Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Главы
муниципального образования
г. Новотроицк Оренбургской области
от 11 ноября 2011 г. N 1972-п
Программа
развития конкуренции в муниципальном образовании город Новотроицк на период 2012 - 2014 годы
Паспорт
Программы развития конкуренции в муниципальном образовании город Новотроицк на период 2012 - 2014 годы
Наименование Программы |
Программа развития конкуренции в муниципальном образовании город Новотроицк на период 2012 - 2014 годы (далее - Программа). |
Основания для разработки Программы |
- Постановление Правительства Оренбургской области от 29.04.2010 N 299-пп "О программе развития конкуренции в Оренбургской области на 2010 - 2012 годы". - Постановление администрации муниципального образования город Новотроицк от 16.11.2011 N 2004-п "О создании рабочей группы по разработке Программы развития конкуренции в муниципальном образовании город Новотроицк на период 2012 - 2014 годы". - Постановление администрации муниципального образования город Новотроицк от 27.04.2009 N 768-п "Об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ муниципального образования город Новотроицк". |
Заказчик Программы |
Экономический отдел администрации муниципального образования город Новотроицк. |
Исполнители Программы |
Структурные подразделения администрации муниципального образования город Новотроицк, фонд поддержки малого и среднего предпринимательства муниципального образования город Новотроицк. |
Основной разработчик Программы |
Экономический отдел администрации муниципального образования город Новотроицк. |
Цели и задачи Программы |
Цели Программы: 1. Создание на территории муниципального образования город Новотроицк конкурентной среды на рынках товаров и услуг и благоприятных условий для ведения бизнеса, обеспечивающих равный доступ к ограниченным ресурсам. 2. Создание экономически эффективных условий для обеспечения потребностей населения и организаций муниципального образования город Новотроицк в товарах и услугах. Задачи Программы: 1. Реализация Стратегии развития муниципального образования город Новотроицк до 2020 года и на период до 2030 года, предусматривающей развитие инфраструктуры муниципального образования город Новотроицк. 2. Развитие рыночной инфраструктуры и оптимальное размещение объектов товарных рынков, обеспечивающее доступность товаров и услуг на всей территории муниципального образования город Новотроицк. 3. Снижение административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности за счет повышения качества и доступности муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций. 4. Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Новотроицк. 5. Создание условий для равного доступа потребителей и производителей к информации о ведении бизнеса, состоянии товарных рынков, ценовых индикаторах. 6. Привлечение инвестиционных ресурсов и поддержка инвестиционной деятельности на территории муниципального образования город Новотроицк. |
Сроки и этапы реализации Программы |
Сроки реализации Программы 2012 - 2014 годы Программы# реализуется в три этапа, соответствующие длительности каждого календарного года. |
Целевые показатели реализации Программы |
1. Общие показатели развития конкуренции в муниципальном образовании город Новотроицк. 2. Показатели снижения административных барьеров для деятельности субъектов хозяйствования. 3. Показатели развития конкуренции в отдельных отраслях экономики. |
Перечень основных мероприятий Программы |
1. Мероприятия, направленные на сокращение административных барьеров. 2. Анализ и оценка состояния конкурентной среды на отдельных товарных рынках муниципального образования город Новотроицк. 3. Мероприятия, направленные на организацию сбора и публикации информации о местных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей. 4. Мероприятия, направленные на повышение информационной прозрачности деятельности администрации муниципального образования город Новотроицк, главы муниципального образования город Новотроицк, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности. 5. Мероприятия, направленные на развитие конкуренции в отдельных отраслях экономики. |
Объемы финансирования Программы |
Реализация мероприятий Программы не требует финансовых затрат. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Реализация Программы позволит: 1. Увеличить число участников товарных рынков. 2. Снизить издержки на ведение бизнеса за счет сокращения административных барьеров. 3. Повысить доверие к деятельности администрации муниципального образования город Новотроицк, главы муниципального образования город Новотроицк. 4. Увеличить инвестиционную, инновационную активность и повысить уровень технологического развития. 5. Обеспечить информационную доступность для субъектов предпринимательской деятельности. 6. Повысить конкурентоспособность субъектов малого и среднего предпринимательства. |
Организация управления и система контроля за исполнением Программы |
Текущее управление и координация исполнения Программы, а так же оперативный контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляются экономическим отделом администрации муниципального образования город Новотроицк. |
Характеристика проблемы
Программа разработана в соответствии с Программой развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р, Программой развития конкуренции в Оренбургской области на 2010 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 29 апреля 2010 года N 299-пп, с учетом Стратегии развития муниципального образования город Новотроицк до 2020 года на период до 2030 года.
В Программе учтены приоритетные задачи социально-экономического развития муниципального образования город Новотроицк, определенные в стратегии развития муниципального образования город Новотроицк до 2020 года и на период до 2030 года, дана краткая характеристика ключевых факторов, препятствующих развитию конкуренции и оценка конкурентной среды на основных товарных рынках, определены первостепенные цели и задачи по развитию конкуренции, целевые показатели и план мероприятий по развитию конкуренции в муниципальном образовании город Новотроицк.
Программа развития конкуренции в муниципальном образовании город Новотроицк является основой для реализации конкурентной политики и определяет ее приоритеты и основные направления до 2014 года.
В рамках Программы, для проведения оценки конкурентной среды на товарных рынках, выбраны следующие сферы деятельности:
- агропромышленный комплекс;
- розничная торговля;
- образование;
- здравоохранение;
- фармацевтическая и медицинская продукция;
- строительство;
- информационно-коммуникационные технологии и связи;
- энергетика;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- пассажирские городские и междугородние перевозки;
- малое и среднее предпринимательство.
Градообразующим предприятием является металлургический комбинат ОАО "Уральская сталь". Его состоянием определяются развитие и инфраструктура города. Комбинат входит в восьмерку крупнейших предприятий черной металлургии России. Муниципальное образование город Новотроицк является моногородом. Конкуренция в сфере металлургии отсутствует.
