Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика (содержание) проблемы
Ведомственная целевая программа "Организация земельно-имущественных и жилищных отношений на территории муниципального образования город Бузулук Оренбургской области на 2011 - 2013 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Российской Федерации", Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного Российской Федерации", Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Оренбургской области от 16.11.2002 N 317/64-III-ОЗ "О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области".
Проведение экономических реформ и развитие рыночных отношений в Российской Федерации существенно повысило политическую, экономическую и социальную значимость земельно-имущественных отношений. Являясь одновременно базисом производственной деятельности и объектом недвижимости, земля представляет собой один из важнейших ресурсов развития и функционирования города Бузулука.
Одной из важнейших целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития территорий является эффективное использование земли и иной недвижимости всех форм собственности для удовлетворения потребностей общества и граждан.
С целью создания благоприятного инвестиционного климата необходимо реальное осуществление земельной реформы (со всеми необходимыми элементами обеспечения в виде разграничения государственной собственности на землю, проведения инвентаризации и постоянного мониторинга городских земель, оценки земель и пр.), что будет способствовать увеличению социального, инвестиционного, производственного, налогового потенциала земли и превращению ее в мощный самостоятельный инструмент экономического роста города.
Возможность на практике внедрять эффективные экономические механизмы в сфере управления недвижимостью ограничена отсутствием систематизированных и достоверных сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, современных автоматизированных систем и информационных технологий их учета и оценки.
В соответствии с действующим законодательством на органы местного самоуправления возложены полномочия по управлению муниципальным имуществом, в том числе земельными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, а так же осуществление контроля за использованием земель и муниципального имущества на территории муниципального образования.
Эффективное управление муниципальным имуществом не может быть осуществлено без построения целостной системы учета имущества, в том числе земли, а также его правообладателей - хозяйствующих субъектов. Реализация правомочий собственника - владение, пользование и распоряжение - требует объективных и точных сведений о составе, количестве и качественных характеристиках имущества.
Основной проблемой учета муниципальной собственности является отсутствие регистрации права муниципальной собственности в органах Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области на объекты недвижимости, что затрудняет оперативное принятие решений по вопросам управления имуществом.
Одним из важнейших условий эффективного управления муниципальной собственностью является наличие правоустанавливающих и правоподтверждающих документов, ведение единого, полного учета объектов муниципальной собственности.
По состоянию на 01.01.2010 в реестре муниципальной собственности находилось 3753 объекта, из которых 493 нежилых помещений, 718 объектов инженерной инфраструктуры, 2542 объекта жилого фонда. С целью закрепления имущества для дальнейшего использования за муниципальными предприятиями и учреждениями, проводится инвентаризация и регистрация права муниципальной собственности на переданные объекты из федеральной собственности и собственности Оренбургской области.
Техническая инвентаризация объектов недвижимости, способствует формированию в реестре муниципального имущества, наиболее достоверных данных, что положительно отразится на решение основной проблемы учета муниципальной собственности и позволит создать условия для принятия решений по вопросам управления имуществом.
Управлением в 2009 году были приняты городские целевые программы по инвентаризации и капитальному ремонту муниципального имущества. В рамках реализации которых проинвентаризировано 254 объекта муниципальной собственности, проведен капитальный ремонт 14 объектов.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Оренбургской области от 23.11.2005 N 2733/489-III-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", Законом Оренбургской области от 13.07.2007 N 1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" и Положением "О порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования город Бузулук Оренбургской области", утвержденный решением городского Совета депутатов от 17.03.2009 N 404 на Управление возложена обязанность по содержанию жилищного фонда с даты ввода в эксплуатацию до заселения жильцами, по оплате капитального ремонта общего имущества в многоквартирном жилом доме, по содержанию освободившихся квартир в жилых домах, признанных непригодными для проживания.
Обеспечение жителей города доступным жильем является одной из важнейших проблем города Бузулука, которая на протяжении многих лет решается, уделяя большое внимание:
1. сносу ветхого жилья;
2. строительству нового жилья.
По состоянию на 01.04.2010 приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма 1385 семей.
