Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета
от 18 сентября 2012 г. N 475
Концепция
развития общественного транспорта города Оренбурга
Общественный транспорт является одним из важных факторов обеспечения жизнедеятельности города, его устойчивое, сбалансированное и эффективное развитие должно обеспечить растущий спрос на транспортные услуги.
Одной из приоритетных задач Администрации города Оренбурга является преобразование пассажирского транспорта в качественно новое состояние, обеспечивающее доступность и высокий уровень транспортных услуг в соответствии с социальными стандартами.
Решение данной задачи означает удовлетворение в полном объеме растущих потребностей населения в перевозках, обеспечение устойчивой связи различных районов города и ценовой доступности услуг общественного транспорта, имеющих социальную значимость.
Ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в городе потребовала уточнение приоритетов и задач Администрации города Оренбурга в сфере развития общественного транспорта в виде "Концепции развития общественного транспорта города Оренбурга".
Данная Концепция представляет собой систему взглядов на состояние общественного транспорта, перспективы его развития, ориентированные на интересы экономики и потребности населения города Оренбурга.
Целью Концепции является создание в городе Оренбурге устойчиво функционирующей и доступной для всех слоев населения единой системы общественного транспорта на основе формирования в городе рынка услуг, регулируемого в интересах общества и хозяйствующих субъектов.
Концепция является основой для:
- формирования и проведения единой политики Администрации города Оренбурга и субъектов хозяйственной деятельности в сфере развития общественного транспорта;
- качественного предоставления населению города Оренбурга транспортных услуг;
- создания автоматизированных систем контроля и управления общественным транспортом;
- снижения транспортных издержек;
- повышения безопасности на общественном транспорте;
- разработки и реализации нормативных правовых актов всех уровней в интересах города и его жителей.
1. Характеристика состояния системы общественного транспорта в городе Оренбурге
Транспортная система характеризуется состоянием двух ее основных подсистем - транспортно-дорожной инфраструктуры и отрасли общественного транспорта.
Общественный транспорт - часть транспортной системы, предоставляющей услуги вне зависимости от наличия платежеспособного спроса.
Отрасль общественного транспорта в городе Оренбурге включает в себя автомобильный и электрический транспорт.
1.1. Автомобильный транспорт
В транспортной системе города Оренбурга огромная роль принадлежит автомобильному транспорту. Его основная работа - осуществление городских, пригородных, междугородних и межрегиональных перевозок населения. На долю автомобильного транспорта ежегодно приходится более 80% объема перевозок пассажиров.
Маршрутная сеть города Оренбурга включает 74 городских и 9 пригородных автобусных маршрута. Всего в городе Оренбурге зарегистрировано 180 хозяйствующих субъектов осуществляющих перевозку пассажиров автомобильным транспортом на основании лицензии. Количество выданных на транспортные средства лицензионных карточек более 1180 шт.
1.2. Городской электрический транспорт
В городе Оренбурге услуги по перевозке населения электрическим транспортом осуществляются Муниципальным казенным предприятием "Оренбургский городской пассажирский транспорт".
Перевозка пассажиров осуществляется на 6 маршрутах троллейбуса из 14 утвержденных и работающих ранее.
Энергоснабжение обеспечивается 15 тяговыми подстанциями.
По состоянию на 01.05.2012 г. парк городского электрического транспорта состоит из 94 троллейбусных машин. Из них с полным амортизационным износом эксплуатируется 41 троллейбусная машина. Средний возраст троллейбусов составляет 11,9 лет.
Из-за высокой степени износа подлежит замене значительная часть контактного провода троллейбуса.
Сегодня из-за изношенности подвижного состава и недостатка финансирования для приобретения необходимого количества запчастей и материалов, для ремонта и обновления подвижного состава у муниципальных транспортных предприятий отсутствует возможность в полном объеме удовлетворить спрос населения на транспортные услуги.
2. Региональные особенности и основные проблемы системы общественного транспорта в городе Оренбурге
Для каждого города характерна определенная специфика деятельности общественного транспорта, обуславливаемая демографической ситуацией, особенностями застройки и концентрации промышленно-производственных и торговых организаций.
Современное состояние общественного транспорта города Оренбурга обусловлено:
- нарушением соотношений пропускной способности транспортной инфраструктуры, в результате которого возникли многочисленные проблемные точки и "узкие" места в транспортной сети (например пр-т Победы более 10 муниципальных маршрутов). Наиболее остро это проявляется в несоответствии уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки;
- высокой долей населения, проживающего в "спальных" (периферийных) районах города и работающих (обучающихся) в центральной его части, что привело к значительной протяженности маршрутов, связывающих периферийные районы города с центром и между собой, а также особенностями распределения пассажиропотоков по времени суток (утром пиковая нагрузка в одном направлении, вечером, в противоположном);
- сезонными изменениями спроса населения на транспортные услуги в места расположения загородных домов, дач и садовых участков;
- высокой долей граждан, обладающих правом льготного проезда на общественном транспорте, приводящей к высокому уровню социальной нагрузки общественного транспорта.
Основными видами перевозок, осуществляемых общественным транспортом на территории города Оренбурга, являются:
- перевозка работников от места жительства к месту работы;
- перевозка потребителей государственных услуг от места жительства к местам предоставления государственных услуг;
- перевозка потребителей социальных услуг, в первую очередь медицинской помощи и образования, от места жительства к местам предоставления социальных и образовательных услуг;
- перевозка граждан от места жительства к местам отдыха - туристическим маршрутам и природным памятникам, дачным и садовым участкам.
