Решение Оренбургского областного суда
от 27 июня 2012 г. N 3-21/2012
Оренбургский областной суд в составе: судьи областного суда Хакимовой О.В., при секретаре Ефимовой Ю.Г., с участием прокурора Губаревой О.А.
заявителя - индивидуального предпринимателя Хаустова Антона Владимировича, его представителя - Новикова Ивана Владимировича, представителя Законодательного Собрания Оренбургской области - Камалиевой Светланы Ивановны, действующей на основании доверенности от 13 декабря 2011 г. N 23-01/776-и, представителя Губернатора Оренбургской области - Узякова Артура Дамильевича, действующего на основании доверенности от 25 июня 2012 г. N 01/22-602, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению индивидуального предпринимателя Хаустова Антона Владимировича о признании недействующими пункт 23 части 2 статьи 14 и пункт 6 статьи 17 Закона Оренбургской области от 4 марта 2011 г. N 4326/1015-IV-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области", установил:
Хаустов А.В. обратился в Оренбургский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункт 23 части 2 статьи 14 и пункт 6 статьи 17 Закона Оренбургской области от 4 марта 2011 г. N 4326/1015-IV-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области" (далее - Закон Оренбургской области), сославшись на то, что является индивидуальным предпринимателем, имеет лицензию на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, и осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.
Пунктом 23 части 2 статьи 14 обжалуемого Закона Оренбургской области установлена обязанность перевозчиков обеспечивать оборудование транспортных средств специальными приспособлениями и устройствами для беспрепятственного пользования указанными средствами инвалидами и представителями других маломобильных групп населения.
Пунктом 6 статьи 17 этого Закона установлены требования, предъявляемые к транспортным средствам на маршрутах регулярных перевозок, которые должны быть оборудованы специальными приспособлениями и устройствами для беспрепятственного пользования указанными средствами инвалидами и представителями других маломобильных групп населения.
Указанные положения Закона Оренбургской области, по мнению заявителя, нарушают его право на занятие предпринимательской деятельностью гарантированное Конституцией Российской Федерации и противоречат федеральному законодательству.
Из положений статьи 71 и статьи 72 Конституции Российской Федерации следует, что наряду с Российской Федерацией субъекты Российской Федерации вправе принимать законы, направленные на обеспечение общественной безопасности в сфере перевозок населения, однако, защищая права одних лиц, а именно пассажиров, они не вправе вводить ограничения на права и свободы других лиц, а именно предпринимателей. Ограничение конституционных прав и свобод могут устанавливаться только федеральным законом.
Статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Заявитель признает, что органы власти субъектов Российской Федерации правомочны осуществлять организационные меры в сфере транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом, направленные на обеспечение здоровой конкуренции среди перевозчиков, качественного и комфортного предоставления гражданам соответствующих услуг, создание условий инвалидам для беспрепятственного пользования всеми видами пассажирского транспорта.
Такие меры могут быть закреплены нормативно, но, во всяком случае - пока иное не установлено федеральным законом - не должны приводить к блокированию допуска субъектов предпринимательской деятельности на рынок пассажирских перевозок по основаниям, не согласующимся с требованиями федерального законодательства.
Заявитель считает, что в настоящий момент в России не существует федеральной нормативной базы, обязывающей автоперевозчика обеспечивать оборудование транспортных средств специальными приспособлениями и устройствами для беспрепятственного пользования указанными средствами инвалидами и представителями других маломобильных групп населения и устанавливающей требования, предъявляемые к транспортным средствам на маршрутах регулярных перевозок, согласно которым они должны быть оборудованы специальными приспособлениями и устройствами для пользования указанными средствами инвалидами и представителями других маломобильных групп населения.
Так, статья 7 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" установила, что требования к оформлению и оборудованию транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, используемых для перевозок пассажиров и багажа, определяются правилами перевозок пассажиров.
Вместе с тем, Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации 14 февраля 2009 г. N 112, не содержат обязанности по оборудованию транспортного средства специальными приспособлениями и устройствами для пользования указанными средствами инвалидами и представителями других маломобильных групп населения.
Статьей 26 Устава автомобильного транспорта установлены права пассажира, однако в их числе права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам транспортной инфраструктуры не оговорены.
По мнению заявителя, имеется коллизия между нормами Федерального закона "О социальной защите инвалидов" и нормами Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Нормы статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", воспроизведенные в Законе Оренбургской области, противоречат общему принципу права: "последующий закон отменяет предыдущие".
Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" принят 8 ноября 2007 г., а Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" принят 24 ноября 1995 г, поэтому нормы Устава автомобильного транспорта, регулирующего отношения при оказании услуг автомобильным транспортом являются приоритетными и непосредственно действующими.
