Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
муниципального образования
Бузулукский район
Оренбургской области
от 30 декабря 2011 г. N 1748-п
Долгосрочная целевая программа
"Повышение эффективности бюджетных расходов в муниципальном образовании Бузулукский район на 2011 - 2013 годы"
3 декабря 2013 г.
Паспорт
долгосрочной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов в муниципальном образовании Бузулукский район на 2011 - 2013 годы"
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа "Повышение эффективности бюджетных расходов в муниципальном образовании Бузулукский район на 2011 - 2013 годы" |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Оренбургской области от 31 августа 2011 года N 798-пп "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Оренбургской области на 2011 - 2013 годы" |
Муниципальный заказчик Программы |
Финансовый отдел администрации муниципального образования Бузулукский район |
Основной разработчик Программы |
Финансовый отдел администрации муниципального образования Бузулукский район |
Исполнители Программы |
Финансовый отдел администрации Бузулукского района, отдел экономики, отдел образования, отдел культуры, управление социальной защиты населения, отдел имущественных отношений, структурные подразделения аппарата администрации Бузулукского района |
Цели Программы |
повышение эффективности предоставления муниципальных услуг; повышение деятельности исполнительных органов муниципального образования Бузулукский район; содействие территориальному развитию |
Задачи Программы |
- оптимизация состава и структуры муниципальных учреждений, предоставляющих муниципальные услуги физическим и юридическим лицам; - повышение качества фактически предоставляемых физическим и юридическим лицам муниципальных услуг; - внедрение современных инструментов организации предоставления муниципальных услуг физическим и юридическим лицам; - совершенствование механизмов распределения бюджетных средств и повышение экономической обоснованности расходов бюджета; - совершенствование механизмов, направленных на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального района; - повышение эффективности использования и оптимизация состава муниципального имущества; - развитие информационной системы управления муниципальными финансами. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
- доля муниципальных автономных и бюджетных учреждений Бузулукского района, оказывающих муниципальные услуги, в общем числе муниципальных учреждений Бузулукского района; - доля муниципальных учреждений Бузулукского района, для которых объем бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) определен с учетом качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ); - доля функций органов исполнительной власти муниципального образования Бузулукский район, в отношении которых утверждены административные регламенты их исполнения; - доля муниципальных услуг Бузулукского района по осуществлению юридически значимых действий, предоставляемых в электронной форме. |
Сроки реализации Программы |
2011 - 2013 годы |
Объем и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы составляет 500,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета муниципального района 500,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты Программы и показатели социально-экономической эффективности |
- формирование расходов бюджета муниципального района на 2013 год в разрезе целевых программ Бузулукского района; - формирование муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг по всем услугам из утвержденного перечня муниципальных услуг; - внедрение практики предоставления обоснований бюджетных ассигнований при планировании бюджета муниципального района; - повышение эффективности деятельности структурных подразделений администрации муниципального образования Бузулукский район. |
Организация управления и система контроля за исполнением Программы |
Управление реализацией мероприятий Программы осуществляется межведомственной рабочей группой, созданной Постановлением администрации района от 18.10.2010 г. N 1291-п "Об организации работы по повышению эффективности бюджетных расходов в Бузулукском районе". Межведомственная рабочая группа будет обеспечивать взаимодействие органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, участвующих в реализации мероприятий Программы. Текущий (оперативный) мониторинг реализации плана-графика Программы осуществляется членами рабочей группы - руководителями органов исполнительной власти, участвующих в реализации мероприятий Программы. Контроль за результатами реализации плана-графика Программы осуществляет начальник финансового отдела администрации Бузулукского района. |
Введение
Программа повышения эффективности бюджетных расходов на 2011 - 2013 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года и Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 мая 2009 года "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах", а также Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и планом мероприятий по реализации в 2010 году Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р, областной Программой повышения эффективности бюджетных расходов на 2011 - 2013 годы.
Программа разработана с учетом норм федеральных законов от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", от 23 ноября 2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", нормативных правовых актов по бюджетному процессу муниципального образования Бузулукский район.
1. Обоснование необходимости разработки и реализации Программы
1.1. Предыдущий опыт бюджетной реформы
Реализация бюджетной реформы берет свое начало в 2000-х годах, когда на федеральном уровне был принят ряд основополагающих документов и проведен комплекс мероприятий:
- введен в действие Бюджетный кодекс Российской Федерации;
- реализованы среднесрочные программы бюджетных реформ;
- проведена реформа федеративных отношений (разграничение полномочий между уровнями власти);
- налажено казначейское исполнение бюджетов всех уровней;
- сформированы правовые основы для внедрения бюджетирования, ориентированного на результат;
- усовершенствованы и формализованы межбюджетные отношения;
- осуществлен переход от однолетнего к среднесрочному бюджетному планированию;
- созданы правовые основы для работы по повышению качества и доступности государственных (муниципальных) услуг;
- созданы правовые основы для развития новых форм предоставления государственных (муниципальных) услуг;
- начата работа по внедрению процедур оценки качества финансового менеджмента в исполнительных органах государственной власти.