Повсеместное и качественное осуществление таких перевозок на текущий момент крайне затруднено из-за накопившихся проблем.
Так в настоящее время в сфере общественного транспорта не в полной мере действуют рыночные правила. В отличие от других отраслей, в том числе социально значимых, в отрасли общественного транспорта отсутствуют свободное ценообразование и свободный вход на рынок транспортных услуг.
Нерыночные механизмы до определенного момента давали возможность "в ручном режиме" решать актуальные социальные проблемы. Однако это привело к медленной деградации рынка транспортных услуг, а, следовательно, к дефициту и снижению качества предоставляемых услуг и впоследствии к социальным проблемам, требующим незамедлительного решения.
Регулирование цен, а также высокий уровень социальной нагрузки и низкий платежеспособный спрос на услуги общественного транспорта привели к низкой рентабельности и убыточности пассажирских перевозок, к недостатку предложений на транспортные услуги в отдельных направлениях и неудовлетворенности населения в потребности перевозок. Существенные проблемы наблюдаются на большинстве городских маршрутов в вечернее время и выходные дни. Это обусловлено отсутствием эффективного механизма финансовой компенсации перевозок льготных категорий пассажиров, а также отставанием роста доходов от роста цен на потребляемые транспортом топливо, электроэнергию, материалы и технические средства.
Указанные проблемы приводят ко вполне ощутимым последствиям уже сегодня.
Так из-за недостаточного количества подвижного состава Муниципальным казенным предприятием "Оренбургские пассажирские перевозки" каждую весну, в результате необходимости обслуживания садоводческих маршрутов, прекращалось обслуживание большей части городских маршрутов муниципальным пассажирским автотранспортом и значительно ухудшалось транспортное обслуживание населения города. Итогом такого перераспределения сил на муниципальных маршрутах города стало появление частных перевозчиков и, таким образом, сложилась ситуация, когда более 70% маршрутов на сегодняшний день обслуживается частными перевозчиками.
Высокая социальная ориентированность муниципальных транспортных предприятий привела к ситуации, когда необходимо обслуживать высоко убыточные маршруты для удовлетворения потребностей всех жителей города (даже в рамках объявленного конкурса частные предприятия не изъявили желания работать на ряде таких маршрутов). В результате дотационная составляющая на сегодняшний день преобладает в структуре доходов предприятия и ее необходимость при существующем распределении транспорта на маршрутах очевидна.
В ряду основных недостатков общественного транспорта особо выделяются низкий технический уровень и неудовлетворительное состояние производственных баз большинства хозяйствующих субъектов.
Сокращение объемов реконструкции и строительства инфраструктурных объектов, а также темпов пополнения и обновления парков привело в последние годы к существенному ухудшению их технического состояния (возрастная структура, увеличение износа и т.д.) и работоспособности.
Основные фонды всех видов общественного транспорта обновляются недостаточными темпами, в результате чего состояние многих транспортных средств подошло к критическому уровню. Их износ достиг 55% - 70% и продолжает нарастать. Значительная часть их эксплуатируется за пределами нормативного срока службы, другая - приближается к этому сроку. Техническая эксплуатация таких транспортных средств экономически неэффективна, так как требует значительных затрат на ремонт и обслуживание.
Это влечет за собой снижение уровня безопасности транспортного процесса, рост транспортных издержек и может стать причиной возникновения дефицита провозных и пропускных возможностей в отдельных элементах транспортной системы. Как следствие, существенно ухудшаются показатели безопасности и экономической эффективности работы общественного транспорта.
Эффективность работы и развития общественного транспорта напрямую зависит от квалификации работников, задействованных на всех уровнях его функционирования.
В настоящее время на общественном транспорте города Оренбурга остро стоит проблема кадрового обеспечения. В отрасли ощущается нехватка квалифицированных водителей, рабочих, специалистов с высшим и средним специальным образованием и значительно снизился уровень их профессиональной подготовки.
Существовавшая ранее государственная система повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов практически не функционирует. С появлением на предприятиях транспортного комплекса принципиально новой техники, внедрением новых инновационных технологий появилась необходимость в специалистах современного уровня. Для эффективной организации производства требуются новые знания в области управления и маркетинга.
Проблема квалификации кадров тесно связана с обеспечением безопасности жизнедеятельности и здоровья населения. Снижение уровня профессиональной подготовки водителей и ремонтных рабочих прямым образом влияет на рост дорожно-транспортных происшествий.
К факторам, определяющим высокий уровень аварийности в городе Оренбурге, следует отнести:
- массовое пренебрежение требованиями и правилами безопасности дорожного движения со стороны участников движения;
- недостаточное развитие улично-дорожной сети и технический уровень дорожного хозяйства;
- низкий уровень подготовки водителей транспортных средств;
- недостатки организации и управления дорожным движением;
- неразвитость и недостаточная эффективность системы обнаружения ДТП и оказания своевременной и качественной медицинской помощи;
- неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств.
Недостаточный уровень разработки нормативно-правовой базы, несовершенство в этой сфере правоприменительной практики, а также неразвитость системы мониторинга, контроля состояния транспорта и предупреждения о природных катаклизмах говорят о необходимости повышения надежности обеспечения транспортной безопасности в городе.
В целом можно констатировать, что общественный транспорт в городе Оренбурге находится в кризисном состоянии, выход из которого возможен только при условии его перехода на новый качественный уровень развития, обеспечивающий требования инновационной экономики и повышающиеся требования населения к качеству, доступности и безопасности предоставления транспортных услуг.