Выбор отраслей определен исходя из их значимости для экономики муниципального образования город Новотроицк.
Программой предусмотрено реализация плана мероприятий развития конкуренции на период 2012 - 2014 годы (согласно приложению N 1).
Указанный план мероприятий направлен на привлечение в отрасли новых участников товарного рынка, снижение влияния отдельных факторов, ограничивающих развитие конкуренции, а также создание условий для повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов муниципального образования город Новотроицк.
Результатом реализации Программы должна стать оптимизация структуры и уровня промышленного производства, повышение качества выпускаемой продукции, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику муниципального образования город Новотроицк, развития инновационной деятельности, улучшение условий и организации труда, повышение производительности труда и снижение издержек производства.
1. Краткая характеристика и оценка конкурентной среды на ключевых товарных рынках
Конкурентную среду формирует совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов осуществлять успешную предпринимательскую деятельность. Состояние конкурентной среды значительно различается по секторам экономики и рынкам товаров и услуг. Это связано с условиями их функционирования и уровнем развития, ценовой политикой хозяйствующих субъектов и множеством других факторов.
В настоящее время состояние конкурентной среды в муниципальном образовании город Новотроицк в целом характеризуется:
- слабым увеличением количества организаций в секторах экономики;
- неоднородностью развития конкуренции на различных товарных рынках муниципального образования город Новотроицк.
Отмечается высокий уровень административных барьеров, привилегированное положение одних предприятий по отношению к другим, недостаточная информационная открытость, инфраструктурные ограничения.
Развитие конкуренции в агропромышленном комплексе
Общая площадь земель в административных границах муниципального образования город Новотроицк составляет 35 234 га, из них сельскохозяйственных угодий - 24 950 га, в том числе пашни 7 233 га. Крестьянско-фермерские хозяйства занимают площадь - 2 082 га.
На территории муниципального образования город Новотроицк функционируют: 1 сельскохозяйственное предприятие (ЗАО "Птицефабрика Восточная") и 3 перерабатывающих предприятия (ООО "Молоко", ООО "Новотроицкий комбинат хлебопродуктов", ООО "Новотроицкий мясокомбинат"). Наряду с сельскохозяйственными предприятиями хозяйственную деятельность ведут 18 крестьянских (фермерских) хозяйств и более 5 тысяч личных подсобных хозяйств, из которых 200 занимается товарным производством сельскохозяйственной продукции.
В области растениеводства отмечается конкуренция между крестьянскими (фермерскими) хозяйствами - в производстве зерновых культур на корма, в основном для собственных нужд и частично на реализацию.
Овощеводством и переработкой плодоовощной продукции на территории муниципального образования город Новотроицк занимаются: Федеральное казенное учреждение ИК-3 УФСИН России по Оренбургской области, Федеральное казенное учреждение ИК-5 УФСИН России по Оренбургской области, Федеральное казенное учреждение КП-11 УФСИН России по Оренбургской области для собственных нужд.
Садоводство муниципального образования город Новотроицк насчитывает 56 некоммерческих товариществ, состоящих из 12 800 земельных участков, из них используется по целевому назначению 8 200 садовых участков. Излишне полученную продукцию садоводы реализуют через рынки города, чем способствуют обеспечению жителей города свежими овощами и фруктами. Главной проблемой садоводства является сбой в обеспечении водой в жаркий период времени и отсутствие достаточного финансирования для обеспечения сохранности имущества садоводов и полученного урожая.
Развитию конкуренции в агропромышленном комплексе препятствуют:
- недостаток материальных и финансовых ресурсов, который приводит к зависимости от заемных ресурсов, в том числе и кредитных;
- высокая ассортиментная насыщенность со стороны привозной продукции.
В целях развития конкуренции между участниками - сельхозпроизводителями необходимо обеспечить доступ товаропроизводителей к рынкам сельскохозяйственной продукции, финансовым и информационным ресурсам.
На территории муниципального образования город Новотроицк на 1 июля 2011 года поголовье крупнорогатого скота составило 1 869 голов (111,3% к уровню 2010 года), в том числе коров 820 голов (100,5%), свиней 2 325 голов (98,3%), овец и коз 1 865 голов (98,7%). Основная доля поголовья животных содержится в личных подсобных хозяйствах: крупнорогатый скот - 43,9% от общего поголовья, коров - 79,0%, свиней - 30%, овец и коз - 31,4%.
На территории муниципального образования город Новотроицк отсутствуют пункты по приему мяса и молока, нет специализированного места для забоя скота. Мясная переработка представлена пельменными цехами.
В сфере животноводства основными мерами по совершенствованию конкуренции будут мероприятия по улучшению инвестиционного климата, направленные на устойчивый рост высокопродуктивного поголовья, внедрение и адаптацию современных технологий и поддержку необходимого уровня рентабельности производства.
В целях обеспечения функционирования достаточного числа производителей, занимающихся сельским хозяйством, развития конкуренции между ними, повышение эффективности их производств необходимо продолжить реализацию комплекса мероприятий в рамках областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области" на 2008 - 2012 годы, которые направлены на развитие инфраструктуры товарных рынков, обеспечение доступа товаропроизводителей к рынкам сельскохозяйственной продукции, финансовым и производственным ресурсам для формирования экономически активных субъектов агробизнеса, расширение каналов сбыта сельскохозяйственной продукции, расширение рынков сбыта продукции сельхозпроизводителей, в том числе на сельскохозяйственных и кооперативных рынках и ярмарках.
Развитие конкуренции в сфере розничной торговли
Администрацией муниципального образования город Новотроицк проводится организационная работа по созданию условий для развития конкуренции в сфере торговли.
В муниципальном образовании город Новотроицк растет обеспеченность населения торговыми площадями стационарной сети, предоставляющей населению надлежащий уровень торгового обслуживания.
