Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Оренбургской области
от 23 июля 2012 г. N 627-п
Сценарные условия
социально-экономического развития Оренбургской области на 2013 год и на период до 2015 года
I. Общие положения
1. Сценарные условия социально-экономического развития Оренбургской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов разработаны на основе сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации, ориентиров и приоритетов социально-экономической политики Правительства Оренбургской области, а также итогов развития области в январе - мае 2012 года.
Социально-экономическая политика Правительства Оренбургской области на среднесрочную перспективу определена в послании Губернатора Оренбургской области "Стратегия прорыва. Программа действий до 2015 года".
Основные усилия Правительства Оренбургской области сосредоточены на следующих приоритетах:
повышение эффективности и открытости власти;
экономическое развитие области;
развитие человеческого капитала.
2. Прогноз сценарных условий социально-экономического развития на 2013 - 2015 годы разработан на вариантной основе. Основные варианты прогноза - первый вариант (консервативный) и второй вариант (умеренно-оптимистичный) разработаны на основе единой гипотезы внешних условий и различаются эффективностью реализации государственной политики, в том числе за счет различных условий бюджетных правил.
Первый вариант (консервативный) отражает развитие экономики области в условиях сохранения рисков невысокого инвестиционного спроса, низкой конкурентоспособности производимой предприятиями области продукции и незначительного роста спроса на нее.
Годовые темпы роста экономики в 2013 - 2015 годах оцениваются на уровне более 2,0 процента.
Второй вариант (умеренно-оптимистичный) предполагает более быстрое развитие экономики области за счет реализации инвестиционных программ естественных монополий, роста банковского кредитования, повышения конкурентоспособности и эффективности промышленных предприятий, а также стимулирования экономического роста и модернизации.
В условиях второго варианта рост валового регионального продукта в 2012 году составит 102,0 процента, а в 2013 - 2015 годах - 102,3, 102,4, 102,5 процента соответственно.
II. Промышленность
3. Индекс промышленного производства Оренбургской области в 2012 году, по оценке, составит 100,5 процента к уровню 2011 года. Рост производства ожидается в обрабатывающих отраслях (на 0,7 процента), в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (на 1,5 процента). В добыче полезных ископаемых производство оценивается на уровне 2011 года.
На развитие промышленности в 2013 году и последующие годы будут оказывать влияние как внешние, так и внутренние факторы: спрос и динамика мировых цен на нефть и металлопродукцию, уровень цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, платежеспособный спрос на продукцию обрабатывающих отраслей, присоединение России к ВТО, реализация мероприятий областных целевых программ при государственной поддержке на областном уровне.
Наряду с этим относительно стабильное развитие промышленного комплекса области за ряд предыдущих лет (в 2011 году к уровню 2002 года индекс производства составил 161,5 процента против 145,1 процента по России), а также сложившаяся в промышленности структура производства, в которой 56 процентов приходится на отрасли, добывающие полезные ископаемые, не позволяют прогнозировать высокие темпы роста в среднесрочной перспективе.
Предполагается, что с учетом условий и факторов, определяющих развитие промышленности в 2013 - 2015 годах, ежегодные темпы прироста промышленного производства составят по первому варианту от 0,9 процента в 2013 году до 1,2 процента в 2015 году, по второму варианту - от 1,6 до 2,2 процента соответственно. К показателям 2011 года промышленное производство прогнозируется на уровне 103,7 и 106,2 процента соответственно по первому и второму вариантам.
III. Добыча полезных ископаемых
4. Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых
В 2012 году объем добычи нефти, газового конденсата, природного и попутного газа оценивается практически на уровне 2011 года. В 2013 - 2015 годах ежегодные темпы их добычи прогнозируются по первому и второму вариантам на уровне 100,0 - 100,4 процента, что обусловлено темпами добычи нефти и газа на ведущих предприятиях отрасли: ОАО "Оренбургнефть", ООО "Бугурусланнефть" и ООО "Газпром добыча Оренбург". Основным газодобывающим предприятием Оренбургской области - ООО "Газпром добыча Оренбург" в прогнозируемом периоде ежегодно планируются ввод в эксплуатацию новых скважин и проведение инженерно-геологических мероприятий по интенсификации добычи. Прогнозируется продолжить реализацию программы "Газ" по повышению уровня утилизации попутного нефтяного газа до 95,0 процента.
5. Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических
Рост добычи полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, на 0,4 процента в 2012 году и на 1,6 и 3,6 процента соответственно по вариантам за 2013 - 2015 годы в основном будет обеспечен за счет увеличения добычи руд цветных металлов и общераспространенных полезных ископаемых, что связано с реализацией крупных инвестиционных проектов за ряд последних лет.
В 2012 - 2015 годах прогнозируется рост производства меди и цинка ОАО "Гайский горнообогатительный комбинат", обусловленное поэтапным вводом мощностей по добыче и переработке медно-колчеданных руд в соответствии с инвестиционной программой реконструкции и расширения производства, а также ЗАО "Ормет" в связи с началом разработки участка Весенний Весенне-Аралчинского месторождения медно-цинковых руд в Домбаровском районе. При сохранении позитивной внешнеэкономической конъюнктуры для продукции ОАО "Киембаевский горно-обогатительный комбинат "Оренбургские минералы" объемы производства асбеста будут стабилизированы. ОАО "Оренбургуголь" с целью увеличения объемов производства ведется работа по реализации проектов по строительству комплекса по углубленной переработке бурого угля Тюльганского разреза, электростанции на бурых углях мощностью до 150 МВт и переводу котельной пос. Тюльган на сжигание бурых углей в форсированном кипящем слое.
IV. Обрабатывающие производства
6. Развитие обрабатывающих отраслей
Развитие обрабатывающих отраслей в 2012 году и среднесрочной перспективе прогнозируется опережающими темпами: 106,6 - 113,0 процента в 2015 году к уровню 2011 года по первому и второму вариантам соответственно. Наиболее динамичным предполагается развитие отраслей, ориентированных на потребительский спрос (пищевая, легкая промышленность), строительных материалов, машиностроительного комплекса (производство машин и оборудования, электрооборудования, транспортных средств).
7. Текстильное и швейное производство; производство кожи, изделий из кожи и производство обуви
В 2012 году производство в текстильной и швейной промышленности оценивается на уровне 107,0 процента к 2011 году, в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви - 102,7 процента. В 2013 - 2015 годах планируются продолжение модернизации производства с применением новых технологий, освоение новых видов продукции на предприятиях отраслей.
Предусматривается расширение ассортимента и повышение качества изделий в текстильном (ЗАО "ТПК "Орентекс", ЗАО "Промсинтекс"), трикотажном (ЗАО "Фабрика оренбургских пуховых платков", ООО "Тритекс"), чулочно-носочном (ООО "Альтаир") производствах.
Индекс в текстильном и швейном производствах в 2015 году к 2012 году прогнозируется на уровне 109,9 процента по первому варианту и 126,2 процента - по второму варианту, в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви - 107,7 процента и 113,6 процента соответственно.
8. Производство кокса и нефтепродуктов
В 2012 году индекс производства по данному виду деятельности составит 102,4 процента к уровню 2011 года в соответствии с планами основных нефтеперерабатывающих предприятий (ОАО "Орскнефтеоргсинтез" и ОАО "Нефтемаслозавод", г. Оренбург), ориентированных на спрос продукции. В прогнозируемом периоде планируется проведение комплекса работ по техническому перевооружению и модернизации производства ОАО "Орскнефтеоргсинтез" и ОАО "Нефтемаслозавод" (г. Оренбург), что позволяет прогнозировать темпы роста производства по отрасли в 2015 году к уровню 2012 года на уровне 105,1-111,8 процента по вариантам.
