Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства
социального развития
Оренбургской области
от 16 мая 2011 г. N 117
Социальное обслуживание населения.
Услуги нестационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, включая детей-инвалидов, семей с детьми, детей, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые в учреждениях социального обслуживания Оренбургской области и иными юридическими лицами (далее по тексту - социальные учреждения) гражданам пожилого возраста и инвалидам, семьям воспитывающих детей-инвалидов (далее по тексту - клиенты), и устанавливает основные виды оказываемых услуг нестационарного социального обслуживания (по тексту - услуги социального обслуживания), а также требования к их объему, качеству, содержанию и условиям предоставления.
2. Нормативные ссылки
2.1. В основе государственного стандарта лежат следующие нормативные документы:
Федеральные законы:
от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";
от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";
от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Национальные стандарты Российской Федерации:
ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения";
ГОСТ Р 52142-2003 "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг";
ГОСТ Р 52143-2003 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг";
ГОСТ Р 52498-2005 "Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания";
ГОСТ Р 52496-2005 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения";
ГОСТ Р 52497-2005 "Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания";
ГОСТ Р 52880-2007 "Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов";
ГОСТ Р 52882-2007 "Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания";
ГОСТ Р 52883-2007 "Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания";
ГОСТ Р 52884-2007 "Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам";
ГОСТ Р 52885-2007 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье";
ГОСТ Р 53058-2008 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста";
ГОСТ Р 53059-2008 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам";
ГОСТ Р 53060-2008 "Социальное обслуживание населения. Документация учреждений социального обслуживания".
Законы Оренбургской области:
от 29.08.2006 N 543/85-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области государственными полномочиями по социальному обслуживанию и предоставлению мер социальной поддержки гражданам в Оренбургской области;
от 10.11.2006 N 684/124-IV-ОЗ "О социальном обслуживании населения в Оренбургской области;
Постановления администрации Оренбургской области:
от 05.04.2004 N 67-п "Об утверждении тарифов на гарантированные и дополнительные социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания населения Оренбургской области";
от 01.08.2005 N 209-п "О перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслуживания на территории Оренбургской области".
Распоряжения председателя Правительства Оренбургской области:
от 03.07.2009 N 45-рп "О государственных стандартах социального обслуживания населения Оренбургской области".
Постановления Правительства Оренбургской области:
от 18.04.2006 N 126-п "Об утверждении Положения о порядке предоставления материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации";
от 30.06.2009 N 334-п "Об утверждении стандартов предоставления государственных услуг юридическим и физическим лицам в сфере здравоохранения и социальной сфере";
от 10.12.2010 N 891-п "О социальном, социально-медицинском обслуживании на дому, полустационарном социальном обслуживании населения Оренбургской области";
от 22.12.2010 N 929-п "Об утверждении порядка установления государственных стандартов социального обслуживания в Оренбургской области";
Государственные стандарты социального обслуживания населения Оренбургской области.
3. Виды и структура нестационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей с детьми, детей, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации
3.1. Нестационарное учреждение (или нестационарное отделение учреждения) - это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам без их проживания в указанном учреждении (или отделении учреждения).
3.2. Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов - государственное комплексное учреждение, осуществляющее организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг.
В состав центра могут входить следующие структурные подразделения:
- отделение социального обслуживания на дому (может находиться в качестве самостоятельного структурного подразделения при органе социальной защиты населения);
специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому (может находиться в качестве самостоятельного структурного подразделения при органе социальной защиты населения);
- отделение дневного пребывания (может находиться в качестве самостоятельного структурного. подразделения при органе социальной защиты населения);
- отделение срочного социального обслуживания (социальной помощи на мобильной основе);
- социально-реабилитационное отделение (может находиться в качестве самостоятельного структурного подразделения при органе социальной защиты населения);
- социальная столовая (буфет).
В Центре по согласованию с учредителем могут открываться иные структурные подразделения, деятельность которых отвечает его направлениям деятельности, в том числе социальная столовая, пункты проката, оказания бытовых услуг, ремонта техники.
3.3 Комплексный центр социального обслуживания населения - государственное комплексное учреждение (учреждения, исполняющие переданные органам местного самоуправления государственные полномочия по социальному обслуживанию, являющиеся юридическими лицами), предназначенное для оказания помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, включая детей-инвалидов, семьям с детьми, детям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в реализации законных прав и интересов и содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.