Современное состояние местных финансов характеризуется проведением ответственной бюджетной политики, исполнением принятых бюджетных обязательств, оптимизацией бюджетных расходов на социально-культурную сферу при повышении качества оказываемых социальных услуг, совершенствовании бюджетного планирования. Результатом данных реформ стало формирование в муниципальном образовании современной системы управления общественными (государственными и муниципальными) финансами путем:
1) введения формализованных методик распределения основных межбюджетных трансфертов;
2) создания и развития системы казначейского исполнения местного бюджета, обеспечивающего кассовое обслуживание местного бюджета, эффективный учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств местного бюджета, управление единым счетом местного бюджета;
3) поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (реестра расходных обязательств, приоритетных национальных проектов, ведомственных целевых программ, муниципальных заданий);
4) перехода от годового к среднесрочному финансовому планированию;
5) создания законодательной базы для развития новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг;
6) осуществления процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и придание этому процессу публичность.
В то же время не все заявленные планы были реализованы. Не удалось на практике применить ряд законодательно введенных норм, принципов, механизмов и урегулировать многие методические вопросы.
Как следствие, в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд следующих системных недостатков и нерешенных проблем:
1) стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует оценка всего набора инструментов, применяемых для достижения целей государственной политики;
2) сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для мотивации исполнительных органов местного самоуправления, а также бюджетных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
3) структура и динамика расходов слабо увязаны с целями стратегии социально- экономического развития муниципального образования Бузулукский район;
4) отсутствуют действенные методики оценки деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе оценки эффективности использования ими финансовых ресурсов;
5) планирование программных и внепрограммных расходов, а также капитальных и текущих расходов методологически не взаимоувязано;
6) организация эффективного муниципального финансового контроля;
7) доходная база местных бюджетов остается нестабильной при низкой заинтересованности в ее наращивании;
8) формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты.
Остаются нерешенными задачи, связанные с оценкой потребности, качеством предоставления государственных и муниципальных услуг, а также организацией мониторинга деятельности бюджетных учреждений.
Для ускорения реформы бюджетной сети на федеральном уровне были приняты следующие законы:
Федеральный закон от 08 мая 2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений";
Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Указанные законы определяют ключевые направления дальнейшего реформирования бюджетной сети на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации. Они ввели новые типы учреждений: казенное учреждение, которое по своему статусу приближено к существующему бюджетному учреждению, и бюджетное учреждение, которое приближено по правовому статусу к автономному учреждению.
Вступление в силу указанных законов в конце 2011 года подразумевает принятие на уровне муниципальных образований решений об оптимальных организационно-правовых формах учреждений для оказания муниципальных услуг и принятия значительного количества нормативных правовых актов, обеспечивающих указанный переход к новым формам учреждений.
Очень острой проблемой в бюджетной сфере является организация эффективного финансового контроля. Эту сферу, развитие которой необходимо для повышения качества управления муниципальными финансами, проводимые реформы бюджетного процесса практически не затронули. Действующая система муниципального финансового контроля имеет давние традиции и накопленный опыт функционирования, однако отсутствие единой стратегии развития и комплексного подхода к реформированию породили ряд правовых, методологических и организационных проблем, нуждающихся в системном решении для ее дальнейшего развития. Нормативная правовая база системы муниципального финансового контроля является устаревшей и не образующей целостную систему. По-прежнему основной целью большинства контрольных мероприятий является контроль произведенных расходов, а не контроль результатов. Также ключевой акцент пока сделан на внешнем контроле, а не на развитии процедур внутреннего контроля.
Таким образом, эта сфера является наиболее проблемной как с точки зрения наличия пробелов и противоречий в нормативном правовом регулировании, так и с точки зрения перехода на принципы бюджетирования, ориентированного на результат, - переключения акцентов в финансовом контроле с расходов на результат, а также совершенствование и повышение значимости внутреннего контроля. Особую актуальность вопросы организации новых форм и методов финансового контроля приобретают после принятия Федерального закона от 08 мая 2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", поскольку финансирование учреждений на основе бюджетных заданий, а не на основе принятых смет, предполагает новые подходы к контролю и смещение акцентов в контроле на вопросы выполнения муниципальных заданий.
Стоит выделить также недостаточно эффективное использование современных информационных технологий в управлении муниципальными финансами. Это касается организации документооборота, скорости и формализации процедур обмена информацией на всех этапах бюджетного процесса.
1.2. Анализ исходной ситуации, сложившихся и прогнозируемых тенденций, основных проблем в сфере общественных (государственных и муниципальных) финансов
В муниципальном образовании Бузулукский район в рамках проводимой бюджетной реформы в 2006 - 2010 годах были созданы все необходимые предпосылки для перехода на качественно более высокий уровень управления общественными (государственными и муниципальными) финансами.
В результате внесения комплексных поправок в нормативные акты муниципального образования Бузулукский район была создана правовая основа для эффективного функционирования и развития бюджетной системы муниципального образования района, повышения результативности бюджетных расходов.
