Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства области
от 31 августа 2012 г. N 756-пп
Областная целевая программа
по улучшению условий и охраны труда
в Оренбургской области на 2013 - 2015 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы |
- |
областная целевая программа по улучшению условий и охраны труда в Оренбургской области на 2013 - 2015 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- |
распоряжение Губернатора Оренбургской области от 17 февраля 2012 года N 53-р "Об образовании рабочей группы по разработке областной целевой программы по улучшению условий и охраны труда в Оренбургской области на 2013 - 2015 годы" |
Государственный заказчик Программы |
- |
министерство труда и занятости населения Оренбургской области |
Разработчики и Исполнители Программы |
- |
министерство труда и занятости населения Оренбургской области; федеральные органы надзора и контроля в области охраны труда; органы местного самоуправления Оренбургской области; работодатели, их объединения; профессиональные союзы, их объединения |
Основные цели и задачи Программы |
- |
основными целями Программы являются: улучшение условий и охраны труда, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач: внедрение механизмов управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда в организациях; совершенствование нормативно-правовой базы в сфере охраны труда; организационное и техническое обеспечение охраны труда; улучшение условий труда работников через проведение аттестации рабочих мест; непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения; совершенствование социального партнерства в области охраны труда; информационное обеспечение и пропаганда охраны труда; совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения |
Сроки реализации Программы |
- |
2013 - 2015 годы |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
- |
численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более: в 2013 году - 570 человек, в 2014 году - 565 человек, в 2015 году - 560 человек; численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих: в 2013 году - 1,59 человека, в 2014 году - 1,58 человека, в 2015 году - 1,57 человека; доля работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, к общей численности занятых в экономике Оренбургской области: в 2013 году - 42,6 процента, в 2014 году - 42,5 процента, в 2015 году - 42,4 процента; израсходовано средств на мероприятия по охране труда в расчете на 1 работающего: в 2013 году - 7 300 рублей, в 2014 году - 7 500 рублей, в 2015 году - 7 700 рублей |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 2 823 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 938 тыс. рублей; 2014 год - 941 тыс. рублей; 2015 год - 944 тыс. рублей. Кроме того, часть мероприятий будет финансироваться за счет других источников (средства регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, средства, выделяемые по линии соответствующих территориальных управлений федеральных органов государственной власти, средства работодателей) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- |
снижение числа пострадавших в результате несчастных случаев на производстве; предотвращение роста производственного травматизма со смертельным исходом; снижение к концу 2015 года доли работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, к общей численности занятых в экономике области в пределах 42,4 процента; увеличение расходов к концу 2015 года на мероприятия по охране труда в расчете на 1 работающего до 7 700 рублей |
Система организации контроля за реализацией Программы |
- |
контроль за реализацией Программы осуществляет министерство труда и занятости населения Оренбургской области |
Список сокращений:
МТиЗН - министерство труда и занятости населения Оренбургской области
Минздрав - министерство здравоохранения Оренбургской области
Роспотребнадзор - территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области
ФОПО - Федерация организаций профсоюзов Оренбургской области
Ростехнадзор - Управление по экологическому и технологическому надзору Ростехнадзора по Оренбургской области
Гострудинспекция - государственная инспекция труда в Оренбургской области
Фонд - государственное учреждение - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
ООСПП - Оренбургский областной союз промышленников и предпринимателей
ЦЗН - государственное бюджетное учреждение "Центр занятости населения"
МЧС - главное управление МЧС России по Оренбургской области
вузы - высшие учебные заведения
НИИ - научно-исследовательские институты
1. Характеристика проблемы
В Стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года одним из приоритетных направлений является создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, в том числе:
разработка и реализация мер по улучшению условий и охраны труда, снижению риска смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний, совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства;
переход от выплаты компенсаций за работу с вредными (опасными), тяжелыми и иными особыми условиями труда, основанной на статусном (списочном) подходе, к выплате компенсаций за фактические условия труда по результатам аттестации рабочих мест.
Преемственность мероприятий областных целевых программ улучшения условий и охраны труда, реализуемых в Оренбургской области с 1996 года, позволила решить ряд важных вопросов в сфере обеспечения безопасных и здоровых условий труда.
На протяжении ряда лет в области отмечается уменьшение количества несчастных случаев на производстве. В период с 2007 по 2011 годы общий уровень производственного травматизма в области сократился в 1,6 раза - с 2,6 до 1,6 пострадавших на 1000 работающих.
Предприятия и организации области заметно активизировали работу по аттестации рабочих мест по условиям труда. Если в 2007 году в 414 организациях аттестовано 36 тыс. рабочих мест, то в 2011 году количество предприятий, завершивших данную процедуру, увеличилось в 3 раза и составило 1301 организация, количество рабочих мест выросло на 35 процентов (56 тыс. рабочих мест).
Доля освобожденных инженеров по охране труда в организациях с численностью работающих свыше 50 человек возросла с 70 процентов в 2007 году до 90 процентов к 2011 году.
Наметилась позитивная тенденция в обучении по охране труда руководителей и специалистов в учебных заведениях. Ежегодно количество обученных данной категории увеличивается на 10-20 процентов.
Несмотря на положительные результаты, достигнутые в области охраны труда, ситуация с созданием безопасных условий труда на предприятиях остается напряженной.
В течение последних нескольких лет отмечается увеличение доли работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (с 39,2 процента в 2007 году до 42,7 процента в 2011 году) согласно приложению N 1 к настоящей Программе.