В состав центра могут входить следующие структурные подразделения:
- организационно-методическое отделение;
- консультативное отделение;
- отделение срочного социального обслуживания (социальной помощи на мобильной основе);
- отделение торгового обслуживания малообеспеченных граждан;
- отделение психолого-педагогической помощи семье и детям;
- отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (может находиться в качестве самостоятельного структурного подразделения при органе социальной защиты населения);
- специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (может находиться в качестве самостоятельного структурного подразделения при органе социальной защиты населения);
- отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями;
- отделение по проблемам семьи, материнства и детства;
- отделение социальной реабилитации инвалидов;
- социальная столовая.
В Центре по согласованию с учредителем могут открываться иные структурные подразделения, деятельность которых отвечает его направлениям деятельности, в том числе социально-реабилитационное отделение граждан пожилого возраста и инвалидов, социальная столовая, пункты проката, оказания бытовых услуг, ремонта техники.
3.4. Центр социальной помощи семье и детям (далее Центр) - государственное комплексное учреждение, являющиеся юридическим лицом, предназначенное для оказания семьям, детям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.
В состав Центра могут входить следующие структурные подразделения:
- организационно-методическое отделение;
- отделение приема граждан;
- консультативное отделение;
- отделение психолого-педагогической помощи;
- отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних;
- отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями;
- отделение срочного социального обслуживания.
В Центре по согласованию с учредителем могут открываться иные структурные подразделения, деятельность которых отвечает требованиям устава, в том числе социальная столовая, пункты проката, оказания бытовых услуг, ремонта техники и др.
3.5. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (далее Центр) - государственное комплексное учреждение, являющиеся юридическим лицом, предназначенное для профилактики безнадзорности и беспризорности, выявления и устранения причин и условий; способствующих безнадзорности. и беспризорности несовершеннолетних, оказания социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям (законным представителям), в ликвидации трудной жизненной ситуации.
В состав Центра могут входить следующие структурные подразделения:
- приемное отделение;
- отделение социальной диагностики;
- отделение социально-правовой помощи.
В Центре при необходимости могут быть созданы другие отделения, отвечающие уставным целям.
4. Основные факторы, определяющие качество услуг нестационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, семей воспитывающих детей
Настоящий государственный стандарт разработан в соответствии с положениями федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Оренбургской области, а также национальными стандартами социального обслуживания и государственными стандартами социального обслуживания населения Оренбургской области.
Качество социальных услуг и критерии, которые его характеризуют, рассмотрены в настоящем государственном стандарте применительно к объему и формам предоставления услуг, определенным в ГОСТ Р 52143-2003 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг".
4.1. Основными факторами, влияющими на качество услуг социального обслуживания, являются:
4.1.1. Наличие и состояние документов, в соответствии с которыми учреждение (отделение) осуществляет деятельность:
- устав (положение) учреждения, включающий в себя сведения о целях деятельности учреждения и порядке его создания, реорганизации, ликвидации, юридическом статусе (организационно-правовая форма и форма собственности), ведомственной принадлежности и подчиненности, источниках финансирования, о видах его деятельности и категориях обслуживаемых лиц, порядке и условиях зачисления клиентов в учреждение, о структурных подразделениях учреждения и их основных задачах, об объеме и порядке предоставления услуг;
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
- свидетельство на право, оперативного управления занимаемым помещением, право на землю;
- положения о структурных подразделениях учреждения, содержащие сведения о категориях граждан, обслуживаемых тем или иным подразделением, стоящих перед ним задачах, сроках и условиях обслуживания граждан, сведения о дополнительных документах, необходимых для зачисления на обслуживание в данное подразделение;
- руководства, правила, служебные инструкции, методики технологий, предназначенные для регламентирования процесса предоставления услуг, определения методов (способов) их предоставления и контроля, а также для совершенствования работы учреждения;
- правовые и нормативные акты Российской Федерации и Оренбургской области, в соответствии с которыми осуществляется деятельность учреждения;
- штатное расписание учреждения с указанием наименования должностей персонала и его численности;
- должностные инструкции специалистов;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- коллективный договор коллектива учреждения с руководством учреждения;
- документы на эксплуатируемое оборудование, приборы и аппаратуру;
- документы в области стандартизации:
а) национальные стандарты социального обслуживания Российской Федерации;
б) государственные стандарты социального обслуживания населения Оренбургской области.
в) стандарты организаций (учреждений), устанавливающие правила внутренней деятельности учреждения и направленные на повышение эффективности его работы, повышение качества предоставляемых услуг и эффективности помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
Государственные стандарты социального обслуживания населения должны составлять нормативную, основу практической работы учреждения социального обслуживания населения.
