Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства образования
Оренбургской области
от 12 октября 2009 г. N 01/20-1525
Административный регламент
министерства образования Оренбургской области по исполнению государственной функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и выдачи предварительных разрешений на усыновление детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации
(утв. приказом министерства образования Оренбургской области
от 12 октября 2009 г. N 01/20-1525)
I. Общие положения
1. Административный регламент министерства образования Оренбургской области по исполнению государственной функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - государственная функция), определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при исполнении указанной государственной функции.
2. Государственная функция исполняется государственными гражданскими служащими министерства образования Оренбургской области (далее - специалисты).
3. В процессе исполнения государственной функции министерство образования Оренбургской области осуществляет взаимодействие с:
заинтересованными федеральными и региональными органами государственной власти;
муниципальными органами исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющими переданные государственные полномочия по организации и деятельности органов опеки и попечительства, в том числе функции по передаче сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, в региональный банк данных и осуществляющих первичный учет указанных детей (далее - муниципальный орган);
представительствами иностранных государственных органов или организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации, или представительствами иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляющими деятельность по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 654 "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 46, ст. 4801; 2007, N 32, ст. 4154) (далее - представительства иностранных организаций);
судебными органами;
правоохранительными органами;
средствами массовой информации.
4. Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с:
Семейным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 16; 1998, N 26, ст. 3014; 2000, N 2, ст. 153; 2005, N 1, ст. 11);
Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 17, ст. 1643);
Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532; 2004, N 31, ст. 3230);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 15, ст. 1590; 2002, N 15, ст. 1434; 2005, N 11, ст. 950; 2006, N 16, ст. 1748);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. N 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 15, ст. 1434; 2005, N 11, ст. 950; 2006, N 16, ст. 1748);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 "Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2005 г. N 123 "О полномочиях Министерства образования и науки Российской Федерации по оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 11, ст. 950; 2006, N 46, ст. 4801);
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации 2009, N 21, с. 2572).
5. Конечным результатом исполнения государственной функции может являться:
внесение в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - региональный банк данных о детях), сведений о детях, оставшихся без попечения родителей;
передача информации в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, сведений о детях, оставшихся без попечения родителей;
внесение в региональный банк данных о детях сведений об обратившихся в министерство образования Оренбургской области гражданах, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью;
выдача обратившимся в министерство образования Оренбургской области гражданам направления на посещение ребенка, оставшегося без попечения родителей;
направление запросов регионального оператора о предоставлении сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в федеральном банке данных о детях, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
выдача производной информации гражданам о ребенке на запросы муниципальных органов о подтверждении наличия на региональном учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - государственный банк данных о детях), для знакомства и решения вопроса о его приеме в семью;
выдача предварительного разрешения на усыновление ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, в случае, если усыновляемый ребенок или его родители, являющиеся гражданами Российской Федерации, до выезда за пределы Российской Федерации проживали на территории Оренбургской области;
предоставление информации, содержащейся в региональном банке данных о детях, заинтересованным федеральным и государственным (областным) органам государственной власти, судебным и правоохранительным органам, а также Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.
6. Характеристика заявителей.
6.1. В качестве заявителей для получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях могут выступать граждане, желающие принять ребенка на воспитание в свою семью (далее - граждане), а именно: граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации и желающие усыновить детей, оставшихся без попечения родителей, принять их под опеку (попечительство), в приемные семьи или на патронатное воспитание (далее - граждане Российской Федерации), а также граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии оснований, установленных Семейным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 16; 1998, N 26, ст. 3014; 2000, N 2, ст. 153; 2005, N 1, ст. 11) (далее - Семейный кодекс Российской Федерации), Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 275 (далее - Правила передачи детей на усыновление), Правилами ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. N 217 (далее - Правила ведения государственного банка данных о детях).
В качестве заявителей для получения предварительного разрешения на усыновление ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, в случае, если усыновляемый ребенок или его родители, являющиеся гражданами Российской Федерации, никогда не проживали на территории Российской Федерации, могут выступать иностранные граждане и лица без гражданства.
6.2. Граждане Российской Федерации обращаются в министерство образования Оренбургской области непосредственно (лично).
Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, иностранные граждане или лица без гражданства вправе обратиться в министерство образования Оренбургской области лично или через представительства иностранных организаций, если иной порядок не установлен международным договором Российской Федерации.
II. Требования к порядку исполнения государственной функции
7. Порядок информирования о правилах исполнения государственной функции.
7.1. Информация об исполнении государственной функции доводится до сведения заявителей по телефонам для справок (консультаций), посредством электронной почты, а также размещается:
на официальном интернет-сайте министерства образования Оренбургской области;
на информационном стенде министерства образования Оренбургской области, находящемся по адресу: Оренбург, ул. Постникова, д. 27.
Телефоны министерства: 77-23-35, 77-66-85; факс: 779536. Адрес электронной почты (e-mail): e-mail: minobr@obraz-orenburg.ru, minobr@mail.orb.ru.
7.2. На Интернет-сайте, а также на информационном стенде размещается следующая информация:
а) извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие деятельность по исполнению государственной функции;
б) текст настоящего Регламента с приложениями (полная версия на Интернет-сайте, извлечения - на информационном стенде);
в) блок-схемы последовательности действий при исполнении административных процедур (приложения NN 8, 16, 19, 24, 27 к настоящему Регламенту), а также условные обозначения к блок-схемам последовательности действий при исполнении административных процедур (приложение N 1 к настоящему Регламенту);
г) перечень документов, необходимых для исполнения государственной функции, и требования, предъявляемые к этим документам;
д) образцы оформления документов, необходимых для исполнения государственной функции;
е) месторасположение, график (режим) работы, номера телефонов, адреса интернет-сайтов и электронной почты министерства образования Оренбургской области и муниципальных органов, по которым заявители могут получить необходимую информацию;
ж) таблица сроков исполнения государственной функции в целом и максимальных сроков выполнения отдельных административных процедур, в том числе времени приема документов и т.д.
7.3. Информирование о ходе исполнения государственной функции осуществляется специалистами при личном контакте с заявителями, с использованием средств сети "Интернет", почтовой, телефонной связи, посредством электронной почты.
7.4. Специалисты проводят консультации по следующим вопросам:
а) порядка передачи на усыновление (удочерение) (далее - усыновление), под опеку (попечительство), в приемную семью детей, патронатным воспитателям, являющимися гражданами Российской Федерации;
б) представления документов в целях получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях или получения предварительного разрешения на усыновление детей, являющихся гражданами Российской Федерации;
в) порядка получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях;
г) порядка получения предварительного разрешения на усыновление детей, являющихся гражданами Российской Федерации;
д) сроков исполнения государственной функции;
е) порядка обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых и принимаемых в ходе исполнения государственной функции.
7.5. Консультации в объеме, предусмотренном пунктом 7.4 настоящего Регламента, предоставляются специалистами в течение всего срока исполнения государственной функции.
7.6. Консультации предоставляются при личном обращении, с использованием средств сети "Интернет", почтовой, телефонной связи, посредством электронной почты.
