обеспечение сбалансированности и устойчивости городского бюджета":
1) повышение реалистичности макроэкономических прогнозов и в соответствии с этим поступлений в городской бюджет; 2) закрепление формализованных методик прогнозирования социально-экономического развития; 3) закрепление необходимости использования формализованной методики прогнозирования доходов бюджета при составлении проекта городского бюджета; 4) взаимосвязь прогноза доходов бюджета и сводного баланса финансовых ресурсов; 5) активизация работы органов местного самоуправления с территориальными федеральными и региональными исполнительными органами государственной власти, осуществляющими администрирование доходов, подлежащих зачислению в бюджет города, в целях увеличения собираемости доходов и обеспечения своевременного поступления платежей; 6) работа с задолженностью в бюджет, мероприятия по ее сокращению; 7) анализ возможности дополнения и совершенствования существующей методики оценки эффективности налоговых льгот; 8) ежегодная оценка эффективности налоговых льгот, которые предоставлялись в отчетном периоде, принятие по результатам оценки решений по пролонгации соответствующих налоговых льгот; 9) совершенствование существующих механизмов управления финансовой устойчивостью и ликвидностью городского бюджета и приведение их в соответствие с актуальными потребностями города; 10) совершенствование существующей системы мониторинга кредиторской задолженности.
По направлению 2 "Повышение эффективности распределения бюджетных средств и сокращение бюджетных расходов на исполнение отдельных расходных обязательств":
1) увязка инструмента формирования и ведения реестра расходных обязательств с реестром муниципальных контрактов, перечнем муниципальных услуг, функциями, исполняемыми органами администрации города Орска; 2) разработка формализованного порядка и системы критериев, на основании которых определяются предельные объемы бюджетных ассигнований, доводимых до главных распорядителей бюджетных средств в процессе составления проекта городского бюджета; 3) закрепление и внедрение практики формирования главными распорядителями средств городского бюджета обоснований бюджетных ассигнований в процессе планирования городского бюджета.
По направлению 3 "Реформирование муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля":
1) усовершенствование системы ведомственного контроля; 2) разработка методики проведения муниципального финансового контроля эффективности, результативности, экономической обоснованности и целесообразности использования бюджетных средств с учетом отраслевых особенностей деятельности органов администрации города Орска; 3) разработка внутриотраслевых порядков по осуществлению главными распорядителями бюджетных средств финансового контроля в отношении подведомственных учреждений; 4) регламентация комплексной системы муниципальных закупок; 5) изменение принципов проведения муниципального финансового контроля в соответствии с изменениями, вносимыми в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
По направлению 4 "Развитие информационной системы управления муниципальными финансами":
1) размещение на официальном сайте финансового управления актуальной информации о муниципальных финансах: - проект бюджета города, материалы и документы, представляемые в Орский городской Совет депутатов; - редакции решений о бюджете города; - исполнение городского бюджета; - редакции ведомственных и долгосрочных целевых программ; - информация об объеме и структуре муниципального долга города Орска; - информация об объеме кредиторской задолженности по расходам городского бюджета; - реестр расходных обязательств города. 2) Проведение инвентаризации нормативных правовых актов, устанавливающих перечень и периодичность размещения информации о муниципальных финансах в сети Интернет; 3) значение целевого индикатора "Доля муниципальных учреждений, информация о результатах деятельности которых за отчетный год размещена в сети Интернет" составляет 100%; 4) значение целевого индикатора "Доля органов администрации города Орска, информация о результатах деятельности которых размещена в сети Интернет" составляет 100%.
По направлению 5 "Совершенствование организации предоставления муниципальных услуг":
1) внесение изменений в нормативные правовые акты города Орска, направленные на совершенствование порядка оценки потребности в муниципальных услугах и оценки эффективности деятельности муниципальных учреждений; 2) доля муниципальных автономных и бюджетных учреждений, оказывающих муниципальные услуги, в общем числе муниципальных учреждений города должна составлять не менее 80%; 3) прирост объема доходов муниципальных автономных и бюджетных учреждений города от приносящей доход деятельности должен составлять не менее 2%; 4) доля муниципальных учреждений города Орска, для которых объем бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) определен с учетом качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ) должен составлять не менее 90%.
По направлению 6 "Оптимизация функций муниципального управления":
1) внесение изменений в нормативные правовые акты города Орска, направленные на совершенствование методики оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств городского бюджета; 2) проведение ежегодной оценки качества финансового менеджмента по всем главным распорядителям средств городского бюджета и публикация результатов соответствующей оценки в сети Интернет.
По направлению 7 "Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления":
1) инвентаризация мероприятий реализуемых и планируемых к реализации целевых программ города Орска на предмет их соответствия расходным обязательствам города Орска; 2) анализ и совершенствование существующих нормативных правовых актов, регулирующих применение ДРОНД и целевых программ, в части обеспечения взаимоувязки процессов целеполагания и бюджетного процесса; 3) формирование городского бюджета в соответствии с новыми программно-целевыми принципами |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
Планируемыми результатами реализации программы являются достижение целевых индикаторов, разработка нормативных правовых и правовых актов, подготовка аналитического материала, предложений и иные показатели. Перечень важнейших целевых индикаторов и показателей эффективности программы по мероприятиям представлен в приложении N 1 программе |
Сроки и этапы реализации программы |
2012 - 2014 годы |
Объемы и источники финансирования за счет средств местного бюджета |
Общий объем финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджета города оценивается в 5 865,87 тыс. рублей. Из них: - в 2012 году - 5 805,87 тыс. рублей; - в 2013 году - 50 тыс. рублей; - в 2014 году - 10 тыс. рублей. Финансирование иных мероприятий программы осуществляется в рамках утвержденных ведомственных целевых программ в пределах утвержденных соответствующим главным распорядителям средств бюджета лимитов бюджетных обязательств за счет средств бюджета города. |
Объемы и источники финансирования за счет иных средств |
- |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
Повышение эффективности бюджетных расходов города Орска, в частности, достижение ключевых индикаторов и показателей программы |
Организация управления и системы контроля за исполнением программы |
Контроль за ходом выполнения программы осуществляет заместитель главы администрации города по финансово-экономической политике и непосредственно администрация города Орска |
Основное содержание программы
1. Характеристика проблемы. Основные цели и задачи программы
Целью программы является повышение эффективности бюджетных расходов города Орска. Для достижения заданной цели необходимо сосредоточить усилия на следующих направлениях.
1.1. Направление 1 "Обеспечение сбалансированности и устойчивости городского бюджета".
1.1.1. Анализ исходного состояния.
В соответствии с распоряжением администрации города Орска от 09 августа 2006 г. N 3037-р "О формировании, утверждении, применении и мониторинге применения перспективного финансового плана города и разработке проекта решения о бюджете города Орска Оренбургской области на очередной финансовый год" до 2007 года (включительно) в установленном порядке утверждался среднесрочный финансовый план города Орска.
Разработка проекта перспективного (среднесрочного) финансового плана на плановый период осуществлялась посредством корректировки основных параметров этого плана за последние два года и разработки основных параметров на третий год планового периода исходя из сценарных условий с учетом изменений объема и структуры доходов бюджетной системы города и расходных обязательств города в текущем году и плановом периоде.
