Решение Арбитражного суда Оренбургской области
от 19 октября 2012 г. N А47-11310/2012
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 декабря 2012 г. N Ф09-12716/12 по делу N А47-11310/2012 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 12 октября 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 19 октября 2012 года.
Арбитражный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Карева А.Ю., судей Калашниковой А.В., Евдокимовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Переплетчиковой Н.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению первого заместителя прокурора Оренбургской области к Департаменту Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов
о признании недействующим Приложения N 1 к приказу от 17.11.2011 г. N 116-к в части п.п. 5, 354 - 357, 402, 436 - 440, устанавливающих предельные индексы цен, и не соответствующим Федеральному закону РФ от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства",
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Министерства юстиции РФ по Оренбургской области.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Филипповская Ольга Николаевна - прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Оренбургской области (удостоверение N 100297 от 26.11.2010 г.);
от заинтересованного лица: Линникова Виктория Валерьевна - консультант департамента (доверенность N 260/37 от 20.12.2011 г., постоянная), Михайлов Владимир Александрович - заместитель директора (доверенность N 4 от 01.10.2012 г., постоянная);
от третьего лица: Городкова Елена Геннадьевна - главный специалист-эксперт (доверенность N 05-05-7331 от 19.13.2011 г., постоянная).
В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв с 05.10.2012 года до 12.10.2012 года.
При рассмотрении спора в открытом судебном заседании арбитражный суд установил:
Заместитель прокурора Оренбургской области (далее по тексту также - заявитель, прокуратура) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Департаменту Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов (далее по тексту также - заинтересованное лицо, департамент) о признании Приложения N 1 к приказу от 17.11.2011 г. N 116-к в части п.п. 5, 354 - 357, 402, 436 - 440, устанавливающих предельные индексы цен, не соответствующим Федеральному закону РФ от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства" и не подлежащим применению в указанной части.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Министерства юстиции РФ по Оренбургской области.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
Приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов N 116-к 17.11.2011 утверждены индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Данный приказ официально опубликован в газете "Оренбуржье" N 185 от 25.11.2011.
В прокуратуру Оренбургской области из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области поступило экспертное заключение от 21.12.2011 г. N 872 на приказ Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 17.11.2011 N 116-к. По обстоятельствам, изложенным в заключении, прокуратурой области была проведена проверка, по результатам которой установлено, что отдельные пункты Приложения N 1 к приказу от 17.11.2011 г. N 116-к не соответствуют положениям Федерального закона РФ от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства" (далее по тексту - Закон N 210-ФЗ).
В своем заявлении, поданном в арбитражный суд, заместитель прокурора Оренбургской области просит признать п.п. 354 - 357, 402, 436 - 440 Приложения N 1 к приказу от 17.11.2011 г. N 116-к в части установления муниципальным образованиям предельных индексов, не соответствующими Федеральному закону РФ от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства" и недействующими.
В ходе судебного разбирательства заявитель уточнил свои требования (протокол судебного заседания от 05-12.10.2012 г.), просит признать Приложение N 1 к приказу от 17.11.2011 г. N 116-к в части п.п. 5, 354 - 357, 402, 436 - 440, устанавливающих предельные индексы цен, не соответствующим Федеральному закону РФ от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства" и не подлежащим применению в указанной части.
Суд, руководствуясь положениями ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, принимает уточнение заявленных требований.
В обоснование своих требований заявитель указывает, что Приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 17.11.2011 N 116-к (приложение N 1 к приказу) по некоторым муниципальным образованиям Оренбургской области установлена максимальная величина роста тарифов с 01.09.2012 по 31.12.2012, в процентах, превышающая предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов, между тем, установить предельные индексы по муниципальным образованиям, тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на уровне выше максимального предельного индекса, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для субъекта Российской Федерации, возможно только после предварительного согласования с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. Однако процедура предварительного согласования не проводилась, сам приказ департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 17.11.2011 N 116-к также не содержит сведений о соответствующем решении Федеральной службы по тарифам, что является нарушением требований ч. 3.1. статьи 4 Закона N 210-ФЗ.
Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, как следует из его отзыва на заявление и устных пояснений, данных его представителями в ходе судебного разбирательства, не согласился с заявленными требованиями, считает оспариваемый нормативный акт соответствующим действующему законодательству. В частности, департамент указывает, что установленные приказом от 17.11.2011 N 116-к предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по Оренбургской области не превышают максимально установленную приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 18.10.2011 N 248-э/1 величину роста 111,9% с 01.09.2012 по 31.12.2012 (согласно расчету, средневзвешенный предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального хозяйства, в среднем по муниципальным образованиям Оренбургской области, на 2012 год составляет 110,17%), и соответственно, согласования приказа в ФСТ России не требуется.
Третье лицо, участвующее в деле, - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области, поддержало правовую позицию прокуратуры Оренбургской области.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд признает заявленные прокуратурой Оренбургской области требования подлежащим удовлетворению.
Выводы арбитражного суда основаны на следующем.
Согласно пункту ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, устанавливают предельные индексы в среднем по муниципальным образованиям. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Указанные предельные индексы устанавливаются исходя из объемов производимых товаров и оказываемых услуг организаций коммунального комплекса с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, тарифов на основе долгосрочных параметров и иных долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций, обязательств по концессионным соглашениям, объектом которых являются системы коммунальной инфраструктуры, а также с учетом местных и иных особенностей.