Контактные телефоны и адрес электронной почты (e-mail) министерства образования Оренбургской области указаны в пункте 7.1 настоящего Регламента.
Максимальный срок рассмотрения письменных обращений граждан, обращений с использованием средств сети "Интернет" и электронной почты - 30 дней со дня регистрации обращения гражданина.
7.7. Консультирование заявителей при личном обращении осуществляется в министерстве образования Оренбургской области в понедельник и пятницу с 10.00 часов до 17.00 часов в отдельных кабинетах.
Прием специалистами граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется по адресу: г. Оренбург, ул. Постникова, д. 27.
7.8. При ответах на телефонные звонки и устные обращения специалисты консультируют обратившихся граждан по интересующим их вопросам в объеме, предусмотренном пунктом 7.4 настоящего Регламента. Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании органа, в который позвонил гражданин, фамилии, имени, отчестве и должности специалиста, принявшего телефонный звонок.
Время телефонного разговора не должно превышать 10 минут.
В случае, если специалист, принявший звонок, не может самостоятельно ответить на поставленные вопросы, он переадресует (переводит) данный телефонный звонок на другое должностное лицо или же сообщает обратившемуся гражданину телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.
8. Сроки исполнения государственной функции.
Сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, вносятся в региональный банк данных о детях в день поступления анкет детей, оставшихся без попечения родителей, соответствующих требованиям, установленным пунктом 15.3 настоящего Регламента, специалистом, ответственным за прием и регистрацию анкет.
Сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, который находится на учете в региональном банке данных о детях и в течение месяца с даты занесения сведений о нем в региональный банк данных о детях не был устроен на воспитание в семью, региональный оператор в 3-дневный срок, а также его фотографию направляет федеральному оператору государственного банка данных о детях.
Сведения об обратившихся гражданах вносятся в региональный банк данных о детях в течение 10 дней с даты представления документов, соответствующих требованиям, установленным пунктами 12.1 - 12.6, 12.8 и 12.9 настоящего Регламента.
Запрос регионального оператора о предоставлении сведений о детях, состоящих на учете в федеральном банке данных о детях и отвечающих требованиям, указанным в запросе, направляется федеральному оператору не позднее, чем через 10 рабочих дней со дня получения согласия кандидатов в усыновители, соответствующего требованиям, установленным пунктом 21.1 настоящего Регламента.
Предварительное разрешение на усыновление ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае, если указанный ребенок или его родители, являющиеся гражданами Российской Федерации, никогда не проживали на территории Российской Федерации, до выезда за пределы Российской Федерации проживали на территории Оренбургской области, выдается в течение 20 рабочих дней со дня подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства документов, соответствующих требованиям, установленным пунктами 12.7 - 12.9 настоящего Регламента.
9. Основаниями для отказа в предоставлении гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях или выдаче предварительных разрешений на усыновление детей, являющихся гражданами Российской Федерации, являются:
отсутствие необходимых документов среди представленных гражданином;
несоответствие содержания или оформления документов, представленных гражданином, требованиям, установленным пунктами 12.1 - 12.9 настоящего Регламента.
10. Требования к местам исполнения государственной функции.
10.1. Места исполнения государственной функции включают места для ожидания, информирования, приема заявителей, которые оборудуются стульями и столами и обеспечиваются писчей бумагой и письменными принадлежностями (для записи информации, написания заявлений).
Места для информирования, предназначенные для ознакомления заявителей с информационными материалами, оборудуются также информационными стендами, на которых размещается информация в соответствии с пунктом 7.2 настоящего Регламента.
Рабочее место специалиста в помещении для приема заявителей оборудуется персональным компьютером с обеспеченным доступом к электронным справочно-правовым системам.
На территории, прилегающей к месту приема заявителей, оборудуются места для парковки автотранспортных средств.
В помещении, в котором осуществляется прием заявителей, предусматривается оборудование доступных мест общественного пользования (туалетов) и хранения верхней одежды посетителей.
11. Требования к обустройству помещения, в котором размещается региональный банк данных о детях, и сохранности конфиденциальной информации, содержащейся в региональном банке данных о детях.
11.1. Размещение, специальное оборудование, охрана и организация режима в помещении, в котором размещается региональный банк данных о детях, должны исключать возможность неконтролируемого проникновения или пребывания в них посторонних лиц, а также просмотра посторонними лицами ведущихся там работ.
11.2. Специалисты обязаны обеспечить:
1) предотвращение несанкционированного доступа к конфиденциальной информации, содержащейся в региональном банке данных о детях, и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к указанной информации;
2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к конфиденциальной информации, содержащейся в региональном банке данных о детях;
3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к конфиденциальной информации, содержащейся в региональном банке данных о детях;
4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, содержащейся в региональном банке данных о детях, в результате которого нарушается их функционирование;
5) возможность незамедлительного восстановления информации, содержащейся в региональном банке данных о детях, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;
6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности конфиденциальной информации, содержащейся в региональном банке данных о детях.
11.3. В целях обеспечения сохранности и защиты конфиденциальной информации, содержащейся в региональном банке данных о детях, специалисту по ведению регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее регионального банка данных), запрещается передавать документы и внешние носители с указанной информацией во временное пользование иным лицам, в том числе специалистам, не имеющим по роду служебной деятельности прямого допуска к региональному банку данных о детях.
11.4. Формирование и использование государственного банка данных о детях осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информатизационных технологиях и о защите информации с применением стандартизированных технических и программных средств, прошедших соответствующую проверку и сертификацию, а также унифицированных информационных ресурсов на основе использования единых форматов и классификаторов учетных данных о детях, стандартных протоколов и регламентов обмена информацией.
12. Требования к документам, необходимым для исполнения государственной функции.
12.1. Гражданин Российской Федерации в целях получения направления на посещение ребенка, оставшегося без попечения родителей, предъявляет специалисту по ведению регионального банка данных паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иной документ, удостоверяющий его личность, и представляет:
а) заявление о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям (приложение N 2 к настоящему Регламенту);
б) анкету гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью (приложение N 3 к настоящему Регламенту), с заполненным первым разделом;
в) заключение органа опеки и попечительства, выданное по месту жительства гражданина, о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем (приложение N 4 к настоящему Регламенту).
12.2. Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий за пределами Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства в целях получения направления на посещение ребенка, оставшегося без попечения родителей, предъявляет специалисту документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, и представляет:
а) заявление о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям (приложение N 2 к настоящему Регламенту);
б) анкету гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью (приложение N 3 к настоящему Регламенту), с заполненным первым разделом;
в) обязательство поставить на учет в соответствующем консульском учреждении Российской Федерации усыновленного им ребенка;
г) обязательство предоставлять возможность для обследования условий жизни и воспитания усыновленного ребенка;
д) копию документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве;
е) заключение компетентного органа государства, гражданином которого он является (для гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, или лица без гражданства - государства, в котором он имеет постоянное место жительства), об условиях его жизни и возможности быть усыновителем. К заключению прилагаются фотоматериалы о его семье;
ж) обязательство компетентного органа государства проживания гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка и представлять отчеты об условиях жизни и воспитания ребенка в семье усыновителя, составленные по форме согласно приложению N 5 к настоящему Регламенту;
з) обязательство компетентного органа государства проживания гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина проконтролировать постановку на учет в консульском учреждении Российской Федерации усыновленного ребенка;
и) копию лицензии (или другого документа) иностранной организации, подтверждающей полномочия компетентного органа по подготовке документов, указанных в подпунктах "е" - "з" настоящего пункта.