9. Химическое производство
В 2012 году индекс химического производства, по оценке, составит 111,0 процента к уровню 2011 года. ООО "Газпром добыча Оренбург" в среднесрочной перспективе сохранит уровень производства за счет углубления переработки сырья. Планируется расширение ассортимента выпуска продукции углеводородных сжиженных газов за счет модернизации производства ЗАО "Завод синтетического спирта", введения мощностей по производству новых видов продукции ОАО "Новотроицкий завод хромовых соединений". Темпы роста производства по отрасли в 2015 году к уровню 2012 года составят 105,4 - 111,4 процента по вариантам.
10. Производство резиновых и пластмассовых изделий
В 2012 году индекс производства по данному виду деятельности составит, по оценке, 101,0 процента к уровню 2011 года. В рамках реализации стратегии ООО "Газпром добыча Оренбург" по углубленной переработке сырья планируется расширение номенклатуры производимых полиэтиленовых труб для водопроводов, газопроводов, канализации (ООО "Полимер"). Прогнозируются темпы роста производства в 2013 - 2015 годах на уровне 104,3 процента по первому варианту и 109,3 процента - по второму варианту.
11. Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий
В 2012 году производство по металлургическому комплексу составит, по оценке, 98,5 процента к уровню 2011 года в соответствии со спросом на продукцию ведущего предприятия металлургии - ОАО "Уральская Сталь". Отработка ОАО "Комбинат Южуралникель" новой технологии электроплавки на опытно-промышленном комплексе по производству ферроникеля печью постоянного тока 12 МВт позволит повысить извлечение никеля, исключить расход дорогостоящего кокса, автоматизировать процесс плавки и сократить выбросы в атмосферу диоксида серы.
В ООО "Буруктальский никелевый завод" при участии Внешэкономбанка предполагается реализация проекта по увеличению объема производства никеля методом кучного выщелачивания. Планируемый объем инвестиций - до 5 млрд. рублей. При реализации мероприятий на предприятиях цветной металлургии и стабильном спросе на продукцию ООО "Уральская Сталь" индекс металлургического производства в 2013 - 2015 годах прогнозируется на уровне 100,0 - 100,5 процента по первому и второму вариантам.
12. Производство машин и оборудования
В 2012 году индекс производства по данному виду деятельности составит, по оценке, 108,0 процента к уровню 2011 года. В прогнозируемом периоде предполагается сохранение тенденции роста. ООО "Орский завод холодильников" планирует выйти на проектную мощность по выпуску холодильников и морозильников, перейти к серийному производству бытовых газовых и электрических плит. ЗАО "Орский завод компрессоров" планирует освоить серийный выпуск современных мотор-компрессоров, отвечающих требованиям мировых стандартов качества. В ОАО "Механический завод" (г. Орск) разработан проект "Организация производства стальных баллонов высокого давления 200 атмосфер для использования в системах пожаротушения на особо опасных объектах". Реализация проекта обеспечит создание трехсот новых рабочих мест и позволит предприятию выйти на мировой рынок высокотехнологичного оборудования для пожаротушения.
Продолжится реализация ряда проектов по техническому перевооружению, модернизации производства и внедрению новых технологий на предприятиях машиностроительного комплекса (ОАО "МК ОРМЕТОЮУМЗ", ОАО "Бузулуктяжмаш", ОАО "Завод бурового оборудования", ОАО "Орский машиностроительный завод", ОАО "Бузулукский механический завод", ОАО "ПО Стрела", ОАО "Долина"). Индекс производства машин и оборудования в 2013 - 2015 годах прогнозируется на высоком уровне - 113,0 - 135,5 процента по первому и второму вариантам.
13. Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования
В 2012 году индекс производства по данному виду деятельности составит, по оценке, 100,8 процента к уровню 2011 года.
С учетом реализации ЗАО "УралЭлектро" инвестиционного проекта по техническому перевооружению и развитию производства асинхронных двигателей и низковольтной аппаратуры индекс производства по данному виду деятельности в 2015 году к показателям 2013 года прогнозируется на уровне 111,0-119,1 процента по первому и второму вариантам.
14. Производство транспортных средств и оборудования
В 2012 году индекс производства по данному виду деятельности, по оценке, составит 98,0 процента к уровню 2011 года в связи с сокращением спроса на продукцию.
На развитие отрасли транспортного машиностроения ориентирован инвестиционный проект (2011 - 2014 годы) "Комплекс заводов транспортного машиностроения". ЗАО "ОВЗ групп" планирует объединить Орский вагонный завод, выпускающий и ремонтирующий железнодорожные вагоны, Орский литейный завод мощностью 30 тыс. тонн крупного железнодорожного литья и Уральский завод транспортного машиностроения, производящий 6 тыс. грузовых вагонов, 5 тыс. танк-контейнеров, 2 тыс. автоприцепов в год. Ожидается, что новый комплекс заводов транспортного машиностроения обеспечит работой 8 тыс. человек.
В ООО "Оренбургский радиатор" продолжится реализация инвестиционных проектов по реконструкции технологических линий радиаторного производства с заменой изношенного оборудования, планируется освоение новых видов продукции (в том числе экспортоориентированных). ОАО "Бугурусланский завод "Радиатор" прорабатывает вопрос по созданию совместного производства алюминиевых радиаторов с компанией "Modine Euro" (Германия) для поставки ОАО "КАМАЗ".
В 2013 - 2015 годах индекс производства транспортных средств прогнозируется на уровне 116,3 - 135,5 процента по вариантам соответственно.
V. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
15. В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды индекс промышленного производства в 2011 году составил 101,8 процента, оценка 2012 года - 101,5 процента.
В 2013, 2014 и 2015 годах прогнозируется рост производства и распределения электроэнергии, газа и воды на 2,2, 2,5 и 2,6 процента по первому варианту и 2,5, 3,0, 3,0 процента соответственно по второму варианту. Формирование перспективы электроэнергетического комплекса области основывается на принципе сбалансированного развития генерации, электросетевого хозяйства и синхронизации ввода электроэнергетических объектов в строй с основными этапами выполнения инвестиционных программ базовых отраслей промышленности.
Комплексный план мероприятий по удовлетворению спроса на электроэнергию в 2013 - 2015 годах, созданию условий по обеспечению опережающего развития электросетевого комплекса и вводу дополнительных мощностей генерации формируется на основе прироста объемов электропотребления в Оренбургской энергосистеме.
VI. Развитие сельского хозяйства
16. Создание условий для устойчивого развития сельских территорий и ускорения темпов роста сельскохозяйственного производства является приоритетным направлением политики, проводимой Правительством Оренбургской области. Для выполнения поставленных задач реализуются следующие областные целевые программы:
"Социальное развитие села до 2013 года";
"Развитие мясного скотоводства Оренбургской области" на 2009 - 2012 годы.
Показатели развития АПК области на 2013 - 2015 годы прогнозируются с учетом реализации мероприятий проекта областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области" на 2013 - 2020 годы. Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства в 2012 году позволят стабилизировать ситуацию в агропромышленном комплексе области. Индекс производства валовой продукции сельского хозяйства в 2012 году составит 100,8 процента к уровню 2011 года, в том числе продукции животноводства - 102,7 процента, продукции растениеводства - 99,0 процента.