Благодаря кардинальным изменениям бюджетного законодательства в 2007 году в целях обеспечения предсказуемости бюджетных проектировок, создания правовой основы для заключения многолетних государственных и муниципальных контрактов, формирования среднесрочных ориентиров развития экономики был осуществлен переход бюджетной системы муниципального образования Бузулукский район к среднесрочному финансовому планированию.
В 2007 году внедрена новая система планирования бюджетных расходов на основе реестров действующих и принимаемых расходных обязательств, которая позволила осуществить инвентаризацию нормативной правовой базы, устанавливающей действующие расходные обязательства, исключить возможность планирования расходов без соответствующего правового акта, сформировать перечень расходных обязательств и оценить степень эффективности расходов районного бюджета, закрепленных за конкретным субъектом бюджетного планирования в рамках возложенных на него полномочий.
Постановлением администрации муниципального образования Бузулукский район от 29 июля 2011 года N 898-п утвержден перечень муниципальных услуг, предоставляемых юридическим и физическим лицам муниципальными учреждениями Бузулукского района. Метод финансирования на выполнение муниципального задания внедряется с 1 июля 2011 года.
Необходимо провести работу по совершенствованию базового перечня муниципальных услуг муниципального образования Бузулукский район.
В целях систематизации и стандартизации муниципальных услуг в открытом доступе для населения муниципального образования Бузулукский район должен быть сформирован реестр муниципальных услуг.
Необходимо реализовать заложенный в Бюджетном кодексе Российской Федерации принцип использования проектов муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг при планировании бюджетных проектировок на 2012 - 2013 годы.
Всего в 2011 году доля расходов районного бюджета, формируемых в рамках программно-целевого метода (с учетом муниципальных долгосрочных целевых программ), составила 2,5 процента.
Следует продолжить последовательное внедрение программных подходов в практику формирования районного бюджета, добиваться экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля.
Для повышения качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях муниципального образования Бузулукский район района необходимо обеспечить создание стимулов к внедрению передовых технологий управления бюджетным процессом.
Для этого предусматривается создание системы мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом во всех муниципальных образованиях, а также показателей оценки качества такого процесса, таких как:
- соотношение недополученных доходов по местным налогам в результате действия налоговых льгот, установленных представительными органами муниципальных образований, к общему объему поступивших местных налогов;
- отношение объема просроченной кредиторской задолженности муниципального образования к объему расходов бюджета муниципального образования;
- отклонение объема расходов бюджета муниципального образования в IV квартале от среднего объема расходов за I - III кварталы (без учета субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, поступивших из бюджетов других уровней) и так далее.
Распоряжением главы администрации района от 19.07.2011 года N 278 "О создании комиссии по стабилизации экономического развития Бузулукского района" создана комиссия по стабилизации экономического развития района, утвержден состав комиссии, а также разработано Положение о комиссии по стабилизации экономики района, в котором определены задачи, права, порядок работы комиссии.
На заседаниях комиссии по стабилизации экономического развития района рассматриваются вопросы пополнения доходной части бюджетов всех уровней, ликвидации задолженности по заработной плате и легализации системы отношений, связанных с установлением и осуществлением работодателем выплат работникам за их труд; а также выявления причин и условий, способствующих возникновению фактов нарушений налогового законодательства, законодательства о труде и об обязательном пенсионном страховании организациями всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями.
Бюджетный процесс в муниципальном образовании Бузулукский район регулируется Положением, утвержденным Решением Совета депутатов муниципального образования Бузулукский район от 27 декабря 2011 года N 155 "О бюджетном процессе в Бузулукском районе".
Разработка прогноза социально-экономического развития осуществляется в соответствии с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации и сценарными условиями развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. Однако Прогноз социально-экономического развития района не может быть сформирован только на информации, содержащейся в основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации и сценарных условиях развития Российской Федерации. Необходимо включение следующих документов:
- ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
- комплексный анализ итогов социально-экономического развития Бузулукского района за предыдущей период, текущей социально-экономической ситуации муниципального образования Бузулукский район и перспектив изменения факторов социально-экономического развития;
- стратегические цели социально-экономического развития Бузулукского района.
Одновременно с достигнутыми результатами остается ряд нерешенных задач управления общественными финансами, которые необходимо решить в ближайшей перспективе.
Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Бузулукского района в условиях адаптации бюджетной системы Российской Федерации к замедлению темпов роста бюджетных доходов обусловила актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности муниципального образования Бузулукский район, а также по модернизации управления общественными (государственными и муниципальными) финансами.
В сфере управления общественными (государственными и муниципальными) финансами сохраняется ряд следующих системных недостатков и нерешенных проблем:
- требует совершенствования система мер, направленная на повышение эффективности деятельности муниципального образования Бузулукский район;
- планирование программных и внепрограммных расходов методологически не взаимоувязано;
- не соответствует современным требованиям система муниципального финансового контроля;
- формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;
- остается ограниченным опыт внедрения муниципальных заданий.
