Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Налоговые агенты традиционно привлекаются к уплате налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), налога на прибыль и налога на добавленную стоимость (далее - НДС). Их участие в исполнении налоговой обязанности вызывается необходимостью воплощения принципа удобства налогообложения и обеспечения эффективного налогового администрирования.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета:
1) по НДС - налоговую декларацию (пункт 5 статьи 174 Кодекса);
2) по налогу на прибыль - расчет (информацию) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (пункт 4 статьи 310 Кодекса);
3) по НДФЛ - сведения о доходах физических лиц (пункт 2 статьи 230 Кодекса).
Наиболее действенные формы налогового контроля - это камеральные и выездные налоговые проверки, целью которых является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Необходимое условие для проведения камеральной проверки - представление в налоговый орган декларации или расчета. Налоговый орган обязан проводить проверку каждой полученной декларации или расчета. Таким образом, по представленным налоговым декларациям и расчетам налоговых агентов по НДС и налогу на прибыль в обязательном порядке проводятся камеральные налоговые проверки, в ходе которых могут быть выявлены нарушения налогового законодательства и, как следствие, налоговый агент может быть привлечен к ответственности в виде штрафа по статье 123 "Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов" Кодекса.
Представляемые налоговыми агентами по НДФЛ сведения о доходах физических лиц, или иначе справки по форме 2-НДФЛ, не являются ни декларацией, ни расчетом, налоговый орган не осуществляет камеральную налоговую проверку указанных справок, и факт нарушения налогового законодательства в результате может быть установлен только при проведении выездной налоговой проверки, которая проводится не чаще одного раза в 3 года.
На протяжении последних четырех лет в Бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации целями и задачами основных направлений налоговой политики являются обеспечение уровня доходов бюджетной системы и поиск возможностей для их роста. Это должно быть обеспечено за счет улучшения налогового администрирования, уже существующих налогов, эффективного использования инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов, совершенствования процедуры администрирования, ведения и представления действительно востребованной налоговой отчетности.
Законопроектом предлагается внести изменения в часть первую Кодекса, а именно в статьи 24 "Налоговые агенты", 38 "Объект налогообложения", 44 "Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора", 57 "Сроки уплаты налогов и сборов", 80 "Налоговая декларация", 81 "Внесение изменений в налоговую декларацию", согласно которым на налоговых агентов возлагается обязанность по представлению налоговых деклараций.
Также предлагается внести изменения в статьи 229 "Налоговая декларация" и 230 "Обеспечение соблюдения положений настоящей главы" части второй Кодекса, устанавливающие обязанность для налоговых агентов по истечении налогового периода представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации по НДФЛ, отражающие сведения о доходах и налоговых вычетах физических лиц истекшего налогового периода, суммах исчисленного, удержанного (подлежащего уплате) и сроках удержания, уплаты налога в целом по налоговому агенту без детализации по конкретным физическим лицам, а также суммах налога, перечисленного, излишне удержанного и не удержанного налоговым агентом.
Изменения в статьи 38, 44 и 57 Кодекса, где говорится об объектах налогообложения, о возникновении, изменении и прекращении обязанности по уплате налога или сбора, сроках уплаты налогов и сборов, вносятся в связи с тем, что налоговые агенты в соответствии с пунктом 1 статьи 226 Кодекса обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога. Указанные обязанности закреплены за налоговыми агентами по НДС пунктом 2 статьи 161 Кодекса.
Предлагаемые изменения позволят повысить эффективность администрирования и собираемость НДФЛ, обеспечат увеличение поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Так, выявленная сумма НДФЛ удержанного, но не перечисленного в бюджет налоговыми агентами области в 2010 году составила 414,6 млн. рублей, в 2011 году - 500,8 млн. рублей, в том числе по результатам выездных налоговых проверок налоговых агентов - организаций в 2010 году - 176,9 млн. рублей (42,7% от общей суммы), в 2011 году - 283,8 млн. рублей (56,7% от общей суммы). Указанная информация подтверждается статистическими данными, рост фонда оплаты труда в 2011 году по сравнению с 2010 годом составляет 112%, при этом рост поступлений НДФЛ - только 109%.
Представление налоговыми агентами налоговых деклараций по НДФЛ позволит налоговым органам проводить камеральные налоговые проверки указанных налоговых деклараций по НДФЛ, устанавливать в ходе проведения проверок факты невыполнения налоговым агентом обязанности по перечислению налога в бюджет, привлекать к ответственности по статье 123 "Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов" Кодекса, приостанавливать операции налогового агента по его счетам в банке в случае непредставления ими налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока, своевременно принимать меры принудительного взыскания налога.
Налоговые агенты должны будут представлять налоговые декларации не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые будут утверждены Федеральной налоговой службой. Для налоговых агентов представление налоговых деклараций не будет затруднительным, так как срок представления будет совпадать со сроком представления сведений по форме 2-НДФЛ, что позволит одновременно заполнить сведения по каждому физическому лицу и в целом по налоговому агенту.
Представление налоговыми агентами налоговых деклараций по НДФЛ позволит налоговым органам:
на этапе камерального контроля выявить и привлечь к ответственности всех недобросовестных налоговых агентов, позволяющих себе несвоевременно перечислять НДФЛ в бюджет, в итоге это повысит результативность камеральных налоговых проверок;
упростить проведение автоматизированного мониторинга исчисленных, удержанных и фактически перечисленных сумм налога, так как эти данные можно будет выбрать из налоговых деклараций, количество которых, в сравнении с представленными справками 2-НДФЛ, в несколько раз меньше;
включать в план выездных налоговых проверок налоговых агентов не тех, кто не перечисляет НДФЛ, а непосредственно имеющих нарушения по неисчислению налога.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.