3. Развитие общественного транспорта в городе Оренбурге
Целью развития общественного транспорта в городе Оренбурге является формирование единой системы общественного транспорта, удовлетворяющей растущие потребности населения, в том числе граждан с ограниченной способностью к передвижению, в гарантированных, доступных и безопасных пассажирских перевозках, обеспечивающих повышение качества жизни населения.
Данная система должна обеспечить координацию и оптимизацию работы различных видов общественного транспорта, а также транспортную и ценовую доступность для населения города. Это окажет значительное влияние на улучшение качества обслуживания населения, повышение эффективности использования транспортных средств и сокращение материальных и трудовых затрат на эксплуатацию.
Для достижения указанной цели развития общественного транспорта в городе Оренбурге необходимо реализовать комплекс задач и мероприятий, обеспечивающих:
- развитие конкуренции на рынке транспортных услуг;
- совершенствование тарифной политики;
- создание центральной транспортной диспетчерской службы городе Оренбурге;
- совершенствование инфраструктуры общественного транспорта;
- повышение уровня безопасности общественного транспорта;
- улучшение кадрового обеспечения транспортных предприятий;
- создание нормативно-правовой базы по вопросам развития общественного транспорта;
- совершенствование и ужесточение контрольно-надзорных функций.
Необходимо отметить, что реализация предлагаемых мероприятий без привлечения дополнительных средств из бюджета города возможна только при сохранении текущего уровня финансирования муниципальных предприятий. Далее в концепции будут предложены и описаны варианты использования высвободившихся бюджетных средств для реализации концепции.
3.1. Развитие конкуренции на рынке транспортных услуг
Для обеспечения качественного транспортного обслуживания населения города Оренбурга необходимо развивать конкурентный рынок в сфере общественного транспорта. Это обеспечит работу по принципу "цена - качество" и сделает цену и качество предметом конкуренции, а также оптимизирует между ними баланс.
На ряду с этим, одной из приоритетных задач администрации города Оренбурга является повышение конкурентоспособности муниципальных транспортных казенных предприятий. Для решения этой задачи необходимо укрупнение муниципальных транспортных предприятий посредством их объединения и своевременное обновление подвижного состава муниципального предприятия за счет мероприятий по оптимизации работы муниципального пассажирского транспорта.
Кроме того, формирование рынка услуг общественного транспорта в городе Оренбурге должно предусматривать соблюдение требования эффективной конкуренции, а так же недопущение монополизации рынка, в том числе:
- регулярное обследование пассажиропотоков для эффективного распределения общественного транспорта по разным маршрутам его движения;
- распределение маршрутов общественного транспорта между перевозчиками должно осуществляться исключительно на конкурсной основе;
- организационно-технические, экономические и другие критерии для определения победителя конкурса должны быть максимально детализированы;
- заключаемые контракты на транспортное обслуживание должны определять требования к качеству и безопасности перевозок, порядок получения компенсации убытков от перевозок льготных категорий пассажиров и использования регулируемых тарифов и фиксировать стоимость проезда;
- совершенствование системы допуска к транспортной деятельности на основе механизма подтверждения соответствия транспортных средств и услуг установленным требованиям;
- поддержку малого и среднего бизнеса на общественном транспорте.
Все это создаст условия для дальнейшего повышения эффективности работы и роста конкурентоспособности предприятий общественного транспорта, привлечения инвестиций в развитие общественного транспорта и обеспечит стимулирование внедрения новейших технологий и использования современных транспортных средств.
3.1.1. Объединение муниципальных предприятий
Мониторинг работы муниципальных транспортных предприятий на основе ГЛОНАСС показал, что электротранспорт в современных рыночных условиях не выдерживает конкуренции, как в борьбе за пассажиров, так и по эффективности транспортной работы (длительные простои по причинам отключений и порывов контактной сети, зависимость от контактной сети при маневрировании в условиях городского движения). Решением в сложившейся ситуации может стать объединение двух предприятий на базе Муниципального казенного предприятия "Оренбургские пассажирские перевозки" по адресу пр. Автоматики 13 (вместимость предприятия 400 ед.).
По предварительной оценке, продажа административных зданий и земли Муниципального казенного предприятия "Оренбургский городской пассажирский транспорт" (ул. Лесозащитная 2 и ул. Рыбаковская 16) принесет в бюджет города дополнительные средства и сократит расходы на содержание объединенного предприятия на 35,7%. Сокращение штатной численности сотрудников позволит снизить фонд оплаты труда на 4,1%. Таким образом, сэкономленные средства можно использовать как на повышение фонда оплаты труда сотрудников, так и на обновление подвижного состава. Следует отметить, что сокращение расходов на фонд оплаты труда и содержание административно-бытовых помещений будет происходить ежегодно, проецируя данную экономию на транспортные средства - это 1 новый троллейбус и 2 автобуса ежегодно. Кроме того, может быть реализована возможность взаимозаменяемости подвижного состава на маршрутах города в случаях форс-мажорных ситуаций.
3.1.2. Обновление подвижного состава
Для улучшения качества транспортного обслуживания и удовлетворения спроса населения города Оренбурга на транспортные услуги, необходимо восстановить и обновить парк транспортных средств и усовершенствовать производственную базу муниципальных транспортных предприятий и другие объекты инфраструктуры общественного транспорта, для чего необходимо приобретение подвижного состава современного технического уровня, повышенной комфортности, в том числе приспособленного для перевозок пассажиров-инвалидов и других категорий маломобильных граждан.