12.3. Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий за пределами Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства в случае выезда на момент оформления им усыновления ребенка в другое государство на срок более одного года (на работу или по иным причинам) кроме документов, указанных в подпунктах "а" - "д" пункта 12.2 настоящего Регламента, представляет следующие документы:
а) заключение о возможности быть усыновителем и обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка и постановкой его на консульский учет в консульском учреждении Российской Федерации по возвращении в государство постоянного места жительства, выданные компетентным органом этого государства;
б) заключение об условиях его жизни и обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка и постановкой его на консульский учет в консульском учреждении Российской Федерации по прибытии в государство, на территории которого он проживает на момент оформления усыновления, выданные компетентным органом этого государства.
12.4. Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий за пределами Российской Федерации, лицо без гражданства или иностранный гражданин, постоянно проживающий на территории государства, гражданином которого он не является, представляет документы, указанные в подпунктах "е" - "и" пункта 12.2 настоящего Регламента, выданные компетентным органом государства, в котором он имеет постоянное место жительства.
12.5. Документы, указанные в подпунктах "а" - "г" пункта 12.2 настоящего Регламента, принимаются к рассмотрению в течение года с даты их составления, а указанные в подпунктах "е" - "и" этого пункта, - в течение года со дня их выдачи.
Если законодательством иностранного государства предусмотрен иной срок действия документов, указанных в подпунктах "е" - "и" пункта 12.2 настоящего Регламента, то они могут рассматриваться в течение срока, установленного законодательством соответствующего государства.
12.6. Сведения о гражданине личного характера, указанные в анкете гражданина, должны соответствовать его паспортным данным или данным документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве.
В анкете гражданина указываются реквизиты заключения органа опеки и попечительства по месту жительства гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, о его возможности быть усыновителем, опекуном (попечителем), патронатным воспитателем или приемным родителем либо реквизиты заключения об условиях жизни и возможности иностранного гражданина быть усыновителем, соответствующего законодательству об усыновлении государства, гражданином которого является иностранный гражданин, желающий усыновить (удочерить) ребенка (в отношении гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, или лица без гражданства, желающего усыновить (удочерить) ребенка, - законодательству государства, в котором указанный гражданин или лицо имеет постоянное место жительства).
В анкете гражданина Российской Федерации должна быть указана выбранная им форма устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в свою семью.
В случае подачи заявления о желании принять на воспитание в свою семью нескольких детей информация заполняется отдельно на каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей.
12.7. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, желающие усыновить ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае, если указанный ребенок или его родители, являющиеся гражданами Российской Федерации, никогда не проживали на территории Российской Федерации, в целях получения предварительного разрешения на усыновление представляют специалисту документы, перечень которых установлен Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Правилами передачи детей на усыновление:
а) свидетельство о рождении ребенка;
б) согласие ребенка, достигшего 10-летнего возраста, на усыновление;
в) согласие родителя(ей) ребенка на усыновление или документ, подтверждающий наличие одного из обстоятельств, при которых в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации усыновление ребенка допускается без согласия родителей;
г) заключение компетентного органа государства своего места жительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка;
д) копию свидетельства о рождении усыновителя - при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке;
е) копию свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) - при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке;
ж) при усыновлении ребенка одним из супругов - согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили отношения и не проживают совместно более года. При невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты;
з) медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя);
и) справку с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо иной документ о доходах;
к) документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение;
л) заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители (усыновитель) (при усыновлении ребенка лицами без гражданства - государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями;
м) разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства (если усыновляемый ребенок и усыновители проживают в разных государствах).
Указанные документы могут быть представлены через соответствующее консульское учреждение или дипломатическое представительство Российской Федерации либо непосредственно в министерство образования Оренбургской области.
Отчим (мачеха) ребенка, гражданина Российской Федерации, усыновляемого в порядке, установленном настоящим пунктом, не предоставляют документы, предусмотренные подпунктами "ж", "и" настоящего пункта.
12.8. В документах, представленных гражданином, не должно быть подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных исправлений, а также серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание.
12.9. Документы, выданные за пределами Российской Федерации, представляются на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства и должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, а также переведены на русский язык. При этом перевод либо подпись переводчика удостоверяются в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства либо заверяются в установленном порядке на территории Российской Федерации.
13. Государственная функция исполняется бесплатно.
III. Административные процедуры
14. Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:
учет сведений о детях, оставшихся без попечения родителей;
внесение изменений в сведения о детях, оставшихся без попечения родителей;
направление информации о детях, оставшихся без попечения родителей, в органы опеки и попечительства;
учет сведений об обратившихся в министерство образования Оренбургской области гражданах;
предоставление гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей;
оказание содействия гражданам в случае отсутствия в региональном банке данных о детях сведений о ребенке, соответствующих их пожеланиям;
подготовка запросов о предоставлении сведений о детях, состоящих на учете в федеральном банке данных о детях;
рассмотрение запросов и обращений заинтересованных федеральных и государственных (областных) органов государственной власти, судебных и правоохранительных органов;
выдача направлений на посещение детей, состоящих на учете в региональном банке данных;
выдача предварительных разрешений на усыновление детей, являющихся гражданами Российской Федерации.
15. Учет сведений о детях, оставшихся без попечения родителей.
15.1. Муниципальные органы, исполняющие переданные государственные полномочия по организации и деятельности по опеке и попечительству, ведут учет сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, по форме, установленной министерством образования и науки Российской Федерации, и по истечении сроков, установленных Семейным кодексом Российской Федерации, передают региональному оператору анкеты детей по форме согласно приложению N 7 к Регламенту.
15.2. Блок-схема последовательности действий при исполнении административной процедуры по учету сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, приведена в приложении N 8 к Регламенту.
15.3. Основанием для начала выполнения административной процедуры является поступление в министерство образования Оренбургской области из муниципального органа данных о детях, оставшихся без попечения родителей, анкет детей по форме согласно приложению N 7 к настоящему Регламенту и их фотографий.
Сведения о состоянии здоровья детей, оставшихся без попечения родителей, их физическом и умственном развитии предоставляются муниципальными органами, исполняющими переданные государственные полномочия по опеке и попечительству, а также региональным оператором в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотра, принятой 43-й Всемирной Ассамблеей Здравоохранения.
15.4. Муниципальные органы передают в министерство образования и науки Оренбургской области сведения о детях на бумажных носителях в печатном виде, информация о которых регистрируется в Журнале регионального учета детей, оставшихся без попечения родителей согласно Приложению N 7.