В соответствии с пунктами 1, 4 части 4 статьи 4 Закона N 210-ФЗ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, а также устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 18.10.2011 N 248-э/1 установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год.
Согласно пункту 50 приложения к Приказу Федеральной службы по тарифам от 18.10.2011 N 248-э/1 в среднем по Оренбургской области на 2012 год установлены следующие предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод:
- максимальная величина роста тарифов с 01.01.2012 по 30.06.2012, в % - 100,0;
- максимальная величина роста тарифов с 01.07.2012 по З1.08.2012, в % - 106,0;
- максимальная величина роста тарифов с 01.09.2012 по 31.12.2012, в % - 111,9.
Судом установлено, что приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 17.11.2011 N 116-к (приложение N 1 к приказу) по некоторым муниципальным образованиям Оренбургской области установлена максимальная величина роста тарифов с 01.09.2012 по 31.12.2012, в %, превышающая предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов.
Так, в соответствии с пунктами 5, 354 - 357, 402, 436 - 440 Приложения N 1 к приказу от 17.11.2011 г. N 116-к, установлена максимальная величина роста тарифов с 01.09.2012 по 31.12.2012 в % в следующих муниципальных образованиях:
- г. Медногорск - 112,0;
- Добринский сельсовет Александровского района - 115,4;
- Марксовский сельсовет Александровского района - 115,4;
- Новомихайловский сельсовет Александровского района - 115,4;
- Романовский сельсовет Александровского района - 122,4;
- Хортицкий сельсовет Александровского района - 112,0;
- Восточный сельсовет Светлинского района - 120,0;
- Гостеприимный сельсовет Светлинского района - 120,0;
- Коскульский сельсовет Светлинского района - 130,0;
- Озерный сельсовет Светлинского района - 118,5,0;
- Ташлинский сельсовет Ташлинского района - 112,7;
- Акжарский сельсовет Ясненского района - 114,8;
- Веселовский сельсовет Ясненского района - 119,0;
- Еленовский сельсовет Ясненского района - 112,0;
- Комаровский сельсовет Ясненского района - 120,2;
- Новосельский сельсовет Ясненского района - 118,3.
В соответствии с частью 3.1. статьи 4 Закона N 210-ФЗ, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении предельных индексов по муниципальным образованиям, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на уровне выше максимального и (или) ниже минимального предельного индекса, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для субъекта Российской Федерации, подлежит предварительному согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок в порядке и по основаниям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок.
Согласно пункту 2 Порядка и оснований предварительного согласования решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении предельных индексов по муниципальным образованиям, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на уровне выше максимального и (или) ниже минимального предельного индекса, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для субъекта Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденного Приказом Федеральной службы по тарифам от 26.01.2007 N 12-э, основанием для рассмотрения вопроса о согласования решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении предельных индексов, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на уровне выше максимального и (или) ниже минимального предельного индекса, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для субъекта Российской Федерации (далее - Решение), является официальное заявление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на бланке Заявителя (далее - заявление), направленное Федеральной службе по тарифам.
В соответствии с пунктом 13 вышеуказанного Порядка по результатам рассмотрения заявления Федеральная служба по тарифам принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании Решения.
Таким образом, установить предельные индексы по муниципальным образованиям, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на уровне выше максимального предельного индекса, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для субъекта Российской Федерации, возможно только с предварительным согласованием федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок в порядке и по основаниям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок.
Между тем, как установлено судом, приказ департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 17.11.2011 N 116-к "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги" не содержит сведений о соответствующем решении Федеральной службы по тарифам.
Таким образом, следует признать, что приказ департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 17.11.2011 N 116-к "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги" в части п.п. 5, 354 - 357, 402, 436 - 440 Приложения N 1 не соответствует положениям ч. 3.1 ст. 4 Закона N 210-ФЗ.
Ссылку департамента на позицию Федеральной службы по тарифам в вопросе установления предельных индексов максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, согласно которой в случае, если установленные уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, по муниципальным образованиям не приводят к превышению установленного ФСТ России предельного индекса максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по субъекту Российской Федерации, согласование решения регионального органа регулирования об установлении предельных индексов в среднем по муниципальным образованиям не требуется, суд считает безосновательной, учитывая ведомственный характер разъяснений ФСТ, а также безусловный приоритет положений Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", регулирующего правоотношения в данной сфере.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования первого заместителя прокурора Оренбургской следует удовлетворить и признать Приложение N 1 к приказу от 17.11.2011 г. N 116-к Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов в части п.п. 5, 354 - 357, 402, 436 - 440, устанавливающих предельные индексы цен, не соответствующим ч. 3.1 ст. 4 Федерального закона РФ от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства" и не подлежащим применению.
В силу подп. 1.1 п. 1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина с заинтересованного лица не взыскивается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 49, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд решил:
1. Уточнение заявленных требований принять.
2. Заявленные первым заместителем прокурора Оренбургской области требования удовлетворить.
3. Признать Приложение N 1 к приказу от 17.11.2011 г. N 116-к Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов в части п.п. 5, 354 - 357, 402, 436 - 440, устанавливающих предельные индексы цен, не соответствующим ч. 3.1 ст. 4 Федерального закона РФ от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства" и не подлежащим применению.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Уральского округа через Арбитражный суд Оренбургской области.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
А.В. Калашникова, |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19 октября 2012 г. N А47-11310/2012
Текст решения официально опубликован не был
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 декабря 2012 г. N Ф09-12716/12 по делу N А47-11310/2012 настоящее решение оставлено без изменения