В городе функционирует несколько федеральных, региональных и муниципальных торговых сетей по продаже:
- бытовой техники - "М.Видео", корпорация "Центр", "Техно", "Айсберг", "Евротехника";
- мебели - "Гольфстрим", "Три Н", "Кухни из Европы";
- строительных и отделочных материалов - "Строительный бум";
- средств связи - "Еросеть", "Русская телефонная компания", "МТС";
- продовольственных товаров - "Ринг", "Магнит", "СосеДДушка", "Экспресс", "Афина";
- бытовой химии - "Магнат", "Лаванда", "Весна", "Киприда";
- одежды и обуви - "ЦентрОбувь", "Шпилька", "Трикотажный рай", "Босфор", "Славянка".
Крупные торговые сети функционируют наряду со стационарными торговыми предприятиями в "спальных" районах города с размещением в радиусе 10 минут пешеходной доступности к ним, от мест проживания населения, формата "У дома".
В настоящее время в городе работает два розничных универсальных рынка.
Продолжается практика проведения специализированных выставок, конкурсов, распродаж, способствующих продвижению продукции местных товаропроизводителей.
На территории муниципального образования город Новотроицк проводятся ярмарки "выходного дня", на которых сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляется возможность самостоятельно реализовывать произведенную продукцию. Торговые места предоставляются всем желающим по льготным ценам.
В муниципальном образовании город Новотроицк достаточно развита инфраструктура потребительского рынка, обеспеченная различными формами организации торговой деятельности (торговые сети, магазины "шаговой доступности", розничные рынки, ярмарки "выходного дня", объекты нестационарной торговой сети).
Ключевыми проблемами, препятствующими развитию конкуренции на потребительском рынке являются:
- низкий платежеспособный спрос ряда категорий населения с невысоким уровнем дохода;
- зависимость покупательного спроса населения от финансового благополучия градообразующего предприятия.
Развитие конкуренции в сфере образования
Образовательный комплекс муниципального образования город Новотроицк включает в себя следующие образовательные учреждения.
В сфере дошкольного образования области функционируют 37 дошкольных образовательных учреждений, из них 7 учреждений автономных, 30 - бюджетных, в том числе 2 находятся в селах Хабарное и Пригорное. Дошкольные образовательные учреждения посещают 5 120 детей в возрасте от 1 года до 7 лет.
Частных дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений в муниципальном образовании город Новотроицк нет.
В системе общего образования муниципального образования город Новотроицк функционируют - 15 общеобразовательных школ (юридических лиц), в том числе:
4 - сельских и 11 - городских, из них: муниципальных общеобразовательных бюджетных учреждений - 7, муниципальных общеобразовательных автономных учреждений - 8, 1 - муниципальное общеобразовательное автономное учреждение "Гимназия N 1 г. Новотроицка Оренбургской области", 1 муниципальное общеобразовательное автономное учреждение "Лицей N 1 г. Новотроицка Оренбургской области", 1 муниципальная общеобразовательная школа-интернат "Школа-интернат основного и общего образования". В общеобразовательных учреждениях муниципального образования город Новотроицк обучаются 9 294 учащихся, в том числе в школах 6 724 учащихся, в гимназии 1 420 учащихся, в лицее 1 150 учащихся. В 22 коррекционных классах обучаются 247 человек (из них 122 учащихся в школе-интернате).
В настоящее время в муниципальном образовании город Новотроицк функционируют 4 муниципальных образовательных учреждения дополнительного образования детей, из них 1 автономное "Центр развития детей и юношества г. Новотроицк Оренбургской области", 3 - бюджетных: "Станция детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) г. Новотроицк Оренбургской области", "Станция юных натуралистов г. Новотроицк", "Станция юных техников г. Новотроицк"; 1 муниципальное автономное учреждение "Детский оздоровительный лагерь "Чайка".
Решению проблемы конкуренции в сфере дошкольного и общего образования между организациями различных организационно-правовых форм в значительной степени может способствовать услуги, которые могут приобретаться на конкурсной основе. Для развития конкуренции в сфере дошкольного образования и обеспечения доступного качественного образования необходимо поддерживать создание вариативных форм дошкольного образования, в том числе автономных образовательных учреждений, семейных детских садов.
Рыночные механизмы в сфере школьного образования не могут быть представлены в полном объеме, так как это социально значимая сфера, бесплатное предоставление услуг в которой гарантируется государством. Имеющая место конкуренция между образовательными учреждениями выражается главным образом в соперничестве по качеству предоставления образовательных услуг.
В сфере образования доминирует один из основных видов конкуренции, а именно соперничество по качеству образовательных услуг, предлагаемых образовательными учреждениями при отсутствии ценовых стимулов за образовательные услуги.
В городе на рынке образовательных услуг нет общеобразовательных учреждений частной формы собственности, что в определенной мере объясняется достаточно высоким качеством образования в государственном и муниципальном секторах и, соответственно, снижением спроса населения на услуги частных образовательных учреждений.
Наряду с этим на рынке образовательных услуг присутствуют другие факторы, сдерживающие развитие конкуренции.
Факторы, препятствующие развитию конкуренции:
1. Длительность оформления лицензии на оказание образовательных услуг.
2. Несовершенство нормативно-правового регулирования механизмов закупки дошкольных и дополнительных образовательных услуг у немуниципальных и негосударственных учреждений.
3. Отсутствие стимулов и возможности у значительной части образовательных учреждений (школы, детские сады) конкурировать по цене.
4. Наличие у образовательных учреждений организационно-правового статуса, который не позволяет им функционировать как полноценному участнику рынка и предлагать услуги в оптимальном соотношении цены и качества.
Основные задачи по развитию конкуренции:
1. Создание условий для вариативных форм дошкольного образования, в том числе негосударственных дошкольных учреждений и семейных детских садов.
2. Совершенствование нормативно-правовой базы регулирования механизмов закупки дошкольных образовательных услуг у немуниципальных учреждений.
3. Разработка механизма перевода образовательных учреждений в автономные, то есть изменение организационно-правового статуса.