Также как и Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" является приоритетным к Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", так как обязателен для исполнения перевозчиками в процессе эксплуатации транспортных средств, при оказании услуг по перевозке пассажиров. Этот закон является специальным, так как предназначен для регулирования отношений возникающих при организации и осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, и, следовательно, приоритетным.
В связи с изложенным, заявитель считает, что пункт 23 части 2 статьи 14 оспариваемого Закона Оренбургской области противоречит статьями 16, 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", а пункт 6 статьи 17 Закона Оренбургской области противоречит статье 7 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
В судебном заседании Хаустов А.В. и его представитель Новиков И.В. заявленные требования поддержали.
Представитель Законодательного Собрания Оренбургской области Камалиева СИ. с требованиями заявителя не согласилась и представила в суд письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.
Представитель Губернатора Оренбургской области Узяков А.Д. в судебном заседании просил в удовлетворении требований заявителя отказать, по тем же основаниям, что изложены в письменных возражениях Законодательного Собрания Оренбургской области, так как оснований для их удовлетворения нет.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела и заслушав заключение прокурора Губаревой О.А., полагавшей необходимым в удовлетворении заявления отказать, суд приходит к следующему.
Установлено, что постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 16 февраля 2011 года принят Закон Оренбургской области "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области", который подписан Губернатором Оренбургской области 4 марта 2011 года, опубликован в газете "Южный Урал" 26 марта 2011 года N 30 - 35 и является нормативным правовым актом.
В статье 1 данного Закона определено, что предметом его регулирования являются правовые основы организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области.
Хаустов А.В. является зарегистрированным индивидуальным предпринимателем и осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на основании лицензии N АСС-56-007232 от 27 июня 2011 г. (л.д.21 - 22) и в соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК Российской Федерации он вправе в судебном порядке оспаривать вышеуказанный Закон.
Согласно пункту "б" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе в области обеспечения безопасности дорожного движения (статья 4 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"), находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подп. "ж" п. 1 ст. 72 Конституции РФ координация вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Органы государственной власти субъектов РФ непосредственно участвуют в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов.
Подпунктом 12 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения.
В силу указанного суд считает, что оспариваемый Закон Оренбургской области принят по вопросу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Суд не соглашается с утверждением Хаустова А.В. о том, что пункт 23 части 2 статьи 14 Закона Оренбургской области "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области", который обязывает перевозчика "обеспечивать оборудование транспортных средств специальными приспособлениями и устройствами для беспрепятственного пользования указанными средствами инвалидами и представителями других маломобильных групп населения", а также пункт 6 статьи 17 Закона, предписывающий, что для перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок транспортные средства должны "быть оборудованными специальными приспособлениями и устройствами для беспрепятственного пользования указанными средствами инвалидами и представителями других маломобильных групп населения" противоречат федеральному законодательству.
Обязанность создавать условия инвалидам, а, следовательно, и другим маломобильным группам населения для пользования общественными транспортными средствами предусмотрена федеральным законодательством.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Часть 3 статьи 15 Федерального закона N 181-ФЗ предусматривает, что государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является действующим и обязателен для исполнения.
Суд не соглашается с доводами о том, что оспариваемые нормы Закона Оренбургской области противоречат статьям 16, 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статье 7 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", поскольку эти федеральные законы не содержат требований по оборудованию транспортных средств специальными приспособлениями и устройствами для беспрепятственного пользования ими инвалидов и других маломобильных групп населения, а также в связи с тем, что существует коллизия между нормами Федерального закона.
Коллизии между указанными федеральными законами нет, поскольку они регулируют разные правоотношения.
Так, Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Как следует из статьи 1 Федерального закона N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", он регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Устав определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.
Федеральный закон N 196-ФЗ от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения" определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Задачами указанного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Принятие Устава автомобильного транспорта и Федерального закона "О безопасности дорожного движения" не отменило требования, установленные в статьях 15, 16 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Суд считает необоснованными доводы заявителя, что оспариваемые нормы Закона Оренбургской области ограничивают право заявителя на занятие предпринимательской деятельностью. Эти нормы не ограничивают возможности перевозчиков заниматься предпринимательской деятельностью. Оспариваемые нормы Закона Оренбургской области приняты в соответствии с федеральным законом и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей пользования общественным транспортом. Субъектам Российской Федерации предоставлено право на своей территории регулировать отношения в сфере пассажирских перевозок регионального значения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК Российской Федерации, суд решил:
Отказать Хаустову Антону Владимировичу в удовлетворении заявления о признании недействующими пункт 23 части 2 статьи 14 и пункт 6 статьи 17 Закона Оренбургской области от 4 марта 2011 г. N 4326/1015-IV-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области".
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Оренбургского областного суда |
О.В. Хакимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Оренбургского областного суда от 27 июня 2012 г. N 3-21/2012
Текст Решения размещен на сайте Оренбургского областного суда http:\\www.oblsud.orb.sudrf.ru
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника