Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Стартовые условия для разработки стратегии муниципального образования город Новотроицк
2.1. Внутренние и внешние факторы
Для более четкого и системного представления об особенностях процесса развития муниципального образования город Новотроицк следует выделить основные факторы, оказывающие влияние на развитие. Целесообразно - разделить эти факторы на внутренние и внешние по отношению к системе муниципального образования.
Внутренние факторы имеют свою основу внутри системы муниципального образования и на них могут влиять субъекты и объекты, реализующие стратегию, следовательно, можно сформировать методы воздействия на эти факторы и учитывать их в стратегии.
Внешние факторы имеют свою основу за пределами системы муниципального образования влиять на них зачастую бывает либо невозможно, либо довольно трудно и неэффективно. Поэтому их влияние следует учитывается в стратегии, как заданные условия с учетом прогноза их изменения и воздействия на систему муниципального образования.
Внутренние факторы |
Внешние факторы |
Политика органов местного самоуправления муниципального образования; Наличие ресурсов для развития экономики города; Деятельность среднего и малого бизнеса, функционирование экономики города в целом; Поддержка администрацией муниципального образования местного предпринимательства; Инвестиционная привлекательность муниципального образования; Состояние и уровень развития социальной инфраструктуры муниципального образования Уровень духовного, интеллектуального и культурного развития населения муниципального образования Деловая активность в муниципальном образовании |
Элементы международной и общероссийской политики, влияющие на жизнедеятельность и перспективы развития муниципального образования; Ценовая и тарифная политика естественных монополий; Конъюнктура рынка сельскохозяйственной продукции. Инвестиционные предпочтения; Востребованность выпускаемой предприятиями продукции; Межбюджетные отношения; Реализация основных направлений стратегии развития Оренбургской области до 2030 года; Неблагоприятный климат и тяжелая экологическая обстановка; приграничный характер и низкий уровень обустройства границы. |
2.2. SWOT-анализ социально-экономического развития
Сферы |
Уникальность, конкурентные преимущества |
Ключевые проблемы |
1. Ресурсный потенциал | ||
1.1. Географическое положение |
Выгодное приграничное геополитическое положение Наличие железной и автомобильной дорог, аэропорта в г. Орске (в 10 километрах от г. Новотроицка); |
Удаленность от областного центра 276 км |
1.2. Природно-ресурсный потенциал |
Наличие минеральных ресурсов, представленные ценными видами сырья, которые используются в металлургии, химической промышленности, строительной индустрии и строительстве. Наличие земельных ресурсов, представленные непосредственно территорией, занимаемой муниципальным образованием. Наличие водных ресурсов, главным образом, рекой Урал. Наличие полезных ископаемых, представленные рудами различных металлов и строительными материалами. Лесные ресурсы представлены лесами гослесфонда и городскими зелеными насаждениями.
|
Обмеление рек. |
2. Качество жизни | ||
2.1. Демография |
Рост рождаемости населения. Снижение количества абортов. |
Высокий удельный вес населения пенсионного возраста. Превышение смертности над рождаемостью. Низкая доля населения в трудоспособном возрасте. Сокращение численности населения муниципального образования за счет естественной убыли населения. |
2.2. Уровень жизни населения |
Среднемесячная заработная плата в муниципальном образовании выше чем по области Отсутствие задолженности по заработной плате в статистически наблюдаемых действующих предприятий и организаций. |
Сильная дифференциация заработной платы по видам экономической деятельности. |
2.3. Социальная защита населения |
Эффективная работа органов социальной защиты населения. Высокий уровень охвата населения по предоставлению субсидий на оплату ЖКУ. Наличие муниципального бюджетного учреждения "Центр социальной помощи семье и детям", муниципального казенного учреждения социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Журавушка". |
Значительная доля пенсионеров, малообеспеченных граждан и семей в общей численности населения. |
2.4. Жилищно-коммунальная сфера и благоустройство |
Высокий уровень газификации. Наличие системы водоотведения, очистных сооружений. Улучшение качества обслуживания населения тепловой энергией. Значительное улучшение благоустройства и озеленения города. Реализация на территории муниципального образования областной целевой программы "Обеспечение населения Оренбургской области питьевой водой на 2011 - 2016 годы" |
Значительный рост стоимости услуг ЖКХ. Высокая степень износа водопроводных и тепловых сетей. Наличие ветхого и аварийного жилья. Недостаток средств для проведения плановых капитальных ремонтов жилья. |
2.5. Строительство жилья |
