Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к постановлению
администрации муниципального
образования "город Бугуруслан"
от 23 апреля 2012 г. N 410-п
Программа
развития дошкольного образования муниципального образования "город Бугуруслан" на 2012 - 2014 годы
1. Паспорт программы
Наименование Программы |
Ведомственная целевая Программа развития дошкольного образования муниципального образования "город Бугуруслан" на 2012 - 2014 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- Федеральный Закон от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании"; - Федеральный закон от 08.05.2010 г. N 83 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"; - Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утверждённая президентом РФ 04.02.2010 г. - Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11. 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27.10.2011 г. N 2562 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" (зарегистрирован в Минюсте РФ 18.01.2012 г.) Регистрационный N 22946; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 г. N 91 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"; - Федеральный Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 22.01.2007 г. N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности"; - Программа социально-экономического развития образования муниципального образования "город Бугуруслан" на 2012 - 2014 г; - Устав муниципального образования "город Бугуруслан". |
Субъект бюджетного планирования |
Управление образованием администрации муниципального образования "город Бугуруслан" |
Заказчик (координатор) Программы |
Администрация муниципального образования "город Бугуруслан" |
Цель и задачи Программы |
Цель: обеспечить государственные гарантии прав граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в муниципальном образовании "город Бугуруслан", создать условия для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном дошкольном образовании в интересах формирования развитой, социально-активной, творческой, жизнеспособной личности в соответствии с современными государственными и социальными установками. Задачи: - разработать нормативно-правовую базу для обеспечения доступности и качества образовательных услуг; - снизить очередность детей на получение места в образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования за счет создания дополнительных мест в ДОУ N 23, возврата в систему дошкольного образования перепрофилированного ранее здания ДОУ N 19; увеличить охват детей предшкольного возраста программами предшкольного образования; - обновить содержание образовательной деятельности ДОУ в соответствии с действующим законодательством за счет: приведения общеобразовательной программы в соответствие с ФГТ; оснащения предметно-развивающей среды с учетом ФГТ; создания системы мониторинга качества дошкольного образования, коррекционных программ, инновационных технологий; - обеспечить охрану жизни, здоровья и безопасности воспитанников за счет: функционирования инклюзивных групп для интегрированного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; открытия группы для детей с нарушением зрения (ДОУ N 23); круглогодичной витаминизации и включения в рацион продуктов питания, обогащенных микронутриентами; создания безопасных условий пребывания воспитанников и сотрудников; - осуществлять медицинскую деятельность в образовательных учреждениях в соответствии с требованиями и условиями Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 г. N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности"; -обеспечить систему дошкольного образования квалифицированными педагогическими кадрами через повышение квалификации и профессиональной переподготовки в ИПКиППРО ОГПУ г. Оренбурга, повышение образовательного уровня, функционирование стажировочных площадок на базе ДОУ по реализации федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, введение в штатное расписание ставок: психолога (ДОУ N 1, N 7, N 14, N 17, N 18, N 20, N 23), дефектолога (ДОУ N 14), воспитателя по физической культуре и медицинского работника (ДОУ N 1, N 2, N 4, N 5, N 7, N 9, N 13, N 14, N 16, N 17, N 18, N 20, N 21, N 22, N 23); проведение конкурсов профессионального мастерства "Педагогический дебют", "Воспитатель года"; - повысить эффективность работы системы дошкольного образования путем вовлечения родителей и общественности; - расширить практику использования новых форм дошкольного образования. |
Сроки и этапы реализации Программы |
Сроки: 2012 - 2014 годы Этапы: 1 этап (2012 г.) - ресурсное обеспечение развития муниципальной системы образования; 2 этап (2013 г.) - развитие образовательной системы, регулирование организационных взаимодействий на всех уровнях; 3 этап (2014 г.) - завершающий цикл реализации Программы, анализ и синтез результатов, оценка и прогнозирование перспективных направлений развития дошкольного образования города. |
Перечень основных мероприятий |
В систему мероприятий по реализации Программы входят комплексные мероприятия, обеспечивающие реализацию намеченных Программой направлений развития и достижение ожидаемых результатов. Система мероприятий приведена в разделе III настоящей Программы. |
Исполнители |
- Министерство образования Оренбургской области; - Управление образованием администрации муниципального образования "город Бугуруслан"; - дошкольные образовательные учреждения; - организации научной, социальной, культурной сферы; - общественные объединения родителей; Привлечение в качестве исполнителей организаций, не находящихся в муниципальной собственности, осуществляется по согласованию. |
Объемы и источники финансирования |
Бюджет муниципального образования "город Бугуруслан": 2012 г. - 150 тыс. руб., 2013 г. - 250 тыс. руб., 2014 г. - 550 тыс. руб. Привлеченные средства (областной бюджет, внебюджетные и спонсорские средства, добровольные пожертвования): 2012 г. - 5310,5 тыс. руб., 2013 г. - 20385,3 тыс. руб., 2014 г. - 15018 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1. - Создание 115 дополнительных мест в образовательных учреждениях: в 2013 г. - 95, в 2014 - 20. К 2014 году доля детей в возрасте 3 - 7 лет, охваченных дошкольными образовательными услугами от общего количества нуждающихся детей данного возраста, составит 90%; снижение очередности детей на получение места в образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования на 33 %; 2. - реализация обновлённых программ в ДОУ к 2014 г. составит 100%; уменьшение доли детей с низким уровнем готовности к обучению в школе до 5%; создание системы мониторинга качества дошкольного образования; создание коррекционных программ; внедрение инновационных технологий; 3. - базовый уровень развития интегративных качеств дошкольников, выявленный в ходе ежегодного мониторинга, достижение детьми планируемых результатов основной общеобразовательной программы дошкольного образования; - осуществление лицензирования медицинских кабинетов ДОУ; увеличение охвата дошкольным образованием детей-инвалидов к 2014 году на 15%; функционирование группы для детей с нарушением зрения (ДОУ N 22); создание безопасных условий пребывания воспитанников и сотрудников; - увеличение к 2014 году доли педагогических работников ДОУ, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в установленном порядке до 84%; введение в штатное расписание ДОУ ставок психолога, воспитателя по физической культуре, медицинского работника; повышение профессионального уровня педагогических кадров за счет функционирования стажировочных площадок на базе ДОУ N 16, N 22; участия в конкурсах профессионального мастерства; - тесное взаимодействие с Управляющим советом ДОУ, родительским комитетом; дополнительным образованием и социумом; создание групп кратковременного пребывания; - освоение объема выделенных средств на развитие дошкольного образования на 100%. |
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации |
Реализация Программы позволит к 2014 году повысить качественный уровень образования, что будет выражаться: - в повышении доступности дошкольного образования для жителей муниципального образования "город Бугуруслан"; - в увеличении числа участников и призеров областного и всероссийского конкурсного движения ; - в расширении практики применения современных образовательных технологий; - в сохранении и увеличении сети дошкольных образовательных учреждений; - в увеличении охвата детей программами предшкольного образования; - в увеличении числа здоровых детей; - в увеличении числа детей дошкольного возраста, посещающих учреждения дополнительного образования детей; - в расширении перечня дополнительных образовательных услуг; - в повышении уровня интеграции научной и образовательной деятельности (включение материалов и результатов научных исследований в воспитательно- образовательный процесс); - в создании в ДОУ соответствующих условий осуществления медицинской деятельности, предусмотренных требованиями Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 N 128-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 г. N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности". |
Организация управления и система контроля за исполнением Программы |
Мониторинг хода реализации Программы и контроль осуществляет Управление образованием администрации муниципального образования "город Бугуруслан" |
2. Особенности муниципальной системы дошкольного образования муниципального образования "город Бугуруслан"
Систему дошкольного образования города Бугуруслана представляют 18 дошкольных учреждений и 1 дошкольная группа, открытая в МБОУ СОШ N 7. В 104 группах воспитывается 2679 детей (в 2010 - 2011 гг. - 2572) в возрасте от 1 года до 7 лет.
Главная цель образовательной политики муниципального образования "город Бугуруслан" в сфере дошкольного образования - реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.
С учетом образовательных и социокультурных запросов родителей и особенностей развития и здоровья детей систему дошкольного образования представляют:
5 ДОУ комбинированного вида;
5 ДОУ общеразвивающего вида;
6 ДОУ общеразвивающего вида с приоритетным направлением развития воспитанников;
1 ДОУ компенсирующего вида;
1 ДОУ присмотра и оздоровления.