4. Сокращение административных барьеров деятельности в сфере оказания образовательных услуг, особенно на первом этапе их деятельности.
5. Обеспечение возможности для родителей свободного выбора общеобразовательного учреждения вне зависимости от места проживания.
Развитие конкуренции в сфере здравоохранения
Сеть лечебно-профилактических учреждений здравоохранения муниципального образования город Новотроицк включает в себя 4 государственных и 5 муниципальных автономных учреждений здравоохранения.
Частная система здравоохранения представлена 11 учреждениями, из них 9 - юридические лица и 2 - индивидуальные предприниматели: ООО "Центр традиционной и альтернативной медицины" - специализированная медицинская помощь по применению методов традиционной терапии; ООО "Уральская здравница" - доврачебная медицинская помощь: физиотерапия, медицинский массаж, сестринское дело, функциональная диагностика, диетология, лечебная физкультура, санаторно-курортная помощь: мануальная терапия, неврология, рефлексотерапия, терапия, физиотерапия, общественное здоровье и организация здравоохранения, прочие работы и услуги: управление сестринской деятельностью; ООО "Уральский сервис" - доврачебная медицинская помощь: диетология, лечебная физкультура и спортивная медицина, медицинский массаж, сестринское дело, управление сестринской деятельностью, физиотерапия, санаторно-курортная помощь: терапия, физиотерапия; ООО "Облик" - доврачебная медицинская помощь: медицинский массаж, сестринское дело, специализированная медицинская помощь по косметологии (терапевтической); ООО "Армен" - доврачебная медицинская помощь по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым); ООО "Дента-Люкс" - специализированная медицинская помощь по стоматологии хирургической, стоматологии терапевтической, доврачебная медицинская помощь по рентгенологии; ООО "Акред" - специализированная медицинская помощь по стоматологии ортопедической, стоматологии терапевтической; ООО "ДЮКА" - первичная медико-санитарная помощь по офтальмологии; ООО "Зверев и К" - первичная медико-санитарная помощь по офтальмологии; ИП Куликова Ирина Викторовна - специализированная медицинская помощь по неврологии; ИП Топчий Виктор Владимирович - первичная медико-санитарная помощь по эндокринологии.
Основные объемы медицинской помощи приходятся на государственные и муниципальные автономные учреждения здравоохранения. В связи с этим в части оказания медицинской помощи имеет место взаимное дополнение частной, государственной и муниципальной систем здравоохранения.
В государственных и муниципальных учреждениях формирование конкурентных отношений затронуло учреждения родовспоможения в рамках программы родовых сертификатов. Качественные услуги позволяют учреждениям родовспоможения привлечь большее число родовых сертификатов и, соответственно, больше финансов на расходные материалы, лекарственные препараты, заработную плату персоналу. Общий объем данного сегмента за 2010 год оценивается в 17 987 тыс. рублей, в том числе 10 282 тыс. рублей на заработную плату медицинскому персоналу.
В качестве одного из механизмов формирования конкурентных отношений в сфере медицинских услуг является привлечение к выполнению программы государственных гарантий медицинских учреждений различных форм собственности на принципах частно-государственного партнерства.
Данное направление является перспективным и получит свое развитие с появлением на рынке медицинских услуг негосударственных учреждений, которые смогут доказать свою способность на альтернативной основе выполнять государственный заказ на необходимые виды медицинской помощи.
В качестве механизма конкуренции в последнее время получил развитие аутсорсинг бюджетных учреждений, то есть лечебные учреждения приобретают услуги путем проведения конкурса и торгов. Это позволяет им не заниматься несвойственными учреждению видами деятельности (охрана, питание, стирка белья) и, как следствие, добиваться повышения качества услуг и экономии финансовых средств.
Проведение лапароскопических хирургических и гинекологических операций, эндоскопических отоларингологических операций позволяет привлекать иногородних пациентов.
Наряду, с привлечением пациентов проживающих на других территориях наблюдается конкуренция между муниципальным автономным учреждением здравоохранения "Городская больница N 1" и муниципальным автономным учреждением здравоохранения "Городская больница N 2" в проведении лапароскопических гинекологических операций.
Наличие 10 аппаратов гемодиализа дает возможность проводить лечение больных с различных территорий восточного Оренбуржья, при увеличении роста данных услуг соответственно увеличивается финансирование учреждения из областного бюджета, оплачиваемого по факту выполненных услуг.
В 2010 году налажено производство операций по имплантации искусственного хрусталика при лечении катаракт.
Конкурентным и востребованным является современный метод лечения грыж с помощью аллопластики.
В настоящее время конкуренция на рынке медицинских услуг в муниципальном образовании город Новотроицк находится в начальной стадии своего развития. Вместе с тем уже наметились направления и механизмы формирования конкурентных отношений.
Основные преобразования, которые приведут к развитию конкуренции в сфере оказания медицинских услуг, будут происходить в 2012 - 2014 годах.
Основными факторами, сдерживающими развитие конкуренции в сфере здравоохранения, являются:
- ограниченные возможности потребительского выбора, то есть набора доступных медицинских услуг, стоимости услуг медицинского учреждения;
- низкая платежеспособность населения и психологическая неготовность к оплате медицинской помощи;
- отсутствие основания для конкуренции по цене медицинских услуг (между больницами и страховщиками при привлечении страхующихся), "пакету" обеспечиваемых страховым полисом медицинских услуг (конкуренция между страховщиками за клиента), качеству страховых услуг, качеству медицинских услуг;
- разделение различных по уровню сложности медицинских случаев на разных уровнях медицинских учреждений (простые - по месту жительства, сложные - в региональных центрах медицинской помощи) является, по сути, разделением рынка между медицинскими учреждениями. Вызванная этим неоднородность учреждений по оборудованию, квалификации и профессионализму также сужает сферу потенциальной конкуренции;
- недостаточное развитие сектора малого бизнеса в здравоохранении.