Наличие свободных территорий для жилищной застройки. Реализация областной и городской целевых программ "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 гг.". Реализация муниципальной программы "Адресная программа капитального ремонта многоквартирных жилых домов муниципального образования город Новотроицк на 2011 год". |
Относительно высокая стоимость строительных материалов. Отсутствие строительства муниципального жилья из-за недостатка финансовых средств. Недостаток бюджетных средств для оказания финансовой поддержки всем желающим молодым семьям и молодым специалистам приобрести или построить жилье. |
2.6. Здравоохранение |
Наличие и реализация целевых местных, региональных программ и национального проекта "Здоровье", направленных на снижение и предупреждение заболеваемости. Высокий охват вакцинацией детей. Снижение числа абортов у женщин. Поступление современного медицинского оборудования в лечебные учреждения. |
Увеличение детской заболеваемости по сравнению с областным уровнем. Низкая укомплектованность врачами. |
2.7. Образование |
Значительное наращивание темпов модернизации системы образования. Высокий уровень квалификации и профессионального опыта школьных учителей. Высокая занятость детей дополнительным образованием. Полноценное оздоровление детей с высокой степенью охвата в период школьных каникул. |
Низкая наполняемость общеобразовательных сельских школ. Недостаточное развитие материально-технической базы учреждений образования. Недостаточный приток молодых специалистов в образовательные учреждения и продолжающий процесс "старения" педагогических кадров. |
2.8. Культура, физкультура и спорт |
Наличие городского музея, школьных музеев, музеев предприятий, богатых историческим и культурным достоянием. Наличие материально-технической базы учреждений физической культуры и спорта. Наличие возможностей профессиональной подготовки спортсменов. Наличие детской школы искусств, детской музыкальной школы, детская художественной школы. Реализация муниципальной целевой программы "Развитие культуры в муниципальном образовании город Новотроицк". Реализация муниципальной целевой программы "Развитие физической культуры, спорта и туризма на территории муниципального образования город Новотроицк" |
Недостаточное материально-техническое оснащение в соответствии с современными требованиями культурных учреждений. Дефицит квалифицированных профессиональных кадров для организации культурного досуга. Низкая доля населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом. |
2.9. Информационные ресурсы |
Наличие городской и ведомственных газет "Гвардеец Труда" "Металлург". Наличие общедоступной телефонной связи, кабельного телевидения. Наличие сайта муниципального образования в сети Интернет. |
Низкий уровень подготовки и обеспеченности населения по использованию электронных государственных и муниципальных услуг и сайтов. |
2.10. Потребительский рынок |
Достаточно высокое количество торговых предприятий и индивидуальных предпринимателей. |
Существенное отставание уровня оборота розничной торговли и общественного питания на душу населения от средне областного показателя. |
2.11. Состояние окружающей среды |
|
Неблагополучная экологическая обстановка. Отсутствие производства по утилизации бытовых и промышленных отходов. |
2.12. Молодежная политика |
Поддержка талантливой молодежи. Поддержка молодой семьи. Улучшение жилищных условий. |
Недостаточная активность молодежи в вопросах развития муниципального образования. |
3. Экономический потенциал | ||
3.1. Промышленность |
Наличие промышленных предприятий, имеющих относительно развитую производственную базу и возможности для выпуска конкурентоспособной продукции. Активная реализация инвестиционных программ промышленными предприятиями, направленных на увеличение объемов выпускаемой продукции и расширение ее номенклатуры. Высокая динамика промышленного производства. |
Высокая степень физического износа основных производственных фондов на отдельных предприятиях. Наличие убыточных предприятий. Высвобождение рабочей силы в результате оптимизации производства. |
3.2. Сельское хозяйство |
Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подворий в рамках приоритетного национального проекта Развитие АПК" |
Низкий уровень оплаты труда в сельском хозяйстве. Отсутствие организованной системы сбыта продукции, произведенной в ЛПХ. |
3.3 Малый бизнес |
Устойчивый рост количества субъектов малого предпринимательства. Увеличение числа занятых в малом бизнесе. Реализация городской целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Новотроицк на 2011 - 2013 годы". |
Недостаточное развитие отраслевой структуры малого бизнеса. Недостаток собственных финансовых средств малых предприятий, сдерживающий обновление основных фондов и внедрение новых технологий. |
4. Кадровый потенциал | ||
4.1. Занятость населения |
Увеличение числа занятых в малом бизнесе, личном подсобном хозяйстве. Реализация программы содействия занятости населения города и программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города. |
Сокращение численности населения трудоспособного возраста. Сокращение численности работающих на крупных и средних предприятиях. Профессионально-квалификационное несоответствие между требованиями работодателей и предложениями на рынке труда. |
