Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 8 изменено с 30 декабря 2017 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2017 г. N 994-пп
Приложение N 8
к государственной программе
"Развитие сельского
хозяйства и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия
Оренбургской области"
на 2013 - 2020 годы
Подпрограмма 2
"Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства"
(далее - подпрограмма)
7 марта, 18 июня, 21 августа, 6 ноября, 19 декабря 2013 г., 17 марта, 30 апреля, 11 сентября 2014 г., 25 февраля, 24 августа, 2 сентября 2015 г., 21 января, 20 июня, 26 декабря 2016 г., 31 марта, 29 декабря 2017 г.
Паспорт подпрограммы
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Подпрограмма охватывает мясной подкомплекс, включающий в себя отрасли по производству мяса свиней, овец и коз, лошадей.
Мясной подкомплекс является одним из основных жизнеобеспечивающих секторов аграрного производства, оказывающих решающее влияние на уровень продовольственного обеспечения Оренбургской области.
В 1991 году потребление мяса и мясопродуктов на душу населения в Оренбургской области достигло 74 килограммов. В структуре потребления мяса преобладала говядина, на втором месте была свинина, на третьем - мясо птицы.
В 1991 - 1999 годах рынок мяса претерпел значительные негативные количественные и качественные изменения. Потребление мяса и мясопродуктов на душу населения снизилось до 43 килограммов, произошло резкое сокращение поголовья скота и птицы.
С 2000 по 2005 год тенденция спада производства мяса в Оренбургской области приостановилась, обозначился этап постепенного его восстановления, особенно наращивания объемов мяса птицы. Потребление мяса на душу населения возросло до 56 килограммов и относительно рациональной нормы (72 килограмма) составило 77,8 процента. С 2006 по 2014 год в Оренбургской области прослеживалась тенденция роста количественных и качественных показателей мясного животноводства. Потребление мяса на душу населения возросло до 68 килограммов и относительно рациональной нормы (72 килограмма) составило 94,4 процента.
Тенденция роста производства мяса обеспечивалась сначала в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" в 2006 - 2007 годах, в дальнейшем - в рамках областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области" на 2008 - 2012 годы.
Ключевую роль сыграло субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам. Оно стимулировало значительный приток частных инвестиций и реализацию крупных проектов в свиноводстве, птицеводстве, мясном скотоводстве.
В свиноводческой отрасли в последние годы в Оренбургской области изменился породный состав свиней в сторону использования высокопродуктивных животных, генетический потенциал которых соответствует уровню мировых стандартов. Завезено поголовье из Франции, Венгрии, Канады. Активизирован процесс создания крупных современных свиноводческих комплексов, таких как ООО НПО "Южный Урал" (Сакмарский район) на 74 тыс. голов, ООО "Гаймясопродукт" (Гайский район) на 24 тыс. голов, ООО "СГЦ "Вишневский" (Оренбургский район) на 50 тыс. голов, ЗАО "Орский мясокомбинат" (г. Орск) на 50 тыс. голов, ООО "Ферма Луговая" на 50 тыс. голов, в которых реализованы современные технологии гибридизации, воспроизводства, кормления и содержания свиней.
По состоянию на 1 января 2015 года в хозяйствах всех категорий насчитывалось 292,5 тыс. голов свиней, в том числе 33 тыс. голов свиноматок, из них в сельхозпредприятиях - 162,8 и 12,6 тыс. голов соответственно.
Свиноводство способно производить рентабельную продукцию в сжатые сроки независимо от сезона года. Перспективность производства свинины объясняется высокой конверсией корма в продукцию на уровне 3 - 4 кормовых единиц при условии использования специализированных комбикормов.
Основной объем свинины будет производиться в специализированных комплексах. Это внесет заметный вклад в улучшение качества питания населения и создаст предпосылки для диверсификации экспорта и снижения зависимости экономики страны от сырьевых ресурсов.
Для преодоления устойчивых негативных тенденций, складывающихся в подотрасли, планируется сохранить объемы государственной поддержки реализации региональных отраслевых программ по племенному животноводству, а также субсидирование 100,0 процента ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации по инвестиционным и краткосрочным кредитам сельскохозяйственным товаропроизводителям, которые занимаются указанной деятельностью.
К 2011 году в подотраслях мясного животноводства сложилась следующая ситуация:
производство свинины обеспечивает основной рост в мясном животноводстве и имеет хороший ресурсный, технологический и инвестиционный потенциал развития в режиме импортозамещения и перехода в экспортную продукцию;
другие подотрасли не оказывают существенного влияния на общий объем производства мяса, но выполняют важную социальную функцию поддержания традиционного уклада жизни, занятости населения и реально могут иметь экспортный спрос в плане производства деликатесной продукции.