2.1. Обеспечение государственной гарантии на общедоступность дошкольного образования, удовлетворение потребности населения в дошкольных образовательных услугах муниципального образования "город Бугуруслан"
Видовое организационно-правовое разнообразие дошкольных учреждений
Виды дошкольных учреждений |
Количество учреждений/групп |
||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
Центры развития ребенка |
- |
- |
- |
- |
- |
Комбинированные детские сады |
4 (5 групп) |
4 (5 групп) |
5 (7 групп) |
5 (7 групп) |
5 (7 групп) |
Компенсирующие детские сады |
1 (4 группы) |
1 (4 группы) |
1 (4 группы) |
1 (4 группы) |
1 (4 группы) |
Общеразвивающие детские сады |
5 |
5 |
6 |
6 |
6 |
Предшкольное образование на базе ДОУ |
- |
- |
- |
- |
- |
Предшкольное образование на базе СОШ |
- |
- |
- |
- |
- |
Центры раннего развития на базе учреждений дополнительного образования |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Предшкольное образование на базе учреждений дополнительного образования |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Семейные дошкольные группы |
- |
- |
- |
- |
- |
Негосударственные дошкольные образовательные учреждения |
- |
- |
- |
- |
- |
Систему дошкольного образования представляют детские сады общеразвивающего, комбинированного и компенсирующего вида. В связи с увеличением количества детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития открыты дополнительные компенсирующие группы в ДОУ N 2, N 18 на 24 места. Существует потребность в открытии групп для детей с нарушением зрения. Для открытия данной группы необходимы финансовые средства в размере 2 453 тыс. руб.
Два дошкольных учреждения с января 2011 года функционируют в автономном режиме. В октябре 2011 г. изменили тип и стали автономными три детских сада. 13 детских садов стали бюджетными учреждениями. Таким образом, все дошкольные учреждения изменили свой правовой статус в соответствии с федеральным законом от 08.05.2010 г. N 83.
Увеличился процент охвата детей дошкольным образованием. В 2012 г. он составляет 81,2% (2011 г. - 68,7 %). В рамках реализации муниципальной программы "Развитие дошкольного образования на 2006 - 2010 годы" осуществлены мероприятия, направленные на создание дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях:
- в 2006 году открыты группы в ДОУ N 2 (20 мест) и в ДОУ N 16 (20 мест);
- в 2007 году открыта логопедическая группа в ДОУ N 2 (15 мест);
- в 2008 году возвращены в систему дошкольного образования 2 дошкольных учреждения: ДОУ N 17 (140 мест) и ДОУ N 18 (40 мест);
- в 2009 году открыта логопедическая группа в ДОУ N 18 (15 мест);
- в 2010 году открыты 2 дополнительные группы в ДОУ N 18 (40 мест) и 1 группа в ДОУ N 23 (20 мест).
В рамках реализации ведомственной целевой программы "Повышение доступности дошкольных образовательных услуг в Оренбургской области" в 2011 г. осуществлены мероприятия, направленные на создание дополнительных мест.
Открыта дополнительная группа на 15 мест в ДОУ N 18 и дошкольная группа на 25 мест в МБОУ СОШ N 7.
В 2013 году планируется возврат в систему дошкольного образования и реконструкция здания дошкольного учреждения N 19 на 75 мест. В 2014 году - открытие дополнительной группы на 20 мест в ДОУ N 23.
Данные мероприятия получили поддержку Правительства Оренбургской области и включены в областную целевую программу "Повышение доступности дошкольных образовательных услуг в Оренбургской области" на 2012 год и в муниципальную программу "Развитие дошкольного образования на 2012 - 2014 гг.".
Вывод: в городе отсутствуют такие формы дошкольного образования как семейный детский сад и группы кратковременного пребывания детей на базе ДОУ, негосударственные ДОУ. Исследования показывают необходимость создания групп кратковременного пребывания; комбинированных групп для интегрированного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (повышение рождаемости детей с врожденной патологией - 8%).
Таким образом, в 2013 - 14 гг. планируется открытие группы для детей с нарушением зрения в ДОУ N 22; обеспечение в городе функционирования комбинированных групп для интегрированного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ N 2, 16, 18, 21, 22.
По результатам мониторинга 1,5% из 67 многодетных семей желают организовать семейный детский сад.
Число детей, охваченных дошкольными образовательными услугами
Год |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Количество детей в муниципалитете /всего |
2729 |
2976 |
2990 |
3347 |
3429 |
Охват детей дошкольными образовательными услугами в организациях всех форм собственности и уровней образования /в % |
75 |
75 |
75 |
69 |
81,2 |
Доля семей, чьи дети старшего дошкольного возраста имеют возможность получать доступные качественные услуги предшкольного образования, от общей численности семей, имеющих детей старшего дошкольного возраста, в % |
94 |
96 |
96 |
97 |
98 |
Вывод: ежегодно увеличивается количество детей дошкольного возраста за счет увеличения рождаемости, а также миграционного движения. Увеличивается охват детей дошкольным образованием. В 2011 г. он составил 81,2%. Наблюдается увеличение охвата детей старшего дошкольного возраста предшкольным образованием до 98%.
К 2014 году планируется увеличить процент охвата детей дошкольным образованием до 90 % за счет создания дополнительных мест в ДОУ и до 100% - охват детей старшего дошкольного возраста предшкольным образованием, за счет открытия групп кратковременного пребывания.
Специальное (коррекционное) образование
N |
Количество детей дошкольного возраста с нарушениями |
Из них получают в ДОУ квалифицированную помощь узких специалистов (дефектологов, логопедов, тифлопедагогов и т.д.) |
Из них получают в других формах дошкольного образования квалифицированную помощь узких специалистов (дефектологов, логопедов, тифлопедагогов и т.д.) |
1 |
Нарушения слуха |
2 |
- |
2 |
Нарушения зрения |
69 |
- |
3 |
Нарушения речи |
366 |
- |
4 |
Нарушения опорно-двигательного аппарата |
25 |
- |
5 |
Интеллектуальные нарушения |
10 |
- |
6 |
Нарушения эмоционально-волевой сферы |
17 |
- |
7 |
Сердечно-сосудистые заболевания |
208 |
- |
Вывод: в дошкольных учреждениях города 34% детей дошкольного возраста имеют отклонения в здоровье. Мониторинг состояния здоровья детей показал, что в 2012 - 2014 гг. необходимо открытие комбинированных групп для интегрированного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и группы для детей с нарушением зрения.
По результатам обследования городской ПМПК наблюдается увеличение количества детей с речевой патологией. Квалифицированную помощь логопеда в ДОУ получают 92 % детей дошкольного возраста. Необходимо введение в штатное расписание дошкольных учреждений города специалистов: психологов, дефектолога, воспитателей по физической культуре и медицинских работников.
2.2. Условия содержания и образования детей
Режим работы ДОУ:
Режим работы |
Количество ДОУ |
Круглосуточные группы |
- |
14 часов |
- |
12 часов |
19 (104 группы) |
10 часов |
- |
9 часов |
- |
3,5 часа |
- |
Вывод: В 19 дошкольных образовательных учреждениях функционирует 104 группы с 12-ти часовым пребыванием воспитанников. Потребности в организации групп с другим режимом пребыванием в городе не существует.
Сеть образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, ее реструктуризация за 5 лет:
Год |
Количество образовательных учреждений (ОУ) на начало года (ед.) |
Количество ОУ на конец года (ед.) |
Ликвидировано (ед.) |
Реорганизовано в дошк. отделения и гр., ГКП (ед.) |
Количество ОУ с дошк. отделениями и (или) группами |
Количество ОУ с ГКП детей |
Семейное воспитание (количество детей) |
2007 |
16 |
16 |
- |
- |
- |
- |
- |
2008 |
16 |
18 |
- |
- |
- |
- |
- |
2010 |
18 |
18 |
- |
- |
- |
- |
- |
2011 |
18 |
19 |
- |
- |
1 |
- |
- |
2012 |
19 |
19 |
- |
- |
1 |
- |
- |
Вывод: наблюдается позитивная тенденция последних пяти лет - увеличение сети ДОУ за счет возврата ранее перепрофилированных дошкольных учреждений, открытия дополнительных групп в действующих дошкольных учреждениях, открытия дошкольной группы в образовательном учреждении.
Возвращены в систему дошкольного образования 2 детских сада на 220 мест:
ДОУ N 17, ДОУ N 18, открыты дополнительные группы в дошкольных учреждениях
N 2 (15 мест-общеразвивающая группа и 15 мест - логопедическая), N 16 - 20 мест,
N 23 - 20 мест, дошкольная группа при школе на 25 мест.
Планируется дальнейшее создание дополнительных мест за счет открытия группы в ДОУ N 23, возврата ранее перепрофилированного дошкольного учреждения N 19.
