Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета
от 25 декабря 2012 г. N 559
Правовые основания
отклонения протеста прокурора города Оренбурга от 20.11.2012 N 7/1-2012 на решение Оренбургского городского Совета от 19.06.2012 N 437 "Об утверждении Правил благоустройства территории города Оренбурга"
В протесте прокурора города Оренбурга от 12.04.2012 N 7/1-2012 содержится требование о приведении Правил благоустройства территории города Оренбурга в соответствие с действующим законодательством, поскольку Правилами возлагаются на граждан и юридических лиц, являющихся собственниками зданий (помещений в них) и сооружений, обязанности по благоустройству прилегающей территории, не являющейся их собственностью.
По мнению прокурора города Оренбурга, положения Правил ставят арендаторов и иных владельцев имущества в привилегированное положение перед собственниками, создавая неравенство в их положении, что противоречит нормам гражданского законодательства.
Следует отметить, что в протесте прокурора отсутствует полный перечень пунктов Правил благоустройства территории города Оренбурга, которые, по мнению прокурора города Оренбурга, противоречат действующему законодательству. Указаны пункты 32, 79, 91, 108, 131, 158 и "другие" пункты Правил.
Согласится с выводами прокурора города Оренбурга о несоответствии решения Оренбургского городского Совета от 19.06.2012 N 437 "Об утверждении Правил благоустройства территории города Оренбурга" действующему законодательству нельзя по следующим правовым основаниям.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания принадлежащего имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесен ряд изменений, направленных детализацию полномочий органов местного самоуправления в сфере благоустройства.
Согласно пункту 25) части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
Под благоустройством территории поселения (городского округа) понимается комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории. Данное понятие закреплено в статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, именно федеральный закон уполномочил органы местного самоуправления городских округов определять участие неограниченного круга лиц, являющихся собственниками зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий. Данное полномочие, предоставленное органам местного самоуправления, корреспондирует обязанность указанного неограниченного круга лиц участвовать в мероприятиях по благоустройству.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. При этом статьи 12 и 132 Конституции Российской Федерации гарантируют право органов местного самоуправления самостоятельно решать вопросы местного значения.
Согласно главе II Правил благоустройства территории города Оренбурга прилегающая территория - это часть территории, примыкающая к отведенной и дополнительно закрепленная для благоустройства в порядке, предусмотренном настоящими Правилами. При этом отведенная территория - часть территории города, предоставленная в установленном порядке юридическим лицам и гражданам на праве собственности.
Кроме того, в силу требований статьи 210 Гражданского кодекса РФ лица, не являющиеся собственниками зданий (помещений в них) и строений могут быть привлечены к мероприятиям по благоустройству территории на договорной основе.
Опротестованные Правила, в том числе пункты 32, 79, 91, 108, 131, 158, устанавливают единые и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства, обеспечению доступности городской среды, определяют порядок уборки и содержания городских территорий и объектов благоустройства, перечень работ по благоустройству, их периодичность, порядок участия всех юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками земель, застройщиками, собственниками зданий (нежилых помещений), строений и сооружений, объектов благоустройства, в содержании и благоустройстве прилегающих территорий.
Нельзя согласиться с замечаниями прокурора города Оренбурга относительно того, что пунктом 32 Правил благоустройства территории города Оренбурга закреплена обязанность граждан и юридических лиц по содержанию отведенной и прилегающей территории. Императивное построение норм указанного пункта Правил было доработано еще на стадии рассмотрения проекта данных Правил с учетом заключения прокуратуры города Оренбурга от 01.06.2012 N 7/33-2012 и юридического заключения аппарата Главы города и городского Совета от 13.06.2012 N 42 и слово "обязаны" было исключено.
В действующей редакции пункта 32 обязанность граждан и юридических лиц ограничивается лишь требованием о проведении земляных работ в соответствии с правилами подготовки и проведения земляных работ в городе Оренбурге, установленными администрацией города Оренбурга. Остальными нормами пункта 32 лишь детализируется перечень мероприятий по благоустройству, полномочие по определению которых предоставлено органам местного самоуправления статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На основании вышеизложенного решение Оренбургского городского Совета от 19.06.2012 N 437 "Об утверждении Правил благоустройства территории города Оренбурга" соответствует нормам федерального законодательства, а правовые основания для удовлетворения протеста прокурора от 20.11.2012 N 7/1-2012 на данное решение Совета отсутствуют.
<< Назад |
||
Содержание Решение Оренбургского городского Совета от 25 декабря 2012 г. N 559 "О протесте прокурора города Оренбурга на решение... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.