Состав документации конкретного учреждения может быть уточнен по сравнению с изложенным в настоящем стандарте (в сторону увеличения или уменьшения) в зависимости от типа учреждения, специфики обслуживаемых категорий населения, характера предоставляемых услуг.
4.1.2. Условия размещения учреждения (отделения).
Учреждение и его структурные подразделения должны быть размещены в специально предназначенном здании (зданиях) или помещениях, доступных для инвалидов. Помещения должны быть обеспечены всеми средствами коммунально-бытового обслуживания (отопление, водопровод; канализация, электричество, газ, радио, телефон, телевидение и т.д.), соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и требованиям пожарной безопасности.
4.1.3. Наличие в учреждений специального и табельного технического оснащения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.), отвечающего техническим требованиям стандартов, нормативных правовых актов и обеспечивающего надлежащее качество предоставляемых услуг социального обслуживания соответствующих видов.
Табельное и специальное оборудование, приборы и аппаратуру следует использовать по назначению в соответствии с эксплуатационными документами, содержать в технически исправном состоянии и систематически проверять.
Неисправное табельное и специальное оборудование, приборы и аппаратура, дающие при работе сомнительные результаты, должны быть сняты с эксплуатации, заменены или отремонтированы (если они подлежат ремонту), а пригодность отремонтированного оборудования, приборов или аппаратуры должна быть подтверждена их поверкой.
4.1.4. Укомплектованность учреждения специалистами и уровень их квалификации.
Услуги социального обслуживания должны предоставляться подготовленными специалистами. Каждый специалист обязан иметь соответствующие образование и квалификацию, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей, и повышать профессиональную подготовку.
У специалистов каждой категории должны быть должностные инструкции, устанавливающие их обязанности и права.
Все специалисты должны быть аттестованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Наряду с соответствующей квалификацией и профессиональной подготовкой все сотрудники должны обладать высокими моральными и морально-этическими качествами, чувством ответственности и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности.
При оказании услуг социального обслуживания персонал учреждения должен проявлять к клиентам максимальные чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение, учитывать их физическое и психическое состояние.
Сведения личного характера о клиентах, ставшие известными сотрудникам учреждения при оказании услуг социального обслуживания, составляют профессиональную тайну. Сотрудники, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4.1.5. Состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг клиентам.
Информация о порядке и правилах предоставления клиентам услуг социального обслуживания должна соответствовать требованиям Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Данная информация должна быть предоставлена любым способом, предусмотренным законодательством, обеспечивающим ее доступность для клиентов.
Клиент вправе потребовать предоставление необходимой и достоверной информации об оказываемых ему услугах социального обслуживания.
Информация об оказании услуг социального обслуживания в соответствии с законодательством в обязательном порядке должна содержать:
- перечень основных услуг социального обслуживания, предоставляемых клиентам;
- характеристику услуг социального обслуживания, область их предоставления и затраты времени на их предоставление;
- стандарт услуг социального обслуживания, требованиям которого должны соответствовать их виды, качество и объем предоставления (текст утвержденных государственных стандартов размещается в учреждениях для беспрепятственного ознакомления с ним посетителей и клиентов учреждений);
- условия и стоимость (полная или частичная оплата) предоставления услуг социального обслуживания;
- гарантийные обязательства исполнителя услуг нестационарного социального обслуживания;
- обязанности клиента - получателя услуг социального обслуживания;
- возможность влияния клиентов на качество услуг социального обслуживания.
4.1.6. Наличие в учреждении собственной и внешней системы (службы) контроля за качеством предоставления услуг социального обслуживания.
Исполнитель услуг социального обслуживания должен иметь документально оформленную собственную систему (службу) контроля за качеством их оказания подразделениями и сотрудниками учреждения, за их соответствием стандарту качества услуг социального обслуживания, другим нормативным правовым актам, регламентирующим отношения в области социального обслуживания клиентов.
Система контроля должна охватывать этапы планирования работы с клиентами, оформления результатов контроля, выработки и реализации мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Внешний контроль деятельности по предоставлению услуг социального обслуживания осуществляется в государственном секторе социального обслуживания населения уполномоченными органами государственной власти в пределах их компетенции.
4.2. Руководитель учреждения должен обеспечить разъяснение и доведение требований к качеству услуг социального обслуживания до всех работников структурных подразделений, четко определить полномочия, ответственность и взаимодействие всего персонала. Он несет полную ответственность за качество исполнения услуг социального обслуживания.