К анкетам детей прилагается сопроводительное письмо, в котором указывается список детей (фамилия, имя, отчество, дата рождения). В анкете ребенка также указываются причины отсутствия родительского попечения и возможная форма устройства ребенка.
Министерство образования Оренбургской области передает в Минобрнауки России сведения о детях в электронном виде по электронной почте либо на магнитных (лазерных) дисках. Информация, направляемая федеральному оператору банка данных детей, регистрируется в Журнале регионального учета детей, оставшихся без попечения родителей
Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых:
умерли;
неизвестны, судом признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими;
признаны судом недееспособными;
лишены судом родительских прав;
дали согласие на усыновление по форме согласно приложению N 9 к настоящему регламенту;
по причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания<1>.
Усыновление ребенка, оставленного в родильном доме (отделении) или ином лечебно-профилактическом учреждении, может быть осуществлено в установленном законодательством Российской Федерации порядке при наличии соответствующего акта, составленного администрацией учреждения, в котором был оставлен ребенок, по форме согласно приложению N 10 к настоящему Регламенту.
<1> За исключением случаев усыновления иностранными гражданами или лицами без гражданства детей, являющихся гражданами Российской Федерации.
15.5. Специалист по ведению регионального банка данных регистрирует поступившие анкеты детей, оставшихся без попечения родителей, в журнале учета информации, поступившей от муниципальных органов, исполняющих переданные государственные полномочия по опеке и попечительству (приложение N 11 к настоящему Регламенту).
Максимальный срок внесения указанной информации в журнал учета информации, поступившей от муниципальных органов, исполняющих переданные государственные полномочия по опеке и попечительству, - в день поступления анкет детей, оставшихся без попечения родителей, к специалисту по ведению регионального банка данных.
15.6. Специалист по ведению регионального банка данных проверяет:
соответствие анкет детей, оставшихся без попечения родителей, форме, приведенной в приложении N 7 к настоящему Регламенту;
соблюдение муниципальными органами сроков и порядка предоставления анкет детей, оставшихся без попечения родителей, в региональный банк данных о детях, установленных Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" и Правилами ведения государственного банка данных о детях.
Максимальный срок проверки - в день поступления анкет детей, оставшихся без попечения родителей, к специалисту по ведению регионального банка данных.
15.7. При обнаружении специалистом по ведению регионального банка данных нарушений в оформлении анкет детей, оставшихся без попечения родителей, или их фотографий он:
составляет перечень выявленных нарушений;
сообщает соответствующему муниципальному органу о невозможности занесения сведений в региональный банк данных о детях;
просит соответствующий муниципальный орган внести необходимые изменения в анкету ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Информирование муниципального органа о выявленных нарушениях производится путем направления соответствующего письма либо телефонограммой, оформленных в установленном в министерстве образования Оренбургской области порядке делопроизводства за подписью первого заместителя министра образования Оренбургской области.
Максимальный срок информирования муниципальных органов - 7 рабочих дней со дня поступления анкет детей, оставшихся без попечения родителей, к специалисту по ведению регионального банка данных.
15.8. При нарушении сроков и порядка предоставления анкет детей, оставшихся без попечения родителей, в региональный банк данных о детях специалист по ведению регионального банка данных запрашивает у муниципального органа причины допущенного нарушения.
15.9. При отсутствии нарушений или их устранении специалист по ведению регионального банка данных вносит сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, в региональный банк и передает данные о детях в федеральный банк данных (Приложение N 15).
Максимальный срок внесения сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, в региональный банк данных о детях - в день поступления анкет детей, оставшихся без попечения родителей, к специалисту по ведению регионального банка данных.
Сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, передаются в федеральный банк данных о детях через месяц после постановки анкеты в региональный банк данных, оформленной в соответствии с приложением 7 к Регламенту.
15.10. Специалист по ведению регионального банка данных систематизирует данные о выявленных нарушениях и регулярно (не реже одного раза в 3 месяца) направляет соответствующую информацию руководителям муниципальных органов районов и городов Оренбургской области.
Указанная информация оформляется в установленном в министерстве образования Оренбургской области порядке делопроизводства и подписывается первым заместителем министра образования Оренбургской области.
15.11. Специалист по ведению регионального банка данных использует производную информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, для распространения посредством опубликования в средствах массовой информации или иным способом в целях информирования населения Российской Федерации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи.
Производная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, публикуется в информационном бюллетене министерства образования Оренбургской области.
После занесения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в региональный банк данных о детях специалист по ведению регионального банка данных готовит информационный бюллетень, который содержит производную информацию о ребенке: его фотографию, имя, начальную букву фамилии, пол, возраст, цвет волос и глаз, наличие братьев и сестер, особенности характера, возможные формы устройства на воспитание в семью, а также контактную информацию регионального оператора, к которому может обратиться гражданин для получения сведений о ребенке.
Максимальный срок для опубликования производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, - 15 рабочих дней с момента занесения сведений об указанных детях в региональный банк данных о детях.
16. Внесение изменений в сведения о детях, оставшихся без попечения родителей.
16.1. При изменении данных о ребенке, содержащихся в анкете ребенка, муниципальный орган в 3-дневный срок информирует об этом регионального оператора по форме согласно приложению N 12 к Регламенту.
В случае прекращения учета сведений о ребенке в государственном банке данных о детях муниципальный орган обязан сообщать об этом региональному оператору по форме согласно приложению N 13 к Регламенту.
16.2. Основанием для начала выполнения административной процедуры является поступление в 3-дневный срок от муниципального органа региональному оператору:
информации об изменении данных о ребенке, оставшемся без попечения родителей, содержащихся в анкете ребенка, по форме согласно приложению N 12 к Регламенту;
информации о прекращении учета сведений о ребенке в государственном банке данных о детях по форме согласно приложению N 13 к Регламенту;
фотографий детей, оставшихся без попечения родителей, направляемых региональным оператором в соответствии с пунктом 7 Правил ведения государственного банка данных о детях;
информации о мерах, предпринятых муниципальным органом по устройству и оказанию содействия в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
16.3. Специалист по ведению регионального банка данных регистрирует изменения в анкетах детей, оставшихся без попечения родителей, в журнале учета информации, поступившей от муниципального органа (приложение N 11 к Регламенту).
16.4. Специалист по ведению регионального банка данных проверяет:
соответствие информации, указанной в пункте 16.2 настоящего Регламента, установленным требованиям;
соблюдение муниципальным органом сроков и порядка предоставления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, в региональный банк данных о детях.
Максимальный срок проверки - 3 рабочих дня со дня регистрации изменений в анкетах детей, оставшихся без попечения родителей, в журнале учета информации, поступившей от муниципальных органов, исполняющих переданные государственные полномочия по опеке и попечительству.
16.5. При выявлении нарушений требований к предоставленной муниципальными органами информации, а также сроков и порядка ее предоставления специалист по ведению регионального банка данных сообщает об этом соответствующему муниципальному органу, в порядке, установленном пунктами 15.7 и 15.8 настоящего Регламента.