Вариативность содержания образования в ДОУ
Показатель |
2009 - 2010 |
2010 - 2011 |
2011 - 2012 |
Участие субъектов образовательного процесса (дети, родители, педагоги, социальные партнеры, руководители всех уровней управления) в реализации содержания основной общеобразовательной программы, доля в % |
100 |
100 |
100 |
Направленность дополнительных образовательных программ на соблюдение прав, удовлетворение потребностей, обеспечение интересов и развития способностей воспитанников, доля в % |
100 |
100 |
100 |
Учет специфики национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность в ДОУ, доля в % |
83 |
83 |
89 |
Растет вариативность содержания образования в ДОУ. Но 17% учреждений (ДОУ N 8, N 12, N 14) не реализуют часть образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса из-за недостаточного уровня готовности педагогов к системным обновлениям в условиях внедрения ФГТ.
Вывод: в реализации содержания основной общеобразовательной программы принимают участие все субъекты образовательного процесса - дети, родители, педагоги, социальные партнеры (ОУ, ЦРТДЮ, ДЮСШ, СЮТех, Школа искусств, краеведческий музей); руководители всех уровней управления. К 2014 году обеспечить 100% включение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ через работу с родительским комитетом; взаимодействие с управляющим советом ДОУ и развитие государственно-частного партнерства.
Дополнительные программы направлены на соблюдение прав, удовлетворение потребностей, обеспечение интересов и развития способностей воспитанников. В ДОУ реализуются дополнительные парциальные программы по художественно-эстетическому, нравственно-патриотическому, физическому воспитанию, экологической направленности.
ДОУ города сотрудничают с дополнительным образованием. Дети посещают логопедические занятия, "Школу раннего развития детей" 5 - 7 лет в Центре творчества (в выходные дни). Педагоги дополнительного образования ЦРТДЮ, СЮТех ведут кружки различной направленности. Дошкольники участвуют в конкурсах и фестивалях, организуемых учреждениями дополнительного образования.
В системе дошкольного образования не развита сеть дополнительных платных образовательных услуг. Необходимо введение данного вида услуг.
Население города Бугуруслана многонациональное: русские, татары, казахи, мордва, поэтому во всех ДОУ учитывается специфика национально-культурных условий. Образовательная деятельность проводится на русском языке. В ДОУ N 3 "Чулпан" ведется работа по изучению татарского (родного) языка. Результатом данной работы является участие воспитанников детского сада в городских конкурсах и фестивалях татарского творчества ("Бугурусланский соловей", "Сабантуй").
Распределение детей по группам здоровья
Группы здоровья |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
всего |
1978 |
2220 |
2338 |
2585 |
2679 |
1 группа |
969 (49%) |
1021 (46%) |
1028 (44%) |
1111 (43%) |
1097 (41%) |
2 группа |
949 (48%) |
1087 (49%) |
1215 (52%) |
1370 (53%) |
1458 (54%) |
3 группа |
39 (2%) |
66 (3%) |
70 (3%) |
79 (3%) |
97 (4%) |
4 группа |
21 (1%) |
46 (2%) |
25 (1%) |
25 (1%) |
27 (1%) |
Вывод: анализ посещаемости за 2011 г. показал, что в среднем детские сады посещали 45 % детей от списочного состава (в 2010 г. - 35 %). Таким образом, посещаемость увеличилась на 10%.Не посещали детский сад по неуважительной причине - 23 %, по причине болезни - 31%, что говорит о росте заболеваемости.
Отрицательной тенденцией является ежегодное снижение количества детей с 1 группой здоровья. Причиной увеличения часто болеющих детей является наследственность, неблагоприятная экологическая обстановка в городе. В ДОУ рост заболеваемости наблюдается в период межсезонья из-за несоответствия сроков начала и окончания отопительного сезона. Со стороны медицинских учреждений отсутствует оценка факторов риска для здоровья и содействие активному внедрению программ медицинской профилактики наиболее распространенных заболеваний детей дошкольного возраста. Необходимо осуществлять контроль качества медицинской деятельности, выделять врача для осуществления лечебно-профилактической помощи детям ДОУ. К 2014 году планируется введение в штатное расписание ДОУ NN 1, 3, 5, 12, 14 медицинских работников.
Условия сохранения и укрепления здоровья воспитанников
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Выполнение требований СанПиН 2.4.1.2660-10 по всем показателям |
55% |
63% |
67% |
68% |
70% |
Функционирование комбинированных и компенсирующих групп для интегрированного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в % |
7,6 |
7,6 |
9,6 |
9,6 |
9,6 |
Обеспечение круглогодичной витаминизации питания дошкольников, а также включение в рацион продуктов питания, обогащенных микронутриентами в соответствии с требованиями санитарных правил и норм, в % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Обеспечение соответствия лицензионным требованиям и условиям, предъявляемым к медицинской деятельности дошкольных образовательных учреждений, в % |
- |
- |
- |
11 |
33 |
Вывод: требования СанПиН 2.4.1.2660-10 в ДОУ выполняются на 70%. Ежегодно выделяются средства для выполнения предписаний Роспотребнадзора.
Шесть дошкольных учреждений (N 7, N 22, N 2, N 16, N 18, N 21) получили лицензию на право осуществления медицинской деятельности.
Основные задачи в области сохранения и укрепления здоровья детей:
- совершенствование условий для эффективной интеграции профилактических и оздоровительных технологий в воспитательно-образовательный процесс;
- выполнение требований СанПиН 2.4.1.2660-10;
- разработка и внедрение в дошкольные учреждения системы социально-гигиенического мониторинга для оценки и динамического контроля влияния комплекса психолого-педагогических и медико-социальных факторов на рост, развитие и здоровье дошкольников;
- разработка и внедрение дифференцированных профилактических программ для профилактики и коррекции отклонений здоровья детей с учетом индивидуальных траекторий их психофизиологического и физического развития;
- совершенствование технологий оздоровительной физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях и материально-технической базы для их реализации.
Одним из условий сохранения здоровья воспитанников является здоровое питание. Питание в ДОУ четырехразовое, сбалансированное. Калорийность выдерживается, выполняются нормы. С-витаминизация третьего блюда проводится систематически.
В детских садах средняя стоимость питания составляет 61 рубль в день. Родительская плата за содержание ребёнка в месяц составляет 920 рублей.
2.3. Кадровый потенциал муниципальной системы дошкольного образования
Кадровая обеспеченность системы дошкольного образования муниципалитета
Год |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
Руководители ДОУ |
16 |
18 |
18 |
18 |
18 |
|
Заместители руководителей ДОУ |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Старшие воспитатели |
6 |
7 |
7 |
7 |
8 |
|
Воспитатели ДОУ |
196 |
195 |
210 |
210 |
214 |
|
Специалисты ДОУ: |
Логопед |
8 |
8 |
8 |
8 |
9 |
Психолог |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
Инструктор по физической культуре |
- |
- |
- |
- |
|
|
Музыкальный руководитель |
16 |
16 |
18 |
18 |
15 |
|
другие |
|
|
|
|
|
|
Младшие воспитатели |
90 |
98 |
99 |
102 |
104 |
|
Обслуживающий персонал |
234 |
228 |
216 |
211 |
202 |
Вывод: дошкольные учреждения города в целом обеспечены педагогическими кадрами (99%). Однако имеются вакансии музыкальных руководителей (ДОУ N 5, N 12, N 20, N 23). Необходимо введение ставок воспитателей по физической культуре.
Характеристика кадрового состава
Общее количество |
Распределение |
||||||||||||
по образованию |
имеют педагогическое образование |
имеют педагогическое специализированное (дошкольное) образование |
|||||||||||
всего |
% |
высшее |
среднее специальное |
высшее |
среднее специальное |
высшее |
среднее специальное |
||||||
всего |
% |
всего |
% |
всего |
% |
всего |
% |
всего |
% |
всего |
% |
||
267 |
100 |
81 |
30.3 |
168 |
63 |
80 |
30 |
168 |
63 |
- |
- |
26 |
10 |
Вывод: из 267 педагогов только 30,3% имеют высшее педагогическое образование. В связи с низким процентом педагогов ДОУ с высшим образованием возникла необходимость повышения их образовательного уровня. В системе дошкольного образования отсутствуют педагоги с высшим дошкольным образованием. В данное время обучается на факультете дошкольного образования 23 педагога ДОУ. Планируется рост педагогов с высшим педагогическим образованием на 16%.