4.3. При оценке качества услуг социального обслуживания используются следующие критерии:
а) полнота предоставления услуг социального обслуживания согласно требованиям государственного стандарта качества;
б) своевременность предоставления услуг социального обслуживания;
в) результативность (эффективность) предоставления услуг социального обслуживания.
Степень улучшения психоэмоционального и физического состояния клиента, решение его правовых, бытовых и других проблем оценивается косвенным методом, в том числе путем проведения социальных опросов (при этом должен быть обеспечен приоритет оценки качества услуги клиентом).
5. Основные виды государственных услуг нестационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, включая детей-инвалидов, семей с детьми, детей, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации
5.1. Социально-бытовые услуги
5.1.1 Предоставление помещений для организации реабилитационных мероприятий, учебной деятельности, культурного и бытового обслуживания.
Предоставляемые помещения для организации реабилитационных мероприятий, учебной деятельности, культурного и бытового обслуживания по размерам, расположению и конфигурации должны обеспечивать проведение в них всех упомянутых выше мероприятий с учетом специфики обслуживаемого контингента.
Все служебные и производственные помещения должны отвечать санитарным нормам и правилам, требованиям безопасности, в том числе противопожарным требованиям, должны быть оснащены телефонной связью и обеспечены всеми средствами коммунально-бытового благоустройства и доступны для инвалидов. Они должны быть защищены от воздействия различных факторов (повышения температуры воздуха, влажности воздуха, запыленности, вибрации и т.д.), отрицательно влияющих на здоровье персонала и клиентов и на качество предоставляемых услуг.
5.1.2. Покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов.
Такие услуги, как покупка и доставка на дом продуктов питания, горячего питания (весом до 7 кг) должны обеспечивать полное и своевременное удовлетворение нужд и потребностей клиентов продуктами питания и пищи.
Разрешается приобретение продуктов питания на рынке, в случае если путь к рынку от места проживания займет не более 20 минут и на приобретенный товар будет предоставлен кассовый чек.
5.1.3. Помощь в приготовлении пищи.
Оказание помощи в приготовлении пищи из продуктов, приобретенных за счет клиента.
5.1.4 Покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости.
Такие услуги, как покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости (общим весом до 7 кг.) должны обеспечивать полное и своевременное удовлетворение нужд и потребностей клиентов.
5.1.5 Доставка воды, топка печей, содействие в снабжении топливом для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения.
Услуга предусматривает доставку воды из близлежащего источника (за одно посещение доставляется 2 ведра, но не более 10 литров), топлива из мест хранения (за одно посещение доставляются: дрова - 2 мешка (уголь - 2 ведра), но не более 10 кг. протопку печей, котлов, а также содействие в обеспечении топливом за счет средств клиента.
5.1.6 Сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка.
Услугой предусматривается сдача вещей клиента в стирку, в ремонт, химчистку (общий вес сухого белья не более 6 кг.).
5.1.7 Содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений.
Услуга предусматривает оказание помощи в уборке жилого помещения, в котором проживает клиент, и содействие в организации ремонта жилого помещения.
5.1.8 Содействие в оплате жилья и коммунальных услуг.
Услуга включает в себя расчет платы, заполнение квитанций, оплату квитанций за счет денежных средств клиента через соответствующие организации. Клиентам, проживающим в семье, данная услуга (за исключением оплаты социального обслуживания) предоставляется только при наличии разделенных финансово-лицевых счетов.
5.1.9. Содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению, в пределах района проживания. Оплата коммунальных услуг предприятиям производится за счет средств клиента.
5.1.10 Оказание помощи в написании и прочтении писем.
Услуга включает в себя написание под диктовку клиента различных письменных обращений и их отправка адресатам через почтовые ящики, доставку корреспонденции из почтового ящика клиента (канцелярские принадлежности, бумага и конверт предоставляется клиентом);
5.1.11 Организация ритуальных услуг.
Организация проведения мероприятий, необходимых для организации похорон, выполняются при отсутствии у умершего родственников или нежелании их заняться погребением.
5.1.12 Сопровождение вне дома, в том числе к врачу.
Услуга предоставляется клиенту только при посещении им социально значимых учреждений, относящихся к системе здравоохранения, образования, социальной защиты. Дополнительные расходы на сопровождающее лицо оплачивает клиент (оплата совместного проезда, приобретение билетов, бахил и др.).
5.1.13 Содействие в направлении в специализированные учреждения здравоохранения, на санаторное лечение, в стационарные учреждения социального обслуживания.