По состоянию на 01.01.2010 жилье получили 6 многодетных семей, 1 реабилитированный гражданин, а на 01.04.2010 получили вынужденные переселенцы - 3, военнослужащие, уволенные в запас - 2, многодетные семьи - 1, ветеран боевых действий - 1. В 2009 году переселено 118 семей из ветхого и аварийного жилья. По оценке показателей прошлых лет число граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и проживающих на территории города, превышает количество официально принятых на учет.
Управление как представитель собственника жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, принимает участие в общих собраниях собственников многоквартирных жилых домов, заключает договоры на управление и содержание муниципальных жилых помещений, а также производит оплату в соответствии с данными договорами, а также обеспечивается сохранность введенных в эксплуатацию многоквартирных жилых домов до момента их заселения путем заключения договоров на обслуживание и содержание домов, на пользование тепловой энергией.
Для реализации своих прав на оформление земельно-правовых отношений граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, обращаются в органы местного самоуправления.
Платежи за использование земельных участков могут взиматься только тогда, когда границы конкретного земельного участка определены, и право на который оформлено в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Муниципальный земельный контроль осуществляется с целью соблюдения требований земельного законодательства, предупреждения и выявления нарушений при использовании земельных участков на территории муниципального образования город Бузулук Оренбургской области.
Исполнение бюджетного задания по поступлению земельного налога в 2009 г. составило 107%, исполнение на 01.09.2010 составляет 82%.
Исполнение бюджетного задания по поступлениям арендной платы за земельные участки в местный бюджет в 2009 г. составило 106%, исполнение на 01.09.2010 составляет 86%.
Поступления от продажи земельных участков в общих доходах местного бюджета от использования земельных участков в 2009 г. составили 23%, на 01.09.2010 составляет 16%.
Для оформления правоустанавливающих документов на земельные участки под объекты, находящиеся в муниципальной собственности, переданные муниципальным учреждениям в оперативное управление или безвозмездное пользование, необходимо проведение кадастровых работ по земельным участкам, занятым соответствующими муниципальными объектами.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, формирование земельных участков, установление границ земельных участков посредством подготовки проектов межевания территорий, на которых расположены многоквартирные дома и утверждение осуществляется органами местного самоуправления.
Кроме того, согласно разъяснениям Министерства финансов Российской Федерации, земельные участки под многоквартирными домами не могут перейти в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме до формирования земельных участков под каждый дом в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства и, следовательно, не могут являться объектами налогообложения.
Прогнозные доходы, к завершению реализации настоящей Программы, в виде налоговых платежей за земельные участки, занятые многоквартирными домами составят 6660,8 тыс. руб.
Для целей регистрации права собственности на земельные участки за муниципальным образованием город Бузулук Оренбургской области следует провести кадастровые работы по земельным участкам под объекты, находящиеся в муниципальной собственности, и которые в соответствии с действующим законодательством относятся к собственности муниципального образования город Бузулук Оренбургской области.
Решение вышеуказанных проблем даст возможность реализовать конституционные нормы и гарантии права собственности на землю, активизировать процесс обеспечения правоустанавливающими документами на землю юридических и физических лиц, сокращения сроков оформления земельных участков, вовлечение земли в гражданский оборот, сформировать базу экономически обоснованного налогообложения и взимания платы за использование земельных участков, усилить роль муниципального земельного контроля за использованием земельных участков, а также совершенствовать системы управления земельными ресурсами на территории муниципального образования город Бузулук Оренбургской области.
Создание условий для возможности решения жилищных проблем позволит для отдельных категорий граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, улучшить их жилищные условия и качества жизни населения.
Реализация данной программы позволит выполнить большой объем работ по формированию муниципального имущественного комплекса. Важным направлением станет вовлечение в гражданско-правовой оборот объектов муниципальной собственности, а также защита имущественных интересов города Бузулука. Особое внимание будет уделено совершенствованию системы учета объектов муниципальной собственности.
Необходимость решения данных проблем в рамках Программы обусловлена их комплексностью и взаимосвязанностью, что требует скоординированного выполнения мероприятий правового, организационного, производственного и технологического характера.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.