Позитивные результаты развития свиноводства в последние годы дают весомые основания полагать, что в следующее десятилетие отрасль не только обеспечит внутренние потребности населения Оренбургской области в этом виде мяса, но и позволит перейти к активному наращиванию его экспортных поставок. Вместе с тем для обеспечения стабилизации объемов производства животноводческой продукции и условий для его дальнейшего роста требуется обеспечить выполнение значительного объема профилактических и ликвидационных ветеринарных мероприятий против заразных и иных болезней животных, эпизоотическая ситуация по которым за последние годы значительно ухудшилась (африканская чума свиней, бешенство и др.). В первую очередь, необходимо срочно снизить и стабилизировать эпизоотическую ситуацию по африканской чуме свиней, которая ставит под угрозу дальнейшее развитие свиноводческой отрасли животноводства, а также снизить уровень заболеваемости бешенством сельскохозяйственных и диких животных, являющихся, в свою очередь, источником заражения и гибели людей.
Меры, предпринятые в 2006 - 2007 годах в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК", по ускоренному развитию животноводства, перешедшего в областную целевую программу "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области" на 2008 - 2012 годы, позволили остановить процесс резкого падения объемов производства продукции.
По состоянию на 1 января 2015 года в хозяйствах всех категорий насчитывалось 267,4 тыс. голов овец, в том числе 155,4 тыс. голов овцематок. Основные причины снижения численности овец как в Оренбургской области, так и в целом по стране - перепроизводство овечьей шерсти в мире и низкая конкурентоспособность отечественного овцеводства, проведение зимних и ранневесенних ягнений, что требует дополнительных трудовых и топливно-энергетических ресурсов. Отрасль не может быть конкурентоспособной при существующих затратных технологиях.
Для сохранения мериносового овцеводства нужна переориентация его на производство шерсти высокого качества, точнее - супертонкой шерсти с тониной волокна менее 18,5 микрона при улучшении мясных качеств животных.
Козоводческая отрасль в Оренбуржье представлена преимущественно козами оренбургской пуховой породы.
Вызывает тревогу угроза утери этого уникального генофонда, созданного многовековым трудом животноводов и селекционеров. Вывод породы из кризисной ситуации, в которой она оказалась, - процесс длительный, но он должен быть начат, пока не приобрел необратимого характера.
По состоянию на 1 января 2015 года численность коз во всех категориях хозяйств Оренбургской области составила 52,3 тыс. голов, в том числе козоматок и ярок старше года - 32,9 тыс. голов, из них в сельскохозяйственных предприятиях - 16,4 и 10,8 тыс. голов соответственно.
Проблема развития отрасли осложняется тем, что уменьшение производства продукции и снижение численности поголовья сопровождаются разрушением технологических схем ведения козоводства, прекращением качественного улучшения стад, особенно в товарных хозяйствах, разрушением сложившейся системы селекции и в целом племенного дела, а также материально-технической базы, потерей квалифицированных кадров, парализацией научного обеспечения отрасли.
Поголовье лошадей на 1 января 2015 года составило 28,2 тыс. голов, в том числе конематок - 12,5 тыс. голов. В настоящее время лошади используются преимущественно как пользовательные животные. Небольшая часть поголовья используется для производства кумыса и мяса. Резкое снижение поголовья крупного и мелкого скота высвободило огромные площади естественных пастбищ и сенокосов. Кроме того, высвобождаются земельные угодья из-под пашни, что создает благоприятные условия для развития коневодства.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цель, задачи и показатели (индикаторы) их достижения
Подпрограмма разработана в соответствии со Стратегией развития мясного животноводства в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 10 августа 2011 года N 267.
Целью подпрограммы является повышение конкурентоспособности животноводческой продукции, сырья и продовольствия на внутреннем и внешнем рынках.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
увеличение объемов производства продукции мясного животноводства;
развитие социально значимых отраслей: свиноводства, овцеводства, козоводства и коневодства, обеспечивающих сохранение традиционного уклада жизни и занятости населения.
Достижению поставленной цели будут способствовать эффективное использование имеющегося потенциала, государственная поддержка и привлечение внебюджетных инвестиций.
Достижение поставленной цели и решение задач обеспечат создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития вышеуказанных отраслей. Индикаторами реализации подпрограммы являются:
поголовье свиней в сельскохозяйственных организациях и КФХ;
производство скота и птицы на убой в живом весе;
маточное поголовье овец и коз.
Реализация подпрограммы позволит создать дополнительные рабочие места, повысить занятость населения, увеличить поступление налогов в бюджеты всех уровней.
3. Перечень и характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы
Подпрограмма не включает в себя ведомственные целевые программы. Перечень основных мероприятий подпрограммы представлен в приложении N 2 к Программе.