Наибольшие значения данного показателя зафиксированы в отраслях, осуществляющих добычу полезных ископаемых, - 57 процентов, на предприятиях обрабатывающих производств - 44,9 процента, в строительстве - 37,5 процента, в производстве и распределении электроэнергии, газа, воды - 32,3 процента, транспорта и связи - 31,6 процента.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области, на 1 января 2011 года износ основных фондов по видам экономической деятельности составил на предприятиях по добыче полезных ископаемых 67 процентов, в производстве и распределении электроэнергии, газа, воды - 38,3 процента, в обрабатывающих производствах - 37,3 процента.
Отсутствие средств для своевременной замены устаревших фондов ведет к продлению сроков использования неэффективных, устаревших машин и оборудования. Во многих случаях они ликвидируются только при отсутствии возможности их дальнейшей эксплуатации вследствие физической изношенности. Подобная ситуация оказывает негативное влияние на безопасность производства, рост числа работников, занятых в неблагоприятных условиях труда, и зарегистрированных случаев профессиональных заболеваний.
Так, количество лиц с впервые выявленным профессиональным заболеванием в 2006 году составило 79 человек, в 2007 году - 52 человека, в 2008 году - 48 человек, в 2009 году - 73 человека, в 2010 году - 91 человек, в 2011 году - 93 человека.
Наряду с техническими проблемами на производстве сохраняются существенные диспропорции финансирования охраны труда в организациях по видам экономической деятельности. Если на 1 января 2012 года на предприятиях, занимающихся добычей полезных ископаемых, на одного работающего затрачено 21 560,9 рубля, то в сфере строительства - 5 342,9 рубля, сельского хозяйства - 1 207,4 рубля (в среднем по области - 7 212 рубля).
Разница в затратах на охрану труда приводит к нарушению трудового законодательства и высокому уровню производственного травматизма. Так, на 1 января 2012 года численность пострадавших в расчете на 1000 работающих составила в обрабатывающих производствах 1,9, в аграрном секторе - 2,8, против 0,8 в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (в среднем по области - 1,6).
Но кроме причин недостаточного количества финансовых и материальных затрат, решение многих проблем по охране труда сдерживается отсутствием четкой системы управления охраной труда в организациях, неудовлетворительным уровнем знаний требований безопасности, низкой дисциплиной труда.
В этой связи Программа, являясь важнейшим инструментом реализации государственной политики в сфере охраны труда на территории области, позволяет планомерно проводить работу по обеспечению охраны труда, предусматривать необходимые материальные и организационные ресурсы для реализации приоритетных мероприятий, направленных на достижение главной цели.
2. Цели, задачи и срок реализации Программы
Целями Программы являются улучшение условий и охраны труда, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций, расположенных на территории Оренбургской области.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
внедрение механизмов управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда в организациях;
совершенствование нормативно-правовой базы в сфере охраны труда;
организационное и техническое обеспечение охраны труда;
улучшение условий труда работников через проведение аттестации рабочих мест;
непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
совершенствование социального партнерства в области охраны труда;
информационное обеспечение и пропаганда охраны труда;
совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения.
Задачи реализуются за счет программных мероприятий, представленных в приложении N 3 к настоящей Программе.
Срок реализации Программы - 2013 - 2015 годы.
3. Механизм реализации Программы
Программные мероприятия определены на основе анализа состояния условий и охраны труда в организациях муниципальных образований области, статистической, аналитической информации и предложений, поступивших от органов исполнительной власти Оренбургской области, федеральных территориальных надзорных органов, Фонда, объединения работодателей и профессиональных союзов.
Программа сформирована как комплекс взаимосвязанных мероприятий, согласованных по срокам с исполнителями, обеспечивающих достижение основных целей - снижение смертности и утраты здоровья трудоспособного населения, обусловленных неблагоприятными производственными факторами, совершенствование системы охраны труда работников на производстве, создание и развитие системы медико-профилактического обслуживания работников.
Координатором исполнения Программы является МТиЗН.
Исполнители программных мероприятий обеспечивают их своевременное выполнение в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", отвечают за эффективное и целевое использование выделяемых на реализацию Программы финансовых средств.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, а также за счет других источников (средства Фонда, средства, выделяемые по линии соответствующих территориальных управлений федеральных органов государственной власти, средства работодателей).
Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета представлен в приложении N 2 к настоящей Программе составляет 2 823 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 938 тыс. рублей;
2014 год - 941 тыс. рублей;
2015 год - 944 тыс. рублей.
Исполнители программных мероприятий обеспечивают их своевременное выполнение, приобретают в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", оборудование и другие средства материального обеспечения, отвечают за эффективное и целевое использование выделяемых на реализацию Программы финансовых средств.
Объемы финансирования мероприятий Программы ежегодно уточняются при рассмотрении областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
5. Организация управления и система контроля реализации Программы
Управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляет Правительство Оренбургской области через МТиЗН, которое реализует программные мероприятия во взаимодействии с органами надзора и контроля, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления области.
МТиЗН обеспечивает представление необходимой информации о ходе выполнения мероприятий и эффективности использования областных бюджетных средств в министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области. Ход и результаты выполнения Программы рассматриваются на заседаниях областной межведомственной комиссии по охране труда.
6. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Эффективность реализации программных мероприятий оценивается на основании статистических данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Оренбургской области.
Социальный эффект от реализации мероприятий Программы ожидается в сокращении численности работников, занятых в неблагоприятных условиях труда, снижении уровня заболеваемости и производственного травматизма, повышении социальной защищенности и удовлетворенности работников условиями труда, увеличении продолжительности жизни работающего населения.
Экономический эффект Программы заключается в создании условий для:
снижения материальных затрат от последствий производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости;
повышения производительности труда за счет сокращения потерь рабочего времени;
снижения страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что приведет к увеличению доходов организаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.