Общее количество |
Распределение по стажу работы |
||||||||
всего |
% |
0 - 5 лет |
5 - 10 лет |
10 - 20 лет |
Свыше 20 лет |
||||
всего |
% |
всего |
% |
всего |
% |
всего |
% |
||
267 |
100 |
37 |
14 |
38 |
14 |
72 |
27 |
120 |
45 |
Вывод: анализ педагогических работников по стажу показывает, что в ДОУ более половины сотрудников имеют большой стаж работы - от 10 и более лет. Из них свыше 20 и более лет работают 120 педагога (45%). Это указывает на старение педагогических кадров. Несмотря на их педагогический опыт и мастерство, назрела необходимость привлечения молодых специалистов к работе в системе дошкольного образования.
Для привлечения молодых специалистов в систему дошкольного образования необходимо внедрение комплекса мер создания условий для их профессиональной переподготовки, повышения квалификации (выплаты за качество и профессионализм, участие в проектах, постановка в резерв на руководящие должности)
по квалификационной категории | |||||||
высшая |
I кат. |
II кат. |
соответствие |
||||
всего |
% |
всего |
% |
всего |
% |
всего |
% |
6 |
2.2 |
197 |
74 |
32 |
12 |
- |
- |
Вывод: 76% педагогов имеют высшую и 1 квалификационную категории. До 2014 г. планируется аттестация воспитателей со 2 категорией (12%) на 1 категорию.
12% педагогов без категории. Их аттестация запланирована к 2014 году.
Таким образом, к 2014 году все педагоги (100%) будут иметь квалификационные категории.
по возрасту | |||||||||
20-25 лет |
25-30 лет |
30-40 лет |
40-50 лет |
50 и выше |
|||||
всего |
% |
всего |
% |
всего |
% |
всего |
% |
всего |
% |
10 |
3.7 |
32 |
12 |
78 |
29 |
95 |
35,5 |
52 |
19,5 |
Вывод: немаловажный показатель в кадровом обеспечении - возрастная структура кадрового состава дошкольных образовательных учреждений. По информации на 1 января 2012 года наибольшее количество педагогов дошкольных учреждений имеют возраст от 30 до 50 лет (64,5%). Молодых специалистов в возрасте от 20 до 30 лет - 42 человека, что составляет 15,7% от общего числа. Количество педагогов пенсионного возраста составляет 11%.
Повышение квалификации и профессиональной переподготовки управленческих и педагогических работников муниципальной системы образования
Годы |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Доля зав. УО, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в установленном порядке, в % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Доля зав. ГМК, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в установленном порядке, в % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Доля специалистов муниципалитетов по дошкольному образованию, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в установленном порядке |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Доля руководителей ГМО, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в установленном порядке, в % |
25 |
25 |
- |
50 |
25 |
Доля руководителей ДОУ, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в установленном порядке, в % |
12,5 |
37,5 |
- |
- |
100 |
Доля педагогических работников ДОУ, обеспечивающих распространение современных моделей доступного и качественного образования, в % |
18 |
19 |
13 |
28 |
21,5 |
Доля педагогических работников общеобразовательных школ, обеспечивающих предшкольную подготовку, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в установленном порядке, в % |
2,5 |
- |
- |
- |
- |
Доля педагогических работников учреждений дополнительного образования, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в установленном порядке, в % |
- |
16 |
11 |
- |
- |
Вывод: развитие дошкольного образования и повышение его качества находится в прямой зависимости от кадровой политики, поэтому управленческие и педагогические работники повышают свой профессиональный уровень и квалификацию через аттестационные и проблемные курсы при ИПКиППРО ОГПУ.
Назрела необходимость пройти курсовую подготовку по модернизации системы дошкольного образования 88% педагогов ДОУ. Необходимо через курсовую подготовку сформировать готовность руководящих и педагогических работников к системным обновлениям в условиях внедрения ФГТ, сформировать умения руководителей управлять системой обновлений в ДОУ в условиях внедрения ФГТ.
Основные задачи в области повышения эффективности кадрового обеспечения:
- обеспечение высокого профессионального уровня педагогических кадров;
- модернизация системы подготовки педагогических кадров для воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями развития;
- разработка и реализация программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений, в том числе, работающих с детьми, имеющими отклонения в здоровье, педагогов по предшкольной подготовке;
- совершенствование разных форм подготовки кадров, дистанционного обучения и широкого использования в процессе обучения мультимедийных средств.
2.4. Научно-методический ресурс муниципальной системы дошкольного образования
Показатели на начало 2011 - 2012 гг. |
Доля в % |
Наличие основной общеобразовательной программы дошкольного образования |
100 |
Программно-методическое обеспечение первой (инвариантной) части основной общеобразовательной программы (комплексные и парциальные программы по направлениям развития ребенка-дошкольника) |
82 |
Программно-методическое обеспечение второй части (части, формируемой участниками образовательного процесса) основной общеобразовательной программы (парциальные и авторские программы по направлениям развития ребенка-дошкольника) |
67 |
Программы и пособия, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. |
82 |
Соблюдение ФГТ к условиям реализации ООП ДО |
24 |
Вывод: показатели научно-методического ресурса ДО в городе составляют 82%, что свидетельствует о нехватке программно-методического обеспечения основной общеобразовательной программы ДОУ.
К 2014 году во всех ДОУ привести в соответствие с ФГТ и СанПиН условия реализации основной общеобразовательной программы на 100%.
Для реализации основной общеобразовательной программы необходимо профинансировать все ДОУ и дошкольную группу в полном объеме (закупка программно-методического обеспечения образовательной деятельности, печатных и электронных носителей) к 2014 году в объеме на сумму 550 тыс. руб.
Качество образовательных программ для дошкольников
Показатели на начало 2011 - 2012 гг. |
Доля в % |
Соответствие содержания программ Закону РФ "Об образовании", Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, планируемым результатам освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования |
100 |
Реализация личностно-ориентированного подхода к развитию и воспитанию дошкольников |
100 |
Наличие образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка", ориентированных на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей |
100 |
Возможность организации детской жизни в таких формах занятия, как специально организованное обучение, нерегламентированные виды деятельности, свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня |
100 |
Оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников |
100 |
Построение программы с учетом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, изобразительная, музыкальная, театрализованная деятельность) |
100 |
Описание организации развивающей среды с указанием основных перечней применяемых материалов и оборудования |
100 |
Обеспечение оптимальной нагрузки на ребенка с целью защиты его от переутомления и дезадаптации |
100 |
Вывод: в ДОУ города во всех садах разработаны основные общеобразовательные программы в соответствии с ФГТ, но 80% педагогов пока не готовы к работе в условиях перехода к ФГТ. Мало оборудования для развивающей среды (игровой, продуктивной, художественно-творческой, физкультурной деятельности и т.д.).
Из областного бюджета выделены финансовые средства для оснащения стажировочных площадок в МАДОУ N 16, N 22 для проведения "мастер-классов" с целью повышения качества дошкольного образования.
Необходимо выделить финансовые средства для всех ДОУ на оснащение предметно-развивающей среды (приобретение мягкого инвентаря, игрушек, спортивного оборудования, мебели, оснащение участков для прогулок современным игровым оборудованием) в соответствии с ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
2.5. Материально-технические ресурсы муниципальной системы дошкольного образования
Показатели на начало 2011 - 2012 гг. |
% оснащения |
|
Наличие ТСО в образовательном учреждении (магнитофон, DVD-проигрыватель, видеомагнитофон, музыкальный центр, телевизор, компьютер, интерактивная доска, проектор и т.п.) |
90 |
|
Автоматизация рабочих мест педагогов ДОУ |
- |
|
Наличие специализированных помещений |
Кабинет педагога-психолога |
87 |
Физкультурный зал |
83 |
|
Бассейн |
- |
|
Методический кабинет |
77 |
|
Музыкальный зал |
85 |
|
Изостудия |
90 |
|
Кабинет учителя - логопеда |
95 |
|
Развивающая среда групп ДОУ |
86 |
Вывод: во всех ДОУ слабая и устаревшая материально-техническая и учебно-методическая база (всего лишь 30%): не оборудованы рабочие места педагогов; дошкольные учреждения обеспечены ТСО на 90%. Во всех ДОУ имеются компьютеры, телевизоры, видеомагнитофоны, но не во всех ДОУ имеются интерактивные доски и проекторы.
Не соответствует санитарным нормам и правилам, а также требованиям техники безопасности оборудование на участках в дошкольных учреждениях.
Недостаточна материально-техническая и учебно-методическая база дошкольных образовательных учреждений: устарело технологическое оборудование пищеблоков; недостаточно мебели, соответствующей возрастно-ростовым требованиям, учебных и дидактических пособий, современного игрового, физкультурно-оздоровительного и спортивного оборудования.