В 2013 году индекс производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года прогнозируется по первому варианту - 101,4 процента, по второму варианту - 102,1 процента, в 2014 году - 102,0 процента и 102,3 процента соответственно, в 2015 году - 102,1 процента и 102,3 процента соответственно. Основными направлениями развития животноводства остаются сохранение и восстановление поголовья скота, совершенствование селекционноплеменной работы с маточным поголовьем, укрепление кормовой базы животноводства и улучшение работы ветеринарной службы. Производство скота и птицы (в живом весе) в 2013 году составит 216,0 - 219,6 тыс. тонн по первому и второму вариантам соответственно (101,3 - 103,0 процента к уровню оценки 2012 года), производство молока - 850,0 - 855,0 тыс. тонн (100,6 - 101,2 процента к уровню оценки 2012 года). Рост производства продукции растениеводства будет обеспечен за счет поддержки элитного семеноводства, реализации комплекса мер по технической и технологической модернизации отрасли, повышения плодородия почв, расширения посевов озимых культур.
К 2015 году площади, обрабатываемые по ресурсосберегающим технологиям, составят более 3,0 млн. гектаров, удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, составит 18,0 процента.
В области создано 280 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, которые оказывают услуги крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам по снабжению, сбыту сельскохозяйственной продукции, выдаче займов. Достижение устойчивого развития сельских территорий и повышения уровня жизни сельского населения будет осуществляться в рамках областной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года". В 2013 году ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, составит 110 тыс. кв. метров, в том числе для молодых семей - 10,0 тыс. кв. метров.
Обеспечение сельского населения централизованным водоснабжением к 2013 году планируется довести до 64,5 процента, к 2014 - 2015 годам - до 65,0-65,5 процента соответственно, уровень газификации в 2013 - 2015 годах составит 99,0 процента.
VII. Инвестиции в основной капитал
17. Прогноз инвестиций в основной капитал на 2012 год и на период до 2015 года рассчитан с учетом планов развития предприятий, возможностей бюджетов всех уровней, увеличения реальных доходов населения в совокупности с улучшением финансового состояния предприятий и развитием банковской системы, что создаст необходимые условия для роста инвестиций в реальный сектор экономики, а также с учетом необходимости обновления на современной технической основе производственных фондов, развития социальной сферы. В 2011 году произошло незначительное повышение инвестиционной активности. Объем инвестиций, направленных на развитие экономики и социальной сферы области, составил 113 003,6 млн. рублей, что на 0,3 процента выше уровня 2010 года, в том числе по крупным и средним предприятиям - на 3,3 процента. В 2012 году объем инвестиций в основной капитал, по оценке, увеличится на 4,0 процента к уровню 2011 года и составит 126 573,1 млн. рублей. Положительная динамика развития инвестиционного комплекса будет обеспечена за счет дальнейшей реализации мероприятий на федеральном и областном уровнях.
Основной объем инвестиций, как и прежде, будет осуществляться из внебюджетных источников, доля которых составит 92,0 процента от общего объема инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям, бюджетное финансирование - 8,0 процента. В 2013 году прогнозируется рост объема инвестиций в основной капитал на уровне 104,5 процента по первому варианту и 105,0 процента - по второму варианту. Темпы роста инвестиций в основной капитал по сравнению с 2012 годом будут обеспечены за счет дополнительных капитальных вложений в топливно-энергетический комплекс, транспорт, агропромышленный, машиностроительный и металлургический комплексы, жилищное строительство. Предполагается, что в указанных секторах экономики начнется реализация ряда новых проектов и программ, финансирование которых будет осуществляться в основном за счет средств предприятий с привлечением бюджетных и внебюджетных источников. Оживление инвестиционной активности предприятий области предполагается с 2014 года. Прирост инвестиций в основной капитал прогнозируется в 2014 году на 5,4 - 6,0 процента повариантно, в 2015 году - на 5,9 - 7,0 процента соответственно. В прогнозируемом периоде основными источниками финансирования будут оставаться внебюджетные средства.
Увеличение инвестиций в основной капитал предполагается за счет активизации внедрения передовых технологий и создания высокотехнологичных производств в рамках инвестиционных проектов, реализуемых в области.
VIII. Развитие малого и среднего бизнеса
18. Реализация областной целевой программы "О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области" на 2012 - 2014 годы (предусматривающей развитие кредитно-финансовых механизмов, развитие инфраструктуры поддержки бизнеса, вложение в малый бизнес инвестиционных средств и другое), муниципальных программ развития предпринимательства, участие Оренбургской области в конкурсах Минэкономразвития России по привлечению средств федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего бизнеса, а также использование субъектами предпринимательства упрощенной системы налогообложения позволят в 2012 - 2015 годах увеличить количество малых и средних предприятий и продолжить наращивание их оборота. В 2012 году, по оценке, число средних предприятий составит 231 единицу. Число малых предприятий (с учетом микропредприятий) составит 15,2 тыс. единиц. В структуре малого бизнеса наиболее привлекательными являются обрабатывающие производства, строительство, транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, оптовая и розничная торговля.
В 2015 году, по прогнозу, количество средних предприятий составит 231-235 единиц, количество малых - 17,7-18,7 тыс. единиц. Среднесписочная численность работников средних предприятий в 2012 году оценивается в количестве 29,13 тыс. человек, к 2015 году прогнозируется небольшое увеличение до 29,63 тыс. человек (по второму варианту). Среднесписочная численность работников малых предприятий (с учетом микропредприятий) в 2012 году оценивается в размере 128,73 тыс. человек, к 2015 году прогнозируется увеличение до 129,76 тыс. человек. Оборот средних предприятий по всем видам деятельности в 2012 году оценивается на уровне 46,3 млрд. рублей; оборот малых предприятий (с учетом микропредприятий) по всем видам деятельности - на уровне 145,9 млрд. рублей.
В 2012 - 2015 годах ежегодный прирост оборота средних предприятий (в действующих ценах) составит 10,0 - 11,4 процента, малых предприятий - 10,6 - 12,6 процента.
IX. Потребительский рынок
19. На потребительском рынке области отмечается положительная динамика показателей развития. В 2011 году оборот розничной торговли составил 187 098,8 млн. рублей, или 109,1 процента к уровню 2010 года. Потребительский рынок области достаточно насыщен основными продуктами питания, чему способствуют поставки на рынок продукции местных товаропроизводителей, и социально значимыми непродовольственными товарами. В сфере торговли преобладает негосударственный сектор. В 2012 году работают и продолжают развиваться как федеральные, так и региональные сети, при этом планируется вхождение на областной рынок и новых федеральных сетей различных форматов. Факторами, позволяющими в 2013 году достигнуть роста оборота розничной торговли на 5,2 процента к уровню 2012 года, являются:
формирование цивилизованного рынка товаров и услуг; сокращение звенности товародвижения;
развитие малого бизнеса и потребительской кооперации; усиление контроля за исполнением нормативных правовых актов в сфере потребительского рынка;
увеличение доходов населения.
