Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета депутатов муниципального образования
Александровский район
от 23 ноября 2011 г. N 106
Районная целевая программа
"Комплексные меры по совершенствованию системы физической культуры и спорта в Александровском районе" на 2012 - 2015 годы
I. Паспорт программы
Наименование Программы: |
Районная целевая программа "Комплексные меры по совершенствованию системы физической культуры и спорта в Александровском районе" на 2012 - 2015 годы (далее Программа). |
Основание для разработки Программы: |
Распоряжение Губернатора Оренбургской области от 11.05.2010 года N 172-р "О разработке областной целевой программы "Комплексные меры по совершенствованию системы физической культуры и спорта в Оренбургской области" на 2011 - 2015 годы". |
Муниципальный заказчик: |
Администрация Александровского района |
Основные разработчики Программы: |
Отдел по молодежной политике, физической культуре, спорту и туризму администрации Александровского района, отдел образования администрации Александровского района, МБОУ ДОД "Александровская детско-юношеская спортивная школа". |
Исполнители Программы: |
Отдел по молодежной политике, физической культуре, спорту и туризму администрации Александровского района. |
Цели и задачи программы: |
Создание условий, обеспечивающих возможность: для жителей района различных возрастных и социальных категорий вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получать доступ к имеющийся спортивной инфраструктуре; Александровским спортсменам достойно конкурировать в соревнованиях областного, всероссийского уровня. |
Основные задачи: |
совершенствование процесса кадрового и организационного обеспечения системы физического воспитания, повышения квалификации работников физической культуры и спорта; обеспечение методического, информационного, агитационно-пропагандистского сопровождения субъектов физической культуры и спорта района; внедрение физической культуры и спорта в режим труда и отдыха различных социально- демографических групп взрослого населения, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, совершенствование системы проведения физкультурных и спортивных мероприятий; создание качественной подготовки и успешных выступлений спортсменов Александровского района в соревнованиях областного, всероссийского уровня; осуществление финансового, материального, медицинского и антидопингового обеспечения сборных команд района; совершенствование системы проведения физкультурных и спортивно-массовых мероприятий, фестивалей, спартакиад, сельских спортивных игр, среди учащихся и взрослого населения района; привлечение к занятиям спортом детей и подростков для обучения в детско-юношеской спортивной школе; совершенствование материальной базы физической культуры и спорта, осуществление строительства новых, реконструкции и модернизации имеющихся спортивных объектов, в том числе спортивных сооружений, оснащение их современным оборудованием и инвентарем. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
- обеспеченность учреждений физической культуры и спорта штатными физкультурными работниками; отношение численности работников физической культуры и спорта, имеющих специальное образование, к общему их числу; доля жителей Александровского района, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения района; доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности лиц данной категории населения; доля учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся и студентов; доля лиц, занимающихся в детско-юношеской спортивной школе, в общей численности детей 6-15 лет; единовременная пропускная способность объектов физической культуры и спорта |
Сроки реализации Программы |
- 2012 - 2015 годы. |
Объемы и источники Финансирования Программы |
- Общий объем бюджетного финансирования составит 5 млн. 762 тыс. рублей. Источником финансирования являются средства районного бюджета. Объемы расходов на выполнение мероприятий программы ежегодно уточняются в процессе исполнения районного бюджета и при формировании бюджета на очередной финансовый год. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
- Осуществление комплекса мероприятий по подготовке специалистов в сфере физической культуры и спорта, созданию дополнительных условий, стимулирующих качество преподавания, в результате чего обеспеченность отрасли штатными работниками составит 90.0 процента от норматива, а из общего числа работников отрасли 92.0 процента будут иметь специальное образование; - повышение уровня информированности населения о физической культуре, спорте и здоровом образе жизни, реализация агитационных и пропагандистских мероприятий; обеспечение доли регулярно занимающихся физической культурой и спортом жителей района, 30,0 процента, в отношении к общей численности жителей района, в том числе не менее 2.5 процента лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов отношении к общей численности лиц данной категории населения; обеспечение качественной подготовки и выступлений спортсменов и сборных команд района по видам спорта в областных и всероссийских соревнованиях, включение спортсменов МОУ ДОД "Александровская ДЮСШ" в резервные составы сборной Оренбургской области для выступления на Чемпионатах России по культивируемым видам спорта; обеспечение доли постоянно занимающихся физической культурой и спортом лиц из числа учащейся молодежи и студентов, равной 54,5% совершенствование системы учреждений дополнительного образования спортивной направленности, привлечение к занятиям спортом в этих учреждениях не менее 28% детей в возрасте 6 - 15 лет от общего числа детей данной возрастной категории; улучшить состояние физического здоровья населения, снизить заболеваемость за счет привлечения к регулярным занятиям физической культурой и спортом; повышение оснащенности физкультурных и спортивных объектов инвентарем и оборудованием |
Организация управления и система контроля за исполнением выполнения Программы |
Управление за исполнением мероприятий Программы осуществляется отделом по молодежной политике, физической культуре, спорту и туризму администрации Александровского района Общий контроль за исполнением Программы осуществляют Совет депутатов МО Александровский район, постоянная комиссия по социальной политике и общественным объединениям. |
Примечание: Привлечение в качестве исполнителей Программы организаций, не подведомственных органам местного самоуправления района, допускается по согласованию или на договорной основе.