16.6. При отсутствии нарушений или их устранении специалист по ведению регионального банка данных вносит изменения в анкеты детей, оставшихся без попечения родителей, содержащиеся в региональном банке данных о детях.
Информация, направляемая федеральному оператору, регистрируется в Журнале учета информации, направляемой федеральному оператору государственного банка данных о детях (приложение N 28).
Максимальный срок внесения изменений в анкеты детей, оставшихся без попечения родителей, - 1 рабочий день с момента окончания проверки, указанной в пункте 16.4 настоящего Регламента.
Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, переведен из учреждения Оренбургской области в учреждение другого субъекта Российской Федерации, орган опеки и попечительства в 3-дневный срок информирует об этом министерство образования Оренбургской области. Специалист по ведению регионального банка данных в 3-дневный срок передает анкету ребенка региональному оператору субъекта Российской Федерации, в учреждение которого переведен ребенок, оставшийся без попечения родителей, и информирует об этом федерального оператора.
16.7. Специалист по ведению регионального банка данных осуществляет регулярный мониторинг информации, содержащейся в региональном банке данных о детях.
В процессе осуществления мониторинга указанной информации специалист по ведению регионального банка данных:
запрашивает у муниципальных органов недостающие сведения о детях, оставшихся без попечения родителей (в том числе информацию о предпринятых мерах по организации устройства и оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации);
проверяет соблюдение муниципальными органами сроков и порядка передачи в региональный банк данных о детях сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, и информации о прекращении учета сведений о детях, оставшихся без попечения родителей;
систематизирует данные о выявленных нарушениях муниципальных органов и регулярно (не реже одного раза в 3 месяца) направляет соответствующую информацию руководителям муниципальных органов районов и городов Оренбургской области;
осуществляет проведение ежегодных проверок соответствия количества детей в региональном банке данных о детях и организациях для детей-сирот;
проводит сверку регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, (ежегодно в декабре месяце) и направляет информацию по итогам сверки в муниципальные органы.
17. Учет сведений об обратившихся в министерство образования Оренбургской области гражданах.
17.1. Блок-схема последовательности действий при исполнении административной процедуры по учету сведений об обратившихся в министерство образования Оренбургской области гражданах приведена в приложении N 16 к Регламенту).
17.2. Основанием для начала выполнения административной процедуры является предоставление гражданином в установленном порядке в министерство образования Оренбургской области документов, указанных в пунктах 12.1 - 12.6 настоящего Регламента.
Документы граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства может представлять в министерство образования Оренбургской области сотрудник представительства иностранной организации.
Сотрудник представительства иностранной организации для осуществления своей деятельности от имени представительства на территории Оренбургской области представляет специалисту по ведению регионального банка данных следующие документы:
а) копию соответствующего разрешения Минобрнауки России, заверенную в установленном порядке;
б) удостоверение сотрудника представительства;
в) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность сотрудника представительства;
г) письмо руководителя представительства о намерении осуществлять деятельность по усыновлению детей на территории Оренбургской области и наделении сотрудника указанного представительства полномочиями по осуществлению деятельности по усыновлению детей на территории субъекта Российской Федерации.
17.3. Документы гражданина представляются непосредственно специалисту, ответственному за прием документов от граждан.
17.4. В целях предоставления документов прием граждан осуществляется в порядке, установленном пунктом 7.7 настоящего Регламента.
17.5. Специалист, ответственный за прием граждан, рассматривает представленные документы по существу.
При этом специалист, ответственный за прием граждан:
устанавливает личность гражданина, в том числе проверяет документ, удостоверяющий личность;
проверяет наличие и соответствие всех необходимых документов, представленных гражданином, требованиям, установленным пунктами 12.1 - 12.6, 12.8 и 12.9 настоящего Регламента.
Максимальный срок рассмотрения документов - 10 дней с момента представления документов специалисту, ответственному за прием граждан.
Специалист, ответственный за прием граждан:
- осуществляет контроль за предоставлением отчетов и постановкой на консульский учет детей, усыновленных иностранными гражданами;
- осуществляет контроль за работой представительств иностранных организаций, имеющих соответствующие разрешения на осуществление деятельности по усыновлению на территории Оренбургской области.
17.6. При отсутствии у гражданина Российской Федерации заявления о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить его с находящимися в региональном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям, или анкеты гражданина с заполненным первым разделом, или неправильном заполнении указанных документов специалист, ответственный за прием граждан, оказывает гражданину помощь при их заполнении.
В случае несоответствия установленным требованиям содержания или оформления представленных гражданином документов, а также отсутствия необходимых документов специалист, ответственный за прием граждан, сообщает гражданину или сотруднику представительства иностранной организации о необходимости представить недостающие, или исправленные, или оформленные надлежащим образом документы.
17.7. Информация о необходимости представить недостающие, или исправленные, или оформленные надлежащим образом документы сообщается гражданину или сотруднику представительства иностранной организации уведомлением, оформленным в установленном в министерстве образования Оренбургской области порядке делопроизводства, за подписью специалиста, ответственного за прием документов от граждан.
17.8. Отсчет 10-дневного срока рассмотрения документов гражданина в случаях, указанных в пункте 17.6 настоящего Регламента, происходит с момента поступления недостающих, или исправленных, или оформленных надлежащим образом документов специалисту, ответственному за прием граждан.
17.9. При несогласии гражданина или сотрудника представительства иностранной организации представить недостающие, или исправленные, или оформленные надлежащим образом документы либо невозможности их предоставления, а также при наличии иных оснований для отказа в предоставлении гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях, указанных в пункте 9 настоящего Регламента, специалист, ответственный за прием граждан, готовит письменный мотивированный отказ в предоставлении указанной информации.
Письмо с отказом в предоставлении информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях оформляется в установленном в министерстве образования Оренбургской области порядке делопроизводства и подписывается министром образования Оренбургской области.
Отказ должен содержать основания, по которым запрашиваемая информация из регионального банка данных о детях не может быть предоставлена.
17.10. При соответствии документов, представленных гражданином, установленным требованиям специалист, ответственный за прием граждан, заполняет второй раздел анкеты гражданина, а также заносит сведения о гражданине Российской Федерации в журнал учета кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, патронатные воспитатели граждан Российской Федерации, оформленный согласно приложению N 17 к Регламенту (далее - журнал учета граждан Российской Федерации), сведения о гражданине Российской Федерации, постоянно проживающем за пределами Российской Федерации, иностранном гражданине или лице без гражданства в журнал учета кандидатов в усыновители - иностранных граждан, граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, и лиц без гражданства и выдачи сведений о ребенке, оформленный согласно приложению N 18 к Регламенту) (далее - журнал учета иностранных граждан).
17.11. Специалист, ответственный за прием граждан, передает информацию о гражданах специалисту по ведению регионального банка данных, который вносит сведения о гражданине в региональный банк данных о детях в целях обеспечения доступа указанного гражданина к содержащейся в региональном банке данных о детях информации о детях, оставшихся без попечения родителей.
18. Предоставление гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей.