4.2. Система управления муниципального образования |
Стремление к научно обоснованному управлению муниципальным образованием. Высокая доля специалистов с опытом работы. |
Недостаточный уровень использования современных информационных технологий в практике муниципального управления. |
5. Бюджетный потенциал | ||
|
Рост бюджетной обеспеченности на душу населения. Рост налоговых поступлений, в том числе от малого бизнеса. |
Действующая система распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней сокращает возможности муниципального образования в решении проблем местного уровня. |
6. Инвестиционный потенциал | ||
|
Положительная динамика инвестиционной деятельности. Преобладание инвестиций промышленных предприятий в общем объеме инвестиций, что стало основой для модернизации и технического перевооружения производства. Наличие относительно развитого промышленного потенциала. Высокий потенциал трудовых, энергетических и водных ресурсов. Развитость транспортной инфраструктуры. |
Недостаточная обеспеченность элементами производственной инфраструктуры новых инвестиционных площадок. Отсутствие PR-компании по созданию инвестиционно-привлекательного имиджа муниципального образования. |
Возможности |
Угрозы |
Экономические | |
- развитие эффективной системы местного самоуправления - привлечение инвестиций к развитию многоотраслевой структуры экономики и сопутствующей инфраструктуры - стимулирование малого и среднего бизнеса во всех сферах экономики - эффективное распоряжение имеющимся земельным фондом и муниципальной собственностью - увеличение оборота торговли и общественного питания - увеличение доходов от предпринимательской деятельности - увеличение объемов промышленного производства - увеличение ресурсных возможностей поставок на перерабатывающие предприятия |
- моноэкономическая структура развития - высокая степень физического износа основных фондов - зависимость муниципального образования от дотаций и субвенций областного и федерального бюджета - зависимость муниципального образования от внешних инвестиций - отток специалистов и молодых кадров - неблагоприятная демографическая ситуация - значительный рост тарифов на услуги монопольных отраслей |
Социальные | |
- рост реальных доходов населения - рост уровня развития сферы услуг и качества услуг - продолжение реформы ЖКХ, повышение уровня качества жилищно-коммунальных услуг и благоустройства - формирование современной эффективной системы здравоохранения, укрепление здоровья населения, снижение уровня заболеваемости - формирование современной эффективной системы образования, повышения уровня образованности населения - повышение уровня культуры, организации досуга населения - укрепление правопорядка - сохранение национальных традиций и исторического наследия - развитие спорта - улучшение экологической обстановки |
- ухудшение демографической ситуации - возможные перебои с подачей электроэнергии, газа и воды, связанные с высокой степенью износа инженерных сетей - ухудшение экологической обстановки - снижение качества услуг здравоохранения, ухудшение здоровья населения - снижение уровня образованности и культуры населения - рост преступности - повышение стоимости оказания общественных услуг органами местного самоуправления (низкая результативность труда) - низкий уровень политической активности населения, утрата органами местного самоуправления доверия населения - увеличение оттока активной части населения |
Нумерация приводится в соответствии с источником
2.2.2. Обобщенные результаты SWOT-анализа
В городе созданы благоприятные условия для ведения бизнеса. Имеется развитая сеть страховых и кредитно-финансовых учреждений, которые оказывают весь спектр услуг в этом секторе экономики.
Проведенный анализ социально-экономической ситуации, резервов и потенциальных возможностей развития города свидетельствует о том, что г. Новотроицк обеспечен производственными и трудовыми ресурсами для формирования диверсифицированной экономики, но имеет достаточно низкий потенциал для самостоятельного развития.
Существующие проблемы муниципального образования город Новотроицка возможно решить посредством использования программно-целевого подхода, через реализацию мер, направленных на диверсификацию экономики и формирование необходимой инфраструктуры для комфортной жизнедеятельности населения, на основе обеспеченности различными видами сырьевых ресурсов, действующей производственной базы и привлечения новых инвесторов.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Высокий уровень развития производственной базы; обеспеченность различными видами сырьевых ресурсов (железо, марганец, месторождение флюсовых известняков, глинистое сырье для получения цемента); развитые социальная и транспортная инфраструктуры |
Сохранение доли монозависимости экономики города от деятельности ОАО "Уральская Сталь"; сложная экологическая ситуация; сложная демографическая ситуация |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.