Основные задачи по развитию конкуренции в сфере здравоохранения:
- развитие информационных и телекоммуникационных технологий в сфере здравоохранения в части информирования населения в отношении цены и качества предлагаемых услуг, необходимого объема лечения;
- разработка механизма широкого участия частных медицинских организаций в оказании медпомощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования;
- привлечение к выполнению программы государственных гарантий медицинских учреждений различных форм собственности на принципах государственно-частного партнерства.
Развитие конкуренции фармацевтической и медицинской продукции
В муниципальном образовании город Новотроицк в сфере обращения лекарственных средств осуществляют деятельность 11 юридических лиц. Обеспечение лекарственными средствами населения и лечебно-профилактических учреждений осуществляют 32 аптечные организации, в том числе 21 аптека, 6 аптечных пунктов и 5 обособленных подразделений (фельдшерско-акушерских пунктов).
Сегменты фармацевтического рынка в муниципальном образовании город Новотроицк представлены аптечными сетями:
- МУЗ "Аптека" - 1 аптека и 6 аптечных пунктов;
- ООО "Имплозия" - 6 аптек;
- ООО "Вита-плюс" - 2 аптеки;
- ООО "Новотроицкая лекарственная компания" - 6 аптек;
- ООО "Геликон-Фарма" - 1 аптека;
- ООО "Медтехника" - 1 аптека;
- ООО "Фарматрейд" - 1 аптека;
- ООО "Мега-фарм" - 1 аптека;
- Аптека МАУЗ "Городская больница N 1" - 1 аптека;
- Аптека МАУЗ "Городская больница N 2" - 1 аптека.
В среднем, численность населения в муниципального образования город Новотроицк, приходящаяся на 1 аптечное учреждение составляет около 3 600 человек (по Оренбургской области - около 3 тыс. человек).
Конкуренция между лечебно-профилактическими учреждениями способствует расширению ассортимента продукции, снижению стоимости реализуемых товаров и внедрению различных систем скидок.
К факторам, препятствующим вхождению новых хозяйствующих субъектов на данный товарный рынок можно отнести недостаточный уровень платежеспособного спроса отдельных категорий населения, особенно лиц пенсионного возраста.
В связи с чем обеспечивается взаимодействие с территориальными органами федеральных органов власти по недопущению фактов недобросовестной конкуренции на рынке реализации фармацевтической и медицинской продукции, а также усилена работа по контролю за ценами на лекарственные препараты, в частности:
- проводятся проверки фармацевтических организаций, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами, на предмет соблюдения установленных предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (далее - ЖНВЛС);
- сформирована база данных зарегистрированных цен производителей на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, содержащая информацию о предельной оптовой и предельной розничной цене на ЖНВЛС, а также о максимальной цене на ЖНВЛС на территории Оренбургской области. База данных размещена на официальном сайте Министерства здравоохранения Оренбургской области.
Дальнейшими направлениями развития конкуренции на рынке фармацевтической и медицинской продукции являются снижение экономических барьеров и повышение обеспеченности аптечными объектами муниципального образования город Новотроицк, посредством реализации следующих мер:
- расширение организациями отрасли номенклатуры выпускаемой продукции,
- расширение присутствия на рынке реализации лекарственных средств в муниципальном образовании город Новотроицк организаций и индивидуальных предпринимателей, не входящих в крупные торговые аптечные сети.
Развитие конкуренции в сфере строительства
На территории муниципального образования город Новотроицк осуществляют деятельность в области строительства более 32-х как мелких специализированных организаций, так и крупных и средних фирм и организаций различных форм собственности. Наиболее крупными строительными организациями на территории муниципального образования город Новотроицк являются: ООО "Строительная корпорация Горизонт", ООО "Новотроицкая строительная фирма-1". Ими обеспечиваются работы по строительству новых объектов, капитальному и текущему ремонту, реконструкции, модернизации жилых и нежилых зданий и инженерных сооружений.
Деятельность в области производства строительных конструкций и материалов осуществляют более 18-ти предприятий. Из них крупными являются: ООО "Южно-Уральская перерабатывающая компания", ОАО "Новотроицкий цементный завод", ООО "Завод сборного железобетона". Данными предприятиями производятся все основные виды строительных материалов необходимых для строительства любых объектов, зданий и сооружений:
- вяжущие (цемент различных марок, известь и т.д.);
- бетонные и железобетонные изделия;
- стеновые материалы (кирпич силикатный, пенобетон, газобетон и т.д.);
- нерудные материалы (щебень, шлак, песок, сухие строительные смеси);
- тротуарная плитка;
- пиломатериалы и т.д.
Сферами привлечения малого предпринимательства в строительстве являются: производство и поставка строительных материалов; поставка и монтаж технологического оборудования на строительные объекты; субподрядные работы при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов социальной, культурной, бытовой сфер.
На рынке в сфере строительства создана развитая конкурентная среда. Достигнуты высокие темпы строительства объектов, динамично развиваются рынки строительных материалов, услуги поставки и монтажа технологического оборудования на строительные объекты, субподрядные работы. Формируется программа капитальных вложений на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов с 2012 по 2014 год. Успешно функционирует система контроля за ходом реализации капитальных вложений в строительстве, осуществляется контроль за ходом выполнения строительно-монтажных работ, координация деятельности заказчиков, порядных# строительных организаций, следствием чего является достигнутая экономия бюджетных средств.
Развитию конкуренции в строительной отрасли способствует проведение конкурсов и торгов на выполнение проектных и строительно-монтажных работ, и осуществление контроля за ходом выполнения строительно-монтажных работ.
Для дальнейшего развития конкурентной среды в отрасли, создания равных условий функционирования строительных организаций, упрощения ведения предпринимательской деятельности, а также развития новых технологий и внедрения новых материалов необходимо тесное взаимодействие с партнерствами, общественными и саморегулируемыми организациями, упрощение согласительных и разрешительных процедур, обеспечение доступа к услугам естественных монополий, прозрачности земельных отношений, совершенствование систем сметного ценообразования и экспертизы качества.