18.1. Блок-схема последовательности действий при исполнении административной процедуры по предоставлению гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, приведена в приложении N 19 к настоящему Регламенту.
18.2. Основанием для начала выполнения административной процедуры является занесение сведений о гражданине в региональный банк данных о детях в порядке, установленном пунктами 17.3 - 17.11 настоящего Регламента.
18.3. Специалист по ведению регионального банка данных осуществляет поиск в региональном банке данных о детях ребенка, оставшегося без попечения родителей, в соответствии с требованиями, указанными в анкете гражданина.
18.4. При подборе ребенка, оставшегося без попечения родителей, соответствующего требованиям, указанным в анкете гражданина, специалист, ответственный за прием граждан, направляет факсимильной связью соответствующему муниципальному органу запрос о наличии направления на посещение выбранного ребенка, выданного ранее органом опеки и попечительства другим гражданам, а также об уточнении медицинского диагноза выбранного ребенка.
Максимальный срок направления запроса о наличии направления на посещение выбранного ребенка - 3 дня с момента выбора гражданином ребенка.
18.5. Региональный оператор при подборе ребенка, оставшегося без попечения родителей, соответствующего требованиям, указанным в анкете гражданина, или при получении запроса Минобрнауки России о наличии направления на посещение выбранного ребенка направляет факсимильной связью муниципальному органу запрос о наличии направления на посещение выбранного ребенка, выданного ранее органом опеки и попечительства другим гражданам, а также об уточнении медицинского диагноза выбранного ребенка.
Региональный оператор в трехдневный срок со дня получения запроса Минобрнауки России факсимильной связью подтверждает, что направление на посещение указанного ребенка не выдавалось другим гражданам, либо сообщает даты и номер выданного направления.
Муниципальный орган в трехдневный срок со дня получения запроса министерства образования Оренбургской области факсимильной связью подтверждает, что направление на посещение указанного ребенка не выдавалось другим гражданам, либо сообщает даты и номер выданного направления.
18.6. При поступлении от муниципального органа информации о том, что направление на посещение указанного ребенка выдавалось другим гражданам, специалист по ведению регионального банка данных продолжает поиск другого ребенка, оставшегося без попечения родителей, в соответствии с требованиями, указанными в анкете гражданина.
18.7. В случае отсутствия выданных ранее направлений специалист по ведению регионального банка данных сообщает об этом гражданину и предлагает прибыть в министерство образования Оренбургской области для ознакомления со сведениями о ребенке (детях).
Если гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий за пределами Российской Федерации, иностранный гражданин и лицо без гражданства, которому региональным оператором подобраны сведения о ребенке, в 20-дневный срок с даты внесения информации об этом в журнал учета иностранных граждан не получит лично направление на посещение этого ребенка, сведения об этом ребенке могут быть переданы другому гражданину, сведения о котором находятся на учете в государственном банке данных о детях.
В случае представления документов граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства региональному оператору наделенным соответствующими полномочиями сотрудником представительства иностранной организации при отсутствии выданных ранее направлений специалист, ответственный за прием граждан, сообщает об этом указанному сотруднику и предлагает прибыть к региональному оператору для получения производной информации о ребенке по форме согласно приложению N 20 к Регламенту.
Сотрудник представительства иностранной организации ставит подпись и дату получения информации на копии вышеуказанного документа.
Сотрудник представительства иностранной организации может по просьбе иностранного гражданина представить региональному оператору письменное заявление граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с просьбой о получении производной информации уточняющего характера о ребенке, подобранном для него (особенности состояния здоровья ребенка и др.).
Максимальный срок предоставления сотруднику представительства иностранной организации указанной информации - 3 рабочих дня с даты получения заявления о необходимости ее предоставления.
18.8. Специалист, ответственный за прием граждан, предоставляет лично гражданину первый раздел анкеты ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его фотографию, сведения о котором соответствуют пожеланиям гражданина.
18.9. Гражданин заполняет заявление об ознакомлении со сведениями о ребенке (детях), подлежащем(их) устройству в семью граждан (приложение N 21 к Регламенту).
18.10. Специалист, ответственный за прием граждан, готовит для выдачи гражданину направление на посещение ребенка (приложение N 22 к Регламенту).
Максимальный срок подготовки указанного направления - 3 рабочих дня с момента подписания гражданином заявления об ознакомлении со сведениями о ребенке (детях), подлежащем(их) устройству в семью граждан.
18.11. Специалист, ответственный за прием граждан, выдает лично гражданину направление на посещение ребенка, оставшегося без попечения родителей, и информирует об этом муниципальный орган по месту фактического нахождения указанного ребенка, высылая ему копию направления на посещение ребенка.
Максимальный срок информирования муниципального органа - 1 рабочий день с момента выдачи направления на посещение ребенка, оставшегося без попечения родителей.
18.12. Направление выдается на посещение одного ребенка и действительно в течение 10 дней с даты его выдачи.
Срок действия направления может быть продлен региональным оператором при наличии оснований, препятствующих гражданину посетить ребенка в установленный срок (болезнь, служебная командировка и др.).
Для продления срока действия направления гражданин подает письменное заявление в министерство образования Оренбургской области в произвольной форме с обоснованием причин невозможности посетить ребенка в установленный срок.
18.13. Гражданин обязан в установленный для посещения ребенка, оставшегося без попечения родителей, срок проинформировать министерство образования Оренбургской области о результатах посещения этого ребенка и принятом им решении в письменной форме согласно приложению N 23 к настоящему Регламенту.
18.14. При отказе гражданина от приема на воспитание в свою семью предложенного ему ребенка он имеет право получить направление на посещение другого выбранного им ребенка в порядке, установленном пунктами 18.3 - 18.14 настоящего Регламента.
При отказе гражданина от приема на воспитание в свою семью предложенного ему ребенка и от поиска другого ребенка и представлении им заявления в письменной форме о прекращении учета сведений о нем в региональном банке данных о детях сведения о данном гражданине снимаются с учета в региональном банке данных о детях.
Снятие с учета в региональном банке данных о детях сведений о гражданине в случае принятия гражданином ребенка на воспитание в свою семью, представления им заявления в письменной форме о прекращении учета сведений о нем в региональном банке данных о детях, а также в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оформляется распоряжением министра (первого заместителя министра).
19. Оказание содействия гражданам в случае отсутствия в региональном банке данных о детях сведений о ребенке, соответствующем их пожеланиям.
19.1. Блок-схема последовательности действий при исполнении административной процедуры по оказанию содействия гражданам в случае отсутствия в региональном банке данных о детях сведений о ребенке, соответствующем их пожеланиям, приведена в приложении N 24 к настоящему Регламенту.
19.2. Основанием для начала выполнения административной процедуры является поступление в министерство образования Оренбургской области заявления гражданина в произвольной форме о дальнейшем поиске ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, соответствующего его пожеланиям, в случае отсутствия сведений о таком ребенке (детях) в региональном банке данных о детях.