Вопрос обновления подвижного состава капиталоемкий и его полное решение нельзя перекладывать только на транспортные предприятия. Необходима разработка комплекса мероприятий направленных на повышение эффективности работы, как муниципальных транспортных предприятий, так и самой программы развития пассажирского транспорта города Оренбурга.
Обновление подвижного состава муниципальных транспортных предприятий целесообразно осуществлять за счет привлечения средств федерального, областного и местного бюджетов в рамках реализации целевых программ, а также за счет приобретения транспортных средств в лизинг.
Исходя из сложившейся структуры парка муниципальных предприятий электро- и автотранспорта, наиболее целесообразно обновление подвижного состава в пропорции 1:2, соответственно при приобретении 1 троллейбуса, так же приобретать 2 автобуса большой вместимости.
Обновление парка муниципального пассажирского транспорта позволит увеличить коэффициент выпуска, повысить качество обслуживания пассажиров, увеличить доходность перевозок на 25-30%. Снижение затрат на запасные части, эксплуатационные материалы, а также трудоемкости обслуживания позволит сэкономить 17,4% затрат по данной статье (возможность приобретения 2 троллейбусов, 3 автобусов большой и 3 автобусов средней вместимости ежегодно).
Реализация данного мероприятия без привлечения дополнительных бюджетных средств возможно за счет:
- повышения тарифа и ежегодной индексации в соответствии с уровнем инфляции (повышение тарифа на проезд в электротранспорте до 12 рублей повысит кондукторскую выручку на 44,9% или 5 троллейбусов. Повышение тарифа на проезд в автотранспорте до 15 рублей повысит кондукторскую выручку на 42,9% или 10 автобусов большой вместимости, что позволит за 5 лет обновить троллейбусный парк на 25 машин, а автобусный парк на 50 машин);
- объединения двух муниципальных предприятий на базе одного (экономия за счет сокращения ФОТ объединенного предприятия, экономия на содержание административно-бытовых помещений и т.д.). Таким образом, возможно ежегодное приобретение 2 троллейбусов;
- продажи троллейбусных депо (приобретение 4 троллейбусов и 3-х автобусов средней вместимости).
3.1.3. Совершенствование тарифной политики
Проблема муниципальных транспортных предприятий заключается в том, что они не могут стать в современных условиях прибыльными за счет более эффективной работы, а не за счет повышения тарифов. И сегодня в целом они остаются убыточными.
Особенность функционирования общественного транспорта в городе Оренбурге заключается в необходимости согласования экономических интересов транспортных предприятий и общественных интересов с учетом потребностей всех слоев населения и предполагает строго взвешенный подход к формированию тарифов за пользование услугами общественного транспорта.
Сегодня для удовлетворения требований населения к транспортным услугам по количественным, качественным и экономическим параметрам при одновременном обеспечении рентабельности предприятий общественного транспорта необходимо контролировать рост тарифов на общественном транспорте.
Основными способами формирования объективных тарифов являются государственное регулирование и создание рыночной экономики, при осуществлении которых следует учитывать следующие основные моменты:
- государственное регулирование зачастую оказывается слишком жестким, что приводит к ослаблению рыночных стимулов и оттоку капиталов из отрасли;
- отмена регулирования тарифов сопряжена с риском резкого повышения платы за проезд, а сохранение регулирования к ухудшению транспортного обслуживания населения. При регулировании тарифов наблюдаются единообразный пакет транспортных услуг и у перевозчиков отсутствуют стимулы к введению новшеств в транспортном обслуживании;
- механизм рыночной конкуренции также имеет свои недостатки, так как конкуренция часто оказывается недостаточной, недобросовестной и в итоге приводит к снижению качества транспортного обслуживания населения;
- заключение контрактов на транспортное обслуживание на конкурсной основе является достаточно эффективным средством создания конкуренции. Система конкурсов позволяет достичь более эффективных и высоких показателей уровня транспортных услуг. Для этого необходимо разработать продуманную и взвешенную конкурсную документацию, основанную на объективных оценках уровня претендентов и вынесения частных решений с максимальным исключением субъективных подходов в рамках действующего законодательства. При этом одним из вариантов обеспечения общего уровня рентабельности пассажирских перевозок может быть формирование лотов, объединяющих низкорентабельные и убыточные социально значимые маршруты с рентабельными;
- по результатам проведенных конкурсов для стимулирования к повышению качества и безопасности перевозок администрации города Оренбурга необходимо инициировать рост тарифа на транспортные услуги в строгом соответствии с ростом инфляции;
- заключение контрактов с перевозчиками на длительный период времени (от 3 до 5 лет) может послужить стимулом для инвестирования в сферу пассажирских перевозок финансовых средств и систематического обновления подвижного состава;
- предоставление субсидий на транспортное обслуживание населения в целях компенсации муниципальным транспортным предприятиям убытков, возникших вследствие регулирования тарифов и перевозки льготных категорий граждан, должно предполагать использование механизмов мобилизации внутрихозяйственных резервов муниципальных транспортных предприятий, оптимизации их производства и т.п.
Для муниципальных предприятий общественного транспорта города Оренбурга тарифное регулирование предполагает, прежде всего, повышение конкурентоспособности и доли, занимаемой на рынке за счет своевременного обновления подвижного состава. В соответствии с текущим пассажирооборотом, повышение действующего тарифа на 50% (4 руб. - электротранспорт, 5 руб. - автобусный транспорт) повысит кондукторскую выручку объединенного муниципального предприятия на 43,9.
Ценообразование на перевозки в коммерческом режиме должно основываться на учете конъюнктуры рынка и повышенного качества транспортных услуг.