Для устранения недостатков необходимо принять меры по дальнейшему развитию материально- технической и учебно-методической базы ДОУ.
Необходимо выделить финансовые средства для всех ДОУ: на укрепление материально-технической базы (приобретение компьютеров, мультимедийных проекторов, сканеров, принтеров, ксероксов, интерактивных досок).
2.6. Информационно-образовательная среда муниципальной системы дошкольного образования
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
Наличие сайтов дошкольных образовательных учреждений |
- |
- |
- |
Наличие диссеминационных продуктов в сети |
- |
- |
- |
Наличие медиатеки в ДОУ |
да |
да |
да |
Вывод: все ДОУ подключены к сети Интернет. Созданы сайты в дошкольных образовательных учреждениях. Медиатека есть во всех ДОУ.
Планы до 2014 года: расширение возможности регистрации детей в режиме онлайн в едином реестре будущих воспитанников дошкольных образовательных учреждений; использование автоматизированной информационной системы "Комплектование ДОУ" для обеспечения прозрачности комплектования детских садов и возможности прогнозирования потребностей в дошкольных образовательных услугах, широкое использование современных информационно-коммуникационных технологий информирования населения, повышения родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей, получения обратной связи о качестве образовательных услуг.
2.7. Финансирование муниципальной системы дошкольного образования
Финансирование доступности дошкольного образования на муниципальном уровне
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Строительство дошкольных образовательных учреждений |
- |
- |
- |
- |
- |
Возврат зданий ранее перепрофилированных детских садов под иные услуги и открытие на их базе дошкольных образовательных учреждений с помощью проведения капитальных и противоаварийных ремонтных работ |
- |
7500т.р. |
- |
- |
- |
Открытие дополнительных групп в действующих детских садах за счет рационального использования имеющихся площадей в ходе проведения капитальных и противоаварийных ремонтных работ |
- |
- |
4371.5т.р. |
950т.р. |
1724,3т.р. |
Создание дошкольных групп в общеобразовательных школах за счет проведения капитальных и противоаварийных ремонтных работ |
- |
- |
- |
- |
2868,7т.р |
Создание дошкольных групп в учреждениях дополнительного образования за счет проведения капитальных и противоаварийных ремонтных работ |
- |
- |
- |
- |
- |
Создание семейных дошкольных групп |
- |
- |
- |
- |
- |
Открытие частных детских садов |
- |
- |
- |
- |
- |
Вывод: в 2011 году по ведомственной целевой программе "Повышение доступности дошкольных образовательных услуг в Оренбургской области" выделено:
- на капитальный ремонт ДОУ "Детский сад N 18" с открытием группы на 20 мест - 1324,2 тыс. рублей областных средств и 233,7 тыс. рублей муниципальных средств;
- на капитальный ремонт МБОУ СОШ N 7 с открытием дошкольной группы на 20 мест - 2353,2 тыс. рублей областных средств и 415,3 тыс. рублей муниципальных средств.
На 2012 - 2014 г.г. по данной программе запланировано:
- строительство детского сада на 110 мест (2014 г.) сметной стоимостью 68030 тыс. рублей из которых 57825 тыс. рублей областные средства;
- капитальный ремонт ДОУ "Детский сад N 16" и ДОУ "Детский сад N 23" (2013 - 2014 г.г.) с открытием в каждом ДОУ дополнительной группы на 20 мест, сметной стоимостью 5550 тыс. рублей, из которых 4718 тыс. рублей областные средства.
В рамках областной и городской программ "Безопасность образовательного учреждения на 2008 - 2011 годы" выделено 602,5 тыс. рублей, из которых 171 тыс. рублей - средства областного бюджета.
В целях совершенствования системы оптимального функционирования дошкольных учреждений, обеспечения безопасных условий для жизнедеятельности детей, в Бугуруслане используется пошаговая технология ввода новых требований СанПиН 2.4.1.2660-10 в практику ДОУ с анализом промежуточных результатов, получаемых на каждом этапе.
Финансирование качества дошкольного образования на муниципальном уровне
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Повышение квалификации и профессиональной переподготовки управленческих и педагогических работников муниципальной системы образования |
|
|
|
|
|
Оснащение предметно-развивающей среды ДОУ и дошкольных групп |
- |
- |
265т.р |
380т.р. |
1230т.р. |
Закупка программно-методического обеспечения образовательной деятельности для ДОУ и дошкольных групп |
- |
- |
- |
- |
- |
Дефицит финансовых ресурсов продолжает оказывать негативное влияние на материально-техническую базу дошкольных учреждений. Но, несмотря на эти трудности, в 2010 - 2011 учебном году вложено много средств и много сделано для ее улучшения. В 2011 году произведен ремонт зданий и коммуникаций дошкольных учреждений. Систематически приобретается детская мебель.
В 2012 году дошкольные учреждения города включены в областные программы на условиях софинансирования.
В 2011 году Управлением образования и руководителями ДОУ проделана большая работа по устранению замечаний, выявленных комиссией по приемке ОУ к новому учебному году. Выполнены работы по устранению нарушений, требующие больших финансовых затрат. Устранено 70% замечаний.
Вывод: до 2012 года на оснащение предметно-развивающей среды в ДОУ было выделено 1875 тыс. руб.
До 2014 г. на условиях совместного финансирования целевой программы из областного и муниципального бюджета на создание условий для повышения качества ДО, улучшения подготовки детей к обучению в школе необходимо выделить:
- на оснащение предметно-развивающей среды - 1380 тыс. руб.;
- на закупку программно-методического обеспечения - 550 тыс. руб;
- на обустройство территории ДОУ, оснащение участков и спортивных площадок ДОУ оборудованием - 3000 тыс. руб.
Для повышения квалификации и переподготовки педагогических работников дошкольного образования сформирован социальный заказ на 2012 - 2014 годы. На это выделено из муниципального бюджета 600 тыс. руб.
2.8. Качество услуг дошкольного образования на муниципальном уровне
Мониторинг качества услуг дошкольного образования
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Соответствие лицензионным требованиям и условиям, предъявляемым к ведению образовательной деятельности всех действующих учреждений, реализующих программы дошкольного образования |
66% |
70% |
74% |
82% |
90% |
Наличие системы мониторинга промежуточных и итоговых результатов освоения детьми ООП ДО |
имеется |
имеется |
имеется |
имеется |
имеется |
Вывод: все ДОУ города имеют лицензию на право осуществления образовательной деятельности в соответствии с видом и категорией.
Для повышения качественного дошкольного образования, совершенствования содержания дошкольного образования и подготовки детей к школе необходимо: к 2014 году укрепить материально-техническую базу ДОУ содержательными, научно-методическими, дидактическими средствами реализации общеобразовательной программы, повысить экономическую эффективность ДОУ, обеспечить соответствие всех действующих муниципальных учреждений дошкольного образования лицензионным требованиям, предъявляемым к ведению образовательной деятельности, включая реализацию требований противопожарной безопасности объектов.
Необходимо наладить систему мониторинга промежуточных и итоговых результатов освоения детьми образовательной программы дошкольного образования.
Мониторинг итоговых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Виды психофизиологической готовности |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
Доля детей с достаточным уровнем готовности к школе/в % |
мотивационная |
81 |
83 |
82 |
82 |
83 |
интеллектуальная |
85 |
84 |
88 |
88 |
91 |
|
коммуникативная |
84 |
85 |
85 |
89 |
93 |
|
физическая |
78 |
78 |
76 |
75 |
75 |
|
социальная |
79 |
81 |
82 |
80 |
81 |
|
эмоционально-волевая |
81 |
85 |
87 |
88 |
90 |
Вывод: мониторинг итоговых результатов освоения детьми образовательной программы дошкольного образования, уровень освоения детьми общеобразовательной программы дошкольного образования по городу составляет 92%. Начиная с 2011 введен мониторинг интегративных качеств дошкольника.
Состояние системы дошкольного образования нашего города в 2010 - 2011 г. следует обобщить и отметить ряд негативных моментов, отрицательно влияющих на качество дошкольного образования:
- развитие и совершенствование системы дошкольного образования сдерживает недостаточное финансирование;
- 89% ДОУ не оказывают платные образовательные дополнительные услуги;
- в100% ДОУ условия содержания не отвечают нормативам, установленным СанПиН 2.4.1.2660-10;
- требует обновления материально-техническая и учебно-методическая база;
- в 83% ДОУ превышен норматив наполняемости групп в соответствии с СанПиН, особенно детьми раннего возраста;
- система дошкольного образования города испытывает потребность в узких специалистах: дефектологах, логопедах, музыкальных руководителях.