Факторами, препятствующими дальнейшему развитию конкуренции в строительстве, являются:
- высокий уровень административных барьеров на рынке жилищного строительства (усложнение входа на рынки новых участников, повышение непроизводственных издержек);
- сохраняющаяся длительность процесса оформления необходимой для начала строительства документации, это сдерживает развитие рынка земли и усложняет процедуру формирования земельных участков для строительства;
- низкий платежеспособный спрос со стороны физических и юридических лиц на вновь построенные объекты;
- инфраструктурные ограничения (недостаточность земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой, высокая плата за технологическое присоединение к электрическим, газовым сетям, системам тепло- и водоснабжения, длительность процедуры присоединения); недостаточно развитое информационное обеспечение.
Барьерами входа на строительный рынок муниципального образования город Новотроицк и деятельности на нем являются неспособность новых участников рынка соответствовать требованиям, предъявляемым к ним банками и инвесторами, в том числе к обязательному наличию периода работы организации на рынке и опыта строительства общественно важных объектов, к качеству оказываемых строительных услуг.
В настоящее время в целях развития конкуренции на строительном рынке обеспечивается взаимодействие с саморегулируемыми организациями в целях создания равных условий функционирования организаций строительного комплекса и упрощения ведения предпринимательской деятельности в сфере строительства при обеспечении высокого качества услуг
Развитие конкуренции в сфере информационно-коммуникационных технологий и связи
Развитие информационной инфраструктуры является одним из условий создания конкурентной среды на территории муниципального образования город Новотроицк. Сфера информационно-коммуникационных технологий и связи территории муниципального образования город Новотроицк динамично развивается и модернизируется на основе использования современных цифровых технологий передачи информации и волоконно-оптических линий.
В соответствии с лицензиями Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций услуги на территории муниципального образования город Новотроицк оказывают следующие операторы связи по следующим видам:
- междугородная и международная телефонная связь, внутризоновая и местная представлена ОАО "Ростелеком";
- связь, сотовая связь представлена операторами ОАО "ВымпелКоммуникации", ОАО "МТС", ОАО "МСС - Поволжье";
- услуги доступа в сеть Интернет представлена ООО "НОКС", ОАО "Ростелеком";
- почтовая связь представлена ФГУП "Почта России".
Изменился основной принцип взаимоотношений абонентов с операторами связи - появилась возможность самостоятельного выбора услуг местной, междугородной, сотовой связи, почтовой связи, доступа в Интернет, кабельного телевидения, сети передачи данных и других видов связи.
Важнейшими факторами развития конкуренции являются открытость и доступность информации о тарифах, наличие технической возможности перехода от одного оператора связи к другому, привлекательность услуги по цене и качеству.
Количество доставочных участков почтовой связи на территории муниципального образования город Новотроицк составляет 41 пункт.
Рынок информационно-коммуникационных технологий и связи имеет высокий уровень конкуренции. Вместе с тем существует ряд факторов, препятствующих развитию конкуренции на этом рынке:
- наличие недобросовестной конкуренции на рынке информационно-коммуникационных технологий;
- монополистическая конкуренция в некоторых сегментах рынка услуг;
- недостаточно высокий уровень платежеспособного спроса на продукты и услуги информационно-коммуникационных технологий, невысокий уровень инвестиций в нематериальные активы;
- низкий уровень компетенции руководителей в практике применения решений в сфере информационно-коммуникационных технологий для повышения эффективности управления;
- неравномерность проникновения информационной инфраструктуры, особенно в отношении сельских территорий области.
Развитие конкуренции в сфере энергетики
Основными секторами развития конкуренции в энергетической отрасли являются генерация, передача и распределение электрической энергии, энергосбыт.
Конкуренция на рынке сетевых услуг имеет ряд особенностей, связанных с отраслевой спецификой, которая характеризуется следующими факторами:
- деятельность по передаче электрической энергии является регулируемой государством;
- развитие конкурентных отношений ограничено по причине высокой стоимости электрических сетей, длительного периода их окупаемости и зависимости сетевых компаний в инвестиционной деятельности по развитию сетей от сложившейся инфраструктуры населенных пунктов.
В настоящее время конкуренция на рынке электросетевых услуг в муниципальном образовании город Новотроицк находится в стадии формирования.
На территории муниципального образования город Новотроицк сектор сбыта представлен 3 компаниями, в том числе 1 гарантирующим поставщиком (ОАО "Оренбургэнергосбыт").
Доминирующее положение на рынке сбытовых услуг занимает ОАО "Оренбургэнергосбыт".
Функция по контролю деятельности гарантирующих поставщиков возложена на департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов.
Для развития конкуренции в энергетическом комплексе существуют определенные препятствия, при этом значительное влияние на эти процессы оказывают специфические особенности отрасли, в том числе:
- информационная закрытость организаций - субъектов электроэнергетики;
- отсутствие механизма стимулирования повышения энергоэффективности;
- отсутствие прозрачной системы контроля эффективности использования топливно-энергетических ресурсов;
- высокий (более 70%) износ оборудования;
- высокий уровень безучетного потребления (хищений) электрической энергии;
- несовершенство областной нормативно-правовой базы в сфере энергосбережения;
- отсутствие системы финансирования энергосбережения;
- отсутствие системы внедрения передовых наукоемких энергосберегающих технологий в энергетической отрасли;
- отсутствие стимулирующих мер, способствующих увеличению доли нетрадиционных источников энергии в топливно-энергетическом балансе;
- отсутствие стимулирующих мер, направленных на снижение расходов энергии на технологические нужды и потерь в сфере производства, добычи, передачи и потребления энергоресурсов;
- отсутствие квалифицированных кадров в области энергосбережения.
Развитие конкуренции в сфере жилищно-коммунального комплекса
Несмотря на предпринятые попытки создания конкурентной среды в жилищно-коммунальном комплексе муниципального образования город Новотроицк, развитие конкуренции в этой сфере происходит крайне медленно. Товарищества собственников жилья (8 единиц) обслуживают в малой доле жилого фонда (14%), управляющая компания (1 единица) обслуживает 80% жилого фонда, 6% непосредственно управляющие собственники жилья.