В целом, совершенствование тарифной политики для общественного транспорта характеризуется:
- высоким уровнем муниципального регулирования;
- доминирующей ролью муниципалитета в предоставлении транспортных услуг;
- высоким уровнем субсидирования как оборотного, так и основного капитала муниципальных транспортных предприятий;
- обязательством муниципалитета по обеспечению установленного минимального уровня услуг транспортного обслуживания;
- скоординированным и интегрированным подходом к общественному транспорту.
3.2. Развитие центральной транспортной диспетчерской службы (ЦТДС) в городе Оренбурге
Создание и развитие центральной транспортной диспетчерской службы в городе Оренбурге обусловлено необходимостью повышения эффективности управления общественным транспортом и мониторинга его функционирования. Для организации и опробирования телеметрического оборудования администрацией города Оренбурга было принято решение о начале работы ЦТДС уже в 2012 году с минимальной штатной численностью персонала в соответствии с объемом оборудованных транспортных средств модулями ГЛОНАСС/GPS. Затраты на организацию минимальной диспетчерской службы составили 5940 тыс. руб., которые включают затраты на ремонт помещений, фонд оплаты труда и оборудование. Для финансирования ЦТДС в полном объеме, необходимо предусмотреть в бюджете города Оренбурга на 2013 год дополнительное финансирование на фонд оплаты труда предусмотренного проектом штата сотрудников. В случае необходимости реализации проекта без привлечения дополнительных бюджетных средств финансирование возможно только за счет сокращения штатной численности диспетчеров объединенного муниципального транспортного предприятия (МКП "ОГПТ" - 1130,016 тыс. руб. в год, МКП "ОПП" - 1536,41 тыс. руб. в год), при этом расширение возможностей данной службы станет возможным только в случае привлечения дополнительных инвестиций со стороны частных перевозчиков.
Основными задачами данной службы являются:
- осуществление мониторинга функционирования общественного транспорта;
- осуществление диспетчерского управления общественным транспортом.
3.2.1. Мониторинг функционирования общественного транспорта
Осуществление мониторинга функционирования общественного транспорта в рамках вышеуказанной службы позволит администрации города Оренбурга:
- вести централизованный учет и хранить информацию об объектах общественного транспорта, его инфраструктуре (в том числе подвижной состав, остановочные пункты, автостанции и площадки отстоя) и хозяйствующих субъектах, предоставляющих транспортные услуги на территории города Оренбурга;
- исключить дублирование в работе по сбору и хранению информации;
- обрабатывать и анализировать актуальные данные по общественному транспорту;
- исключить риск использования устаревших данных при проведении анализа и принятии управленческих решений в сфере общественного транспорта;
- повысить эффективность межведомственного взаимодействия за счет общедоступного использования собранных сведений;
- исключить многократное предоставление хозяйствующими субъектами идентичной (однотипной) информации в органы власти, контролирующие общественный транспорт;
- повысить и сохранять на необходимом уровне регулярность движения транспорта на городских маршрутах;
- исключить нарушения схем движения, скоростного режима и других правил перевозки пассажиров и дорожного движения;
- анализировать динамику изменений пассажиропотока и загруженности того или иного маршрута за счет ежедневной отчетности.
3.2.2. Создание системы диспетчерского управления общественным транспортом
Осуществление диспетчерского управления общественным транспортом обеспечивает оперативное управление общественным транспортом и формирует объективную информацию о его функционировании. Для этого необходимо в рамках работы Центральной транспортной диспетчерской службы города Оренбурга информационно объединить диспетчерские службы всех транспортных предприятий, работающих на городских маршрутах не зависимо от формы собственности.
Диспетчерское управление общественным транспортом обеспечит:
- повышение качества транспортного обслуживания населения города Оренбурга за счет непрерывного автоматизированного контроля движения в режиме реального времени;
- координацию и синхронизацию работы всех видов общественного транспорта за счет увязки интервалов движения по периодам дня на соприкасающихся маршрутах;
- повышение эффективности использования подвижного состава за счет сокращения непроизводительных потерь времени на маршруте и рационального использования подвижного состава и резерва на наиболее загруженных направлениях;
- повышение безопасности пассажирских перевозок за счет оперативного оповещения водителей транспортных средств об авариях и чрезвычайных ситуациях на маршрутной сети и информационного обеспечения мероприятий по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий посредством организации связи водителей транспортных средств, участников дорожно-транспортных происшествий с представителями оперативных служб (скорая помощь, полиция и др.);
- предоставление информации населению о расписаниях движения общественного транспорта через сеть Интернет, информационные киоски, в Call-центрах по городской и сотовой телефонной связи и через другие средства информирования населения;
- оперативное информирование пассажиров на остановках общественного транспорта с помощью остановочных табло об ожидаемом времени прибытия (отправления) общественного транспорта, номере маршрута и фактическом времени прибытия очередного транспортного средства;
- полный переход на автоматизированный учет и контроль организации работы транспортного комплекса путем интеграции транспортных предприятий и транспортных средств в единое информационное пространство;
- формирование для администрации города Оренбурга и транспортных предприятий отчетности о выполнении транспортной работы по маршрутам за оперативные сутки и итоги с начала месяца.
При этом предполагается использование спутниковой навигационной системы типа ГЛОНАСС/GPS. Источником первичной информации являются датчики, установленные на транспортных средствах.