Переход к современной системе организации бюджетного процесса
замедляется устаревшими законодательными нормами, регламентирующими осуществление государственного и муниципального финансового контроля, ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
Необходимо повышать степень ответственности главных распорядителей и получателей средств районного бюджета при составлении и исполнении районного бюджета, а также предоставлении бюджетной отчетности.
В целях упорядочивания формирования основных параметров бюджета муниципального района и обеспечения взаимосвязи среднесрочного финансового плана с бюджетом муниципального района на очередной финансовый год необходимо расширить горизонты планирования, формировать основные параметры бюджета муниципального района учетом долгосрочного прогноза, основанного на реалистичных оценках.
Актуальной задачей в сфере повышения эффективности бюджетных расходов является достижение публичности формирования бюджетной политики. Обеспечение информационной открытости деятельности структурных подразделений администрации муниципального района требует законодательного закрепления процедур, обеспечивающих доступность информации о деятельности муниципальных органов. Необходимы процедуры общественного мнения, консультаций и мониторинга на ранних стадиях подготовки и принятия решений, а также обеспечение публичности принятых решений.
2. Цели и задачи Программы
Целями Программы повышения эффективности бюджетных расходов муниципального образования Бузулукский район (далее - Программа) являются:
- повышение эффективности предоставления муниципальных услуг;
- повышение эффективности деятельности муниципального образования Бузулукский район;
- содействие территориальному развитию.
Для достижения цели, связанной с повышением эффективности предоставления муниципальных услуг на территории Бузулукского района, необходимо решить задачи:
- оптимизации состава и структуры муниципальных учреждений, предоставляющих муниципальные услуги физическим и юридическим лицам;
- повышения качества фактически предоставляемых физическим и юридическим лицам муниципальных услуг;
- внедрения современных инструментов организации предоставления муниципальных услуг физическим и юридическим лицам.
Решение задачи "Оптимизация состава и структуры муниципальных учреждений, предоставляющих муниципальные услуги физическим и юридическим лицам" будет осуществляться путем реализации следующих мероприятий:
- совершенствование разработанных инструментов оценки эффективности деятельности муниципальных учреждений и проведение сравнительного анализа результатов их деятельности;
- совершенствование разработанных инструментов мониторинга потребности в муниципальных услугах с учетом проводимых в настоящее время мероприятий по совершенствованию правового статуса муниципальных учреждений и повышению их финансовой самостоятельности.
Решение задачи "Повышение качества фактически предоставляемых физическим и юридическим лицам муниципальных услуг" будет осуществляться путем реализации следующих мероприятий:
- анализ применяемых показателей оценки качества муниципальных услуг, формирование оптимальной структуры показателей качества для целей контроля за деятельностью поставщиков муниципальных услуг;
- внедрение инструментов обратной связи с получателями муниципальных услуг о качестве услуг и удовлетворенности системой их предоставления (в том числе посредством сети Интернет);
- реализация мер, направленных на повышение информированности получателей муниципальных услуг по вопросам их предоставления, включая вопросы защиты получателями муниципальных услуг своих законных прав и интересов (в том числе посредством сети Интернет).
Решение задачи "Внедрение современных инструментов организации предоставления муниципальных услуг физическим и юридическим лицам" будет осуществляться путем реализации следующих мероприятий:
- совершенствование механизмов финансирования муниципальных услуг;
- совершенствование практики формирования муниципальных заданий для муниципальных учреждений, обеспечение формирования муниципальных заданий по всем муниципальным услугам;
- создание условий и обеспечение перехода на предоставление муниципальных услуг, связанных с осуществлением юридически значимых действий в отношении физических и юридических лиц, в электронной форме.
Для достижения цели, связанной с повышением эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Бузулукский район необходимо решить следующие задачи:
- совершенствование механизмов распределения бюджетных средств и повышение экономической обоснованности расходов бюджета;
- совершенствование механизмов, направленных на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального района;
- повышение эффективности использования и оптимизация состава муниципального имущества;
- развитие информационной системы управления муниципальными финансами.
Решение задачи "Совершенствование механизмов распределения бюджетных средств и повышение экономической обоснованности расходов бюджета" будет осуществляться путем реализации следующих мероприятий:
- анализ и оптимизация расходных обязательств бюджета муниципального района;
- формирование инструментов определения предельных объемов бюджетных ассигнований, доводимых до главных распорядителей бюджетных средств бюджета муниципального район в процессе составления проекта бюджета;
- повышение качества и объективности планирования бюджетных ассигнований, в том числе совершенствование механизмов обоснования бюджетных ассигнований с выделением результатов использования соответствующих ассигнований.
Решение задачи "Совершенствование механизмов, направленных на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального района" будет осуществляться путем реализации следующих мероприятий:
- совершенствование методологии планирования и финансирования временных кассовых разрывов при исполнении бюджета муниципального района;
- совершенствование методики и повышение точности прогнозирования доходов бюджета муниципального района;
- снижение объема задолженности по платежам в бюджет, муниципального района;
- обеспечение использования для целей бюджетного планирования консервативного макроэкономического прогноза;
- анализ практики применения разработанных инструментов управления муниципальным долгом района и их совершенствование;
- сокращение и реструктуризация кредиторской задолженности бюджета муниципального района, профилактика возникновения просроченной кредиторской задолженности в дальнейшем.