В 2014 - 2015 годах прогнозируются расширение сети торговли и общественного питания, обновление ее структуры, внедрение более совершенных, прогрессивных форм и методов продажи товаров и услуг. В 2012 году оборот розничной торговли оценивается в сумме 208 429,6 млн. рублей, прирост к уровню 2011 года составит 6,4 процента. В 2013 - 2015 годах повышение покупательной способности населения, обусловленное ростом реальных располагаемых денежных доходов, будет способствовать увеличению оборота розничной торговли: в 2013 году - на 5,0 - 5,2 процента, 2014 году - на 5,6 - 5,8 процента; в 2015 году - на 5,7 - 5,9 процента повариантно. Объем платных услуг в 2012 году оценивается в сумме 64,5 млрд. рублей, или 104,5 процента к 2011 году. В 2012 году структура платных услуг населению существенно не изменится: около 77 процентов от общего объема расходов на услуги население будет направлять на услуги "обязательного" характера: транспортные, связи, жилищно-коммунальные и бытовые.
Объем услуг населению в 2013 году прогнозируется с увеличением к оценке 2012 года на 4,7 - 4,9 процента повариантно и составит 73,1 млрд. рублей и 73,2 млрд. рублей соответственно.
В 2014 году по первому варианту населению будет оказано платных услуг на сумму 82,0 млрд. рублей, или 104,8 процента к уровню 2013 года; по второму варианту - 82,4 млрд. рублей, или 105,0 процента; в 2015 году по первому варианту - 92,1 млрд. рублей, или 105,0 процента к уровню 2014 года, по второму варианту - 92,6 млрд. рублей, или 105,2 процента. Тенденция роста рынка услуг сохранится в основном за счет оказания населению жилищно-коммунальных, транспортных, бытовых, медицинских услуг, услуг связи и образования.
X. Рост цен (тарифов) на товары (услуги) естественных монополий
20. Приоритетной задачей тарифной политики в 2013 - 2015 годах является ограничение темпов роста цен и тарифов субъектов естественных монополий. Основными факторами роста цен (тарифов) субъектов естественных монополий остаются рост цен на топливо и иные статьи расходов, а также включение инвестиционной составляющей в регулируемые тарифы. Цены на природный газ для всех категорий потребителей будут повышаться в 2013 и в 2014 годах на 15,0 процента, в 2015 году - на 14,6 - 15,0 процента. Цены на газ, отпускаемый для населения, в 2013 - 2015 годах будут повышены на 15,0 процента ежегодно. Цены и тарифы на электрическую энергию для всех категорий потребителей будут повышены в 2012 году, по оценке, на 7,0 процента, в 2013 году - на 12,0 - 10,0 процента, в 2014 году - на 12,0 - 10,0 процента, в 2015 году - на 13,0 - 11,0 процента.
Увеличение регулируемых тарифов для населения составит в 2012 году, по оценке, 3,0 процента, в 2013 году - 9,1 - 10,6 процента, в 2014 году - 12,0 - 15,0 процента, в 2015 году - 12,0 - 15,0 процента повариантно. Цены на тепловую энергию будут повышены (повариантно) в 2013 году на 11,0 - 12,0 процента, в 2014 году - на 9,5 - 10,5 процента, в 2015 году - на 10,0 - 11,0 процента.
XI. Индекс потребительских цен
21. В 2012 году индекс потребительских цен (в среднем за год) оценивается в размере 104,8 процента, что ниже уровня 2011 года на 3,9 процентного пункта. Снижение роста индекса потребительских цен произойдет в основном за счет увеличения производства продукции сельского хозяйства на 42,2 процента и производства продовольственных товаров. В 2013 году индекс потребительских цен незначительно повысится до 106,2 процента, в 2014 - 2015 годах темпы роста индекса потребительских цен замедлятся до 105,2 и 104,9 процента соответственно.
XII. Социальное развитие
22. В 2012 году реальные располагаемые денежные доходы населения увеличатся, по оценке, на 4,3 процента и будут обусловлены: ростом заработной платы в реальном секторе экономики и бюджетной сфере; ростом социальных трансфертов, прежде всего пенсионных выплат. Средний размер назначенной пенсии повысится на 10,1 процента, реальный размер назначенной пенсии составит 105,0 процента. Уровень бедности населения оценивается на уровне 14,1 процента (в 2011 году - 14,7 процента).
В 2013 году денежные доходы населения области прогнозируются в размере 431 109,9 млн. рублей по первому варианту с темпами роста к 2012 году 110,5 процента; по второму варианту - в размере 433 550,1 млн. рублей с темпами роста к 2012 году 111,1 процента.
Реальные располагаемые доходы населения увеличатся на 4,4-4,6 процента повариантно. Средний размер назначенной пенсии составит 9 024,5 рубля, или 109,5 процента к уровню 2012 года, реальная пенсия - 103,1 процента. За период 2012 - 2015 годов:
денежные доходы населения увеличатся на 46,0 процента по первому варианту и на 50,0 процента - по второму варианту;
средний размер трудовой пенсии увеличится на 45,2 процента.
В прогнозируемом периоде предусматриваются одинаковые параметры пенсионного обеспечения. Основные меры по снижению уровня бедности населения в среднесрочной перспективе будут направлены на создание условий для роста доходов населения, в первую очередь на основе развития занятости населения и повышения заработной платы, а также мер по повышению уровня материального обеспечения пенсионеров. Величина прожиточного минимума возрастет с 5 790,0 рубля в 2012 году до 7 038,0 рубля в 2015 году.
В связи с введением с 2013 года новой потребительской корзины увеличится величина прожиточного минимума для всех социально-демографических групп населения, что отразится на росте численности малоимущего населения. В 2013 году уровень бедности составит 14,2 процента. В 2014 - 2015 годах уровень бедности населения снизится до 14,0 и 13,8 процента соответственно.
22.1. Здравоохранение
Перспективное планирование системы здравоохранения определяется программой модернизации здравоохранения Российской Федерации на 2011 - 2012 годы, а также государственной программой развития здравоохранения на 2013 - 2020 годы. Развитие здравоохранения будет ориентироваться на повышение доступности и качества медицинской помощи, строиться на принципах открытости, конкурентности, использования современных технологий и стандартов качества и осуществляться по следующим основным направлениям:
1) здоровье человека, улучшение демографической ситуации за счет организации трехуровневой медицинской помощи, включая совершенствование оказания экстренной медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, тяжелыми и сочетанными травмами, совершенствование медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, развития профилактики заболеваний, внедрения информационных технологий;
2) обеспечение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, совершенствование страховых принципов за счет включения в базовую программу обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) скорой медицинской помощи (за исключением скорой специализированной (санитарно-авиационной) медицинской помощи), перехода преимущественно на одноканальное финансирование государственных и муниципальных учреждений здравоохранения с целью приведения в соответствие с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";
3) осуществление структурных преобразований за счет: осуществления комплекса мероприятий, направленных на развитие частно-государственного партнерства, включая привлечение негосударственных (немуниципальных) поставщиков к оказанию государственных (муниципальных) услуг; создания бюджетных, казенных и автономных некоммерческих организаций на базе государственных учреждений здравоохранения и включения в базовую программу ОМС помощи, оказываемой в фельдшерско-акушерских пунктах;
4) повышение открытости управления организациями здравоохранения за счет внедрения стандартов оказания медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях области, разработки регламентов государственных (муниципальных) услуг, перевода оказания государственных услуг в электронную форму, перехода на программно-целевой метод управления путем принятия и реализации ведомственных целевых программ;
5) обеспечение населения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощью путем организации и проведения торгов на специализированную и высокотехнологичную помощь, внедрение на базе клиник области новых технологий;
6) создание условий по привлечению специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием в учреждения здравоохранения, установление дополнительных мер социальной поддержки молодым специалистам, прибывшим на работу в сельские населенные пункты после окончания вуза;
7) улучшение лекарственного обеспечения путем дальнейшего обеспечения доступности лекарственных средств, внедрения в практику лечебно-профилактических учреждений области программного комплекса обмена данными в режиме онлайн между врачебным кабинетом и пунктами отпуска лекарств, резервирование лекарственного препарата в аптечном учреждении до его получения льготником.