Список сокращений:
ОМПФКСиТ - Отдел по молодежной политике, физической культуре, спорту и туризму;
МБОУ ДОД ДЮСШ - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа";
МБУ ФОК "Олимп" - муниципальное бюджетное учреждение физкультурно-оздоровительный комплекс "Олимп";
РОО - Районный отдел образования.
1. Анализ современного состояния проблемы в области физической культуры и спорта
Одним из главных факторов развития Александровского района является социальный потенциал, который определяется различными сторонами
жизнедеятельности человека, в том числе состоянием его здоровья, образованием, благосостоянием, состоянием социальной инфраструктуры и другими социальными факторами. К числу приоритетных направлений социальной политики района относятся физическая культура и спорт, благодаря которым создаются основы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья жителей района, что в значительной степени способствует росту благосостояния, национального самосознания населения района и обеспечения долгосрочной социальной стабильности.
Физическая культура и спорт являются существенными факторами, противодействующими возникновению большого количества заболеваний, способствующими поддержанию оптимальной физической активности населения.
Привлечение широких слоев населения к занятиям физической культурой, состояние здоровья населения, успехи района на областном и российском и уровне становятся бесспорным доказательством их высокого политического и экономического потенциала.
Уровень современного спорта достиг такой стадии своего развития, когда важная роль в повышении спортивных результатов отводится новым подходам, основанным на научных и инженерных изысканиях. Новый спортивный объект - ФОК "Олимп", новейшие формы, применяемые в работе тренерско-преподавательским состава Александровского района, в деле создания специальных условий для тренировок и соревнований, конструирование и применение специальной экипировки привели к улучшению результатов сильнейших спортсменов района и наметили основные направления поступательного развития, с которыми спорт входит в XXI век.
За последние 5 лет проведена планомерная работа по совершенствованию процесса физического воспитания населения, укреплению и сохранению здоровья детей, подростков и молодежи. Общее количество занимающихся физической культурой, спортом и туризмом, составляет 3859 человек или 20.1% от общего числа жителей района. В районе функционирует детско-юношеская спортивная школа, где занимаются 577 учащихся или 21.3% от общего числа учащихся в общеобразовательных школах района. В районе функционируют 85 спортивных сооружений, на базе которых, проводятся занятия по общей физической подготовке и спортивно-массовые мероприятия.
Продолжает совершенствоваться система проведения комплексных спортивно-оздоровительных мероприятий среди различных категорий населения. За основу организации массовой физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы взяты традиционные комплексные физкультурно-спортивные мероприятия "Золотой колос Оренбуржья", "Оренбургская снежинка". В районе ежегодно проводятся более 30 соревнований по 11 видам спорта - это турниры, первенства, спартакиады, фестивали среди коллективов физкультуры и школ района, в которых приняло участие более 1400 спортсменов. Традиционными в районе стали: волейбольный турнир на призы Героя Советского Союза Н.М. Мартынова, Героя Социалистического труда А.И. Синицина, областной турнир по мини-футболу на снегу на кубок главы района, "Лыжня России", "Кросс наций", "Мама, папа, я - спортивная семья!", спортивно-оздоровительный фестиваль среди школьников "Президентские состязания", районная Спартакиада учащихся "Старты надежд". Большой популярностью в районе пользуется спортивно - творческий фестиваль среди предприятий, организаций и учреждений района, в котором 2011 году приняло участие более 500 спортсменов. В 2010 году в с. Александровка построен физкультурно-оздоровительный комплекс "Олимп" (далее по тексту - ФОК "Олимп". В настоящее время проводится работа по оформлению в собственность ФОК "Олимп".