Решение задачи "Повышение эффективности использования и оптимизация состава муниципального имущества" будет осуществляться путем реализации следующих мероприятий:
- оценка эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий района и хозяйственных обществ с участием муниципального образования на предмет необходимости их сохранения в собственности района;
- обеспечение мер по снижению просроченной кредиторской и дебиторской задолженности муниципальных унитарных предприятий района.
Решение задачи "Развитие информационной системы управления муниципальными финансами" будет осуществляться путем реализации следующих мероприятий:
- развитие новых и модернизация существующих информационных систем управления муниципальными финансами;
- совершенствование специализированного сайта в сети Интернет, на котором размещается информация о и муниципальных финансах;
- обеспечение публичности информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций муниципального образования Бузулукский район;
- формирование системы обратной связи с потребителями муниципальных услуг, а также обеспечение условий для осуществления общественного контроля за принятием решений в сфере муниципальных финансов посредством информационных технологий.
Для достижения цели, связанной с содействием территориальному развитию Бузулукского района, необходимо решить следующие задачи:
- совершенствование механизмов распределения финансовой помощи муниципальным образованиям района в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления;
- стимулирование повышения эффективности бюджетных расходов муниципальных образований Бузулукского района.
Решение задачи "Совершенствование механизмов распределения финансовой помощи муниципальным образованиям района в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления" будет осуществляться путем реализации следующих мероприятий:
- стимулирования муниципальных образований к повышению собственных доходов местных бюджетов;
- формирование объективной системы оценки социально-экономического развития территорий по перечню показателей, характеризующих состояние социально-культурной сферы, экономический потенциал, обеспеченность необходимой инфраструктурой;
Решение задачи "Стимулирование повышения эффективности бюджетных расходов муниципальных образований Бузулукского района" будет осуществляться путем реализации следующих мероприятий:
- развитие существующей системы мониторинга качества управления муниципальными финансами путем включения актуальных показателей результатов в районе повышения эффективности бюджетных расходов;
- методологическое обеспечение процесса повышения эффективности бюджетных расходов муниципальных образований (разработка типовых нормативных правовых актов, методических рекомендаций, проведение семинаров с представителями муниципальных образований).
3. Основные направления реализации Программы
3.1. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость районного бюджета как части бюджетной системы Российской Федерации
Разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования Бузулукский район осуществлена на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах", основных направлений налоговой политики на 2011 - 2013 годах.
Для повышения эффективности деятельности в сфере бюджетной политики необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым, в частности, относятся:
- консервативность и надежность экономических прогнозов;
- формирование доходов бюджета муниципального района с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджета муниципального района, основанного на реалистичных оценках;
- ограничение бюджетного дефицита и муниципального долга муниципального района;
- недопустимость увязки в ходе исполнения бюджета муниципального района объемов расходов бюджета муниципального района с определенными доходными источниками;
- планирование бюджетных ассигнований бюджета муниципального района, исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств муниципального района;
- принятие новых расходных обязательств муниципального района при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований бюджета муниципального района на весь период их исполнения;
- принятие новых расходных обязательств муниципального района с учетом сроков и механизмов их реализации;
- соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств муниципального района, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращения) ранее принятых обязательств муниципального района (в случае необходимости).
Нужно ввести четкие правила оценки объема действующих расходных обязательств и процедуры принятия новых расходных обязательств, предусмотрев повышение ответственности за достоверность их финансово-экономических обоснований.
Необходимо исключить практику занижения при рассмотрении новых инициатив их финансовой оценки с последующим ежегодным увеличением расходов по уже принятым решениям.
Любое предлагаемое новое решение должно быть проанализировано с точки зрения возможностей его финансового обеспечения и вклада в достижение стратегических целей развития района.
Повышение энергетической эффективности также является одним из основных приоритетов бюджетной политики.
На уровне муниципального района должны быть созданы необходимые предпосылки для обеспечения стабильности бюджета муниципального района, прежде всего путем стабилизации доходной базы бюджета муниципального района, а также создания устойчивых стимулов для муниципального образования по ее наращиванию.
Для этого предлагается:
- разрабатывать сценарные условия социально-экономического развития района, включая основные макроэкономические показатели, параметры и приоритеты развития муниципального района;
- усилить ответственность структурных подразделений администрации муниципального района за достоверность оценки объемов и сроков исполнения при принятии новых расходных обязательств муниципального района (увеличение действующих);
- совершенствовать методологию прогнозирования кассового исполнения районного бюджета с установлением порядка внесения изменений в показатели кассового плана;
- повысить эффективность взаимодействия структурных подразделений администрации муниципального района с территориальными органами федеральных органов государственной власти при администрировании налогов и других платежей.