Услугой предусматривается информирование клиента о порядке направления в учреждения и оказание помощи в оформлении документов и представлении их в соответствующую организацию.
5.1.14 Содействие в организации обучения детей в школе.
5.1.15 Помощь в организации летнего отдыха и оздоровления особо нуждающихся детей.
5.1.16 Социальный патронаж семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, и нуждающихся в нем.
5.1.17 Содействие в улучшении жилищных и бытовых условий многодетным семьям с детьми.
5.1.18 Содействие родителям детей-инвалидов в налаживании быта детей с учетом их физического и психического состояния, сопровождение детей вне дома, предоставление транспорта для поездки детей на лечение, обучение, участия в культурных мероприятиях.
5.2 Социально-медицинские услуги
5.2.1. Учет семей и отдельных граждан, нуждающихся в социально-медицинской помощи.
5.2.2 Содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения.
Услуга предусматривает запись клиента на прием к специалистам амбулаторно-поликлинического учреждения здравоохранения, где состоит на учете клиент, и сопровождение.
5.2.3. Обеспечение ухода с учетом состояния здоровья, в том числе оказание санитарно-гигиенических услуг.
Услуга включает в себя кормление ослабленных больных, оказание санитарно-гигиенических услуг, подачу заявки на посещение клиента на дому парикмахером и определение даты и времени посещения. Оплата услуг парикмахера производится клиентом.
5.2.4. Содействие в проведении медико-социальной экспертизы.
Услуга включает в себя запись клиента к врачам для прохождения медицинской комиссии для освидетельствования (переосвидетельствования) в бюро МСЭ; помощь в подаче оформленных документов в бюро МСЭ; контроль за соблюдением клиентом сроков прохождения переосвидетельствования на предмет установления группы инвалидности в бюро медико-социальной экспертизы (далее - бюро МСЭ).
5.2.5. Содействие в проведении или проведение реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера, в том числе в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.
Услуга включает в себя помощь в оформлении индивидуальной программы реабилитации; составление рекомендаций по дальнейшей реабилитации в домашних условиях, соблюдению двигательного режима и позитивной коммуникации; выполнение для каждого клиента набора разработанных мероприятий по медико-социальной реабилитации.
5.2.6. Обеспечение техническими средствами ухода и реабилитации.
Услугой предусматривается помощь в оформлении и подаче заявлений и справок в бюро медико-социальной экспертизы для оформления ИПР на обеспечение техническими средствами реабилитации и предметами ухода; подаче документов в региональное отделение фонда социального страхования РФ на обеспечение техническими средствами реабилитации и предметами ухода; обеспечении техническими средствами реабилитации через пункты проката средств реабилитации при центрах социального обслуживания населения.
5.2.7. Оказание первой доврачебной помощи.
Услугой предусматривается оказание в ходе посещения первой доврачебной помощи (при необходимости) и вызов скорой медицинской помощи или участкового врача.
5.2.8. Проведение санитарно-просветительной работы для решения вопросов возрастной адаптации.
Услуга включает в себя беседы с клиентом, родственниками клиента о ведении здорового образа жизни, профилактике обострений существующих заболеваний, соблюдении рекомендованного режима дня, диетического питания и др.
5.2.9. Обучение родственников больных практическим навыкам общего ухода за ними.
Услуга включает в себя наглядное обучение членов семьи, родственников клиента навыкам ухода (с учетом состояния здоровья клиента), в том числе смене нательного и постельного белья, профилактике пролежней, кормлению лежачего больного, пользованию средствами реабилитации и адаптации и другое.
5.2.10. Содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
Услуга включает в себя посещение учреждения здравоохранения и выписку на имя клиента рецептов на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Приобретение и доставка лекарственных средств и изделий медицинского назначения - за счет средств клиента.
5.2.11. Проведение в соответствии с назначением лечащего врача медицинских процедур при наличии лицензии на медицинскую деятельность данного вида.
Услугой предусматривается проведение отдельных или комплекса процедур: обработка пролежней; наложение компрессов, горчичников, банок; выполнение перевязок; обработка при педикулезе; подкожные и внутримышечные введения лекарственных препаратов; обработка и перевязка раневых поверхностей; выполнение очистительных клизм; забор материалов для проведения лабораторных исследований; оказание помощи в пользовании катетерами и другими медицинскими изделиями; физиотерапевтические процедуры с использованием портативных физиоаппаратов.
5.2.12. Наблюдение за состоянием здоровья (измерение температуры тела, артериального давления).