Вместе с тем проблема физического здоровья и развития детей, молодежи и взрослого населения продолжает оставаться актуальной. Угроза наркотизации, алкоголизации подростков и молодежи, ведущая к снижению уровня их физической подготовленности, неготовности и неспособности исполнять обязанности по несению воинской службы, трудовые обязанности, по-прежнему вызывает тревогу в обществе. Остается значительной доля учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной, и специальной медицинской группам.
Необходимо обратить внимание на следующие проблемы:
- снижение у населения ориентации на ведение здорового образа жизни;
- существенное снижение двигательной активности детей, подростков и молодежи, предпочтение данными категориями населения оздоровительным процедурам иных досуговых мероприятий, например, компьютерные игры, следствием чего является все еще недостаточный охват жителей района занятиями физической культурой и спортом.
- медикаментозное обеспечение спорта.
Состояние физической культуры и спорта в Александровском районе, современные тенденции развития показывают, что без принятия срочных радикальных мер по развитию спорта в районе, показатели Александровских спортсменов на областном и российском уровне, физическое здоровье населения будут снижаться.
Это связано, прежде всего:
- с отсутствием финансирования районной целевой Программы "Развития физической культуры и спорта" в полном объеме;
- с отсутствием современной спортивной базы, отвечающей предъявляемым на сегодняшний день высочайшим требованиям;
- отсутствие профессиональных тренеров по видам спорта (хоккей с шайбой, спортивный туризм, лыжные гонки), что заметно сказывается на результатах выступления в областных соревнованиях и уровня подготовленности спортсменов.
В целом состояние физкультурно-оздоровительной и спортивной работы требует принятия дополнительных мер по дальнейшему развитию массового спорта, активизации физкультурно-оздоровительной работы среди населения, подготовке спортивного резерва.
Целевая программа позволит частично решить вышеназванные проблемы, приблизить имеющиеся количественные и качественные показатели к требованиям социальных нормативов при максимально эффективном управлении муниципальными финансами. Основными преимуществами применения программно-целевого метода станут:
- комплексный подход к решению проблемы;
- эффективное планирование и мониторинг результатов реализации Программы;
- установление количественных и качественных результатов, целевых ориентиров, способствующих решению проблемных вопросов;
- повышение ответственности участников реализации Программы за достижение конечных результатов;
- осуществление постоянного контроля за ходом реализации Программы и соответствия расходуемых финансовых средств целям и задачам района.
2. Основная цель и задачи Программы, срок ее реализации
Основной целью Программы является создание условий, обеспечивающих возможность:
- жителям района различных возрастных и социальных категорий вести активный образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получать доступ к развитой спортивной инфраструктуре;
- Александровским спортсменам достойно конкурировать в соревнованиях областного и всероссийского уровня.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
- совершенствование процесса кадрового и организационного обеспечения системы физического воспитания, повышения квалификации работников физической культуры и спорта;
- обеспечение методического, информационного, агитационно-пропагандистского обеспечения субъектов физической культуры и спорта района;
- внедрение физической культуры и спорта в режим труда и отдыха различных социально-демографических групп взрослого населения, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, совершенствование
системы проведения физкультурных и спортивно-массовых мероприятий;
- создание условий для качественной подготовки и успешного выступления спортсменов Александровского района в областных, и всероссийских соревнованиях, обеспечение финансового, материального, медицинского и антидопингового обеспечения спортивных сборных команд района;
- совершенствование материальной базы физической культуры и спорта, строительство новых, реконструкция и модернизация имеющихся спортивных объектов, в том числе спортивных сооружений, оснащение их современным оборудованием.
Реализация программы рассчитана на период 2012 - 2015 годы.