3.3 Развитие системы безналичной оплаты проезда в общественном транспорте, в том числе для льготных категорий граждан, с использованием пластиковых карт
Одним из способов исследования пассажиропотоков может стать автоматизация процесса оплаты проезда и учета оказанных услуг пассажирских перевозок на общественном транспорте путем внедрения системы безналичной оплаты проезда в общественном транспорте, в том числе для льготных категорий граждан, с использованием пластиковых карт. Для полного оснащения современными терминалами оплаты с возможностью выдачи билета двух муниципальных казенных предприятий необходимо порядка 270 терминалов. При выделении статьи расходов на мероприятия по оснащению терминалами для безналичной оплаты проезда в размере 10% от предлагаемого тарифа или 15 копеек с каждой транзакции, за 1 год возможно полное оснащение объединенного муниципального предприятия.
Исследование пассажиропотоков при помощи данной системы позволит:
- получать достоверные результаты при значительном сокращении затрат и времени на обследование;
- обоснованно оптимизировать использование подвижного состава;
- проводить изменения маршрутов и расписания движения общественного транспорта;
- гибко менять систему организации труда водителей;
- определять фактический пассажиропоток по крупным и узловым остановкам общественного транспорта для организации эффективного взаимодействия между маршрутами и между различными видами транспорта, в том числе персонифицированный учет поездок граждан льготных категорий;
- проводить объективный анализ работы перевозчиков для определения объемов финансирования расходов в связи с выполнением ими перевозок пассажиров льготных категорий граждан, что позволит улучшить планирование бюджетных расходов и контроль над использованием бюджетных средств;
- повысить эффективность управления и контроля над работой транспортного комплекса;
- вести постоянный мониторинг фактического пассажиропотока по маршрутам, остановочным пунктам и времени суток;
- перейти на предоплату транспортных услуг, что повысит финансовую устойчивость транспортного предприятия;
- повысить собираемости выручки на 6 - 10%, так как безналичная форма оплаты проезда исключает злоупотребления, связанные с наличным оборотом денежных средств и повышает объем и прозрачность денежных поступлений.
3.4. Создание и корректировка нормативно-правовой базы по вопросам развития общественного транспорта
Эффективное и динамичное развитие общественного транспорта города Оренбурга, конкурентоспособность муниципальных транспортных предприятий во многом будут зависеть от разработки и принятия ряда важных нормативно-правовых актов всех уровней, регламентирующих следующие вопросы:
- порядок формирования и оптимизации маршрутной сети;
- порядок открытия, изменения и закрытия маршрутов общественного транспорта регулярного сообщения;
- порядок выделения сети социально значимых маршрутов;
- порядок формирования и ведения реестра маршрутов общественного транспорта;
- порядок обследования пассажиропотоков на маршрутах регулярных сообщений.
Одновременно возникла острая необходимость усовершенствовать систему и порядок организации пассажирских перевозок автомобильным и электрическим пассажирским транспортом города Оренбурга.
3.4.1. Корректировка действующих нормативно-правовых актов в области транспортного обслуживания населения
Сегодня в регионе действует Закон Оренбургской области от 4 марта 2011 г. N 4326/1015-IV-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области".
Данный закон не современен. Он устанавливает лишь полномочия органов законодательной и исполнительной власти Оренбургской области в сфере функционирования автомобильного и городского электрического пассажирского транспорта в регионе, а также порядок возмещения убытков перевозчикам в связи с государственным регулированием цен (тарифов).
В связи с чем, необходимо внести в действующие нормативно-правовые акты изменения, предусматривающие:
- порядок организации пассажирских перевозок;
- порядок взаимодействия уполномоченных органов Оренбургской области и органов муниципальных образований Оренбургской области в сфере организации транспортного обслуживания населения;
- сочетание интересов государственного регулирования и рыночных отношений в сфере транспортного обслуживания;
- создание в регионе единого транспортного пространства.
Для обеспечения гарантированного уровня доступности и качества услуг общественного транспорта и установления единого подхода к основным элементам общественного транспорта в городе Оренбурге, необходимо совершенствовать на территории области минимальные требования к оказанию транспортных услуг населению, определяющие:
- параметры качества транспортного обслуживания населения;
- требования к развитию инфраструктуры общественного транспорта, в том числе его подвижного состава;
- показатели ценовой доступности транспортных услуг для населения;
- требования к периодичности и графику транспортного обслуживания для каждого муниципального маршрута.
Кроме того действующее на территории области постановление Правительства Оренбургской области от 1 августа 2011 г. N 695-п "О порядке организации конкурсов на право заключения договоров на обеспечение перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области" содержит значительное количество противоречий и неопределенных формулировок в соответствии действующему региональному и федеральному законодательству. Поэтому необходимо приведение данного нормативно-правого акта в соответствие для проведения конкурсного отбора с учетом изменяющихся требований к пассажирскому транспорту и транспортным услугам.
3.4.2. Совершенствование контрольно-надзорных функций администрации города Оренбурга
Сегодня возникла потребность в совершенствовании и ужесточении контроля работы общественного транспорта в городе Оренбурге.
В настоящее время на территории региона действует Закон Оренбургской области от 1 октября 2003 года "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" N 489/55-III-ОЗ, устанавливающий в сфере транспортных отношений административную ответственность.
Вместе с тем Законом не конкретизирована степень ответственности перевозчиков, оказывающих услуги по пассажирским перевозкам без муниципального контракта и соответствующие штрафные санкции. В законе также отсутствуют требования, обязывающие индивидуальных предпринимателей оснащать транспортные средства терминалами для безналичной оплаты и обслуживания соответствующих категорий граждан, а также развития системы безналичных расчетов на пассажирском транспорте. Таким образом, отказ от предоставления транспортных услуг ввиду отсутствия транспортного терминала будет являться нарушением правил пассажирских перевозок.