Услугой предусмотрено проводить осведомление о самочувствии; контроль за приемом лекарственных препаратов; измерение температуры тела, артериального давления; выполнение подкожных и внутримышечных инъекций, обработку раневых поверхностей; закапывание капель.
5.2.13. Консультирование по социально-медицинским вопросам (планирование семьи, современные безопасные средства контрацепции, гигиена питания и жилища, избавление от вредных привычек, психосексуальное развитие детей).
5.2.14. Социально-медицинский патронаж.
5.3. Социально-психологические услуги
5.3.1. Социально-психологическое и психологическое консультирование.
Организация социально-психологического консультирования или социально-психологических бесед должна обеспечить клиенту возможность получения квалифицированной психологической помощи и поддержки по вопросам:
отношений между родителями и детьми, формирования семейных и супружеских отношений, включая сексуальные;
предупреждения и преодоления семейных конфликтов;
социальной адаптации к сложившимся социально-экономическим условиям жизни и быта;
Услуга предусматривает запись клиента на консультирование к специалисту.
5.3.2. Оказание психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка тонуса клиентов, обслуживаемых на дому.
Услуга включает в себя беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивацию к оказанию помощи, психологическую поддержку родственникам клиента.
5.3.3. Организация выступлений работников социальной службы в средствах массовой информации по актуальным социально-психологическим проблемам.
5.3.4. Экстренная психологическая (в том числе по телефону) и медико-психологическая помощь.
5.3.5. Психологическая диагностика и обследование личности (детей и родителей).
5.3.6. Психопрофилактическая работа.
5.3.7. Привлечение к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения.
5.3.8. Психологическая коррекция конфликтных взаимоотношений родителей с детьми, неадекватных родительских установок и стереотипов воспитания детей, нарушений супружеских отношений.
5.3.9. Психологические тренинги по снятию последствий нервно-психической напряженности и психотравмирующих ситуаций в семье, вызванных болезнью или инвалидностью членов семьи, общением с лицами, страдающими психическими заболеваниями, формированию личностных предпосылок для адаптации членов семьи к создавшимся условиям, по обработке новых форм и способов поведения членов семьи и психологической поддержке.
5.3.10. Посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки.
5.3.11. Психологическое консультирование семей, желающих принять в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на этапе осуществления выбора и приема ребенка.
5.3.12. Социально-психологический патронаж.
Социально-психологическая помощь как активное психологическое воздействие должна быть оценена эффективностью снятия последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, привития людям социально ценных норм поведения, формирования личностных предпосылок для адаптации к изменяющимся условиям жизни.
5.4. Социально-педагогические услуги
5.4.1. Содействие в получении образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей; создание условий для получения инвалидами среднего специального и профессионального образования.
Содействие в получении клиентом образования или профессии определяется его физическими возможностями, умственными способностями, выбором специальных обучающих программ и наличием у него уже имеющихся знаний.
Услуга включает в себя содействие в оформлении и подаче документов в учебные заведения; информирование о возможностях участия в трудотерапии на базе учреждений социального обслуживания; информирование о работе университетов 3-го возраста.
5.4.2. Организация выступлений работников социальной службы в средствах массовой информации по актуальным социально-педагогическим проблемам.
5.4.3 Распространение и популяризация среди населения педагогических знаний;
5.4.4. Создание обществ, клубов взаимопомощи жителей на территориях, обслуживаемых конкретными учреждениями социального обслуживания.
5.4.5. Организация досуга (экскурсии, встречи с деятелями литературы и искусства, посещение театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи, игры, клубная и кружковая работа, другие культурные мероприятия).
5.4.6. Социально-педагогическое консультирование по вопросам:
отношений родителей с детьми, особенностей возрастного и индивидуального развития детей, методике семейного воспитания;
налаживания межличностных и внутрисемейных отношений;
преодоления семейных конфликтов;
ранней профориентации детей и содействия в их трудоустройстве.
5.4.7. Оказание педагогической помощи родителям в воспитании приемных детей с учетом их физического и психического состояния, характера и наклонностей, в предупреждении и преодолении конфликтных ситуаций с ними;
5.4.8. Социально-педагогическое консультирование по вопросам, касающимся особенностей индивидуального развития приемных детей, преодоления их педагогической запущенности и по методике семейного воспитания таких детей.
5.4.9. Педагогическая коррекция неадекватных форм поведения родителей и их установок при воспитании детей.
5.4.10. Педагогическая помощь родителям в вопросах преодоления педагогической запущенности или педагогических ошибок с учетом особенностей возрастного и индивидуального развития детей, их характера и наклонностей.