22.2. Образование
Система образования Оренбуржья - это отрасль со значительными материальными и человеческими ресурсами, включающая 2103 образовательных учреждения, 428 тыс. учащихся, воспитанников и студентов, свыше 51 тыс. педагогических работников.
В 2011 году в сфере образования области осуществлялась деятельность, позволившая активизировать работу по реализации мероприятий по обновлению содержания образования, повышению доступности и качества образования в области и в целом достичь положительных тенденций по многим направлениям деятельности. Объем консолидированного бюджета на образование в 2011 году составил 20 млрд. рублей, почти на 12,5 млрд. рублей больше, чем в 2005 году. В среднесрочной перспективе продолжится работа по сохранению и укреплению здоровья школьников за счет:
дальнейшей реализации областной целевой программы "Совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях Оренбургской области на 2011 - 2013 годы";
обеспечения условий для организации качественного, сбалансированного горячего питания учащихся общеобразовательных учреждений области;
совершенствования системы просветительской работы по формированию культуры здорового питания;
продолжения работы по укреплению материальной базы и лицензированию медицинских кабинетов образовательных учреждений.
Решение проблемы повышения качества образования в малокомплектных школах будет осуществляться посредством внедрения и развития дистанционных форм обучения. Создание организационных и экономических механизмов сохранения и привлечения высококвалифицированных кадров в систему образования, в том числе через осуществление следующих мер:
доведение к 2013 году заработной платы учителей до средней заработной платы по экономике области;
реализация социальной поддержки педагогических работников на всех уровнях;
привлечение специалистов в образовательные учреждения области посредством принятия областной целевой программы по поддержке молодых специалистов на 2013 - 2015 годы, основным назначением которой является финансовая поддержка молодого специалиста, выезжающего на работу в село, в виде единовременной выплаты в 0,5 млн. рублей.
Будут продолжены:
работа с одаренными детьми с использованием новых форм работы;
обеспечение социальной поддержки и прав на качественное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Получат дальнейшее развитие системы воспитания и дополнительного образования детей за счет:
реализации плана мероприятий в рамках Года российской истории;
сохранения числа детей, охваченных услугами учреждений дополнительного образования;
обеспечения взаимодействия общеобразовательных учреждений с учреждениями дополнительного образования детей в организации внеурочной деятельности в рамках реализации федерального образовательного стандарта;
развития интернет-ресурсов в системе дополнительного образования детей и др.
Расширение доступности дошкольных образовательных услуг и достижение 100-процентного охвата детей услугами дошкольных образовательных учреждений к 2015 году будет осуществляться за счет: создания дополнительных мест в образовательных учреждениях для приема детей дошкольного возраста посредством строительства и проведения капитальных и противоаварийных ремонтных работ за счет средств областного и местных бюджетов;
внедрения и разработки новых организационных форм дошкольного образования;
содействия негосударственному сектору детских садов и разработки комплекса мероприятий по стимулированию частных организаций в сфере дошкольного образования.
Продолжится работа по повышению качества профессионального образования, в том числе:
оптимизация сети учреждений начального и среднего профессионального образования в аспекте совершенствования их правового положения, внедрение в систему профессионального образования новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса;
приведение содержания и структуры профессиональной подготовки специалистов в соответствие с потребностями рынка труда, обеспечение мобильности трудовых ресурсов за счет внедрения системы их профессиональной переподготовки в соответствии с запросом региональной политики;
обеспечение введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового (третьего) поколения;
удовлетворение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы области в профессиональных кадрах высокой квалификации за счет формирования условий для развития непрерывного образования и др.
Будет продолжена работа по созданию условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала:
привлечение потенциала высшей школы и академической науки для обновления продукции, технологий, осуществления мероприятий по ресурсосбережению и повышению качества продукции;
реализация комплекса мероприятий для стимулирования предприятий по использованию наукоемких технологий и продуктов, вовлечению интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот, внедрению передовых технологий управления;
стимулирование научной и инновационной активности молодых ученых и специалистов научных, научно-производственных и инновационных организаций;
проведение мероприятий по повышению привлекательности труда и уровня профессионализма инженерно-технического персонала предприятий, формированию интереса к инженерному труду в молодежной среде, выявлению лучших инженеров и изобретателей Оренбургской области;
организация конкурсного отбора научных проектов в соответствии с приоритетами научно-технического, экономического и социального развития Оренбургской области и дальнейшее привлечение средств федерального бюджета для реализации приоритетных областных научных проектов.
Будут совершенствоваться финансово-экономические механизмы региональной системы образования:
формирование экономически обоснованной сети образовательных учреждений;
реализация мероприятий по снижению неэффективных расходов в региональной системе образования.
22.3. Социальная политика
Социальная ориентированность областного бюджета позволяет ежегодно дополнительно к федеральным выделять значительные средства на социальную поддержку и социальное обслуживание населения. Объем средств на осуществление социальной поддержки и социального обслуживания населения постоянно растет - в 2011 году в областном бюджете на эти цели было предусмотрено 8,1 млрд. рублей, в 2012 году - 10,0 млрд. рублей.
Различные социальные выплаты (ежемесячные и единовременные денежные выплаты, компенсации, субсидии, материальная помощь и т.д.) получают около 500 тыс. человек, социальным обслуживанием охвачен каждый пятый житель области.
В 2011 году по инициативе Губернатора Оренбургской области введена новая мера поддержки - региональный материнский капитал при рождении третьего и последующих детей.
Система социальной поддержки расширена за счет введения нового вида пособия семьям, осуществляющим уход за ребенком в возрасте от полутора до трех лет, в размере 862,5 рубля (с уральским коэффициентом). Увеличен практически в 2,5 раза базовый размер ежемесячных детских пособий.
Эффективной мерой поддержки стала возможность выделения бесплатных земельных участков многодетным семьям.
В 2011 году каждый пятый ребенок смог отдохнуть в загородных лагерях или санаториях.
Мерами социальной поддержки охвачено 159,5 тыс. человек из числа ветеранов труда, тружеников тыла и лиц, пострадавших от политических репрессий.