Для защиты прав пассажиров как потребителей транспортных услуг, обеспечения их безопасности и осуществления контроля соблюдения участниками транспортного процесса своих обязанностей необходимо на законодательном уровне обеспечить выполнение следующих мероприятий:
- ужесточить систему применения административных санкций в сфере общественного транспорта, рассмотреть вопрос о возможности введения административной ответственности в соответствии с Законом Оренбургской области "Об Административных комиссиях в Оренбургской области" от 6 сентября 2004 года N 1453/231-III-ОЗ:
1. за нарушение расписания движения транспортных средств по маршруту регулярного сообщения;
2. за осуществление перевозок пассажиров без разрешения на право работы по маршруту;
3. за осуществление перевозок пассажиров по маршруту без разрешения на право работы на маршруте лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за данное правонарушение;
4. за нарушение периодичности (или) объема технического обслуживания транспортных средств;
5. за нарушение требований к внутреннему и внешнему оформлению транспортных средств (экипировке);
6. за воспрепятствование осуществлению административного контроля в сфере транспортного обслуживания населения.
- определить круг должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях на городском пассажирском транспорте и рассматривать дела по таким нарушениям;
- законодательно регламентировать возможность снятия транспортного средства с маршрута регулярного сообщения - прекращение пассажирских перевозок в момент и в пункте выявления нарушения требований, предусмотренных законом, с передачей транспортного средства на ответственное хранение до устранения выявленного нарушения;
- разработать и утвердить "Положение о порядке снятия транспортных средств с маршрута регулярных городских перевозок".
Комплекс приведенных задач может быть обозначен в рамках технического задания для специализированной юридической организации, компетентной в законотворческой деятельности (разработка, согласование, наработка судебной практики по разработанным законопроектам и поправкам в действующее законодательство). Применение предлагаемых административных норм позволит повысить безопасность пассажирских перевозок и улучшить качество (регулярность и объем) транспортных услуг, а также установить ответственность перевозчиков, должностных лиц, водителей и пассажиров за соблюдение установленных прав и обязанностей в сфере транспортного обслуживания населения города Оренбурга.
3.5. Формирование единой маршрутно-транспортной сети и разработка актуальной конкурсной документации
Формирование единой маршрутно-транспортной сети обусловлено необходимостью:
- исключения дублирования маршрутов движения общественного транспорта;
- сокращения маршрутов общественного транспорта, проходящих через центр города;
- распределения подвижного состава по маршрутам с учетом пропускной способности дорог, допустимой скорости движения и в соответствии с его потребностями на маршруте;
- открытия новых маршрутов общественного транспорта для удовлетворения потребностей населения.
В ходе формирования маршрутно-транспортной сети целесообразно:
- обустроить объекты инфраструктуры общественного транспорта, в частности обеспечить конечные и промежуточные остановочные пункты информационными таблицами (электронные табло) с указанием маршрутов, графиков и интервалов движения;
- сформировать скоростные (экспресс) маршруты, траектории которых проходят через основные пассажирообразующие остановки города. Внедрение скоростных маршрутов общественного транспорта позволит значительно сократить время рейсов и уменьшит количество задействованного автомобильного транспорта. Сокращение числа транспортных средств на отдельно взятых скоростных маршрутах позволит в значительной мере улучшить экономические и экологические показатели работы общественного транспорта;
- разделить транспортные потоки за счет выделения специальных полос и улиц для движения общественного транспорта, а также во времени за счет использования методов регулирования движения, обеспечивающих приоритет для движения общественного транспорта (например, светофорные узлы, работающие с приоритетом на общественный транспорт).
Формирование маршрутно-транспортной сети общественного транспорта предусматривает распределение пассажиропотоков на разных направлениях маршрутной сети по результатам их мониторинга и с учетом потребностей населения.
Для достижения наибольшего эффекта от внедрения актуализированной маршрутно-транспортной сети обязательным является разработка конкурсной документации, удовлетворяющей действующим нормативно-правовым актами современным потребностям населения к качеству и безопасности пассажирских перевозок.
Комплексное решение данного вопроса обеспечит:
- стимулирование к повышению качества и безопасности перевозок;
- заключение контрактов с перевозчиками на длительный период времени (от 3 до 5 лет) для стимулирования инвестиций в сферу пассажирских перевозок и систематического обновления подвижного состава;
- рациональное распределение транспорта по маршрутам и направлениям;
- удовлетворенность населения в транспортном обслуживании;
- повышение рентабельности работы на маршрутах города.
3.6. Решение сопутствующих вопросов для развития отрасли
Для динамичного и сбалансированного развития отрасли пассажирского транспорта в городе Оренбурге, кроме приоритетных мероприятий, обозначенных в концепции необходимо также обеспечить реализацию программ, направленных на развитие инфраструктуры общественного транспорта, повышение уровня безопасности общественного транспорта, улучшение кадрового обеспечения транспортных предприятий. Это позволит не только повысить уровень удовлетворенности населения транспортными услугами, но и повысить привлекательность общественного транспорта по отношению к частному.
3.6.1 Совершенствование инфраструктуры общественного транспорта
Развитие инфраструктуры общественного транспорта предусматривает согласованное комплексное развитие всех элементов его инфраструктуры и предусматривает реконструкцию и строительство новых остановок общественного транспорта с учетом обеспечения их доступности для пассажиров-инвалидов и других категорий маломобильных граждан.
