Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства
социального развития
Оренбургской области
от 9 апреля 2012 г. N 63
Регламент
по проведению проверок исполнения переданных государственных полномочий уполномоченными органами опеки и попечительства муниципальных образований Оренбургской области
I. Общие положения
1. Настоящий Регламент устанавливает порядок проведения проверок исполнения переданных государственных полномочий уполномоченными органами опеки и попечительства муниципальных образований Оренбургской области.
2. В целях применения настоящего регламента использованы нижеследующие понятия:
2.1. опека - форма устройства признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;
2.2. попечительство - форма устройства граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;
2.3. недееспособный гражданин - гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации;
2.4. не полностью дееспособный гражданин - гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;
2.5. подопечный - гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;
2.6. муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ;
2.7. уполномоченный орган опеки и попечительства - орган местного самоуправления, уполномоченный по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над недееспособными, ограниченно дееспособными гражданами, а также совершеннолетними гражданами, нуждающимися в опеке и попечительстве по состоянию здоровья.
3. Министерство социального развития Оренбургской области в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 5 Закона Оренбургской области от 22.09.2011 N 418/95-V-ОЗ "О наделении городских округов и муниципальных районов государственными полномочиями Оренбургской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над недееспособными, ограниченно дееспособными гражданами, а также совершеннолетними гражданами, нуждающимися в опеке и попечительстве по состоянию здоровья" осуществляет контроль за исполнением переданных государственных полномочий уполномоченными органами опеки и попечительства муниципальных образований Оренбургской области.
4. Мероприятия по контролю осуществляются в форме выездных проверок муниципальных образований.
5. Проверку исполнения переданных государственных полномочий уполномоченными органами опеки и попечительства муниципальных образований Оренбургской области осуществляет отдел опеки и попечительства министерства социального развития Оренбургской области.
6. При организации и проведении проверки, оформлении и реализации их результатов сотрудники отдела опеки и попечительства министерства социального развития Оренбургской области обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами, инструкциями, иными нормативными правовыми актами министерств и иных органов исполнительной власти Российской Федерации, указами и распоряжениями Губернатора Оренбургской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Оренбургской области, приказами, инструкциями, иными нормативными правовыми актами министерства социального развития Оренбургской области, правовыми актами субъектов Оренбургской области, органов местного самоуправления и настоящим Регламентом.
7. Права, обязанности и полномочия отдела опеки и попечительства определяются нормативными правовыми актами министерства социального развития Оренбургской области.
II. Предмет контроля и основные цели осуществления контроля
1. Предметом контроля, осуществляемого в соответствии с настоящим Регламентом, является осуществление уполномоченными органами муниципальных образований Оренбургской области переданных государственных полномочий по следующим вопросам:
выявление совершеннолетних граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, нуждаются в установлении над ними опеки или попечительства;
осуществление подбора граждан, способных к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, подготавливают материалы, необходимые для назначения опекуна или попечителя, а также об освобождении или отстранении опекуна или попечителя от выполнения возложенных на них обязанностей;
установление опеки или попечительства над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами;
назначение опекунов и попечителей, а также освобождение и отстранение опекунов и попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей;
ведение учета граждан, в отношении которых установлена опека или попечительство;
осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, оказание им помощи в осуществлении опеки и попечительства;
установление по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, патронажа;
определение при необходимости постоянного управления недвижимым или ценным имуществом подопечного управляющего, заключение с ним договор о доверительном управлении таким имуществом в соответствии с гражданским законодательством;
осуществление в установленном законодательством порядке защиты личных неимущественных и имущественных прав и интересов подопечных в случае ненадлежащего использования опекуном или попечителем своих обязанностей, в том числе использования ими опеки и попечительства в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;
принятие мер по защите личных неимущественных и имущественных прав подопечных;
выдача разрешений на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечных, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечным прав, раздел их имущества или выдел от него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечных;
выдача предварительного разрешения опекунам (попечителям) на расходование причитающихся подопечному доходов, в том числе доходов от управления его имуществом;
предъявление в суды исков, связанных с защитой прав и законных интересов подопечных, а также о признании граждан ограниченно дееспособными, недееспособными;
решение вопросов содержания подопечных, ухода за ними, их лечения;
рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан по вопросам опеки и попечительства и принятие по ним необходимых мер;
привлечение общественности к работе органов опеки и попечительства.