Большим толчком к развитию конкуренции в этом секторе может стать внесение изменений в законодательство Российской Федерации в области энергосбережения. Материальная заинтересованность граждан в снижении расходов на оплату электроэнергии, тепла и воды будет стимулировать развитие энергосервисных компаний, специализирующихся на внедрении ресурсосберегающих технологий, что повысит внимание к выбору управляющих компаний.
В коммунальной сфере развитие конкуренции должно происходить путем привлечения эффективных частных операторов к управлению муниципальной и региональной коммунальной инфраструктурой. Для этого необходимо совершенствовать систему тарифного регулирования и внедрять долгосрочные методы регулирования, в частности метод доходности инвестированного капитала.
Приоритетными направлениями конкурентной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются:
- стимулирование энергоэффективности, развитие рынка услуг управляющих компаний и энергосервисных компаний;
- формирование системы тарифообразования, направленной на привлечение в отрасль частных инвестиций, переход к долгосрочным методам тарифного регулирования с применением метода доходности инвестированного капитала,
- стимулирование снижения издержек организаций коммунального комплекса;
- создание условий для привлечения к управлению региональной и муниципальной собственностью частных организаций в том числе с использованием механизмов применения концессионных соглашений;
- обеспечение информационной прозрачности деятельности организаций коммунального комплекса.
Основными направлениями реформирования коммунального комплекса стали водопроводно-канализационное и тепловое хозяйство, где складывалась самая тяжелая технологическая и экономическая ситуация, связанная со значительным износом сетей и оборудования, а также отсутствием средств на модернизацию производства.
В жилищной сфере работает 2 организации: ООО "Управление коммунального хозяйства", МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство поселок Новорудный".
Развитию конкуренции в жилищной сфере способствует то, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации собственники помещений многоквартирных домов должны сами выбирать способ управления домом и управляющую организацию.
В настоящее время в многоквартирных домах жилищного фонда собственники помещений выбрали способ управления, из них: 81% - управляющей организацией, 18,8% - товариществом собственников жилья, жилищными или жилищно-строительными кооперативами, 0,2% - непосредственно управляющие собственники жилья.
Как показала практика работы жилищно-коммунального комплекса, только долгосрочная передача муниципального имущества частным фирмам может дать ожидаемые результаты. В муниципальном образовании город Новотроицк заключены договора аренды с ООО "Управление коммунального хозяйства", срок действия до 2019 года.
Заключение долгосрочных договоров аренды дают предприятиям возможность провести работу по структурной реорганизации, внедрять новые технологии при реконструкции сетей и сооружений, проводить мониторинг прямых и косвенных затрат с целью снижения непроизводительных расходов. Все это гарантирует качественное и бесперебойное предоставление коммунальных услуг потребителям. При этом, муниципальные объекты коммунальной инфраструктуры, находясь в управлении частных операторов, остаются муниципальной собственностью.
Муниципальное образование город Новотроицк не принимает прямого участия в хозяйственной деятельности ООО "Управление коммунального хозяйства", МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство поселок Новорудный", но сохраняет законодательно установленные функции контроля как за поставкой коммунальных услуг потребителям, так и за использованием и модернизацией муниципального имущества, переданного в долгосрочную аренду.
С каждым предприятием разрабатывается порядок взаимодействия в части мониторинга производственных и инвестиционных программ, участия предприятий в федеральных и областных целевых программах в целях модернизации и реконструкции коммунальной инфраструктуры, в работе по тарифообразованию и софинансированию инвестиционных программ предприятий из бюджетов всех уровней.
Основными проблемами в работе жилищно-коммунального хозяйства области являются: высокая затратность отрасли, связанная с изношенностью основных фондов, недостаточный уровень качества предоставляемых услуг.
Для решения этих проблем необходимо привлечение в жилищно-коммунальный комплекс конкурентоспособных частных компаний.
Развитие конкуренции в сфере пассажирских городских и междугородних перевозок
Большая часть перевозок в муниципальном образовании город Новотроицк - 78,4% приходится на перевозки автобусов типа ГАЗель. Остальную часть делят между собой автобусы типа ПАЗ и ЛиАЗ - 17,9%, 3,7% соответственно. Кроме того ежедневно на улицы города выпускаются 32 трамвая (общая численность парка - 67 ед.).
На территории муниципального образования город Новотроицк открыто более 12 муниципальных городских маршрутов, 17 пригородных маршрутов, 7 маршрутов до садовых, огородных и дачных земельных участков и обратно, 5 трамвайных маршрутов, на которых работает более 164 автобусов, в том числе муниципального транспорта 20 автобусов, трамваев 67 шт.
На территории муниципального образования город Новотроицк действуют регулярные автобусные маршруты между муниципальными образованиями, связывающие города области, кроме того имеются межреспубликанские маршруты.
В межмуниципальных, межрегиональных перевозках задействованы следующие перевозчики:
1. ИП Барышников И.К.
2. ИП Абдрахманова Р.А.
Данные перевозчики включены в реестры, имеют заключенные контракты, договоры на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам.
Кроме того, на территории муниципального образования город Новотроицк осуществляется перевозка пассажиров по маршруту Орск-Новотроицк.
Всего в сфере автомобильных пассажирских перевозок работает 114 перевозчиков различных организационно-правовых форм, их них 110 индивидуальных предпринимателей, 4 юридических лиц.
В целях развития конкуренции в сфере пассажирских перевозок на муниципальных автобусных маршрутах создана нормативно-правовая база (решение городского Совета депутатов муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области от 02.12.2011 N 180 "Об утверждении положения о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения и организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования город Новотроицк", решение городского Совета депутатов муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области четвертого созыва от 24 ноября 2010 N 26 "Об организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Новотроицк", постановление администрации муниципального образования город Новотроицк "О регулировании транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования город Новотроицк", "Об утверждении муниципальной маршрутной сети автотранспортного обслуживания по пригородным, городским, садовым маршрутам на территории муниципального образования город Новотроицк"), которая обеспечивает равные условия доступа перевозчиков к этим услугам независимо от формы собственности.