В среднесрочной перспективе предполагается решение следующих вопросов:
1) в рамках приоритетного направления "Смягчение негативных последствий бедности, снижение социального неравенства и создание комфортных условий для самореализации личности и семьи":
полное обеспечение расходных обязательств государства по предоставлению адресной социальной поддержки детей и семей с детьми, ветеранов труда, в том числе ветеранов труда Оренбургской области, тружеников тыла, жертв политических репрессий, малоимущих граждан, многодетных семей и других категорий граждан, нуждающихся в заботе государства;
внедрение автоматизированной системы "Единый социальный регистр населения" для сокращения времени на обслуживание граждан, обработку информации, обеспечения специалистов министерства социального развития Оренбургской области и муниципальных органов социальной защиты населения надежным инструментом для повышения качества оказания государственных услуг в электронном виде и своевременного предоставления мер социальной поддержки гражданам области;
2) в рамках приоритетного направления "Повышение эффективности поддержки и развития института семьи":
установление права получения регионального материнского капитала в размере 25,0 тыс. рублей на каждого ребенка при одновременном рождении двух и более детей;
предоставление единовременной денежной выплаты в размере 10,0 тыс. рублей многодетным родителям на неотложные нужды за счет средств регионального материнского капитала;
проведение ежегодной индексации размера регионального материнского капитала с учетом уровня инфляции (с 01.01.2013);
введение ежемесячного пособия семьям со среднедушевым доходом, размер которого не превышает 110 процентов величины прожиточного минимума на душу населения в Оренбургской области, родившим третьего или последующих детей после 31.12.2012, на ребенка до достижения возраста 3-х лет в размере величины прожиточного минимума для детей;
оказание адресной социальной помощи многодетным малообеспеченным семьям, заявившим о потребности в средствах на развитие подсобного хозяйства, на условиях социального контракта о взаимных обязательствах;
оказание содействия в обеспечении семей, имеющих детей, больных фенилкетонурией, набором малобелковых продуктов питания; организации специализированных заездов по типу "Мать и дитя" для семей, имеющих детей, больных фенилкетонурией;
3) в рамках приоритетного направления "Реабилитация и социальная интеграция лиц с ограниченными возможностями":
совершенствование системы, обеспечивающей комплексную реабилитацию инвалидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе;
повышение уровня социальной интеграции инвалидов и реализация
мероприятий по обеспечению равного доступа к физическому окружению;
4) в рамках приоритетного направления "Обеспечение доступности и дифференцированного подхода к организации социального обслуживания":
поэтапное достижение сбалансированности спроса населения на социальные услуги с их предложением в целях повышения качества и доступности государственных услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания области;
развитие конкурсных механизмов с целью привлечения к решению социальных проблем гражданского общества на территории Оренбургской области социально ориентированных некоммерческих организаций;
введение новой формы социального обслуживания и реабилитации ветеранов Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза и Российской Федерации, Героев Социалистического Труда;
совершенствование системы организации отдыха и оздоровления детей, занятости подростков, формирование гармонично развитой личности с учетом возрастных особенностей, интересов и увлечений детей.
На предоставление мер социальной поддержки населения, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области, финансирование социальных выплат и компенсаций, социальное обслуживание населения Оренбургской области, проведение оздоровительной кампании детей, реализацию областных целевых программ и другие социально значимые мероприятия за счет всех источников финансирования предусмотрены бюджетные ассигнования на:
2012 год - в сумме 9 955,6 млн. рублей;
2013 год - в сумме 10 376,3 млн. рублей;
2014 год - в сумме 10 619,8 млн. рублей.
22.4. Жилье
В 2011 году Оренбургская область преодолела общероссийскую посткризисную тенденцию снижения объемов жилищного строительства, которая наблюдалась в 2009 - 2010 годах. Введено в эксплуатацию 743,3 тыс. кв. метров жилья, что на 26,7 процента больше, чем в 2010 году.
Населением области за счет собственных и привлеченных средств в прошедшем году построено 473,1 тыс. кв. метров - 138,6 процента к уровню 2010 года. Доля индивидуального жилья в общем вводе выросла до 63,6 процента (для сравнения: в 2009 году - 57,2 процента, в 2010 году - 58,2 процента).
В связи с повышением уровня доходов населения, увеличением общего количества выданных ипотечных кредитов, в том числе льготных, незначительным ростом цен на рынке жилья наблюдается положительная динамика по всем показателям, характеризующим жилищное строительство и доступность жилья для населения, по сравнению с 2010 годом:
общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя области, увеличилась на 18,0 процента и составила 22,7 кв. метра;
общая площадь жилых помещений, введенная в действие за год в среднем на 1 жителя, увеличилась на 27,5 процента и составила 0,37 кв. метра;
улучшился на 10,5 процента уровень доступности жилья (с 4,02 до 3,6 года), на 13,6 процента - показатель отношения средней цены 1 кв. метра к среднедушевым доходам на первичном рынке (с 0,22 до 0,19), на 4,5 процента - показатель отношения средней цены 1 кв. метра к среднедушевым доходам на вторичном рынке (с 0,22 до 0,21);
на 38,0 процента увеличилась площадь жилых помещений, строительство которых предусмотрено в соответствии с выданными разрешениями на строительство многоквартирных домов;
в 4,8 раза сократился объем приостановленного жилищного строительства многоквартирных домов.
Комплекс мер по дальнейшему развитию жилищного строительства предусмотрен областной целевой программой "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2011 - 2015 годах". Основные мероприятия вышеназванной программы:
разработка документов территориального планирования; строительство коммунальной инфраструктуры к новым участкам жилой застройки;
льготное ипотечное кредитование и субсидирование первоначального взноса по ипотечным кредитам на приобретение (строительство) жилья на первичном рынке;
строительство жилья по программе переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда;
развитие базы строительной индустрии;
улучшение жилищных условий многодетных граждан, лиц из числа детей-сирот, а также иных отдельных категорий граждан.
Контрольные показатели и мероприятия программы актуализируются с учетом достижения плановых показателей и изменений, происходящих в жилищной сфере.
Реализация программных мероприятий будет способствовать увеличению объемов ежегодного ввода жилья к 2015 году в 1,8 раза.
22.5. Развитие жилищно-коммунальной сферы
Основным направлением деятельности жилищно-коммунального хозяйства является прежде всего обеспечение комфортных условий проживания людей, стабильной и бесперебойной работы предприятий и учреждений, больниц и школ.
Одним из основных направлений деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства является снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры, который в настоящее время составляет от 58,0 до 62,0 процента.
В целях снижения износа ведется работа по привлечению частного бизнеса в коммунальную сферу. Из 356 предприятий и организаций, обеспечивающих коммунальными услугами потребителей области, 220 - частной формы собственности, которые работают по договорам аренды и концессионным соглашениям.
В 2011 году Правительством Оренбургской области на капитальный ремонт и реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры из областного бюджета направлено более 1 млрд. рублей.
В 2012 году будет продолжена работа по модернизации инженерной коммунальной инфраструктуры в рамках реализации областной целевой инвестиционной программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Оренбургской области" на 2012 - 2016 годы.
Всего на период реализации указанной программы предусматривается направить на модернизацию и реконструкцию 2,7 млрд. рублей, в том числе средств областного бюджета - 2,4 млрд. рублей и средств местных бюджетов - 0,3 млрд. рублей.
На 2012 год в рамках указанной программы на капитальное строительство объектов коммунальной инфраструктуры выделено 65 млн. рублей, капитальный ремонт инженерных сетей и объектов - 126,7 млн. рублей.
В настоящее время ведется конкурсный отбор проектов, подготовленных администрациями муниципальных образований.
В числе первоочередных задач предусматривается решение проблемы обеспечения населения качественной питьевой водой, и особенно, в сельской местности. Эта работа будет продолжена в рамках реализации областной целевой программы "Обеспечение населения Оренбургской области питьевой водой" на 2011 - 2016 годы, на весь период реализации программы планируется направить 2,3 млрд. рублей.