Специфика системы ДОУ
- Систему дошкольного образования представляют детские сады общеразвивающего (33%), комбинированного (27%), компенсирующего вида (5,5%), присмотра и оздоровления (5,5%) с приоритетными направлениями развития воспитанников (29 %.);
- построение системы основывается на запросах родителей на традиционные формы дошкольного образования (97,5%);
- преобладание в ДОУ педагогов со стажем работы свыше 30 лет (70%);
- 70 % педагогов не имеют специального дошкольного образования;
- концентрация ДОУ в южной части города;
- повышение рождаемости и, как следствие, спроса на группы раннего возраста;
- высокий процент в ДОУ семей неполных (37%) и малообеспеченных (57%);
- преобладание контингента родителей со средним специальным и профессиональным образованием;
- увеличение количества детей с речевой патологией.
3. Стратегия и основные направления развития дошкольного образования в МО "город Бугуруслан"
Стратегия развития дошкольного образования является основой для разработки новых и корректировки действующих планово-программных документов, определяющих основные приоритеты развития. Она реализуется через обеспечение достаточной степени информированности круга общественности (и прежде всего родителей) об изменениях в системе дошкольного образования в целом, совершенствование механизмов оценки качества образовательных услуг с привлечением внешних экспертов (представителей родительской общественности; расширение участия дошкольных образовательных учреждений в региональных, всероссийских и международных сопоставительных исследованиях).
Ресурсное обеспечение стратегии осуществляется через обновление кадров; современно оборудованное образовательно-воспитательное пространство; новую организацию образовательного пространства дошкольного образования; комфортную здоровьесберегающую образовательную среду.
Миссия системы дошкольного образования города:
обеспечение дошкольного образования, направленного на развитие интегративных качеств детей, отвечающего современным требованиям общества и потребностям родителей.
Основной целью Программы является обеспечение государственных гарантий прав граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в муниципальном образовании "город Бугуруслан".
Работа в дошкольных учреждениях осуществляется по трем направлениям:
- обеспечение доступности образования;
- обеспечение качества образования;
- обеспечение равных стартовых возможностей детей при поступлении в школу.
Основные направления развития дошкольного образования
1. Обновление содержания дошкольного образования:
- внедрение в практику федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы;
- разработка общеобразовательных программ в ДОУ в части, формируемой участниками образовательного процесса;
- обновление содержание и технологий дошкольного образования;
- определение промежуточных и конечных результатов образовательной деятельности детских садов города;
- создание среды, обеспечивающей доступность качественного образования детей (в том числе с ограниченными возможностями здоровья)
- оснащение предметно-развивающей среды ДОУ, учитывая требования ФГТ;
- закупка программно-методического обеспечения образовательной деятельности ДОУ;
- создание системы выявления и поддержки одаренных детей;
- широкое использование ИКТ для творческого и интеллектуального развития дошкольников;
- создание в ДОУ органов самоуправления, реализующих государственно-общественный характер управления;
- повышение квалификации и профессиональной переподготовки педагогов ДОУ по современным образовательным технологиям;
- грантовая поддержка ДОУ, победителей конкурсов;
- создание стажировочных площадок на базе МАДОУ "Д/с N 16", "Д/с N22";
- создание и поддержка на официальных сайтах разделов, посвященных дошкольному образованию;
- участие в конкурсных проектах по созданию модулей предметно-развивающей среды в ДОУ;
- расширение социального пространства детского сада;
- расширение спектра дополнительных образовательных услуг.
2. Внедрение технологий:
- технологии интегрированного обучения;
- технология развивающего обучения;
- проектная деятельность;
- здоровьесберегающие технологии;
- нетрадиционные техники по художественному творчеству;
- технологии развития речи дошкольников;
- методы и технологии ТРИЗ - РТВ;
- комплексно-тематическое планирование.
3. Обновление системы оценивания качества дошкольного образования:
- создание системы мониторинга качества дошкольного образования на основе оценки формирования интегративных качеств личности воспитанников;
- определение промежуточных и конечных результатов образовательной деятельности на основе оценки формирования интегративных качеств личности воспитанников;
- разработка системы оценивания достижений педагогов и воспитанников;
- отслеживание критериев по аттестации педагогических кадров.
4. Обновление структуры дошкольного образования:
- предшкольная подготовка детей 5 - 7 лет;
- организация групп раннего развития детей 5 - 7 лет в Центре творчества;
- организация дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- создание открытой информационной среды;
- развитие инклюзивного воспитания в ДОУ;
- организация режима 14-ти часового пребывания детей в ДОУ.
5. Обновление системы управления:
- проведение мониторинга реализации мероприятий Программы и финансовый контроль за целевым использованием бюджетных средств в соответствии с федеральным и областным законодательством;
- определение первоочередных мероприятий и внесение предложений по объему их финансирования для рационального использования лимитов;
- подготовка информации о ходе выполнения мероприятий Программы и достижений целевых индикаторов за прошедший год;
- размещение на официальном сайте в сети Интернет и на Портале текста Программы, информации о ходе ее реализации, фактическом финансировании, об оценке достижении целевых индикаторов и показателей;
- развитие государственно-общественной системы управления дошкольным образовательным учреждением: создание управляющих советов, наделённых реальными полномочиями в вопросах стратегического управления, финансово-хозяйственной деятельности, контроля качества образования, кадровой политики;
- разработка административного регламента порядка комплектования ДОУ.
Организацию управления, контроль и осуществление межведомственной координации работ по выполнению программных мероприятий в городе проводит администрация муниципального образования "город Бугуруслан"
6. Организационно-экономические инновации:
- старт пилотного проекта по переходу на новые механизмы финансирования дошкольных образовательных услуг за счёт целевых субсидий, новую систему оплаты труда, стимулирующую качество, результативность и профессиональное развитие руководящих работников и педагогов;
- создание дополнительных мест в ДОУ, возврат в систему дошкольного образования перепрофилированных ранее зданий ДОУ, строительство нового детского сада;
- реформирование модели новой системы оплаты труда в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях;
- развитие системы дополнительных платных образовательных услуг;
- реализация федерального законодательства по изменению организационно-правовой формы дошкольных образовательных организаций (переход ДОУ в статус автономного и бюджетного учреждения);
- развитие государственно-частного партнерства в вопросах финансовой поддержки системы дошкольного образования;
- заключение договоров с кредитными учреждениями;
- переход ЦБ в казенное учреждение;
- создание целевого капитала.
7. Информатизация дошкольного образования:
- материально-техническое обеспечение:
- персональный компьютер, мультимедийный проектор, сканер, принтер, ксерокс, интерактивная доска, аннотированные перечни электронных образовательных ресурсов по темам, аннотированные перечни аудиозаписей, слайдов, видеофильмов по содержанию;
- учебно-методическое информационное обеспечение:
печатные и электронные носители научно-методической, учебно-методической, психолого-педагогической информации, программно-методические, инструктивно-методические материалы, электронные образовательные ресурсы и т.д.;
- повышение уровня компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности педагогов ДОУ;
- создание сайтов дошкольных образовательных учреждений;
- обеспечение доступности участников образовательного процесса к электронным образовательным ресурсам;
- организация системы контроля.
Основными источниками финансирования мероприятий Программы являются средства областного и местного бюджетов, предусмотренные на содержание и развитие системы дошкольного образования.
Расчеты расходов на мероприятия: на реализацию Программы потребуется 41663,8 тыс. руб., в том числе за счет местного бюджета - 950 тыс. руб., областного бюджета - 13960,8 тыс. руб., за счет внебюджетных средств - 26753 тыс.рублей.
В том числе:
- на открытие дополнительных групп в дошкольных учреждениях 2500 тыс. рублей, на создание дошкольных групп в общеобразовательных школах 3900 тыс. руб.;
- на формирование здоровьесберегающей системы 6885,3 тыс. руб.;
- на создание условий для повышения качества дошкольного образования 17754,0 тыс. руб.;
- на повышение профессионального уровня педагогических работников 600 тыс. руб.
Заказчик ежегодно при формировании соответствующих бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год представляет в финотдел паспорт бюджетной программы.
К паспорту прилагаются расчеты и обоснования потребности в средствах на реализацию мероприятий Программы в очередном финансовом (бюджетном) году и другие документы в установленном порядке.
Срок реализации Программы - 2012 - 2014 годы.
4. Механизм реализации программы
Реализацию Программы обеспечивают управление образованием администрации муниципального образования "город Бугуруслан", информационно-методический центр.
Управление образованием администрации муниципального образования "город Бугуруслан":
- организует реализацию Программы;
- обеспечивает целевое и эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
- вносит предложения и замечания о ходе реализации Программы.