Основное мероприятие 1 "Племенное животноводство" (с 2016 года реализуется в составе новой подпрограммы "Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства");
Основное мероприятие 2 "Развитие молочного скотоводства" (с 2016 года реализуется в составе новой подпрограммы "Развитие молочного скотоводства");
Основное мероприятие 3 "Развитие свиноводства" (с 2017 года реализуется в составе новой подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса");
Основное мероприятие 4 "Развитие овцеводства и козоводства" (с 2017 года реализуется в составе новой подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса").
Реализация основного мероприятия 5 "Развитие коневодства" направлена на увеличение численности лошадей и эффективное использование обширных кормовых ресурсов пастбищ, непригодных для других видов сельскохозяйственных животных, а также увеличение производства продукции коневодства.
Государственная поддержка осуществляется посредством предоставления субсидий за счет средств областного бюджета по направлениям:
субсидирование части затрат на содержание конематок, имевшихся на 1 января в сельскохозяйственных организациях и КФХ;
субсидирование части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям за произведенное кобылье молоко.
Порядок и условия предоставления субсидий устанавливаются постановлением Правительства Оренбургской области.
Основное мероприятие 6 "Предупреждение распространения и ликвидация африканской чумы свиней на территории Оренбургской области" с 2017 года реализуется в составе новой подпрограммы "Обеспечение реализации Программы".
Основное мероприятие 7 "Обеспечение проведения противоэпизоотических мероприятий" с 2017 года реализуется в составе новой подпрограммы "Обеспечение реализации Программы".
Реализация основного мероприятия 8 "Поддержка экономически значимых региональных программ" направлена на создание условий для формирования в Оренбургской области продовольственных цепочек, региональных продовольственных (мясных и молочных) кластеров.
Ожидаемыми результатами реализации основного мероприятия 8 являются:
формирование сырьевых зон перерабатывающих предприятий;
урегулирование отношений между производителями продукции животноводства и ее переработчиками на основе формирования систем заготовки мяса и молока, их первичной и глубокой переработки, хранения, транспортировки и поставки продукции в торговые сети.
Основное мероприятие 9 "Государственная поддержка кредитования подотрасли животноводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства" с 2017 года реализуется в части краткосрочного кредитования в составе новой подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" и в части инвестиционного кредитования в составе новой подпрограммы "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе".
Основное мероприятие 10 "Снижение рисков в подотраслях животноводства" с 2017 года реализуется в составе новой подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса".
Реализация основного мероприятия 11 "Регулирование рынков продукции животноводства" направлена на регулирование рынка мяса и молока, повышение конкурентоспособности мясной и молочной продукции в целях увеличения их удельного веса в формировании ресурсов внутреннего рынка и продвижения на внешние рынки.
Мерой государственного регулирования рынка мяса является прогнозирование структуры производства и потребления путем разработки баланса спроса и предложения мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) по видам (говядина, свинина, мясо птицы, баранина и др.).
Мерами государственного регулирования рынка молока служат мероприятия, обеспечивающие рентабельность реализации молока и молочной продукции, достаточной для расширенного воспроизводства, прогнозирование структуры производства и потребления на основе разработки баланса спроса и предложения молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко).
Ожидаемыми результатами реализации основного мероприятия 11 являются:
оптимизация сезонных колебаний цен на молоко и продукты его переработки для производителей и потребителей молока;
повышение инвестиционной привлекательности производства мяса и молока.
В рамках реализации основного мероприятия 12 "Поддержка производства мяса свиней, мяса птицы и яиц в связи с удорожанием кормов" в связи с резкими колебаниями стоимости кормов как собственного производства, так и покупных, в целях поддержания темпов развития животноводческой отрасли предусматривается возмещение части затрат, связанных с оказанием поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим производство животноводческой продукции.
Государственная поддержка осуществляется посредством предоставления субсидий за счет средств областного бюджета на компенсацию части затрат на производство мяса свиней, мяса птицы и яиц в связи с удорожанием кормов.
Ожидаемыми результатами реализации основного мероприятия 12 являются:
наращивание производства мяса свиней, мяса птицы и яиц;
сохранение и стабилизация поголовья свиней и птицы.
4. Информация о ресурсном обеспечении подпрограммы
Финансирование мероприятий подпрограммы в 2013 - 2020 годах осуществлялось за счет средств областного бюджета. Предполагается привлечение средств федерального бюджета на софинансирование мероприятий подпрограммы на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.
Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы в разрезе основных мероприятий, приведен в приложениях N 3, N 4 к Программе.
5. Информация о значимости подпрограммы для достижения цели Программы
Коэффициент значимости подпрограммы для достижения цели Программы признается равным 0.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.