В результате совершенствования инфраструктуры общественного транспорта будет достигнуто:
- обеспечение регулярного транспортного обслуживания отдаленных районов города и прямое транспортное сообщение между периферийными районами города и его центром в соответствии с потребностями населения в транспортном обслуживании;
- улучшение качества перевозок пассажиров за счет сокращения их времени в пути, повышения комфортности и безопасности их перевозки;
- обновление парка подвижного состава транспортных предприятий всех форм собственности;
- снижение убыточности перевозок транспортных предприятий за счет уменьшения транспортных издержек и эксплуатационных затрат.
3.6.2. Повышение уровня безопасности общественного транспорта
По действующему законодательству обеспечение безопасности перевозок является прямой обязанностью перевозчиков вне зависимости от их организационно-правовой формы. К возлагаемым на перевозчиков задачам по обеспечению безопасности перевозок относятся:
- содержание подвижного состава в технически исправном состоянии, предупреждение неисправностей и отказов при эксплуатации на линии;
- обеспечение профессиональной надежности водителей;
- организация перевозочного процесса в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасные условия перевозки пассажиров.
Как показывает практика, частные перевозчики на сегодняшний день далеко не в полной мере выполняют возложенные на них обязанности.
Обеспечение безопасности общественного транспорта должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством путем реализации на всех видах транспорта правовых, экономических, организационных и иных мер для повышения состояния защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от противоправных действий, в том числе террористической направленности.
Надлежащее обеспечение безопасности перевозок общественным транспортом, снижения темпов роста аварийности и риска возможных дорожно-транспортных происшествий на общественном транспорте может быть обеспечено посредством:
- своевременной замены физически и морально устаревших транспортных средств;
- осуществления контроля выполнения нормативных требований эксплуатации транспортных средств и транспортной инфраструктуры, в том числе применение современных технических средств контроля за скоростными режимами движения транспортных средств, а также режимами труда и отдыха водителей общественного транспорта;
- оснащения транспортных средств спутниковой навигационной аппаратурой ГЛОНАСС/GPS для определения их точного местонахождения при чрезвычайных ситуациях и оказания срочной медицинской помощи пострадавшим, а так же устранения последствий тяжелых ДТП соответствующими службами (ГИБДД, МЧС и т.д.);
- обеспечения участников движения информацией о возможных опасностях и способах их преодоления;
- повышения антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств путем их оснащения современными системами контроля пассажиров и несанкционированного доступа;
- стимулирования использования транспортных средств, соответствующих действующим требованиям по безопасности;
- совершенствования процедур регулирования допуска перевозчиков на рынок в части соблюдения требований безопасности дорожного движения за счет формирования условий участия в конкурсах (наличие базы технического обслуживания и ремонта, возможности проведения предрейсового и послерейсового технического осмотра автомобилей и медицинского контроля здоровья водителей, обеспечение условий автостоянки, подбора персонала соответствующей квалификации).
3.6.3. Улучшение кадрового обеспечения транспортных предприятий
Задачи развития общественного транспорта могут быть решены только при условии обеспечения данной отрасли достаточным количеством высокопрофессиональных специалистов.
Для чего необходимо обеспечить соответствующую подготовку специалистов и руководителей в сфере эксплуатации и управления общественным транспортом и его инфраструктурой и реализовать следующие мероприятия:
- совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с изменяющимися требованиями рынка, в том числе по новым направлениям в области логистики, транспортных услуг, межтранспортного взаимодействия и других областях;
- проведение долгосрочной политики, направленной на повышение престижности транспортных профессий, стимулирование трудоустройства выпускников учебных заведений по специальности и на мотивацию приобретения качественных знаний и практических навыков, которые позволят сократить период адаптации молодых специалистов к производственным условиям;
- укрепление связи между работодателями и образовательными учреждениями в части согласования интересов и требований к отбору студентов, мониторингу заказчиком образовательных услуг учебного процесса, качеству подготовки и заключительному контролю знаний при расширении системы гарантированного трудоустройства успешных выпускников по специальности и заранее определенной должности;
- расширение практики предоставления рабочих мест для прохождения производственной и преддипломной практики студентам образовательных учреждений транспортного комплекса;
- создание системы наставничества, преемственности и накопления уникального опыта в сфере общественного транспорта;
- разработка требований к уровню квалификации водителей транспортных средств с учетом особенностей управления различными видами транспортных средств, а также с учетом особенностей осуществления конкретных видов пассажирских перевозок;
- формирование в транспортных организациях управленческих кадров, мотивированных на достижение стратегических целей.
Существенную роль в повышении престижности транспортных профессий и уровня оплаты труда на общественном транспорте должны сыграть социальные гарантии по увеличению оплаты труда и предоставление персоналу транспортных предприятий социального пакета, для чего необходимо:
- укрепить экономическое положение муниципальных транспортных предприятий, повышение их конкурентоспособности и экономической эффективности деятельности;
- обеспечение социальных гарантий;
- расширение и совершенствование корпоративных социальных пакетов (пенсионное обеспечение, размер оплачиваемого отпуска, медицинское обслуживание, продолжительность отдыха, возможность укрепления здоровья (занятие спортом, организация отдыха) и решения жилищного вопроса и обучения на основе соглашений, отражающих текущий баланс интересов работодателей, работников отрасли и государства;
- соблюдение дифференциации оплаты труда в зависимости от квалификации работника.
Заместитель главы |
С.А. Николаев |
<< Назад |
||
Содержание Решение Оренбургского городского Совета от 18 сентября 2012 г. N 475 "О Концепции развития общественного транспорта города... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.