В 2011 году на строительство, ремонт систем и объектов водоснабжения направлено 271,9 млн. рублей, в том числе из областного бюджета - 234 млн. рублей, местных бюджетов - 30,2 млн. рублей и средств предприятий - 7,7 млн. рублей.
На реализацию указанной программы в 2012 году планируется направить более 358 млн. рублей.
Несмотря на значительные средства, вкладываемые в строительство, модернизацию и ремонт инженерной инфраструктуры, на приведение в нормативное состояние объектов коммунальной инфраструктуры необходимо более 45 млрд. рублей.
В области продолжается работа по снижению износа жилищного фонда и улучшению условий проживания граждан.
За период 2008 - 2011 годов на реализацию областных целевых программ "Капитальный ремонт многоквартирных домов" и "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" привлечено 6,1 млрд. рублей, которые были направлены на капитальный ремонт 2520 многоквартирных домов и расселение 2389 семей из 432 аварийных жилых домов. Жилищные условия улучшили более 263,9 тыс. человек.
Успешно завершена реализация областной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2011 год. Отремонтировано 153 многоквартирных дома на общую сумму 230 млн. рублей, улучшили жилищные условия более 13 тыс. человек.
Переселено в энергоэффективный дом 12 семей из пос. Светлого Светлинского района, на что направлено 16 млн. рублей.
Областная целевая программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" продлена до сентября 2012 года, заключены контракты на приобретение и строительство жилья для граждан, переселяемых из аварийного жилья.
В 2012 году за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ и софинансирования из областного и местных бюджетов, средств собственников планируется направить на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья 850,4 млн. рублей, капитально отремонтировать 224 многоквартирных дома, расселить 332 семьи из 38 аварийных домов. Жилищные условия улучшат 20,7 тыс. человек.
22.6. Дорожное хозяйство
По состоянию на 01.01.2012 общая протяженность автомобильных дорог Оренбургской области составляет 12746 километров, из них 12316 километров - автодороги с твердым покрытием.
В 2012 году протяженность автодорог с твердым покрытием увеличится на 18,2 километра за счет строительства автодорог в рамках выполнения областной целевой программы "Обеспечение подъездов к населенным пунктам Оренбургской области по автомобильным дорогам с твердым покрытием на 2010 - 2020 годы" и областной целевой программы "Развитие сети автомобильных дорог Оренбургской области на 2010 - 2015 годы".
В 2013 - 2015 годах протяженность автодорог с твердым покрытием увеличится (по обоим вариантам) соответственно по годам на 12,3 километра, 62,2 километра и 47,1 километра за счет строительства автодорог по вышеназванным программам. Протяженность федеральных автодорог не изменится.
22.7. В сфере молодежной политики
Реализация государственной молодежной политики осуществляется на основании областных целевых программ: "Молодежь Оренбуржья" на 2011 - 2015 годы, "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы.
В 2011 году смогли улучшить свои жилищные условия 1335 молодых семей. В текущем году в качестве участников областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области" состоят 25570 молодых семей, социальные выплаты на приобретение жилья в 2012 году получат 1500 молодых семей. Ожидается увеличение числа молодых семей, улучшивших жилищные условия, до 2500 семей в год, всего в период с 2012 по 2015 годы улучшат жилищные условия более 7500 семей.
В настоящее время организована трудовая занятость 3500 молодых людей. Молодые люди заняты в составе студенческих трудовых отрядов, трудовых бригад для несовершеннолетних по организации работ, не требующих профессиональной подготовки (сельскохозяйственные работы, озеленение, уборка, покраска). Планируется увеличение числа молодых людей, участвующих в программах по профессиональной ориентации, временной занятости, в общей численности молодежи до 3,5 процента.
В добровольческую деятельность вовлечено 33690 человек в возрасте от 14 до 30 лет. Создание условий для социально полезной, общественной деятельности молодежи позволит улучшить положительный общественный настрой. К 2015 году планируется привлечь в добровольческую деятельность до 20,0 процента молодежи от общей численности.
В 2012 году планируется предоставить услуги по социальному становлению более 4000 человек. Ожидается увеличение доли молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, вовлеченных в проекты и программы в сфере реабилитации, социальной адаптации и профилактики асоциального поведения, по отношению к общей численности указанной категории до 1,5 процента, что позволит осуществлять меры по профилактике асоциальных явлений, правонарушений, беспризорности в молодежной среде.
22.8. В сфере физической культуры и спорта
Развитие физической культуры и спорта в области осуществляется на основании областной целевой программы "Комплексные меры по совершенствованию системы физической культуры и спорта в Оренбургской области" на 2011 - 2015 годы.
Активные занятия физической культурой и массовыми видами спорта с учетом возрастающего числа занимающихся приведут к снижению общего числа дней временной нетрудоспособности.
Рост расходов на физическую культуру и спорт (в расчете на душу населения) будет свидетельствовать об изменении отношения граждан к своему здоровью, физической культуре и спорту.
Основным экономическим эффектом должно стать сокращение расходов государства на оказание медицинской помощи и выплату пособий по временной нетрудоспособности, дополнительных доходов, полученных от появившейся возможности жителями области продолжать активную трудовую деятельность более длительное время.
В результате ожидается увеличение следующих целевых индикаторов:
численность населения, занимающегося физической культурой и спортом, - с 23,5 до 30,0 процента;
обеспеченность штатными физкультурными работниками - с 72,0 до 74,2 процента;
доля учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории - с 52,0 до 54,5 процента;
доля лиц, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей спортивной направленности, в общей численности детей в возрасте 6-15 лет - с 26,2 до 28,0 процента. Планируются:
строительство и реконструкция с привлечением средств областного бюджета объектов спорта государственной и муниципальной собственности, увеличение единовременной пропускной способности и достижение нормативного показателя - 33,0 процента, рост обеспеченности области спортивными сооружениями, инвентарем и оборудованием;
создание системы подготовки спортсменов высшего спортивного мастерства, увеличение количества победителей и призеров всероссийских и международных соревнований, обеспечение представительства спортсменов области в сборных командах Российской Федерации в количестве не менее 80 человек.
22.9. В сфере туризма
Развитие индустрии туризма в Оренбургской области в краткосрочной перспективе обусловлено реализацией мероприятий областной целевой программы "Развитие туризма в Оренбургской области на 2011 - 2016 годы".
См. также постановление Правительства Оренбургской области от 29 ноября 2013 г. N 1054-пп "Об утверждении государственной программы Оренбургской области "Развитие физической культуры, спорта и туризма" на 2014 - 2020 годы"
В 2011 году объем платных услуг составил 486 млн. рублей, к 2015 году прогнозируется увеличение объема туристических услуг до 510,1 млн. рублей.
В 2011 туристский поток составляет 880,3 тыс. человек, к 2015 году число посетителей Оренбургской области составит 922,55 тыс. человек.
Планируется, что данные показатели увеличатся в связи с реализацией инвестиционных проектов: "Горнолыжный центр "Долина", "Сарматская обитель", созданием музея В.С. Черномырдина в с. Черный Отрог Саракташского района, а также проведением региональных выставок, ярмарок, конференций и других мероприятий, с ростом числа туроператоров по внутреннему туризму.