3. Система мероприятий Программы
Реализация мероприятий Программы позволит:
- совершенствовать структуру физической культуры и спорта в Александровском районе;
- обеспечить рост уровня физической подготовленности, укрепления здоровья населения;
- эффективно использовать возможности физической культуры в профилактике алкоголизма, наркомании;
- повысить уровень материальной и кадровой обеспеченности;
- оптимизировать финансовые расходы, связанные с совершенствованием системы физической культуры и спорта в Александровском районе. Основные программные мероприятия предусматривают:
Кадровое обеспечение (реализация комплекса мер по обучению, переподготовке и повышению педагогического мастерства директора, заместителя директора, заведующего спортсооружением, преподавателей физического воспитания, тренеров-преподавателей детско-юношеской спортивной школы и отдела по молодежной политике, физической культуре, спорту и туризму, инструкторов-методистов и организационных работников);
Методическое, информационное обеспечение, агитацию и пропаганду (разработка и публикация информационных материалов, проведение агитационных мероприятий, опросов и исследований отношения населения к физической культуре и спорту);
Физкультурную и спортивную работу со взрослым населением, проведение мероприятий (организация работы по внедрению физической культуры в режим отдыха населения в местах его проживания, проведение традиционных мероприятий среди различных категорий взрослого населения, содействие развитию физкультурного движения среди ветеранов спорта, лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и инвалидов);
Развитие спорта высших достижений, подготовку спортивного резерва (организация системы мероприятий по подготовке ведущих спортсменов района к участию в областных и всероссийских соревнованиях, стимулирование спортсменов показавших высокие спортивные результаты, в том, числе оказание материальной помощи спортсменам, выступавшим за Александровский район, получившим травму на соревнованиях и ушедших из спорта);
Совершенствование организации физического воспитания детей, подростков и молодежи (реализация организационных мер, направленных на повышение качества преподавания уроков физической культуры, роста двигательной активности в режиме учебного дня, максимальную занятость во внеурочное время, развитие сети учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, в том числе и автономных, проведение физкультурных и спортивных мероприятий);
Развитие материально-технической базы физической культуры и спорта (строительство и реконструкция спортивных сооружений, реализация мер по приобретению спортивного оборудования и инвентаря, увеличения пропускной способности спортивных сооружений);
Нормативно-правовое и организационное обеспечение (разработка проектов нормативных актов, правовых актов).
4. Ресурсное обеспечение Программы
На реализацию Программы необходимо 5 млн. 103 тыс. рублей. Финансирование мероприятий Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в районном бюджете на соответствующий год, с учетом передачи полномочий по обеспечению условий для развития физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий на территории Александровского района. Ежегодно, при формировании районного бюджета на очередной финансовый год и плановый период объемы ассигнований из районного бюджета могут уточняться с учетом прогнозного индекса роста цен, оценки результативности мероприятий Программы, достижения показателей.
5,Оценка социально-экономической эффективности Программы
Эффективность реализации Программы оценивается в социальном и экономическом аспектах.
В социальном аспекте эффективность достигается за счет улучшения качества жизни и здоровья жителей района путем повышения двигательной активности, отказа от вредных привычек, регулярных занятий физической культурой и спортом, положительно, влияющими, на сохранение и укрепление здоровья человека.
Предполагается, что активные занятия физической культурой и массовым спортом с учетом возрастающего количества занимающихся этими видами активного досуга приведут к снижению общего числа дней временной нетрудоспособности.
Мероприятия Программы направлены на рост числа граждан, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, что приведет к увеличению расходов на физическую культуру и спорт за счет районного бюджета и за счет увеличения расходов граждан на физическую культуру и спорт ( посещение физкультурно-оздоровительного комплекса "Олимп", посещение тренажерного зала, платных отделений по видам спорта - фитнес и т.д., прокат инвентаря и многое другое).
Рост расходов на физическую культуру и спорт (в расчете на душу населения) будет свидетельствовать об изменении отношения граждан к своему здоровью, физической культуре и спорту.
Основной Экономический эффект от реализации Программы выразиться в сокращении расходов на оказание медицинской помощи и выплату пособий по временной нетрудоспособности, дополнительных доходов, полученных от появившейся возможности жителями района продолжать активную трудовую деятельность более длительное время и повышения их производительности труда.
В результате реализации Программы ожидаются:
Увеличение численности населения, занимающихся физической культурой и спортом, достижения уровня спортивных показателей;
Создание системы подготовки спортсменов высшего класса, увеличение количества победителей и призеров областных и всероссийских соревнований, увеличения количества спортсменов, входящих в состав сборных команд области. Осуществление мероприятий Программы позволит улучшить инфраструктуру района, предназначенную для занятий физической культурой и спортом, создать дополнительные рабочие места, а также предоставит возможность повысить уровень физической подготовленности населения, что в конечном счете положительно повлияет на экономическое и нравственное оздоровление общества. Реализация мероприятий Программы будет способствовать проведению необходимой информационно-образовательной и агитационно-пропагандистской работы по формированию привлекательности имиджа здорового образа жизни среди населения, в частности, среди детей, подростков и молодежи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.