В 2008 году внесены изменения в решение Орского городского Совета депутатов от 08 октября 2007 г. N 28-439/43 "Об утверждении положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Орске" в части установления норм утверждения проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного решения следует читать как "28-439/436"
Основные характеристики бюджета города Орска на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сформированы в соответствии с основными направлениями бюджетной политики, обозначенными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, основными направлениями бюджетной и налоговой политики города. В качестве основы проекта бюджета использовались показатели прогноза социально-экономического развития города Орска на 2012 год и на период до 2015 года.
Порядок составления прогноза социально-экономического развития ежегодно утверждается постановлением администрации города Орска.
Прогнозирование доходной части городского бюджета осуществляется отдельно по каждому виду налога или сбора, на основе методики формирования областного бюджета и методики формирования местного бюджета, утверждаемой начальником финансового управления.
Администрацией города Орска ежегодно проводится оценка предоставляемых налоговых льгот по каждому их виду.
В соответствии со ст. 64 Бюджетного кодекса Российской Федерации представительным органом муниципального образования могут предоставляться налоговые льготы по местным налогам в пределах прав, предоставленных представительному органу муниципального образования законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Порядок проведения оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам утвержден решением Орского городского Совета депутатов от 04 июня 2007 г. N 24-378/376.
В соответствии с решением Орского городского Совета депутатов от 07 июня 2008 г. N 37-598 "Об освобождении садоводческих товариществ и граждан на 2008 - 2010 годы от платы за земли сельскохозяйственного использования" освобождены на 2008 - 2010 годы садоводческие товарищества и граждане от земельного налога в части, поступающей в городской бюджет, за земли сельскохозяйственного использования (садоводство и огородничество).
С 01 января 2009 года решением Орского городского Совета депутатов от 02 июля 2008 г. N 38-623 "О внесении дополнений в решение Орского городского Совета депутатов от 29 июня 2005 г. N 570 "О земельном налоге" освобождаются от уплаты данного налога:
- образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, учреждения социальной защиты населения, учреждения физической культуры, спорта и туризма, учреждения культуры и искусства, учреждения по обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций, в том числе автономные учреждения, финансируемые за счет средств областного и городского бюджетов, органы местного самоуправления.
Объем налоговых льгот в 2010 году составил 112 866 тыс. руб.
При ухудшении условий функционирования экономики и снижении доходов бюджета проблема несбалансированности бюджета становится угрозой выполнения обязательств муниципальным образованием. Для ее преодоления применяются все методы мобилизации доходов и оптимизации использования бюджетных средств, направленные на обеспечение баланса.
Финансовым управлением проводится работа с территориальными федеральными и региональными исполнительными органами государственной власти, осуществляющими администрирование доходов, подлежащих зачислению в бюджет города, в целях увеличения собираемости доходов и обеспечения своевременного поступления платежей.
Когда возможности привлечения традиционных доходных источников (налоги, сборы, отчисления) и сокращения расходов исчерпаны, на покрытие дефицита бюджета направляются заемные средства.
Распоряжением администрации г. Орска от 29 мая 2007 г. N 1662-р утверждена методология планирования временных кассовых разрывов по месяцам в пределах текущего финансового года и порядок формирования финансового резерва для финансирования временных кассовых разрывов.
Муниципальный долг на 01 июля 2011 г. - 50 564 тыс. руб., состоит из:
- предоставленных муниципальных гарантий сельхозтоваропроизводителям по их заимствованиям, осуществленным в 2006 году в целях приобретения сельскохозяйственной техники посредством лизинга;
- бюджетного кредита, предоставленного министерством финансов Оренбургской области из областного бюджета для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения).
Распоряжением главы города Орска от 17 декабря 2007 г. N 4734-р "Об утверждении методики расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств" и N 4733-р "Об утверждении методики расчета платежеспособности бюджета" утверждены методика расчета объем возможного привлечения новых долговых обязательств и методика расчета платежеспособности бюджета.
Финансовое управление осуществляет контроль за состоянием муниципального долга и за соблюдением установленных решением Орского городского Совета депутатов на очередной финансовый год пределов муниципального долга.
В городе серьезное внимание уделяется вопросам снижения кредиторской задолженности муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий (далее - муниципальные организации).
Порядок проведения мониторинга и урегулирования просроченной кредиторской задолженности муниципальных учреждений, финансируемых из городского бюджета, и муниципальных унитарных предприятий утвержден постановлением администрации города Орска от 27 мая 2010 г. N 4167-п "Об организации работы с кредиторской задолженностью муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий города Орска".
Мониторинг кредиторской задолженности муниципальных учреждений осуществляют главные распорядители бюджетных средств, которые ответственны за предоставление соответствующих муниципальных услуг, а также финансовое управление; задолженности муниципальных унитарных предприятий - управление экономики администрации города.
По результатам проведенной инвентаризации на 01 января 2011 г. кредиторская задолженность по муниципальным учреждениям составила 11 342 тыс. руб., на 01 июля 2011 г. - 10 011 тыс. руб., по муниципальным унитарным предприятиям на 01 января 2011 г. - 333 425 тыс. руб.
1.1.2. Для достижения цели программы на данном направлении необходимо решение следующих задач:
1) повышение реалистичности макроэкономических прогнозов и в соответствии с этим поступлений в городской бюджет;
2) закрепление формализованных методик прогнозирования социально-экономического развития;
3) закрепление необходимости использования формализованной методики прогнозирования доходов бюджета при составлении проекта городского бюджета;
4) взаимосвязь прогноза доходов бюджета и сводного баланса финансовых ресурсов;
5) активизация работы органов местного самоуправления с территориальными федеральными и региональными исполнительными органами государственной власти, осуществляющими администрирование доходов, подлежащих зачислению в бюджет города, в целях увеличения собираемости доходов и обеспечения своевременного поступления платежей
6) работа с задолженностью в бюджет, мероприятия по ее сокращению;
7) анализ возможности дополнения и совершенствования существующей методики оценки эффективности налоговых льгот;
8) ежегодная оценка эффективности налоговых льгот, которые предоставлялись в отчетном периоде, принятие по результатам оценки решений по пролонгации соответствующих налоговых льгот;
9) совершенствование существующих механизмов управления финансовой устойчивостью и ликвидностью городского бюджета и приведение их в соответствие с актуальными потребностями города;
10) совершенствование существующей системы мониторинга кредиторской задолженности.
1.2. Направление 2 "Повышение эффективности распределения бюджетных средств и сокращение бюджетных расходов на исполнение отдельных расходных обязательств."
1.2.1. Анализ исходного состояния.
В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в городе с 2005 года проводится работа по внедрению в практику работы главных распорядителей бюджетных средств в качестве инструмента бюджетного планирования реестра расходных обязательств. В рамках указанной работы сформирована нормативная правовая база по ведению реестра расходных обязательств, внедрено программное обеспечение, что способствовало созданию важного информационного ресурса в форме реестра расходных обязательств, позволяющего объединить в себе информацию о расходных обязательствах, принятых на себя органами местного самоуправления при осуществлении соответствующих полномочий, и использовать эту информацию в процессе бюджетного планирования.