Планируется создание парка-биостанции "Оренбургская Тарпания", основная задача которого воссоздание природной популяции лошади Пржевальского (данный вид лошадей занесен в Красную книгу) на сохранившихся степных участках оренбургской степи и поддержание разнообразия, устойчивости и восстановления степных экосистем. Реализация данного проекта позволит в ближайшей перспективе разработать туристский кластер, включающий в себя целебные озера, расположенные на территории муниципального образования г. Соль-Илецк.
Планируется разработка областной целевой программы "Развитие социального туризма в Оренбургской области", что даст возможность также увеличить внутренний туристский поток.
XIII. Рынок труда
23. Ситуация на рынке труда области в 2013 - 2015 годах будет развиваться под влиянием экономических и демографических факторов.
В связи с улучшением ситуации в сфере занятости общая численность безработных (по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) в 2011 году снизилась до 70,2 тыс. человек, уровень общей безработицы - до 6,3 процента. Численность регистрируемых безработных на конец 2011 года составила 13,3 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - 1,2 процента. В 2011 году численность занятых в экономике по сравнению с 2010 годом возросла на 9,1 тыс. человек и составила 1080,0 тыс. человек, в 2012 году планируется увеличение численности занятых в экономике до 1083,1 тыс. человек. Уровень общей безработицы составит 6,2 процента от экономически активного населения.
С 2012 года прогнозируется снижение численности трудовых ресурсов, что приведет к сокращению численности занятых в экономике с 1083,1 тыс. человек в 2012 году до 1075,3 тыс. человек в 2014 году и не превысит 1069,1 тыс. человек в 2015 году (по первому варианту). Общая численность безработных (по методологии МОТ) в 2015 году по первому варианту составит 65,7 тыс. человек, или 6,0 процента от экономически активного населения и соответственно 65,0 тыс. человек, или 5,9 процента по второму варианту. Численность регистрируемых безработных к концу 2015 года составит 11,4 тыс. человек, уровень безработицы - 1,0 процента - по первому варианту и соответственно 11,3 тыс. человек и 0,9 процента - по второму варианту.
Основные показатели
прогноза социально-экономического развития Оренбургской области
(2011 - 2015 годы)
I этап
Показатели |
2011 год (отчет) |
2012 год (оценка) |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||
прогноз | ||||||||
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Индекс потребительских цен в среднем за год, процентов |
108,7 |
104,8 |
106,2 |
106,2 |
105,2 |
105,2 |
104,9 |
104,9 |
Валовой региональный продукт |
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. рублей |
530 978,0*) |
579 509,0 |
619 502,0 |
619 515,0 |
676 845,0 |
672 446,0 |
734 675,0 |
729 923,0 |
в процентах к уровню предыдущего года |
102,1 |
102,0 |
102,2 |
102,3 |
102,3 |
102,4 |
102,4 |
102,5 |
индекс-дефлятор |
114,3 |
107,0 |
104,6 |
104,5 |
106,8 |
106,0 |
106,0 |
105,9 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности: |
|
|
|
|
|
|
|
|
добыча полезных ископаемых в ценах соответствующих лет, млн. рублей |
282 745,9 |
314 986,2 |
277 750,2 |
278 122,5 |
302 836,1 |
303 645,1 |
323 772,5 |
325 503,8 |
индекс производства, процентов |
102,3 |
100,0 |
100,0 |
100,1 |
100,0 |
100,2 |
100,1 |
100,3 |
обрабатывающие производства в ценах соответствующих лет, млн. рублей |
179 008,3 |
161 288,4 |
173 300,8 |
177 699,0 |
188 327,7 |
196 990,8 |
203 110,1 |
217 121,3 |
индекс производства, процентов |
93,8 |
100,7 |
101,7 |
103,3 |
101,9 |
104,0 |
102,1 |
104,4 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды в ценах соответствующих лет, млн. рублей |
87 812,8 |
92 873,5 |
106 496,5 |
106 809,1 |
121 057,2 |
122 004,8 |
138 736,7 |
140 367,8 |
индекс производства, процентов |
101,8 |
101,5 |
102,2 |
102,5 |
102,5 |
103,0 |
102,6 |
103,0 |
Индекс промышленного производства |
|
|
|
|
|
|
|
|
в процентах к уровню предыдущего года |
100,2 |
100,5 |
100,9 |
101,6 |
101,1 |
101,9 |
101,2 |
102,2 |
Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств |
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. рублей |
71 831,6 |
74 472,48 |
79 487,22 |
79 882,76 |
86 066,8 |
86 497,65 |
92 265,12 |
92 777,56 |
в процентах к уровню предыдущего года |
142,2 |
100,8 |
101,4 |
102,1 |
102,0 |
102,3 |
102,1 |
102,3 |
индекс-дефлятор |
99,3 |
102,9 |
105,26 |
105,1 |
106,2 |
105,8 |
105,0 |
104,8 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования |
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. рублей |
113 003,6 |
126 73,07 |
141 24,49 |
142 603,55 |
160209,19 |
161892,1 1 |
180689,53 |
184 84,15 |
в процентах к уровню предыдущего года |
100,3 |
104,0 |
104,5 |
105,0 |
105,4 |
106,0 |
105,9 |
107,0 |
индекс-дефлятор |
108,7 |
107,7 |
107,3 |
107,3 |
107,1 |
107,1 |
106,5 |
106,5 |
Оборот розничной торговли |
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. рублей |
187 098,8 |
208 429,6 |
231 325,5 |
231 766,2 |
256 005,2 |
256 978,6 |
282 503,8 |
284 114,5 |
в процентах к уровню предыдущего года |
109,1 |
106,4 |
105,0 |
105,2 |
105,6 |
105,8 |
105,7 |
105,9 |
индекс-дефлятор |
108,74 |
104,7 |
105,7 |
105,7 |
104,8 |
104,8 |
104,4 |
104,4 |
Объем платных услуг населению |
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. рублей |
58 468,2 |
64 459,7 |
73 091,0 |
73 230,6 |
82 037,9 |
82 351,4 |
92 083,4 |
92 611,4 |
в процентах к уровню предыдущего года |
104,8 |
104,5 |
104,7 |
104,9 |
104,8 |
105,0 |
105,0 |
105,2 |
индекс-дефлятор |
106,08 |
105,5 |
108,3 |
108,3 |
107,1 |
107,1 |
106,9 |
106,9 |
Сальдо прибылей и убытков |
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. рублей |
144 927,2 |
146 637,6 |
157 670,0 |
158 065,8 |
169 952,3 |
170 788,0 |
195 944,4 |
197 125,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
прибыль прибыльных предприятий, млн. рублей |
153 633,7 |
155 170,1 |
166 032,0 |
166 342,3 |
178 152,3 |
178 818,0 |
203 984,4 |
204 925,4 |
Фонд заработной платы работников предприятий и организаций |
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. рублей |
143 495,4**) |
157 558,0 |
169 375,0 |
170 950,0 |
182 078,0 |
186 336,0 |
196 644,0 |
204 970,0 |
в процентах к уровню предыдущего года |
112,2 |
109,8 |
107,5 |
108,5 |
107,5 |
109,0 |
108,0 |
110,0 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, процентов |
100,0 |
104,3 |
104,4 |
104,6 |
105,0 |
105,3 |
105,1 |
105,2 |
Уровень регистрируемой безработицы, процентов |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,1 |
1,1 |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
*) Оценка.
**) Предварительные данные.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Оренбургской области от 23 июля 2012 г. N 627-п "О сценарных условиях социально-экономического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.