5.4.11. Оказание педагогической помощи родителям в воспитании, обучении и профессиональной подготовке детей с учетом специфики их психического и физического состояния.
5.4.12. Организация и проведение игротерапии детей.
5.4.13. Обучение родителей основам реабилитации детей в домашних условиях;
5.4.14. Подготовка и проведение мероприятий по организации досуга детей вместе с родителями;
5.4.15. Организация внешкольного (при необходимости) образования, налаживания учебного процесса.
5.4.16. Содействие родителям, оказавшимся в экстремальной ситуации, в адаптации детей к сложившейся ситуации, их социально-педагогической реабилитации, преодолении педагогической запущенности, оказание педагогической помощи в воспитании детей, привлечение к участию в семейных и детских праздниках, соревнованиях и конкурсах, клубной и кружковой работе, содействие в. устройстве детей в школу или другое учебное заведение.
5.4.17. Обучение молодых семей и семей с несовершеннолетними супругами навыкам семейной жизни (навыкам построения адекватных отношений в семье и навыкам позитивного разрешения конфликтов), оказание педагогической помощи в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимоуважения, благоприятного микроклимата, содействие в преодолении возникающих конфликтов, нарушений семейных и супружеских отношений.
5.4.18. Социально-педагогический патронаж.
5.5 Социально-экономические услуги
5.5.1 Содействие населению всех категорий и групп в получении полагающихся льгот, пособий, компенсаций, алиментов и других выплат, в обеспечении протезами и протезно-ортопедическими изделиями, слуховыми аппаратами, очками, улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Услуга включает в себя оказание материальной помощи семьям и одиноким гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также в экстренных случаях вследствие катастроф, пожаров и других стихийных бедствий, в соответствии с действующим законодательством.
5.5.2. Привлечение средств для оказания помощи малообеспеченным семьям (организация благотворительных аукционов, различных лотерей, выставок-продаж бывших в употреблении вещей и т.д.).
5.5.3. Обеспечение бесплатными продуктовыми наборами и горячим питанием. Натуральная помощь предоставляется через центры социального обслуживания населения и центры социальной помощи семье и детям.
5.5.4. Содействие в решении вопросов самообеспечения, развития семейного предпринимательства, надомных промыслов и других вопросов улучшения своего материального положения и уровня состоятельности.
5.5.5. Содействие в решении вопросов трудоустройства, выбора профессии, повышения квалификации, в поиске постоянной или временной (сезонной) работы.
5.5.6. Содействие в направлении детей (при необходимости) в стационарные учреждения социального обслуживания.
5.5.7. Содействие в предоставлении временного жилого помещения.
5.5.8. Социальный патронаж семей.
5.6. Социально-правовые услуги
5.6.1. Консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной, муниципальной и негосударственной системах социальных служб, и защиту их интересов, по социально-правовым вопросам (семейно-брачное, гражданское, жилищное, пенсионное законодательство, права детей, женщин, инвалидов).
Услуга предусматривает организацию консультирования по телефону или запись на прием к специалисту по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной, муниципальной и негосударственной системах социальных служб.
5.6.2. Оказание помощи в вопросах, связанных с пенсионным обеспечением.
Услуга включает в себя изложение и написание при необходимости текстов документов и заполнение бланков; запись на консультацию к специалисту пенсионного обеспечения.
5.6.3. Оказание юридической помощи и содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ, социальных выплат.
Услуга включает в себя разъяснение гражданину содержания необходимых документов в зависимости от их предназначения; изложение и написание при необходимости текстов документов и заполнение бланков.
5.6.4. Содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством.
Услуга включает в себя содействие в организации бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном действующим законодательством; содействие в предоставлении иной юридической помощи за счет личных средств клиента.
5.6.5. Содействие в получении страхового медицинского полиса.
Услуга включает в себя помощь в оформлении и подаче документов в учреждение здравоохранения на выдачу медицинского полиса обязательного медицинского страхования, в том числе получение и доставку его клиенту на дом.
5.6.6. Получение по доверенности пенсий, пособий и других социальных выплат.
Получение по доверенности пенсий, пособий и других социальных выплат должно осуществляться по желанию клиента и при обязательном оформлении доверительного документа.
5.6.7. Оказание помощи в подготовке и подаче жалоб на действия (или бездействие) социальных служб или работников этих служб, нарушающие или ущемляющие законные права граждан.
5.6.8. Содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством.
5.6.9. Содействие в привлечении к ответственности лиц, допускающих жестокое обращение.