19.3. Специалист, ответственный за прием граждан, не реже одного раза в месяц письменно уведомляет гражданина о поступлении (непоступлении) в региональный банк данных о детях новых анкет детей, оставшихся без попечения родителей, содержащих сведения, которые соответствуют его пожеланиям.
Письмо с уведомлением гражданина оформляется в установленном в министерстве образования Оренбургской области порядке делопроизводства и подписывается министром (первым заместителем министра).
Максимальный срок подготовки указанного письма - 3 рабочих дня с момента поступления к специалисту, ответственному за прием граждан, необходимой информации.
19.4. Гражданин в 15-дневный срок со дня получения уведомления о наличии в региональном банке данных о детях сведений о ребенке (детях), соответствующих его пожеланиям, может явиться в министерство образования Оренбургской области для ознакомления с информацией о данном ребенке (детях).
Указанный срок может быть продлен, если гражданин в 15-дневный срок со дня получения уведомления проинформирует министерство образования Оренбургской области об основаниях, препятствующих ему ознакомиться с информацией о ребенке (детях) (болезнь, служебная командировка и др.).
19.5. Если гражданин, дважды получив уведомление о результатах поиска ребенка, оставшегося без попечения родителей, не явился в министерство образования Оренбургской области, поиск ребенка для данного гражданина приостанавливается и может быть возобновлен на основании повторного письменного заявления гражданина.
Приостановление поиска ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, соответствующего пожеланиям гражданина, оформляется распоряжением министра (первого заместителя министра).
19.6. Специалист, ответственный за прием граждан, не реже одного раза в месяц письменно уведомляет гражданина о поступлении (непоступлении) в региональный банк данных о детях новых анкет детей, оставшихся без попечения родителей, содержащих сведения, которые соответствуют его пожеланиям.
19.7. После заполнения гражданином заявления, указанного в пункте 19.6 настоящего Регламента, осуществляются действия, предусмотренные пунктами 18.10 - 18.14 настоящего Регламента.
20. Рассмотрение запросов и обращений заинтересованных федеральных или государственных (областных) органов государственной власти, судебных и правоохранительных органов.
20.1. Основанием для начала выполнения административной процедуры является поступление в министерство образования Оренбургской области запроса или обращения заинтересованного федерального или государственного (областного) органа государственной власти, судебных и правоохранительных органов о предоставлении информации из регионального банка данных о детях.
20.2. Специалист, ответственный за прием граждан, в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минобрнауки России и министерства образования Оренбургской области, готовит ответ на запрос или обращение.
20.3. Конфиденциальная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, содержащаяся в региональном банке данных о детях, может быть предоставлена только по запросам суда, органов прокуратуры, органов дознания или следствия, либо Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
21. Выдача информации по запросам муниципальных органов о предоставлении сведений о детях, находящихся в региональном банке данных о детях.
21.1. Блок-схема последовательности действий при исполнении административной процедуры по рассмотрению запросов муниципальных органов о предоставлении информации о детях, состоящих на учете в региональном банке данных, приведена в приложении N 26 к настоящему Регламенту.
21.2. Основанием для начала выполнения административной процедуры является поступление в министерство образования Оренбургской области запроса муниципального органа о предоставлении сведений о детях, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, и отвечающих требованиям, указанным в запросе, составленного в произвольной форме, с обязательным указанием сведений о поле, возрасте, состоянии здоровья ребенка, в случае невозможности подобрать ребенка в муниципалитете по месту жительства кандидатов в усыновители.
Основанием для направления муниципальным органом запроса является письменное заявление гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, о предоставлении сведений о ребенке (детях), состоящих на учете в региональном банке данных о детях.
21.3. Специалист по ведению регионального банка данных проверяет наличие в региональном банке данных о детях сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, отвечающих требованиям, указанным в запросе.
Максимальный срок проверки - 10 рабочих дней с момента поступления запроса муниципального органа о предоставлении сведений о детях, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, и отвечающих требованиям, указанным в запросе, к специалисту, ответственному за рассмотрение запросов муниципальных органов.
21.4. По итогам проведения проверки специалист по ведению регионального банка данных направляет муниципальному органу производную информацию о детях, сведения о которых соответствуют его запросу по форме согласно приложению N 20 к настоящему Регламенту, или готовит письмо муниципальному органу, в котором сообщается об отсутствии в региональном банке данных о детях таких сведений.
В анкете ребенка, информация о котором направлена муниципальному органу, делается соответствующая отметка.
Муниципальный орган доводит полученную из министерства образования Оренбургской области информацию до сведения гражданина в трехдневный срок со дня ее получения. Муниципальный орган в семидневный срок со дня ознакомления гражданина с вышеуказанной информацией письменно по форме согласно приложению N 26 к настоящему Регламенту уведомляет министерство образования Оренбургской области о решении гражданина посетить выбранного им ребенка или продолжить поиск ребенка в соответствии с пожеланиями гражданина.
21.5. При получении от муниципального органа уведомления о решении гражданина продолжить поиск ребенка в соответствии с пожеланиями гражданина специалист по ведению регионального банка данных продолжает поиск указанного ребенка и не реже одного раза в месяц в установленном порядке, направляет органу опеки и попечительства производную информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, сведения о которых вновь поступили в региональный банк данных о детях и соответствуют запросу.
Уведомление муниципального органа министерство образования Оренбургской области о желании гражданина продолжить поиск ребенка является обязательным условием для его продолжения.
21.6. После получения уведомления о решении гражданина посетить выбранного им ребенка, оставшегося без попечения родителей, специалист по ведению регионального банка данных готовит для выдачи гражданину направление на посещение ребенка, оставшегося без попечения родителей, и направляет его соответствующему муниципальному органу.
Максимальный срок подготовки направления на посещение ребенка и направления его соответствующему муниципальному органу по месту жительства усыновителей - 5 рабочих дней со дня получения уведомления о решении гражданина посетить выбранного им ребенка, оставшегося без попечения родителей.
21.7. Специалист по ведению регионального банка данных письменно информирует муниципальный орган по месту нахождения выбранного ребенка, оставшегося без попечения родителей, о направлении муниципального органа по месту жительства гражданина анкеты ребенка, оставшегося без попечения родителей, и направления на его посещение.
Максимальный срок информирования муниципального органа по месту нахождения выбранного ребенка, оставшегося без попечения родителей, - 5 рабочих дней со дня получения уведомления о решении гражданина посетить выбранного им ребенка, оставшегося без попечения родителей, специалистом по ведению регионального банка данных.
22. Выдача предварительных разрешений на усыновление детей, являющихся гражданами Российской Федерации.
22.1. Блок-схема последовательности действий при исполнении административной процедуры по выдаче предварительных разрешений на усыновление детей, являющихся гражданами Российской Федерации, приведена в приложении N 27 к настоящему Регламенту.
22.2. Основанием для начала выполнения административной процедуры является представление в министерство образования Оренбургской области иностранным гражданином или лицом без гражданства, желающим усыновить ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае, если указанный ребенок или его родители, являющиеся гражданами Российской Федерации, до выезда за пределы Российской Федерации проживали на территории Оренбургской области, документов, указанных в пункте 12.7 настоящего Регламента.