3.2. Переход к программной структуре расходов бюджета
Основным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов местного самоуправления должен стать программно-целевой принцип организации деятельности путем создания условий для интеграции стратегических целей и совокупности мер для их достижения в рамках муниципальных программ.
Сами муниципальные программы будут содержать в себе определенные цели, четкие объемы услуг и субсидий.
Общими принципами разработки и реализации муниципальных программ являются:
- формирование муниципальных программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития муниципального района и индикаторов их достижения;
- определение структурного подразделения администрации муниципального района, отвечающего за реализацию муниципальной программы (достижение конечных результатов);
- установление для муниципальных программ, как правило, измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;
- охват муниципальными программами всех сфер деятельности структурных подразделений администрации муниципального района и соответственно значительной части бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении;
- проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики муниципального района с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации муниципальных программ.
Для реализации изложенных подходов предлагается организовать подготовку проектов муниципальных программ с отражением в них, в том числе следующих основных вопросов:
- обоснование цели и задач муниципальной программы, ее вклада в достижение (реализацию) долгосрочных целей (приоритетов) социально-экономического развития муниципального района;
- анализ исходной ситуации, сложившихся и прогнозируемых тенденций, основных проблем в соответствующей сфере;
- прогноз конечных результатов реализации муниципальной программы, характеризующих целевое состояние, изменение состояния уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере;
- перечень целевых индикаторов и показателей муниципальной программы с расшифровкой плановых значений в целом и по годам ее реализации;
- сроки реализации муниципальной программы л целом, основные этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных показателей;
- основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и конечных результатов реализации муниципальной программы;
- перечень включенных в состав муниципальных программ подпрограмм;
- обоснование общего объема бюджетных ассигнований из бюджета муниципального района в целом и по годам реализации муниципальных программ.
Одним из первых этапов подготовки к переходу к программной структуре расходов районного бюджета будет являться усовершенствование порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формировании и реализации.
Внедрение программно-целевого принципа организации деятельности структурных подразделений администрации муниципального района и необходимость создания условий для планирования бюджетных ассигнований бюджета муниципального района по новым принципам требуют изменения порядка составления и утверждения бюджета.
В отношении бюджета муниципального района Программа исходит из необходимости, возможности и целесообразности перехода, начиная с 2013 года, к программно-целевому принципу его представления.
Программная структура с самого начала должна охватывать значительную часть расходов бюджета муниципального района.
3.3. Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения
Данное направление Программы предполагает продолжение реализации административной реформы.
Основными направлениями повышения эффективности деятельности структурных подразделений администрации муниципального района (выполнения возложенных на них функций) должны стать:
- противодействие коррупции и снижение административных барьеров;
- оптимизация состава и полномочий структурных подразделений администрации муниципального района, результатом которой должно стать сокращение дублирования функций и полномочий, а также оптимизация численности муниципальных служащих муниципального района;
- передача функций структурных подразделений администрации муниципального района, не отнесенных к основному виду деятельности, специализированным организациям, создаваемым для обслуживания одновременно нескольких структурных подразделений;
- оптимизация межведомственного взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий, путем раскрытия информации о деятельности администрации муниципального района.
Главным распорядителям средств бюджета муниципального района необходимо повысить качество финансового менеджмента.
Финансовый менеджмент - это управление процессами и процедурами, направленное на обеспечение эффективности (результативности, экономичности) использования бюджетных средств, на основе:
- введения строгой подотчетности (ответственности) за результаты проводимых операций;
- внедрения и совершенствования системы внутреннего контроля в целях обеспечения законности проведения операций, полноты и достоверности бюджетной (финансовой) отчетности, повышения эффективности деятельности администрации муниципального района.
Для создания стимулов повышения качества управления бюджетным процессом необходимо обеспечить повышение эффективности использования бюджетных средств и создание стимулов к внедрению передовых технологий управления бюджетным процессом. Для этого предусматривается создание системы мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом, а также показателей оценки качества такого процесса. Показатели такой оценки должны содержать индикаторы использования в бюджетном процессе инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, включающие отчеты о результатах их деятельности.
В качестве одного из индикаторов следует учитывать темп роста доли расходов бюджетов, формируемых в соответствии с принципами бюджетирования, ориентированного на результат.
Система индикаторов также должна включать показатели состояния нормативно-правового обеспечения бюджетного процесса, финансового состояния и результаты проверок контрольно-надзорных органов.
3.4. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг
В связи с вступлением в законную силу норм Федерального закона от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" необходимо проведение ряда мероприятий, направленных на повышение эффективности и открытости деятельности муниципальных учреждений района, а также оптимизации подведомственной сети учреждений.
Действующая в настоящее время сеть муниципальных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и до сих пор функционирует в отрыве от современных подходов к развитию муниципального управления и принципов оптимальности и достаточности.
Ближайшей целью по данному направлению является повышение доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и других социально значимых сферах, создание условий для оптимизации бюджетной сети. Для этого предстоит активное внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг.