Формирование реестра расходных обязательств города осуществляется в соответствии с постановлением администрации города Орска от 29 июня 2010 года N 5107-п "О порядке ведения реестра расходных обязательств муниципального образования "Город Орск". Для его составления осуществляется комплексная инвентаризация действующих нормативных правовых актов, договоров, соглашений, предусматривающих расходные обязательства бюджета города Орска в сфере компетенции каждого главного распорядителя бюджетных средств, и систематизация всех обязательств с полномочиями, осуществляемыми органами местного самоуправления города Орска.
Анализ данных реестра расходных обязательств за период 2008 - 2011 годов показал, что в структуре реестра преобладают расходные обязательства, связанные с реализацией вопросов местного значения городских округов и полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения (в среднем 65%). Доля расходных обязательств, возникших в результате реализации органами местного самоуправления городского округа делегированных полномочий за счет субвенций, переданных с другого уровня бюджетной системы, сократившаяся с 32% в 2008 году до 31% в 2009 году, выросла до 35,5% в 2010 году и составила 38,61% в 2011 году. Расходные обязательства, возникшие в результате решения органами местного самоуправления муниципального образования "Город Орск" вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, в соответствии со статьей 16.1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в общих расходах городского бюджета, увеличившись в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом с 0,83% до 8,88%, в 2011 году снизились до 1,11%.
Принципы формирования городского бюджета на очередной финансовый год и плановый период закреплены в решении Орского городского Совета депутатов от 08 октября 2007 г. N 28-439/436 "Об утверждении положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Орске".
В соответствии с распоряжением главы города Орска от 30 июня 2008 г. N 2760-р "О порядке составления проекта бюджета города Орска на очередной финансовый год и плановый период" был сформирован проект бюджета города на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов и впоследствии утвержден решением Орского городского Совета депутатов от 09 декабря 2010 г. N 4-46.
На основании решения Орского городского Совета депутатов от 03.03.2006 г. N 6-68/67 "О положении "О публичных слушаниях в муниципальном образовании городской округ город Орск" на публичные слушания выносятся в обязательном порядке проекты городского бюджета и отчет о его исполнении.
В целях повышения эффективности и результативности расходования бюджетных средств постановлением администрации города Орска от 15 января 2010 г. N 105-п "Об утверждении порядка конкурсного распределения бюджета принимаемых обязательств" устанавливаются принципы и методика конкурсного распределения бюджета принимаемых обязательств муниципального образования "Город Орск".
Предложение для участия в конкурсном распределении должно содержать:
- нормативный правовой акт (проект нормативного правового акта), предусматривающий новое расходное обязательство;
- показатели эффективности планируемых мероприятий, включая показатели социальной и бюджетной эффективности;
- количественные показатели, включая контингент и численность граждан, которые смогут воспользоваться результатами планируемых мероприятий;
- обоснованную сумму затрат на реализацию каждого мероприятия на очередной финансовый год и плановый период;
- информацию о возможности оптимизации действующих расходных обязательств в связи с реализацией вновь принимаемых расходных обязательств;
- показатели, включая качественные, которые должны быть достигнуты в ходе реализации планируемых мероприятий.
1.2.2. Для достижения цели программы на данном направлении необходимо решение следующих задач:
1) увязка инструмента формирования и ведения реестра расходных обязательств с реестром муниципальных контрактов, перечнем муниципальных услуг, функциями, исполняемыми органами местной администрации города Орска;
2) разработка формализованного порядка и системы критериев, на основании которых определяются предельные объемы бюджетных ассигнований, доводимых до главных распорядителей бюджетных средств в процессе составления проекта бюджета города;
3) закрепление и внедрение практики формирования главными распорядителями средств городского бюджета обоснований бюджетных ассигнований в процессе планирования городского бюджета.
1.3. Направление 3 "Реформирование муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля".
1.3.1. Анализ исходного состояния.
- Муниципальный финансовый контроль на уровне города осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом города Орска. Уполномоченным органом по контролю за расходованием бюджетных средств является финансовое управление, Положение о котором утверждено решением Орского городского Совета депутатов от 27 апреля 2005 г. N 543.
Кроме того, финансовое управление определено как орган, уполномоченный на осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, Оренбургской области и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о размещении заказов.
До момента начала работы по внедрению новых механизмов существования муниципальных учреждений в городе Орске была выстроена и довольно четко работала система предварительного и текущего финансового контроля. Процесс санкционирования расходов увязывался с процессом согласования договоров, заключаемых учреждениями в соответствии с требованиями 94-ФЗ, платежные поручения на оплату счетов по договорам, не прошедшим процедуру согласования в экономической, финансовой и юридической службах администрации города, не принимались к оплате. Процедура была полностью формализована и оформлена соответствующими нормативными правовыми актами администрации города. Упорядочение процедуры заключения договоров и принятия учреждениями бюджетных обязательств привело к 100% уходу от просроченной кредиторской задолженности.
Однако современное развитие системы управления общественными финансами в Российской Федерации, поэтапное внедрение практики бюджетирования, ориентированного на результаты, повышение финансовой самостоятельности бюджетных и автономных учреждений требует соответствующих изменений и в системе государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с постановлением администрации города Орска от 17 февраля 2011 г. N 1077-п "Об организации системы контроля за деятельностью муниципальных учреждений" финансовый орган определен как орган, осуществляющий организационную и методическую поддержку ведомственных контрольных групп. В состав ведомственных контрольных групп включены представители аппарата управления и централизованных бухгалтерий главных распорядителей бюджетных средств. Проработана система планирования контрольных мероприятий, мониторинга и отчетности. Причем выстроенная система включает в себя три уровня:
- первый, внутренний контроль в учреждении, включающий в себя, как личный контроль руководителя за операциями, производимыми бухгалтерией, так и контроль путем проведения аудита;
- второй, контроль главного распорядителя бюджетных средств за финансируемыми учреждениями, осуществляемый ведомственными группами контроля;
- третий, контроль муниципального образования "Город Орск" за итогами и результативностью работы ведомственных контрольных групп, осуществляемый финансовым управлением с обязательным докладом главе города о результатах контроля.
Появление новых типов учреждений повлекло за собой возникновение совершенно новых схем взаимодействия учреждений и главных распорядителей бюджетных средств. Если раньше учреждения были подведомственны главному распорядителю бюджетных средств и согласовывали с ним практически каждый свой финансовый шаг, то теперь термин подведомственность как таковой ушел на второй план система взаимоотношений выстраивается на принципах "заказчик - исполнитель": ведомство выступает заказчиком услуг и оплачивает их, а учреждение становится второй стороной уже рыночных отношений - непосредственным исполнителем заказа.
На первом этапе организации взаимодействия между учреждениями нового типа и учредителем в лице главного распорядителя бюджетных средств особенно важным становится необходимость "перелома сознания" как главного распорядителя бюджетных средств, так и непосредственно учреждения, особенно по таким аспектам, как:
- изменение формы финансовых взаимоотношений;
- увеличение бремени ответственности учреждения;
- изменение подхода к вопросам контроля.