Кроме того утверждена муниципальная долгосрочная целевая программа "Развитие пассажирского автомобильного транспорта общего пользования на территории муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области в 2012 - 2016 годах". Основными целями данной программы является развитие транспортной инфраструктуры, обновление подвижного состава, повышение качества и безопасности транспортных услуг.
Рынок услуг в сфере пассажирских городских и междугородных перевозок является конкурентным.
Развитие конкуренции в сфере малого и среднего предпринимательства
В целях реализации мер поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Новотроицк, направленных на создание благоприятной среды для развития предпринимательской деятельности и решения задач социально-экономического развития муниципального образования город Новотроицк, постановлением администрации от 21 октября 2011 года N 2798-а утверждена муниципальная Программа поддержки малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Новотроицк на 2012 - 2014 годы.
На 1 января 2011 года на малых и средних предприятиях, в крестьянско-фермерских хозяйствах и индивидуальным предпринимательством занято 9 259 человек.
В настоящее время на территории муниципального образования город Новотроицк действует 6 средних и 374 малых предприятий, 2 333 индивидуальных предпринимателей и 13 крестьянско-фермерских хозяйств.
Роль небольших компаний в формировании конкурентных отношений является крайне важной.
Такие свойства малого и среднего предпринимательства, как гибкость и способность к быстрому обновлению, позволяют ему в целом составлять конкуренцию крупным компаниям, стимулировать их эффективность.
В целях создания максимально благоприятных условий для ведения малого и среднего бизнеса необходимы:
- реализация мероприятий, направленных на снижение административного давления;
- упрощение процедур государственной регистрации, ликвидации, банкротства, ведение налоговой отчетности и бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства;
- упрощение и удешевление процедуры присоединения к объектам энергетической инфраструктуры и организациям коммунального комплекса;
- обеспечение доступности объектов недвижимости, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для малого и среднего предпринимательства, в том числе реализация преимущественного права выкупа арендуемых помещений;
- максимальная информационная открытость для начала собственного дела, включая публикацию на едином интернет-портале справочной информации о возможности получения государственной поддержки.
Факторы препятствующие развитию конкуренции:
- отсутствие системы комплексного сопровождения начинающих предпринимателей;
- высокая стоимость подключения хозяйствующих субъектов к ресурсам естественных монополий;
- дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров.
Основные задачи по развитию конкуренции:
- развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
- выравнивание условий для развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Новотроицк;
- снижение налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства.
Нумерация приводится в соответствии с источником
3. Основные цели и задачи Программы, целевые показатели, позволяющие оценивать ход реализации Программы
Основными целями муниципальной политики по развитию конкуренции в муниципальном образовании город Новотроицк являются:
- создание на территории муниципального образования город Новотроицк конкурентной среды на рынках товаров и услуг и благоприятных условий для ведения бизнеса, обеспечивающих равный доступ к ограниченным ресурсам, состязательность хозяйствующих субъектов;
- создание экономически эффективных условий для обеспечения потребностей населения и организаций муниципального образования город Новотроицк в товарах и услугах.
Основными задачами, решение которых обеспечит достижение поставленных целей, станут:
- реализация Программы стратегии развития муниципального образования город Новотроицк до 2020 года и на период до 2030 года;
- развитие рыночной инфраструктуры и оптимальное размещение объектов товарных рынков, обеспечивающее доступность товаров и услуг на всей территории муниципального образования город Новотроицк;
- снижение административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности за счет повышения качества и доступности муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций;
- развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Новотроицк;
- создание условий для равного доступа потребителей и производителей к информации о ведении бизнеса, состоянии товарных рынков, ценовых индикаторах;
- привлечение инвестиционных ресурсов и поддержка инвестиционной деятельности на территории муниципального образования город Новотроицк.
Наиболее перспективными для развития конкуренции на территории муниципального образования город Новотроицк в ближайшем периоде являются сфера агропромышленного комплекса, розничная торговля, жилищно-коммунальный комплекс, информационно-коммуникационные технологии и связь, малое и среднее предпринимательство.
В целях оценки результативности и эффективности мер, принимаемых для развития конкуренции на территории муниципального образования город Новотроицк, определены целевые индикаторы развития конкуренции в муниципальном образовании город Новотроицк (приложение N 1 к настоящей Программе).
Основными показателями реализации Программы являются:
- общие показатели развития конкуренции в муниципальном образовании город Новотроицк;
- показатели снижения административных барьеров для деятельности субъектов хозяйствования;
- показатели развития конкуренции в отдельных отраслях экономики муниципального образования город Новотроицк.
4. План программных мероприятий по развитию конкуренции в муниципальном образовании город Новотроицк на период 2012 - 2014 годы
План программных мероприятий по развитию конкуренции в муниципальном образовании город Новотроицк на период 2012 - 2014 годы разработан на основе данных оценки конкурентной среды в муниципальном образовании город Новотроицк, конкурентных преимуществ муниципального образования город Новотроицк, утвержденной программой стратегии развития муниципального образования город Новотроицк до 2020 года и на период до 2030 года и задач по снижению административных ограничений на деятельность хозяйствующих субъектов в муниципальном образовании город Новотроицк (согласно приложению N 2). Он включает следующие разделы:
- мероприятия, направленные на сокращение административных барьеров;
- мероприятия, направленные на сокращение прямого участия органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности;
- мероприятия, направленные на организацию сбора и публикации информации о рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей;
- мероприятия, направленные на повышение информационной прозрачности деятельности органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности;
- мероприятия, направленные на развитие конкуренции в отдельных отраслях экономики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.