Мероприятия по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений должны быть направлены на повышение эффективности предоставления муниципальных услуг при условии сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их оказание. Должны быть созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также возможности и стимулы для структурных подразделений администрации Бузулукского муниципального района по оптимизации подведомственной сети.
Целями данного направления Программы являются:
- повышение доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и в других социально значимых сферах;
- привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;
- создание условий для оптимизации бюджетной сети;
- развитие материально-технической базы учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;
- снижение неустановленных видов оплаты услуг учреждений;
- внедрение в деятельность учреждений элементов конкурентных отношений.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
- внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
- повышение открытости деятельности учреждений, оказывающих муниципальные услуги, для потребителей этих услуг.
Предполагается изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав), оказывающих муниципальные услуги:
- перевести их с 01 января 2012 года со сметного финансового обеспечения на предоставление субсидий на выполнение муниципального задания;
- расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за ними движимым имуществом муниципального района, за исключением особо ценного движимого имущества муниципального района, перечень которого устанавливает администрация муниципального образования Бузулукский район, выполняющая функции учредителя соответствующего учреждения.
Кроме того, необходимо предпринять меры, направленные на создание для муниципального образования Бузулукский район условий и стимулов по оптимизации сети подведомственных учреждений с установлением правила сохранения объемов бюджетных ассигнований главным распорядителям средств районного бюджета при реорганизации (слиянии, присоединении) или ликвидации ими подведомственных учреждений (при условии сохранения объема и качества предоставляемых ими услуг).
Проводимая работа по совершенствованию системы муниципальных услуг должна быть доступна всем пользователям и находить отражение на официальном сайте администрации муниципального района.
Для обеспечения сбора и хранения информации о порядке предоставления муниципальных услуг (функций) и в целях реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 года N 478 "О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет", от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", необходимо проведение работы по формированию реестра муниципальных услуг муниципального района.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
Целями ведения реестра являются:
- создание информационной базы для принятия решений об объемах и структуре муниципальных услуг, финансируемых за счет средств бюджета муниципального района;
- систематизация данных о муниципальных услугах, их учет, анализ эффективности;
- создание информационной базы для прогнозирования и планирования бюджетных расходов и принятия решений о возможных направлениях оптимизации использования бюджетных средств;
- обеспечение прозрачности расходования и обоснованности выделения бюджетных средств;
- создание информационной базы для реализации (внедрения новых) принципов учета затрат в разрезе муниципальных услуг и результатов их оказания, установления муниципальных заданий на оказание муниципальными учреждениями муниципальных услуг;
- создание основы для проведения регулярных опросов населения о качестве муниципальных услуг и приоритетных направлениях изменения видов услуг в соответствии с предпочтениями потребителей;
- создание информационной базы для разработки стандартов качества предоставления;
- обеспечение заинтересованных органов местного самоуправления, заявителей, обратившихся в администрацию муниципального района, предоставляющие услуги, информацией о муниципальных услугах.
3.5. Развитие системы муниципального финансового контроля, осуществляемого структурными подразделениями администрации муниципального образования Бузулукский район
Муниципальный финансовый контроль на уровне района осуществляется в соответствии с Уставом Бузулукского района и Бюджетным кодексом Российской Федерации. Уполномоченным органом по контролю за расходованием бюджетных средств является финансовый отдел администрации Бузулукского района.
Перечень соответствующих функций, связанных с государственным финансовым контролем, установлен в:
- положении о финансовом отделе (распоряжение администрации муниципального образования Бузулукский район от 14.12.11 г. N 454);
- положении о секторе по контрольно-ревизионной работе финансового отдела администрации Бузулукского района (приказ финансового отдела администрации Бузулукского района от 12.01.09 г. N 1);
- положении об отделе по казначейскому исполнению бюджета финансового отдела муниципального образования Бузулукский район (утверждено начальником финансового отдела администрации Бузулукского района 11.01.09 г.);
- Распоряжении администрации муниципального образования Бузулукский район от 27.03.08 г. N 108 "О контроле в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд Бузулукского района".
В соответствии с Распоряжением администрации муниципального образования Бузулукский район от 27.03.08 г. N 108 финансовый отдел администрации Бузулукского район определен как орган, уполномоченный на осуществление контроля за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Оренбургской области о размещения заказов.
В соответствии с положением отдел по казначейскому исполнению бюджета финансового отдела администрации Бузулукского района осуществляет предварительный контроль представленных распорядителями и получателями бюджетных средств платежных документов.
В соответствии с положением сектор по контрольно-ревизионной работе финансового отдела администрации Бузулукского района осуществляет последующий финансовый контроль за целевым и рациональным использованием учреждениями и организациями бюджетных средств, а также средств, получаемых от иной приносящей доход деятельности.
В рамках осуществления финансового контроля проводятся плановые и внеплановые ревизии и тематические проверки, координация работы с министерством финансов Оренбургской области и другими контролирующими органами. При необходимости осуществляется последующий контроль за своевременным и полным устранением выявленных нарушений бюджетного законодательства. Проведение ревизий (проверок) осуществляется в соответствии с планом деятельности на год.