В новом формате система финансирования уходит от варианта санкционирования платежей учреждений на вариант заказа услуги с передачей соответствующего объема субсидий, на первый план выходит необходимость грамотного выстраивания кассового плана. Именно от соотношения графика поступлений в бюджет с графиком осуществления выплат из бюджета зависит своевременность оплаты расходных обязательств муниципального образования "Город Орск". Ведь в отношении бюджетного и автономного учреждений учредитель обязан в указанные соглашением сроки перечислить определенный объем субсидий, и при этом совершенно нет возможности выстроить очередь платежей и отложить менее существенные платежи "на потом". И уже само учреждение определяет: куда и на что направить полученные средства, как ими распорядиться.
Важно внушить руководителям учреждений, привыкшим находиться на обслуживании в централизованной бухгалтерии, мысль о том, что все бремя ответственности за организацию финансово-хозяйственной деятельности лежит на них. При этом совсем не важно, самостоятельно ли учреждение ведет бухгалтерский учет или обслуживается в централизованной бухгалтерии. Изменения, внесенные Федеральным законом от 08 мая 2010 г. N 83-ФЗ в Бюджетный кодекс Российской Федерации, дали совершенно новую трактовку статьям, регламентирующим вопросы ответственности за совершаемые учреждениями финансовые действия и порядок наложения взысканий на средства бюджетов.
И в этих новых условиях самым важным аспектом становится грамотное построение системы контроля. Так как с переходом учреждения в новую форму существования у главного распорядителя бюджетных средств теряется возможность жестко контролировать платежные операции учреждения. Мало того, меняется и формат контроля. Переломным моментом становится переход от системы контроля расходов к системе контроля качества.
Что же касается финансового контроля в области размещения муниципального заказа, то в данном направлении одними из ключевых вопросов являются:
- обоснованность определения начальных цен на товары, работы, услуги. При размещении муниципального контракта муниципальным заказчиком должно приводиться максимально полное описание методики расчета начальной цены, при этом используемые источники должны быть актуальными и общедоступными;
- жесткая регламентация расходов на управление, которая будет способствовать их минимизации;
- формирование баз данных по типовым товарам, работам, услугам для муниципальных нужд.
1.3.2. Для достижения цели Программы на данном направлении необходимо решение следующих задач:
1) усовершенствование системы ведомственного контроля;
2) разработка методики проведения муниципального финансового контроля эффективности, результативности, экономической обоснованности и целесообразности использования бюджетных средств с учетом отраслевых особенностей деятельности органов администрации города Орска;
3) разработка внутриотраслевых порядков по осуществлению главными распорядителями бюджетных средств финансового контроля в отношении подведомственных учреждений
4) регламентация комплексной системы муниципальных закупок;
5) изменение принципов проведения муниципального финансового контроля в соответствии с изменениями, вносимыми в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
1.4. Направление 4 "Развитие информационной системы управления муниципальными финансами".
1.4.1. Анализ исходного состояния.
Повышение качества управления финансами имеет важное значение для повышения качества муниципальных услуг и обеспечения равного доступа населения к этим услугам. От того, насколько объективно и справедливо распределены финансовые ресурсы между бюджетополучателями, между капитальными инвестициями и текущими расходами, а в рамках текущих расходов - между расходами на заработную плату, расходами на предоставление субсидий муниципальным учреждениям, зависит в конечном счете и качество муниципальных услуг.
В городе Орске распоряжением главы администрации города Орска от 28 февраля 2007 г. N 515-р "Об утверждении положения "О согласовании договоров и контроле над исполнением" утвержден определенный порядок, в соответствии с которым договор либо соглашение на предоставление субсидий проходит 3 экспертизы.
Так, в электронной форме договора в обязательном порядке отражаются наименование, спецификация, качественные характеристики товара, количество, цена за единицу товара, которые подвергаются экономической экспертизе на соответствие интересам муниципального образования "Город Орск", порядка расчетов по договору, при этом осуществляется контроль за соответствием цен на приобретаемые товары уровню среднерыночных цен по городу, а при заключении договоров на строительные и ремонтные работы необходимо обязательное наличие проверенной специализированной организацией сметной документации.
Затем электронная форма договора проходит финансовую экспертизу в части включения в смету расходов по данной статье бюджета, достаточного объема денежных средств - лимитов бюджетных обязательств.
На третьем этапе договор в бумажной форме проходит правовую экспертизу на юридическую правильность его составления.
Тем самым, выдерживается и ценовой фактор, и правовая защищенность бюджета, и исполнение норм Бюджетного кодекса, требующего заключение сделок только в пределах выделенного объема лимитов бюджетных обязательств.
Система приема платежей и оплаты обязательств по договорам также напрямую связана с системой учета договоров.
С августа 2008 года внедрена автоматизированная информационная система "Муниципальный заказ" с блоком учета договоров, который позволяет отслеживать заключенные муниципальные контракты и договора на их основании.
Для автоматизации бюджетного процесса финансовым управлением в 2002 г. был закуплен и внедрен собственными силами базовый программный продукт АС "Бюджет" НПО "Криста". По мере внесения изменений в законодательство, регламентирующее бюджетный процесс, и усовершенствования бюджетной работы к основному программному модулю были внедрены новые, которые позволяют:
- совершенствовать бюджетный контроль посредством автоматизации проверки платежных поручений, контрактов и договоров на наличие лимитов бюджетных обязательств, проводить проверку уведомлений на внесение изменений в лимиты бюджетных обязательств и бюджетную роспись, и всевозможный логический контроль документов;
- осуществлять электронный обмен со всеми главными распорядителями бюджетных средств, что позволяет финансовому управлению принимать и обрабатывать платежные документы в электронном виде, а также передавать бюджетополучателям оперативную информацию об изменении бюджетной росписи, размеров и форм финансирования, кассового расхода в разрезе лицевых счетов и бюджетной классификации;
- автоматически формировать уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа, уведомления об уточнении кода бюджетной классификации по произведенным кассовым выплатам;
- осуществлять анализ и планирование бюджета города, детализировать бюджетную классификацию с использованием программного обеспечения.
Производится подтверждение финансирования заявок на размещение муниципального заказа.
В настоящее время внедряется автоматизированная информационная система "Прогноз и планирование бюджета".
Предметом автоматизации являются процессы планирования бюджета города Орска с учетом принципов бюджетирования, ориентированного на результат (далее - БОР), включающие в себя:
- планирование бюджетных ассигнований города Орска;
- формирование решения о бюджете и поправок к нему;
- процессы формирования, финансового обеспечения и мониторинга исполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг;
- процессы формирования, утверждения, реализации и оценки результативности ведомственных целевых программ;
- процессы аналитического учета деятельности муниципальных учреждений и паспортизации муниципальных учреждений;
- формирование реестра расходных обязательств.
Современное развитие отношений в сфере муниципальных финансов предъявляет новые требования к информационно-технологической инфраструктуре финансового управления, обеспечивающей охват денежных операций, к составу и качеству информации о финансовой деятельности муниципальных учреждений города, а также к открытости информации о результатах их деятельности.