22.3. Специалист, ответственный за прием граждан, проверяет наличие и соответствие требованиям, установленных пунктами 12.7 - 12.9 настоящего Регламента, всех необходимых документов, представленных иностранным гражданином или лицом без гражданства.
Максимальный срок рассмотрения документов - 10 рабочих дней с момента представления документов специалисту, ответственному за прием граждан.
22.4. В случае отсутствия необходимых документов или несоответствия их содержания или оформления установленным требованиям специалист, ответственный за прием граждан, сообщает иностранному гражданину, лицу без гражданства или в консульское учреждение Российской Федерации, в случае если документы были представлены через данное консульское учреждение Российской Федерации, о необходимости представить недостающие или исправленные документы.
Информация о необходимости представить недостающие, или исправленные, или оформленные надлежащим образом документы сообщается письмом, оформленным в установленном в министерстве образования Оренбургской области порядке делопроизводства, за подписью министра.
Максимальный срок подготовки письма о необходимости представить недостающие, или исправленные, или оформленные надлежащим образом документы - 3 рабочих дня со дня обнаружения соответствующих недостатков.
22.5. При несогласии иностранного гражданина или лица без гражданства представить недостающие, или исправленные, или оформленные надлежащим образом документы либо невозможности их предоставления, а также при наличии иных оснований для отказа в выдаче предварительных разрешений на усыновление детей, являющихся гражданами Российской Федерации, указанных в пункте 9 настоящего Регламента, специалист, ответственный за прием граждан, готовит письменный мотивированный отказ в выдаче предварительного разрешения на усыновление ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации.
Письмо с отказом в выдаче предварительного разрешения на усыновление ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, оформляется в установленном в министерстве образования Оренбургской области порядке делопроизводства и подписывается министром.
Отказ должен содержать основания, по которым предварительное разрешение на усыновление ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, не может быть выдано.
22.6. При соответствии документов, представленных иностранным гражданином или лицом без гражданства, установленным требованиям специалист, ответственный за прием граждан, готовит предварительное разрешение на усыновление ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации.
Предварительное разрешение на усыновление ребенка, гражданина Российской Федерации должно содержать:
ссылки на нормативные правовые акты, в соответствии с которыми выдается данное предварительное разрешение;
фамилию, имя и отчество (при наличии) родителя (родителей), давших согласие на усыновление ребенка, гражданина Российской Федерации, либо обстоятельства, при которых в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации усыновление ребенка допускается без согласия родителей, со ссылкой на документ, подтверждающий наличие указанных обстоятельств;
фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения усыновляемого ребенка, гражданина Российской Федерации;
фамилию, имя, наименование страны проживания гражданина (граждан), усыновляющих ребенка, гражданина Российской Федерации.
Предварительное разрешение на усыновление ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, оформляется в установленном в министерстве образования Оренбургской области порядке делопроизводства и подписывается министром. Максимальный срок оформления и подписания предварительного разрешения на усыновление ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, - 10 рабочих дней с момента окончания проверки, указанной в пункте 22.2 настоящего Регламента.
IV. Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции
23. Специалисты, участвующие в исполнении государственной функции, несут персональную ответственность за соблюдение порядка и сроков ее исполнения.
Персональная ответственность специалистов закрепляется в их должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства.
24. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по исполнению государственной функции, и принятием решений специалистами осуществляется должностными лицами министерства образования Оренбургской области, ответственными за организацию работы по исполнению государственной функции.
25. Текущий контроль осуществляется путем проведения должностным лицом, ответственным за организацию работы по исполнению государственной функции, проверок соблюдения и исполнения специалистами положений настоящего Регламента, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
26. Периодичность осуществления текущего контроля -не менее двух раз в год.
27. Контроль за полнотой и качеством исполнения государственной функции включает в себя проведение проверок, выявление и устранение нарушений порядка формирования и использования регионального банка данных о детях.
При проверке могут рассматриваться все вопросы, связанные с исполнением государственной функции (комплексные проверки), или вопросы, связанные с исполнением той или иной административной процедуры (тематические проверки). Проверка также может проводиться по конкретному обращению гражданина.
28. По результатам проведенных проверок при выявлении нарушений прав заявителей осуществляется привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
V. Порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица, а также принимаемого им решения при исполнении государственной функции
29. Граждане имеют право на обжалование действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) должностными лицами в ходе исполнения государственной функции в досудебном и судебном порядке.
30. В части досудебного обжалования заявители имеют право обратиться с жалобой лично (устно) (в установленные часы приема) или направить письменное предложение, заявление или жалобу (далее - письменное обращение) в адрес министерства образования Оренбургской области.
31. При обращении физических и юридических лиц (далее - заявитель) в письменной форме в обязательном порядке указываются наименование органа, в который обратившийся направляет письменную жалобу, либо фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) обратившегося, полное наименование для юридического лица, почтовый адрес или адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагается суть жалобы, ставится личная подпись и дата.
Письменный ответ направляется обратившемуся не позднее 30 дней со дня регистрации обращения в министерстве образования Оренбургской области.
В исключительных случаях, например, при направлении запроса в муниципальный орган, осуществляющий переданные государственные полномочия по организации и деятельности органов опеки и попечительства, о представлении дополнительных документов и материалов, а также в случае направления запроса другим государственным органам, органам местного самоуправления и иным должностным лицам для получения необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов, министр (первый заместитель министра) образования Оренбургской области вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения обратившегося.
32. Обращения не рассматриваются при отсутствии в обращении:
фамилии автора обращения;
сведений об обжалуемом действии (бездействии), решении (в чем выразилось, кем принято);
подписи автора обращения;
почтового адреса или адреса электронной почты, по которому должен быть направлен ответ.
Если в письменном обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу любого должностного лица, а также членов его семьи, обращение может быть оставлено без ответа по существу поставленных в нем вопросов, а заявителю, направившему обращение, сообщено о недопустимости злоупотребления правом.
Если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, о чем сообщается заявителю, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес или адрес электронной почты воспроизводимы.
Если в письменном обращении заявителя содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель министерства образования Оренбургской области, иное уполномоченное на то должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в министерство образования Оренбургской области или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший обращение.
33. По результатам рассмотрения обращения должностным лицом министерства образования Оренбургской области принимается решение об удовлетворении требований обратившегося либо об отказе в его удовлетворении.
34. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения конфиденциальной информации, содержащейся в региональном банке данных о детях, заявителю, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, заявитель вправе вновь направить обращение.
Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
35. Если в результате рассмотрения обращения жалоба признана обоснованной, то соответствующим должностным лицом принимается решение о привлечении к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации специалиста или должностного лица, ответственного за действие (бездействие) и решения, осуществляемые (принятые) в ходе исполнения государственной функции на основании настоящего Регламента и повлекшие за собой жалобу обратившегося.
36. Обратившийся вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц министерства образования Оренбургской области, решения, принятые в ходе исполнения государственной функции, в суде в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532; 2004, N 31, ст. 3230).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.