5.6.10. Оказание юридической помощи в оформлении документов на усыновление и другие формы семейного воспитания детей.
5.6.11. Содействие в оформлении представлений на родителей, уклоняющихся от воспитания детей, заботы об их здоровье и развитии в комиссии по делам несовершеннолетних.
5.6.12. Содействие в оформлении документов на лишение родителей родительских прав.
5.6.13. Содействие в оформлении документов для направления детей (при необходимости) в учреждения социального обслуживания на временное пребывание.
5.6.14. Социально-правовой патронаж семей.
6. Порядок и условия предоставления государственных услуг нестационарного социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам, включая детей-инвалидов, семей с детьми, детей, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации
6.1. Порядок и условия оказания услуг социального обслуживания устанавливаются в соответствии с положениями Федеральных законов "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", Закона Оренбургской области "О социальном обслуживании населения в Оренбургской области".
6.2. Услуги социального обслуживания предоставляются на основании обращения клиента или его законного представителя в нестационарное учреждение социального обслуживания, которое принимает по данному обращению решение.
6.3. Согласно ГОСТ Р 52884-2007 "Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам" социальные услуги гражданам пожилого возраста (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет) и инвалидам (в том числе детям-инвалидам), согласно ГОСТ Р 52885-2007 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье" социальные услуги семьям должны предоставляться при соблюдении следующих принципов социальной справедливости:
а) соблюдения прав гражданина и человека;
б) ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;
в) приоритета мер по социальной защите граждан пожилого возраста и инвалидов;
г) обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для всех граждан пожилого возраста и инвалидов;
д) предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания населения.
6.4. При получении услуг социального обслуживания клиенты имеют право на:
- информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания услуг;
- уважительное и гуманное отношение со стороны работников, предоставляющих услуги социального обслуживания;
- конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику при оказании услуг социального обслуживания;
- защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке;
- отказ от получения услуг социального обслуживания.
Сведения личного характера, ставшие известными работникам при оказании услуг социального обслуживания, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6.5 Правом на внеочередное и преимущественным правом на получение услуг социального обслуживания пользуются клиенты категорий, указанных в ГОСТ Р 52884-2007, ГОСТ Р 52885-2007 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье".
6.6 Услуги социального обслуживания предоставляются при условии добровольного согласия клиента на их получение, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
6.7 Иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, пользуются теми же правами в сфере социальных услуг, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
6.8 Граждане, получившие право на получение услуг социального обслуживания, должны быть предварительно ознакомлены с условиями получения и видами предоставляемых им услуг социального обслуживания.
6.9 Получение клиентами услуг социального обслуживания должно осуществляться на основании их личного письменного заявления и подтверждаться их подписью.
7. Оценка соответствия качества фактически предоставляемых государственных услуг нестационарного социального обслуживания стандарту качества
7.1. Оценка качества фактически предоставляемых услуг социального обслуживания по настоящему стандарту качества производится по результатам проведения контрольных мероприятий на основании отчетов и проверок, проводимых министерством социального развития Оренбургской области, органами социальной защиты населения и по результатам мониторинга социально-экономического положения пожилых граждан и инвалидов, включая детей-инвалидов, семей с детьми, детей, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
8. Заключительные положения
8.1. Настоящий стандарт качества должен быть представлен социальным учреждением (отделением), оказывающим услугу социального обслуживания, для ознакомления любому лицу по месту предоставления услуги незамедлительно по поступлению такой просьбы.
8.2. Информация о наличии стандарта качества, возможности и способе его получения должна быть размещена по месту предоставления услуги (месту подачи заявки на предоставление услуги) и должна быть заметна для клиентов (в том числе и потенциальных). Рядом с этой информацией должны быть указаны сведения о наличии книги предложений, а также телефоны и адреса учреждений и организаций, осуществляющих контроль за соблюдением настоящего стандарта качества.
8.3. Ответственность юридических лиц за качество предоставления услуг социального обслуживания должна быть предусмотрена договором на оказание этих услуг. Должностные лица и работники социального учреждения (отделения), предоставляющие услуги социального обслуживания, несут материальную, дисциплинарную и иную ответственность в соответствии с нормами действующего законодательства, трудовыми договорами и положениями о премировании. Требование к качеству предоставляемых услуг социального обслуживания должно быть предусмотрено должностными инструкциями, а ответственность за их невыполнение - положениями об оплате труда и премировании.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства социального развития Оренбургской области от 16 мая 2011 г. N 117 "Об утверждении государственного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.