Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 9 изменено с 30 декабря 2017 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2017 г. N 994-пп
Приложение N 9
к государственной программе
"Развитие сельского
хозяйства и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия
Оренбургской области"
на 2013 - 2020 годы
Подпрограмма 3
"Развитие мясного скотоводства"
(далее - подпрограмма)
7 марта, 21 августа, 6 ноября, 19 декабря 2013 г., 17 марта, 30 апреля, 11 сентября 2014 г., 25 февраля, 24 августа, 2 сентября 2015 г., 21 января, 20 июня, 26 декабря 2016 г., 31 марта, 29 декабря 2017 г.
Паспорт подпрограммы
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Несмотря на усиление государственной поддержки на протяжении последних лет мясному скотоводству не удается выйти на высокие темпы развития. Во многом это обусловлено более длительным сроком окупаемости проектов, чем в других отраслях, давлением импорта на уровень цен на внутреннем рынке, низкой закупочной ценой говядины.
Для преодоления устойчивых негативных тенденций, складывающихся в подотрасли, планируется сохранить объемы государственной поддержки в реализации региональных отраслевых программ по племенному животноводству, а также субсидирование процентной ставки по инвестиционным и краткосрочным кредитам сельскохозяйственным товаропроизводителям, которые занимаются указанной деятельностью.
Мясное скотоводство - традиционная отрасль Оренбуржья. Племенная база скота специализированных мясных пород представлена 3 племенными заводами и 15 племенными репродукторами. Общая численность коров составляет 8,8 тыс. голов.
Мясным скотоводством занимаются 203 сельскохозяйственных предприятия. Общее поголовье мясного скота на 1 января 2015 года в СХП и КФХ - 137,12 тыс. голов, в том числе 55,75 тыс. голов коров. Валовое производство говядины от мясного скота в живой массе составило 15,3 тыс. тонн.
К концу 2015 года общее поголовье мясного скота в сельскохозяйственных организациях и КФХ доведено до 148,3 тыс. голов, в том числе маточное поголовье - до 60,3 тыс. голов. Производство (реализация) мясного и помесного скота на убой в живой массе составило 16,3 тыс. тонн.
В отличие от птицеводства и свиноводства мясному скотоводству, несмотря на усиление государственной поддержки на протяжении последних лет, не удается выйти из депрессивного состояния. Для отрасли характерен экстенсивный путь развития в жестких природно-климатических условиях. Отрасль в большой степени зависит от природно-климатических условий и естественных кормовых угодий, урожайность которых довольно низкая. Во многом это обусловлено более длительным сроком окупаемости проектов, чем в других отраслях, значительным давлением импорта на уровень цен на внутреннем рынке, низкой закупочной ценой говядины. Рост поголовья мясного скота осуществляется преимущественно за счет перевода на технологию мясного скота животных из молочных стад и получения помесного поголовья, но не за счет интенсификации производства.
При этом в России накоплен позитивный производственный опыт и имеется научный задел по интенсивному конкурентоспособному выращиванию и откорму молодняка крупного рогатого скота на крупных откормочных предприятиях и фермах, что говорит о том, что при эффективной государственной поддержке развития отрасли у производства крупного рогатого скота есть такие же хорошие перспективы роста, как и у других подотраслей животноводства.
Учитывая мировой опыт и сложившиеся в Оренбургской области темпы роста поголовья мясного скота, целесообразно не только сохранить их, но и придать им устойчивый характер для достижения стратегической цели.
Главными препятствиями для успешной реализации имеющегося потенциала являются неудовлетворительный уровень технического и технологического оснащения отрасли, низкая урожайность естественных кормовых угодий, слабая кормовая база, невысокая продуктивность скота и низкая экономическая мотивация сельскохозяйственных производителей к откорму скота и производству говядины.
Особенно остро стоит проблема качества племенного поголовья. Невысокий уровень продуктивности скота отечественных мясных пород в племенных и товарных стадах обусловлен не низким генетическим потенциалом, а неудовлетворительной организацией производства, слабой кормовой базой.