2. Состояние проводимой в субъекте проверки работы оценивается посредством проверок:
наличия сформированной нормативной правовой базы, составляющей основу деятельности органа опеки и попечительства (Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 N 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан" (далее - Постановление Правительства РФ "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан", Закон Оренбургской области от 06.03.1998 N 256/76-ОЗ "Об организации работы органов опеки и попечительства Оренбургской области", Закон Оренбургской области от 22.09.2011 N 418/95-V-ОЗ "О наделении городских округов и муниципальных районов государственными полномочиями Оренбургской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над недееспособными, ограниченно дееспособными гражданами, а также совершеннолетними гражданами, нуждающимися в опеке и попечительстве по состоянию здоровья");
наличия сформированного Опекунского совета при уполномоченном органе опеки и попечительства муниципального образования Оренбургской области, его количественного и качественного состава;
наличия сформированной нормативной базы уполномоченного органа опеки и попечительства муниципального образования Оренбургской области, регламентирующей его деятельность на территории муниципального образования (изданный нормативный акт муниципального образования об определении уполномоченного органа, изменения и дополнения в Устав муниципального образования и Положение об Управлении социальной защиты населения муниципального образования Оренбургской области, разработанные должностные инструкции специалистов, утвержденные формы необходимых для осуществления деятельности документов и т.д.);
проведенной ревизии (инвентаризации) личных дел недееспособных и ограниченно дееспособных граждан, проживающих на территории муниципального образования;
наличия документов в сформированных личных делах недееспособных и ограниченно дееспособных граждан, установленных п. 2 перечня "Правил ведения личных дел совершеннолетних недееспособных или ограниченно дееспособных граждан" и п. 2 "Правил ведения личных дел совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан", утвержденных Постановлением Правительства РФ "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан";
условий хранения личных дел недееспособных граждан;
правильности оформления опекунами и попечителями годовых отчетов о хранении, об использовании имущества совершеннолетних недееспособных и не полностью дееспособных граждан и на управление этим имуществом по формам, утвержденным Постановлением Правительства РФ "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан";
соответствия Правилам осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни совершеннолетних недееспособных граждан, соблюдения опекунами прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных граждан, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан", проводимых уполномоченным органом опеки и попечительства плановых и внеплановых проверок в виде посещений совершеннолетних недееспособных и не полностью дееспособных граждан в целях осуществления проверки соблюдения опекунами их прав и законных интересов, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей:
- наличие графика проведения плановых проверок по периодам;
- неукоснительное соблюдение периодичности проведения проверок, установленной Постановлением Правительства РФ "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан";
- наличие акта органа опеки и попечительства о проведении плановых и внеплановых проверок;
- наличие надлежаще оформленных актов по результатам проведенных проверок;
- наличие предоставленных уполномоченным органом рекомендаций опекунам о принятии мер по исполнению возложенных на них обязанностей при выявлении фактов их неисполнения или ненадлежащего исполнения в соответствии с п. 10 Правил осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни совершеннолетних недееспособных граждан, соблюдения опекунами прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных граждан, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан";
соответствия перечня документов, предоставляемых гражданами, выразившими желание стать опекунами недееспособных или не полностью дееспособных граждан, перечню, утвержденному п. 4 Правил подбора, учета и подготовки граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан";
соответствия нормам федерального и регионального законодательства по опеке и попечительству порядка предоставления уполномоченными органами опеки и попечительства муниципальных образований Оренбургской области разрешений опекунам на расходование доходов подопечных, в том числе сумм алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на их содержание социальных выплат, а также доходов, причитающихся подопечным от управления их имуществом и совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного;
исполнения установленного законодательством порядка предоставления информации уполномоченным органом об установлении опеки, попечительства и управлении имуществом в отношении физических лиц - собственников (владельцев) имущества в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая);
достаточности и эффективности межведомственного взаимодействия по осуществлению деятельности уполномоченного органа опеки и попечительства на территории муниципального образования.
3. Основными целями осуществления контроля являются:
а) оценка результатов деятельности уполномоченных органов опеки и попечительства муниципальных образований Оренбургской области;
б) выявление отклонений в деятельности уполномоченных органов опеки и попечительства муниципальных образований Оренбургской области и выработка рекомендаций по их устранению.
III. Осуществление выездной проверки
1. Предметом выездной проверки являются:
а) рассмотрение содержащихся в документах субъектов проверки сведений об их деятельности;
б) надлежащее оказание субъектом проверки переданных государственных полномочий по опеке и попечительству жителям муниципальных образований Оренбургской области.
2. Выездная проверка проводится по местонахождению проверяемого субъекта проверки.
3. Проведение выездных проверок осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.
4. Плановые выездные проверки в отношении конкретного субъекта проверки проводятся не чаще чем один раз в два года.
5. Основанием для проведения плановой выездной проверки субъекта является истечение двух лет со дня окончания проведения последней плановой проверки субъекта.
6. Выездная проверка проводится на основании нормативного акта, утвержденного министром социального развития Оренбургской области, в котором в обязательном порядке указываются:
наименование органа, принявшего решение о проведении проверки;
фамилия, имя, отчество, должность должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки;
наименование субъекта проверки;
цели, предмет проверки и срок ее проведения;
основания для проведения проверки;
сроки проведения проверки и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей проведения проверки.
7. Руководитель субъекта проверки уведомляется о предстоящей плановой выездной проверке не позднее чем за три рабочих дня до ее начала.
8. Основаниями для проведения внеплановой выездной проверки являются:
а) получение от органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов прокуратуры и правоохранительных органов информации о предполагаемых или выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации и Оренбургской области, содержащего нормы, регулирующие соответствующую сферу деятельности субъекта проверки;
б) выявление нарушений при документальной проверке субъекта проверки;
в) обращения физических и юридических лиц с жалобой на нарушения законодательства субъектом проверки, в том числе на качество оказания им переданных государственных полномочий, а также сведения о таких нарушениях в средствах массовой информации.
9. О проведении внеплановой выездной проверки издается нормативный акт министра социального развития Оренбургской области.
10. Сроки проведения проверки, состав группы и ее руководитель определяются министром социального развития Оренбургской области с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач проверки.
11. Датой начала проверки считается дата предъявления руководителем группы приказа на проведение проверки руководителю субъекта проверки (лицу, его замещающему) или лицу, им уполномоченному.
12. В случае отказа руководителя субъекта проверки подписать или получить акт проверки руководитель группы в конце акта производит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи или получения акта. В этом случае акт проверки может быть направлен субъекту проверки по почте или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При этом к экземпляру акта, остающемуся на хранении в отделе опеки и попечительства, прилагаются документы, подтверждающие факт отправления или иного способа передачи акта.
13. Проверка может быть приостановлена в случае отсутствия или неудовлетворительного состояния выполняемой работы в проверяемом уполномоченном органе муниципального образования Оренбургской области переданных государственных полномочий либо при наличии иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение проверки.
14. Решение о приостановлении проверки принимается лицом, назначившим проверку, на основе мотивированного представления руководителя группы.
В срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении проверки лицо, принявшее такое решение:
1) письменно извещает руководителя субъекта проверки о приостановлении проверки;
2) направляет в проверяемый уполномоченный орган муниципального образования Оренбургской области письменное распоряжение об устранении обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение проверки.
15. При проведении выездной проверки должностные лица, проводящие проверку, вправе:
истребовать у субъекта проверки документы, относящиеся к предмету проверки;
получать объяснения должностных лиц субъекта проверки и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных действий. В случае отказа от представления указанных объяснений, справок, сведений и копий документов в акте проверки производится соответствующая запись.
проводить опросы потребителей государственных услуг, оказываемых (выполняемых) субъектом проверки, в случаях их включения в перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей проведения проверки, определенных в решении о проведении выездной проверки.
16. При проведении выездной проверки должностные лица, проводящие проверку, не вправе:
распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
превышать установленные сроки проведения проверки.
17. При проведении выездной проверки должностные лица, проводящие проверку, обязаны:
соблюдать законодательство Российской Федерации, Оренбургской области, права и законные интересы субъекта проверки;
проводить проверку на основании нормативного акта о проведении проверки;
проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебных удостоверений, копии нормативного акта о проведении проверки;
не препятствовать присутствию руководителя или иного уполномоченного должностного лица субъекта проверки при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
знакомить руководителя или иное уполномоченное должностное лицо субъекта проверки с результатами проверки;
соблюдать сроки проведения проверки.
18. Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом.
Сплошной способ заключается в проведении контрольного действия в отношении всей совокупности действий, относящихся к одному вопросу программы проверки.
Выборочный способ заключается в проведении контрольного действия в отношении части действий, относящихся к одному вопросу программы проверки. Объем выборки и ее состав определяются руководителем группы таким образом, чтобы обеспечить возможность оценки всей совокупности действий субъекта проверки изучаемому вопросу.
19. В ходе проверки могут проводиться контрольные действия по изучению:
- учредительных и других документов;
- полноты, своевременности и качества предоставляемых услуг по всему комплексу деятельности уполномоченного органа опеки и попечительства;
- принятых субъектом проверки мер по устранению нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц по результатам предыдущей проверки.
20. Руководитель субъекта проверки обязан создавать надлежащие условия для проведения проверки - предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности, обеспечить машинописными работами и т.п.
IV. Оформление результатов выездной проверки
1. По результатам выездной проверки составляется и подписывается акт проверки.
2. Срок составления акта проверки не должен превышать 7 рабочих дней со дня окончания ее проведения.
3. Акт проверки составляется на русском языке, имеет сквозную нумерацию страниц. В акте проверки не допускаются помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления.
4. Акт проверки состоит из вводной, описательной и заключительной частей.