МКУ "Информационно-методический центр":
- осуществляет научно-методическое сопровождение реализации мероприятий Программы;
- проводит мониторинг результатов реализации мероприятий Программы.
Ожидаемые конечные результаты и показатели социально-экономической эффективности
Реализация мероприятий Программы позволит:
- повысить качество дошкольного образования;
- сохранить доступность дошкольного образования и обеспечить повышение охвата детей дошкольными учреждениями до 90%;
- обеспечить развитие многофункциональной сети дошкольных учреждений всех форм собственности, внедрить новые формы организации дошкольного образования, экономически более целесообразные, мобильные по режиму пребывания детей и направлениям содержания дошкольного образования, в том числе воспитание и обучение детей на дому (семейные группы);
- сформировать адаптивную образовательную среду в дошкольных учреждениях, обеспечить здоровьесберегающий процесс воспитания, обучения и развития каждого воспитанника, его социализацию, успешный переход на следующий уровень образования;
- улучшить качество медицинского обслуживания детей в дошкольных учреждениях, создать условия для снижения уровня заболеваемости детей до 3% ежегодно;
- утвердить базовый компонент содержания дошкольного образования, ввести образовательные стандарты, учебно-методические комплексы нового поколения;
- расширить использование в образовательном процессе современных здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания детей и создать необходимые условия для качественного медико-психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника;
- оснастить дошкольные учреждения современным игровым, физкультурным и другим оборудованием, средствами обучения до 90% от потребности;
- укрепить материально-техническую базу учреждений системы дошкольного образования;
- определить сроки эксплуатации игрушек, учебных пособий, других средств воспитания и обучения, оборудования, мягкого и жесткого инвентаря, утвержденных соответствующими перечнями для дошкольных учреждений;
- разработать и внедрить новые модели управления в системе дошкольного образования;
- оптимизировать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, сформировать их готовность работать в инновационном режиме;
- повысить социальный статус работников системы дошкольного образования.
Создание для детей равных стартовых возможностей получения дошкольного образования и обеспечение его доступности:
- обеспечение конституционных прав граждан на получение дошкольного образования в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- практическая реализация требований и нормативов государственного образовательного стандарта в части конструирования содержания образования и условий обеспечения образовательной деятельности;
- сохранение удельного веса численности детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в системе предшкольного образования в вариативных формах;
- увеличение доли образовательных учреждений, в которых создан и действует орган, обеспечивающий общественное участие в управлении учреждением;
- увеличение доли образовательных учреждений, в практику деятельности которых включены публичные доклады перед общественностью;
- увеличение числа родителей, удовлетворённых качеством полученного их детьми дошкольного образования;
- введение в действие независимой системы оценки качества образования;
- модернизация образовательной деятельности функционирующих образовательных учреждений, как результат использования опыта стажировочных площадок и распространение его в ДОУ соседствующих территорий.
- приведение медицинской деятельности в ДОУ в соответствие с требованиями и условиями Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 N 128-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 г. N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности".
- увеличение объема средств на образовательную деятельность, укрепление материально-технической базы образовательных учреждений;
- увеличение расходов на содержание воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях.
Ресурсное обеспечение Программы развития дошкольного образования МО "город Бугуруслан"
Объем финансирования Программы из муниципального бюджета составляет 950 тысяч рублей, в том числе по годам:
2012 год - 150 тыс. руб.
2013 год - 250 тыс. руб.
2014 год - 550 тыс. руб.
Финансирование Программы за счет средств областного бюджета осуществляется в пределах объемов средств, предусмотренных на эти цели в законе об областном бюджете на соответствующий год.
В качестве дополнительных источников финансирования могут быть привлечены средства федерального, муниципального бюджетов, спонсоров, частных инвесторов организаций и индивидуальных предпринимателей.
Затраты на реализацию программных мероприятий указаны в ценах 2011 года.
В ходе реализации Программы объем финансирования может уточняться на основе анализа полученных результатов выполнения мероприятий, достижения целевых индикаторов с внесением изменений в Программу.
1. Нормативно-правовой ресурс
- наличие нормативно-правовой базы в ДОУ, регламентирующей обновление содержания образования в условиях внедрения ФГТ;
- документы по организации вариативных моделей семейного воспитания ребенка и дополнительных услуг домашнего образования;
- положение о формировании вариативного содержания образования;
- положение об управляющем совете ДОУ;
- мониторинг эффективности проводимых мероприятий по реализации ФГТ в ДОУ;
- экспертиза и согласование основной общеобразовательной программы ДОУ в ИМЦ.
2. Кадровый и мотивационный ресурс
- создание системы сетевого непрерывного образования, отвечающего потребностям дошкольного образования по компетенциям и квалификациям, на основе формирования компетентностей педагога, несущего высокую социальную ответственность за качество результатов дошкольного образования, гибко управляющего индивидуальными образовательными маршрутами детей, их личностным развитием;
- развитие наставничества как службы сопровождения профессионального развития педагогов в образовательных учреждениях;
- создание системы прогнозирования, постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка образовательных услуг, специалистов различной специализации и квалификации;
- совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки управленческих и педагогических кадров в области инновационного менеджмента, маркетинга, предпринимательской деятельности.
3. Финансово-экономический ресурс
- формирование бюджета на новой нормативной основе;
- внедрение муниципального заказа на услуги дошкольного образования как нового подхода в управлении бюджетным сектором в сфере образования;
- реализация планов финансово-хозяйственной деятельности ДОУ.
4. Научно-методический ресурс
- внедрение нового программно-методического обеспечения вариативных моделей и инновационных структур дошкольного образования;
- внедрение комплексных технологий образования детей с ограниченными возможностями здоровья, разработка индивидуальных образовательных маршрутов, способствующих их последовательной социализации и интеграции в массовую практику дошкольного образования;
- внедрение инновационных технологий и модулей предметно-развивающей среды дошкольного образования;
- организация работы по преемственности дошкольного и начального общего образования;
- расширение участия субъектов системы дошкольного образования в проектах и программах с целью взаимодействия с учреждениями образования, культуры, науки и спорта.
5. Информационный ресурс
- укрепление материально-технической базы ДОУ (приобретение компьютерной техники и др.);
- обеспечение всеобщей доступности участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) к электронным образовательным ресурсам нового поколения; создание сайтов ДОУ;
- создание современной образовательной среды на основе использования интегрированных телекоммуникационных систем для эффективной организации управления системой дошкольного образования и повышением качества образовательных услуг;
- создание специализированных баз данных по услугам сопровождения инновационной деятельности;
- привлечение органов государственно-общественного управления ДОУ (совет ОУ, управляющий совет и др.) к решению вопросов, связанных с внедрением ФГТ и формированием ресурсной базы его реализации в ДОУ.
6. Материально-технический ресурс
Мониторинг материально-технического обеспечения ДОУ в разрезе:
- соответствие требованиям санитарных норм и охраны труда;
- обеспечение учебной литературой, программными материалами;
- соответствие требованиям оснащенности учебного процесса необходимыми учебными материалами и компьютерным оборудованием;
- совершенствование материально-технического оснащения дошкольных образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями к организации предметно-развивающей среды.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы
N п/п |
Целевой индикатор |
Единица измерения |
Исходные показатели 2011 года |
Показатели эффективности реализации программы |
||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
||||
1. |
Количество дополнительно созданных мест в образовательных учреждениях для приема детей дошкольного возраста |
ед. |
40 |
75 |
20 |
20 |
2. |
Процент охвата детей дошкольным образованием |
% |
68,6 |
73,5 |
75 |
77 |
3. |
Доля детей в возрасте 3-7 лет, охваченных дошкольными образовательными услугами, от общего количества нуждающихся детей данного возраста |
% |
85 |
86,6 |
88 |
88 |
4. |
Доля дошкольных образовательных учреждений, реализующих обновленные программы дошкольного образования |
% |
|
100 |
100 |
100 |
5. |
Уменьшение доли детей с низким уровнем готовности к школьному обучению |
% |
20 |
15 |
10 |
5 |
6. |
Увеличение охвата детей-инвалидов дошкольным образованием |
на % |
0 |
5 |
10 |
15 |
7. |
Доля дошкольных учреждений, обеспечивающих оздоровительное питание детей |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
8. |
Увеличение численности лицензированных медицинских кабинетов ДОУ |
на % |
11 |
33 |
50 |
61 |
9. |
Доля педагогических работников ДОУ, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в установленном порядке |
% |
73 |
74 |
78 |
84 |
10. |
Охват детей в возрасте 6 - 7 лет предшкольным образованием |
% |
93 |
94,4 |
95 |
95 |
11. |
Доля дошкольных учреждений, переведенных на нормативно-подушевое финансирование |
% |
- |
- |
- |
- |
Перечень мероприятий программы и объемы финансирования
N п/п |
Мероприятие программы |
Направления расходов <*> |
Объем финансирования (тыс. рублей, в ценах соответствующих годов) |
Государственный заказчик |
Ожидаемый результат |
|||
всего за 2012 - 2014 годы |
в том числе по годам |
|||||||
2012* |
2013 |
2014 |
||||||
|
Всего по программе - в том числе: |
|
41663,8 |
5460,5 |
20635,3 |
15568 |
|
|
Раздел 1. Создание условий для удовлетворения потребности населения в услугах образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования | ||||||||
1.1 |
возврат здания ранее перепрофилированного дошкольного учреждения "Детский сад N 19" с помощью проведения капитального ремонта |
прочие расходы |
10024,5 |
|
10024,5 |
|
УО |
Создание 75 дополнительных мест |
1.2 |
открытие дополнительной группы в МБДОУ N 23 |
прочие расходы |
2500 |
|
2500 |
|
УО |
Создание не менее 20 дополнительных мест |
1.3 |
создание дошкольных групп в общеобразовательных учреждениях за счет проведения капитальных и противоаварийных ремонтных работ с обеспечением приоритетного приема в детские сады детей в возрасте 3 - 6 лет в условиях дефицита мест |
прочие расходы |
3900 |
|
|
3900 |
УО |
Создание не менее 20 мест; 95% детей в возрасте 3 - 7 лет, охваченных дошкольными образовательными услугами, от общего количества нуждающихся детей данного возраста |
|
Всего по разделу: |
|
16424,5 |
|
12524,5 |
3900 |
|
|
Раздел 2. Создание условий для повышения качества дошкольного образования, улучшения подготовки детей к обучению в школе | ||||||||
2.1. |
Обеспечение соответствия лицензионным требованиям и условиям, предъявляемым к ведению образовательной деятельности всех действующих муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования |
- |
12563 |
1563 |
5000 |
6000 |
УО |
Доля дошкольных образовательных учреждений, реализующих обновленные программы дошкольного образования - 100% |
2.2. |
Оснащение предметно-развивающей среды ДОУ и дошкольных групп (приобретение игрового оборудования, дидактических пособий, игр, детской мебели) |
|
1380 |
460 |
460 |
460 |
|
Оснащение предметно-развивающей среды в соответствии с ФГТ - 100% |
2.3 |
Обустройство территории ДОУ, Оснащение участков и спортивных площадок ДОУ оборудованием |
|
3000 |
1000 |
1000 |
1000 |
|
Создание условий для безопасного пребывания воспитанников. |
2.4. |
Приобретение программно-методического обеспечения образовательной деятельности для ДОУ и дошкольных групп |
|
550 |
350 |
100 |
100 |
|
Доля дошкольных образовательных учреждений, реализующих обновленные программы дошкольного образования в соответствии с ФГТ - 100% |
2.5 |
Проведение городского конкурса "Детский сад года" |
|
37 |
10 |
12 |
15 |
УО |
Выявление лучших ДОУ, диссеминация передового педагогического опыта. |
2.6. |
Создание системы мониторинга качества дошкольного образования |
- |
- |
- |
- |
- |
УО |
Уменьшение доли детей с низким уровнем готовности к школьному обучению на 10% |
2.7 |
Проведение городского конкурса "Воспитатель года" |
|
52 |
15 |
17 |
20 |
УО |
Выявление лучших педагогов ДОУ, диссеминация передового педагогического опыта. |
2 8 |
Проведение городских семейных соревнований "Папа, мама, я - спортивная семья" |
|
37 |
10 |
12 |
15 |
УО |
Приобщение семей к здоровому образу жизни |
2 9 |
Подготовка материалов на областной конкурсный отбор ДОУ, активно внедряющих инновационные программы дошкольного образования |
|
75 |
20 |
25 |
30 |
УО |
Выявление лучших ДОУ, диссеминация передового педагогического опыта. |
2 10 |
Подготовка материалов на областной конкурсный отбор педагогов ДОУ, активно внедряющих инновационные программы дошкольного образования |
|
60 |
15 |
20 |
25 |
|
Выявление лучших педагогов ДОУ, диссеминация передового педагогического опыта. |
|
Всего по разделу: |
|
17754 |
3443 |
6646 |
7665 |
|
|
Раздел 3. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, развитие коррекционного образования | ||||||||
3.1. |
Обеспечение функционирования комбинированных и компенсирующих групп для интегрированного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья |
- |
- |
- |
- |
- |
УО |
Увеличение охвата детей-инвалидов дошкольным образованием на 15% |
З.2. |
Обеспечение круглогодичной витаминизации питания дошкольников, а также включение в рацион продуктов питания, обогащенных микронутриентами в соответствии с требованиями санитарных правил и норм |
- |
17,3 |
5,5 |
5,8 |
6 |
УО |
Доля дошкольных учреждений, обеспечивающих оздоровительное питание детей - 100% |
3 3 |
Открытие групп для детей с нарушением зрения. |
|
2 453 |
|
|
2 453 |
УО |
Обеспечение условий для дошкольного воспитания и обучения детей с нарушением зрения. |
3.4. |
Обеспечение соответствия лицензионным требованиям и условиям, предъявляемым к медицинской деятельности дошкольных образовательных учреждений: - реконструкция медицинского кабинета и лицензирование мед.деятельности ДОУ N 17 (2012 г.); реконструкция медицинского кабинета и лицензирование мед.деятельности ДОУ N 1 (2012 г.); реконструкция медицинского кабинета и лицензирование мед.деятельности ДОУ N 23 (2012 г.); реконструкция медицинского кабинета и лицензирование мед.деятельности ДОУ N 20 (2012 г.); |
- |
2800 |
1400 |
700 |
700 |
УО |
Увеличение численности лицензированных медицинских кабинетов ДОУ до 78% |
3.5 |
Введение в штатное расписание ДОУ ставок психолога, воспитателя по физической культуре (ДОУ N 1, 2, 7, 14, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 23) |
|
1255 |
390 |
415 |
450 |
|
Улучшение качества физической подготовки дошкольников, улучшение физического и психического здоровья дошкольников |
3.6 |
Введение в штатное расписание ДОУ ставки медицинского работника (ДОУ N 1, 3, 5, 12, 14) |
|
360 |
72 |
144 |
144 |
|
Осуществление качественного мониторинга состояния здоровья воспитанников и контроля выполнения СанПиН 2.4.1.2660-10 |
|
Всего по разделу: |
|
6885,3 |
1867,5 |
1264,8 |
3753 |
|
|
Раздел 4. Повышение профессионального уровня кадрового состава образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования | ||||||||
4.1. |
Обеспечение повышения квалификации и переподготовки педагогических работников системы дошкольного образования (в части организации образовательного процесса) на базе образовательных учреждений, прошедших конкурсные процедуры |
|
600 |
150 |
200 |
250 |
УО |
Доля педагогических работников ДОУ, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в установленном порядке - 84% |
4.2. |
Организация работы базовых (опорных) площадок для проектирования и апробации моделей дошкольного образования, обеспечивающих доступность и качество дошкольного образования |
прочие расходы |
|
- |
|
- |
УО |
Функционирование базовых (опорных) площадок для проектирования и апробации моделей дошкольного образования, обеспечивающих доступность и качество дошкольного образования. |
|
Всего по разделу: |
|
600 |
150 |
200 |
250 |
|
|
Раздел 5. Повышение социально-экономической эффективности функционирования системы дошкольного образования | ||||||||
5.1. |
Развитие альтернативных форм дошкольного образования посредством создания: - вариативных групп кратковременного пребывания; - семейных дошкольных групп; - негосударственных организаций, реализующих программы дошкольного образования |
- |
- |
- |
- |
- |
УО |
50 дополнительно созданных мест в образовательных учреждениях для приема детей дошкольного возраста |
5.2. |
Организация учета детей дошкольного возраста, не получающих дошкольные образовательные услуги, для проведения их подготовки к школе в вариативных формах предшкольной подготовки |
- |
- |
- |
- |
- |
УО |
96% - охват детей в возрасте 6 - 7 лет предшкольным образованием |
|
Всего по разделу: |
|
|
|
|
|
|
|
*) финансирование мероприятий 2012 года осуществляется в рамках ведомственной целевой программы "Повышение доступности дошкольных образовательных услуг в Оренбургской области" на 2012 год.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации муниципального образования г. Бугуруслан Оренбургской области от 23 апреля 2012 г. N 410-п "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.