Не менее актуальны следующие проблемы:
неэффективная селекционно-племенная работа на уровне пород, а точнее, ее отсутствие;
неудовлетворительная организация откорма и реализация на мясо молодняка крупного рогатого скота с живой массой около 330 килограммов вместо 400-450;
высокая изношенность, техническая и технологическая отсталость основных фондов непосредственно в мясном скотоводстве;
низкая продуктивность естественных кормовых угодий и слабая база производства основных кормов для откормочного контингента.
Естественные кормовые угодья, огромные площади которых имеются на территории Оренбургской области, характеризуются относительно низкой урожайностью. Низкая продуктивность естественных кормовых угодий и слабая база производства основных кормов сдерживают процесс повышения продуктивности животных. Нерешенность проблемы необоснованно увеличивает стоимость кормов, повышает издержки производства говядины.
Отсутствие экономической мотивации является главным препятствием реализации имеющихся в Оренбургской области возможностей ускоренного развития мясного скотоводства.
Недостаточная экономическая эффективность отрасли в определенной степени обусловлена низкими зоотехническими показателями: выход телят - менее 70,0 процента вместо 85,0 процента и выше; привесы молодняка на откорме - ниже 400 граммов вместо желательных не менее 900-950 граммов; средняя живая масса молодняка при реализации - 320 - 340 килограммов вместо желательных 450 - 500.
В перспективе продолжится рост объемов и доли производства мяса в сельскохозяйственных организациях и сократится его доля в хозяйствах населения.
ЛПХ, ранее традиционно использовавшие базу коллективных хозяйств (молодняк, ветеринарное обслуживание), в связи со сложной экономической ситуацией ощутили затруднения с комплектованием поголовья и обеспечением кормами. Хозяйства этой категории в лучшем случае займутся самообеспечением. Существенный вклад в увеличение производства мяса в Оренбургской области ЛПХ могут внести за счет развития отрасли мясного скотоводства, производя молодняк для откорма и поставляя его на откормочные предприятия. Но значительное увеличение поголовья в этой категории хозяйств маловероятно по следующим причинам:
трудности, связанные с обеспеченностью животных кормами, включая проблематичность их приобретения из-за сокращения многими сельскохозяйственными предприятиями посевных площадей под кормовые культуры, а также резкого увеличения цен на комбикорма;
тяжелый и малопривлекательный, особенно для молодежи, труд;
трудности с приобретением молодняка, рыночная цена которого не только не по средствам многим крестьянским семьям, но и зачастую не оправдывает затрат на его откорм;
трудности со сбытом продукции из-за отсутствия заинтересованности мясоперерабатывающих предприятий в закупе выращенного поголовья и, соответственно, заниженные закупочные цены и активная деятельность перекупщиков, которые диктуют свои цены и условия реализации.
Для кардинального изменения ситуации в подотрасли и перехода от фазы стагнации к созданию условий для дальнейшего роста необходим комплекс системных мер, которые позволят обеспечить положительную динамику устойчивого развития производства крупного рогатого скота в долгосрочной перспективе.
Роль специализированного мясного скотоводства по мере роста благосостояния населения как источника производства высококачественного "красного мяса" будет возрастать, гарантом чего являются огромные естественные кормовые угодья, апробированная малозатратная интенсивно-пастбищная технология мясного скотоводства, привлечение дополнительных инвестиций в проекты по разведению мясного скота и строительству новых современных откормочных площадок в рамках реализации региональной программы по развитию мясного скотоводства.
В период реализации подпрограммы будет создана база для устойчивого развития специализированного мясного скотоводства.
Важнейшую роль в процессе ускоренного развития мясного скотоводства будет выполнять развитие племенного животноводства за счет использования лучших зарубежных и отечественных генетических ресурсов.
Реализация подпрограммы предусматривает значительно более полное и сбалансированное использование имеющихся в Оренбургской области ресурсов: земли, скота, рабочей силы, кормовых и других ресурсов, технологическое обновление отрасли в целях повышения ее устойчивости и конкурентоспособности. При этом будет внесен существенный вклад в решение проблемы развития сельских территорий.
Достижение цели подпрограммы позволило увеличить в 2016 году в сравнении с 2015 годом поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота, полученного от скрещивания со специализированными мясными породами, на 23,7 тыс. голов (со 148,3 до 152,7 тыс. голов).
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цель, задачи и показатели (индикаторы) их достижения
Подпрограмма разработана в соответствии со Стратегией развития мясного животноводства в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 10 августа 2011 года N 267.