Распоряжением администрации муниципального образования Бузулукский район от 27.01.11 г. утвержден административный регламент исполнения финансовым отделом администрации муниципального образования Бузулукский район муниципальной функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, Оренбургской области и Бузулукского района при использовании средств бюджета муниципального района, а также материальных ценностей, находящихся в муниципальной собственности.
В настоящий момент сформированная система текущего и последующего финансового контроля позволяет обеспечивать соблюдение принципа целевого использования бюджетных средств:
- в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации одним из обязательных элементов исполнения бюджета по расходам является санкционирование оплаты денежных обязательств;
- установленный приказом Федерального казначейства от 10.10.08 г. N 8н детальный порядок кассового обслуживания бюджетов бюджетной системы Российской Федерации практически полностью исключает направление средств бюджета на цели, не соответствующие условиям их получения.
Однако современное развитие системы управления общественными финансами в Российской Федерации, поэтапное внедрение практики бюджетирования, ориентированного на результаты, повышение финансовой самостоятельности бюджетных и автономных учреждений требует соответствующих изменений и в системе муниципального финансового контроля.
Соответствующее развитие системы муниципального финансового контроля Бузулукского района предполагается по трем направлениям:
- использование критериев эффективности, результативности, экономической обоснованности и целесообразности использования бюджетных средств;
- повышение квалификации специалистов муниципального финансового контроля в соответствии с изменениями принципов его осуществления;
- распространение действия муниципального финансового контроля не только на бюджетные средства, но также и на внебюджетные средства, являющиеся частью муниципальных финансов.
Планируемыми результатами реализации Программы по данному направлению являются:
- выявление, предупреждение и пресечение неправомерных и неэффективных действий по формированию, распределению и использованию бюджетных средств, в том числе оценка достоверности объемов и качества полученных результатов, обоснованности и достоверности учета затрат на их достижение;
- анализ причин возникновения нарушений в сфере бюджетных отношений, в том числе нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, низкой результативности бюджетных расходов, выявление резервов по повышению эффективности использования бюджетных средств;
- разработка рекомендаций и мер по устранению и предупреждению возникновения в дальнейшем выявленных нарушений.
По данному направлению Программы необходимо доработать действующий порядок и формы осуществления муниципального финансового контроля структурными подразделениями администрации муниципального района с соблюдением требований бюджетного законодательства.
- настоящий момент внутренний финансовый аудит главными распорядителями средств бюджета муниципального района не осуществляется за исключением МУЗ "Бузулукская ЦРБ" (в штатном расписании предусмотрена ставка бухгалтера-ревизора).
В соответствии с принципами, заложенными в распоряжении Правительства от 30 июня 2010 года N 1101-р, одним из направлений развития системы государственного (муниципального) финансового контроля является совершенствование системы внутреннего финансового аудита.
В ходе реализации Программы по данному направлению планируется разработка отраслевых порядков осуществления внутреннего финансового аудита главными распорядителями средств бюджета муниципального района.
В целях повышения эффективности контрольной деятельности (исключения излишнего дублирования контрольных действий) органов муниципального финансового контроля необходимо установить комплексное информационное взаимодействие между органами муниципального финансового контроля как по вертикали, так и по горизонтали.
3.6. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами
Современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу и качеству информации о финансовой деятельности публично-правовых образований, а также к открытости информации о результатах их деятельности.
Необходимо продолжить модернизацию уже имеющихся информационных баз (реестр расходных обязательств, сводная бюджетная роспись), создав технологии их взаимоувязки между собой, а также интеграции существующих и создаваемых информационных ресурсов в системе электронного бюджета.
Для решения поставленных задач необходимо рассмотреть вопрос об обеспечении проектирования системы электронного бюджета как комплекса взаимоувязанных компонентов, обеспечивающих функционирование системы.
В целях совершенствования процедуры придания гласности работе по формированию бюджета существует процедура проведения публичных слушаний по проекту бюджета муниципального района на очередной финансовый год и по отчету об исполнении консолидированного бюджета Бузулукского района.
Постановлением администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области от 3 декабря 2013 г. N 1907-п раздел 4 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня подписания названного постановления
4. План финансирования Программы
N |
Цель расходования средств |
План расходов |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||
1. |
Повышение технической оснащенности органов, задействованных в бюджетном процессе |
0 |
300,0 |
200,0 |
1.1. |
Закупка компьютерной техники |
0 |
0 |
64,4 |
1.2. |
Закупка программного обеспечения |
0 |
300,0 |
135,6 |
5. Организация реализации Программы
В целях реализации мероприятий данной Программы составлен план-график работ, в котором определены конкретные сроки и ответственные исполнители по каждому виду работ, согласно приложению к Программе.
<< Назад |
Приложение. >> План-график реализации программы |
|
Содержание Постановление администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области от 30 декабря 2011 г. N 1748-п... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.