В последние годы объем доступной информации увеличивается, однако в плане повышения информационной открытости бюджетного процесса предстоит сделать еще очень многое. Переход на бюджетирование по результатам требует качественно иной степени информационной открытости и иных принципов учета: учет полученных результатов вместо учета исполненных расходов. Это необходимо учесть при построении политики информатизации.
Развитие информационной системы управления бюджетным процессом города Орска направлено на решение следующих ключевых задач по повышению эффективности использования информационных технологий в деятельности органов местного самоуправления:
- обеспечение прозрачности и подотчетности деятельности органов местного самоуправления, создание механизмов общественного контроля за эффективностью и результативностью деятельности публично-правовых образований путем публикации в открытом доступе информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций сектора государственного управления, информации о стоимости предоставленных муниципальных услуг,
- обеспечение тесной увязки стратегического и бюджетного планирования, определение плановых результатов бюджетных расходов и обеспечение мониторинга их достижения с точки зрения целеполагания бюджетных расходов.
Развитие информационной системы управления бюджетным процессом в городе Орске позволит перейти на качественно новый уровень управления муниципальными финансами и обеспечит инструментарием для принятия обоснованных управленческих решений с целью повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.
1.4.2. Для достижения цели программы на данном направлении необходимо решение следующих задач:
1) размещение на официальном сайте финансового управления актуальной информации о муниципальных финансах:
- проект бюджета города, материалы и документы к нему, представляемые в Орский городской Совет депутатов;
- редакции решений о бюджете города;
- исполнение городского бюджета;
- редакции ведомственных и долгосрочных целевых программ;
- информация об объеме и структуре муниципального долга города Орска;
- информация об объеме кредиторской задолженности по расходам городского бюджета;
- реестр расходных обязательств города.
2) Проведение инвентаризации нормативных правовых актов, устанавливающих перечень и периодичность размещения информации о муниципальных финансах в сети Интернет;
3) значение целевого индикатора "Доля муниципальных учреждений, информация о результатах деятельности которых за отчетный год размещена в сети Интернет" составляет 100%;
4) значение целевого индикатора "Доля органов администрации города Орска, информация о результатах деятельности которых размещена в сети Интернет" составляет 100%.
1.5. Направление 5 "Совершенствование организации предоставления муниципальных услуг".
1.5.1. Анализ исходного состояния.
Постановлением администрации города Орска от 24 мая 2010 г. N 4004-п утвержден перечень муниципальных услуг, по которым производится учет потребности в их предоставлении, в том числе по:
- услугам в сфере образования;
- услугам в сфере здравоохранения;
- услугам в сфере культуры;
- услугам в сфере жилищно-коммунального обслуживания;
- услугам в сфере физической культуры, спорта и туризма;
- услугам в сфере социальной политики;
- услугам в иных сферах.
В соответствии с данным перечнем органами администрации города Орска, осуществляющими функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений, проводится:
- сравнительная оценка потребности в предоставляемых муниципальных услугах юридическим и физическим лицам (отдельно по видам услуг, предоставляемых в области образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунальной и социальной политики) и предоставленных муниципальных услугах юридическим и физическим лицам за последние три отчетных года и текущий финансовый год,
- оценка соответствия качества фактически предоставляемых муниципальных услуг стандартам качества муниципальных услуг города Орска,
- мониторинг и контроль за исполнением муниципальных заданий на предоставление муниципальных услуг юридическим и физическим лицам.
В соответствии с Федеральным законом от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения муниципальных (муниципальных) учреждений", в рамках программы реформирования муниципальных финансов города Орска на 2009 - 2011 годы, утвержденной постановлением главы города Орска от 22 сентября 2009 г. N 4666-п, главными распорядителями бюджетных средств города Орска во втором полугодии 2011 года была проведена оценка возможности изменения типа существующих муниципальных учреждений.
При анализе особое внимание уделялось следующим показателям:
- инициатива либо согласие муниципального учреждения;
- доля доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- наличие предложений об оказании аналогичных услуг со стороны частных компаний;
- постоянство кадрового состава;
- оснащенность оборудованием, необходимым для предоставления соответствующих услуг;
- минимальный риск возникновения нежелательных последствий в случае перевода;
- простота технологии оказания отдельных видов социальных услуг;
- востребованность оказываемых муниципальным учреждением услуг со стороны потенциальных потребителей.
На основании результатов были утверждены планы и графики перевода учреждений. Таким образом, по состоянию на 01 января 2012 года 60% муниципальных учреждений города являются автономными, в том числе:
- в сфере образования - 72 учреждения;
- в сфере культуры - 1 учреждение;
- в сфере здравоохранения - 9 учреждений;
- в сфере физической культуры, спорта и туризма - 6 учреждений;
- в сфере социальной защиты населения - 5 учреждений.
Для обеспечения возможности создания и функционирования автономных учреждений администрацией города Орска разработаны и приняты следующие нормативные правовые акты:
- постановление администрации города Орска от 28 декабря 2010 г. N 10529-п "Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений, а также утверждения уставов муниципальных учреждений и внесения в них изменений";
- постановление администрации города Орска от 16 декабря 2010 г. N 10291-п "О порядке определения видов и перечней особо ценного движимого имущества автономных и бюджетных учреждений";
- постановление администрации города Орска от 16 декабря 2010 г. N 10292-п "О порядке осуществления администрацией города Орска функций и полномочий учредителя муниципального учреждения";
- распоряжение главы города Орска от 20 ноября 2007 г. N 4270-р "Об утверждении порядка подготовки предложений о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего муниципального учреждения города Орска";
- постановление администрации города Орска от 26 декабря 2011 г. N 8814-п "Об утверждении положения о формировании и финансовом обеспечении муниципального задания в отношении муниципальных учреждений города Орска".
Практика выдачи муниципальных заданий на предоставление муниципальных услуг в городе Орске началась в 2008 году с момента создания первых автономных учреждений.
На сегодняшний момент в городе Орске муниципальные услуги юридическим и физическим лицам предоставляются в соответствии с муниципальными заданиями, выданными автономным и бюджетным учреждениям.
В 2010 году муниципальные услуги предоставляли 31 муниципальное автономное учреждение, в том числе:
- услуги по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного образования - 12 автономных дошкольных образовательных учреждений,
- услуги по предоставлению общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования - 15 муниципальных средних общеобразовательных школ,
- услуги по организации отдыха и занятости учащихся в каникулярное время - 1 детский оздоровительный лагерь,
- услуги по организации и предоставлению дополнительного образования физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности - 2 детско-юношеские спортивные школы,
- услуги по обеспечению условий для развития на территории городского округа "Город Орск" физической культуры и спорта - МАУ "Дворец спорта "Юбилейный".
Следует отметить, что услуга по организации отдыха и занятости учащихся в каникулярное время и услуга по обеспечению условий для развития на территории городского округа "Город Орск" физической культуры и спорта предоставляется только автономными учреждениями. Следовательно, доля расходов на финансирование данных услуг, предоставляемых автономными учреждениями, составляет 100%.
Доля муниципальных услуг юридическим и физическим лицам, предоставляемых автономными учреждениями, составляла не менее 10% от общего объема следующих предоставляемых услуг:
- услуги по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного образования - 22%,
- услуги по предоставлению общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования муниципальных средних общеобразовательных школ - 27%,
- услуги по организации и предоставлению дополнительного образования физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности - 2 детско-юношеские спортивные школы - 18%.
В 2011 году в связи с созданием автономных учреждений путем изменения типа доля муниципальных услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями данного типа, возросла.
Введение новых механизмов финансирования и ответственности муниципальных учреждений подталкивает к изменению, расширению и внедрению новых услуг, востребованных на рынке. Большую роль в деятельности муниципальных учреждений играют прозрачность и информационная открытость. В случае наличия данных критериев в деятельности муниципального учреждения повысится и уровень доверия к деятельности муниципальных учреждений и деятельности органов местного самоуправления в целом.
В целях повышения эффективности бюджетных расходов целесообразно направить основные усилия на:
- оптимизацию сети муниципальных учреждений, выявление неэффективных муниципальных учреждений с целью последующего изменения их типа;
- создание системы управления качеством предоставления муниципальных услуг;
- повышение открытости деятельности муниципальных учреждений;
- повышение ответственности муниципальных учреждений за качество и объем оказываемых услуг.
Сформированная по результатам реализации положений Федерального закона от 08 мая 2010 г. N 83-ФЗ структура муниципальных учреждений по их типам (бюджетные, автономные, казенные) не будет являться неизменной. Она должна корректироваться с учетом результатов деятельности учреждений на основании установленной системы критериев.
1.5.2. Для достижения цели Программы на данном направлении необходимо решение следующих задач:
1) внесение изменений в нормативные правовые акты города Орска, направленные на совершенствование порядка оценки потребности в муниципальных услугах и оценки эффективности деятельности муниципальных учреждений;
2) доля муниципальных автономных и бюджетных учреждений, оказывающих муниципальные услуги, в общем числе муниципальных учреждений города должна составлять не менее 80%;
3) прирост объема доходов муниципальных автономных и бюджетных учреждений города от приносящей доход деятельности должен составлять не менее 2%;
4) доля муниципальных учреждений города Орска, для которых объем бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) определен с учетом качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ) должен составлять не менее 90%.
1.6. Направление 6 "Оптимизация функций муниципального управления".
1.6.1. Анализ исходного состояния.
На основании методики балльной оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств городского бюджета, утвержденной постановлением администрации г. Орска от 20 декабря 2009 г. N 7437-п, была проведена оценка качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств бюджета города Орска по итогам исполнения бюджета за 2010 год.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "30 декабря 2009 г."
В качестве расчетных данных использованы данные, предоставленные главными распорядителями бюджетных средств, прошедшие проверку в финансовом управлении.
Оценка каждого показателя оценочной таблицы проводилась по шкале от 0 до 5 баллов. Итоговая оценка качества финансового менеджмента конкретного главного распорядителя бюджетных средств определялась как сумма итоговых оценок по каждому показателю.
При выявлении объективной невозможности определения оценки по какому-либо из показателей в целях обеспечения равных условий по указанному показателю выставлялась условная оценка, равная среднему арифметическому соответствующих оценок, полученных остальными главными распорядителями бюджетных средств.
Для оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств была проведена оценка среднего уровня качества финансового менеджмента, а также был проведен анализ изменения балльных оценок качества финансового менеджмента за 2009 - 2010 годы.
Анализ динамики балльных оценок качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств за 2009 - 2010 годы
Таблица
Наименование главного распорядителя бюджетных средств |
Балльная оценка |
Рост оценки качества финансового менеджмента |
||
2009 год |
2010 год |
в баллах |
в % |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска (751) |
3,63 |
4,69 |
1,06 |
29,2 |
Муниципальное учреждение "Комитет по физическое культуре, спорту и туризму администрации г. Орска" (792) |
3,63 |
4,41 |
0,78 |
21,5 |
Муниципальное учреждение "Городское управление здравоохранения администрации г. Орска" (791) |
3,62 |
4,54 |
0,92 |
25,4 |
Муниципальное учреждение "Администрация города Орска" (712) |
3,39 |
4,54 |
1,15 |
33,9 |
Управление социальной защиты населения администрации г. Орска (793) |
3,27 |
4,53 |
1,26 |
38,5 |
МУ "Финансовое управление администрации города Орска" (717) |
3,63 |
4,44 |
0,81 |
22,3 |
Администрация Ленинского района г. Орска (713) |
3,06 |
4,42 |
1,36 |
44,4 |
Избирательная комиссия муниципального образования "Город Орск" (718) |
3,04 |
4,42 |
1,38 |
45,4 |
Отдел культуры администрации г. Орска (781) |
3,59 |
4,36 |
0,77 |
21,4 |
Администрация Октябрьского района г. Орска (714) |
3,31 |
4,35 |
1,04 |
31,4 |
Оценка среднего уровня качества финансового менеджмента |
3,33 |
4,34 |
1,01 |
30,3 |
Администрация Советского района г. Орска (715) |
3,27 |
4,27 |
1,00 |
30,6 |
Комитет по управлению имуществом города Орска (716) |
3,03 |
4,24 |
1,21 |
39,9 |
МУ "Комитет архитектуры и градостроительства" (741) |
3,28 |
4,21 |
0,93 |
28,4 |
Контрольно - счетная палата города Орска (719) |
3,28 |
4,12 |
0,84 |
25,6 |
Управление министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Орску Оренбургской области (731) |
3,35 |
4,07 |
0,72 |
21,5 |
Орский городской Совет депутатов (711) |
3,29 |
4,07 |
0,78 |
23,7 |
Муниципальное учреждение "Управление образования администрации г. Орска" (771) |
2,96 |
3,86 |
0,90 |
30,4 |
По всем главным распорядителям главных средств наблюдается значительный рост балльных оценок качества финансового менеджмента. Наибольший темп роста отмечается по следующим учреждениям:
- избирательная комиссия муниципального образования "Город Орск" (45,4%);
- администрация Ленинского района г. Орска (44,5%);
- комитет по управлению имуществом города Орска (39,9%).
Рост балльных оценок качества финансового менеджмента также подтверждает и увеличение значения оценки среднего уровня качества финансового менеджмента с 3,33 баллов в 2009 г. до 4,34 баллов в 2010 г.
В Орске сформирована система оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств городского бюджета, посредством которой возможно анализировать текущую ситуацию, динамику отдельных показателей и определять направления совершенствования.
Однако в существующем порядке не в достаточной мере проработаны механизмы стимулирования главных распорядителей средств городского бюджета к повышению качества финансового менеджмента. В этой связи в рамках реализации программы предполагается совершенствование порядка применения результатов оценки качества финансового менеджмента по следующим направлениям:
- включение показателей качества финансового менеджмента в качестве существенных условий результативности контрактов с руководителями органов администрации города Орска;
- возможность установления правовых последствий для главных распорядителей средств городского бюджета в зависимости от результатов оценки, расширяющих (ограничивающих) их права по управлению бюджетными средствами.