Целью подпрограммы является повышение конкурентоспособности мясного скотоводства и стимулирование роста производства говядины от мясного скота.
Для достижения цели необходимо решение задачи увеличения поголовья животных специализированных мясных пород и помесных животных, полученных от скрещивания с мясными породами.
Эффективное использование имеющегося потенциала, государственная поддержка и привлечение внебюджетных инвестиций позволят достигнуть поставленной цели.
Достижение поставленной цели и решение задачи обеспечат создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития мясного скотоводства, увеличение поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесных животных со# 148,3 до 152,7 тыс. голов, увеличение производства (реализации) мясного и помесного скота на убой в живой массе с 16,3 до 17,6 тыс. тонн.
Это позволит создать дополнительные рабочие места, повысить занятость населения, увеличить поступление налогов в бюджеты всех уровней, а также обеспечить производство высококачественной говядины в объемах, достаточных для импортозамещения.
3. Перечень и характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы
В состав подпрограммы включены ведомственная целевая программа# "Развитие мясного скотоводства Оренбургской области" на 2013 - 2015 годы, "Развитие мясного скотоводства Оренбургской области" на 2016 - 2018 годы и основные мероприятия.
Ведомственная целевая программа "Развитие мясного скотоводства Оренбургской области" на 2013 - 2015 годы утверждена приказом МСХПиПП от 4 февраля 2013 года N 56.
Ведомственная целевая программа "Развитие мясного скотоводства Оренбургской области" на 2016 - 2018 годы (далее - ВЦП) утверждена приказом МСХПиПП от 11 января 2016 года N 4.
Цель ВЦП - создание условий для формирования и устойчивого развития отрасли специализированного мясного скотоводства и производства высококачественной говядины в Оренбургской области.
Для реализации ВЦП необходимо решение следующих задач:
наращивание поголовья скота мясных и помесных пород, в том числе путем создания ферм по содержанию помесных животных - бычков для откорма и телок для формирования новых товарных мясных стад;
повышение продуктивности скота за счет совершенствования технологий содержания, кормления и откорма, селекционно-племенной работы, привлечения лучших отечественных и зарубежных племенных ресурсов, улучшения естественных кормовых угодий;
строительство, реконструкция и модернизация специализированных откормочных предприятий для молодняка крупного рогатого скота мощностью не менее 500 постановочных мест;
обеспечение оборудованием и техникой для приготовления и заготовки кормов.
Государственная поддержка осуществляется посредством предоставления субсидий за счет средств областного бюджета по следующим направлениям:
на содержание маточного поголовья, содержащегося по технологии мясного скотоводства по системе "корова - теленок", при условии получения здорового теленка;
за реализацию на доращивание и откорм мясного чистопородного и помесного молодняка крупного рогатого скота;
возмещение части затрат на приобретение технологического оборудования для мясного скотоводства, высокотехнологичного оборудования для убоя и глубокой переработки мяса говядины, техники для приготовления и заготовки кормов.
Порядок предоставления субсидий определяется постановлением Правительства Оренбургской области.
Основное мероприятие 1 "Поддержка отрасли мясного скотоводства" с 2016 года реализуется в составе подпрограммы как основное мероприятие 4.
Основное мероприятие 2 "Развитие племенной базы мясного скотоводства" с 2016 года реализуется в составе новой подпрограммы "Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства".
Основное мероприятие 3 "Государственная поддержка кредитования подотрасли мясного скотоводства" с 2017 года реализуется в составе новой подпрограммы "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе".
Основное мероприятие 4 "Поддержка отрасли мясного скотоводства" с 2017 года реализуется в составе новой подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса".
4. Информация о ресурсном обеспечении подпрограммы
Финансирование мероприятий подпрограммы в 2013 - 2016 годах осуществляется за счет средств областного бюджета. Предполагается привлечение средств федерального бюджета на софинансирование мероприятий подпрограммы на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.
Объемы финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы в разрезе основных мероприятий, приведены в приложениях N 3, N 4 к Программе.
5. Информация о значимости подпрограммы для достижения цели Программы
Коэффициент значимости подпрограммы для достижения цели Программы признается равным 0.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.