5. Вводная часть акта проверки должна содержать следующие сведения:
- тема проверки;
- дата и место составления акта проверки;
- номер и дата приказа на проведение проверки;
- основание назначения проверки, в том числе указание на плановый характер;
- фамилии, инициалы и должности руководителя и всех участников группы;
- проверяемый период;
- срок проведения проверки;
- сведения о субъекте проверки:
- полное и краткое наименование уполномоченного органа опеки и попечительства;
- ведомственная принадлежность и наименование вышестоящего органа с указанием адреса и телефона такого органа (при наличии);
- иные данные, необходимые, по мнению руководителя проверочной группы, для полной характеристики проверенной организации.
6. Описательная часть акта проверки должна содержать описание проведенной работы и выявленных нарушений.
7. Заключительная часть акта проверки должна содержать обобщенную информацию о результатах проверки, в том числе выявленных нарушениях, сгруппированных по видам, с указанием по каждому виду нарушений.
8. При составлении акта проверки должна быть обеспечена объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения.
9. Результаты проверки, излагаемые в акте проверки, должны подтверждаться документами (копиями документов), объяснениями должностных лиц субъекта проверки, другими материалами.
10. Указанные документы (копии) и материалы прилагаются к акту проверки.
11. Копии документов, подтверждающие выявленные в ходе проверки нарушения, заверяются подписью руководителя субъекта проверки и печатью субъекта проверки.
12. В описании каждого нарушения, выявленного в ходе проверки, должны быть указаны: положения законодательных и нормативных правовых актов, которые были нарушены, в чем выразилось нарушение, должностное или иное лицо субъекта проверки, допустившее нарушение.
13. В акте проверки не допускаются:
- выводы, предположения, факты, не подтвержденные соответствующими документами;
- указания на материалы правоохранительных органов и показания, данные следственным органам должностными и иными лицами субъекта проверки;
- морально-этическая оценка действий должностных и иных лиц субъекта проверки.
14. Акт проверки составляется в двух экземплярах: один экземпляр для проверенной организации; один экземпляр для отдела опеки и попечительства министерства социального развития Оренбургской области;
15. Каждый экземпляр акта проверки подписывается руководителем проверочной группы и должностными лицами субъекта проверки.
16. Акт выездной проверки вручается уполномоченному должностному лицу субъекта проверки под расписку в течение 5 дней с даты составления акта.
17. Субъект проверки в случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте проверки, в течение 15 дней с даты получения акта проверки, вправе представить министерству социального развития Оренбургской области в письменной форме возражения в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений. При этом субъект проверки обязан приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их учредителю или уполномоченному органу.
18. Министром социального развития Оренбургской области рассматриваются акт проверки и возражения на акт проверки (в случае их поступления) по истечении 15 дней с даты получения акта проверки субъектом проверки.
В случае представления письменных возражений материалы проверки рассматриваются в присутствии уполномоченного должностного лица субъекта проверки.
О времени и месте рассмотрения материалов проверки субъект проверки извещается не позднее чем за одни сутки. Если уполномоченное должностное лицо субъекта проверки не явилось, то материалы проверки рассматриваются в его отсутствие.
19. По итогам рассмотрения материалов проверки министром социального развития Оренбургской области утверждается акт выездной проверки.
20. В случае выявления нарушения обязательных для исполнения требований или недостатков в деятельности субъекта проверки Министерство социального развития направляет субъекту проверки предложения (предписания) об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их исполнения.
В случае если в результате проверки получена информация о нарушении законодательства Российской Федерации, содержащем признаки противоправного деяния, за совершение которого предусмотрена уголовная, административная или иная ответственность (за исключением дисциплинарной и материальной), уполномоченным органом соответствующие материалы проверки направляются в суд, органы прокуратуры или правоохранительные органы по подведомственности.
21. Субъект проверки, которому было направлено предложение (предписание), должен исполнить его в установленный срок и представить в министерство социального развития Оренбургской области отчет об исполнении предложения (предписания) с приложением документов, подтверждающих исполнение. Срок исполнения предписания не может превышать трех месяцев.
В случае если отчет об исполнении предложения (предписания) подтверждает факт его исполнения, министерство социального развития Оренбургской области направляют субъекту проверки письмо о принятии отчета об исполнении предложения (предписания).
В случае, если субъект проверки не исполнил предложение (предписание) в установленный срок, или отчет об исполнении предложения (предписания) не подтверждает факт исполнения предложения (предписания), министерством социального развития Оренбургской области рассматривается вопрос о привлечении должностных лиц субъекта проверки, ответственных за выполнение предложения (предписания), к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Оренбургской области.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства социального развития Оренбургской области от 9 апреля 2012 г. N 63 "Об утверждении регламента по... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.