В целях стимулирования главных распорядителей средств городского бюджета к достижению целей и задач программы порядок проведения оценки качества финансового менеджмента целесообразно дополнить актуальными показателями в области повышения эффективности бюджетных расходов, например:
- доля учреждений, для которых объем бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг определен с учетом качества оказания муниципальных услуг;
- прирост объема доходов подведомственных автономных и бюджетных учреждений от приносящей доход деятельности;
- качество предоставляемых обоснований бюджетных ассигнований в ходе формирования проекта городского бюджета;
- наличие отраслевых методик расчета стоимости предоставления муниципальных услуг, в подведомственной сфере деятельности.
1.6.2. Для достижения цели программы на данном направлении необходимо решение следующих задач:
1) внесение изменений в нормативные правовые акты города Орска, направленные на совершенствование методики оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств городского бюджета;
2) проведение ежегодной оценки качества финансового менеджмента по всем главным распорядителям средств городского бюджета и публикация результатов соответствующей оценки в сети Интернет.
1.7. Направление 7 "Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления".
1.7.1. Анализ исходного состояния.
Цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования "Город Орск" (далее - город Орск, г. Орск) на среднесрочную и долгосрочную перспективу установлены следующими программными документами:
- Концепцией развития города Орска до 2030 года (утверждена решением Орского городского Совета депутатов от 24 декабря 2007 г. N 31-491/488);
- Стратегией развития города Орска до 2015 года (утверждена решением Орского городского Совета депутатов от 24 декабря 2007 г. N 31-491/488);
- прогнозом социально-экономического развития города Орска на среднесрочную перспективу (ежегодно утверждается главой города на очередной финансовый год и плановый период).
Приоритетными направлениями развития города на средне- и долгосрочную перспективу в соответствии с указанными программными документами являются:
- благополучное общество и развитая социальная сфера;
- динамичная диверсифицированная экономика;
- безопасная и благоприятная среда для жизни.
Для обеспечения развития города в данных направлениях определены конкретные стратегические цели и задачи.
Важным инструментом реализации поставленных целей и задач выступают целевые программы, позволяющие, используя программно-целевые методы, направить усилия на комплексное и системное решение среднесрочных и долгосрочных проблем экономической и социальной политики, обеспечить прозрачность и обоснованность процесса выбора целей, которые необходимо достигнуть в различные временные периоды, определить пути достижения результатов с использованием различных форм поддержки на местном уровне.
В соответствии с постановлениями администрации города Орска от 08 апреля 2011 г. N 2468-п "Об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ города Орска" и от 12 мая 2010 г. N 3706-п "Об утверждении положения о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ в городе Орске" определены правила разработки ведомственных и долгосрочных целевых программ, оценки результативности бюджетных расходов и планируемых результатов, а также требования к ним.
В 2011 году за счет местного бюджета реализовывались 20 ведомственных целевых программ, направленных на решение общественно значимых результатов деятельности субъекта бюджетного планирования по конкретным направлениям сферы его деятельности, на сумму - 2 029 234 тыс. руб. и 14 городских целевых программ, направленных на решение совместных межотраслевых задач, стоящих перед главными распорядителями бюджетных средств, на сумму - 24 163 тыс. руб.
В настоящее время повышение эффективности бюджетных расходов может быть достигнуто путем концентрации необходимых ресурсов на приоритетных направлениях с использованием механизмов планирования и управления, которые ориентированы на достижение конечных результатов. Применение программно-целевого подхода является наиболее действенным способом решения задач, направленных на достижение качественных результатов, связанных с осуществлением бюджетных расходов.
Для решения поставленной задачи сделан акцент на разработку ведомственных целевых программ, которые и расширяют самостоятельность главных распорядителей бюджетных средств и одновременно повышают их ответственность за принятые решения.
По результатам анализа текущей ситуации можно сделать вывод, что в городе Орске утверждены и используются механизмы применения программно-целевых инструментов при осуществлении деятельности органов администрации города, выстроена иерархия программно-целевых документов исходя из горизонта планирования и комплексности поставленных задач.
Однако также стоит выделить сложившиеся недостатки существующего порядка:
- недостаточная роль инструмента ДРОНД при осуществлении бюджетного планирования (при формировании бюджетных заявок, планировании и обосновании бюджетных ассигнований);
- недостаточная роль инструмента ДРОНД при осуществлении органами администрации города своей текущей деятельности, что должно подразумевать регулярный мониторинг показателей ДРОНД, по результатам которого принимаются управленческие решения в подведомственной сфере деятельности.
- В рамках данного направления видится необходимым сосредоточить усилия на упорядочении существующей системы программно-целевых инструментов с учетом внедрения в практику деятельности понятия муниципальных программ.
1.7.2. Для достижения цели программы на данном направлении необходимо решение следующих задач:
1) инвентаризация мероприятий реализуемых и планируемых к реализации целевых программ города Орска на предмет их соответствия расходным обязательствам города Орска;
2) анализ и совершенствование существующих нормативных правовых актов, регулирующих применение ДРОНД и целевых программ, в части обеспечения взаимоувязки процессов целеполагания и бюджетного процесса;
3) формирование городского бюджета в соответствии с новыми программно-целевыми принципами.
2. Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий с указанием сроков их реализации и ответственных исполнителей указан в приложении N 2 к программе.
Постановлением администрации города Орска Оренбургской области от 20 августа 2012 г. N 5247-п в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
3. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств бюджета города.
Общий объем финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджета города оценивается в 5 865,87 тыс. рублей. Из них:
- в 2012 году - 5 805,87 тыс. рублей;
- в 2013 году - 50 тыс. рублей;
- в 2014 году - 10 тыс. рублей.
При этом для реализации отдельных мероприятий программы исполнители программы могут разрабатывать собственные ведомственные целевые программы в пределах утвержденных в установленном порядке соответствующим главным распорядителям бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
Заложенные в соответствующей ведомственной целевой программе средства могут быть направлены на поощрение муниципальных служащих, лиц, исполняющих обязанности по техническому обеспечению деятельности администрации города Орска, ее структурных подразделений, являющихся самостоятельными юридическими лицами, а также руководителей и специалистов централизованных бухгалтерий управлений, отделов, комитетов администрации города, иных лиц, задействованных в реализации соответствующей ведомственной целевой программы (далее - лица, задействованные в реализации ВЦП). Поощрение производится за своевременное и качественное выполнение мероприятий ВЦП.
В отношении лиц, задействованных в реализации ВЦП, могут применяться следующие виды поощрений:
1) выплата единовременного вознаграждения;
2) награждение почетной грамотой;
3) объявление благодарности.
Выплата единовременного вознаграждения является основным видом поощрения лиц, задействованных в реализации ВЦП.
Награждение в установленном порядке почетной грамотой или объявление благодарности является самостоятельным видом поощрения, а также может применяться в качестве дополнительного к основному виду поощрения по итогам работы за соответствующий этап реализации ВЦП.
Награждение в установленном порядке почетной грамотой осуществляется в случае внесения лицом, задействованным в реализации ВЦП, отдельных предложений в ходе реализации ВЦП.
Объявление благодарности производится в случае осуществления лицом, задействованным в реализации ВЦП, технической поддержки (сопровождения) реализации мероприятий ВЦП.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом, задействованным в реализации ВЦП, по его вине обязанностей, связанных с реализацией ВЦП, могут применяться меры дисциплинарного воздействия. Порядок применения и виды дисциплинарных взысканий устанавливаются действующим законодательством.
Поощрение лиц, задействованных в реализации программы и ВЦП, может производиться неоднократно в течение финансового года по итогам рассмотрения исполнения программы межведомственной рабочей группой по управлению ее реализацией.
Вознаграждение выплачивается за счет средств, предусмотренных соответствующему главному распорядителю бюджетных средств в бюджете города Орска на реализацию программы и ВЦП.
Решение о применении мер поощрения принимается руководителем соответствующего главного распорядителя бюджетных средств по итогам рассмотрения исполнения программы межведомственной рабочей группой по управлению ее реализацией на основе рекомендации межведомственной рабочей группы.
Исходная информация о результатах деятельности лиц, задействованных в реализации ВЦП, формируется в рамках осуществления текущего контроля за ходом ее реализации. Деятельность конкретных лиц, задействованных в реализации ВЦП, оценивается исходя из следующих критериев:
- своевременное выполнение на высоком профессиональном уровне конкретных поручений и заданий;
- проявление инициативы при подготовке и выработке решений в процессе реализации ВЦП;
- своевременная и четкая организация деятельности в процессе реализации ВЦП.
Размер единовременного вознаграждения отдельного лица, задействованного в реализации ВЦП, зависит от оценки его деятельности в процессе реализации ее мероприятий из расчета суммы средств, направляемых на поощрение по итогам отчетного периода, устанавливаемого межведомственной рабочей группой по управлению реализацией программы.
Соответствие деятельности лица, задействованного в реализации ВЦП, любым двум критериям, приведенным в настоящем разделе программы, дает руководителю соответствующего главного распорядителя бюджетных средств основание для признания деятельности лица, задействованного в реализации ВЦП, эффективной.
Расчет размера единовременного вознаграждения отдельному лицу, задействованному в реализации ВЦП, производится по следующей формуле:
, где
Еi - размер единовременного вознаграждения i-му лицу, задействованному в реализации ВЦП, деятельность которого признана эффективной или максимально эффективной;
Oi - оклад i-ого лица, задействованного в реализации ВЦП;
ki - индекс эффективности деятельности i-го лица, задействованного в реализации ВЦП:
ki = 1, если деятельность лица, задействованного в реализации ВЦП, признана эффективной,
ki = 1,2, если деятельность лица, задействованного в реализации ВЦП, признана максимально эффективной;
СП - общая сумма средств, направляемая на поощрение лиц, задействованных в реализации ВЦП, деятельность которых признана эффективной и максимально эффективной.
Общая сумма средств, направляемая на поощрение лиц, задействованных в реализации ВЦП, деятельность которых признана эффективной и максимально эффективной, определяется как сумма
должностных окладов лиц, задействованных в реализации ВЦП, утвержденных штатным расписанием, с учетом средств на выплату уральского коэффициента и страховых взносов.
n - численность лиц, задействованных в реализации ВЦП, деятельность которых признана эффективной и максимально эффективной.
Объемы финансирования программы и ВЦП за счет средств бюджета города носят прогнозный характер и могут быть уточнены в установленном порядке при формировании проектов бюджета города на очередной финансовый год и плановый период и внесении изменений в решение Орского городского Совета депутатов о бюджете города Орска на текущий финансовый год и плановый период исходя из возможностей городского бюджета.
Объемы финансирования программы за счет средств городского бюджета по годам, исполнителям и направлениям указаны в приложении N 3 к программе.
4. Механизм реализации программы
Выполнение отдельных этапов, мероприятий программы будет сопровождаться изданием соответствующих нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Орска, правовых актов органов администрации города с указанием конкретных сроков, ответственных исполнителей и порядка осуществления контроля.
Привлечение научных коллективов и экспертов, приобретение программно-технических средств, а также любые иные работы и услуги, выполняемые сторонними организациями, будут осуществляться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о муниципальных закупках, на основании заключаемых договоров.
В случае необходимости органы администрации города могут организовывать и обеспечивать выполнение мероприятий программы совместно с органами местного самоуправления муниципального образования "Город Орск".
5. Система управления и система контроля исполнения программы
Мероприятия программы финансируются за счет средств бюджета города в рамках утвержденных ведомственных целевых программ в пределах утвержденных в установленном порядке соответствующим главным распорядителям бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
В целях управления реализацией мероприятий программы будет создана межведомственная рабочая группа, возглавляемая заместителем главы администрации города Орска по финансово-экономической политике.
Межведомственная рабочая группа будет являться координационным органом, обеспечивающим взаимодействие органов администрации города Орска, участвующих в реализации мероприятий программы, и органов местного самоуправления муниципального образования "Город Орск".
Организационная схема управления Программой выглядит следующим образом:
- выполнение плана мероприятий по реализации программы осуществляется ответственными исполнителями, установленными по соответствующим работам;
- текущий (оперативный) мониторинг реализации мероприятий программы осуществляется членами рабочей группы, участвующими в реализации мероприятий программы;
- контроль за результатами реализации мероприятий программы осуществляет заместитель главы администрации города по финансово-экономической политике.
В целях контроля за результатами реализации программы заместитель главы администрации города по финансово-экономической политике имеет право запрашивать в установленном порядке у органов администрации города Орска информацию, документы и материалы по вопросам, касающимся выполнения плана программы.
В целях мониторинга хода реализации мероприятий программы по мере необходимости, но не реже раза в квартал проводятся заседания межведомственной рабочей группы. Финансовым управлением ежегодно готовятся итоговые материалы по результатам, которые достиг город Орск в сфере повышения эффективности бюджетных расходов за отчетный период.
6. Методика оценки эффективности расходования бюджетных средств на реализацию программы
Реализация мероприятий программы предполагает достижение ключевых индикаторов и показателей, перечень которых представлен в приложении N 1 к программе.
Расчет оценки эффективности расходования бюджетных средств на реализацию программы осуществляется следующим методом:
где
Н1 (2 ... 7) факт - количество фактически достигнутых индикаторов и показателей за отчетный период в рамках направления 1 (2 ... 7);
Н1 (2...7) план - количество запланированных к достижению в отчетном периоде индикаторов и показателей за в рамках направления 1 (2 ... 7);
Д1 (2 ... 7) - доля показателя направления в процентном отношении (Д1 + Д2 + ... + Д7 = 100%);
Рфакт - сумма фактических расходов на выполнение мероприятий программы в отчетном году;
Рплан - сумма запланированных расходов на реализацию программы на отчетный год;
К - коэффициент эффективности расходования бюджетных средств на реализацию программы.
При К > 0,95 - высокая эффективность расходования бюджетных средств на реализацию программы.
При 0,75 < К < 0,95 - средняя эффективность расходования бюджетных средств на реализацию программы.
При 0,50 < К < 0,75 - низкая эффективность расходования бюджетных средств на реализацию программы.
При К < 0,50 - расходование бюджетных средств на реализацию программы неэффективно.
Оценка эффективности реализации программы будет осуществляться путем сопоставления достигнутых в ходе ее реализации установленных показателей и индикаторов. Оценка эффективности реализации программы указана в приложении N 4 к программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.